Научная статья на тему 'Особенности учебно-профессиональной мотивации будущего психолога'

Особенности учебно-профессиональной мотивации будущего психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / MOTIVATION / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL EDUCATION / ACTIVITY / COMPETENCE / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацакова Наталья Владимировна

В статье рассматривается учебно-профессиональная мотивация будущего психолога. Компоненты мотивации анализируются через призму содержания профессионального обучения. На основе данного анализа делаются выводы об особенностях мотивации этого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мацакова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEARNING AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

The article discusses educational and professional motivation of future psychologists. Components of motivation analyzed vocational training. Based on this analysis the conclusions are drawn about the features of this type of motivation.

Текст научной работы на тему «Особенности учебно-профессиональной мотивации будущего психолога»

УДК 378: 316.628.5 Мацакова Наталья Владимировна

старший преподаватель кафедры

иностранных языков

Балтийского федерального университета

им. И. Канта

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

МОТИВАЦИИ

БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА

Matsakova Nataliya Vladimirovna

senior lecturer of the chair of foreign languages, Baltic Federal University [email protected]

FEATURES OF LEARNING AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

Аннотация:

В статье рассматривается учебно-профессиональная мотивация будущего психолога. Компоненты мотивации анализируются через призму содержания профессионального обучения. На основе данного анализа делаются выводы об особенностях мотивации этого типа.

Ключевые слова:

мотивация, профессиональное психологическое образование, деятельность, компетенция, личностнопрофессиональное становление.

The summary:

The article discusses educational and professional motivation of future psychologists. Components of motivation analyzed vocational training. Based on this analysis the conclusions are drawn about the features of this type of motivation.

Keywords:

motivation, professional psychological education, activity, competence, personal and professional development.

Специалисты в области профессионального психологического образования единодушны в том, что профессионализм психолога не складывается из отдельных умений, знаний, навыков. «В психологии, где каждая задача всегда уникальна из-за уникальности человека, поиск решения, способного действительно помочь человеку и не создать ему новых проблем, всегда предполагает синтез науки и искусства. Чтобы его осуществлять, нужен дар божий, который шлифуется не столько обучением, сколько воспитанием, формирующим психолога как личность с повышенным чувством ответственности за свои дела» [1, с. 49]. В связи с этим важно уже на ранних этапах профессионального становления, в ходе обучения в вузе вести специально организованную работу по формированию мотивов понимания предназначения профессии, мотивов профессиональной деятельности и мотивов проявления личности в профессии, составляющих в своей совокупности мотивацию профессиональной деятельности.

Как показано в литературе, именно учебно-профессиональная деятельность студентов является той областью, в которой возможно формирование мотивов, значимых для их полноценной профессиональной самореализации [2, с. 40]. Такая возможность обусловлена содержанием профессионального обучения, которое «проектируется не как учебный предмет, а как предмет учебной деятельности, последовательно трансформируемый в предмет деятельности профессиональной» [3, с. 57]. В процессе такой трансформации происходит преобразование учебно-познавательной деятельности в учебнопрофессиональную, а последней - в профессиональную [4, с. 46]. Так как с позиций теории общей деятельности преобразование одной деятельности в другую идет по линии трансформации мотивов [5], то учебно-познавательные мотивы будут выступать источником формирования профессиональных мотивов.

Исходя из того, что формирование мотивации начинается с ее изучения [6, с. 5], изначально необходимо проанализировать содержание учебно-профессиональной мотивации будущего психолога. Естественным будет предположить, что в содержании мотивации данного вида можно выделить как общие, безотносительно специальности, так и частные, обусловленные моделью труда, компоненты. Так, на начальном этапе обучения в качестве основной цели учебно-профессиональной деятельности студентов, независимо от их будущей специальности, рассматривается формирование учебно-познавательных компетенций, составляющих основу для овладения любой другой деятельностью. Для достижения данной цели необходимо наличие учебной потребности в выработке обобщенных способов действий и приемов усвоения новых знаний. Важно актуализировать также мотивы положительного отношения к учению, развивать мотивы долга и ответственности в учении, мотивы понимания социальной значимости учения, стремление к совершенствованию общеучебных знаний, умений и навыков.

Принимая во внимание возможную потерю первоначального интереса к процессу обучения вследствие неизбежных трудностей, связанных как с несоответствием наличного опыта студента требованиям со стороны вуза, так и с необходимостью изучения дисциплин преимущественно общеобразовательного характера, необходимо сделать акцент на динамических свойствах мотивации - способности сохранить увлеченность избранной специальностью, готовность к преодолению объективных трудностей. В своей совокупности названные компоненты, отражая содержание учебно-познавательной мотивации, создают основу для формирования чрезвычайно ценного мотива профессиональной деятельности - мотива достижения [7, с. 269].

Цель следующего этапа учебно-профессиональной деятельности сопряжена с формированием ме-тапрофессиональных компетенций - ключевых компетенций, востребованных в большинстве профессий и гарантирующих профессиональную мобильность и универсальность специалистов. Компонентами учебнопрофессиональной мотивации, направляющими и регулирующими деятельность студента на данном этапе, являются потребность в самообразовании и саморазвитии на протяжении всей жизни, познавательный интерес к смежным областям знаний, стремление к расширению кругозора (широкие познавательные мотивы), активность, инициативность, личная заинтересованность в результатах своей деятельности.

