Научная статья на тему 'Особенности территориально-отраслевой организации современной Росссийской экономики как объекта глобального менеджмента'

Особенности территориально-отраслевой организации современной Росссийской экономики как объекта глобального менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПАРК / КЛАСТЕР / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / MANAGEMENT / INDUSTRIAL COMPLEX / INDUSTRIAL PARK / CLUSTER / REGIONAL ECONOMY / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорова Виктория Владимировна

Системная модернизация российской экономики возможна лишь при объединении в единую систему стратегического процесса на предприятиях, мезои макроуровнях. В настоящее время идет широкая дискуссия в научном сообществе по поводу выбора стратегии модернизации. Так, С.Ю. Глазьев, проведя детальную оценку российского научно-технического потенциала, сделал вывод: «Для любой страны необходимым условием управляемого выхода из кризиса является наличие собственной стратегии опережающего роста нового технологического уклада путем проведения системной научно-технической и структурной политики по выращиванию составляющих этот уклад научно-производственных комплексов» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прохорова Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TERRITORIAL-BRANCH ORGANIZATION OF THE MODERN RUSSIAN ECONOMY AS AN OBJECT OF GLOBAL MANAGEMENT

Systemic modernization of the Russian economy is possible only when it is combined into a single system of strategic process at the enterprises, meso and macro-levels. Currently, there is a wide discussion in the scientific community about the choice of modernization strategy. So S.Yu. Glazyev, having carried out a detailed assessment of the Russian scientific and technical potential, concluded: "For any country, a necessary condition for a controlled exit from the crisis is the presence of its own strategy for the advanced growth of a new technological way of life through a systematic scientific, technical and structural policy for the cultivation of the components of this way of scientific and production complexes" [1].

Текст научной работы на тему «Особенности территориально-отраслевой организации современной Росссийской экономики как объекта глобального менеджмента»

УДК 338.2:332.12 ББК 65.050 П 84

В.В. Прохорова,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой отраслевого и проектного менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: +7 (918) 355-08-80, e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ОБЪЕКТА ГЛОБАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

(Рецензирована)

Аннотация. Системная модернизация российской экономики возможна лишь при объединении в единую систему стратегического процесса на предприятиях, мезо- и макроуровнях. В настоящее время идет широкая дискуссия в научном сообществе по поводу выбора стратегии модернизации. Так, С.Ю. Глазьев, проведя детальную оценку российского научно-технического потенциала, сделал вывод: «Для любой страны необходимым условием управляемого выхода из кризиса является наличие собственной стратегии опережающего роста нового технологического уклада путем проведения системной научно-технической и структурной политики по выращиванию составляющих этот уклад научно-производственных комплексов» [1].

Ключевые слова: менеджмент, производственный комплекс, промышленный парк, кластер, региональная экономика, государственно-частное партнерство.

V.V. Prokhorova,

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Sectoral and Project Management, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: +7 (918) 355-08-80, e-mail: [email protected]

FEATURES OF THE TERRITORIAL-BRANCH ORGANIZATION OF THE MODERN RUSSIAN ECONOMY AS AN OBJECT OF GLOBAL MANAGEMENT

Abstract. Systemic modernization of the Russian economy is possible only when it is combined into a single system of strategic process at the enterprises, meso - and macro-levels. Currently, there is a wide discussion in the scientific community about the choice of modernization strategy. So S.Yu. Glazyev, having carried out a detailed assessment of the Russian scientific and technical potential, concluded: "For any country, a necessary condition for a controlled exit from the crisis is the presence of its own strategy for the advanced growth of a new technological way of life through a systematic scientific, technical and structural policy for the cultivation of the components of this way of scientific and production complexes" [1].

Keywords: management, industrial complex, industrial Park, cluster, regional economy, public-private partnership.

Анализируя мировой практический опыт экономики различных стран, можно сделать выводы, что сложились две модели отраслевой политики управления, различающиеся ролью

государства в данном процессе. Первая модель, получившая название англосаксонской, постепенно складывалась в таких странах, как США, Великобритания, Австралия. Другая модель

- континентальная, сложилась в странах ЕС, Индии, Японии.

Экономика современной России следует по модели именно стран Европы, Японии и Индии и предусматривает комплекс государственных мер по поддержке и финансированию отдельных территории, отраслей.

При этом в условиях конкуренции между территориями, стремления снизить инфраструктурные издержки наметились тенденции создания локализаций на территории России в виде кластеров, промышленных парков. Данные хозяйствующие субъекты являются теми конгломератными субъектами, которые объединяют отраслевые предприятия, производящие продукцию, предприятия, обслуживающие нужды производства, включая различные виды инфраструктурных объектов и контролирующих их компаний. Формирование подобных хозяйствующих субъектов способствует как повышению конкурентоспособности территории, так и повышению эффективности проводимой региональной властью экономической политики. Способы формирования на территории кластеров, промышленных парков представим на рис. 1.

