УДК 67.400.7
ОСОБЕННОСТИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
FEATURES OF FREEDOM CONSCIENCE IN MODERN RUSSIA
Е.А. Царенкова Е.А. Tsarenkova
Южный федеральный университет, Россия, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
Southern Federal University, 105/42 Bolshaya Sadovaya St, Rostov-on-Don, 344006, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация
Современное понимание свободы совести - свобода выбора атеизма или вероисповедания. Условиями осуществления свободы совести является: отделение церкви от государства; равноправие граждан, независимо от их отношения к религии; правовое ограничение церкви навязывать населению религиозную идеологию; запрет принудительных сборов в пользу церкви; доступность массам образования, культуры; отделение школы от церкви; предоставление воспитания подрастающего поколения в ведение государства, предоставление верующим определенных материальных условий, необходимых для удовлетворения их религиозных потребностей, секуляризация церковной собственности.
Abstract The Modern understanding of freedom of conscience - freedom of choice atheism or religion. The conditions for the exercise of freedom of conscience is; the separation of Church and state, equality of citizens, regardless of their attitude to religion; legal limitation of the Church to impose on the population of religious ideology; prohibition of forsed dues in favor of the Church; the availability of mass education, culture; separation of school from the Church; providing education of the younger generation under the jurisdiction of the state providing a believer of certain material conditions necessary to meet their religious need, the secularization of church property.
Ключевые слова: свобода совести, толерантность, церковь, насилие. Keywords: freedom of conscience, tolerance, Church, violence.
Вопрос о свободе совести сообразуется в миропонимании человека, в его самосознании: он критически воспринимает и оценивает мир, устраивает этот мир в зависимости от своих целей и возможностей, все, чем он обладает, создано человеком, а не ниспослано свыше. И, если мы вернемся в прошлое, то увидим, что изначально принцип свободы совести был представлен как требование веротерпимости. Вопрос о свободе совести - вопрос о свободе выбора веры или атеизма, либо отказа от веры или атеизма. Это такое отношение к вере или к атеизму, которое формируется самостоятельно, в процессе рефлексии, свободной работы мысли личности. Вопрос свободы совести был поставлен в эпоху буржуазных революций, когда буржуазия боролась против феодализма, опорой которого была католическая государственная церковь. Но понимание свободы совести, тем не менее, в этот период было ограничено, односторонне. «Свобода совести», понималась буржуазией как терпимость, но не осуществлялась на деле. Однако истоки данного вопроса следует искать еще в первобытном обществе, когда человек был полностью зависим от природы и не имел достаточного количества опыта для объяснения сущего. Жрецы выполняли основную цель - сохранение и абсолютизация власти вождя, которая давала им ряд привилегий, помимо того они объясняли явления природы и человеческой жизни,
причем не бескорыстно. С развитием общества появляются новые элиты, усложняется вера в сверхъестественное, усиливается централизация власти и власти церкви. Развитие науки и техники подвергает сомнению религиозные догматы и этот процесс становится необратимым. Политическая власть церкви и ее влияние на общество ослабевает. Это приводит к появлению первых реальных прав свободы совести в современном ее понимании. А современное общество предоставляет личности свободу реализации духовных потребностей, способствует развитию мировоззренческого плюрализма, провозглашает свободу совести.
Современное понимание свободы совести - это свободный выбор атеизма и наоборот веры, причем предполагается невозможность оскорбления религиозных чувств верующих. Условиями свободы совести являются: отделение церкви от государства; равные права граждан, независимо от их отношения к религии; правовое ограничение церкви навязывать населению религиозную идеологию; запрет принудительных сборов в пользу церкви; доступность массам культуры, образования; отделение школы от церкви; отделение школы от церкви, предоставление воспитания подрастающего поколения государству, предоставление верующим определенных материальных условий, необходимых для удовлетворения их религиозных потребностей, секуляризация церковной собственности. Свобода совести гарантируется Конституцией РФ, и контролируется системой государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о культах.
