ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ, ВНЕУЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ
Л.В. Макарова1, Г.Н. Лукьянец, Т.М. Параничева, М.С. Шибалова ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва
Изучение общей и учебной нагрузки учащихся, степени отклонений в организации режима дня от физиолого-гигиенических возрастных нормативов осуществлялось методикой программного опроса с помощью специальных недельных хронометражных листов, которые заполнялись учениками.
Аудиторная нагрузка соответствовала гигиеническим требованиям. Суммарная учебная нагрузка в учебные дни, включая выполнение домашних заданий и индивидуальные учебные занятия, составляла около 8 часов. В выходные дни пятиклассники имели небольшую долю учебной нагрузки, или она вовсе отсутствовала. У значительного процента школьников пятых классов выявлено сокращение продолжительности ночного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе, низкая двигательная активность, значительная продолжительность просмотра телепередач и занятий на компьютере, особенно в выходные дни.
Организация режима суточной деятельности школьника требует корректировки в соответствии с гигиеническими принципами, особенно в плане более рационального построения режима дополнительных учебных и других занятий, а также увеличения двигательной активности, продолжительности ночного сна и пребывания на открытом воздухе.
Ключевые слова: школьники, учебная нагрузка, режим дня.
Studying school and extra-curricular study load, and day schedule of students of the fifth grades of a moscow school. The study of general and academic load of students, deviations in day schedule from a physiological and hygienic age norms was carried out by the method of program survey with special weekly timesheets, which were filled in by the students.
The classroom load corresponded to the hygienic norms. The total study load during the school days, including homework and individual classes, was about 8 hours. At the weekend, fifth graders had a smaller study load, or none at all. A significant percentage of fifth grade students showed reduction in the duration of night sleep, insufficient time spent outdoors, low motor activity, long time in front of TV or computer, especially at the weekend.
The organization of daily activities of children requires adjustments in accordance with hygienic principles, especially in terms of better organization of extracurricular school and other activities, higher physical activity, the duration of night sleep, and time spent outdoors.
Контакты: 1 Макарова Л.В. - E-mail: <[email protected]>
Key words: schoolchildren, study load, day schedule.
DOI:10.46742/2072-8840-2020-63-3-81-92
Одной из проблем, вызывающих обеспокоенность на государственном, семейном и личном уровне является отрицательные тенденции в динамике состояния здоровья подрастающего поколения. При разработке профилактических мер, при изучении особенностей формирования здоровья нельзя обойти и такие вопросы, как поведение ребенка в течение дня, суточное распределение времени на разные виды деятельности, на отдых и на учебные занятия. Рациональный режим учебного дня - это основа, на котором держится процесс обучения и процесс восстановления физических и умственных сил школьника. Установлено, что с ростом объема учебной нагрузки, превышающего функциональные возможности детей для его усвоения, растет неблагоприятное воздействие на организм школьника: повышается уровень невротизации, происходит разбалансировка вегетативных механизмов регуляции, происходит снижение работоспособности, прогрессирует утомляемость, что в конечном итоге ведет к расстройству соматического и нервно-психического здоровья. Формируются так называемые школьно-обусловленные нарушения и заболевания учащихся (органов зрения, опорно-двигательной системы, органов пищеварения, психосоматические расстройства) [4; 5].
Больше того, с увеличением возраста школьника хроническая патология нарастает. Как свидетельствуют данные многих авторов, самый высокий уровень нарушений функционального состояния и заболеваний приходится на опорно-двигательную систему. Уже в первом классе они составляют 21-52,9 % , а к десятому классу их число увеличивается до 94,1 % . Болезни сердечно-сосудистой системы и нарушения ее функций находятся на втором ранжированном месте и, если в первом классе наблюдаются в 5,8 % случаев, то к десятому классу число их доходит до 14,7 % случаев [2; 3; 6; 7]. Что касается функциональных отклонений в состоянии сердечно-сосудистой системы, то на примере гимназистов было показано, что с ростом объема, интенсивности преподавания сложных заданий в конце учебного года в два раза возрастает частота гипертонических реакций у учащихся и общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90,0 % , а повышенной невротизации 55,0-83,0 % [1]. Также прогрессирует распространенность нарушений зрения. И именно в 5-7-х классах темп прироста этого показателя наиболее высокий - по 8-11 % в год.
