DOI: 10.25586/RNU.HET.21.04.P.60 УДК 61:378. 180.6(07) 378:159.9
С.В. Сильченкова,
Смоленский государственный университет В.М. Царева,
Смоленский государственный медицинский университет
Особенности учебной мотивации студентов первого курса, получающих экономическое и медицинское образование
Смоленский государственный университет
Постановка проблемы
В последний период предъявляются растущие требования к соответствию компетенций выпускников вузов образовательным и профессиональным стандартам.
Направленность образования на овладение компетенциями, необходимыми для той или иной профессии, должна повысить мотивацию обучения студентов, подготовить их к реалиям профессиональной жизни. Под мотивацией обычно понимают совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его на определенные действия [11, с. 171], а также процесс образования, формирования мо-
тивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность человека на определенном уровне [10, с. 384].
Управление мотивацией студентов вуза должно осуществляться на протяжении всего периода обучения, что является существенной предпосылкой их последующей успешной профессиональной деятельности. Студент сам должен захотеть учиться, заинтересоваться учебой, осознавая при этом, для чего ему нужна эта профессия и сможет ли он самореализоваться как личность и специалист [7]. А значит, каждый студент в процессе обучения призван дать са-
мому себе осмысленные ответы на вопросы «Почему я выбрал этот вуз?», «Зачем я учусь?», «Во имя какой цели?», «Какой смысл в моем обучении?».
По личным наблюдениям, мнениям коллег и работам ученых мотивация студентов к обучению в последние годы снижается. Проведенные исследования мотивации студентов демонстрируют снижение ценности высшего образования для молодого поколения. Студенты считают, что знания, получаемые в вузе, не так важны для их профессии, некоторые и не собираются работать по профессии, а поступили в вуз по настоянию родителей [3, 6].
Аналогичная картина наблюдаются и за рубежом. Педагоги университетов США отмечают проблемы с мотивацией студентов-новичков, которые психологически, социально и академически не готовы следовать требованиям студенческой жизни. Такие студенты часто допускают неадекватное поведение, опаздывают на занятия, проявляют враждебность по отношению к представителям администрации и нереальные стремления [12].
Тем не менее мотивация к обучению на первом курсе может быть более высокой, чем на последнем. Как показано Е.Л. Бобылевым, Е.Н. Трухмановой и О.А. Чудаковой, мотивация первокурсников, хотя и
© Сильченкова С.В., Царева В.М., 2020
ПСИХОЛОГ111 ИИ'ИП ii||| щ
СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА СИЛЬЧЕНКОВА
кандидат педагогических наук, доцент, доцент Смоленского государственного университета. Сфера научных интересов: применение статистических методов в педагогических исследованиях. Автор 95 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА ЦАРЕВА
доктор медицинских наук, доцент, профессор Смоленского государственного медицинского университета. Сфера научных интересов: терапия. Автор 40 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
Отмечается, что высокая мотивация студентов к обучению является одной из ведущих предпосылок успешного овладения ими профессиональными компетенциями. Представлены результаты сравнительного исследования мотивов обучения студентов первого курса, получающих экономическое образование в Смоленском государственном университете и медицинское - в Смоленском государственном медицинском университете. Охарактеризованы методика исследований и полученные данные. Показано, что мотивация студентов двух вузов различна. У студентов медицинского университета баллы практически по всем шкалам мотивации выше, чем у студентов, получающих экономическое образование. Особенно заметно различие профессиональных и учебно-познавательных мотивов в пользу студентов медицинского вуза. На первом месте у первокурсников находятся профессиональные мотивы обучения. Социальные и коммуникативные мотивы обучения более важны для студентов экономических направлений подготовки, они стоят выше, чем мотивы учебно-познавательной деятельности.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, обучение, мотивация, мотив, вуз, студенты-первокурсники.
It is noted that the high motivation of students to study is one of the leading prerequisites for their successful mastery of professional competencies. The results of a comparative study of the motives for teaching first-year students receiving an economic education at Smolensk State University and medical at the Smolensk State Medical University are presented. The research methodology and the data obtained are characterized. It is shown that the motivation of students of two universities is different. Students of a medical university have scores on almost all scales of motivation higher than students receiving an economic education. The difference between professional and educational-cognitive motives in favor of students of a medical university is especially noticeable. Freshmen in the first place are professional motives for learning. Social and communicative motives of learning are more important for students of the economic areas of training, they are higher than the motives of educational and cognitive activity.