Согласно Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28). Данному конституционному положению соответствует норма ст. 3 Федерального Закона от 26.09.1997 № 125 - ФЗ (в ред. От 06.07.2006) «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Закон регламентирует, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Вместе с тем, запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.
Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с выше обозначенным Федеральным Законом.
В 1917 году после Великой Октябрьской Социалистической Революции в России были провозглашены права свободы совести, которые были гарантированы Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятым Совнаркомом 20 января (2 февраля) 1918 г. с поправками и дополнениями. Тем не менее, реальное взаимоотношение церкви и государства в СССР было представлено как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.
Следующий этап в развитии вопроса о свободе совести в Российской Федерации -1997 год, принятие Государственной Думой Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Этот закон, также как и закон 1917 года, подтверждает право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждениям. Закон основывается на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,
уважении христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Закон содействует достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания. Настоящий Федеральный Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.
Зачастую этот Федеральный Закон пытаются подстраивать под себя как представители светских, так и религиозных организаций. У представителя власти в кабинете можно увидеть икону, а в школе священника, что способствует формированию у граждан определенного отношения к той или иной религии, атеизму. Следовательно, в наши дни вопрос о свободе совести остается на повестке дня. Свобода совести связана с отношением государства и политических партий к религии и церкви, с системой политических прав и демократических свобод, с вопросами воспитания подрастающего поколения. Отсюда особая острота идеологической борьбы вокруг этой проблемы, в которой сталкиваются реакционные силы, препятствующие действительному осуществлению свободы совести, и силы прогрессивные, стремящиеся к демократическому переустройству общества, к реальному обеспечению гражданских прав и свобод, в том числе и свободы совести. Свобода совести - составная часть демократии. Свобода совести включает в себя следующие положения: равноправие граждан, независимо от их отношения к религии; равенство всех религий перед законом; отсутствие какого бы то ни было принуждения в отношении исповедания или не исповедания религии; невмешательство государства во внутренние (богослужебные, канонические) дела церкви; невмешательство церкви в дела государства. Свобода совести означает также свободу атеистической пропаганды, исключающей оскорбления религиозных чувств верующих, запрещение возбуждения вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями.
СМИ, основная функция которых информировать и формировать общественное мнение, зачастую заняты рекламой магических услуг. Главным популяризатором религии, мистического бреда является телевидение (чего стоит лишь мистический канал, РЕН ТВ!). Современные СМИ и интернет активно пропагандируют экстрасенсов как неких новых пророков, считая это нормой, способствуя развитию религиозного мышления у населения. СМИ не пытаются сместить акцент информационного пространства в сторону популяризации науки, так как многим передачам на ТВ более выгодно позиционировать себя в русле мистики, извращенных обычаев и нравов, проповедуя насилие и ненависть. Те же тенденции наблюдаются как в школьном и вузовском обучении. Научные принципы преподавания, уважение к правам человека, обязательная приверженность преподавателей идее религиозной свободы, то есть изучение религии, а не обучение религиям, не проповедь религии и мистики - вот основа. В европейских странах, и в России в том числе, презентуется Белая книга по межкультурному диалогу - «Живем вместе как равные» (принятая Советом Европы), в которой говорится, что в государственных образовательных учреждениях религия должна преподаваться как светское знание.
