педагогические науки
Мирзоева Бунафша Исмоиловна ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ...
УДК 378
ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ТАДЖИКСКИХ ЖЕНСКИХ РЕМЕСЕЛ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
© 2017
Мирзоева Бунафша Исмоиловна, старший преподаватель кафедры методики начального обучения Кулябский государственный университет имени А. Рудаки (735360, Республика Таджикистан, Куляб, ул. С. Сафарова 16, e-mail: faridun61@mail.ru)
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности традиционных таджикских женских ремесел и на их основе подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства. В статье указывается, что традиционные таджикские женские ремесла обладают большим педагогическим потенциалом - образовательный (ознакомление, освоение, систематизация знаний о традиционных таджикских женских ремеслах; обучение приемам и технологии изготовления рукодельных изделий; формирование умений и навыков ручного труда в процессе обучения, их применение на практике;), развивающий (развитие сенсомоторики мышц пальцев и рук, развитие пространственного мышления; развитие самостоятельности в трудовом процессе; развитие направленности и интереса к женским ремеслам (или профессиям); развитие навыков логического мышления; развитие волевых качеств; развитие целеустремленности и эмоционального настроя; развитие творческих способностей; развитие трудолюбия и уважения к людям труда); воспитательный (трудовое, нравственное, умственное, эстетическое, экономическое и экологическое воспитание; воспитание уважительного отношения к духовным ценностям своего народа). В педагогике всегда уделялось большое внимание подготовке будущего учителя, его социальной роли и влияния на подрастающее поколение. Поэтому автор статьи указывает на необходимость внедрения традиционных таджикских женских ремесел в подготовку будущих учителей технологии, формирующих национальное самосознание молодёжи, любящих, знающих и владеющих основами историко-культурного и этнопедагогического наследия своего народа.
Ключевые слова: история, традиция, этнопедагогика, наследие, ремесло, трудовое воспитание, подготовка учителей.
FEATURES OF TRADITIONAL TAJIK FEMALE CRAFTS AND THEIR APPLICATION IN TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY
© 2017
Mirzoyeva Bunafsha Ismoilovna, senior teacher of department of a technique of elementary education
Kulob State University of A. Rudaki (735360, Republic of Tajikistan,Kulob city, S.Safarov 16 str., e-mail: faridun61@mail.ru)
Abstract. In this article features of traditional Tajik female crafts and on their basis training of future teachers of technology and business are considered. It is specified in article that traditional Tajik female crafts have high pedagogical potential - educational (acquaintance, development, systematization of knowledge of traditional Tajik female crafts; training in receptions and to manufacturing techniques of amateur products; formation of skills of a hand labor in the course of training, their practical application;), developing (development of a sensomotorika of muscles of fingers and hands, development of spatial thinking; development of independence in labor process; development of orientation and interest in female crafts (or to professions); development of skills of logical thinking; development of strong-willed qualities; development of commitment and emotional spirit; development of creative abilities; development of diligence and respect for people of work); educational (labor, moral, intellectual, esthetic, economic and ecological education; education of respect for cultural wealth of the people). In pedagogics much attention was always paid to training of future teacher, his social role and influence on younger generation. Therefore the author of article indicates the need introductions of traditional Tajik female crafts in training of future teachers of technology forming national consciousness of youth, loving, knowing and owning bases of historical and cultural and ethnopedagogical heritage of the people.
Keywords: history, tradition, ethrnpedagogics, heritage, craft, labor education, training of teachers.
На современном этапе развития Республики Таджикистан перед Правительством республики и его подразделениями поставлена цель по развитию демократического общества, которое займет в мировом сообществе достойное место в соответствии со своей богатейшей историей и культурой. Для достижения этой цели основную роль призваны сыграть системы образования и школа, перед которыми стоит задача воспитания и подготовки современных специалистов, отвечающих требованиям мировых стандартов. Правительство республики и лично глава государства, Основоположник мира и национального единства, Лидер нации Эмомали Рахмон уделяют особое внимание вопросам модернизации и совершенствования системы образования. В Послании Президента Республики Таджикистан от 15.04.2009 указывается: «...Система образования как судьбоносная сфера жизни общества в рамках социальной государственной политики объявлена одним из стратегически важных направлений развития. С первых дней независимости мы постоянно уделяем ей внимание и выделяем средства для её развития и перестройки...» [1, с.26].
