УДК 316.4 ББК 60.5
Колесникова Елена Юрьевна Kolesnikova Elena Yurievna
доцент кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета кандидат социологических наук.
Associate Professor, Department of Theoretical Sociology and Methodology of Regional Studies, the Institute of Sociology and Regional Studies, the South Federal University, Phd in Sociology. Тел.: 8 (950) 852-56-48.
ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ*
Features of the transformation of models of social behavior of youth in the educational sphere of Russian society
В статье раскрываются особенности трансформации ментальных программ модального социального поведения современной российской молодежи в сфере образования. Особое внимание уделяется тому, что в российском обществе происходит не только прагматизация ценностей молодежи, но и модифицируются представления, ценности и установки социального поведения, связанные с его ментальной составляющей. На основе материалов социологических исследований автор обосновывает, что модальная модель социального поведения молодежи в сфере образования носит в большей степени либерально-ориентированный характер.
Ключевые слова: образование, молодежь, система образования, ментальная программа, социальное поведение, модальная модель социального поведения, консервативно-ориентированная модель социального поведения, либерально-ориентированная модель социального поведения.
The article describes the features of the transformation of mental programming model of social behavior of modern Russian youth in the sphere of education in Russian society. The attention is paid to that is not only pragmatism values of young people take place nowadays, but also representation values and attitudes of social behavior associated with his mental component are modified. On the basis of sociological researches the author proves that the modal model of social behavior of youth in the area of education has largely liberal-oriented nature.
Keywords: education, youth, system of education, mental programs, social behavior, modal model of social behavior, conservative-oriented model of social behavior, liberal-oriented model of social behavior.
При изучении социального поведения российской молодежи в сфере образования большое значение имеет понимание ее современных ценностных ориентаций. Результаты социологических исследований показывают, что в ценностном мире российской молодежи произошел сдвиг, связанный с усилением рациональных, утилитарно-ориентированных мотиваций [1, с. 19-23], и поэтому сегодня молодые люди уже не соотносят жизненные стратегии социального поведения с общественными целями и идеалами, не связывая с ними свои планы и мечты [2, с. 58-60]. Кроме того,
некоторые исследователи обращают внимание на то, что под воздействием массовой культуры в системе ценностей молодежи наблюдается усиление духа потребительства и снижение престижа труда как дела чести и гордости по сравнению со значимостью личного успеха, престижа и благополучия [3].
В последнее время особый интерес вызывает социальное поведение молодежи в контексте рынка труда и образования [4, с. 55-69]. В связи с этим появился целый ряд научных работ, в которых специально рассматриваются профессиональные и образовательные
* Статья выполнена в рамках реализации гранта Российского научного фонда № 16-18-10387 «Ментальные программы и модели социального поведения в российском обществе».
ценности российской молодежи, реализуемые в рамках применения разнообразных информационно-коммуникационных технологий [5, с. 10-14].
Результаты социологических исследований также демонстрируют, что социальное поведение молодежи в сфере образования в российском обществе напрямую связано с рынком труда [6]. В настоящее время наиболее массовым является спрос на наличие дипломов, а не на высокую квалификацию, поэтому при выборе образовательных траекторий ментальные установки одной части молодежи ориентированы на приобретение профессиональных знаний и навыков, а другой, более многочисленной, - на получение официального документа об окончании учебного заведения [7]. Такой выбор образовательных траекторий обусловлен не только спросом на рынке труда, но и тем, что российское образование, как полагают исследователи, не в полной мере отвечает требованиям рыночной экономики, запросам молодежи, в том числе и ее стремлению получать инновационные профессии [8, с. 55-61].
При изучении социального поведения молодежи в сфере образования необходимо обратить внимание на проблему социального неравенства, которая выражается в том, что доступность образования в российском обществе обусловлена в первую очередь социально-имущественными и территориальными факторами. Речь идет о неравном доступе к качественному образованию молодых людей, который обусловлен их социально-статусными позициями, а также детей из семей, обладающих различным финансовым и культурным капиталом. Наличие социального неравенства в сфере образования порождает варианты социального поведения, при этом, как считают исследователи, чем выше положение молодых людей в социальной иерархии, тем больше в их действиях признаков самоопределения, и чем ниже - тем больше показателей поведения адаптивного характера.
В научной литературе также особое внимание уделяется объективным и субъективным факторам, обусловливающим социальное поведение российской молодежи в образовательной сфере.