Key words: professional competencies, training, motivation, motive, university, first-year students.
внешняя, в целом имеет положительный характер [2, с. 63]. Всестороннее изучение как внешней, так и внутренней мотивации обучающихся позволяет получить результаты, ценные как для студентов и преподавателей, так и общества в целом [13, с. 2].
Представленные в научной литературе исследования по вопросам мотивации посвящены, как правило, анализу учебных мотивов студентов одного вуза в разрезе различных курсов и специальностей. Одно из немаловажных отличий нашего исследования состоит в том, что оно направлено на выявление
различий в учебной мотивации студентов разных направлений подготовки и в дальнейшем различных сфер трудовой деятельности: врачей и экономистов.
Целью исследования является сравнение преобладающих мотивов обучения студентов первого курса Смоленского государственного университета и Смоленского государственного медицинского университета.
Материалы и методы исследования
Методологической и теоретической основой исследования
послужила методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина [4, с. 434] в модификации Н.Ц. Бадма-евой [1, с. 151]. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания и престижа. В исследовании применялось выборочное наблюдение, использовалась выборка основного массива, то есть выбраны наиболее крупные вузы города Смоленска.
Всего в исследовании участвовало 145 человек - студенты первого курса, поступившие в вузы в 2018 и 2019 годах. В Смоленском государственном медицинском университете было опрошено 83 респондента из числа студентов лечебного и стоматологического факультетов в возрасте от 17 до 19 лет. В Смоленском государственном университете опрошено 62 студента факультета экономики и управления в возрасте от 17 до 23 лет, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» и по направлению подготовки «Экономика».
При проведении исследования использовались методы наблюдения в форме анкетного опроса, табличные и графические методы, метод сравнения, ранжирование. Статистическая обработка данных исследования проводилась при помощи программы Statistica 6.0.
Результаты исследования
Согласно представленной выше методике студентам предлагалось оценить по 5-балльной системе приведенные в анкете мотивы учебной деятельности с распределением их по значимости, когда 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 5 баллов - максимальной.
В результате получены данные по семи шкалам мотивации, которые отображены на рисунке.
Проведено сравнение различий двух выборок опрошенных соот-
Мотивация студентов первого курса вузов Смоленска
ветственно в Смоленском государственном медицинском университете и Смоленском государственном университете по средним значениям по двум критериям: Вил-коксона - Манна - Уитни и Крамера - Уэлча. В результате установлено, что мотивация студентов двух вузов различна. У опрошенных студентов-медиков среднее значение мотивации по тесту достоверно выше (3,67), чем у студентов-экономистов (3,26).
Из изучаемых семи блоков мотивации у студентов особенно заметно различие профессиональных и учебно-познавательных мотивов. В медицинском университете профессиональные мотивы достигли 4,52 балла, что составляет 90,4% максимальной оценки (5 баллов). При этом экономисты оценили эту группу мотивов на 3,70 балла, что составляет всего 74% максимума. Различие между выборками по профессиональному мотиву составляет 0,82 балла, или 18,2%.
При анализе учебно-познавательных мотивов было выявлено, что в Смоленском государственном медицинском университете их оценка составила 4,01 балла (80,2% от максимальной оценки). Студенты-экономисты оценили эти мотивы на 3,38 балла (67,6% максимально возможного). Различие между выборками по учебно-познавательной шкале мотивации составляет 0,63 балла, или 15,7%.
По мнению А.В. Осиповской, лишь 15% студентов имеют мотивацию к учебной деятельности. В исследовании данного автора мотивы коммуникации студентов стоят выше учебно-познавательных мотивов [6]. В работе Т.Г. Дудинец, А.С. Захаровой отмечается, что мотивация получения диплома для некоторых групп студентов имеет больший удельный вес, чем мотивация получения знаний [3, с. 6]. Авторы также отмечают, что для студентов разных направлений подготовки в обучении преобладают разные мотивы.
В ходе исследования было проведено ранжирование мотивов двух выборок по значимости. Полученные результаты представлены в таблице.
Профессиональные мотивы студенты первого курса обоих вузов ставят на первое место. Значит, студенты в первую очередь намерены овладеть выбранной про-
фессией, она им нравится, они хотят стать хорошими специалистами.
