УДК 159.923.3 ББК 88.411.9
Д 79
М.И. Дубенцов
Аспирант кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОСТОЯНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
ЛИЧНОСТИ
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена проблематике профессионального самоопределения молодых людей. Предлагается понятие профессиональной неопределенности личности, связанное с уровнем готовности к профессиональной деятельности. Анализируются особенности учебнопрофессиональной деятельности у студентов в состоянии профессиональной неопределенности.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная готовность, учебнопрофессиональная деятельность, профессиональная неопределенность личности.
M.I. Dubentsov
Post-graduate student of the Department of the Person Psychology and General Psychology, the Kuban State University; E-mail: m_a_k_a_d@mail. ru
FEATURES OF STUDENTS’ EDUCATIONAL-PROFESSIONAL WORK IN THE CONDITION OF THE PERSON’S PROFESSIONAL UNCERTAINTY
Abstract. The paper addresses the problematic aspects of the young people’s professional selfdetermination. The author presents a concept of the person’s professional uncertainty, related to the level of readiness for professional work. An analysis is made of features of educational-professional work at students in a condition of professional uncertainty.
Keywords: professional self-determination, professional readiness, educational-professional work, professional uncertainty of the person.
Юношеский возраст - это период, когда личностное развитие происходит особенно интенсивно. Важным аспектом развития молодого человека является профессиональное развитие. От динамики и эффективности профессионального развития молодых людей зависит то, насколько результативно они будут управлять экономическими, политическими, социальными и культурными процессами в обществе в будущем, когда на сегодняшних студентов ляжет основной груз ответственности за нашу страну.
Одной из самых важных задач, решаемых молодыми людьми, является выбор профессии. Современная многоуровневая система образования предлагает выпускникам школы большой выбор вариантов получения образования, что делает возможным для каждого молодого человека выстраивание собственной образовательной стратегии с различным содержанием и этапностью профессионального развития. Однако количество возможных вариантов и осложняет осуществление выбора как акта проявления личности: молодой человек выбирает не только образовательную услугу, но и образ собственного будущего. Получается, что, чем большее количество альтернатив и возможностей получить образование есть у выбирающего, тем больше та неизвестность, неопределенность, которая должна вот-вот стать жизнью, воплотиться в актуальном бытии молодого человека.
В рамках работы в программе адаптационных тренингов СТАРТ на факультете управления и психологии КубГУ мы постоянно сталкиваемся с первокурсниками, выбравшими вуз и специальность нецеленаправленно (по совету близких, по возможности
поступить на бюджет и т.д.). Нужно отметить, что их число с каждым годом увеличивается.
Профессиональное самоопределение выступает, таким образом, одним из важнейших аспектов развития личности. Согласно Н.С. Пряжникову, профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, а в высших своих проявлениях почти сливаются [1].
В современной психологической науке проблема самоопределения рассматривается в тесной связи с проблемой субъектности человека [2, 3]. Подходы к изучению субъектности основываются на развитии представлений о превалирующей роли активности человека во всех аспектах его жизнедеятельности (физическом и личностном развитии, семейных отношениях, профессиональной деятельности, творчестве и т.д.). Принципиальная возможность осуществления процесса самоопределения связана, прежде всего, с наличием у человека активной жизненной, личностной и профессиональной позиций.
Таким образом, в контексте проблематики самоопределения проявления субъектности, субъектной активности человека выражаются, прежде всего, в обращенности его сознания к самостоятельному поиску задач самоопределения, средств их успешного решения, согласования собственных устремлений с наличными условиями действительности, усилиями и чаяниями других людей. Субъектность как некая потенция может быть проявлена в различных ситуациях, сферах деятельности, пространствах бытия человека в разной степени, что обуславливает особенности самоопределения личности [2].
Делая в соответствии с традицией субъектного подхода акцент на превалирующей активности и самодетерминации человека в процессе профессионального и личностного развития, сформулируем рабочее определение феномена профессионального самоопределения, удовлетворяющее целям и задачам нашего исследования. Профессиональное самоопределение - это пролонгированный процесс, постоянное осознавание и структурирование субъектом своих желаний, ценностей и смыслов применительно к профессиональной сфере, знание субъектом своих способностей и компетентностей, понимание своих психофизиологических и характерологических особенностей и воплощение этих характеристик в бытийном пространстве профессионального обучения и деятельности путем совершения серии профессиональных выборов и формирования отношения к их результатам с учетом требований системы образования и рынка труда.