При этом одним из важнейших направлений совершенствования системы образования, указанных в Законе Республики Таджикистан «Об образовании», является «возрождение национальной культуры, приобщение молодого поколения к духовным и нравственным ценностям, осуществление национального воспитания через
национальное искусство» [2, с. 48].
Подготовке будущего учителя, его влиянию на молодое поколение и его роли в обществе всегда в педагогической науке уделялось огромное внимание. В связи с этим и появилась необходимость в подготовке квалифицированных специалистов, обладающих высокой степенью национального самосознания, которые любят, знают и владеют основами историко-культурного и этнопедагогического наследия своего народа.
Уникальность педагогической деятельности выражается в том, что она восполняет пробелы между культурой и формирующимся человеком: помогает ему сделать то, что он еще не умеет делать; заинтересовать его тем, что пока никакого интереса для ребенка не представляет; решить задачи, к решению которых он совершенно не готов и для этого ему надо совершить переход к совершенно новым формам деятельности.
Согласно истории развития этнопедогогики, у любой народности была и есть своя продуманная система приобщения подрастающего поколения к ремеслу и труду, которая базируется на народных обычаях и традициях и считается центральным фактором физического, умственного и нравственного воспитания. Всё то, что дошло до нас из прошлого и передаётся во взаимосвязанном историческом процессе и составляет наследие прошлого. Известно, что система национального воспитания и обучения строится на основе традиционных народных средств подготовки молодежи к самостоя-
Mirzoyeva Bunafsha Ismoilovna pedagogical
FEATURES OF TRADITIONAL ... sciences
тельной жизни, в которой непосредственно решались вопросы общей социализации ребёнка. Данная система образования заключалась в передаче жизненно важных знаний и умений, которые в процессе ежедневной деятельности формируют эстетические и нравственные качества детей.
В работах таких таджикских учёных, как Х. Ав-залов, М.А. Арипов, М.Д. Ашуров, А.Х. Асроров, М.Н. Дадабаев, Х,А. Джалилова, О.А. Исломов, М. Лут-фуллоев, Х.И. Махмудов, Ф. Шарифзода, И.О. Обидов, а также выдающихся российских педагогов Г.Н. Волкова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, И.Я. Яковлева и других показана положительная роль этнической культуры, народных традиций в воспитании и образовании детей.
В этнологических исследованиях народные традиции определяются как исторически сформировавшиеся и передаваемые из поколения в поколение обряды, обычаи, нормы поведения, ценности, общественные установления, идеи, которые сохраняются в течение долгого времени в отдельных социальных группах или обществе.
Академик Б.Т. Лихачёв писал, что в воспитательной работе значительную роль играет «близость детей к природе, народное искусство, окружающее детей, традиционно развивающееся в предметах быта, народных ремёслах, наконец, обычаи и традиции, составляющие эстетическую сущность повседневного быта и народных празднеств» [3, с. 106]. Для любого народа традиции и обычаи имеют свои особенности, но в общем они носят воспитательный характер.
Неотъемлемой частью общечеловеческой культуры являются традиции в области народного искусства, которые меняются по требованию времени и общества. Каждому последующему поколению передаются те традиции, которые соответствуют требованиям времени, а также способствуют дальнейшему прогрессу общества.
Благодаря национальным традициям воспитания учащиеся формируются как личность и включаются в систему общественных отношений, в связи с чем и происходит процесс их социализации.
К.Д. Ушинский писал: «Воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ; с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все лучшие качества великого народного педагога» [4, с. 167]. Великий педагог также отмечал, что «у каждого народа есть своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели» [4, с.168].
Учитывая сказанное, можно придти к выводу, что история народа, его духовные ценности, в том числе и воспитание, являются предметом особого внимания современного образования.
Нельзя не согласиться со справедливым высказыванием академика Г.Н. Волкова о том, что «Без памяти (исторической) - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания -нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа (исторической личности)» [5, с. 34]. Эти слова по праву могут считаться золотой формулой народной педагогики.