В качестве объективных факторов называют социально-экономические и демографиче-
ские изменения в стране; трансформацию ценностных ориентаций, в том числе связанных с престижем образования и различных профессий; формирование иерархии «элитных» и «дешевых» образовательных учреждений; внедрение платного обучения; усиление неравенства в сфере образования; материальное положение, социально-профессиональный статус родителей и даже цивилизационную специфику отдельных регионов [9, с. 33-35].
К субъективным факторам относят прежде всего социальные установки, нормы и ценностные ориентации, закрепленные в общественной, групповой и индивидуальной менталь-ности [10]. При этом исследователи отмечают: «Если на макросубъективном уровне формируются общественно значимые ценности по поводу образования и знаний, представления об их месте в общественных отношениях и в жизни отдельных людей, то в индивидуальном и групповом сознании осуществляется непосредственная связь усвоенных образцов с конструированием сценария успешной жизни. Отражение макропроцессов наполняет конкретным содержанием, мотивирует деятельность молодых людей, определяя их установки в сфере образования» [11, с. 155]. В связи с эти важным представляется вывод отдельных ученых о том, что в процессе формирования социального поведения в сфере образования молодые люди опираются в первую очередь на индивидуальные ментальные установки и предпочтения [12].
Таким образом, в современной научной литературе уже рассматривались различные сюжеты, относящиеся к выявлению факторов и особенностей социального поведения российской молодежи в сфере образования, однако проблематика, связанная с выявлением его модальных моделей, еще не стала предметом специальных исследований, как на уровне эмпирических научно-исследовательских практик, так и на уровне теоретической рефлексии.
Анализируя эвристические подходы к исследованию социального поведения (вне зависимости от определенной социальной сферы), следует сказать, что в настоящее время наметилась тенденция, связанная с преодолением познавательной односторонности личностного и ситуационного, диспозиционного и культурного подходов. В русле данной напрвлен-
ности поведение человека не рассматривается как результат давления социальной ситуации или индивидуальных черт его характера, социальных ценностей, установок или культурной предрасположенности. Социальное поведение (в том числе и в сфере образования и самоопределения) трактуется в первую очередь как следствие интерпретации человеком ситуации и приписывания ей значений и смыслов в определенном социокультурном контексте. Интерпретация социальной ситуации и соответствующее поведение как реакция человека на нее и на внешние изменения в виде совокупности действий, направленных на поддержание существования или адаптацию к социальной среде, осуществляются на основе ментальной программы, сформировавшейся в процессе коммуникации [15, с. 32-52].
В современной науке модели социального поведения иногда рассматриваются как короткие поведенческие сценарии или образцы социальных действий [14, с. 116-124]. В этом отношении модель такого поведения - это когнитивный аналог практик социального поведения как ответной реакции человека на ситуацию в виде определенных действий, обусловленных структурами ментальной программы. При этом нерефлексивные структуры этой программы определяют нормативную модель социального поведения, зависящего от общепринятых культурных ценностей и норм, а рефлексивные структуры - модальные модели социального поведения, статистически наиболее распространенные в обществе [13, с. 59-65].
Переход России к рыночным отношениям в 90-х годах и связанная с этим структурная перестройка экономики породили глубокие изменения в общественной жизни, в том числе в сфере образования. В результате в условиях экономических и социокультурных трансформаций ментальные программы, определяющие модальные модели социального поведения, неизбежно эволюционируют, меняются ценности, представления и установки.
Модель поведения молодежи эволюционировала от консервативной к либеральной версии, поскольку под воздействием различных факторов изменились рефлексивные структуры этих программ.
Для консервативно ориентированной модели социального поведения в сфере образования, характерной для молодежи 90-х годов (еще ментально существовавшей «в инерции» советского времени представлениями, ценностями и установками), была свойственна ориентация на образованность как на терминальную, социокультурную ценность, что сопровождалось стремлением к обучению как к социальному благу, а также как к способу «быть полезным обществу». В современной России образованность, владение специальностью, квалификацией в большей степени ценятся инструментально как капитал для инвестирования в высокий и престижный социальный статус, как способ достижения материальных целей и доступ к другим общественным благам. Сегодня образовательные стратегии молодежи выстраиваются, исходя из их представлений о том, что получение хорошего образования является гарантией успешной жизненной карьеры или высокого дохода.