Отсюда следует, что выбор учебных заведений, программ, дополнительных учебных занятий должен быть ориентирован в первую очередь на морфо-функциональные возможности конкретного ребенка и способствовать к проявлению у него положительной мотивации к обучению. Многое в этом отношении зависит и от организации учебного процесса, уровня двигательной активности, соответствия методик обучения возрастным и индивидуальным особенностям школьников.
Вместе с тем в настоящее время в обществе наличествуют такие факторы, которые сходны для детей и города, и села, для учащихся разных регионов и для обучающихся по разным программам. К ним можно отнести экологические нагрузки, напряженный ритм жизни, информационные, нервно-психические перегрузки, которые обширно внедрились в повседневную жизнь современного
школьника. Все это приводит к тому, что, как выявляется некоторыми исследователями, старшеклассники независимо от программы, по которой они обучаются, имеют сходную структуру распределения суточного времени, а именно: много времени уделяют просмотру телепередач, работе за компьютером и мало - помощи по дому при недостаточной продолжительности ночного сна [11].
Сейчас в учебные заведения внедряются новые программы и новые стандарты к организации школьного обучения, учитывающие ряд выше перечисленных недостатков и предусматривающих оздоровляющие технологии. Вместе с этим, следует добавить, что, несмотря на положительные нововведения, исследователями иногда отмечаются такие нарушения режима дня, как сокращение времени пребывания на свежем воздухе, занятий по интересам (кружки, спортивные секции, занятия по интересам в клубах и дома), помощи по дому в семье. Известно, что эти режимные моменты наиболее тесно связаны с восстановлением работоспособности, они благоприятно сказываются на физическом развитии детей и формировании полноценной личности. В связи с этим отслеживание режима дня школьника и формирование гигиенически рациональных его форм является одним из тех существенных двигателей, который со значительной долей вероятности может приблизить поведение школьника к здоровому образу жизни.
Задачей данной работы было изучить объем учебной и внеучебной умственной нагрузки и режим дня учащихся пятых классов московских школ.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняло участие 188 учащихся 5-х классов (11лет) трех московских школ, из них 106 мальчиков и 82 девочки. Исследование общей и учебной нагрузки учащихся, степени отклонений в организации режима дня от физио-лого-гигиенических возрастных нормативов осуществлялось методикой программного опроса с помощью специальных недельных хронометражных листов, которые заполнялись учениками. Полученные данные по режиму дня подвергнуты вариационно-статистической обработке с использованием программы SPSS Statistics 13.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Организация учебных занятий. Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Учебная неделя предусматривает 5-дневную продолжительность. Все классы обучаются в первую смену. Аудиторная учебная нагрузка (29 уроков) соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Учебные занятия для учащихся начинаются с 8 ч 30 мин. утра и заканчиваются в 13 ч 15мин. (5 уроков) или в 14 ч. 15 мин. (6 уроков). Количество занятий колеблется в зависимости от дня недели и класса. В один из дней бывает 5 уроков (пятница или среда) и 4 дня по 6 уроков в день. В режиме уроков предусмотрены перемены по 15 минут.
Дополнительные индивидуальные занятия проводились во второй половине дня. Расписание данных видов учебной деятельности было индивидуальным.
Длительность занятий колеблется от 1 до 3 часов. Количество детей, имеющих дополнительные занятия (помимо обязательных учебных) не менее одного часа в день и не менее двух раз в неделю, составляет 34,2 % . У трети детей по два дополнительных занятия, у 12,2 % детей - одно занятие, у 17,6 % - три и у 16,5 % детей - четыре дополнительных занятия (табл.1). В 21,1 % случаев они отсутствовали. Явных выраженных различий между мальчиками и девочками не выявлено.