Традиционное ремесло таджикских женщин обладает национальным своеобразием, которое обусловлено историей народа и его культурой. Таджикское народное искусство рукоделия, к которым можно отнести вышивку (гулдузи), шитьё бисером, шитьё золотыми нитками (зардузи), узорное ткачество (атлас, адрас, бе-касаб), шитьё национальной женской одежды «чакан», выполняется на высочайшем уровне и является основой народного искусства. В различных регионах республики Таджикистан национальные особенности традиционных женских ремёсел существенно отличаются друг от друга.
В таблице 1 представлены специфические особенности вышивки по регионам Хатлонской области и других
регионов Республики Таджикистан._
Таблица 1 - Специфические особенности вышивки по регионам Хатлонской области и других регионов Республики Таджикистан
Сравнительная Хатлонская область Горно-Бадахшанская область Согдийская область
характеристика
Используемые Домотканый белый холст, Домотканый о елый холст Покупное полотно,
ткани для лоскутное полотно, сукно. оархат, шелк, парча и др.
Используемые Шерстяные (собственного Льняные, шелковые, Хлопчатобумажные,
нитки для прядения), шелковые нити, мулине, канитель, мишура разных цветов, золотые и серебряные нити хлопчатооуыажные и шерстяные ткани, покупные -канитель, мишура нити, золотые и серебряные
Геометрический (изображенияразличных геометрических фигур); зооморфный (птицы, олени): изображение цветов, изображение солнца,луныи звёзд Преобладание геометрических фигур. Цветочно растительный, зооморфный Г еометрические, зооморфные,
Цветовые гаммы желтый, розовый, светло желтый, кр а сный, голуб он.
Техника Свободная вышивка, Своб одная вышивка Счетная вышивка и
вышивания счетная двусторонняя свооодная
Контурные швы; роспись (накшгузорн), первичная (пешсузан); швы для заполнения рисунка, ко с ая мелкая стежка (качдарз),-д е корят йены е швы: мережка (дярзхоируихяы) тамбурный шов ['салиби) Контурные швы: роспись (накшгузорн), перед иглой (пешсузан), шов и «крестик» (салибча), счётная гладь (пайдарпай). Декоративные швы - «кисточка» (баргак) вышивка гладью, шитье
Использование Отделка женской, мужской Отделки женской, мужской и Украшение скатертей.
вышивки идетскои одежды. детской одежды, передники, занавесок, покрывал,
украшения для повязки на лоб (пешоннбанд, подБескинапояс, платки, свадебные покрывал а (сузанн, чодар). праздничных халатов, (пешонибанд, кош).
головные уооры. свадеоные покрывала (сузании туёна), наряд невесты, желеты, камзолы полотенце (сачок), украшение узорной
(луки, руймоли миён), полотенца, халаты (джелак). декоративные полотенца женской обуви (махси), украшение футляров для
украшения для кос, книг, головные уооры шитые золотом (токнн зардузи)
Анализ приведенной таблицы 1 позволяет сделать следующие выводы:
Вышивка в Хатлонской области имеет много общего с женскими вышивками в Горно-Бадахшанской и Согдийской областях, несмотря на то, что они находятся в разных географических областях (южный, западный, северный). Сходство заключается в использовании одинаковых тканей и инструментов, орнаментальных мотивов и цветовой гаммы, в технологии изготовления и использования изделий, что объясняется единой историей и природными условиями, а также схожестью культурных традиций;
Несмотря на их тесные взаимоотношения, художественную культуру они оказывают взаимное влияние друг на друга, при этом сохраняя свои характерные особенности. Это проявляется в стиле одежды, в многообразных украшениях, узорах и цветовой гамме. Однако, несмотря на сходство вышивок в приёмах шитья и орнаментальных мотивах, работы вышивальщиц Хатлонской области отличаются от вышивок мастериц ГБАО и Согдийской области. В работах вышивальщиц Хатлонской области можно насчитать более 120 швов, некоторые из которых заимствованы из глубокой старины - это первичная ручная вышивка иглами «пеш-сузан», первичная ручная вышивка иглами с зазорами «пешсузани фосиладор», крайняя ручная вышивка иглами «пассузан», стебельчатая вышивка «танапояги», вышивка через край «пахлуги», петельная вышивка «хал-каги», тамбурная вышивка «пайдарпай (печон)», козлик «кафаси» и т.д.