В феврале 2012 года я, как и многие зрители программы новостей ДОН ТР, столкнулась со следующим фактом. По нашему Ростовскому новостному каналу прошла следующая информация: состоялась олимпиада школьников в Октябрьском (сельском) районе Ростова-на-Дону, посвященная двухсотлетию русского оружия, но основная цель состязания школьников - выявление знаний по «Основам православной культуры». В рамках мероприятия детям давал наставления священнослужитель Ростовской епархии, одаривал молитвенниками и пришел к выводу, что такое мероприятие, организованное Министерством Образования Ростовской области, является миссионерской деятельностью, благодаря которой дети, обучаясь религии, обучают своих родителей. Тут же сообщалось, что курс « Основы православной культуры» соответствует госстандарту и стоит в школьном расписании. Если курс «Основы православной культуры» соответствует госстандарту, то какое отношение к нему имеют священнослужители, представители
ненаучного мировоззрения? Данный курс не должен превращаться в богословие, детей нужно обучать науке, объяснять, что в основе всех религий лежат общие идеи, причины возникновения. Школьники должны понять, что такое бог, что означает сверхъестественное и как появилась эта идея, а также противоположная ей научная картина мира. А такого взгляда в обучении школьников и студентов зачастую нет. Современное образование должно строиться на достижениях современной науки, а не религиозной мифологии, не на мистической фантазии. Без высокообразованного населения нельзя стать успешной страной, которая способна выдержать конкуренцию в глобализирующемся мире. А для учителя, доцента, профессора всегда важным является принцип научности (опора на естественно-научные достижения). Второй вид мировоззрения - религия (основывается на вере) не приемлем в рамках светского обучения. То, что я увидела по ТВ - средневековая теория «двойственной истины» в головах школьников. Но это было возможно в Х11 веке, а в начале ХХ1века - это сомнительное занятие. Если на уроке «Основы православной культуры» священник будет вещать свои истины, как соглашаться с наличием еще каких-то других вер или атеистических истин? Такое разделение детей по конфессиональному признаку будет способствовать изоляции, ненависти, а не объединению многонационального общества, страны, имеющей федеративное устройство. Министерство Образования должно привлекать силы ведущих специалистов-религиоведов, способных внедрять знание, a вера - компетенция священнослужителей.
Наше государство светское и сегодня перед нами стоит проблема воспитания нравственности молодого поколения. В этом и многих других вопросах (борьба с наркоманией, алкоголизмом и т.д.) свою помощь государству предлагает Православная Церковь, но ведение различных программ по изучению религиозных обрядов в школах возможно только с согласия родителей или законных представителей ребенка. Такие курсы не могут включаться в учебный план учреждений образования как обязательные, но они могут предлагаться как факультативные, по выбору учащихся и их законных представителей. Примечательной является следующая история. В мае 2009 года в городе Ростове-на-Дону было размещено 16 рекламных конструкций, таких, как на пересечении ул. Красноармейской и пр. Соколова (сторона 104А), пр. Буденновского и ул. Пушкинской (сторона 167-А), и других - следующего содержания: «Бог возродил нашу любовь», «Мы ощутили силу перемен», «Бог избавил меня от наркотиков», а так же - «Отправь SMS «Книга» на номер 8-903-327-15-85 и получи в подарок книгу. 200-75-75.www. silaperemen.ru. АНО Центр социальной помощи « Сила перемен», рег. № 1047796826252. На баннерах и листовках чаще всего изображены фотографии известных людей в России - тренера по греко-римской борьбе, балерины, врача и т.д. На баннерах слова указанных людей: «Чтобы нести людям радость», «Сильным тоже нужен Бог!» и «Вера вернула меня к ЖИЗНИ» и т.д. В своей рекламной деятельности сектанты пытаются вводить людей в заблуждение не фиксируя свою конфессиональную принадлежность, а в некоторых случаях используют имя Русской Православной церкви для придания акции большего доверия. Между тем, согласно ст. 8, п. 8 Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» указывается, что «Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности». Если в этой деятельности задействованы одновременно десять религиозных организаций - должны указываться десять, если пятнадцать - все пятнадцать. Между тем, в Ростове-на-Дону в многочисленных рекламных материалах не указывалась ни одна из религиозных организаций, хотя фактически организаторами акции были неопятидесятники, пятидесятники, баптисты и адвентисты. Но организаторы еще раз попытались обмануть граждан, назвав перечисленные секты «конфессиями». Прежде всего, данное религиозное объединение заявляло в своей рекламной акции, что включало ряд сект протестантского толка, среди которых была организация с благозвучным названием «Церковь Христиан Веры Евангельской «Слово Жизни». Однако заявленное участие в этой акции баптистских общин на самом деле не соответствует действительности. В проекте « Ощути силу перемен» в основном принимали участие не отдельные церкви или близкие к таковым организации с
аббревиатурой «ЕХБ» (Евангельские христиане баптисты), а отдельные личности, не выражающие официальной позиции Объединения церквей ЕХБ.