Таблица 1
Распределение детей с разным количеством дополнительных учебных занятий,
в %
Пол ребенка Кол-во испытуемых Число дней, когда есть дополнительные учебные занятия
0 1 2 3 4
Мальчики 106 23,6 11,3 29,2 21,7 14,2
Девочки 82 18,3 13,4 36,6 12,2 19,5
В целом 188 21,3 12,2 32,4 17,6 16,5
Выполнение домашних учебных заданий. Продолжительность домашних заданий в 5-х классах не должна превышать двух часов. На практике дети показали большое разнообразие в продолжительности выполнения домашних заданий: от одного до четырех и даже более часов. Однако продолжительность в 5 часов или полчаса была в редких случаях и эпизодически. При анализе этого показателя следует иметь в виду, что увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Также и малая продолжительность выполнения домашнего задания вовсе не всегда может означать, что ребенок при их выполнении уложился в этот небольшой отрезок времени. Он мог проявить и небрежение к ним. В данном случае более показательно выявление общих тенденций.
По среднестатистическим данным, дети тратили на домашние задания в выходные дни 1,01±0,08 час и в будние дни 2,11±0,09 часа. В целом 67 % детей выдерживали норматив в учебные дни и 91 % детей - в выходные дни. Девочки отличались от мальчиков по этому показателю тем, что чаще превышали норматив выполнения домашних заданий как на 0,5-1 час, так и более чем на час. Выдерживающих норматив среди них было только 54,9 % в учебные дни и 87,8 % - в выходные дни (табл. 2). Среди мальчиков их было 76,4 % и 93,4 % соответственно, то есть, абсолютное большинство. При сравнении с нашими данными старшеклассники [8] больше тратят времени в выходные дни, чем в будние, но также девочки больше, чем мальчики.
Суммарная учебная нагрузка, включая выполнение домашних заданий, составляла около 7,56±0,10 часов в учебные дни, постепенно снижаясь от понедельника (8,86±0,11) к пятнице (до 6,64±0,14). В выходной день дети затрачивали в среднем 1,18±0,10 часов на приготовление домашних заданий.
Таблица 2
Распределение учащихся по длительности выполнения домашних заданий (в % )
Дни недели Длительность относительно норматива Мальчики Девочки В целом
Учебные Выдерживают норматив 76,4 54,9 67,0
Превышение на 0,5-1 ч 10,4 25,6 17,0
Превышение более 1 ч 13,2 19,5 16,0
Выходные Выдерживают норматив 93,4 87,8 91,0
Превышение на 0,5-1 ч 2,8 7,3 4,8
Превышение более 1 ч 3,8 4,9 4,2
Организация внеучебной деятельности учащихся пятых классов
Средняя продолжительность ночного сна в будние дни составляет 8,40±0,08 часов и 9,41±0,11 часов - в выходные. Только в 6,4 % случаев в будние дни и в 10 % случаев в выходные дни наблюдается соответствие продолжительности ночного сна физиолого-гигиеническим нормативам. Большинство детей независимо от пола недосыпают, причем недосыпают более чем на час 82,4 % детей в учебные дни и 57,4 % - в выходные (табл. 3).
Систематический недостаток ночного сна в будние дни школьники стараются компенсировать в выходные дни. Однако и в выходные дни количество недосыпающих составляет довольно высокий процент: на 0,5-1,0 час ночной сон укорочен у 32,4 % учащихся, и в 57,4 % случаев он недостаточен более чем на час. Причем в группе детей, недосыпающих более чем на час, в 23,3 % случаев продолжительность сна составляла в выходные дни 7-8 часов. В будние дни такая продолжительность сна наблюдалась у 48,9 % детей.