Основой для создания локализаций служат промышленные парки соответствующей отраслевой специализации. Например, парки высоких технологий стали основой Кремниевой долины в США. Именно на основе промышленных парков формируются впоследствии кластеры. В ходе экономической оптимизационной эволюции вокруг сформировавшегося ядра кластера постепенно создаются сети специализированных поставщиков и сервисных организаций. Предприятия, входящие в кластерные образования, зачастую объединяются в бизнес-ассоциации. Постепенно в кластере появляются образовательные учреждения и другие организации, обслуживающие нужды кластера [2].

Примером может быть создание сервисных центров в индустриальных округах на севере Италии в середине 80-х годов, которые стали предоставлять услуги в области маркетинга, стратегического планирования и обучения персонала. Таким образом, в качестве ядра кластера выступают либо крупные компании, либо технопарки или же промышленные парки (Калужский автомобильный кластер).

Рис. 1. Способы создания локализаций на территории России в виде кластеров,

промышленных парков

Формирующиеся локализации являются сетевыми структурами, объединяющими крупные, средние и малые предприятия. Промышленные парки создают условия для развития малого и среднего бизнеса, поскольку в сетевых структурах остаются нишевые

звенья, обслуживаемые за счет аутсорсинга малых и средних предприятий. В качестве примера можно указать итальянские промышленные округа, где основу составляют малые и средние предприятия. Экономические связи хозяйственных субъектов, вошедших

в промышленные парки, основываются на долгосрочных контрактах и образуют широкие не только вертикальные, но и горизонтальные взаимодействия, что, в первую очередь, отличает их от холдингов.

Большинство регионов России выработали решения о реализации кластерной политики. Однако, по мнению Кластерной обсерватории, реально созданы и развиваются кластеры лишь в Московской области и г. Москве, Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге, Калужской области, Республике Татарстан, Ульяновской области. Как показывает опыт, реализация кластерной политики затруднена в тех регионах, где нет действующих парков, так как отсутствует то необходимое множество предприятий, способных выступить основой кластера [3, 4, 5, 6].

Все большее участие в формировании кластеров принимают именно регионы. Как показывает практика ряда областей, создание промышленных парков является одним из лучших способ привлечения в регион инвестиций, увеличения объемов промышленного

производства. Регионы осуществляют финансирование инфраструктурного обустройства территории промышленного парка, создавая энергетические объекты, инженерные сети, обеспечивая сооружение очистных сооружений, водоснабжение, а при необходимости и строительство транспортных объектов [7]. Сформулируем основные направления воздействия промышленных парков на развитие экономики региона (рис. 2).

Позитивная роль кластеров и заинтересованность в них регионов очевидна: создаются новые рабочие места, наблюдается рост доходов населения. Именно промышленные парки создают условия для развития экономического потенциала региона и становятся теми «точками роста», которые позволяют накопить необходимые предпосылки экономического рывка [8].

Представим потребности (рис. 3), необходимые для формирования промышленных парков в экономике региона.

Рассмотрим подробнее обозначенные потребности. Развитие промышленных парков требует формирования

формирование дополнител ьного спросана высококвал ифицированный человеческий фактор

подготовка процесса

системного

преобразования индустриал ьных зон в пространстве развития регионал ьных городов

^ л

активизация процессов модернизации и последующего инновационного развития территориального промышленного

возникновение потребности в особой государственной поддержке промышленных парков намеэо-уровне

Г ч

создание предпосылок для формирования кластеров наоснове современных индустриальных технологий

^ А

создание основ для качественно новых конкурентных преимуществ региональной экономики

Рис. 2. Направления воздействия промышленных парков на развитие региональной экономики

Рис. 3. Приоритетные потребности развития промышленных парков в региональной экономике современной России

специального механизма поддержки от территориальных органов управления, то есть на мезоуровне. Привлечение инвесторов к участию в реализации парковых инициатив возможно при разработке и реализации государственными органами мероприятий по стимулированию резидентов и устроителей парков путем предоставления государственных гарантий по кредитам, предоставлению субсидий из регионального бюджета, налоговых льгот, в рамках действующего законодательства. На уровне муниципалитетов резидентам могут предоставляться в аренду земельные участки для развития парков. В Калужской, Ленинградской, Московской и Ростовской областях за счет местных бюджетов осуществлялось создание всей парковой инфраструктуры, такие инвестиции - важная поддержка интереса бизнеса к промышленным паркам. Подсчитано, что в обустроенных парках предприятия бизнеса экономят до 20% на вложениях в инфраструктуру.

Особого внимания требует разработка нормативно-правовой поддержки по деятельности парков и взаимоотношений органов власти на мезоуровне и бизнеса. На мезоуровне органы государственного управления могут оказывать поддержку в экспертизе проектов строительства промышленного парка,

формировании управляющей компании. Примером положительного результата государственной поддержки является Китай, где на сегодняшний день в условиях господдержки создано порядка 400 индустриальных парков. Многие регионы, делая ставку на развитие парков, к сожалению, рассчитывают только на частные инвестиции, что не приводит к созданию полноценных промышленных парков.