Обобщая разные подходы к изучению структуры процесса профессионального самоопределения [4, 5], в соответствии с целями нашего исследования мы выделили несколько основных компонентов этого феномена: когнитивный (знания о себе и особенностях мира профессий), аффективный (эмоциональное отношение к будущей или уже выполняемой профессиональной и учебно-профессиональной деятельности), ценностносмысловой (ценности и смыслы выбираемой, изучаемой и выполняемой профессиональной деятельности, а также карьерные цели и планы как выражение стратегии объективации ценностей и смыслов в деятельности) и профессиональную готовность как представленность самому субъекту профессионального самоопределения уровня развития первых трех компонентов.
Проведя анализ функций профессионального самоопределения в психологической литературе, мы обнаружили результаты этого процесса как изменение в предположительных зонах его влияния на личность (развитие автономии, самостоятельности личности, обретение смысла жизни, формирование адекватной профессиональной самооценки, профессиональной направленности и собственного стиля деятельности, развитие самосознания, конкретизация профессионального выбора и т.д.). Очевидно, что перечисленные изменения определяют особенности функционирования и психологическое благополучие личности не только в профессиональной сфере, но и в жизни вообще.
Говоря о промежуточных результатах профессионального самоопределения, стоит вернуться к проблематике выбора профессии как одного из наиболее важных профессиональных выборов, осуществление которых составляет ядро процесса самоопределения. В ситуации, когда акт выбора профессии осложняется экономическими и
социально-культурными условиями, сложившимися в нашей стране, повышается вероятность стихийного выбора профессии, ориентированного, в первую очередь, на мнение родителей и близких и материальные возможности семьи старшеклассника. Молодой человек, осуществивший профессиональный выбор, таким образом, оказывается в положении, когда он находится «не на своем месте», получая профессию, к которой мало интереса, которая не гарантирует субъективно воспринимаемого благополучного будущего.
В случае, когда у молодого человека не происходит осознания, что это именно он сам выбрал свою профессию, речь о подлинном профессиональном самоопределении речи не идет [6]. На самом деле, стоит говорить о некой отсроченности профессионального выбора как определения стратегии будущей жизни молодого человека: этот выбор фактически не сделан, он своеобразно компенсирован социально желательным и самоценным для выпускника школы действием - поступлением в вуз. Такое состояние можно обозначить термином «профессиональная неопределенность», которая оказывается специфическим феноменом развития личности, неким промежуточным результатом профессионального самоопределения и характеризуется недостаточным уровнем сформированности компонентов профессионального самоопределения и влияет на учебную и учебнопрофессиональную деятельность.
Состояние профессиональной неопределенности личности как негативный результат профессионального самоопределения характеризуется низким уровнем развития всех компонентов профессионального самоопределения. Наиболее просто феномен профессиональной неопределенности фиксируется на основании низкого уровня профессиональной готовности. Говоря в данном контексте о вузовском этапе профессионализации, некоторые исследователи утверждают, что уровень готовности к будущей профессиональной деятельности является одним из важных критериев профессиональной самореализации студента [7].
Как мы можем видеть, профессиональная готовность, являясь компонентом профессионального самоопределения личности, может служить ярким показателем профессионального самоопределения, выступая в виде промежуточного результата этого процесса. Являя собой представленность субъекту динамики и уровня развития компонентов его профессионального самоопределения, профессиональная готовность определяет решимость человека вступать в дальнейшую профессиональную деятельность, развиваться как профессионал и как личность. Низкий уровень профессиональной готовности, рефлексируемый субъектом профессионального самоопределения, таким образом, демонстрирует невозможность студента приступить к эффективной профессиональной и учебно-профессиональной деятельности, т.к. фактический профессиональный выбор им еще не совершен. Это говорит об отсутствии устойчивого самоотождествления личности с профессией и ориентации на целенаправленное развитие в выбранной профессиональной сфере.