При детальном рассмотрении оценок профессиональных мотивов можно констатировать, что наибольший средний балл студенты поставили утверждению «хочу стать специалистом» (4,86 - будущие медики и 4 - будущие экономисты). Большинство студентов-медиков поставили наивысшую оценку (5 баллов) данному утверждению (71 человек, или 86% опрошенных), 12 респондентов, или 14,4% опрошенных, оценили данное утверждение на 4, никто не поставил оценку ниже 4.
Если для студентов медицинского университета эта самый большой балл, то для студентов экономистов это не самая высокая оценка представленных утверждений.
Из всех респондентов 8 студентов-экономистов, или 13% опрошенных, оценили утверждение «хочу стать специалистом» на 1 или 2 балла, то есть стать специалистом в области экономики 13% из них не хотят, им также не нравится будущая профессия, они не желают в полной мере использовать имеющиеся задатки, способности и склонности к выбранной профессии. У этих студентов более ярко выражены мотивы избегания и престижа, они просто хотят получить высшее образование, потому что так принято в современном обществе, не хотят огорчать родителей и выглядеть хуже других.
Таблица
Ранжирование мотивов студентов первого курса разных вузов
Ранг мотива Мотив студентов, получающих медицинское образование Мотив студентов, получающих экономическое образование
1 Профессиональные Профессиональные
2 Учебно-познавательные и коммуникативные Социальные и коммуникативные
3 Социальные Учебно-познавательные
4 Творческой самореализации Творческой самореализации
5 Престижа Престижа
6 Избегания Избегания
ПСИХОЛОГ111 ИИ'ИП м||| Щ
Смоленский государственный медицинский университет
Таким образом, мотивация овладения профессией у студентов медицинского вуза значительно выше.
При рассмотрении учебно-познавательных мотивов установлено, что наибольший балл у студентов медицинского университета получило утверждение «чтобы приобрести глубокие и прочные знания» (4,65), у студентов-экономистов - утверждение «любые знания пригодятся в будущей профессии» (4,07). Это говорит о том, что экономисты не уверены до конца, что выберут данное направление для своей профессиональной деятельности. Получаемые в университете знания для них являются «любыми», «одними из многих», а не важными, необходимыми.
Социальные и коммуникативные мотивы при обучении важны для молодых людей независимо от того, какую профессию они получают. Анализ данного блока мотивов показал, что для студентов-экономистов они стоят выше учебно-познавательных мотивов в отличие от студентов медицинского университета, что является негативным фактором, затрудняющим получение знаний. Ряд студентов экономического факультета хотят получить профессию, но не получать знания, они не видят взаимосвязи этих процессов. Данные студенты не осознают: чтобы прийти к цели, что-то иметь, нужно работать, что говорит об их незрелости для получения высшего образования, неготовности к профессиональной деятельности в области экономики. Они больше склонны к материальному успеху: утверждение «потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем» получило самый большой балл в социальном блоке у экономистов (4,12).
Студенты медицинского университета полагают, что «полученные знания позволят добиться всего необходимого». Для них также
важно «принести больше пользы обществу». Эти два утверждения социального блока мотивации получили у студентов-медиков равнозначный максимальный балл (4,40). Таким образом, студенты при поступлении в медицинский вуз нацелены не только на собственный успех, но и на необходимость и желание быть полезным людям.
Однако высокий уровень социальных мотивов первокурсников может сыграть решающую роль в позитивном изменении установленных правил обучения студентов в течение первого года обучения в вузе. Студенты, которые испытали большую степень социальной интеграции в начале первого курса, имели более высокий балл по определенному регулированию в конце первого курса [14]. Преобладание социальных мотивов у первокурсников в отличие от студентов старших курсов отмечается и в работе Т.А. Панчен-ко [8, с. 287].
Мотивы престижа не занимают лидирующие позиции среди мотивов обучения студентов (5-е место из шести возможных). При детальном рассмотрении утверждений данного блока выявлено, что наибольшее значение в нем имеет мотив «Хочу получить диплом с
хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими».
Можно отметить, что мотивы престижа не являются самыми важными для студентов и других вузов. Так, В.И. Степанов отмечает, что среди студентов технического университета явно преобладает стремление к знаниям и ориентация на профессиональную карьеру. В то же время среди них наблюдается некоторое пренебрежение к диплому как элементу имиджа преуспевающего человека [9, с. 124].
