Научная статья на тему 'Особенности учебно-воспитательного процесса в ремесленных отделениях, классах и учебных мастерских при учебных заведениях Симбирской губернии в конце XIX века'

Особенности учебно-воспитательного процесса в ремесленных отделениях, классах и учебных мастерских при учебных заведениях Симбирской губернии в конце XIX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМЕСЛЕННЫЕ КЛАССЫ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / РУЧНОЙ ТРУД / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / УЧЕБНЫЕ МАСТЕРСКИЕ / HANDICRAFT CLASSES / METHODS OF TEACHING / MANUAL LABOUR / EDUCATIONAL PROGRAMME / TRAINING STAFF FOR INDUSTRY / TRAINING WORKSHOPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубович Валерий Геннадьевич

В научной статье раскрываются особенности учебно-воспитательного процесса в ремесленных отделениях, классах и учебных мастерских при учебных заведениях Симбирской губернии в конце XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EDUCATION PROCESS IN HANDICRAFT DEPARTMENTS, CLASSES, TRAINING WORKSHOPS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE SIMBIRSK REGION AT THE END OF THE 19 TH CENTURY

The article reveals the peculiarities of education process in handicraft departments, classes and training workshops of educational institutions in the Simbirsk region at the end of the 19 th century.

Текст научной работы на тему «Особенности учебно-воспитательного процесса в ремесленных отделениях, классах и учебных мастерских при учебных заведениях Симбирской губернии в конце XIX века»

УДК 371(09)

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РЕМЕСЛЕННЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ, КЛАССАХ И УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ ПРИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА

PECULIARITIES OF EDUCATION PROCESS IN HANDICRAFT DEPARTMENTS,

CLASSES, TRAINING WORKSHOPS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE SIMBIRSK REGION AT THE END OF THE 19th CENTURY

В. Г. Шубович V. G. Shubovich

ФГБОУВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова», г. Ульяновск

Аннотация. В научной статье раскрываются особенности учебно-воспитательного процесса в ремесленных отделениях, классах и учебных мастерских при учебных заведениях Симбирской губернии в конце XIX в.

Abstract. The article reveals the peculiarities of education process in handicraft departments, classes and training workshops of educational institutions in the Simbirsk region at the end of the 19th century.

Ключевые слова: ремесленные классы, методика обучения и воспитания, ручной труд, программа обучения, подготовка производственных кадров для промышленности, учебные мастерские.

Keywords: handicraft classes, methods of teaching, manual labour, educational programme, training staff for industry, training workshops.

Актуальность исследуемой проблемы. Появление и развитие ремесленных классов, отделений и учебных мастерских при общеобразовательных и специальных учебных заведениях Симбирской губернии в конце XIX в. считается знаменательным событием и историко-педагогическим фактом в развитии образования и науки. В них учебно-воспитательный процесс был сформирован в соответствии с основами профессиональной подготовки учащихся в дореволюционной России и достаточно материально и технически обеспечен, имелась программа углубленного обучения профессиональным знаниям и навыкам, в связи с чем эта тема представляет особый научно-исследовательский интерес.

Материал и методика исследований. Для решения задач данного исследования были использованы архивные данные, исторические социально-образовательные факты и документы, анализ публикаций и записей путешественников, историко-сравнительный и аналитический подходы.

Результаты исследований и их обсуждение. Как уже выше было отмечено, в конце XIX в. в ремесленных классах при общеобразовательных и специальных учебных заведениях Симбирской губернии формируется учебно-воспитательный процесс в соответствии с основами профессиональной подготовки учащихся.

Нами было уточнено, что ремесленные классы классифицировались на локальные, находившиеся при конкретных школах, и центральные, куда объединялись для обучения учащиеся из ряда школ уезда или губернии.

Изложим, как был представлен образовательный и воспитательный процесс в Симбирском городском центральном классе ручного труда по обработке дерева, организованном в ноябре 1905 г.