Таким образом, наше исследование направлено на изучение явления профессиональной неопределенности как специфического феномена развития личности и промежуточного результата профессионального самоопределения. Данный феномен возникает как негативный результат решения чрезвычайно сложной в современных условиях задачи - выбора профессии. В случае профессиональной неопределенности профессиональный выбор совершается с недостаточной степенью привлечения субъектных возможностей личности (слабая опора на себя, свои интересы и ценности, подверженность влиянию значимого окружения и стереотипов социальной желательности) и оказывается фиктивным. На самом деле, реальный выбор молодыми людьми откладывается, что ведет к появлению спектра разнообразных проблем, связанных с несоответствием человека и получаемой им профессии. Чувствуя себя не на своем месте в случае профессиональной неопределенности, студент постепенно утрачивает интерес к учебе и взаимодействию с однокашниками. По нашему предположению, изучаемый феномен отражается в учебнопрофессиональной деятельности студентов (на успеваемости и склонности к участию в
дополнительных учебных, научных и практических мероприятиях). Индикатором феномена профессиональной неопределенности является низкий уровень профессиональной готовности студентов.
Цель исследования: выявление взаимосвязи уровня профессиональной готовности как индикатора состояния профессиональной неопределенности личности студентов и особенностей их учебно-профессиональной деятельности.
В соответствии с данной целью можно сформулировать гипотезу: низкий уровень профессиональной готовности как показатель профессиональной неопределенности личности студентов связан с низким уровнем успеваемости и мало выраженной склонностью к участию в дополнительных учебных, научных и практических мероприятиях, связанных с получаемой профессией.
Задачи данного исследования можно сформулировать 1) выявить наличие взаимосвязи уровня профессиональной готовности и уровня успеваемости студентов; 2) выявить наличие взаимосвязи уровня профессиональной готовности и склонности к участию в дополнительных учебных, научных и практических мероприятиях.
Методы и эмпирическая база исследования.
Исследование проводилось на базе Кубанского государственного университета. Выборка исследования составила 85 человек в возрасте от 17 до 25 лет, обоего пола, студентов бакалавриатов «Психология» и «Математика. Компьютерные науки» (из них 49 учащихся первого года обучения и 36 - последнего, четвертого года обучения).
В выборку были включены студенты двух различных специальностей, отличающихся по содержанию и специфике. Это было сделано для того, чтобы выявить наличие профессионально обусловленной специфики связей между феноменом профессиональной неопределенности и особенностями учебно-профессиональной деятельности. Включение в выборку студентов разных курсов обучения позволило нам отследить некую условную динамику в соотношении изучаемых признаков при переходе от начального этапа обучения к завершающему.
Для определения уровня профессиональной готовности респондентов нами был использован опросник определения профессиональной готовности (ОПГ) Л.Н. Кабардовой. Также проводился сбор данных об успеваемости респондентов и анкетирование для определения участия респондентов в программах дополнительного и углубленного изучения профессии, участия в олимпиадах и научно-исследовательских проектах, наличия практического профессионального опыта.
Полученные данные были обработаны при помощи стандартного пакета Statistica 6.0 (применен и-критерий Манна-Уитни).
Дифференцирующим критерием, служащим для выделения групп респондентов с предположительно отличными друг от друга характеристиками, послужил уровень профессиональной готовности респондентов, определяемый в конкретной профессиональной области. Так, для респондентов, обучающихся по направлению «Психология», уровень профессиональной готовности определялся с опорой на показатели сферы «Человек-Человек» методики ОПГ.
Были выделены две группы респондентов по описанному выше параметру: студенты с высоким и низким уровнем профессиональной готовности. Для респондентов первой группы характерны высокие показатели всех шкал в соответствующих получаемой ими профессии сферах. Для респондентов второй группы - низкие. Говоря о низком уровне профессиональной готовности, следует отметить, что он отражает низкую самооценку собственных профессиональных знаний и навыков, безразличное или негативное эмоциональное отношение к профессии, а также низкую степень желания работать по выбранной специальности.