В традиционных таджикских вышивках использовались в основном орнаменты геометрических и растительных видов. В некоторых изделиях встречаются зооморфные и орнитоморфные орнаменты. В вышивках не было или редко применялись антропоморфные орнаменты (изображения человеческих фигур). Из геометрических фигур наиболее часто встречаются вариации квадрата (ромба) и треугольников. Изображения геометрического орнамента указывают на связь с реальной действительностью, выраженных в названиях узоров: гушвора (серьги), баргак (листочки), лола (тюльпан) и другие.
Как указывает академик Б.Г. Гафуров «Небольшое число фрагментов среднеазиатских тканей IX-X вв. со-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Мирзоева Бунафша Исмоиловна ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ...
хранилось до наших дней. В средневековых погребениях Египта, среди сохранившихся там древних тканей, было найдено и несколько фрагментов льняных тканей маврского производства IX века. На этих фрагментах надписи и орноментация одни и те же» [6, с. 69].
Характерной особенностью таджикской вышивки, в частности мастериц Хатлонской области (г. Куляб, г. Курган-Тюбе, г. Нурек, районы: Дангара, Хамадони, Фархор, Восеъ, Шуробод, Муминобод, Ховалинг, Темурмалик, Пяндж, Шахритус, Кабодиён, Джиликул, Вахш, Бохтар, А. Джами и Сарбанд) является то, что все швы на чадрах, на чакане, сюзане, рубашках относятся к счётному приёму шитья. Данный приём связан с особенностью и структурой тканей, так как размер стежка производится строго по счёту ниток и его основы. Искусство вышивки таджикских мастериц имеет большую схожесть с русскими вышивками. Вышивание производилось пропусканием нити с помощью иглы через материал и выведение её снова на поверхность. Счетную гладь использовали при вышивке рубах и женских платьев. Тамбурный шов производился на ткани, туго натянутой в пяльцах (в разных регионах их называют чорчуба, дуконча). Вышивали тамбуром в сочетании с гладью кисейные рукава и воротниковую часть женских платьев.
При вышивке использовали дукан подобие швейки, которая состояла из двух невысоких столбиков, вставленных в донце. На конце столбиков прикреплялась мягкая основа (подушка) куда с помощью булавок прикрепляли ткань в дукан (пяльцы). Часто при помощи швейки сшивали детали одежды, и шов получался ровным и мягким. До сих пор в некоторых селениях Хатлонской области мастерицы вышивают на больших прямоугольных пяльцах (чорчуба) за общим столом. Таджикские мастерицы бережно хранили в узорах и орнаментах своих вышивок древние представления о мире. В основном они были связаны с их трудовой деятельностью.
Таджикская традиционная одежда в любом этнокультурном регионе имеет свои особенности и общие черты. У мужчин - рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок (с орнаментальными узорами), тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, в горной же местности это туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. У женщин - платья ту-никообразного покроя: в сельских районах - из гладких тканей, в горных южных районах - платья вышитые с большим мастерством декоративного искусства, особенно в Хатлонской области и Дарвазе. Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор - платки, тюбетейки с различной геометрической формой и узорами. Горожанки и таджички, живущие на равнинах, носили распашной халат и местную обувь. Жители горных регионов (таджички) халатов не носили. В современной городской одежде таджиков часто можно наблюдать традиционные национальные элементы - верхний халат и тюбетейка. Значительное количество традиционных национальных элементов в одежде сохраняется девушками-таджичками. Молодые женщины и девушки носят платья в основном на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркменистана).