Этот ценностный «дрейф» происходит под воздействием как объективных факторов, так и в результате информационного воздействия на сознание молодых людей, а также вследствие осмысления ими собственного социального опыта.
К объективным факторам следует отнести прежде всего ситуацию на рынке образовательных услуг и на рынке труда: возросшую конкуренцию, высокую безработицу среди молодых специалистов, критический уровень социальной дифференциации в обществе, неустойчивое состояние системы высшего образования, находящегося в постоянном реформировании, образовательное неравенство, противоречивую государственную образовательную политику, реализующую стратегию коммерциализации образования. Также среди объективных факторов, влияющих на специфику модели социального поведения молодежи в образовательной сфере, следует назвать динамизм изменений в структуре профессий, составе компетенций, квалификаций; количественный и качественный дисбаланс (ввиду инерции образовательных систем) между содержанием выпуска образовательных учреждений и реальной потребностью экономики в квалифицированных кадрах; особенности современной рыночной экономики с ее стихией спроса, конкурентной борьбой и непредсказуе-
мостью; рост «временной занятости»; усиление несоответствия полученных дипломов и профессиональной квалификации. Не случайно результаты опроса работодателей чаще всего отмечают недостаток или отсутствие у молодых специалистов необходимой профессиональной подготовленности (на это указали 64 % опрошенных работодателей).
Большое влияние на социальное поведение молодежи в сфере образования оказывают средства массовой информации (прежде всего Интернет), которые непосредственно формируют представления о престижности тех или иных профессий и образовательных учреждений, в которых их можно получить.
Однако, несмотря на важность этого комплекса объективных факторов, наибольшее непосредственное влияние на формирование ментальных программ социального поведения молодежи в образовательной сфере, как подтверждают исследования, оказывают условия ближнего социального окружения -семья, родственники, друзья, уровень их благосостояния и социального престижа, характер общей социокультурной среды. В частности, это особенно проявляется в ситуации выбора профессии. Так, согласно данным социологических исследований студенческой молодежи, на вопрос: «Кто посоветовал выбрать профессию, специальность?» 37 % студентов вузов ответили: «Родители». На авторитет родителей, повлиявший на выбор образовательной траектории, также указали 35 % лицеистов и 37 % учащихся колледжей.
Фактором микросреды, воздействующим на социальное поведение молодых людей, является также социальный статус родителей и друзей. Известно, что «ближний круг», авторитетное мнение входящих в него субъектов (особенно в локальных обществах) имеет значение императива и формирует базовые представления, ценности и установки в ментальных программах молодежи.
К субъективным факторам, определяющим направленность содержания ментальных программ, можно отнести целеустановки и ценностные ориентации личности, способности и уровень культуры, интеллектуальные качества, психологический тип личности.
Если еще несколько десятилетий назад содержание ментальных программ социального
поведения молодежи в сфере образования так или иначе было связано с устойчивыми стратегиями закрепления социального статуса и определенной жизненной и профессиональной траектории, то в современном российском обществе поведение молодых людей связано с постоянной сменой социальных статусов, профессий, квалификации, форм занятости, так как полученные в процессе обучения знания и умения устаревают в течение в среднем пяти лет, и имеющееся образование и квалификация не могут служить гарантией профессионализма и надежного трудоустройства. Современный молодой человек, таким образом, постоянно находится в условиях риска (в ситуации неопределенности, связанной с «балансом» его уровня притязаний и наличия соответствующих социальных ресурсов), который становится «константой» его ментальной программы социального поведения. В результате у молодежи формируется модель социального поведения, которая связана с ситуативным и немотивированным подходом к выбору образовательных стратегий и путей профессионального самоопределения.
Социологические исследования показывают, что для современной российской молодежи базовыми являются представления о том, что образование - это социальный, символический капитал, инвестиция в будущее, социальный лифт, путь к успешной карьере. Ценность образования связана с возможностью в целом стать образованным человеком, реализоваться в профессии, самореализоваться как личность. С представлениями и ценностями молодых людей в сфере образования тесно сопряжены их социальные установки.
Анализируя систему жизненных ценностей современной молодежи, которые определяют базовую модель их социального поведения в сфере образования и профессионального самоопределения, следует отметить, что материальное благополучие значит для ее представителей значительно больше, чем, например, уважение со стороны окружающих. С конца 90-х годов отмечается также значительный рост актуальности стремления быть знаменитым, подобное честолюбие развито у молодых людей куда сильнее, чем у представителей более старшего поколения.
