Выпускники вузов, обладающие опытом творческой, проектной деятельности, легче адаптируются в современных экономических условиях, имеют более высокий уровень профессиональной компетентности, они конкурентоспособнее на рынке труда.
Литература:
1. Сергеева, Е.В. Развитие математической компетентности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки по техническим профилям: дис. ... канд. пед. наук/ Е. В. Сергеева. -Екатеринбург, 2017. - 179 с. http://ds.rsvpu.rU/sites/default/files/2017/sergeeva_e.v._dissertaciya.pdf
2. Dewey, J. How we think: a restatement of the relationship of reflecting thinking to the educative process // The later works of John Dewey. Vol. 8. Carbondale, 1933.
3. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике школы / И. Д. Чечель // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М. : Сентябрь, 1998. -С. 83-128.
4. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие./ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М., 2007.
5. Переверзев, Л. Б. Проектный подход и требования к учителю/ Л. Б. Переверзев // Школа и производство. - 2002. - № 1.-С. 14-16.
6. Краля, Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие / Н. А. Краля; под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
7. Сергеева, Е. В. Интеграция проектного и компетентностного подходов в математическом образовании студентов технических университетов. / Е. В. Сергеева // Вестник ПГЛУ. - 2010. - № 2, С. 281-285.
8. Сергеева, Е. В. Критерии, определяющие уровень развития математической компетентности студентов. - [Электронный ресурс] / Е. В. Сергеева // Мир науки: Интернет - журнал. - 2016. - Т.4. - № 1.-Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN116.pdf
9. Сиденко, А. С. Метод проектов: история и практика применения / А. С. Сиденко // Завуч. - 2003. -№ 6. - С. 96-111
10. Слободчиков, В. И. Основы проектирования развивающего обучения / В. И. Слободчиков. -Петрозаводск, 1996.
11. Kilpatrick, W. H. Dewey's Influence on Education // P. A. Shipp & L. E. Hahn (eds.) The Philosophy of John Dewey. Illinois, 1989.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Сибаева Гульсасак Мубараковна
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) (г. Сибай); кандидат педагогических наук, доцент Махмутов Юнир Мидхатович
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) (г. Сибай)
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБОБЩЕННЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В статье раскрывается специфика понятия «обобщенные умения» путем выявления особенностей учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов.
Ключевые слова: умения, обобщенные умения, учебно-профессиональная деятельность. Annotation. The article reveals the specifics of the concept of «generalized skills»by identifying the features of the educational and professional activities of future teachers.
Keywords: skills, generalized skills, educational and professional activities.
Введение. Процесс совершенствования профессиональной психолого-педагогической подготовки непрерывен. Широкое распространение в решении проблемы получила концепция, согласно которой профессиональное образование в первую очередь должно обеспечивать развитие личности путем организации его учебно-профессиональной деятельности.
Сущность и содержание учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов обуславливается современными тенденциями развития образования. На наш взгляд, успешность учебно-профессиональной деятельности студентов определяется уровнем сформированности обобщенных умений.
Изложение основного материала статьи. Особенности учебно-профессиональной деятельности определяют процесс формирования обобщенных умений будущих педагогов.
Одна из особенностей учебной деятельности представлена в определении И.А. Зимней, рассматриваемая как «деятельность по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий» [5, с. 193]. Данное определение позволяет нам ориентировать учебную деятельность будущих педагогов на формирование обобщенных учебно-профессиональных умений.
Обобщенные умения мы рассматриваем как умения, основанные на понимании студентами научных основ и структуры деятельности, самостоятельном определении рациональной последовательности выполнения операций и действий, из которых она состоит. Владея обобщенными умениями, будущие педагоги могут использовать их при решении широкого круга учебно-профессиональных задач.
Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы и особенности учебно-профессиональной деятельности, мы выделяем три группы обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов:
1) мотивационно-смысловые умения:
- умение понимать значимость своей профессии;
- умение сотрудничать и устанавливать психологический контакт;
- умение понять позицию другого в общении;
2) деятельностные умения:
- умение правильно диагностировать педагогическое явление;
- умение прогнозировать педагогический процесс, развитие личности коллектива;
- умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;
- умение проектировать и организовывать виды профессиональной деятельности педагога;
3) оценочно-контрольные умения:
- умение интерпретировать и адаптировать информацию к целям учебно-профессиональной деятельности;
- умение управлять своим эмоциональным состоянием;
- умение критически анализировать личность и деятельность.