Таблица 3
Распределение учащихся по длительности ночного сна относительно нормы (10,5 часов для возраста 11лет), в %
Дни недели Длительность относительно норматива Мальчики Девочки В целом
Учебные Выдерживают норматив 5,7 7,3 6,4
Недосыпают 0,5-1 ч 23,3 9,8 11,2
Недосыпают более1 ч 71 82,9 82,4
Выходные Выдерживают норматив 10,4 9,8 10,2
Недосыпают 0,5-1 ч 34,9 29,2 32,4
Недосыпают более1 ч 54,7 61,0 57,4
Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять у 11-летних детей - 3 часа. На самом деле основная масса пятиклассников далека от
выполнения этого норматива в учебные дни. Его выдерживают только 19,8 % мальчиков и 8,5 % девочек (табл. 4). У части детей время на прогулки не выделялось: у 18,9 % мальчиков и у 7,3 % девочек. В выходные дни картина изменяется в лучшую сторону. Выдерживающих норматив среди мальчиков 45,3 % , среди девочек 25,6 % - также меньше, как и в будние дни, однако 13,2 % мальчиков совсем не гуляют, среди девочек таких 4,9 % . Таким образом, больше половины пятиклассников проводят на открытом воздухе недостаточное количество времени даже в выходные дни. Продолжительность прогулки у мальчиков намного больше, чем у девочек. По данным статистики средняя длительность прогулок в день в учебные дни составляет у мальчиков 1,42±0,15 часа, у девочек - 1,14±0,12 часа; в выходные дни соответственно: 2,73±0,23 часа и 1,81±0,10. Половые различия здесь проявились с высокой степенью достоверности (р<0,001). В будние дни большая часть детей гуляет менее часа или вовсе не гуляет, а именно: 59,5 % мальчиков и 64,9 % девочек. В выходные дни дети гуляют в большинстве случаев более часа, многие до 2-3-х часов и более (67 % мальчиков и 69,5 % девочек).
При рассматривании распределения детей в зависимости от частоты прогулок в течение недели выявилось, что у девочек преобладающий процент ежедневных прогулок: 73,2 % против 60,4 % у мальчиков; и совсем не гуляют только 2,4 % против 9,4 % у мальчиков (табл. 5).
Таблица 4
Распределение учащихся по длительности прогулок относительно норматива,
число случаев в %
Дни недели Длительность относительно норматива Мальчики Девочки В целом
Учебные Выдерживают норматив 19,8 8,5 14,9
Меньше нормы на 1-1,9 ч 20,8 26,8 23,4
Меньше нормы на 2 ч и более 40,5 57,4 47,9
Не гуляют 18,9 7,3 13,8
Выходные Выдерживают норматив 45,3 25,6 36,7
Меньше нормы на 1 -1,9 ч 21,7 43,9 31,4
Меньше нормы на 2 ч и более 19,8 25,6 22,3
Не гуляют 13,2 4,9 9,6
Таблица 5
Распределение детей с разной частотой прогулок, в %
Пол ребенка Кол-во испытуемых Число дней, когда гуляет
0 1-2 3-4 5-6 7
Мальчики 106 9,4 12,3 9,4 8,5 60,4
Девочки 82 2,4 12,2 7,3 4,9 73,2
В целом 188 6,4 12,2 8,5 6,9 66,0
Деятельность или отдых по интересам (просмотр телепередач, чтение, занятий иностранным языком, занятий музыкой, спортом, рисованием и прочее) занимает значительное место в распорядке дня пятиклассников.
Средняя длительность просмотра телепередач в учебные дни составляет 0,85±0,06 часов, а в выходные дни - 1,68±0,09 часов. Как видим, в выходные дни дети в два раза дольше находятся у экранов телевизоров, чем в будни. В выходные дни норматив длительности просмотра телепередач превышают более чем на полчаса 36,0 % учащихся и более чем на час превышают норму 24,6 % школьников. Для учебных дней эти показатели составляют соответственно 16,7 % и 7,0 %.