Таким образом, в целом современные молодые люди в отличие от большей части старшего поколения имеют установки на жизненные достижения, при этом они не просто манифестирует, что хотели бы получить те или иные блага, но уверены, что «в силах этого добиться».
Также запрос на высокий социальный статус выражен у современной молодежи ярче, чем у более старшего поколения (чья юность и молодость пришлась на 90-е годы). Говоря о положительных результатах рыночных реформ в России, молодые россияне к наиболее значимым для общества относят: насыщение рынка товарами (54 %), свобода выезда за рубеж (40 %) и возможность зарабатывать без ограничений (31 %). В число ключевых плюсов реформ для молодого поколения входит также сближение российского образа жизни с западным (24 %), значительная часть молодых людей хотела бы временно уехать на учебу за границу (20 %).
Согласно данным социологических опросов, молодые граждане России чаще заявляют о своем желании получить образование (этого нет в планах у 5 % молодежи в возрасте до 35 лет и 11 % остального населения), найти хорошую работу (2 и 4 %), побывать в разных странах мира (1 3 и 26 %), стать богатыми людьми (20 и 36 %). При этом россияне до 35, и особенно до 25 лет, значительно реже остального населения не включают в жизненные планы открытие собственного бизнеса (21 и 48 %), карьерный рост (18 и 53 %), а также приобретение известности (50 и 78 %) и получение доступа к власти (56 и 76 %).
По информации института социологии Российской академии наук, за последние десятилетия ориентированность молодых россиян на ценности индивидуализма, достижений, самостоятельности и конкурентности, в том числе в сфере образования, усилилась (тогда как россияне старших возрастных групп в массе своей уверены, что жить, как все, лучше, чем выделяться среди других).
В данном контексте можно упомянуть об отношении молодых людей к возможности самостоятельно выбирать страну проживания, а также переступать через моральные нормы и принципы во имя достижения жизненного успеха. Молодежь до 25 лет в боль-
шинстве своем ориентирована на инициативу и поиск нового, тогда как старшее поколение - на следование привычному. Также основная часть молодых людей предпочитает позицию «жить в непрерывно меняющемся обществе трудно, но все-таки интересно».
Сменить место жительства ради интересной и высокооплачиваемой работы в своей стране готовы 79 % молодежи (для сравнения: остальное «взрослое» население готово решиться на данный шаг лишь в трети случаев). Это свидетельствует о том, что поведение российской молодежи в сфере образования нацелено на мобильность, однако демонстрирует ориентацию на Запад.
Рассматривая роль терминальных ценностей современной молодежи в сфере образования и профессионального самоопределения, следует отметить, что в структуре жизненных целей приоритетными являются позиции «получить хорошо оплачиваемую работу» (97,7 %), желание «стать богатым человеком» (72,8 %), «иметь собственный бизнес» (65,6 %), «сделать карьеру» (93,7 %), побывать в разных странах мира (85,6 %).
Можно констатитровать, что направленность и содержание представлений, ценностей и установок в ментальных программах модального социального поведения молодежи в сфере образования свидетельствуют о формировании его либерально-ориентированной модели, для которой характерны независимость, ранний жизненный прагматизм, индивидуализм, гибкость и рациональность.
Таким образом, за последние два десятилетия произошла трансформация моделей социального поведения российской молодежи от консервативно-ориентированной к либеральной версии под влиянием целого ряда весьма динамичных процессов, среди которых: изменения в структуре профессий, количественный и качественный дисбаланс между выпуском из образовательных учреждений и реальным экономическим спросом специалистов на рынке труда, рост «временной занятости», расширение практик использования гибких форм занятости.
Также среди внешних факторов, влияющих на трансформацию ментальных программ социального поведения молодежи, следует отметить «разрыв» институциональных связей
между социальным спросом и системой образования. Произошла коммерциализация образования, которая трансформировала социальный спрос в экономический, усилилось расслоение общества по доходам и ресурсам, потенциалу вертикальной социальной мобильности, обострив неравенство доступа молодежи к образованию.
Т» _______и V-»
В результате у российской молодежи сегодня формируется такая модель социального поведения в сфере образования, которая обусловлена краткосрочным и немотивированным подходом к выбору специальности. Эта модель характеризуется противоречиями между желаемым и возможным, традиционным и современным, терминальным и инструментальным, стихийным и сознательным, ориентированием на риск или стабильность.