Мы видим, что в вышеназванной рекламе присутствуют признаки нарушения ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Кроме того, учитывая, что объектом рекламирования является неназываемая религиозная организация, в рекламе которой, в соответствии с требованиями п.8 ст.8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» должно быть указано ее вероисповедание, а в вышеназванной рекламе подобная информация отсутствует - в данной рекламе присутствуют признаки нарушения п.17 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе», согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об источнике информации, подлежащей раскрытию соответствия с федеральными законами. Итак, в вышеназванной рекламе присутствуют признаки нарушения требований п. 17 ч.3, ч.ч.7, 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе», в совокупности с требованиями ч.8 ст.8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Удивительно, что нарушение ФЗ со стороны АНО « Центр социальной помощи «Сила Перемен» не были бы и замечены ни Прокуратурой Ростовской области, ни УФАС России по Ростовской области, ни СМИ, ни огромным полчищем юристов, если бы не звонок обывателя в Прокуратуру Ростовской области - как терпеть свободомыслящему, верующему той или иной конфессии такой беспредел? Мы живем в светском государстве, надеемся на защиту того сокровенного, что определятся как вероисповедание или свободомыслие. Навязывание той или иной веры в таком государстве ненормальное явление. Центр социальной помощи «Сила перемен» активно занимался рекламой протестантского культа посредством 16 рекламных конструкций, размещенных по всему г. Ростову-на-Дону, но и выступил с рекламой по местному телевидению, а близ областной больницы г. Ростова-на-Дону рекруты данного объединения распространяли брошюру «Ощути силу перемен» и рекламировали свое вероучение. Помимо перечисленных акций со стороны данного протестантского объединения были подвержены давлению жители всех районов города через послания, брошенные в почтовые ящики, суть которых сводилась к скорейшему вхождению в данную организацию. Согласно ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» ст.16 ч.2 «богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества...». Однако мы сталкиваемся с активной религиозной проповедью религиозных организаций (не только вышеназванного АНО «Центр социальной помощи «Сила Перемен») в транспорте, на улице. Так, например, члены «Общества Сторожевой Башни» (Свидетели Иеговы/, адвентисты, кришнаиты и т.д. искажают ФЗ, либо надеются на незнание граждан и ведут активную религиозную проповедь не в своих культовых зданиях и сооружениях, а также относящихся к ним территориях и т. д., а где им выгодно и удобно. Например, суд города Таганрога запретил деятельность секты ОСБ, но они продолжают заниматься миссионерской деятельностью в городе, объясняя, что «секту запретили, а люди остались». В феврале этого года будет проходить новый суд о пересмотре дела над Свидетелями Иеговы в городе Таганроге.
Религиозные организации могут активно заниматься благотворительной деятельностью, что подтверждает ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» ст. 18, ч. 1-3. На примере АНО «Центр социальной помощи «Сила Перемен» мы видим, что основная цель данного сообщества - не благотворительность, а миссионерская и прозелитическая деятельность. Уместно вспомнить речь покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам научно-практической конференции «Сотрудничество Русской Православной Церкви с государственной системой
здравоохранения России» о том, что вероучение той или иной конфессии влияет на осуществляемые ею социальные программ, то есть благотворительная деятельность зачастую оказывается подспорьем миссионерства и прозелитизма [1].
Например, «Слово Жизни» - секта, которая известна в Европе тем, что последователи данной организации склонны к суициду. В России эта секта заявила о себе фактами насилия по отношению к детям, их убийствам. Причем причина убийств -изгнание сатаны. Помимо того, на территории бывшего СССР она стала известна благодаря финансовым манипуляциям и «оранжевым» революциям. Сергей Ряховский, лидер российских неопятидесятников, прославился в настоящее время как «оранжевый» пастор. Неопятидесятники - псевдохристианская секта с оккультным уклоном, где используется практика воздействия на психику как жесткое давление, безоговорочное подчинение лидеру. Часто используется гипноз, ритмическая музыка, в период богослужения все ползают под стульями, машут руками, ногами, хохочут (узнаете: Кто не скачет, тот москаль?). Благодаря этим манипуляциям спустя время у адептов возникает близкая к наркотической зависимость от чувственных переживаний, возникающих во время прославления Иисуса, молитв, говорения на незнакомых языках. Иноговорение сопровождается бессмысленным смехом, невнятным бормотанием (к этому бормотанию прислушиваются и обязаны выполнять, даже если бормочут об убийстве соседа, поджоге и т. д), иногда потерей сознания, падением на пол. Кстати, пятидесятники, не отказавшиеся от глоссолалий, в России запрещены, ввиду того, что часто нарушают Уголовный Кодекс РФ.
