Научная статья на тему 'Особенности технологии сетевого взаимодействия для профессионального развития педагога'

Особенности технологии сетевого взаимодействия для профессионального развития педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
801
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ТЕХНОЛОГИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СРЕДА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ / TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT / NETWORKING TECHNOLOGY / ENVIRONMENT NETWORKING / INNOVATIVE EXPERIENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Путинцева Людмила Валерьевна

В статье излагаются возможности повышения эффективности непрерывного профессионального образования для профессионального развития педагогов в контексте современных тенденций модернизации образования. По мнению автора, технология сетевого взаимодействия в организации повышения квалификации позволяет разрешить современные проблемы развития системы последипломного педагогического образования. В статье представлен опыт реализации технологии сетевого взаимодействия на базе Приморского краевого института развития образования. Автором выделены особенности проектирования программ с использованием технологии сетевого взаимодействия. Показана возможность использования инновационного опыта победителей конкурсов профессионального мастерства. Инновационный опыт становится узлом сети, вокруг которого выстраиваются многообразные связи. Многообразие узлов делает содержание программы повышения квалификации вариативным, модульным. Все субъекты подобного взаимодействия имеют возможность выстроить индивидуальный маршрут профессионального развития, каждый на своем уровне. Взаимодействие в сети выстраивается в едином информационном пространстве через совместную деятельность участников сети. Единицей взаимодействия являются образовательные события как очные, так и с использованием Интернет. В статье выделены эффекты реализации программ с использованием технологии сетевого взаимодействия на базе ПК ИРО, сделаны выводы о переориентации деятельности традиционных институтов дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Путинцева Людмила Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Net Cooperation Technology for Teacher’s Professional Development

The article presents the possibility of increasing the effectiveness of continuing professional education for professional development of teachers in the context of current trends in the modernization of education. According to the author’s opinion, the technology networking organization in the training allows to solve modern problems of development of postgraduate education. The paper presents the experience of implementation of networking technology based on Primorsky Institute for Educational Development. The author emphasizes the design features of programs using networking technology. The possibility of innovative experiences using of professional skill competition winners is shown. Innovative experience becomes a node network, where diverse connections are arranged. The variety of nodes makes the content of training programs for biodiversity, modular. All subjects such interactions have the opportunity to build a personalized itinerary of professional development, each at their own level. Interaction network is built in a single information space through joint activities of network participants. Educational events full-time and using the Internet are the unit of interaction. The article highlights the effects of programs implementation using the technology of networking on he base of Primorsky Institute for Educational Development; the conclusions on reorientation of the traditional institutions of additional professional education are made.

Текст научной работы на тему «Особенности технологии сетевого взаимодействия для профессионального развития педагога»

Удк 37.01 ББк Н400

Людмила Валерьевна Путинцева,

доцент,

Приморский краевой институт развития образования (690003, Россия, г.Владивосток, ул.Станюковича, 28) e-mail: [email protected]

Особенности технологии сетевого взаимодействия для профессионального развития педагога

В статье излагаются возможности повышения эффективности непрерывного профессионального образования для профессионального развития педагогов в контексте современных тенденций модернизации образования. По мнению автора, технология сетевого взаимодействия в организации повышения квалификации позволяет разрешить современные проблемы развития системы последипломного педагогического образования. В статье представлен опыт реализации технологии сетевого взаимодействия на базе Приморского краевого института развития образования. Автором выделены особенности проектирования программ с использованием технологии сетевого взаимодействия. Показана возможность использования инновационного опыта победителей конкурсов профессионального мастерства. Инновационный опыт становится узлом сети, вокруг которого выстраиваются многообразные связи. Многообразие узлов делает содержание программы повышения квалификации вариативным, модульным. Все субъекты подобного взаимодействия имеют возможность выстроить индивидуальный маршрут профессионального развития, каждый на своем уровне. Взаимодействие в сети выстраивается в едином информационном пространстве через совместную деятельность участников сети. Единицей взаимодействия являются образовательные события как очные, так и с использованием Интернет.

В статье выделены эффекты реализации программ с использованием технологии сетевого взаимодействия на базе ПК ИРО, сделаны выводы о переориентации деятельности традиционных институтов дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное развитие педагога, технология сетевого взаимодействия, среда сетевого взаимодействия, инновационный опыт.

