РЫНОК ТРУДА
А. Л. Мальчукова,
ведущий маркетолог центра содействия трудоустройству выпускников
ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ — ВЫПУСКНИКОВ РГПУ
им. А. И. ГЕРЦЕНА 2010 года
Обращаясь к проблеме трудоустройства молодых специалистов — выпускников РГПУ им. А. И. Герцена, рассмотрим прежде всего понятие «молодой специалист». В Трудовом кодексе РФ в редакции 2010 г. это понятие не раскрывается. В части 13 статьи 10 Закона «Об образовании», части 2 пункта 5 статьи 30 Закона «О высшем образовании» формулируется совокупность норм, устанавливающих особое правовое положение лица, обладающего статусом молодого специалиста (специальным статусом). Данный статус характеризуется особыми правами, гарантиями. Так, в Законе Санкт-Петербурга от 3 апреля 2007 г. «О мерах социальной поддержки работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти» указывается, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в возрасте до 30 лет предоставляется единовременная выплата, если они отвечают одновременно следующим требованиям: 1) получили впервые высшее или среднее профессиональное образование; 2) приступили к педагогической деятельности в государственных образовательных учреждениях не позднее одного года после получения диплома государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании; 3) состоят в трудовых отношениях с государственным образовательным учреждением; 4) имеют по основному месту работы не менее установленной действующим законодательством нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. Работодателями и самими выпускниками «молодой
специалист» воспринимается как человек, который недавно окончил учреждение образования и не имеет достаточного практического опыта для осуществления профессиональной деятельности.
В настоящее время спрос на молодых специалистов на рынке труда сократился в большинстве коммерческих организаций и в государственных учреждениях из-за экономического кризиса и высвобождения опытных работников. При наличии вакансий большинство работодателей охотнее принимает на работу специалистов, которые уже имеют опыт профессиональной деятельности. У многих компаний нет временных и материальных ресурсов для обучения молодых специалистов. Молодые специалисты являются сейчас самой социально незащищенной категорией на рынке труда, несмотря на то, что их права и гарантии прописаны в законодательных актах.
По данным Комитета по труду и занятости населения, в 4 квартале 2010 г. в качестве безработных числятся 219 выпускников учреждений высшего профессионального образования, из них 1 человек — выпускник РГПУ им. А. И. Герцена. Наибольшее количество безработных выпускников (около 30%) — это молодые специалисты, имеющие специальности экономиста, юриста, менеджера, 18% безработных выпускников — это специалисты с высшим гуманитарным образованием, в том числе и с педагогическим.
Сложно найти работу специалистам в области химии, философии, религиоведения, социологии, политологии, связей с общественностью, маркетинга, культуроло-
гии — для представителей этих профессий достаточно мало предложений.
В третьем квартале 2010 г. на рынке труда наблюдается рост количества вакансий. Особенно востребованы врачи, руководители разного уровня и специалисты в области образования. В целом в городе на настоящий момент имеется 23 тыс. вакансий для служащих и 45 тыс. рабочих вакансий.
Количество предложений о работе в сфере образования на ноябрь 2010 г. составило более 400 единиц. Самыми востребованными в данной сфере являются следующие специалисты: воспитатели, учителя начальных классов, музыки, иностранных языков (английского языка), физкультуры, физики, изобразительного искусства, русского языка и литературы, математики, труда.
По данным центра содействия трудоустройству выпускников РГПУ им. А. И. Герцена, количество вакансий в учреждениях образования остается более или менее стабильным. Так, в третьем квартале 2008 г. насчитывалось более 600 единиц вакансий, в тот же период 2009 г. — 453 единицы и в 2010 г. — 436. В данном случае не наблюдается резкого снижения спроса на педагогические кадры. В других сферах деятельности наблюдается резкое снижение количества вакансий: так, в 2008 г. их насчитывалось более 600, а к 2010 г. их стало 250.