Практика богослужений традиционна для таких сект. Пастор в период молитвы буквально гипнотизирует глазами паству, спокойно и доброжелательно ведет беседу. Паства, привыкшая к монотонной и тихой речи неожиданно вздрагивает от крика пастора «халэлуя» (вместо привычного «аллилуиа»). Такой неожиданный выкрик не только может испугать, но паства впадает в шок и восприятие спокойствия исчезает. В этот момент адепту можно навязывать любую идею, интересующую пастора. В подобном состоянии фиксируется снижение уровня коркового контроля, появление автоматизма в поведении, отключение от окружающего мира. Участники такого собрания испытывают эротические чувства без присутствия сексуального объекта, а также непонятные ощущения в теле. Следствие таких состояний - духовная зависимость. Естественно, что такие секты социально опасны и многие адепты страдают депрессиями, желанием суицида. В реабилитационных центрах не один год работают с пострадавшими от таких тоталитарных сект.
Акция «Ощути силу перемен», стартовавшая по России с 2005 года показывает информационные и финансовые возможности деструктивных сект с большим количеством талантливой молодежи. К сожалению, молодые люди оторваны от истории и культуры своей страны, грубо эксплуатируются пасторами. Проект «Ощути силу перемен», организованный по всей России, является экспортированным к нам из-за рубежа, об этом свидетельствует Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон: «Сектанты начали открывать коммерческие организации. С Запада приходила существенная гуманитарная помощь, которая шла целенаправленно только на деятельность сект. Поэтому они напоминают о том, что их источник за океаном» [2]. Данный проект «Ощути силу перемен» действует с 2001года во многих странах Европы, таких как Ирландия, Канада, Новая Зеландия, а с 2003года в странах СНГ, лишь после этого данный проект был завезен в Россию. Организатором акции является некий «Центр Социальной помощи «Сила перемен», а президентом - финский журналист Хану Хаукка, возглавляющий и «Международное русское радио и телевидение».
Целью данной акции, по мнению лидеров движения, является борьба с наркоманией, алкоголизмом, абортами, разводами и другими социальными проблемами. Например, в Ростове-на-Дону регулярно проходила благотворительная акция близ Областной клинической больницы(2009 год), приглашались на лечение наркоманы, алкоголики.
Логично, что истинный христианин - преуспевающий, милосердный, процветающий, а значит добившийся своего спасения. Но успеха можно добиться посредством жесткой дисциплины, безприкословного подчинения, которые царят в секте. «Ощути силу перемен» заявляет себя как социальная акция, но ею не является, так как основная цель деятельности прозелитизм и миссионерство, продвижение бренда неопятидесятнического культа «Слово жизни» («Движение веры»). Ханну Хаукка не раз говорил, что «Сила перемен» относится к 4200 протестантским церквам Украины, что еще раз подтверждает религиозный характер акции. Следовательно, нарушается устав организации, потому что проведение религиозных мероприятий некоммерческой организацией «Сила перемен» незаконно. Согласно ст.10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях», ст. 779 главы 39 Гражданского кодекса РФ, раздела «О некоммерческих организациях», ст. 91.31 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) мы можем сделать вывод о том, что деятельность автономных некоммерческих организаций не предполагает религиозной деятельности. А такой вывод подтверждает наш тезис о том, что акция «Сила перемен» - миссионерская организация.