Своеобразной и отличительной характеристикой Симбирского класса ручного труда от иных ремесленных классов являлось то, что в нем обучались мальчики одновременно из одно- и двухклассных начальных городских училищ, где имелась программа углубленного обучения профессиональным знаниям и навыкам, и учебно-воспитательный процесс в этих классах был более материально-технически обеспечен. Под класс ручного труда была отдана часть подвального этажа жилого дома по улице Лосевой (ныне - ул. Федерации), включающая две смежные комнаты. Данное помещение соответствовало запросам дирекции класса только по размерам, так как в нем располагались более 20 столярных верстаков, четыре токарных станка, встроенные шкафы для хранения инструментов, работ учащихся и небольшого запаса пиломатериалов [2]. Для организации процесса обучения в классе ручного труда имелось некоторое оборудование (табл. 1).

Таблица 1

Оборудование для организации обучения в классе ручного труда

Инструмент Количество Количество

в 1905 г., шт. в 1909 г., шт.

Инструменты по дереву:

1. Верстаки столярные. 15 17

2. Фуганки разные. 14 21

3. Рубанки разные. 13 20

4. Токарные станки по дереву. 1 2

Инструменты по металлу:

1. Тиски слесарные. 1 1

2. Напильники разные. 5 5

3. Сверла разного диаметра. 4 4

4. Пила по металлу 1 1

Из табл. 1 видно, что учебный процесс в классе ручного труда был организован надлежащим образом, т. е. имелось необходимое оборудование, хотя и в недостаточном количестве. В год открытия класса в пяти учебных группах занималось 93 ученика, а в 1908 г. в шести учебных группах было 115 учащихся, а значит, оборудования всем не хватало.

Для нашего времени наибольший интерес вызывает уникальная методика обучения и воспитания, применявшаяся в Симбирском классе ручного труда, где, стремясь привить учащимся навыки владения инструментами для обработки дерева, главной целью ставили «содействие воспитанию учащихся, поскольку это последнее осуществляется путем участия в работе внешних органов чувств, а равно внимания, обдуманности, осмотрительности, воображения и памяти» [3].

За основу данной методики была взята программа преподавателя Санкт-Петербургского учительского института К. Ю. Цируля, подготовленная им для классов ручного труда. Срок обучения по программе составлял два года. В класс принимались мальчики - учащиеся одно- и двухклассных мужских городских начальных училищ в возрасте от 9 до 12 лет. Методика обучения и воспитания в классе ручного труда была разработана и внедрена местным учителем И. Я Винокуровым, который в 1902 и 1905 гг. прошел специальную подготовку, чтобы обучить детей навыкам обработки дерева и металла в Казанском учительском институте [3].

Вначале программой предусматривалось за два года научить учащихся изготовлять из дерева 92 предмета. Однако двухлетние наблюдения показали, что эта задача не выполнима, так как за 4 часа в неделю (по 2 часа 2 дня) в течение учебного года учащиеся могут выполнить от 20 до 25 предметов, а за два года - не более 50. И к началу 1907/08 учебного года программа была сокращена до 48 предметов, но с тем расчетом, что ученики за два года учебы ознакомятся со всеми элементарными приемами обработки дерева [9].

Прошло более 90 лет, но и сегодня содержание практических работ Симбирского класса ручного труда представляет интерес (табл. 2) [2].

Таблица 2

Перечень изделий, изготавливаемых учащимися Симбирского класса ручного труда

Первый год обучения

Столярные работы:

1. Брусок. 18. Топорище.

2. Ручка для молотка. 19. Чайница.

3. Вешалка для платья. 20. Полочка на кронштейнах.

4. Веселка для теста. 21. Подставка под лампу.

5. Кухонная доска. 22. Ящик на шипах.

6. Доска под горячее. 23. Линейка канцелярская.

7. Рейка для зубных щеток. 24. Аршин с делениями.

8. Подставка под цветы. 25. Письмовик.

9. Лодочка для карандашей. 26. Пенал.

10. Ящик на гвоздях. 27. Козлы для вставок.

11. Скамейка с прямыми ножками. 28. Ящик для конвертов и бумаги.

12. Доска для мяса. Токарные работы:

13. Доска под чернильницу. 29. Каток.

14. Служка для снимания сапог. 30. Пестик.

15. Пяльцы с прямыми брусками. 31. Киянка.

16. Нож для разрезания бумаги. 32. Вешалка с точеными колышками.