Lyudmila Valeryevna Putintseva,

Associate Professor, Primorsky Regional Institute of Education Development (28 Stanyukovich St., Vladivostok, Russia, 690003) e-mail: [email protected]

Features of Net Cooperation Technology for Teacher's professional Development

The article presents the possibility of increasing the effectiveness of continuing professional education for professional development of teachers in the context of current trends in the modernization of education. According to the author's opinion, the technology networking organization in the training allows to solve modern problems of development of postgraduate education. The paper presents the experience of implementation of networking technology based on Primorsky Institute for Educational Development. The author emphasizes the design features of programs using networking technology. The possibility of innovative experiences using of professional skill competition winners is shown. Innovative experience becomes a node network, where diverse connections are arranged. The variety of nodes makes the content of training programs for biodiversity, modular. All subjects such interactions have the opportunity to build a personalized itinerary of professional development, each at their own level. Interaction network is built in a single information space through joint activities of network participants. Educational events - full-time and using the Internet - are the unit of interaction.

The article highlights the effects of programs implementation using the technology of networking on he base of Primorsky Institute for Educational Development; the conclusions on reorientation of the traditional institutions of additional professional education are made.

Keywords: teacher professional development, networking technology, environment networking, innovative experiences.

Развитие образования на современном этапе в большей мере обусловлено политическими и социально-экономическими изменениями. Модернизация системы образования рассматривается в качестве необходимого условия для формирования инновацион-

ной экономики. Реализация в школах федерального государственного образовательного стандарта требует от учителя быстрого и качественного освоения новых технологий, умения адаптироваться к новым профессиональным условиям и готовности к измене-

72

© Путинцева л. в., 2015

Humanities vector. 2015. Number 1 (41). Faces of professional Development

ниям профессиональных задач. Профессиональное развитие педагога является необходимым условием развития образования. С точки зрения общественных интересов, профессиональное развитие педагога можно рассматривать как один из пунктов профессиональной этики: учитель, не работающий над собой, не может быть признан профессионалом. Профессиональное развитие требует от педагога осознанного, направленного включения в непрерывное профессиональное образование.

Показателем эффективности процесса непрерывного профессионального образования должна стать такая форма, которая сыграет роль «пускового механизма» для становления учителя как субъекта собственного профессионального развития, которая будет способствовать самореализации педагога в инновационном пространстве школы, создаст возможность обретения значимого статуса в профессиональном педагогическом сообществе [4].

В настоящее время как в России, так и за рубежом складываются новые подходы к организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников путём приближения процесса обучения к потребителю, выполнения соответствующего социального заказа конкретных целевых групп. В программы дополнительного профессионального образования попадают разные педагоги: с разным отношением к профессиональной деятельности, находящиеся на различных этапах освоения профессиональной деятельности, с различным уровнем сформированности профессиональной компетентности. Эффективность профессионального развития педагога может быть достигнута при условии «самоформирования» профессиональной компетентности в деятельности, общении, рефлексии [1; 2].

Наиболее адекватными для новых целей профессионального развития оказываются, как показывает наш опыт, модели неформального и информального образования. Создание такого научно-практического пространства образования обеспечивает возможность самоорганизации и саморазвития человека, самоопределения в профессии через приобретение опыта собственной деятельности [4].

Каким же образом можно создать условия для того, чтобы через прохождение программ повышения квалификации стало возможным формирование и реализация программ профессионального развития? Теоретически мы

можем полагать, что это может произойти, если программы будут удовлетворять образовательным потребностям повышающих квалификацию, педагог сможет участвовать в формировании содержания программ повышения квалификации, а в основе формирования содержания программ будет положен опыт лучших образцов педагогической практики.

Технология сетевого взаимодействия в повышении квалификации позволяет разрешить, на наш взгляд, современные проблемы развития системы последипломного педагогического образования, широко представленные в научной литературе:

- система непрерывного образования должна представлять собой область для воспроизводства потенциальных возможностей педагога;

- программы последипломного образования должны быть практико ориентированы и направлены на решение профессиональных проблем;

- система непрерывного образования должна включать не только формальные, но всё больше информальные и неформальные механизмы профессионально-личностного развития педагогов.

В Приморском краевом институте развития образования создана и прошла апробацию практика сетевого повышения квалификации на основе инновационного опыта, которая, на наш взгляд, может удовлетворять потребностям современной системы последипломного профессионального образования.

Сетевые программы повышения квалификации основаны на трансформации инновационной образовательной практики школ и учителей - победителей конкурсов профессионального мастерства. Сетевое взаимодействие способствует выработке норм группового поведения, формированию учебных групп - сообществ, объединённых общей деятельностью на базе инновационной образовательной практики - узла сети, программы повышения квалификации [5].