Деятельность «Силы перемен» не была вовремя замечена не только в Ростове-на-Дону, но и в Самаре, Волгограде, Новосибирске и т.д. теми, кто должен контролировать нарушение закона, также как и незаконная миссионерская деятельность «Общества Сторожевой Башни» (Свидетели Иеговы), мормонов, сайентологов, кришнаитов и т.д. Последние события на Украине показывают как секты неопятидесятников, сайентологов, мормонов, Свидетелей Иеговы, сатанистов (официально зарегистрировавших свою деятельность) подготовили значительную часть населения к вооруженному перевороту, войне. Адепты тоталитарных сект слепо верят своим руководителям из США, Европы. Не случайно в зоне, так называемой, АТО бойцы украинской армии имеют сектантскую литературу, записи проповедей американских пасторов. Зомбированное население Украины не способно адекватно оценивать события и факты. Ополченцы, например, командир отряда «Восток-13» Вячеслав Яковенко, позывной Керчь, подтверждает информацию о том, что подготовка населения к майдану велась общественными некоммерческими организациями и различными тоталитарными сектами (ополченец Керчь столкнулся с документами в Лисичанском СБУ по тоталитарным сектам, западным благотворительным и некоммерческим общественным организациям). В Новороссии ополченцы встречают не только легионеров, но и европейских и американских проповедников, религиозную литературу. Захваченные документы СБУ проливают свет на деятельность тоталитарных сект.
Мы видим, что под благовидным предлогом помощи социально незащищенным людям, происходит вербовка в тоталитарные секты (на примере акции «Ощути силу перемен»). Сама акция «Ощути силу перемен» прекрасно завуалированная тоталитарная секта «Движение веры».
Исследование деятельности акции АНО «Центр социальной помощи «Сила перемен» показывает, что государство и общество должны своевременно давать оценку религиозным и некоммерческим организациям, ожесточать контроль. Для того, чтобы эти принципиальные положения закона стали составной частью правосознания людей, необходим синтез научных знаний и гуманистических по сути убеждений. Для нас важно не то, какое мировоззрение мы выбрали, а как мы сможем его реализовать в существующей социальной действительности. Важными моментами воспитания должны быть не только наука, но и культура, базовые человеческие ценности, способность интегрироваться в общество, умение быть сострадательным и отличать добро от зла.
Список литературы References
1. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Участникам научно-практической конференции « Сотрудничество Православной Церкви с государственной системой здравоохранения России» // Журнал Московской Патриархии. М., 2001. № 4.
Alexy II, Patriarch of Moscow and All Russia. Participants scientific practices-cal conference "Cooperation of the Orthodox Church with the public health system of Russia" // Journal of the Moscow Patriarchate. - M., 2001. № 4.
2. Абакумова И.В. Дидактические принципы и содержание учебного процесса в контексте современной теории смысла и смыслообразования/ Материалы всероссийской психологической конференции с международным участием «категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни». Ростов-на-Дону, 23-26 апреля 2014г. М.: Кредо, 2014. С.9-10.
Abakumov I.V. Didactic principles and content of the educational process in the context of the modern theory of sense of meaning and / Materials of the Russian psychological conference with international participation "category of meaning in philosophy, psychology, psychotherapy, and in public life." - Rostov-on-Don, April 23-26, 2014. - M .: Creed, 2014. - P. 9 - 10.
3. Журнал «Эксперт Сибирь». №44, 2008.
Magazine "Expert Siberia." - № 44, 2008.
4. Царенкова Е.А., Пономарев В.П. Свобода совести и государственно-конституционные отношения как координация смыслов в межличностном общении // Материалы всероссийской психологической конференции с международным участием «категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни». Ростов-на-Дону, 23-26 апреля 2014 г. М.: Кредо, 2014. С. 272 - 275.
Tsarenkova E.A., Ponomarev V.P. Freedom of conscience and public relations as a constitutional coordination of meanings in interpersonal communication / All-Russian psychological conference with international participation "category of meaning in philosophy, psychology, psychotherapy, and in public life." - Rostov-on-Don, April 23-26, 2014. - M .: Creed, 2014. - S. 272 - 275.