Социологические исследования верифици-
Литература
1. Фомченкова Г. А. Трансформация ценностных ориентаций: межпоколенческое сопоставление // Власть. 2012. № 12.
2. Луценко Н. О. «Утечка мозгов»: тенденции и меры по преодолению // Власть. 2013. № 8.
3. Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф. Г. Драча. М., 1999.
4. Константиновский Д. Л. Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи // Социологический журнал. 2014. № 3.
5. Лубский А. В. Методологические проблемы использования ИКТ в образовательном пространстве высшей школы // Информатика и образование. 2007. № 6.
6. Россия и Китай: молодежь XXI века / отв. ред. М. К. Горшков. М., 2014.
7. Лубский Р. А. Политический менталитет: методологические проблемы изучения и российские реалии: дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1999.
8. Сорокина Н. Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. № 10.
9. Лубский А. В. Северный Кавказ - периферия российской цивилизации // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2.
10. Лубский Р. А. Политический ментали-
руют в ментальной программе современной российской молодежи представления об образовании как о социальном, символическом капитале, инвестируемом в будущее, как о социальном лифте, «доставляющем» человека на высокий этаж статуса и карьеры. Среди установок, определяющих модель социального поведения, идентифицируется прежде всего установка на «достижение» - приобретение высшего образования, возможности реализоваться в престижной профессии ради получения материальных и символических благ, карьерного продвижения. Это позволяет идентифицировать такую модель как либерально-ориентированную, в ментальной программе которой доминируют ценности материального благополучия, успеха, престижа, карьеры, высокого статуса и дохода, установки на рационализм, прагматизм, индивидуализм, ориентация на личные достижения.
Bibliography
1. Fomchenkova G. A. Transformation of valuable orientations: intergenerational comparison // Power. 2012. № 12.
2. Lutsenko N. O. «Brain drain»: tendencies and measures for overcoming // Power. 2013. № 8.
3. Cultural science in questions and responses / under the editorship of the prof. G. V. Drach. Moscow, 1999.
4. Konstantinovsky D. L. Education, labor market and social behavior of youth // Sociological log. 2014. № 3.
5. Lubsky A. V. Methodological problems of use of ICT in educational space of the higher school // Informatics and education. 2007. № 6.
6. Russia and China: youth of the 21st century / under the editorship of M. K. Gorshkov. Moscow, 2014.
7. Lubsky R. A. Political mentality: methodological problems of a study and Russian realities: dis. ... PhD in Philosophy. Rostov-on-Don, 1999.
8. Sorokina N. D. Changes in education and dynamics of vital strategy of students // Sociological researches. 2003. № 10.
9. Lubsky A. V. North Caucasus - the periphery of the Russian civilization // Scientific thought of the Caucasus. 2000. № 2.
10. Lubsky R. A. Political mentality: method-
тет: методологические проблемы изучения и российские реалии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1999.
11. Зубок Ю. А. Неравенство и образование: новые грани взаимодействия // Социологические исследования. 2010. № 5.
12. Лубский Р. А. Политический менталитет: методологические проблемы исследования. Ростов н/Д, 2002.
1 3. Колесникова Е. Ю. Социальное поведение в ракурсе классических и современных подходов в гуманитарном знании // Философия права. 2016. № 4.
14. Павленко О. Б. Взаимосвязь ценностей культуры и моделей социального поведения // Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2010. № 10 (41).
15. Ментальные программы и модели социального поведения в российском обществе: монография / отв. ред. А. В. Лубский. Ростов н/Д, 2016.
ological problems of a study and Russian realities: abstract of dis. ... PhD in Philosophy. Rostov-on-Don, 1999.
11. Zubok Yu. A. Inequality and education: new edges of interaction // Sociological researches. 2010. № 5.
12. Lubsky R. A. Political mentality: methodological problems of a research. Rostov-on-Don, 2002.
13. Kolesnikova E. Ya. Social behavior in a perspective of classical and modern approaches in humanitarian knowledge // Philosophy of law. 2016. № 4.
14. Pavlenko O. B. Correlation of values of culture and models of social behavior // Almanac of the modern science and education. 2010. № 10 (41).
15. Mental programs and models of social behavior in the Russian society: monograph / under the editorship of A. V. Lubsky. Rostov-on-Don, 2016.