17. Скамейка с кривыми ножками. 33. Подсвечник.

Второй год обучения

34. Станок для пилы. 42. Рамка для картины.

35. Рейсмус. 43. Колодка для фуганка.

36. Наугольник столярный. 44. Круглый стол.

37. Пяльцы с точеными валиками. 45. Шкаф аптечный.

38. Пасочница. 46. Спичечница (точеная).

39. Колодка для рубанка. 47. Скамейка с точеными ножками.

40. Шкатулка с открытыми шипами. 48. Валек рубленый.

41. Табурет.

Как следует из табл. 2, перечень изделий, производимых учащимися в классе ручного труда, усложнялся с каждым годом. Так, если в первый год обучения дети изготавливали простые изделия, пригодные в быту: доску для разделки мяса, рейку для зубных щеток, - то во второй год от учащихся требовался достаточно высокий уровень профессиональной подготовки - они изготавливали шкаф аптечный или шкатулку, или рамку для картины и т. д.

Надо отметить, что все изделия после осмотра директором народных училищ губернии и членами городской училищной комиссии выдавались ученикам в их собственность, а в журнале по этому поводу делалась специальная запись [4].

Программа, составленная И. Я. Винокуровым, была одобрена управляющим промышленных училищ России, который посетил класс в 1907 и 1913 гг. Ко всем номерам программы имелись образцы изделий в собранном виде и их частей.

Изучив и проанализировав учебно-воспитательный процесс в ремесленных классах и ремесленных училищах, мы пришли выводу о том, что в его организации постепенно определялись две ступени.

Первую ступень как раз и составляли ремесленные классы при общеобразовательных и специальных школах. Они были основаны в 12-ти начальных училищах и представляли некоторым образом подготовительную ступень к ремесленным училищам и школам. Ремесленные классы по столярному ремеслу имелись при Верхне-Талызинском, Болтинском и Силинском двухклассных, Ардатовском приходском и Верхне-Мазейском одноклассных училищах; по ткачеству - при Промзинском и Жда-новском женских начальных училищах; по кройке и шитью - при Ардатовском женском; по плетению из ивы - при Редкодубском; по плетению кружев - при Деяновском училище и в Симбирске - городской центральный класс ручного труда по обработке дерева для мальчиков шести городских училищ.

Имея преимущественно подготовительное значение к основательному освоению ремесла, классы ручного труда прививали учащимся довольно прочные первоначальные ремесленные навыки, которые они приносили в свои семьи, а часто являлись единственными в своей местности ремесленниками, к которым можно было обращаться с просьбой изготовить предметы, необходимые в житейском быту.

Вторую ступень ремесленного образования составляли непосредственно ремесленные училища, которые, базируясь на ранее приобретенных навыках учеников, поступивших к ним на учебу из ремесленных классов, давали им более прочные знания и производственные навыки.

Тщательно выверены были и воспитательный, и учебный распорядки, органично вписывающиеся в методику И. Я. Винокурова. Начало и окончание ежегодных занятий приспосабливались ко времени начала и прекращения занятий в общеобразовательных классах тех народных училищ, при которых они состояли. В ремесленных отделениях и классах ученики училищ ежедневно работали не более 3 -х часов, а посторонние ученики - до 8 часов, и, как правило, это были старшие подростки [5].

Пропусков занятий в ремесленных классах практически не было, что способствовало дальнейшему повышению качества обучения. В отличие от ремесленных школ в ремесленных классах не читался теоретический курс. Здесь по программе были только учебно-практические занятия, на которых учащиеся знакомились со свойствами и назначением различных материалов.

В 1898 г. Симбирское уездное земское собрание, считая негативным отсутствие теоретического курса, предложило заведующему ремесленными классами составить примерную программу теоретических занятий. В нее обязательно должны были быть введены такие дисциплины, как черчение и рисование, что было крайне важно для обучения столярному и токарному делу [8, 50], [7].

