Надежда ПОЛИВАЕВА
ОСОБЕННОСТИ ТЕОРЕТИКОЭМПИРИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ РОССИЯН
В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к исследованию политического сознания. Представлены особенности изучения его содержания в современном российском обществе. Обозначены перспективные направления анализа субъективного фактора в мире политики.
The article presents theoretical and methodological approaches to studying political consciousness. Particularities of its maintenance study in the modern Russian society are presented. Prospectsive directions of the subject factor in the world of politics are marked.
Ключевые слова:
политическое сознание, политика, политическое, политическая культура, ядро и поле политического сознания россиян, политическое поведение; political consciousness, politics, political culture, core and field of political consciousness of Russians, political behavior.
ПОЛИВАЕВА Надежда Павловна — д.полит.н., доцент; заведующий кафедрой социальногуманитарных и экономических дисциплин Воронежского института ФСИН России nаdezhdа[email protected]
Исследуя специально отдельные формы субъективного фактора политики (будь то политические представления или установки), авторы так или иначе оперируют понятием политического сознания, делают конкретные выводы о его состо -янии и динамике в целом. Изучение тех или иных составляющих политического сознания может дать и дает какое - то представ -ление о нем как об особом и целостном явлении общественно политической практики. Трудность заключается в том, что поли -структурность сознания не позволяет познавать его компоненты одинаково интенсивно и применяя идентичные методики. Так, например, базовые онтологические основы политического созна ния «нельзя ни обосновать рационально -логически, ни вывести их при помощи дедукции»1. Вместе с тем только на основе изучения базовых онтологических основ политического сознания возможно проникновение в его сущность. И это не случайно. У всех состав -ляющих «родового» явления есть общие «системные моменты» и специфика, отличающие его от других форм общественного созна ния (правового, эстетического, нравственного и др.). Иначе говоря, есть то, что называют сферой политического сознания. Она опреде -ляется двумя факторами. «Первый — предметное поле политиче -ских отношений, охватывающее политическую систему в целом, ее отдельные институты — государственные и негосударственные; других субъектов политического процесса, самого познающего субъекта. В силовое поле политических отношений могут оказаться втянутыми сферы деятельности (например, искусство, наука), а также институты (церковь, семья и т.д.), которые в обычных усло -виях не относятся к миру политики. Второй фактор, определяющий содержание и специфику политического сознания, — установка на рассмотрение предмета с позиции политики как специфической деятельности, направленной на обеспечение целостности и функ циональной способности определенной социальной общности (политики)»2.
Что касается проблемы выбора адекватных методов исследова -
1 Попов А.В., Зуев Л.А. Ценности в политике // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки, 2000, № 1, с. 4.
2 Баталов Э.Я. Сознание политическое // Политическая энциклопедия. В 2 т. / под ред. Г.Ю. Семигина. - М. : Мысль, 1999, т. 2, с. 433-434.
ния политического сознания и политико -культурных феноменов в целом, то этим никто не занимается всерьез — ни в России, ни за рубежом. Однако «по умол -чанию» большинство исследователей можно отнести к двум группам — бази -рующимся на эмпирическом фундаменте (прежде всего, на данных опросов обще -ственного мнения, мониторингов и т.п.) либо объясняющим ситуацию с помощью «умозрительных» интеллектуальных схем. Справедливости ради отметим, что оба научных инструмента имеют равное право на существование. Первый подход используется для оперативного изучения актуальных ценностных ориентаций, а второй — для анализа базовых онтологи -ческих основ массового сознания1.
Сложности определения политического сознания в значительной степени обуслов -лены самим предметом его отражения. В качестве последнего выступает поли -тика во всем ее структурном богатстве. Но политическая сфера жизнедеятель -ности общества, в свою очередь, является стержнем политического. В этой связи методологически правомерно видеть в предмете отражения данного феномена политическое в его тотальности, в кон тексте исторического развития и реальной социальной действительности, а также взаимодействия и переплетения различ -ных социальных сил, социокультурного и политико культурного опыта.