Чаще всего в вузовский центр содействия трудоустройству обращаются работодатели, которые хотели бы найти среди наших студентов и выпускников менеджеров по продажам (данная вакансия занимает лидирующую позицию не только в базе вакансий центра, но в целом на рынке труда), официантов, страховых агентов, промоутеров, специалистов в колл-центры, переводчиков, аниматоров.
Увеличивается количество работодателей, которые организуют для студентов старших курсов стажировки и практики. Так, компании «Уралсиб», «Фазер», «Балтийский банк», «Туррис» предлагают студентам Герценовского университета прой-
ти практики и стажировки в качестве специалистов по управлению персоналом, в сфере бухгалтерии, логистики. Практики и стажировки в компаниях помогают студентам получить представление о конкретном виде профессиональной деятельности, а также приобрести навыки работы. По итогам практик и стажировок компании выбирают кандидатов для трудоустройства в свои структурные подразделения.
Охарактеризуем основные тенденция трудоустройства выпускников РГПУ им. А. И. Герцена 2010 г. На июнь 2010 г. насчитывалось 39% (или 1107 человек) трудоустроенных выпускников, из них 17,2% трудоустроено по специальности, полученной в вузе. Остальные выпускники (36,2%) продолжают обучение; 8, 8% выпускников проходят службу в армии; не трудоустроены, по сведениям факультетов, 16% от общего количества выпуска дневного отделения.
По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, на работу в образовательные учреждения города в 2010/11 учебном году пришел 531 молодой специалист, из них 204 — это выпускники РГПУ им. А. И. Герцена. По сведениям Комитета высшего и профессионального образования Ленинградской области, в школах области приступил к работе 251 выпускник. Больше всего трудоустроенно выпускников юридического факультета — 74,4% от общего количества выпуска факультета, факультета биологии и института естествознания — 72,2%, факультета информационных техно-логий—66,5%, института детства—63,4%, факультетов коррекционной педагогики — 60%, физкультуры — 59%, музыки — 58%, иностранных языков — 53,5%, безопасности жизнедеятельности — 52,4%, химии — 52,2%, психолого-педагогическом — 48%. По специальности, полученной в вузе, трудоустроено следующее количество выпускников: на факультете музыки — 58% от числа трудоустроенных выпускников факультета, на юридическом — 56%, на
факультете информационных технологий — 45%, на факультете биологии и в институте естествознания — 41,6%, в институте детства — 38,8%, на факультетах коррекционной педагогики — 36,5%, физической культуры — 31%, психолого-педагогическом — 28, 5%, химии — 24%, иностранных языков — 22%, управления — 22%. В целом по вузу на разных факультетах количество выпускников, трудоустроенных по специальности, различно и колеблется в пределах 2 — 58% от числа трудоустроенных.
Выпускники вуза работают в образовании, торговле, городской и районной администрации, юриспруденции, гостинично-ресторанном бизнесе, в сфере информационных технологий, маркетинге, спорте, перевозках и логистики, финансовой и кредитной деятельности, строительстве, учреждениях культуры и искусства, охранных предприятиях, службах безопасности и т. д. Таким образом, Герценовский университет поставляет кадры для предприятий и учреждений различных сфер деятельности. При этом наши выпускники занимают не только должности преподавателей, специалистов различных отделов, но и административные позиции.
Анализ критериев, по которым работодатели осуществляют профессиональный отбор молодых специалистов в образовательной сфере, показывает, что: для работодателей наиболее важным является наличие у соискателя желания работать с детьми, любовь к детям и ответственность, важны такие личностные качества, как творческий подход к работе, исполнительность, коммуникабельность, целеустремленность, энергичность, инициативность, доброта, дисциплинированность, пунктуальность, адекватность, важны также законченное профильное образование, желание учиться и повышать свой образовательный уровень. Можно отметить, что критерии профотбора в большинстве случаев не являются объективными, а основываются на интуиции ру-
ководителя образовательного учреждения. Только некоторые работодатели отмечали, что претендент должен быть знаком с образовательными стандартами и программами, иметь хорошую академическую успеваемость.