Отрадно, что мотивы овладения профессией и учебно-познавательные мотивы студентов-первокурсников, по мнению Е.Ю. Клепцовой и Д.О. Рубцовой, являются наиболее выраженными по сравнению с мотивом получения диплома [5].
Мотивация получения хороших оценок, по мнению зарубежных коллег, позволяет студентам идти по более простому пути, но при этом исчезает внутренняя мотивация к получению знаний и овладению профессией [15].
Для первокурсников не имеет решающего значения «быть в числе лучших студентов» и «чтобы наша учебная группа стала лучшей в университете». Вероятно, студенты смотрят в будущее, для них более важен конечный результат обучения.
Высокая мотивация - самая надежная гарантия успеха
То есть нет однозначности в преобладании мотивов обучения студентов первого курса. У некоторых достаточно высокая мотивация получения знаний и овладения профессией, у других преобладает мотивация получения диплома и высшего образования. Это говорит о том, мотивация может быть скорректирована как самим студентом, так и его окружением (родителями, друзьями, педагогами) в процессе обучения.
Была проведена уровневая оценка мотивов обучения согласно следующей шкале:
• от 1 до 2 баллов - мотив совсем не значим;
• от 2 до 3 баллов - мотив не значим;
• от 3 до 4 баллов - мотив значим;
• от 4 до 5 баллов - мотив очень значим.
В результате установлено, что студенты медицинского университета считают для себя очень значимыми мотивами обучения коммуникативные, профессиональные и учебно-познавательные. Студенты-экономисты очень значимых мотивов не выделили. Можно сказать, что будущие экономисты в целом менее мотивированно относятся к учебе, чем будущие врачи.
Общим для всех студентов является то, что, кроме мотива избегания, все мотивы обучения, представленные в анкете, значимы. Это является положительным показателем, характеризующим мотивацию первокурсников к обучению.
Выводы
1. Мотивация студентов первых курсов медицинского вуза и студентов экономических направлений подготовки в целом различна. Как выяснилось, мотивация обучения будущих врачей выше, чем экономистов.
2. Для всех опрошенных студентов наиболее важными являются профессиональные мотивы обучения, они ставят их на первое место. Студенты довольны выбором своей профессии, они хотят стать хорошими специалистами в выбранной сфере деятельности.
3. Для студентов, получающих экономическое образование, одними из самых важных являются социальные и коммуникативные мотивы обучения, они стоят выше, чем мотивы учебно-познавательной деятельности. Экономисты более нацелены на материальное обеспечение с помощью выбранной профессии. По их мнению, знания не являются обязательным условием для профессиональной деятельности. То есть учеба на экономическом факультете представляется для первокурсников способом достижения материального благополучия в будущем.
4. Мотивация студентов, получающих медицинское образование, направлена на овладение профессией, стремление стать хорошим специалистом. Учеба в университете для них - это способ реализовать себя в профессии врача.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. 280 с.
2. Бобылев Е.Л., Трухманова Е.Н., Чудакова О.А. Динамика личностной адаптации студентов в образовательном пространстве вуза // Высшее образование сегодня. 2020. № 2. С. 61-64.
3. Дулинец Т.Г., Захарова А.С. Исследование учебной мотивации студентов // Педагогика высшей школы. 2017. № 2. С. 4-6.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
5. Клепцова Е.Ю., Рубцова Д.О. Проблемы мотивации студентов вуза // Концепт. 2016. Т. 32. С. 60-66. 1^1.: -1ир://е-копсер1 ги/2016/56665.Ы:т (дата обращения: 18.05.2020).
6. Осиповская А.В. К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов // Экономический журнал. 2013. № 2 (30). С. 89-93.
ПСИХОЛОГ111 'iii'iiiim III щ
7 Оськин М.Ю., Греков И.А. Факторы мотивации студентов колледжа к обучению: проблемы и перспективы // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: доклад на XXVII междунар. студенческой науч.-практ. конф. № 12 (27). URL: http://sibac.info/archive/guman/12(27).pdf (дата обращения: 18.05.2020).
8. Панченко Т.А. Мотивы учения студентов вуза // Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 286-288.
9. Степанов В.И. О мотивах студентов государственных и частных вузов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (190). С. 123-128.
10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 672 с.
11. Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. 272 с.
