3. Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю.Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева Психологический институт РАО. Москва. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.takya.ru/nuda/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-detej / main.html
4. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи. — Вопр. психол. 1982. № 2. С. 80—86.
5. Шабанова Т.Л., Тарабакина Л.В. Исследование эмоциональной зрелости у студентов педагогического вуза. Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. №1 (22). С. 13.
Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Копченова Елена Евгеньевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Морозова Татьяна Николаевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. Исследование посвящено изучению ценностных ориентаций личности, их роли в профессиональной направленности. Анализируются особенности ценностных ориентаций студентов -будущих педагогов.
Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональная направленность, студенты.
An^tatton. The research is devoted to the study of valuable orientations of personality, their role in professional direction. The article analizes valuable orientations of future teachers.
Keywords: valuable orientations, professional orientation, students.
Введение. Окончание школы и начало обучения в вузе знаменуют вступление юношей и девушек в самостоятельную жизнь, реализацию жизненных планов и способностей, овладение выбранной профессией.
Студенческий возраст как возрастной период по своему психологическому содержанию связан с решением ряда задач развития. Во-первых, это личностное самоопределение, предполагающее определение своего места в жизни, смысла жизни, собственного отношения к социальной реальности, выстраивание новых отношений с другими людьми [4]. Во-вторых, это профессиональное самоопределение и овладение профессиональной деятельностью, ее сущностью и общественной ценностью, профессиональными нормами и ценностями, выстраивание собственной профессиональной траектории развития в рамках выбранной профессии.
Проектирование профессионального развития неотделимо от личностного самоопределения, становления индивидуального способа жизни, связанного с поиском своего места в жизни, определением целей и ценностных ориентаций, реализацией своих способностей.
Изложение основного материала статьи. Ценностные ориентации трактуются как отраженные в сознании человека ценности, рассматриваемые им в качестве жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации личности представляют собой интериоризованные человеком ценности общества и социальных групп, членом которых он является.
Можно обозначить следующие характеристики ценностей. Ценности понимаются как убеждения, мнения человека, содержащие эмоциональный компонент. Ценности включают в себя, с одной стороны, цели, к которым человек стремится, с другой стороны, - средства достижения этих целей. Ценности надситуативны и выступают в качестве критериев оценки людей, событий, выбора поведения в какой-либо ситуации.
Ценности образуют иерархическую структуру, в которой одни ценности более значимы для личности, другие же не столь важны.
Согласно М. Рокичу [1], разработавшему собственную концепцию ценностных ориентаций, ценности -это вид убеждений, занимающий центральное положение в индивидуальной системе убеждений и представляющий собой принципы, которыми руководствуется человек в своей жизни.
М. Рокичем выделяется два типа ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности - те цели, к которым человек стремится. Инструментальные ценности, или ценности-средства, связаны с тем, как достичь индивидуальных целей.
В концепции С. Шварца выдвигается идея об универсальности базовых человеческих ценностей и мотивирующей цели ценностных ориентаций. Ценности различаются между собой по такому основанию, как тип мотивационных целей, которые они выражают. С. Шварц предложил выделять следующие мотивационные типы, или ценностные ориентации: власть, достижение как личный успех, гедонизм, стимуляция как волнение и новизна, самостоятельность мысли и действия, универсализм как понимание и терпимость, доброта, традиция как уважение и ответственность за культурные обычаи, конформность, безопасность.
В типологии Б. Шледера ценности различаются по двум основаниям. Во-первых, ценности делятся на материальные (конкретные предметы и явления действительности) и постматериальные (взаимоотношения человека и окружающей действительности). По такому признаку, как отношение к различным сторонам жизни человека, выделяют такие группы ценностей, как: ценности межличностных отношений; ценности в системе «человек-природа»; ценности, касающиеся собственного Я; ценности, связанные с высшим смыслом [2].
Профессия педагога относится к «смыслообразующим» в силу того, что профессиональная деятельность выступает для учителя одной из ценностей, определяя жизненное самоопределение, траекторию самореализации и саморазвития личности [2]. Кроме того, педагог является «транслятором» ценностей для подрастающего поколения. Это определяет необходимость исследования личности педагога не только с
точки зрения формирования его профессионализма, но и как субъекта, активно самореализующего себя в жизни.
В своей профессиональной работе педагогу необходимо оценивать свое поведение и поведение других людей, прежде всего обучающихся, ориентируясь на свои нравственные представления, принимать решения, делать выбор, брать ответственность на себя в сложных ситуациях педагогического взаимодействия. Все это педагог делает, соотнося свои действия и поступки с системой ценностей, затрагивающей не только его профессиональную деятельность, но и смысложизненные ориентации, которые касаются самоосуществления его как личности.