В целом ситуацию с трудоустройством выпускников РГПУ им. А. И. Герцена в образовательные учреждения города можно охарактеризовать как сложную. Это связано с проблемой профориентации выпускников, с одной стороны, и не всегда объективными критериями отбора специалистов и иногда нежеланием руководителей образовательных учреждений принимать на работу молодого специалиста без опыта работы — с другой.
Для того чтобы оптимизировать процесс трудоустройства молодых специалистов в образовательные учреждения области, в этом году была реализована президентская программа государственной поддержки молодых специалистов. Эта программа предполагала трудоустройство молодых специалистов в школы Ленинградской области и в сельские школы других регионов при дополнительной материальной поддержке. Специально созданная комиссия при Министерстве образования и науки РФ отобрала 100 вакансий в сельских школах по всей стране. В Ленинградской области было отобрано всего 7 вакансий — учителя начальных классов, информатики, иностранного языка, физики. В данной программе, которая, несомненно, могла бы повысить имидж Герценовского университета, так как ее результаты планируют широко освещать СМИ, участвовало всего 2 наших выпускника 2010 г., которые заняли вакансии учителей информатики и иностранного языка в школах Ленинградской области.
На уровне университета также принимаются меры по усилению профориента-ционной работы и оптимизации процесса трудоустройства студентов и выпускников Герценовского университета. Одной
из таких мер являются вузовские ярмарки вакансий. 20 октября 2010 г. состоялась ярмарка вакансий, организованная центром содействия трудоустройству РГПУ им. А. И. Герцена. В ярмарке принимали участие 42 организации очно и более 100 (в основном образовательные учреждения, где открыты 1—2 вакансии) заочно. В целом работодателей представили более 600 единиц вакансий в различных сферах деятельности. В ярмарке вакансий приняли участие следующие организации и учреждения: Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга, образовательные учреждения города, государственные и частные учреждения дополнительного образования, общественные и социальные организации, кадровые агентства, торговые предприятия, рекламные агентства, банки, страховые компании, службы исполнения наказаний, детские оздоровительные лагеря, компании, работающие в сфере информационных технологий и телекоммуникации. В целом на ярмарке вакансий были представлены работодатели различных сфер деятельности, что дает широкое поле профессионального самоопределения для студентов и выпускников вуза.
По итогам опроса работодателей, которые приняли участие в ярмарке вакансий, было выявлено, что их интерес к студентам и выпускникам Герценовского университета достаточно высок. На ярмарке 50% компаний подобрали сотрудников в свои организации, 35% опрошенных — не определились с выбором сотрудников и 12% не смогли подобрать себе персонал. При том, что большинство работодателей (58%) удовлетворены качеством подготовки студентов и выпускников университета, 27% участников ярмарки не всегда могут отметить высокое качество профессиональной подготовки выпускников Герценовского университета. Одним из основных преимуществ специалистов, подготовленных в РГПУ им. А. И. Герцена, работодатели считают их высокую обучаемость, а также
возможность работать в смежных сферах деятельности. Основными недостатками выпускников РГПУ им. А. И. Герцена, по мнению работодателей, являются ориентированность на получение высокой оплаты труда, отсутствие опыта работы и практических навыков профессиональной деятельности. Однако большинство работодателей-партнеров центра содействия трудоустройству не отказываются от сотрудничества с вузом, считая его перспективным как для развития компаний, так и для подготовки специалистов, которые должны больше соответствовать современным требованиям рынка труда.
Для студентов и выпускников вузовские ярмарки вакансий становятся не только местом, где можно подобрать вакансию в связи со своими запросами, но также ознакомиться с тенденциями рынка труда, повысить профориентацию, оценить свою конкурентоспособность. Посещаемость октябрьской ярмарки была достаточно высокой и составила более 700 человек. В основном это были студенты IV—V курсов факультетов биологии, юридического, иностранных языков, коррекционный педагогики, информационных технологии, технологии и предпринимательства.