Политическое сознание — это тоже политическое, это его элемент и одновре менно, как уже отмечалось, рефлексия по его поводу. Оно многомерно (как много мерны политическое и политика), как бы ускользает от анализа, если рассматривать его только в одной ипостаси; постоянно меняет содержание своих форм, их кон фигурацию. Определенность его состоит главным образом в деятельностном, твор ческом характере. Рассматриваемый фено -мен, так же как и предмет его отражения, открыт будущему и «творит историю», т.е. создает нечто непредсказуемое, не пред -виденное разумом. Но это не основание для того, чтобы говорить, будто поли тика «неразумна» или «иррациональна». «Политика разумна и рациональна в том фундаментальном смысле, что своей борь бой, своими событиями и непреднамерен -
1 Шатилов А. Постсоветские подходы к изуче -нию политической культуры // Pro et Contra, 2002, т. 7, № 3, с. 192.
ными следствиями она определяет то, чем быть разуму и рациональности в данный период и в данной культуре»2.
Данный методологический подход позволяет обосновать следующее теорети ческое положение. Политическое созна ние - особая ментальная часть полити ческой культуры, обладающая способно стью приобретать внесистемные качества. Специфика взаимоотношений политиче -ской культуры (целого) и политического сознания (части) заключается в том, что они никогда до конца не сливаются. При определенных конкретно исторических обстоятельствах политическое сознание испытывает одновременное продуцирую щее влияние двух и более политических культур. Но и в этом случае первичная (базовая) политическая культура выпол няет регулирующую роль по отношению к своим частям. В то же время динамичная сфера политического сознания с разной степенью интенсивности, но постоянно вносит в политико культурную систему новые, нетипичные содержательные ком поненты и импульсы.
Иначе говоря, политическое сознание может рассматриваться в виде открытой диверсифицированной системы, позво ляющей человеку, группе, обществу вос принимать и усваивать иные социокуль -турные ценности, традиции и опыт. В этом состоит его противоречивость. В то же время универсальность политиче ского сознания выступает качественным инструментом анализа изменений челове -ческого бытия.
В многообразных типах политической культуры существуют различные модели политического сознания, которые детер -минируют, укрепляют или ослабляют «старые» социокультурные элементы, выполняют в них роль поставщика раз личных, если не диаметрально противопо ложных, представлений, оценок и ориен таций. Через политическое сознание (пре -жде всего, его поле) идет освоение новых общественно политических ценностей.
В этой связи принципиально важно, на наш взгляд, в политическом сознании выделять, во первых, более или менее постоянный «субстрат», или «предмет ную фокусировку», - политико властную призму, обусловливающую его социально
2 Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике : учебное пособие. - М. : МГУ, 2004, с. 204.
философское содержание и дающую ему определенную идейно политическую направленность, во вторых, - перемен ный компонент, изменяющийся в зави симости от конъюнктурных кратковре -менных колебаний в тех или иных сферах общественной жизни.
В соответствии с этим в структуре иссле дуемого феномена предлагается рассма тривать «ядро» и «поле». Первое состав ляют концептуально этиологические эле менты (идеологические воззрения, поли тические учения, понятия, образы, сте реотипы и т.п.), не связанные напрямую с текущим моментом, но оказывающие фун даментальное влияние на интерпретации, мнения, суждения. В нем, помимо поли тической идеологии, значительное место принадлежит политической теории. На нее возлагается комментирующая функ ция. В ее содержании структурируются философско политические, политико экономические, морально политические, политико правовые и иные идеи. Все они становятся компонентами определенной системы политического мышления, в рамках которой развивается особый тип понимания и оценки действительности. Как синтезирующее начало, ядро система -тизирует различные представления, идеи, мысли, придавая им особый ценностный смысл и значение.
Поле содержит совокупность элемен тов, которые по своему содержанию не имеют генетического родства с политиче ской сферой (экономические, правовые, нравственные, исторические, культуроло гические, философские и т.п.). Благодаря ядру, они приобретают связь со всем полем, оставаясь за его рамками, и могут использоваться в практических целях. По сути, поле политического сознания пред ставляет собой ситуативный, динамичный его уровень. Оно есть актуальная повестка дня, задаваемая в масштабах всей страны СМИ, политическими элитами и календа -рем, в соответствии с которой происходит (и интерпретируется масс - медиа) боль -шинство самых разнообразных событий.
Одной из самых существенных социо культурных черт российской трансфор мации является несоответствие тради -ционных черт общества и нового жизне устройства. Но это обстоятельство непра вомерно интерпретировать в том смысле, что современная политическая культура монолитна и неизменна. Она представ
ляет собой сложный, разнородный ком плекс, который, будучи весьма консерва тивным, инертным, все -таки постепенно изменяется.
