Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ'

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Валерия Евгеньевна

В статье актуализируется проблема выбора содержания образования в школе, принципы свободы доступа к образованию. Представлена структура образовательной программы как механизм реализации выбора содержания образования: цель, формы организации и аттестации, службы, организационные условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Валерия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE STRUCTURE OF THE SCHOOL'S EDUCATIONAL PROGRAM

The article focuses on the problem of choosing the content of education in schools, the principles of freedom of access to education. The structure of the educational program as a mechanism for implementing the choice of educational content is presented: the purpose, forms of organization and certification, services, organizational conditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ»

УДК 371.10

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ

DOI: 10.54158/27132838_2021_1_24

THE FEATURES OF THE STRUCTURE OF THE SCHOOL'S EDUCATIONAL PROGRAM

Михайлова В.Е.

кандидат педагогических наук, начальник отдела научно-методического сопровождения,

АНПОО «Многопрофильная Академия непрерывного образования», г. Омск, Россия,

Аннотация:

В статье актуализируется проблема выбора содержания образования в школе, принципы свободы доступа к образованию. Представлена структура образовательной программы как механизм реализации выбора содержания образования: цель, формы организации и аттестации, службы, организационные условия.

Mikhailova V.E.,

PhD in Pedagogic Sciences,

the Head of The Department of the scientific-

methodological support,

Multidisciplinary Academy of continuing

Education,

Omsk, Russia

Summary:

The article focuses on the problem of choosing the content of education in schools, the principles of freedom of access to education. The structure of the educational program as a mechanism for implementing the choice of educational content is presented: the purpose, forms of organization and certification, services, organizational conditions.

Ключевые слова: содержание

образования, образовательная программа, организационно-педагогические условия

Keywords: content of education, educational program, organizational and pedagogical conditions.

Способность содержания образования в обеспечении личностного самоопределения и саморазвития ребенка трудно переоценить. В работах ученых М.Н. Берулавы, Б.С. Гершунского [1], А.Н. Джуринского [2], В.П. Зинченко, М.Н. Скаткина [3], В.В. Краевского [4], подчеркивается, что содержание образования является тем решающим фактором, который формирует личный опыт ребенка, его отношение к миру, людям, самому себе. В последнее время проблема выбора содержания образования учащимися и родителями приобрела особую остроту. Государственные нормативные документы: Закон «Об образовании в РФ», Всеобщая декларация прав

человека, Конвенция о правах ребенка определили принципы функционирования средней школы и выбора содержания образования (свободы доступа к образованию, реализации прав ученика на выбор содержания и уровня образования, выбора образовательных программ, развития индивидуальной личности учащегося). Вместе с тем, эти принципы так и не получили должного отражения в практике большинства школ. Это подтверждают накопленные противоречия, которые характерны для сферы образования:

- между высоким уровнем требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы, и низким уровнем готовности выпускника к жизни и практической деятельности;

- между государственными гарантиями общедоступности и бесплатности образования и отсутствием их осуществления на практике;

- между гарантиями Конституции России, Всеобщей декларацией прав человека на свободный выбор профессий и рода занятий и неготовностью школьников к самоопределению.

Это подтверждается и результатами анализа опроса учащихся 8-10-х классов школ города Омска о готовности их к самоопределению. Так, при опросе учащихся 10-х классов выяснено, что они не в полной мере представляют, что такое право на образование, рассматривают свое обучение в средней школе лишь как время подготовки к поступлению в какой-нибудь ВУЗ. Обучающиеся представляют пути реализации права на образование через: модули - 28%, профильные классы, спецкурсы, дополнительное изучение предметов для поступления в ВУЗ - 24%, не представляют - 50%.

Считают, что в школе осуществляется право на образование: полностью -50%, частично - 13%, не ответили - 37%. Удовлетворены обучением в школе: полностью - 50%, частично - 50%.

Выпуск № 1 (1) 2020 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»

izdanie-nauka.ru

При опросе учащихся 8-9-х классов выяснено, что большинство учащихся определились с выбором будущей профессии, но при этом опираясь в своем выборе на мнение или только значимых для себя людей или ориентируясь на стереотипы общественного мнения.

Среди учащихся 8-9-х классов с выбором профессии:

- определились - 68%,

- не определились - 32%.