Сетевое взаимодействие представляет собой самонастраивающуюся коммуникативную систему, включающую прямую и обратную связь между преподавателем - носителем инновационного опыта и обучающимся -педагогом, развивающим инновационный потенциал. Все субъекты подобного взаимодействия имеют возможность профессионального развития, каждый на своем уровне.

По определению Е. Д. Патаракина, сетевое сообщество - это группа людей, поддер-

живающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетей [3, с. 34]. Мы не стали ограничиваться понятием «сетевое взаимодействие» в рамках компьютерных сетей. Обсуждение педагогического потенциала сетевых сообществ и вклада их в образование началось задолго до возникновения сети Интернет. По мнению А. М. Цирульникова, ещё в системе образования дореволюционной России «действовали забытые, малоизвестные сегодня культурно- исторические формы и механизмы взаимодействия, такие как культурно- педагогические гнезда» [8]. Сетевое взаимодействие не следует отождествлять с использованием компьютерной сети и Интернет, хотя новые информационные технологии стали его естественным элементом. Взаимодействие в сети связано с иным содержанием и организацией, другим методическим и кадровым обеспечением всей образовательной инфраструктуры. Взаимодействие предстаёт не как традиционная «вертикальная», иерархически организованная система, а как горизонтальная, самоорганизующаяся сеть. Доминирующие в ней связи и отношения - не субординационные, а информационные и кооперационные, партнёрство и сотрудничество. Толковый словарь под ред. Д. Н. Ушакова и социологический словарь определяют сетевое взаимодействие как систему взаимообусловленных действий, позволяющих реализовать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие. Таким образом, условиями сетевого взаимодействия являются общее информационное пространство и возможность совместной деятельности участников сети. Единицей взаимодействия здесь выступает «событийная общность». Данное понятие предложено В. И. Слободчи-ковым. Внутри человеческой общности формируются многообразные способности человека [6, с. 180].

Информационная среда сетевого взаимодействия строится на основе совместного использования образовательных ресурсов, программ профессионального развития. Содержание программ связано с решением актуальных проблем развития образования. В связи с этим содержание целостной программы повышения квалификации является гибким, мобильным, легко адаптируется к меняющимся требованиям системы образования. Позволяет быстро включать возникающий инновационный опыт в информационную среду сетевого взаимодействия. Содержание сетевого взаимодействия позволяет рассматривать сеть как совокупность устойчивых, мно-

госторонних, регулярно воспроизводящихся формальных и неформальных взаимосвязей между учреждениями, основанными на совместном использовании ресурсов. Технологически информационная среда может разворачиваться на Интернет-площадках образовательных сайтов и социальных сервисов. Это способствует созданию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, включающих дистанционные и очные формы взаимодействия. С опытом создания информационной среды сетевых программ повышения квалификации в Приморском краевом институте развития образования можно познакомиться на сайте https://sites.google.com/ site/iktprimshkola/.

Объединяющим фактором элементов сети выступает совместная деятельность. Творческая активность субъектов сетевого взаимодействия проявляется в создании различных по форме, содержанию и направленности продуктов. Продуктами сетевого взаимодействия могут быть проекты и программы образовательных учреждений, пакеты методических материалов, тематические сайты, базы данных инновационного опыта и многое другое. Показателями продуктивности участников сетевого взаимодействия могут быть публикации авторских методических разработок, апробация учебников, аттестация в сети, проведение мастер-классов, Интернет-событий и т. п. Результатом оценки сетевых продуктов может быть присвоение авторского права, сертификаты об успешном прохождении повышения квалификации, сертификаты и дипломы победителей и участников сетевых проектов и т. п.

Инновационные процессы в сети своеобразны. Нововведения при сетевой организации взаимодействия приобретают эволюционный характер, возникают новые формы становления и развития нового педагогического опыта [7, с. 13-16].

Развитие сетевого взаимодействия на базе ПК ИРО выразилось в следующих системных эффектах:

- создание образовательной сети ПК ИРО с инновационными учреждениями обусловливает возможность, условия и средства для повышения квалификации кадров в области инновационного образования;

- создание ресурсного пакета инновационных методик и технологий управления человеческими ресурсами;

- создание механизмов сопровождения инноваций, в том числе консультирование, экспертизы, тьюторства;

humanities vector. 2015. number 1 (41). Faces of professional development

- развитие новых форм повышения квалификации - дистанционных, сетевых, накопительных в системе непрерывного педагогического образования.

При сетевой организации образования происходит существенная переориентация деятельности традиционных институтов дополнительного профессионального образования: они на деле приобретают региональный характер [7, с.13-16].