Степень выраженности анализируемого признака определялась математическим методом. Были проанализированы распределения показателей и исключены из обсчета те результаты, которые по сумме показателей шкал ведущей профессиональной сферы
оказывались в пределах ХА стандартного отклонения от среднего значения по выборке.
Результаты и их обсуждение.
Результаты, полученные на выборке студентов отделения психологии, как можно видеть из таблицы 1, показывают, что рассматриваемые в нашем исследовании особенности учебно-профессиональной деятельности неодинаково проявляются у студентов с высоким и низким уровнем профессиональной готовности.
Таблица №1.
Различия в уровнях успеваемости и склонности к участию в дополнительных учебных, научных и практических мероприятиях студентов-психологов с разным уровнем профессиональной готовности (Ц-
критерий)
оцениваемые показатели Группы респондентов
1 курс 4 курс
уровни профессиональной готовности
Высокий Низкий Высокий Низкий
Успеваемость 4,26 3,87 4,52 4,24
Склонность к участию в дополнительных мероприятиях 3,15** 1,23** 4,67** 2,27**
Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001
И успеваемость, и склонность к участию в дополнительных учебных, научных и практических мероприятиях несколько выше у респондентов с более высоким уровнем профессиональной готовности. Однако в ходе статистической обработки полученных данных выяснилось, что различия в уровне успеваемости студентов с разным уровнем профессиональной готовности носят случайный характер. При этом различия в склонности респондентов к участию в дополнительных учебных, научных и практических мероприятиях оказались достоверны при иэмп= 37 (для 1 курса) и иэмп= 8 (для 4 курса) (см. таблицу 1).
Сходные результаты были нами получены и на выборке студентов отделения математики и компьютерных наук (таблица 2). В данной группе респондентов отмечены обозначенные выше тенденции: сравниваемые показатели оказываются более высокими у респондентов с высоким уровнем профессиональной готовности. При проведении статистической обработки полученных данных мы выяснили, что выявленные различия между группами респондентов с разным уровнем профессиональной готовности достоверны только по параметру склонности к участию в дополнительных учебных, научных и практических мероприятиях при иэмп= 1,5 (для 1 курса) и иэмп= 2 (для 4 курса) (см. Таблицу №2).
Таблица №2.
Показатели уровня успеваемости и склонности к участию в дополнительных учебных, научных и практических мероприятиях студентов-математиков с разным уровнем профессиональной готовности
оцениваемые показатели Группы респондентов
1 курс 4 курс
уровни профессиональной готовности
Высокий Низкий Высокий Низкий
Успеваемость 4,22 3,98 4,36 4,0
Склонность к участию в дополнительных мероприятиях 2,47** 1,0** 4,62** 2,15**
Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001
Из полученных результатов можно заключить, что наше предположение о связи низкого уровня профессиональной готовности как индикатора состояния профессиональной неопределенности личности и особенностей учебно-профессиональной деятельности студентов подтвердилось частично. Студенты с разным уровнем профессиональной готовности имеют примерно одинаковый уровень успеваемости. Это значит, что на уровень
успеваемости студентов в большей степени, чем заинтересованность в получаемой профессии, влияют характеристики их интеллекта и специфические учебные навыки, заложенные еще в период получения среднего образования. При этом склонность к участию в дополнительных обучающих программах, олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях, стажировках оказывается более низкой у респондентов, показывающих низкий уровень профессиональной готовности. Это объясняется тем, что молодые люди, обучающиеся на специальности, к которой мало интереса, с которой они не планируют связывать свою будущую профессиональную деятельность, закономерно не склонны шире и глубже осваивать учебные дисциплины, формировать и совершенствовать профессионально значимые качества личности и навыки. Безразличное или негативное эмоциональное отношение к получаемой специальности делает бессмысленным само стремление ее освоить, побуждает студента в состоянии профессиональной неопределенности всякий раз сомневаться в целесообразности прикладывания к своей учебе сколько-нибудь серьезных усилий.