Занятия музыкой, систематические, не менее 1 часа и не менее двух раз в неделю, были выявлены у 28, % детей, по иностранному языку - у 27,2 % , занятия спортом - у 52,2 % , и иными интересами с той же частотой: не менее двух раз в неделю и не менее одного часа за день, - у 35,6 % детей. По количеству детей, занимающихся спортом, отмечались половые различия (другие виды занятий по интересам их не выявили). Так, при распределении детей в зависимости от числа дней в неделю, в которые ребенок занимается спортом, было установлено, что спортом занимаются 70 % мальчиков и 56 % девочек (табл. 6). Ежедневно занимающихся среди мальчиков 20,8 % , а среди девочек только 12,2; среди занимающихся спортом 3-4 раза и 5-6 раз в неделю тоже несколько больше мальчиков, чем девочек (27,4 против 19,5 % и 12,3 против 7,3 % ).
Таблица 6
Распределение детей с разной частотой занятий спортом, в %
Пол ребенка Кол-во испытуемых Число дней, когда занимается спортом
0 1-2 3-4 5-6 7
Мальчики 106 29,2 10,3 27,4 12,3 20,8
Девочки 82 43,9 17,1 19,5 7,3 12,2
В целом 188 35,6 13,4 23,9 10,1 17,0
Занятия на компьютере. Для учебных занятий компьютер использует 63,9 % . Ресурсами Интернета пользуется 96,1 % пятиклассников в среднем с частотой 4,92±0,17 дней в неделю при средней длительности в день на одного человека 1,63 ±0,10 час. Примерно половина детей занимается ежедневно. Не работает на компьютере только 14,2 % мальчиков и 3,7 % девочек (табл. 7).
Распределение детей в зависимости от продолжительности занятий на компьютере представлено в таблице 8. Девочки превалируют в процентном отношении над мальчиками в первых двух столбцах, свидетельствующих о незначительной длительности занятий на компьютере. Мальчики в большем проценте случаев, чем девочки, показали более продолжительную работу до двух и более часов в день, как в учебные, так и в выходные дни.
Интернет используется ежедневно детьми в будние дни в 41 % случаев и в выходные - в 70 % случаев. Мальчики по сравнению с девочками чаще используют Интернет для игр (64,6 % против 35,1 % ), а девочки чаще, чем мальчики, для подготовки к учебным занятиям (55,8 % против 35,4 % ). В общении с друзь-
ями и при поиске информации в Интернете участвует примерно одинаковое число девочек и мальчиков (около 85 %).
Таблица 7
Распределение детей с разной частотой компьютерных занятий, в %
Пол ребенка Кол-во испытуемых Число дней, когда работает на компьютере
0 1-2 3-4 5-6 7
Мальчики 106 14,2 16,0 13,2 11,3 45,3
Девочки 82 3,7 18,3 15,9 7,3 54,8
В целом 188 9,6 17,0 14,4 9,6 49,4
Таблица 8
Распределение детей 5 класса в % в зависимости от продолжительности работы на компьютере в учебные и выходные дни
Дни недели Пол ребенка Сколько времени работает на компьютере
До 30 мин От 30 мин до 1 часа От 1 до 2 часов Более 2 часов
Учебные Мальчики 11,8 34,1 36,5 17,6
Девочки 34,7 38,7 22,6 4,0
В целом 22,5 36,3 30,0 11,2
Выходные Мальчики 6,8 25,0 34,1 34,1
Девочки 14,9 40,3 26,9 17,9
В целом 10,3 31,6 31,0 27,1
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аудиторная нагрузка соответствовала установленным нормам. Общая же суммарная учебная нагрузка, составляющаяся также и из дополнительных учебных занятий и времени выполнения домашних заданий у обследованных детей 5 -х классов, как правило, превышала санитарно-гигиенические нормативы, в среднем равнялась 7,56±0,10 часов в учебные дни. Подобная 8-часовая общая суммарная учебная нагрузка нами наблюдалась и при изучении режима дня старшеклассников [8].