По итогам опроса студентов-посетителей мероприятия, выявлено, что 42% из них нашли подходящие вакансии, 32% — не решили вопрос о трудоустройстве, а 18% студентов не заинтересовались представленными вакансиями. Подчеркнем, что такая ситуация, когда менее половины студентов находят для себя походящие места работы, складывается по нескольким причинам: прежде всего это низкий уровень профориентации студентов, переоценка своих возможностей, высокие требования соискателей к условиям труда и его оплате, а также завышенные требования работодателей к будущим сотрудникам. Кроме этого, выявлено, что 28% учащихся вуза, посетивших ярмарку вакансий, хотели бы найти работу в сфере образования, 17% —
в социальной сфере, 12% — в менеджменте, управлении, 8% — в сфере продаж, 8% — в сфере обслуживания, 7% — в юриспруденции, 6% — хотели бы работать в области компьютерных технологий и телекоммуникации, 5% — в сфере маркетинга.
Можно отметить, что многие студенты хотят профессионально реализоваться в той сфере деятельности, которая связана с полученной или получаемой в вузе специальностью. В месте с тем существует некоторый процент студентов, которые не могут определиться с профессиональной сферой деятельности фактически до окончания вуза.
На выбор того или иного места работы, по мнению наших студентов, больше всего влияют следующие факторы: во-первых, высокая зарплата (27%), во-вторых, интерес к выполняемой работе (26%), в-третьих, удобное время работы (24%), близкое расположение к месту жительства (9%).
Большинство студентов и выпускников Герценовского университета (52%) считают себя конкурентоспособными, 42% опрошенных не могут оценить свою конкурентоспособность, лишь 4% считают, что им будет сложно конкурировать с выпускниками других вузов Санкт-Петербурга. Опрошенные студенты полагают своим основным конкурентным преимуществом интерес к выполняемой работе (39%), наличие значимых для выполнения деятельности профессиональных и личностных качеств (36%).
Студенты и выпускники вуза в большинстве своем (более 60%) имеют представление о том, какие требования к ним будут предъявлять работодатели. Так, 23% опрошенных учащихся вуза считают, что для работодателей важней всего знание своей профессиональной области, 18% — опыт работы; 17% студентов думают, что работодатели будут обращать внимание на знание иностранного языка и дополнительные знания и умения (умение работать с компьютером, навыки общения, ведения переговоров и т. п.); 14% — желание и интерес работать в определенной профессиональной сфере; 12% опрошенных считают, что работодатели отбирают тех соискателей, которые обладают значимыми личностными качествами. Судя по результатам опроса, 63% учащихся вуза считают получаемую специальность достаточно престижной и востребованной, 17% не думают, что их специальность очень востребована на рынке труда.
Проведение вузовских ярмарок вакансий положительным образом влияет на повышение профориентации студентов, способствует преодолению трудностей в поиске и устройстве на работу, а также на повышение адекватности оценки студентами себя как профессионала и корректировке требований к условиям и оплате труда.
Несмотря на трудности процесса поиска и устройства на работу, почти все выпускники РГПУ им. А. И. Герцена 2010 г. трудоустроены, при этом более половины из них — по специальности, полученной в вузе.
О. В. Камкова,
ведущий психолог центра содействия трудоустройству выпускников
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У студентов и выпускников образовательных учреждений часто заранее формируются определенные ожидания и представления об их будущей работе. В случае, если они окажутся ошибочными или необоснованными, молодой специалист будет
чувствовать разочарование и неудовлетворенность от выбранной профессии. Помочь выпускникам приобрести первый положительный профессиональный опыт — задача, которая должна стоять перед всеми учреждениями, принимающими на работу