При переходе от первого года обучения к последнему отмечается сокращение разрыва в показателях успеваемости и склонности к участию в дополнительных учебных, научных и практических мероприятиях между студентами с разным уровнем профессиональной готовности. У выпускников вуза показатели учебно-профессиональной деятельности становятся более однородными, чем у первокурсников. Это значит, что в состоянии профессиональной неопределенности личности, вопреки всем сложностям, которыми это состояние чревато, получают развитие и специфические учебные, и профессионально важные навыки. Этот факт не служит свидетельством достаточной степени личностного благополучия студентов выпускных курсов, имеющих состояния профессиональной неопределенности. В случае, когда молодой человек не идентифицирует себя с полученной профессией, даже успешность трудоустройства не является субъективно значимым, благоприятным результатом в профессиональной карьере.
Следует отметить, что обнаруженные нами неслучайные связи одинаково выражены в подвыборках студентов, обучающихся по разным профессиональным направлениям («Психология» и «Математика. Компьютерные науки»). Это говорит об отсутствии ярко выраженной профессионально обусловленной специфики связей между феноменом профессиональной неопределенности и особенностями учебно-профессиональной деятельности.
Выводы.
Таким образом, выдвинутые нами предположения подтвердились лишь отчасти. Склонность к участию в дополнительных обучающих программах, олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях, стажировках действительно оказывается более низкой у респондентов с низким уровнем профессиональной готовности. При этом респонденты с разным уровнем профессиональной готовности имеют примерно одинаковый уровень успеваемости.
Обнаруженные нами особенности похожим образом проявляются у студентов, обучающихся на специальностях с разной профессиональной спецификой.
На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что состояние профессиональной неопределенности не обуславливает низкую академическую успеваемость студентов. Однако та невысокая степень заинтересованности в получаемой специальности, которая характерна для студентов в состоянии профессиональной неопределенности, как мы и предполагали, определяет их слабую склонность глубже изучать свою профессию, получать практический опыт, совершенствовать свои навыки. Говоря о студенте в состоянии профессиональной неопределенности, мы в обобщенном виде можем сказать, что он не стремится достичь существенных высот в своей профессии, выполняя только основной необходимый уровень требований при овладении ею.
Вследствие того, что профессиональное и личностное развитие тесно переплетаются друг с другом, состояние профессиональной неопределенности каким-то образом может
проявляться в других аспектах бытия личности. В своих дальнейших исследованиях мы намерены изучить ценностно-смысловые особенности проявления состояния профессиональной неопределенности личности.
Примечания:
1. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2002.
2. Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М., 2005.
3. Фоменко Г.Ю. Личность как субъект бытия в экстремальных условиях: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Краснодар, 2006.
4. Белова Д.Е. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студен-тов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2004.
5. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение (Личностный аспект): дис. ... д-ра психол. наук. М., 1995.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2010.
7. Моцарь Л.С. Уровневые проявления готовности выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности как проекция тенденций самореализации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2010. Вып. 3 (65). С. 147-151.
8. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1996.
9. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар: Изд-во КубГУ, 1995.
References:
1. Pryazhnikov N.S. Methods of activization of personal and professional self-determination. М.: Moscow psychol.-social. institute, 2002.
2. Ryabikina Z.I. Person as the subject of existential spaces formation // Subject, person and psychology of human life. М., 2005.
3. Fomenko G.Yu. Person as the subject of objective reality in extreme conditions: Dissertation abstract for Doctor of Psychology degree. Krasnodar, 2006.
4. Belova D.E. Meaningful future in a context of professional self-determination of students-psychologists: Dissertation abstract for Candidate of Psychology degree. Ekaterinburg, 2004.
5. Borisova E.M. Professional self-determination (Personality aspect): Dissertation abstract for Doctor of Psychology degree. М., 1995.
6. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. М.: Academy, 2010.
7. Motsar L.P. Level display of readiness of the higher school graduate for the future professional activity as a projection of self-realization tendencies // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and psychology». 2010. Issue 3 (65). P. 147-151.
8. Ginzburg M.R. Psychology of personality self-determination: Dissertation abstract for Doctor of Psychology degree. М., 1996.
9. Ryabikina Z.I. Personality. Personality development. Professional advancement. Krasnodar: KubSU Publishing house, 1995.