12. Howey S.C. Factors in student motivation. Retrieved from the NACADA Clearinghouse of Academic Advising Resources. 2008. URL: http://www.nacada.ksu.edu/Resources/ Clearinghouse/View-Articles/Motivation.aspx (дата обращения: 18.05.2020).
13. Korb K.A. Motivation in education: Beyond salary, benefits, and welfare // Journal of Educational Foundations. 2014. № 4. Pp. 1-8.
14. Noyens D., Donche V., Coertjens L., Daal T.V., Petegem P.V. The directional links between students' academic motivation and social integration during the first year of higher education // European Journal of Psychology of Education. 2019. No 1. V. 34, Is. 1, Pp. 67-86.
15. Stirling D. Motivation in Education. Learning Development Institute. 31 May 2014. URL: http://learndev.org/dl/Stirling_ MotEdu.pdf (дата обращения: 18.05.2020).
REFERENCES
1. Badmaeva N.C. (2004) Vliyanie motivacionnogo faktora na razvitie umstvennyh sposobnostej [The influence of the motivational factor on the development of mental abilities]. Ulan-Udeh. 280 p. (In Russian).
2. Bobylev E.L., Truhmanova E.N., Chudakova O.A. (2020) Dinamika lichnostnoj adaptacii studentov v obrazovatel'nom prostranstve vuza [The dynamics of personal adaptation of students in the educational space state of the university]. Higher education today. No 2. Pp. 61-64. (In Russian).
3. Dulinec T.G., Zaharova A.S. (2017) Issledovanie uchebnoj motivacii studentov [Research of educational motivation of students]. Pedagogy of higher education. No 2. Pp. 4-6. (In Russian).
4. Il'in E.P. (2000) Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg. 512 p. (In Russian).
5. Klepcova E.Yu., Rubcova D.O. (2016) Problemy motivacii studentov vuza [Problems of motivation of university students]. Koncept. 2016. Vol. 32. Pp. 60-66. URL: http://e-koncept.ru/2016/56665.htm (accessed: 18.05.2020). (In Russian).
6. Osipovskaya A.V. (2013) K voprosu o motivacii uchebnoj deyatel'nosti studentov [On the question of motivation of students' educational activity]. Economic Journal. No 2 (30). Pp. 89-93. (In Russian).
7 Os'kin M.Yu., Grekov I.A. (2014) Faktory motivacii studentov kolledzha k obucheniyu: problemy i perspektivy [Factors of motivating college students to learn: problems and prospects]. Scientific cooperation society of students of the XXI century. Humanitarian sciences. No12 (27). URL: http://sibac.info/archive/guman/12(27).pdf (accessed: 18.05.2020). (In Russian).
8. Panchenko T.A. (2018) Motivy ucheniya studentov vuza [Motives of teaching of university students]. Problems of higher education. 2018. No1. Pp. 286-288. (In Russian).
9. Stepanov V.I. (2018) O motivah studentov gosudarstvennyh i chastnyh vuzov [On the motives of students of public and private universities]. Bulletin of the Tomsk State Pedagogicalgical university. No 1 (190). Pp. 123-128. (In Russian).
10. Stolyarenko L.D. (2000) Osnovypsihologii [Fundamentals of Psychology]. Rostov on Don, Phoenix. 672 p. (In Russian).
11. Shcherbatyh Yu.V. (2008) Obshchaya psihologiya [General psychology]. St. Petersburg. 272 p. (In Russian).
12. Howey S.C. (2008) Factors in student motivation. Retrieved from the NACADA Clearinghouse of Academic Advising Resources. URL: http://www.nacada.ksu.edu/Resources/Clearinghouse/View-Articles/Motivation.aspx (accessed: 18.05.2020). (In English).
13. Korb K.A. (2014) Motivation in education: Beyond salary, benefits, and welfare. Journal of Educational Foundations. No 4. Pp. 1-8. (In English).
14. Noyens D., Donche V., Coertjens L., Daal T.V., Petegem P.V. (2019) The directional links between students' academic motivation and social integration during the first year of higher education. European Journal of Psychology of Education. 2019. № 1. Vol. 34. Is. 1, Pp. 67-86. (In English).
15. Stirling D. Motivation in Education. Learning Development Institute. 31 May 2014. URL: http://learndev.org/dl/Stirling_MotEdu. pdf (accessed: 18.05.2020). (In English).