Представляется, что значимую роль на современном этапе создания промышленных парков играет государственно-частное партнерство как важный механизм организации взаимодействия государства и бизнеса. Данное взаимодействие государства и бизнеса в рамках реализации проектов развития парков осуществляется как на уровне федеральном, путем финансирования наиболее значимых проектов в этой области, так и на региональном уровне [9]. Иногда это партнерство сводится лишь к предоставлению земельных участков для организации парковых структур или же предоставлению льгот и субсидий.

Положительный опыт реализации государственно-частного партнерства имеют Калужская и Московская области. В Калужской области региональные власти на развитие инфраструктуры индустриального парка «Ворсино»

израсходовали 573,7 млн руб. Результатом инвестиционной деятельности правительства Калужской области в парке «Ворсино» стало подписание инвестиционных соглашений с 15 инвесторами.

Очевидно, что развитие российской экономики на современном этапе возможно лишь при вовлечении в интегра-тивные процессы всех территориальных элементов экономики. Реализация сложных проектов с большим количеством задействованных субъектов и сложными процессами формирования сетевых структур, локализованных территориально, какими и являются промышленные парки, нуждается в поддерживающих инструментах и методах глобального управления, так сказать, «кластерного менеджмента».

Полноценная реализация подходов менеджмента к процессам модернизации и последующего инновационного развития территориального промышленного комплекса; создание предпосылок для формирования кластеров на основе современных индустриальных технологий; формирование дополнительного спроса на высококвалифицированный человеческий фактор; создание основ для качественно новых конкурентных преимуществ региональной экономики; возникновение потребности в особой государственной поддержке промышленных парков на мезоуровне чрезвычайно важны ввиду разнородности экономических и социальных элементов, множества связей между ними, сложности их сонастройки и координации.

Примечания:

1. Глазьев С.Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. 2009. № 3. С. 26-38.

2. Тамов А.А., Науменко А.В. Методологические аспекты формирования системы стратегического управления экономикой муниципального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2011. Вып. 4. С. 105-109.

3. Ecological innovations as a tool to provide the region's sustainable development / E.N. Zakharova, A.A. Kerashev, V.V. Prokhorova [et al.] // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6, No. 5 S2. С. 295-302.

4. Басюк А.С. Эффективное развитие региональных кластеров в условиях глобализации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2013. Вып. 3 (127). С. 86-91.

5. Прохорова В.В., Алуян С.В. Методические основы формирования винодельческого кластера на территории Краснодарского края // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2015. Вып. 2 (160). С. 108-114.

6. Прохорова В.В., Ковалев А.В. Промышленные парки как интегратор развития несырьевой экономики России // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2014. № 5-6 (132-133). С. 42-44.

7. Коломыц О.Н., Попова Л.Н. Региональный аспект в социально-экономическом развитии России: проблемы, оценки, меры // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-1 (45). С. 253-256.

8. Prokhorova V.V., Zakharova E.N. Peculiarities of corporate governance methodology // Journal of Internet Banking and Commerce. 2016. Vol. 21, S 4. P. 15.

9. Clustering of modern economic processes: "Pros" and "Cons" / V.V. Prokhorova, A.A. Adamenko, V.A. Tupchienko [et al.] // International Journal of Applied Business and Economic Researc. 2017. Vol. 15, No. 12. Pp. 225-232.

References:

1. Glazyev S.Yu. The global economic crisis as a process of changing technological structures // Questions of economy. 2009. No. 3. Pp. 26-38.

2. Tamov A.A., Naumenko A.V. Methodological aspects of the formation of a system of strategic management of the economy of the municipality // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2011. Vol. 4. Pp. 105-109.

3. Ecological innovations to provide the region's sustainable development / E.N. Zakharova, A.A. Kerashev, V.V. Prokhorova [et al.] // The Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, No. 5 S2. Pp. 295-302.

4. Basyuk A.S. Effective development of regional clusters in the context of globalization // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2013. Vol. 3 (127). Pp. 86-91.

5. Prokhorova V.V., Aluyan S.V. Methodical foundations of the formation of the wine cluster in the Krasnodar Territory // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2015. Vol. 2 (160). Pp. 108-114.

6. Prokhorova V.V., Kovalev A.V. Industrial parks as an integrator of the development of the non-primary economy of Russia // Representative power - XXI century: legislation, comments, problems. 2014. No. 5-6 (132-133). Pp. 42-44.

7. Kolomyts ON, Popova L.N. Regional aspect in the socio-economic development of Russia: problems, assessments, measures // Economy and Entrepreneurship. 2014. No. 4-1 (45). Pp. 253-256.

8. Prokhorova V.V., Zakharova E.N. Peculiarities of corporate governance methodology // Journal of Internet Banking and Commerce. 2016. Vol. 21, S 4. P. 15.

9. Clustering of modern economic processes: "Pros" and "Cons" / V.V. Prokhorova, A.A. Adamenko, V.A. Tupchienko [et al.] // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15, No. 12. Pp. 225-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.