Научная статья на тему 'Особенности технологического процесса художественного оформления огнестрельного оружия'

Особенности технологического процесса художественного оформления огнестрельного оружия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
498
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ / СТАРИННОЕ ОРУЖИЕ / СОВРЕМЕННОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТЕХНОЛОГИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бахметова Анна Владимировна

Данная статья посвящена некоторым вопросам создания и оформления художественного огнестрельного оружия. Являясь символом личного достоинства, художественное оружие относится к сфере гуманистически-культурного бытия человека, что и призвано выражать его оформление, отражающее культурную парадигму своей эпохи. В своей работе мастер-оружейник должен сочетать эстетическую компоненту с функциональной, создавая нечто большее, чем просто прецизионный инструмент. Для этого он обращается к известным техникам художественного оформления материала, переосмысливая их применительно к своему специфическому предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности технологического процесса художественного оформления огнестрельного оружия»

УДК 745/749

Бахметова Анна Владимировна

аспирант кафедры семиотики и общей теории искусства Московского государственного университета им. МБ. Ломоносова kolome itceva@yandex. ru

Anna V. Bakhmetova

graduate student, departments of semiotics and general theory of art of Lomonosov Moscow State University kolome itceva@yandex. ru

Особенности Peculiarities of

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО A TECHNOLOGICAL

ПРОЦЕССА ХУДОЖЕСТВЕННОГО PROCESS OF

ОФОРМЛЕНИЯ THE ART GUNS’

ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ MOUNTING

Аннотация. Данная статья посвящена некоторым вопросам создания и оформления художественного огнестрельного оружия. Являясь символом личного достоинства, художественное оружие относится к сфере гуманистиче-ски-культурного бытия человека, что и призвано выражать его оформление, отражающее культурную парадигму своей эпохи. В своей работе мастер-оружейник должен сочетать эстетическую компоненту с функциональной, создавая нечто большее, чем просто прецизионный инструмент. Для этого он обращается к известным техникам художественного оформления материала, переосмысливая их применительно к своему специфическому предмету.

Ключевые слова: художественное оружие, старинное оружие, современное художественное оружие, декоративно-прикладное искусство, технология, художественное оформление.

Annotation. This article examines several questions of art guns’ creation and mounting. While being a symbol of one’s personal dignity, art guns belong to a person’s humanistic and cultural sphere. For that reason cultural paradigm of a particular time is exactly the influence noticeable in art gun’s designs. Creating another piece a gunsmith must not only devote all his effort to functional features of the gun, but to fulfill his work with the aesthetic value. In that case he will try using all known mounting techniques sensibly applying them to the particular item.

Keywords: art guns, antique guns, contemporary art guns, arts and crafts, technology, artwork.

Технологический процесс художественного оформления оружия представляет собой определенный алгоритм действий. Создание будущего образа начинается с рисования эскиза, который должен быть всеобъемлющим, т.е. учитывать не только сюжет, выразительность формы, орнамент и т.д., но и техники, которые будут применяться при отделке. Наконец, ряд деталей стрелкового оружия подвергается сильной динамической нагрузке, и это нужно учитывать при его художественном оформлении.

Ложа, ствол, затворная коробка (казенная часть) позволяют мастеру работать в достаточно широком диапазоне техник, включая всечку и насечку драгоценных металлов и филигранные работы на вертикальном ребре (Л.Г. Ломаева). В то же самое время ряд техник, связанных с выборкой фона, является источником напряжения, и их может быть нежелательно применять, например, на затворной коробке, так как это может отрицательно сказаться на ее функциональности.

Далее следует сложная и трудоемкая работа по исполнению замысла, для этого могут приме-

няться различные материалы - металл, дерево, камень, кость и другие. Рассмотрим подробнее этапы технологического процесса художественного оформления оружия.

Эскиз, моделирование оружия. Эскиз рисуется сразу для всего изделия, так как художник должен с самого начала представлять себе все тонкости предстоящей работы. Все детали композиции должны быть продуманы заранее. Художник должен хорошо понимать, какие техники отделки он будет применять. Декорирование обычно насчитывает набор достаточно распространенных элементов, которые подробно будут перечислены ниже.

Профессиональный гравер-оформитель ОБ. Семенов в своей книге «Авторское оружие, создание образа, отделка» изображение животных и птиц называет «самым сложным». По его словам, работу гравера на этом этапе можно сравнить с работой художника-анималиста. ОБ. Семенов советует обращаться как к образам живой природы, так и использовать видеозаписи, фотографии, хорошие графические рисунки. ОБ. Семенов является

275

тульским мастером-оружейником, наследником оружейных технологий, доставшихся от наших предков, требовавших знания металлургии, ювелирного, слесарного, инструментального дела, наконец, большого художественного таланта. В своей книге он делится секретами мастерства тульских оружейников.

