ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ _ЧАСТНОЕ ПРАВО_
ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ Невзорова Ю.А.
Невзорова Юнонна Андреевна - советник, отдел по управлению областными государственными унитарными предприятиями,
корпоративного управления и приватизации Министерства имущественных отношений
Иркутской области, магистр юриспруденции, г. Иркутск
Аннотация: выявлены основные противоречия и особенности участия субъектов Российской Федерации в управлении обществами с ограниченной ответственностью. Структурированы варианты участия субъектов Российской Федерации как через органы государственной власти субъекта Российской Федерации, так и через иные юридические лица.
Ключевые слова: общество с ограниченной ответственностью, хозяйственные общества, субъект Российской Федерации, управление обществом, государственный орган власти.
Хозяйственные общества с государственным участием являются неотъемлемой частью современной рыночной экономики. Они широко распространены в США и странах Европы. Такие общества направлены на содействие в реализации функций государства и представляют совокупность частного и государственного капитала. В России также имеется множество хозяйственных обществ с государственным участием, порядок управления которыми имеет ряд особенностей.
Говоря о хозяйственных обществах с государственным участием, профессор Тарасов И.Т. отмечал, что они отличаются особыми способами образования капитала, особыми правами и обязанностями, особым отношением к обществу и к государству, особым управлением [1, 66].
На данную тему имеется ряд научных работ, в частности, Макаровой О.А. написана докторская диссертация на тему: «Правовое обеспечение корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства», однако, особенности управления обществами с ограниченной ответственностью с участием государства и его субъектов не имеют достаточного исследования.
Субъекты Российской Федерации имеют право владеть долями обществ с ограниченной ответственностью. Порядок управления и распоряжения такими долями устанавливается законом субъекта Российской Федерации [6].
Судебная практика по данному вопросу является спорной. Так, определением Верховного Суда РФ от 10.04.2003 № 86-Г03-2 представлена версия, что правом выступать участником хозяйственных обществ, образованных не в процессе приватизации, наделен сам субъект Российской Федерации, а не его органы государственной власти [15], что не является нарушением законодательства.
Противоположная позиция обозначена в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 28.12.2004 № Ф04-8976/2004(7324-А27-16), согласно которому Кемеровская
область, как субъект Российской Федерации, не имела права выступать учредителем общества с ограниченной ответственностью [16].
Анализируя вопрос об участии органов государственной власти в управлении хозяйственными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, в частности, можно отметить, что часть 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти, которые осуществляют от имени субъектов Российской Федерации права собственника [2].
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) (далее - ГК РФ) также предусмотрено, что органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде [3].
Однако в статье 66 ГК РФ категорично указано, что государственные органы не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах [3]. Данное обстоятельство отражено и в статье 7 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которой государственные органы не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом [5].
Под иными обстоятельствами подразумевается случай, когда субъект Российской Федерации выступает участником хозяйственных обществ при предоставлении бюджетных инвестиций, предусмотренных статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации [4].
Таким образом, возникает некая коллизия относительно возможности органов государственной власти субъекта Российской Федерации участвовать от имени субъекта Российской Федерации в обществах с ограниченной ответственностью.
В субъектах Российской Федерации порядки управления хозяйственными обществами с участием субъектов Российской Федерации также имеют свои особенности.
Так, постановлением Администрации Томской области от 21.09.2018 № 375а утвержден Порядок участия уполномоченных представителей Томской области в органах управления юридических лиц, учредителем (участником, членом) которых является Томская область. Данный документ подразумевает участие субъекта Российской Федерации в учреждении (участии) в обществе с ограниченной ответственностью. Согласно данному постановлению, структурные подразделения Администрации Томской области или исполнительные органы государственной власти Томской области участвуют в управлении хозяйственными обществами путем выдачи уполномоченному представителю интересов Томской области в органе управления хозяйственного общества директив, содержащих указание голосовать на заседании или собрании органа управления юридического лица [14].
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.03.2012 № 111 включает Положение об управлении находящимися в собственности Республики Саха (Якутия) акциями (долями) хозяйственных обществ, согласно которому права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Республики Саха (Якутия), от имени Республики Саха (Якутия) осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), то есть государственный орган [11].