В 1990 -х гг. в работе структуры полити -ческого сознания российского общества произошел сбой: поле стало интенсивно расширяться и давить на ядро, тем самым затрудняя отбор, синтез и систематиза цию представлений, взглядов, идей. Это объясняется чрезвычайной интенсив ностью социальных эмоций и настрое ний вследствие высокого социального напряжения и недостаточной развитости идеологического компонента в массовых политических представлениях. Подобного рода структурные изменения усугубляют диффузию/хаотичность/дискретность общественно политических взглядов, крайне затрудняют проникновение в политико культурные комплексы рацио нальных политических ориентаций и устремлений, стимулируют стереотипиза цию восприятия происходящего. Усиление противоречий объективной реальности ведет к дальнейшему усложнению струк туры российского политического созна ния, росту его внутренней неоднород ности, накоплению в нем различных по своему содержанию компонентов.
Необходимым условием существенных сдвигов в политической культуре является накопление в обществе глубинных изме нений, воздействие которых на сознание людей способно преодолеть их сопротив ление проникновению/внедрению новых образцов и норм политического поведе ния на разных уровнях. Поэтому форми рование будущей политической культуры осуществляется посредством динамиче ских компонентов политического созна ния, т.е. его поля. В его пространстве идет нелинейный процесс освоения новых общественно политических ценностей, которые в контексте эпохальной социаль ной трансформации не столько «вытес няют» старые, сколько эклектически сосу ществуют с ними.
Поле российского политического созна ния, продолжая оставаться в значительной мере постсоциалистическим, накапливает модернизационные сегменты, медленно проникающие в его ядро. Комплексы подобного рода просматриваются, глав ным образом, на уровне индивидуаль -ного сознания. Между ним и коллектив ным сознанием под влиянием антиномий
модернизации возник довольно суще ственный разрыв. В этом разрыве, на наш взгляд, нет ничего опасного. Более того, он создает социокультурный потенциал для дальнейшего поступательного движе ния общества. В сфере индивидуального сознания превалируют ценности межлич -ностного доверия, свободы, принципи альной возможности «прилично зараба тывать» честным трудом и т.д.
В содержательном смысле политическое сознание выступает как способ идентифи кации социальных субъектов с присущими им жизненным опытом, социальными позициями, определенными политиче скими интересами, потребностями и реа лизующими их силами (прежде всего, на уровне политических институтов и власт ных отношений). Поэтому оно, являясь многомерным, неоднородным, внутренне противоречивым и вместе с тем целостным образованием, всегда выражает духовную жизнь и проявляется в ней через форми рование определенной иерархии полити ческих отношений.
Политическое сознание непосред ственно связано с политическим пове дением. Анализ ключевых социологи -ческих, психологических и политологи ческих концепций, затрагивающих про блему взаимосвязи сознания и поведения социальных субъектов, показывает, что формы, характер и глубина этой зависи мости рассматриваются российскими и зарубежными авторами по разному1. Но осевые линии их соотношения и взаимо связи сводятся к тому, что первое опосре дует политические действия, придавая им смысловое строение.
Сущность их неразрывности, взаимо влияния заключается в стремлении воз действовать на властные структуры и общественно политические процессы в том или ином направлении. При этом данное стремление должно трансфор мироваться в цель - некую идеальную модель желаемого будущего. Форма выра -жения цели - политическая идея - явля ется стержнем политического сознания. Политическое же поведение - средство реализации цели. Ясность и глубина ее понимания зависят от того, каким уровнем
1 Поливаева Н.П. Теоретические основы анализа взаимосвязи сознания и поведения субъектов социальных отношений (политологический дискурс) // Вестник Воронежского института ФСИН России, 2011, № 1 (январь-июнь), с. 141-149.
политического сознания определяются поведенческие комплексы. Теоретический уровень обеспечивает четкое целеполага ние, рельефно видимую цель. Обыденный уровень создает возможность в лучшем случае руководствоваться в политических действиях здравым смыслом. При этом именно установка как важнейший ком понент сознания позволяет субъектам из альтернативных вариантов действия (участие/неучастие) выбрать тот, который в данной ситуации наиболее предпочти телен или соответствует их жизненному опыту.
Сознание и поведение связаны между собой социальной информацией. При этом особое значение имеют ее количе ство и качество. Соответствие поведения сложившимся условиям, таким образом, во многом зависит от сознания, а оно, в свою очередь, - от возможности получе ния информации и способности пользо ваться ею.