Как всякое искусство, искусство создания художественного оружия сочетает в себе универсальные «рецепты» - правила (в^ючающие типовые элементы оформления художественного оружия) и момент творческой импровизации.

К типовым элементам оформления стрелкового оружия относятся:

- арабески и орнамент (растительный, геометрический и т.д.);

- ландшафты;

- анималистические сюжеты;

- изображения людей, портреты;

- гербы, легенды (надписи), монограммы.

Рассмотрим данные элементы подробнее.

Орнамент состоит из ритмически упорядоченных элементов; применяется для украшения разнообразных изделий; связан с украшаемой поверхностью, организует её зрительно; оперирует либо отвлечёнными, абстрактными формами, либо реалистичными мотивами, часто стилизованными или схематизированными. При описании и анализе орнамента используются такие понятия, как элемент, мотив, композиция. Элементом называется любая отдельная составная часть орнамента, мотивом - несколько элементов, иногда составляющие раппорт (повторяющуюся часть орнамента). Композиция понимается как система расположения мотивов и элементов на предмете или его поверхности: бордюр, розетка, сетка, сплошное заполнение и геральдическая композиция [2, с. 203-207]. Такова общепринятая методика изучения орнамента.

Растительный орнамент. В зависимости от особенностей стилевого канона, географии местности, требований сюжета, специфики поверхности и инструмента и личных предпочтений мастера, избирается соответствующий растительный орнамент, который обычно оформляет основной сюжет.

Мастер также может использовать арабески -стилизованный орнамент, образуемый завитками листьев либо другими элементами. К самым распространенным вариантам арабеск относятся английский, чешский, немецкий (Л.Г. Ломаева).

Английская спираль - это первое, что должен освоить ученик гравера. Этот вариант арабески является достаточно простым, а потому -наиболее распространенным. Следующий этап учебы - освоение орнамента «ветвь дуба». Этот орнамент достаточно часто встречается на украшенном охотничьем оружии, иногда даже покрывает плоскость «плотным ковром» (чтобы

избежать «пустоты»). Обычно он дополняет рисунок, но порой бывает, что орнамент «ветвь дуба» имеет и самостоятельное значение.

Часто используется при отделке и орнамент «виноградная лоза». Он «не требователен», прекрасно объединяется с другими орнаментами, например, с ветвью дуба.

Более интересным и сложным орнаментом является «лист чертополоха», имеющий оригинальную, «заостренную» форму. Одним из лю-бимейших мастерами орнаментов является «русская плетенка». Этот орнамент имитирует традиционное умение русских мастеров плести из различных материалов предметы быта, к примеру, корзины. Это строгий, симметричный орнамент, требующий большого мастерства. Не каждый гравировщик способен украсить свое изделие «русской плетенкой».

Мастер не обязан пользоваться «готовыми формами». Он может подойти к процессу создания орнамента творчески, и единственным ограничением в этом случае для него будут возможности его фантазии. Художник может вдохновляться существующими растительными и животными формами, может создавать самые разнообразные геометрические узоры, которые особенно распространены в восточных странах, в некоторых из которых существует запрет на изображение живого существа. Квадрат, спираль, круг и т.д. - геометрические фигуры, несущие символическое значение, они часто встречаются на изделиях тульских мастеров.

Ланшафт - еще один важный элемент создания художественного образа. Ландшафт может иметь как самостоятельное значение, так и подчеркивать сюжетную композицию.

К типовым сюжетным композициям относится анималистический сюжет. Мы часто встречаем подобного рода сюжеты, особенно на охотничьем оружии.

Существуют определенные правила изображения животных на охотничьем стрелковом оружии. Традиционно изображается животное, на которое охотятся с данным оружием, например, олень, кабан, разные виды дичи и т.д., в зависимости от объекта охоты. Часто встречаются изображения собак, загоняющих зверя.

Однако анималистический сюжет не ограничивается, разумеется, сценами охоты. Зверей изображают в различных позах, в движении, в покое. Часто изображают животных, имеющих символическое значение, например, льва или орла (символы власти, величия, доблести), несуществующих в реальности существ - драконов, грифонов и пр.