Было также выявлено, что распорядок дня у школьников пятых классов, помимо учебных занятий и выполнения домашних заданий, достаточно нагружен другими видами занятий, которые систематически и регулярно выполняются детьми в течение каждой недели. К ним относятся: дополнительные индивидуальные учебные занятия, занятия иностранным языком, музыкой, спортом, кружковые увлечения, каждые из которых охватывают от 27 до 90 % детей. Особенно это относится к увлечению телепередачами и компьютером. Только около 10 % детей не имеет систематических контактов с компьютером. Примерно половина детей ежедневно проводит у его экрана от четверти часа до 3-4 часов. Особенно
подолгу дети сидят у телеэкрана и компьютера в выходные дни. Как выявили исследования, от часа до двух часов и более занимаются на компьютере 68,2 % мальчиков. Среди девочек таких 44,8 %.
Такая загруженность разнообразными видами деятельности, как отчетливо проявилось в нашем исследовании, и отмечается другими исследователями [9; 10], отразилась на снижении продолжительности пребывания на свежем воздухе и ночного сна, этих главных и мощнейших восстановителей работоспособности любого человека, и тем более значимы для ребенка. Как выяснилось, достаточное время проводят на воздухе в будни только 19,8 % мальчиков и 8,5 % девочек. В выходные дни норматив по этому показателю выполняют больше половины пятиклассников. Двигательный компонент, который присутствует в режиме дня в виде школьных уроков физкультуры и дополнительных регулярных занятий физкультурой и спортом у половины обследованных пятиклассников, мог бы благоприятно сказаться на восстановлении работоспособности, если бы в такой значительной степени не нарушался режим ночного отдыха и прогулок. Даже в выходные дни 7-8-часовой сон наблюдался у 23,3 % обследованных учащихся. В будние дни такая продолжительность сна наблюдалась у 48,9 % детей. Таким образом, по продолжительности сна примерно половина пятиклассников приблизилась к норме старшеклассников, а по суммарной учебной нагрузке (средняя 7,56±0,10 часов) большинство учащиеся 5-х классов соперничает со старшими школьниками, у которых суммарная учебная нагрузка также в будни составляла 8 часов [8].
На нарушении режима ночного сна в определенной мере сказывается и тот факт, что современные школьники, в том числе те, о которых идет речь, много времени проводят в Интернете для общения с друзьями, для поиска информации, подготовки домашних заданий и для игр, используя для этого различные виды электронных устройств. Влияние их на скорость засыпания и на усиление загруженности ребенка, как правило, недооценивается ни родителями, ни самим ребенком, и не учитывается как компонент внеучебной деятельности, отягощающий учебную нагрузку.
Таким образом, подводя итог, следует сказать, что в результате исследования нами были выявлены нарушения режима жизнедеятельности школьников пятых классов. Прежде всего, это недостаточная продолжительность ночного сна и времени пребывания на открытом воздухе. При этом отмечалась перегруженность дополнительными видами деятельности (занятия индивидуальные учебные, по музыке, по иностранному языку, на компьютере и с использованием других видов электронных устройств, выполнение домашних заданий, превышающих по длительности гигиенические нормативы, просмотр телепередач) усиливающими статический компонент, зрительное и умственное утомление. Увеличивающаяся в связи с этим общая нагрузка на организм требует присутствия в достаточной мере в режиме суточного распорядка школьника компонентов, восстанавливающих работоспособность его организма: двигательной активности, прогулок, игр на открытом воздухе, домашнего труда, достаточного сна, рационального полноценного питания. Имеющее место в действительности снижение продолжительности или отсутствие этих режимных компонентов может расцениваться как бомба замедленного действия для подрыва здоровья школьника, растущего в гигиенических условиях труда и отдыха. Для выхода из создавшегося положения в режиме
дня учащихся средней школы требуется корректировка содержания, и структуры внеучебного времени в соответствии с гигиеническими принципами организации суточного распорядка жизнедеятельности школьника и физиологическими возможностями организма, обеспечивающими полноценный труд и полноценный отдых.
ВЫВОДЫ
1. Режим дня характеризуется преобладанием статических видов деятельности.
2. Суммарная учебная нагрузка в учебные дни составляла около 8 часов. В выходные дни пятиклассники имеют небольшую долю учебной нагрузки, или она вовсе отсутствует.