В отечественной психологии ценностные ориентации включаются многими исследователями (Б.Г. Ананьев , В.А. Ядов и др.) в более широкое понятие - направленность личности. В ценностных ориентациях находит выражение сознательное отношение личности к окружающей действительности, к другим людям. С одной стороны, ценностные ориентации лежат в основе содержательного аспекта направленности личности, определяя мировоззрение человека, его отношение к жизни, к окружающим, к самому себе. С другой стороны, в проявлениях направленности личности ценностные ориентации обнаруживают себя, показывая, на что направлена деятельность человека.
Л.М. Митина [2] рассматривает ценностные ориентации как компонент структуры профессиональной направленности личности педагога. Педагогические ценности не только позволяют педагогу удовлетворять его потребности, но и ориентируют его социальную и профессиональную активность.
Особенностью педагогических ценностей является то, что они во многом определяются сложившимися в данный исторический момент в обществе социальными, политическими, экономическими отношениями, которые, в свою очередь, задают содержание образования и направление развития педагогики.
Под педагогическими ценностями понимают «нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога» [3, с. 104].
Социально-педагогические и профессионально-групповые ценности лежат в основе индивидуальной системы ценностных ориентаций личности педагога. Трансформация педагогических ценностей в собственные происходит в процессе овладения и реализации педагогической деятельности, когда представления о целях, содержании и назначении профессии становятся собственными для личности педагога. Выделяют следующие педагогические ценности [3]: ценности, связанные с социальной и профессиональной значимостью педагогического труда; ценности, связанные с общением; ценности творческого саморазвития; ценности самореализации в профессиональной деятельности; прагматические ценности.
По аналогии с классификацией ценностных ориентаций М. Рокича, эти педагогические ценности можно разделить на самодостаточные и инструментальные ценности. К самодостаточным ценностям, или ценностям-целям, относятся творческий компонент педагогической деятельности, престижность и социальная значимость педагогической профессии, ответственность перед государством и обществом, утверждение себя как личности, любовь и симпатия к детям. В структуре ценностных ориентаций личности педагога эти ценности-цели занимают доминирующее положение, так как именно они выражают смысл педагогической деятельности, мотивируют развитие педагога как личности, определяют другую группу ценностей - инструментальные. Инструментальные ценности как ценности-средства объединяют три взаимосвязанные подсистемы: педагогические действия, направленные на решение образовательных и личностно-развивающих задач; коммуникативные действия и действия, выражающие субъектную сущность педагога. Среди ценностей-средств выделяют три группы ценностей: ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания [3].
Ценностное отношение педагога к своей деятельности позволяют ему адекватно и в соответствии с поставленными целями осуществлять педагогический процесс и конструктивно взаимодействовать с обучающими, их родителями и другими участниками образовательного процесса. Личностные и профессиональные характеристики педагога образуют вторую группу ценностей-средств - ценности-качества, которые во многом определяются индивидуально-психологическими особенностями человека, в том числе и способностями. С этими двумя подсистемами ценностей-средств неразрывно связаны ценности-знания, включающие предметные, психолого-педагогические знания об индивидуальных и возрастных особенностях обучающихся, а также аутопсихологические знания о своей деятельности и личности.
Выделенные группы педагогических ценностей связаны друг с другом, образуя иерархическую систему ценностных ориентаций: ценности-цели задают ценности-средства, ценности-отношения, в свою очередь, определяются ценностями-целями и ценностями-качествами.
Педагогические ценности отличает гуманистический характер, как и сама профессия педагога.
В структуре ценностных ориентаций педагога приоритетными являются ценности творчества и достижений в профессиональной деятельности, духовные и нравственные ценности (честность, справедливость, доверие), активность в общественной жизни, доброжелательность и открытость по отношению к окружающим; ценности любви к другим (сердечность, снисходительность, преданность, стремление помочь); эстетические ценности [3].
Ценностные ориентации являются тем элементом в структуре личности, которые определяют содержание и направленность профессиональной деятельности педагога, выступая ее регулятором, а кроме того, мотивируют его социальную активность, личностное и профессиональное развитие.
С целью изучения ценностных ориентаций было проведено исследование, в котором участвовали студенты ГОУ ВО МО ГГТУ, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Общее количество участников составило 127 человек, из них 91 студент 1 курса (78 девушек и 13 юношей) и 36 студентов 2 курса (21 девушка и 15 юношей). Для определения структуры ценностей была использована методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича [1], заключающаяся в ранжировании 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей. При анализе полученных данных рассматривались средние значения рангов.
Полученные результаты ранжирования ценностных ориентаций выявили как сходство, так и различия между испытуемыми.