Заботясь об имидже и престиже ремесленных классов, И. Я. Винокуров обычно отказывался от однородных заказов, так как их выполнение отрицательно отражалось на проведении учебных занятий. Стоимость продукции, изготовленной учениками, была низкой и разнилась от 25 копеек до 12 рублей. Учащиеся изготовляли парты для училищ, стулья, этажерки, гардеробы, зимние рамы, шкафы, столы и др. Сделанные учениками вещи поступали на выставку кустарных изделий при Симбирской земской управе, где они продавались. О качестве продукции свидетельствует следующий факт: летом 1898 г. на Симбирской профессионально-педагогической выставке экспонаты учащихся ремесленных классов села Мачкасы были удостоены похвального отзыва первого разряда [5], [7].

Ученики, прошедшие обучение по методике И. Я. Винокурова, показывали неплохие практические навыки перед всевозможными комиссиями. Так, в 1899 г. навыки и знания учеников ремесленных классов в селе Мачкасы проверяла особая экзаменационная комиссия в составе представителей земства, местного населения и экспертов по столярному и токарному ремеслу. Ученики также показывали очень хорошие знания на выпускных экзаменах, выполняли задания по изготовлению кухонных столов, этажерок. В 1910 г. деятельность ремесленных классов вновь проверяла специальная комиссия в составе члена Симбирской земской управы С. В. Иванова, делопроизводителя управы В. Н. Николаева, кустарного техника уездного земства, учителя-мастера Симбирской мастерской И. Я. Винокурова.

Несмотря на юный возраст учеников (от 13 до 16 лет), продукция, изготовленная ими, в основном была оценена на «хорошо» и «отлично», и только один ученик получил оценку «удовлетворительно».

Из учеников клепально-кровельного дела комиссия особое внимание обратила на 14-летнего Василия Вяткина, который представил очень чисто выполненную печь. Экзаменационная комиссия пришла к выводу, что В. Вяткину необходимо выдать все инструменты, чтобы он мог заняться мастерством у себя дома, в деревне, где была большая потребность в подобных ремесленниках. В целом качество обучения в ремесленных классах села Мачкасы было признано удовлетворительным.

Таким образом, большой спрос на продукцию, производимую в ремесленных классах, требовал расширения производства. Однако в конце XIX - начале XX в. это было практически невозможно из-за отсутствия нормального, просторного помещения и недостаточного количества учебных часов в программах.

Достаточно эффективно учебный процесс был организован и в учебных мастерских Симбирской губернии, получивших распространение накануне и в годы Первой мировой войны.

Важным составляющим моментом успешней деятельности учебных мастерских было обеспечение их самым современным по тем временам оборудованием. С момента открытия Симбирской учебно-показательной мастерской ее руководство постоянно заботилось об обновлении оборудования, приобретении новых станков,

инструментов и пр. Так, в 1913 г. мастерская пополнила набор слесарных инструментов метчиками для газовой трубы, приобрела дыродавительный пресс с ножницами для разрезания железа и пробивания дыр, американские спиральные сверла, войлочный круг для полировки латунных предметов и изделий, токарно-винторезный станок с автоматическими продольными и поперечными самоходами, специально предназначенный для выполнения тонких, точных работ, болторезный станок для газовой и обыкновенной резьбы Витворта.

В этом же году значительные финансовые средства были вложены в техническое усовершенствование кузницы и нефтяной печи. Нефтяную печь, предназначенную для нагревания металлов и плавки меди в тиглях, во избежание растрескивания заключили в железный кожух, а в железный бак установили насос для более удобной подачи нефти. Кузницу для улучшения вентиляции оборудовали железной вытяжной трубой.

Техническая реконструкция затронула и столярное отделение, в котором установили электродвигатель трехфазного тока мощностью в 2 лошадиных силы для приведения в действие пилы и токарных станков. Была оборудована также новая мастерская для никелирования [6, 6].

На наш взгляд, наиболее существенным приобретением Симбирской ремесленной учебно-показательной мастерской в последний предвоенный год стала динамо-машина мощностью 20х30 вольт-ампер при 1900 оборотах. Электрический ток от динамо-машины поступал в изолированное от механических мастерских помещение, где располагались распределительный щит, приборы для измерения силы и напряжения тока, а также никелевая ванна вместимостью 30 ведер. Раствор никелевой соды был составлен по новейшим данным заграничной фирмы Лангбейна.