3. Норматив по длительности выполнения домашних заданий выдерживали 67 % детей в учебные дни и 91 % детей - в выходные дни.
4. В выходные дни свободное время заполняется в основном более продолжительными прогулками, почти вдвое более длительными, а также превышающей норму продолжительностью просмотра телепередач и занятий на компьютере.
5. По величине суммарной учебной дневной нагрузки и по продолжительности ночного сна пятиклассники опережают свой возраст на несколько лет.
6. Ресурсами Интернета пользуется 96,1 % пятиклассников при средней длительности в день на одного человека 1,63±0,10 час.
7. У значительного процента школьников пятых классов выявлено сокращение продолжительности ночного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе, низкая двигательная активность, значительная продолжительность просмотра телепередач и занятий на компьютере, особенно в выходные дни.
8. Организация режима суточной деятельности требует корректировки, особенно в плане более рационального построения режима дополнительных учебных и других занятий, а также повышения двигательной активности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал. - 1998. - № 1. - С. 5-8.
2. Бобок Н.В., Тананко Е.М. Анализ показателей состояния здоровья современных школьников г. Минска // Здравоохранение и медицинские науки -от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи. Материалы Конгресса. - М. 2016. -С. 29-33.
3. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Бадеева Т.В., Писарева и др. Динамика распространенности школьно-обусловленных заболеваний у детей и подростков г. Н. Новгорода // Здравоохранение и медицинские науки - от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи. Материалы Конгресса. - М., 2016. - С. 33-36.
4. Зазнобова Т.В., М.В.Дудкина, Ремезова Т.В. Показатели школьной тревожности у подростков, обучающихся в школах разного типа // Сибирский медицинский журнал. - 2010. - №4. - С. 29-31.
5. Копейкина Н.А. Проблемы сохранения здоровья // Проблемы развития территории. - 2012. - Вып.4(60). - С. 44-52.
6. Кучма В.Р. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде //Вопросы школьной и университетской медицины. - 2016. - №3. - С. 4-22.
7. Макунина О.А., Якубовская И.А. Структура и динамика состояния здоровья школьников 7-17 лет // Здоровье и образование в ХХ1 веке. - 2015. - Т. 17(2). -С. 29-31.
8. Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лезжова Г.Н., Лукьянец Г.Н., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Учебная, внеучебная и общая нагрузка, режим дня старшеклассников при интеллектуальных нагрузках повышенной интенсивности // Новые исследования. - 2016. - №4. - С. 71-84.
9. Поленова М.А., Шумкова Т.В, Лаптева Л.А. Особенности жизнедеятельности современных школьников подросткового возраста // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2010. - №3. - С. 117-118.
10. Полька Н.С., Яцковська Н.Я., Платонова А.Г., Джуринська С.М., Шкуро
B.В., Шкарбан К.С., Саенко Г.М., Хутченко О.М. Особливосп Режиму дня учшв старшого шкшьного вшу // Довшлля та здоров'я. - 2013. - №2 (65). - С. 30-35.
11. Чижевский Г.Б., Н.Н. Сайкинова, А.И. Анамбаева Гигиеническая оценка режима дня учащихся старших классов // Вестник КазНМУ. - 2014. - №2-2. -
C. 348-349.
REFERENCES
1. Baranov A.A. Sostoyanie zdorov'ya detei i podrostkov v sovremennykh usloviyakh: problemy, puti resheniya [The state of health of children and adolescents in modern conditions: problems, solutions] // Rossiiskii pediatricheskii zhurnal [Russian pediatric journal]. - 1998. - № 1. - S. 5-8.
2. Bobok N.V., Tananko E.M. Analiz pokazatelei sostoyaniya zdorov'ya sovremennykh shkol'nikov g. Minska [Analysis of health indicators of modern schoolchildren in Minsk]// Zdravookhranenie i meditsinskie nauki -ot oblasti obrazovaniya k pro-fessional'noi deyatel'nosti v sfere okhrany i ukrepleniya zdorov'ya detei, podrostkov i molodezhi. Materialy Kongressa[health And medical Sciences-from the field of education to professional activity in the field of protection and promotion of health of children, adolescents and youth. Materials Of The Congress]. - M. 2016. - S. 29-33.