Среди терминальных ценностей у девушек первого курса на первом месте стоит здоровье (4,58), далее идут счастливая семейная жизнь (4,6) и любовь (4,7). На последних местах оказались красота природы и искусства (14,2), счастье других (13,2) и творчество (12,2). Структура ценностных ориентаций девушек второго курса оказалась схожей: наиболее значимыми ценностями для них являются счастливая семейная жизнь (5,1), любовь (5,9) и здоровье (6), низкие показатели получили красота природы и искусства (14,5), творчество (13,9) и общественное признание (13,5). Таким образом, у девушек как первого, так и второго курсов среди терминальных ценностей доминируют ценности личной жизни: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь. На последних местах оказались красота природы и искусства, счастье других, творчество.
У молодых людей первого курса доминирующие позиции занимают свобода (5,35), здоровье (5,4), наличие хороших и верных друзей (6,6). Самыми незначимыми ценностями являются счастье других (14,8), красота природы и искусства (14,3), общественное признание (11,9).
На втором курсе структура терминальных ценностей меняется. На первые места выходят любовь (5,9), уверенность в себе (6,5), свобода (6,9). А вот незначимые ценности остаются прежними: красота природы и искусства (12,9), общественное признание (12,1), счастье других (11,6).
Что касается ценностей, связанных с профессиональной деятельностью педагога, таких, как развитие, постоянное совершенствование, интересная работа, активная деятельная жизнь, продуктивность как использование своих возможностей и способностей, познание, то они не являются значимыми для студентов первого и второго курсов, а такая ценность, как творчество, у девушек вообще оказывается в конце иерархии ценностных ориентаций. Т. е. студенты ориентированы больше на реализацию себя в жизни, а не в профессии. И хотя в вузе овладение профессией только начинается, обращает на себя внимание то, что структура ценностных ориентаций у второкурсников, которые уже осваивают педагогическую деятельность, схожа с иерархией ценностей студентов-первокурсников.
Анализ инструментальных ценностей показывает, что для студенток первого курса самыми значимыми выступают честность (5,1), воспитанность (5,6), жизнерадостность (6,0). Студентки второго курса также ценят воспитанность (5,6), честность (6,0) и жизнерадостность (6,2). На последних местах у студенток обоих курсов оказались непримиримость к недостаткам в себе и других (15,5 - 1 курс, 17,3 - 2 курс), высокие запросы (15,1 - у тех и других), смелость в отстаивании своего мнения (11,0 - у первого курса) и эффективность в делах (13,0 - у второго курса).
Полученные результаты показывают, что для девушек среди инструментальных ценностей первостепенными являются ценности общения и этические ценности: честность, воспитанность, жизнерадостность.
Что касается юношей, то студенты первого курса, как и девушки, на первое место ставят честность (4,1), затем идет образованность (6,8) и воспитанность (6,9). У юношей второго курса первые три ранговые позиции занимают самоконтроль (3,6), рационализм (6,4) и честность (6,7).
На последних местах у первокурсников оказались чуткость (12,8), высокие запросы (12,2) и исполнительность (11,9), а у второкурсников - непримиримость к недостаткам в себе и других (14,3), высокие запросы (13,6), аккуратность (12,1).
Следует отметить, что в целом студенты в качестве одного из наиболее значимых ценностей выделяют честность - качества, важного в общении. В то же время на последних местах оказались ценности, связанные с самоутверждением, - непримиримость к недостаткам других и высокие запросы.
Выводы. Проведенное исследование ценностных ориентаций студентов выявило ряд особенностей:
1. В системе ценностных ориентаций студентов отражаются как возрастные особенности развития (поиск друзей и близкого человека), так и гендерные различия, заключающиеся в том, что девушки предпочитают традиционные фемининные ценности (любовь, создание семьи, здоровье), для юношей более значимыми оказываются ценности, касающиеся собственной личности (свобода, уверенность в себе).
2. Структуре ценностных ориентаций студентов отличается направленностью в большей степени на достижение личных целей при снижении значимости ценностей, связанных с профессиональной деятельностью.
Литература:
1. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. - М.: Смысл, 1992. - 17 с.
2. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.
3. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский цент «Академия», 2008. - 576 с.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
Психология
УДК: 159.922.72
кандидат психологических наук Косикова Людмила Валентиновна
Академия психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Аннотация. Задачей данного исследования стало выявить личностные особенности старших дошкольников с разным уровнем развития интеллектуальных способностей. Обнаружены статистически значимые различия при сравнении групп старших дошкольников с разным уровнем развития интеллектуальных способностей по следующим показателям: тревожность, защита, инфантилизм.
Ключевые слова: старшие дошкольники, интеллектуальные способности, самооценка, личностные характеристики.