Каждое учебно-профессиональное умение представляет собой совокупность интеллектуальных и практических действий, целенаправленных, взаимосвязанных и выполняемых в определенной последовательности.
Содержание каждого сформированного учебно-профессионального умения является относительно устойчивым, но его реализация в учебно-профессиональной деятельности обусловлена педагогическими условиями.
А.А. Вербицкий [3] считает, что содержание учебной деятельности будущего специалиста определяется моделью будущей профессиональной деятельности, которая придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. По его мнению, основной единицей содержания профессиональной деятельности является профессионально-подобная ситуация, которая позволяет развертывать содержание образования в динамике. Следовательно, овладение учебно-профессиональной деятельностью возможно на основе сформированных обобщенных учебно-профессиональных умений.
Для формирования обобщенных учебно-профессиональных умений ценное значение имеет расширение конкретных представлений будущих педагогов о педагогическом процессе, обогащение их фактами живой действительности. Поэтому привлечение будущих педагогов к сравнению и анализу педагогических фактов способствует актуализации внутренних и внешних мотивов, активизации их включения в учебно-профессиональную деятельность, стимуляции стремления к самостоятельному выбору целей и средств решения осознанных, преднамеренных учебно-профессиональных задач.
Отличительной особенностью обобщенных умений является их широкий перенос с одного вида деятельности на другие. Опираясь на выводы Д.Б. Эльконина [7], исследователи выделяют универсальность учебной деятельности студентов, обеспечивающей в дальнейшем мобильность профессиональной деятельности. Учебная деятельность как универсальная деятельность образует основу овладения любой другой деятельностью.
A.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева полагают, что организация учебного процесса должна обеспечить переход студента в позицию специалиста. В свою очередь «трансформация учебной деятельности в профессиональную предполагает смену предметов деятельности» [3, ^ 79]. В связи с этим необходимо организовать такой образовательный процесс, который обеспечит переход, трансформацию одного типа деятельности (учебной) в другой (профессиональный).
На наш взгляд, интеграция учебной и профессиональной деятельности определяет особенности, целевую ориентацию и направленность процесса формирования обобщенных учебно-профессиональных умений.
В связи с тем, что нас интересует профессиональная психолого-педагогическая подготовка будущих педагогов, считаем необходимым остановиться на определении профессиональной деятельности С.Ф. Зеера, который рассматривает ее как «социально значимую деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности» [4, с. 38]. Мы считаем, что данное определение отражает главную особенность и личностную составляющую профессиональной деятельности. Нам представляется важным формирование обобщенных учебно-профессиональных умений как профессионально-личностного качества будущих педагогов.
B.С. Безрукова акцентирует саморазвивающую, самоизменяющую особенности учебно-профессиональной деятельности и определяет учебно-профессиональную деятельность студентов как «особый вид активной деятельности студентов, который направлен на самоизменение, на преобразование студентов самих себя как объектов обучения» и замечает, что она «протекает в условиях соединения с профессионально-производственным трудом» [1, с. 253-254]. Мы считаем, что специально организованная учебно-профессиональная деятельность будущих педагогов позволяет приобщиться к будущей профессиональной деятельности. Если практическая деятельность студентов протекает в педагогических коллективах образовательных учреждений, то она обогащает их социокультурный опыт, способствует формированию обобщенных учебно-профессиональных умений.
Формирование обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов является целостным многосторонним процессом.
При организации учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов необходимо учитывать то обстоятельство, что обобщенные умения не формируются стихийно.
Процесс формирования обобщенных учебно-профессиональных умений осуществляется нами непрерывно и поэтапно в течение всех лет профессионально-педагогической подготовки будущего педагога на основе учета их индивидуальных особенностей. При этом происходит постепенное усложнение, расширение и развитие объема и уровня каждого обобщенного учебно-профессионального умения.