3. Bogomolova E.S., Kuzmichev Yu.G., Badeeva T.V., Pisareva i dr. Dinamika rasprostranennosti shkol'no-obuslovlennykh zabolevanii u detei i podrostkov g. N.Novgoroda [Dynamics of prevalence of school-related diseases in children and adolescents of Novgorod] // Zdravookhranenie i meditsinskie nauki -ot oblasti obrazovani-ya k professional'noi deyatel'nosti v sfere okhrany i ukrepleniya zdorov'ya detei, po-drostkov i molodezhi. Materialy Kongressa[health Care and medical Sciences -from the field of education to professional activity in the field of protection and promotion of
health of children, adolescents and youth. Materials Of The Congress]. - M. 2016. -S. 33-36.
4. Zaznobova T.V., M.V.Dudkina, Remezova T.V. Pokazateli shkol'noi tre-vozhnosti u podrostkov, obuchayushchikhsya v shkolakh raznogo tipa [Indicators of school anxiety in adolescents enrolled in schools of different types] // Sibirskii med-itsinskii zhurnal [Siberian medical journal]. - 2010. - №4. - S. 29-31.
5. Kopeikina N.A. Problemy sokhraneniya zdorov'ya [Problems of health preservation] // Problemy razvitiya territorii [Problems of territory development]. - 2012. -Vyp.4(60). - S.44-52.
6. Kuchma V.R. Vyzovy XXI veka: gigienicheskaya bezopasnost' detei v iz-menyayushcheisya srede [Challenges of the XXI century: hygienic safety of children in a changing environment] //Voprosy shkol'noi i universitetskoi meditsiny [Questions of school and University medicine]. 2016. №3. S.4-22.
7. Makunina O.A., Yakubovskaya I.A. Struktura i dinamika sostoyaniya zdorov'ya shkol'nikov 7-17 let [Structure and dynamics of health of schoolchildren 7-17 years] // Zdorov'e i obrazovanie v KhKhl veke [Health and education in the XXI century]. - 2015. - T.17(2). - S. 29-31.
8. Paranicheva T.M., Makarova L.V., Lezzhova G.N., Luk'yanets G.N., Tyurina E.V., Orlov K.V. Uchebnaya, vneuchebnaya i obshchaya nagruzka, rezhim dnya starsheklassnikov pri intellektual'nykh nagruzkakh povyshennoi intensivnosti [Educational, extracurricular and General load, day mode of high school students at intellectual loads of increased intensity] // Al'manakh «Novye issledovaniya» [Almanac "New research"]. - 2016. - №4. - S. 71-84.
9. Polenova M.A., Shumkova T.V, Lapteva L.A. Osobennosti zhiznedeyatel'nosti sovremennykh shkol'nikov podrostkovogo vozrasta [Features of life of modern schoolchildren of teenage age] // Meditsinskii vestnik Severnogo Kavkaza [Medical Bulletin of the North Caucasus]. - 2010. - №3. - S.117-118.
10. Pol'ka N.S., Yatskovs'ka N.Ya., Platonova A.G., Dzhurins'ka S.M., Shkuro V.V., Shkarban K.S., Saenko G.M., Khutchenko O.M. Osoblivosti Rezhimu dnya uch-niv starshogo shkil'nogo viku // Dovkillya ta zdorov'ya. - 2013. - №2 (65). - S.30-35.
11. Chizhevskii G.B., N.N. Saikinova, A.I. Anambaeva Gigienicheskaya otsenka rezhima dnya uchashchikhsya starshikh klassov [Anarbaeva Hygienic assessment of day regimen of senior students] // Vestnik KazNMU [Vestnik KazNMU]. - 2014. - №2-2. -S. 348-349.