Различные группы, слои общества имеют неодинаковые возможности доступа к информационным потокам, особенно к закрытой информации. Более того, пове дение находится также в существенной зависимости от уровня общей культуры субъектов. При отсутствии достоверной информации и необходимых знаний пове дение может быть основано не на убежде нии, а на вере, что играет существенную роль в формировании его конкретного типа.
В любом политическом поведении про является не только отношение к миру политики, но и степень осознания субъек том своей роли в обществе. Посредством политических действий и деятельности их носители реализуют, наконец, и свой социально - политический статус. Именно поэтому один из ведущих российских политологов А.И. Соловьев рассматри -вает политическое поведение «как всю совокупность субъективно мотивирован ных действий разнообразных субъектов (акторов), реализующих свои статусные позиции и внутренние установки»2, т.е., по сути, он трактует его как реализован ное политическое сознание. Фактически так же определяет данный феномен Е.Ю. Мелешкина. Она пишет, что его можно охарактеризовать «как “внутрен -
2 Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. - М. : Аспект Пресс, 2000, с. 369.
нее” политическое поведение, влияющее на “внешнее” поведение человека, то есть на его активность и деятельность»1.
В целом, исследования политического сознания обнаруживают две основные тенденции. Условно, одна из них сводится к его психологизации. В ее основе лежит допущение, что в фундаменте мотивов поведения людей находятся стандарты, выработанные обществом (общностью) или государством, и затем они вносятся в сознание индивидов. Этот процесс обусловлен принадлежностью к той или иной группе, действием механизма под ражания, структуры или природы «груп -пового духа», «коллективного сознания». Эта тенденция привела к тому, что мно гие проблемы политического сознания рассматриваются в рамках социальной и политической психологии.
Другая тенденция связана с изуче -нием формирования и функциониро вания политического сознания в рам ках теории массовых информационно идеологических процессов, в частности в рамках исследования предпочтений электората. Но объяснить доминирование в политическом сознании и поведении избирателей тех или иных предпочтений невозможно только через деятельность партий, партийных идеологов и СМИ. Поэтому данная тенденция, как, впрочем, и первая, действует во взаимосвязи с соци -окультурным дискурсом в политологии. Изучение идеологических основ полити ческих убеждений и ориентаций так или иначе осуществляется наряду с анализом непосредственных впечатлений, настрое ний граждан, общности уклада жизни, которые нередко сами по себе образуют почву для типологически родственных представлений и реакций.
Концептуальное осмысление полити ческого сознания и опыт его примене ния к реальной действительности так или иначе продолжают развиваться, несмотря
1 Мелешкина Е.Ю. Политическое сознание // Политический процесс: основные аспекты и спо собы анализа : сборник учебных материалов / под ред. Е.Ю. Мелешкиной. - М. : Кнорус, 2001, с. 134.
на отсутствие конвенционального значе -ния. Немало еще предстоит исследовать и объяснить. То обстоятельство, что рас -сматриваемый феномен не имеет четких границ, постоянно меняется и его формы не определены однозначным образом, не есть некий изъян, который может приво -дить к отказу от обозначающей его кате гории.
В аспекте будущности изучения про -блемы, связанной с особенностями вза имозависимости политической культуры (системы, целого) и политического созна ния (подсистемы, части), а также взаимо действия ядра и поля последнего важно поставить определенные задачи исследо вательского свойства. К ним следовало бы отнести, например:
а) выявление и классификацию меха -низмов и закономерностей рассматривае мых взаимозависимостей (каким образом, посредством чего происходит отбор более устойчивыми частями менее устойчивых образований);
б) комплексный анализ причин, фак торов и политических следствий мак симального/минимального несовпаде -ния системы и подсистемы политико -культурной матрицы;
в) изучение конкретно исторических условий и социально политических эффектов доминирования ядра/поля в структуре политического сознания.
Их решение способствовало бы более рельефному представлению о процессах формирования, функционирования и, что особенно ценно, изменения политиче ской культуры.
Из рассмотрения теоретических про блем политического сознания, на наш взгляд, следует вывод о необходимости поиска новых концептуальных подходов к его анализу, в т.ч. к проблеме сущностного содержания и форм проявления субъективного фактора в политике. Собственно политологическое изучение феномена в первую очередь включает исследование его носителей, а также типов, динамики, тенденций и роли в реальных полити -ческих процессах, функционировании политических систем.