Данные компоненты мотивации необходимо развивать у всех студентов, независимо от получаемой специальности. Однако нельзя недооценить их значение для личностно-профессионального становления будущего психолога. Их наличие в структуре учебно-профессиональной мотивации позволит ему начать «осмысливать собственную жизнь, как задачу творческую, в которой стратегические ценности и цели, средства их достижения задаются самим развивающимся человеком... исходя из принципа творческой самостоятельности, саморазвития» [8, с. 4]. Во взаимодействии с мотивами социального сотрудничества, коммуникативными мотивами, мотивационно-ценностными установками (толерантность, эмоциональная устойчивость, гибкость, готовность к поиску компромиссных решений), регулирующими поведение личности в обществе, указанные компоненты мотивации ориентируют будущего психолога, сфера профессиональной деятельности которого лежит в плоскости построения взаимоотношений «человек-человек», на единство процессов личностного и профессионального становления, и рассматриваются в качестве необходимых для его успешной адаптации и социализации в условиях быстро меняющегося поликультурного и экономического пространства.

Если перечисленные выше компоненты учебно-профессиональной мотивации детерминируют деятельность на этапах формирования учебно-познавательных и метапрофессиональных компетенций, то анализируемые далее компоненты регулируют процесс формирования профессиональных компетенций будущего психолога. Исходной точкой для такого анализа является интеллектуальная деятельность психолога, основанная на развитом профессиональном мышлении, специфика которого обусловлена, прежде всего, «необходимостью понимания скрытых от непосредственного наблюдения внутренних механизмов и законов развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов и состояний человека, эмоциональных переживаний, отношений, интересов, причин возникновения различных психологических проблем. Наблюдая за особенностями поведения человека, сопоставляя различные характеристики его деятельности, устанавливая между ними связи, психолог осуществляет сложнейшую аналитико-синтетическую деятельность» [9, с. 88].

С одной стороны, данная деятельность связана с построением умозаключений, установлением причинно-следственных связей, с другой стороны, «психологическое познание принципиально гетерогенно и предполагает не только научно-теоретическое, понятийно-знаковое, логическое мышление, в значительной мере формализуемое, но и мышление образное, художественное» [10, с. 13]. Данные положения дают основание для выделения в компонентном составе учебно-профессиональной мотивации будущего психолога потребности в овладении широким спектром методов психологического познания; интереса к специфическим видам интеллектуальной профессиональной деятельности; мотивов творческого нестандартного решения учебно-профессиональных и профессиональных задач; установки на избегание стереотипности мышления, действия по шаблону.

Не менее значимым компонентом учебно-профессиональной мотивации будущего психолога являются мотивы понимания предназначения профессии, которые проявляются как форма и мера профессиональной направленности, принятия конечных целей обучения, а также как интерес к профессии и склонность заниматься ею. В идеале мотивы понимания предназначения профессии должны совпадать с мотивами ее выбора. В этом отношении желательно, чтобы будущий психолог был движим стремлением реализовать себя на поприще оказания психологической помощи людям, был готов к пониманию самых разных людей, проявлял интерес к профессии, как в отношении изучения профессионального наследия, так и в отношении собственной творческой деятельности. Мотивы понимания предназначения профессии отражают также желание соответствовать образу профессии и ориентируют на развитие таких важных для специалиста психолога профессиональных качеств, как коммуникабельность, умение слушать, внимательность, наблюдательность, открытость, гибкость, толерантность, социальная чувствительность, рефлексия в отношении собственных поступков и решений, порядочность, соблюдение этических норм профессиональной деятельности, недопустимость манипулирования людьми на основе полученных знаний.

Таким образом, анализ компонентов учебно-профессиональной мотивации будущего психолога показал, что обусловленные содержанием профессионального обучения особенности мотивации данного типа проявляются, во-первых, во взаимодействии учебно-познавательных и профессиональных целей, потребностей, мотивов, интересов и установок, при котором одни становятся основой для развития других. Во-вторых, в содержании учебно-профессиональной мотивации будущего психолога отражены как типичные, безотносительно профиля дисциплины, так и специфические, обусловленные особенностями интеллектуальной профессиональной деятельности и мотивами понимания предназначения профессии психолога компоненты. Также следует обратить внимание на то, чтобы в процессе формирования учебнопрофессиональной мотивации первоначальные мотивы выбора профессии пришли к общему знаменателю с мотивами понимания предназначения профессии.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Иванников В.А. Проблемы подготовки психологов // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 48-52.

2. Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие для студ. вузов. М., 2006.

3. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В.А. Сластенина. М., 2004.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М., 2006.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М., 1990.

7. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. Воронеж, 2004.

8. Психолог: введение в профессию / под ред. Е.А. Климова. М., 2007.

9. Локалова Н.П. Психология: введение в профессию. СПб., 2010.

10. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. СПб., 2007.

1. Ivannikov V.A. Problemy podgotovki psihologov // Voprosy psihologii. 2006. No. 1. P. 48-52.

2. Bakshaeva N.A. Psihologiya motivatsii studentov: textbook for university students. M., 2006.

3. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya: textbook for university students / ed. by V.A. Slastenin. M., 2004.

4. Zeer E.F. Psihologiya professional'nogo razvitiya. M., 2006.

5. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M., 1975.

6. Markova A.K. Formirovanie motivatsii ucheniya: book for teacher. M., 1990.

7. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitiya professional. Voronezh, 2004.

8. Psiholog: vvedenie v professiyu / ed. by E.A. Klimov. M., 2007.

9. Lokalova N.P. Psihologiya: vvedenie v professiyu. SPb., 2010.

10. Lyaudis V.Y. Metodika prepodavaniya psihologii. SPb., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.