Так ориентировочный этап направлен на формирование первоначальных представлений о сущности, содержании каждого учебно-профессионального умения будущих педагогов как определенной совокупности действий и операций и путях их овладения. На этом этапе происходит создание установки на овладение обобщенными учебно-профессиональными умениями, раскрытие их профессиональной и личностной значимости и стимулирование разработки будущими педагогами программы овладения обобщенными учебно-профессиональными умениями.
Основной этап способствует овладению фундаментальными теоретическими знаниями, которые являются основой обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов. Данный этап предполагает теоретическое осмысление сущности учебно-профессиональной деятельности и практическое овладение системой обобщенных учебно-профессиональных умений в процессе использования нами вариативных форм и методов обучения, практической подготовки будущих педагогов, выполнения комплекса упражнений по овладению обобщенными учебно-профессиональными умениями.
Творческий этап призван формировать комплексную систему обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов и их углубить, развить в образовательном процессе, обеспечить целенаправленное накопление опыта самостоятельной работы.
Оценочно-контрольный этап нацелен на расширение, систематизацию и совершенствование формируемых обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов и контроль за уровнем их сформированности.
Формирование обобщенных учебно-профессиональных умений представляет собой целенаправленный и длительный процесс, который основан на осознании и осмыслении будущими педагогами целей и содержания учебно-профессиональной деятельности.
Поэтому формирование обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов происходит в процессе взаимосвязанной и взаимообусловленной учебно-профессиональной деятельности.
Таким образом, суть развивающейся учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов заключается в формировании обобщенных учебно-профессиональных умений и личностной субъектной позиции, обретении опыта эмоционально-ценностных отношений, овладении профессиональными компетенциями.
Учеными-исследователями подчеркивается ведущая роль теоретических знаний, единство теоретической и практической подготовки будущих специалистов, многоуровневый характер формирования обобщенных умений (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов и др.).
Предпринятая попытка рассмотреть ряд ключевых теоретико-методологических аспектов проблемы нашего исследования, позволяет нам сделать вывод о том, что обобщенные умения будущих педагогов раскрываются как важнейший компонент квалификационной характеристики, а их формирование как составная часть системы профессиональной психолого-педагогической подготовки.
Выводы. Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие особенности учебно-профессиональной деятельности:
- усиление тенденции к синтезу знаний в единую науку, выражающиеся во взаимопроникновении взаимообогащении различных научных дисциплин;
- формализация науки, проявляющаяся в математизации знаний, важным аспектом которых является сближение естественных и гуманитарных дисциплин;
- рефлексивность, отражающая потребность переосмыслить механизм учебно-профессиональной деятельности в условиях возрастания потоков информации;
- понимание мира как единого целого на основе идеи дополнительности.
Выделенные особенности учебно-профессиональной деятельности определили систему и логику процесса формирования обобщенных умений будущих педагогов.
Литература:
1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. - 344 с.
2. Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). - Челябинск: Факел, 1995. - 141 с.
3. Вербицкий, А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. - М., 2000.
4. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: УГППИ, 2000. - 380 с.
5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Издание второе, доп., исправ. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 384 с.
6. Сибаева Г.М., Махмутов Ю.М. Формирование обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов: принципы и условия // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2018. - Вып. 59. - Ч.1. - С. 346-349.
7. Эльконин, Д.Б. Роль мотивов в формировании навыков .-Т. VII. - Одесса, 1941.
Педагогика
УДК 378
кандидат филологических наук, доцент Славкина Инга Анатольевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат филологических наук, доцент Шмульская Лариса Степановна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНАМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Аннотация. В статье представлены характеристика общих принципов и описание эффективных приемов организации самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе.
Ключевые слова: самостоятельная работа, принципы организации самостоятельной работы, формы самостоятельной работы.
Annotation. The article presents a description of general principles and a description of effective methods of organizing independent work of students in a pedagogical university.
Keywords: independent work, principles of organization of independent work, forms of independent work.
Введение. Современные образовательные стандарты высшего образования предопределяют организацию учебной деятельности как в форме контактной работы студентов с педагогическими работниками, так и в форме самостоятельной работы обучающихся.