Рассмотрим особенности учебно-воспитательного процесса в Симбирской учебно-показательной мастерской. Учебный год в ремесленной мастерской начинался в первых числах августа и заканчивался в конце мая. В 1913 г. здесь было три класса. Занятия в первых двух классах делились на академические и практические. Ученики обучались 45 часов в неделю: 12 часов отводилось на теоретический курс, а 33 - на практические занятия. Теоретический курс включал в себя следующие предметы: рисование, черчение, технологию изучаемого ремесла и ремесленное счетоводство. Обычно учебные занятия начинались в 7 часов 30 минут и заканчивались в 17 часов 30 минут. Ученикам на завтрак отводилось 30 минут, а на обед - 2 часа. В каждом из трех классов было два отделения: слесарно-кузнечное и столярно-токарное. Практические занятия полностью соответствовали программе мастерской. Обучали ремеслам мастера и два вольнонаемных рабочих-профессионала - слесарь и столяр.

Учащиеся слесарно-кузнечного отделения занимались сборкой и ремонтом разного рода машин, сельскохозяйственных рам, моторных лодок, двигателей внутреннего сгорания, арматуры паровых котлов, частей пароходов и т. д., а также по очереди работали в кузнице, осваивая приемы кузнечного ремесла.

В столярно-токарном отделении выполнялись работы по изготовлению оборудования: деревянных частей сельскохозяйственных машин, мебели и т. д.

Высокий профессиональный уровень в Симбирской ремесленной учебно-показательной мастерской достигался тем, что на практику отводились дополнительные часы. Практически всю первую половину учебного года учащиеся занимались исключительно изучением программы по ремеслу под руководством мастеров. Позднее

они, кроме ремесла, стали изучать и теоретические предметы: геометрию, черчение, техническое черчение, арифметику, а с января 1914 г. впервые в мастерской было введено рисование.

Была разработана и перспективная программа развития подсистемы ремесленных классов как базы для дальнейшего совершенствования системы ремесленного образования, с которой в августе 1909 г. на Казанском съезде представителей губернских земств выступил директор народных училищ Симбирской губернии И. М. Ищер-ский [1, 111-112].

Резюме. Можно сделать вывод о том, что в конце XIX в. в Симбирской губернии при общеобразовательных и специальных учебных заведениях существовали ремесленные отделения и классы, которые подразделялись на локальные и центральные. Учебный процесс в них строился так, чтобы, во-первых, вызвать у учащихся интерес к дальнейшему поступлению в ремесленные училища, во-вторых, осуществлять подготовку производственных кадров для промышленности и ремесленного производства.

Оправдали назначение и учебные ремесленные мастерские. Востребованность и успешность таких мастерских объяснялись применением в них современного оборудования, что поднимало творчество на высоту, развивало самостоятельность и инициативу учащихся. Здесь присутствовало грамотное чередование практических производственных уроков и теоретических занятий. Учащимся поручалось выполнение сложных заказов, требующих ответственности, технических знаний и навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазунов, А. Т. Развитие системы управления начальным профессиональным образованием / А. Т. Глазунов // Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы. - Т. 1. - М., 1999. - С. 111-112.

2. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). - Ф. Р-190. - Оп. 1. - Ед. хр. 373. - Л. 23.

3. ГАУО. - Ф. Р-190. - Оп. 1. - Ед. хр. 373. - Л. 25.

4. ГАУО. - Ф. 99. - Оп. 1. - Ед. хр. 1181. - Л. 76-77.

5. ГАУО. - Ф. 99. - Оп. 1. - Ед. хр. 1181. - Л. 160.

6. Отчет Симбирской ремесленной учебно-показательной мастерской. - Симбирск : Типография Мещерякова Н. А., 1913. - 66 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Петрова, Т. Н. История развития школы и просвещения в Чувашии в XV-XVIII веках / Т. Н. Петрова. - М. ; Чебоксары : Новое время, 2010. - 85 с.

8. Сборник Симбирского земства. - Симбирск : Типография Мещерякова Н. А., 1899. - 75 с.

9. Шубович, В. Г. Становление и развитие системы профессионального образования в России на рубеже XIX-XX вв. / В. Г. Шубович // Право и образование. - 2012. - № 2. - С. 136-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.