Кроме животных, в охотничьих сюжетах встречаются и другие фигуры, например, божества, такие как Диана - богиня охоты. На западноевропейском оружии часто можно встретить изображение святых - покровителей охоты. Изображают всадников, атрибуты охоты, античные и средневековые сцены охоты.

276

Вообще, интерес к мифологическим сюжетам зависит от конкретной эпохи. Как писал об этом В.Е. Маркевич, ссылаясь на знаменитую книгу «Ружье» В. В. Гринера, относительно исторического хода украшения огнестрельного оружия: «Гринер писал, что вначале мифология поставляла сюжеты для украшения оружия вообще, а огнестрельного - в особенности: богиня охоты Диана - для охотничьих ружей; Вулкан, бог огня, - для фитильного оружия; Веста, покровительница кузнецов, - для капсюльных ружей; а Нептун, Марс и Венера вдохновляли на другие очень замысловатые аллегории. Древние мифы давали Средним векам немало сюжетов для разной чеканной отделки оружия. Обычно замочную доску украшали изображениями драконов, змей, тигров, грифов и леопардов, а впоследствии - чертей, пигмеев и иных причудливых и уродливых фигур. Затем, и надолго, оставили в покое богов и чертей и перешли к изображению разного рода охотничьих сцен и дичи вперемешку с листьями и арабесками. Резчики-монахи изображали на ружейных ложах святых: Георгия (эмблема храбрости), Сильвестра (покровитель лесов), Губерта (покровитель охотников) или же библейских охотников Лемеха и Давида. Затем оружейники оставили в покое богов и чертей, введя французский стиль орнаментации. Этот стиль орнаментации из Парижа распространился по всей Европе. Работа парижских художников по украшению старинного оружия отличалась изяществом рисунка и тщательностью выполнения; они не теряли искусства чеканки и инкрустации» [3, с. 61-62].

На парадном, юбилейном, мемориальном оружии чаще прочих можно встретить портрет. Это может быть портрет, например, юбиляра, а может быть изображение монарха. Часто портреты выполняются на личинке ружья.

Гербы, легенды, монограммы также являются элементом оформления оружия. Выполняются в соответствии с заказом, часто для этого применяют драгоценные металлы.

Художественная обработка материала. Огнестрельное художественное оружие обычно сочетает в себе ряд техник художественной обработки различных материалов. Как писал К. Маркс, подчеркивая роль технологии, «технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий и проистекающих из них духовных представлений» [4, с. 383]. В создании оружия функциональность долгое время превалировала над художественноэстетическими интересами. Лишь с XIX века исследователи начали отдавать должное эстетическому аспекту, утверждая, что «даже в гораздо большей степени, чем можно думать, ружье отражает культурные стереотипы и национальный менталитет, и в особенности личность оружейника, который его изготовил» [5].

В своей работе златокузнецы используют различные материалы: металл, дерево, кость (бивень, рог и т.д.), драгоценные и полудрагоценные камни. Мастера должны учитывать специ-

фику каждого материала. Например, сравнивая различные материалы, известный советский искусствовед Б.Р. Виппер писал: «Дерево - более гибкий материал, чем камень: оно допускает большую свободу в обработке форм, большее богатство деталей, но меньше нюансов и переходов; в дереве возможны более резкие выступы, ответвления формы и более глубокие вырез ы (недоступные художнику в камне). В дереве возможны острые, угловатые грани, но и закруг-л е н н ы е выемки, длинные и короткие линии, резкие контрасты и мягкое волнение поверхности (взры^енную рашпилем, морщинистую поверхность можно комбинировать с гладко отшлифованной)» [1, с. 111]. Продолжая свои рассуждения об этом материале, Виппер замечает, что ему свойственна исключительно богатая, динамическая «текстура» и поверхность, контраст между сырой, косной материей и органической силой. Дефект дерева, считает Виппер, заключается в том, что его нельзя обрабатывать во всех направлениях - нож должен идти или по волокнам, или в поперечном направлении, но нельзя рубить или резать против дерева. Кроме того, по мнению Б.Р. Виппера, дерево обладает многообразнейшими возможностями как художественный материал. Например, дорогие породы дерева, в особенности, если они подвергались тонкой работе, могут оставаться неокрашенными - они воздействуют своей структурой, ритмом своих волокон, своим тоном, игрой своей поверхности. Таким образом, дерево - один из самых распространенных материалов, использующихся в создании художественного оружия, и не только. Распространенными техниками оформления деревянных частей ружья являются всечка (например, серебряной проволокой) и насечка.

