Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТИПОГРАФИКИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ'

ОСОБЕННОСТИ ТИПОГРАФИКИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
318
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОГРАФИКА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ВИЗУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Максимов А. А., Ямских М. Е.

Рассмотрены особенности и различия между базовым понятием типографики и типографикой в городской среде. Также обосновано использование визуального инструмента типографики для пользы городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TYPOGRAPHY IN THE URBAN ENVIRONMENT

The features and differences between the basic concept of typography and typography in the urban environment are considered. The use of a visual typography tool for the benefit of the urban environment is also justified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТИПОГРАФИКИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ»

Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы гуманитарных наук»

УДК 004.92

ОСОБЕННОСТИ ТИПОГРАФИКИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

А. А. Максимов, М. Е. Ямских Научный руководитель - Е. В. Титов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Рассмотрены особенности и различия между базовым понятием типографики и типографи-кой в городской среде. Также обосновано использование визуального инструмента типографики для пользы городской среды.

Ключевые слова: типографика, городская среда, визуализация, визуальный язык, графическое представление информации.

FEATURES OF TYPOGRAPHY IN THE URBAN ENVIRONMENT

А. A. Maximov, M. E. Iamskikh Scientific Supervisor - E. V. Titov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]

The features and differences between the basic concept of typography and typography in the urban environment are considered. The use of a visual typography tool for the benefit of the urban environment is also justified.

Keywords: typography, urban environment, visualization, visual language, graphical representation of information.

Городская среда для современного человека является естественным местом отдыха, работы и развлечений. Для комфортного существования в рамках определенной территории требуется позаботиться не только о социальных и экономических объектах в городе, но и об информационной системе для успешной и скорой навигации по территории города. Знаки, указатели и другие информационные символы требуют особого подхода для наиболее успешной реализации, так как объем информации растет с каждым днем, а человек в городе все больше ориентируется на графические символы и объекты, из чего следует высокое и скоростное развитие визуального мышления.

Визуальное мышление - это мышление посредством визуальных операций, и поэтому оно позволяет использовать для анализа данных человеческую способность видеть и понимать изображения. Соответственно, задача визуализации - преобразование огромных массивов информации в адекватные для человеческого восприятия графические образы, связанные единым смыслообразом [1].

Типографика в городской среде играет одну из важнейших ролей, так как дает жителям особые знания, смыслы, которые в некоторых моментах могут спасти человеческие жизни. Стоит раскрыть понятие типографики и типографики в городской среде. Типографика - это искусство оформления символов, текстов, набора и верстки. Через призму отдельных параметров (начертание, кегль, интерлиньяж, кернинг) формируется максимально удобный или креативный текст (буква). Конечно, можно отдельно отметить и шрифтовой дизайн, где среди прочего акцент сделан на художественном и композиционном оформлении гарнитуры. Один из непреложных принципов типографики - удобочитаемость; другой - нечто большее, чем просто удобство чтения: это та энергетика, которая привлекает к странице интерес, заслуженный или незаслуженный [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3

Типографика в городской среде предлагает использовать правила из виртуальных и визуальных площадок, но уже в материальном виде. Типографика в городе имеет важнейшую особенность - взаимодействие с городом и отдельными элементами в данном городе, а также входит в общие правила оформления вывесок, знаковых и навигационных систем территории. Сегодня актуальна проблема работы с дизайн-кодом в городах России - свод правил и рекомендаций по вопросам облика города в некоторых регионах и городах только создается, а в некоторых он уже успешно себя показывает. Стоит отметить особую роль типографики в данном документе, так как многие пользователи городских фасадов и площадей размещают свои рекламные и навигационные тексты, нарушая не только эстетический и художественный фон в городе, но и технические стандарты размещения на фасадах, а особенно исторических строений.

Городская типографика состоит не только из информационных табличек, знаки которых регулируются стандартом Российской Федерации, а еще используется при реализации отдельных микрорайонов, что вызывает противоречивость у пользователя навигации, рекламных площадей и световых ансамблей. Особые проблемы возникают при взаимодействии с несколькими видами шрифтовых семей, так как человек определяет геоположение объектов в основном по логическим умозаключениям, а когда отдельные навигационные тексты разнятся в шрифтовых семьях, а также в других параметрах, в том числе и в цветовых схемах, у человека возникает противоречие, что служит изменением и эмоционального фона, и последующих логических выводов при навигации в данной территории.

Организовать гармоничную типофграфику в городской среде - это только один шаг, но есть и другие элементы, которые стоит отметить при конструировании, например, дизайн-кода территории. На объекте возможно преобладание маломобильных и плоховидящих пользователей, а в этом случае стоит полностью изменить параметры и текстовых знаков, и табличной системы навигации, и рекламные, и иные текстовые системы для увеличения взаимодействий с объектами пользователей. Возможно, что кроме привычной локальной языковой системы стоит включить дополнительно тактильный шрифт Брайля. Но возможна и другая ситуация, когда пользователи говорят на разных языках, тогда стоит включить несколько языковых систем, где возникают проблемы уже при создании гармоничных и читаемых текстовых сообщений.

Многие языки используют комплекты знаков латиницы, но по-разному. Не совпадают правила применения пробелов, знаков препинания, и в целом типографические идиомы меняются в зависимости от языка, на котором выполняется набор [3].

Русский и английский языки популярно используются в России для знаковых и навигационных систем. Это популярные в данной стране языковые системы, но в другой стране ситуация может быть совсем другой. Кроме того, для проведения некоторых крупных событий предлагается использовать уже 3 языка.

Бренды, городские менеджеры и владельцы рекламных площадей и специалисты сферы архитектуры и строительства в городах должны брать ответственность для введения правил по оформлению мест их деятельности в единую стилистику, в том числе и в типографике. Дизайн-код города помогает сэкономить и бизнесу, и городу на создание новых дизайнерских решений при оформлении города, так как при едином варианте стиля не потребуется создавать все новые объекты. Адаптация разной типографики под единый фон - это ключевая и перспективная задача для городов России, где преобладают исторические кварталы и старые планировки в городской среде.

Библиографические ссылки

1. Макарова Е.А. Визуализация как способ структурирования знаний, формирования ментального пространства и развития интеллекта: методические указания /Сост. Е.А. Макарова; НОУ ВПО Таганрогский ин-т упр. и экономики. Таганрог, 2009. 64 с.

2. Брингхерст. Р. Основы стиля в типографике: пер. с англ. Г. Северской, А. Семенова и С. Пономаренко. М.: Д. Аронов, 2006. 432 с.

3. Филичи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн: пер с англ. С. Пономаренко. СПб.: БХВ-Петербург, 2004. 496 с.

© Максимов А. А., Ямских М. Е., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.