С 2007 по 2014 гг. в ПК ИРО было реализовано восемь программ повышения квалификации с использованием технологии сетевого взаимодействия:

- «Управление развитием образовательного учреждения: опыт ПНПО» - 131 участник (2007, 2008 гг.);

- «Современные образовательные технологии как ресурс развития образовательного учреждения: опыт ПНПО» - 120 участников (2008 - 2010 гг.);

- «Современные образовательные технологии в педагогической практике учителя начальной школы: опыт ПНПО» - 114 участников (2009, 2010 гг.);

- «ИКТ в образовании: опыт Приморской школы» - 90 участников (2012 г.);

- «Информационно-образовательная среда в ДОУ» - 90 участников (2013 г.);

- «Практика системно-деятельностного подхода: от игры к проекту» - 64 участника (2013, 2014 гг.);

- «Школа как центр компетенций» - 60 участников (2014 г.);

- «Развитие интегративных способностей ребёнка: практика реализации ФГОС ДО» - 140 участников (2014 г.).

Нами выделены особенности программ повышения квалификации с использованием технологии сетевого взаимодействия, такие как модульность, индивидуальный образовательный маршрут, вариативность, включение в программы профессионального развития передового профессионального опыта, информационно-образовательная среда сетевого взаимодействия.

В Приморском крае создано тридцать сетевых площадок программ повышения квалификации. Это разные по типу образовательные организации как государственные (бюджетные), так и негосударственные. Географически они расположены в больших и малых городах, в сельской местности, поэтому представляют широкий спектр особенностей реализации образовательных программ и проектирования образовательной практики.

Использование сетевой технологии в проектировании программ повышения квалификации - это один из шагов по развитию практики управления образовательными инновациями как механизма профессионального развития педагогов.

Список литературы

1. Панова Н. В. Профессиональное развитие личности педагога // Вестн. ТГПУ. 2012. № 2 (117). С. 101-105.

2. Панова Н. В. Личностное развитие педагога в непрерывном профессиональном образовании // Человек и образование. № 1 (18). 2009. С. 58-62.

3. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы сетевых сообществ в помощь учителю. М.: Интуит.ру, 2006. 34 с.

4. Петрунько А. В. Инновационный менеджмент НИР и НИРС в вузе: статьи участников Всеросс. науч.-практ. конф. / отв. редактор Г. А. Капранов. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2011. С. 178-181.

5. Петрунько А. В., Путинцева Л. В. Профессиональное сетевое сообщество: формирование и развитие: учеб. пособие. Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2008. 48 с.

6. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школ. М., 1997. С. 177-185.

7. Становление сетевых форм взаимодействия в региональной системе повышения квалификации. По материалам отчета о реализации проекта / сост. Прозументова Г. Н. Томск, 2002. 147 с.

8. Цирульников А. М. Школьная сеть вместо управленческой вертикали. URL: http://www.altruism. ru/ (дата обращения: 10.04.2008).

References

1. Panova N. V. Professional'noe razvitie lichnosti pedagoga // Vestn. TGPU. 2012. № 2 (117). S. 101-105.

2. Panova N. V. Lichnostnoe razvitie pedagoga v nepreryvnom professional'nom obrazo-vanii // Che-lovek i obrazovanie. № 1 (18). 2009. S. 58-62.

3. Patarakin E. D. Sotsial'nye servisy setevykh soobshchestv v pomoshch' uchitelyu. M.:I ntuit.ru, 2006. 34 s.

4. Petrun'ko A. V. Innovatsionnyi menedzhment NIR i NIRS v vuze: stat'i uchastnikov Vseross. nauch.-prakt. konf. / otv. redaktor G. A. Kapranov. Ussuriisk: Izd-vo UGPI, 2011. S.178-181.

5. Petrun'ko A. V., Putintseva L. V. Professional'noe setevoe soobshchestvo: formirovanie i razvitie: ucheb. posobie. Vladivostok: Izd-vo PIPPKRO, 2008. 48 s.

6. Slobodchikov V. I. Obrazovatel'naya sreda: realizatsiya tselei obrazovaniya v prostran-stve kul'tury // Novye tsennosti obrazovaniya: Kul'turnye modeli shkol. M., 1997. S. 177-185.

7. Stanovlenie setevykh form vzaimodeistviya v regional'noi sisteme povysheniya kva-lifikatsii. Po ma-terialam otcheta o realizatsii proekta / sost. Prozumentova G. N. Tomsk, 2002. 147 s.

8. Tsirul'nikov A. M. Shkol'naya set' vmesto upravlencheskoi vertikali. URL: http://www.altruism.ru/ (data obrashcheniya: 10.04.2008).

Cтатья поступила в редакцию 19.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.