Помимо оформления самого художественного огнестрельного оружия, большую роль играет оформление его футляра. Мастера-оружейники широко используют дерево в своей работе - как в оформлении непосредственно оружия (его деревянных частей), так и для создания, например, футляра для него. В любом случае они должны учитывать работу, проделанную до них художником-гравером. Художественное оружие, как и футляр для него, должны быть связаны общей темой, орнаментальными мотивами, единой композицией. Создание такого изделия требует тесного сотрудничества всех участников процесса.

Самым распространенным материалом в художественном оружии является металл. Для художественной обработки металла златокузнецы используют самые разнообразные техники, среди которых: насечка, гравирование (оборонное, плоскостное, комбинированное), чеканка, оксидирование. В оружии прежних веков, как и в современном, данные техники, а также другие -ковка, литье, резьба, всечка, травление, канфа-рение и т.д. - комбинировались для того, чтобы создать единый художественный образ - образ оружия как символ личного достоинства.

Для оформления художественного оружия использовались и такие материалы, как камень (драгоценный и полудрагоценный), кость (слоно-

277

вая, моржовая и т.д.). Использование подобных материалов существенно увеличивало стоимость оружия. Иногда из кости, а не из дерева, выделывались ложи. В некоторых случаях мастер мог выделывать рукояти пистолетов в виде львиных голов, как это сделал в 1864 году И. Фомин, создавая пару капсюльных шестизарядных револьверов системы Адамса (ГИМ). Кроме того, мастер мог выбрать кость в качестве материала для инкрустации, как это было в случае оформления драгунской винтовки образца 1870 года, изготовленной в память посещения музея императрицей Марией Федоровной, выполненная мастером М. Степановым.

Таким образом, искусство создания и оформления художественного оружия относится к области де-коративно-при^адного искусства и сочетает в себе как надежность и эффективность, так и эстетическую ценность. Комбинируя эти компоненты, мастер должен учитывать ряд обстоятельств, вклю-

Литература:

1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 3-е изд. М. : «Издательство В. Шевчук». 2004. 368 с.

2. Макарова Т.И. Орнамент Древней Руси. Методика изучения орнамента // Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997.

3. Маркевич В.Е. Ручное огнестрельное оружие/ Под общей редакцией Н.Л. Волковского. СПб. : ООО «Издательство «Полигон», 2005. 496 с.

4. Маркс К. Соч, / К. Маркс, Ф. Энгельс. М. : Гос-политиздат. 1960. т. 23.

5. Nobili M.E. Austrian and German guns and rifles. Milano : II Volo srl, 2000.

6. Ломаева Л.Г. Взаимовлияниe эстетических, технологических и функциональных аспектов художественной гравировки охотничьего оружия. дис. ... канд. техн. наук. Ижевск. 2007. 134 с.

чая и тот факт, что некоторые элементы оружия подвергаются сильной динамической нагрузке, что накладывает известные ограничения по оформлению таких элементов. Как отмечал в связи с этим В. Кошатцки: «... И пусть любое охотничье ружье я вля ется созданным с помощью совершенной техники прецизионным инструментом, предназначенным для того, чтобы произвести меткий выстрел для добычи зверя или птицы, всё же оно есть нечто большее, чем только это. Оно - выражение превосходства человека, позволяющее ему выполнить предопределенную задачу, так как только даваемая им точность позволяет уравновесить превосходство зверя в инстинкте и чувствах. Таким образом, декор оружия поднимает утилитарный предмет над голой функцией (которой обладает военное оружие) и переводит его в сферу магического и гуманистически-^ль^рного бытия человека, и именно это должно символически выражать декоративно-божественное оформление оружия» [6, с. 17].

Literature:

1. Wigner B.R. The introduction to the historical study of art. 3rd ed. M. : Publishing House Of The Century Shevchuk». 2004. 368 C.

2. Makarova T.I. Ornament Of Ancient Russia. The methodology for the study of ornament // Archaeology. Ancient Rus. Life and culture. M., 1997.

3. Markevich C.E. Manual firearms/ Under the General editorship of N.L. Volkov. SPb. : LLC «Publishing house «Polygon», 2005. 496 C.

4. Marx K. Op, / K. Marx, F. Engels M. : Gospolitiz-dat. 1960. so 23.

5. Nobili M.E. Austrian and German guns and rifles. Milano : II Volo srl, 2000.

6. Lomaev L. The interaction of aesthetic, technological and functional aspects of the art of engraving hunting weapons. dis. ... Kida. technology. Sciences. Izhevsk. 2007. 134 C.

278

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.