А вот постановление Правительства Республики Хакасия от 12.03.2003 № 41 предусматривает порядок управления только находящимися в государственной собственности Республики Хакасия акциями акционерных обществ [10], тем самым исключая возможность участия субъекта Российской Федерации в обществе с ограниченной ответственностью.
Учитывая, что позиций судов и порядков, утвержденных на уровне субъектов Российской Федерации, имеют расхождения, проанализировав законодательную базу,
21
можно выделить следующие варианты участия субъекта Российской Федерации в управлении обществом с ограниченной ответственностью.
Согласно ГК РФ учреждения, а именно бюджетные и автономные, могут быть участниками обществ с ограниченной ответственностью с разрешения собственника имущества учреждения [3]. Таким образом, одним из механизмов участия субъекта Российской Федерации в обществах с ограниченной ответственностью является передача полномочий участника учреждению и закрепление за ним доли, принадлежащей субъекту Российской Федерации.
По аналогии с учреждениями функции участника общества с ограниченной ответственностью могут быть переданы государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» могут быть участниками (членами) коммерческих организаций с согласия собственника имущества унитарного предприятия [8].
В случае если права участников обществ с ограниченной ответственностью, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации не закреплены за государственными унитарными предприятиями либо государственными учреждениями, от имени субъекта Российской Федерации функции участников осуществляют соответственно органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Данная возможность предусмотрена статьей 39 Федерального закона от 21.12.2001 № 178 -ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [7].
Для этого необходимы два обязательных условия:
1) доля, принадлежащая субъекту Российской Федерации, не должна быть закреплена за государственным унитарным предприятием либо государственным учреждением;
2) общество с ограниченной ответственностью должно быть создано в процессе приватизации.
В отдельных случаях от имени субъекта Российской Федерации некоторые права участника общества с ограниченной ответственностью могут осуществлять продавцы государственного имущества в объеме и в порядке, которые определены соответственно нормативными правовыми актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации [7].
Так, на уровне Российской Федерации, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 21.02.2018 № 282-р, акционерное общество «Агентство Прямых Инвестиций» привечено для организации от имени Российской Федерации продажи и (или) осуществления функций продавца объектов имущества государственной казны Российской Федерации [9]. В Иркутской области функции продавца областного государственного имущества осуществляет областное государственное казенное учреждение «Фонд имущества Иркутской области» [13], но принимая во внимание требования ГК РФ, определяющего только автономные и бюджетные учреждения в качестве участника общества с ограниченной ответственностью, снова возникает противоречие.
Учитывая, что конкретно в Федеральном законе от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» организационно -правовая форма юридического лица, осуществляющего функции продавца, не указана, можно предположить о возможности участиях любых юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих), отобранных для организации продажи приватизируемого имущества и (или) осуществления функций продавца, в управлении обществом с ограниченной ответственностью.
Кроме того, не исключены случаи, когда орган государственной власти субъекта Российской Федерации сам выступает в качестве продавца государственного имущества. Так, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края организует
от имени Приморского края продажу приватизируемого имущества Приморского края и (или) осуществляет функции продавца [12].
На основании изложенного можно сделать вывод, что субъекты Российской Федерации могут выступать в качестве участника общества с ограниченной ответственностью в следующих случаях:
1) без участия органов государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) при передаче полномочий участника учреждению или государственному унитарному предприятию и закреплению за ними доли, принадлежащей субъекту Российской Федерации;
б) в случае передачи прав участника общества с ограниченной ответственностью организации, осуществляющей функции продавца государственного имущества.
2) через органы государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) если доля, принадлежащая субъекту Российской Федерации, не закреплена за государственным унитарным предприятием либо государственным учреждением и общество с ограниченной ответственностью создано в процессе приватизации;
б) когда субъект Российской Федерации выступает участником хозяйственных обществ при предоставлении бюджетных инвестиций, предусмотренных статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
в) при передаче прав участника общества с ограниченной ответственностью продавцу государственного имущества, в случае, если эти функции осуществляет непосредственно орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Список литературы
1. Тарасов И. Т. Учение об акционерных компаниях. Киев, 1878. С. 299.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: в ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ / Собрание законодательства РФ, 2014. - № 31. Ст. 4398.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: в ред. Федерального закона от 3 авг. 2018 г. № 339-ФЗ / Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32, Ст. 3301.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: в ред. Федерального закона от 27 дек. 2018 г. / Собрание законодательства РФ, 1998. № 31. Ст. 3823.
5. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ: в ред. Федерального закона от 23 апр. 2018 г. / Собрание законодательства РФ, 1998. № 7. Ст. 785.
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. ФЗ от 2 июня 2016 г. № 159-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1999. № 42. Ст. 5005.
7. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ (в ред. ФЗ от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 2002. № 4, Ст. 251.
8. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2002. № 48. Ст. 4746.
9. О приватизации находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества путем продажи на аукционе, проводимом в электронной форме, а в случае признания его несостоявшимся - посредством публичного предложения в электронной форме: Распоряжение Правительства РФ от 21 февраля 2018 г. № 282-р: в ред. от 14 нояб. 2018 г. № 2463-р / Собрание законодательства РФ, 2018. № 10. Ст. 1521.
23
10. Об утверждении Положения о порядке управления находящимися в государственной собственности Республики Хакасия акциями акционерных обществ и использования специального права Республики Хакасия на участие в управлении акционерными обществами («Золотой акции»): утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 марта 2003 г. № 41: в ред. постановления Правительства Республики Хакасия от 21 февр. 2017 г. № 65 / Вестник Хакасии, 2003. № 21.
11. Об управлении находящимися в собственности Республики Саха (Якутия) акциями (долями) хозяйственных обществ и использовании специального права на участие Республики Саха (Якутия) в управлении акционерными обществами («золотая акция») (вместе с Положением об управлении находящимися в собственности Республики Саха (Якутия) акциями (долями) хозяйственных обществ и использовании специального права на участие Республики Саха (Якутия) в управлении акционерными обществами («золотая акция»)): утв. постановлением Правительства РС(Я) от 28 марта 2012 г. № 111: в ред. Постановления Правительства РС(Я) от 27 дек. 2016 г. № 475 / Якутские ведомости, 2012. № 31.
12. Об утверждении Положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края: утв. постановлением Администрация Приморского края от 5 декабря 2012 г. № 374-па: в ред. постановления Администрации Приморского края от 18 янв.2019 г. № 16-па // Приморская газета, 2012. № 106 (723).
13. Об отдельных вопросах приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области (вместе с «Порядком разработки прогнозного плана (программы) приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области», «Порядком принятия решения об условиях приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области», «Порядком разработки и утверждения условий конкурса по продаже акций открытого акционерного общества, долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, порядок контроля за их исполнением и порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий», «Порядком осуществления победителем конкурса по продаже акций открытого акционерного общества, доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью голосования в органах управления этих обществ до перехода к нему права собственности на указанные акции, долю», «Порядком подведения итогов продажи имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, без объявления цены», «Порядком оплаты имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, при его приватизации», «Порядком управления находящимися в государственной собственности Иркутской области акциями открытых акционерных обществ, долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации», «Порядком осуществления контроля за исполнением условий эксплуатационных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, являющихся основными производственными фондами областного государственного унитарного предприятия»): утв. постановлением Правительства Иркутской области от 6 марта 2013 г. № 67-пп: в ред. постановления Правительства Иркутской области от 2 окт. 2018 г. № 705-пп / Областная, 2013. № 30.
14. Об утверждении Порядка участия уполномоченных представителей Томской области в органах управления юридических лиц, учредителем (участником, членом) которых является Томская область: утв. постановлением Администрации Томской области от 21 сентября 2018 г. № 375а: в ред. постановления Администрации Томской области от 18 дек. 2018 г. № 477а / Собрание законодательства Томской области, 2018. № 10/1(204).
15. В удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 23 Закона Владимирской области «О порядке управления и распоряжения имуществом (объектами), находящимся в государственной собственности Владимирской области» отказано правомерно, поскольку оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству, так как последнее не запрещает субъекту РФ выступать участником хозяйственных обществ, образованных не в процессе приватизации, в том числе вносить имущество субъекта в качестве вкладов в уставные капиталы таких обществ. [Электронный ресурс]: определение Верховного Суда РФ от 10 апреля 2003 г. № 86-Г03-2. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также сам субъект Российской Федерации как субъект гражданских правоотношений не имеют права выступать участниками хозяйственных обществ. [Электронный ресурс]: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 декабря 2004 г. № Ф04-8976/2004(7324-А27-16) // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».