В подготовке будущего учителя технологии и предпринимательства, одним из направлений совершенствования которого является приобщение будущих учителей технологии к эстетической культуре народа, мы видим основную задачу в том, чтобы через изучение традиционных таджикских женских ремесел воспитать у них готовность и умение вносить элементы прекрасного в повседневную жизнь, воспитать любовь к красоте, гармонии, пробудить творческий интерес и формирование эстетического переживания в трудовой деятельности. Традиционные таджикские женские ремесла имеют огромные возможности для умственного воспитания детей, развития творческих способностей и сообразитель-
ности.
Каждое женское ремесло имеет свои сложности. Особенно в ткачестве эти сложности проявляются чаще, чем в других видах женских народных ремесел. Самой трудоемкой операцией в ткачестве является снование, которое требует больших умственных способностей и терпения. Оно является важным этапом подготовки к ткачеству. Обычно перед сновкой пряжу, т.е. нити размещают в одной плоскости параллельно, делят их на четные и нечетные или на верхние и нижние пары. При неправильной сновке ткань становится негодной для изготовления одежды. Поэтому во время подготовки и снования от ткачихи требуется большое внимание, терпение, трудолюбие и выдержка. Таким образом, при обучении ткачеству большое внимание уделялось умственному развитию детей. Как, нам известно одна и та же совокупность знаний может привести к различной степени интеллектуального развития. Поэтому, в зависимости от вида ремесла, дети знакомились с различными видами материалов, инструментов и приспособлений, их устройством и правилами их использования в процессе работы. При обучении детей чаще всего используются индивидуальные методы, в зависимости от способностей и уровни подготовленности детей. «При изготовлении рукотворных изделий изучается последовательность технологических операций» [7], что также требует умственных способностей и трудолюбия. В процессе изучения народных ремесел и изготовления изделий, непосредственно осуществляется экологическое и экономическое воспитание детей.
Традиционные таджикские женские ремесла обладают большими педагогическими возможностями. Для иллюстрации сказанного приведем рисунок 1.
Рисунок 1 - Педагогические возможности традиционных таджикских женских ремесел
Анализируя схему педагогических возможностей, традиционных таджикских женских ремесел, мы пришли к выводу, что подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства должна осуществляться на основе использования педагогического потенциала данных ремесел. Такой подход «при подготовке учителей технологии будет способствовать формированию профессиональных качеств преподавателя, способного передать детям красоту народного искусства» [7]. Поэтому, включая в учебную программу подготовки будущего учителя технологии изучение традиционных таджикских женских ремесел, основанное на соединения обучения с производственным трудом, мы будем способствовать формированию профессионализма преподавателя, способного самореализоваться в художественном творчестве.
В Республике Таджикистан для обеспечения трудового воспитания девушек на базе образовательных учреждений открываются курсы по обучению народным ремёслам и прикладному искусству - рукоделие, «ча-кан», «сюзане». На уроках труда в общеобразователь-
Mirzoyeva Bunafsha Ismoilovna FEATURES OF TRADITIONAL .
pedagogical sciences
ных учреждениях ведутся уроки по вышивке чакан, тюбетеек, сюзане, рисование на ткани и т.д.
Кроме того, с 2013 года в «Технологическом парке» Кулябского государственного университета имени А. Рудаки организованны кружки по народным ремёслам, таким как вышивка, «чакан», «сузане», «курок», рисование на ткани для вышивки. Практика показывает, что студентки факультета педагогики с радостью принимают участие в этих кружках. Поэтому считаем целесообразным внедрять традиционные женские ремесла в учебный процесс всех образовательных учреждений, так как практические и самостоятельные занятия народным ремеслом способствуют гармоничному развитию будущего поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Послание Президента Республики Таджикистана Эмомали Рахмона от 15.04.2009, с. 26.
2. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». - Душанбе: Изд-во «Шарки озод», 2006, с. 48.
3. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов. - М: Просвещение, 1985. - 176 с.
4. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1974. - Т.1. - 548 с.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. -М.:Academia,1999. - 165 с.
6. Гафуров Б. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Кн. 1. -Душанбе: Ирфон,1989. -384 с.
7. Андреева Л.И. Совершенствование подготовки учителей технологии на основе традиционных чувашских женских ремесел: дисс. ... к.п.н.: 13.00.08. -Чебоксары, 2009.- 239 с.
Статья поступила в редакцию 15.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
342
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)