Среди профессий, которые хотели бы выбрать учащиеся названы:

- экономист (9 кл. - 18% , 8 кл. - 10%);

- программист (9 кл. - 15%);

- юрист (9 кл. - 13% , 8 кл. - 10%);

- менеджер (9 кл. - 10%).

Понятно, что в настоящий момент для них эти профессии являются престижными. Но в целом результаты опроса подтверждают наличие проблемы выбора содержания образования у учащихся школы.

Решение этой проблемы мы видим в создании действенного механизма и условий реализации права выбора содержания образования учащимися и их родителями. Наиболее реальным механизмом реализации права выбора на образование может стать образовательная программа.

Под механизмом реализации выбора содержания образования учащимися мы понимаем совокупность цели, средств и условий, предоставляющих право учащимся и их родителям на свободный выбор образовательных услуг (пр аво участия, право развития, право доступа) [5].

Использование образовательной программы как механизма реализации права выбора содержания образования учащимися школы позволит обеспечить обучение учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам,

гарантировать выполнение ими требований образовательного стандарта и достижения уровня допрофессиональной компетентности.

Вариант лицейской образовательной программы гуманитарного профиля, реализуемой педагогическим коллективом школы представлен ниже.

Целевое назначение программы: обеспечение образовательного процесса класса, предусмотренного лицейским учебным планом школы с учетом потребностей, склонностей, познавательных интересов учащихся.

Возраст: 15-16 лет.

Готовность ученика к усвоению программы:

- имеет аттестат о неполном среднем образовании;

- проявляет интерес к обучению по данному направлению;

- стремится к овладению универсальными умениями, являющимися основой для дальнейшего продолжения образования и реализации дальнейших жизненных планов;

- подаёт письменное заявление о приеме в лицейский класс.

Состояние здоровья: 1 -4 группа.

Продолжительность обучения: 2 года.

Ожидаемый результат: по окончании 11 -го класса предполагается:

- получение глубокого качественного общего образования по избранному профилю;

- завершение базового образования по непрофилирующим предметам, обеспечивающее реальную общую грамотность.

Уровень образованности позволит учащимся:

- успешно сдать вступительные экзамены в ВУЗ и отвечать требованиям, предъявляемым студентам данного ВУЗа;

Выпуск № 1 (1) 2020 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»

izdanie-nauka.ru

- получать социально значимые достижения в творческой активной деятельности, способствующие формированию личностных качеств, необходимых для дальнейшей успешной самореализации;

- овладеть ключевыми компетентностями, способствующими освоению будущей профессии.

Учебный план класса составлен на основе базисного учебного плана, отражает стратегическую цель лицея и строится на принципах: модульности; вариативности; альтернативности; универсальности.

Учебный план предполагает выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов: базовых общеобразовательных (обязательных для всех), основных профильных (повышенного уровня), профильно-ориентированных общеобразовательных и элективных (поддерживающих и обязательных).

В рамках учебного плана каждый учащийся реализует свои права: участия, развития, доступа и формирует свою строго индивидуальную программу обучения.

Учебные программы, отбираются и корректируются в соответствии с учебным планом.

Организационно-педагогические условия. Учебный год делится на два полугодия, шестидневная неделя, продолжительность урока - 45 мин., наполняемость классов - 25 чел., деление на группы происходит при обучении иностранному языку, технологии, информатике, физкультуре, а также по профильным дисциплинам.

Форма организации образовательного процесса:

Каждый учебный год разбит на 2 периода, по окончании которых проводится текущая аттестация.

Разнообразие индивидуальных маршрутов обеспечивается модульным обучением, базисный компонент проводится в рамках традиционной классно -урочной системы (первые 3 -4 урока каждый день).

Спецкурсы по выбору включены в сетку расписания. В тематическом планировании каждого курса предусмотрены виды и формы контроля знаний учащихся.

Служба сопровождения и поддержки ученика направлена на: организацию диагностики; оказание учащимся психолого-педагогической консультативной помощи; проведение собеседований, анкетирования и т д. с целью содействия развитию самопознания личности школьника, их самоопределения. Служба функционирует в течение учебного года, оказывая помощь в решении проблем учащихся.

Аттестация достижений учащихся.

- текущая аттестация;

- аттестация по итогам периода;

- итоговая аттестация - проведение ЕГЭ по базовым общеобразовательным и основным профильным курсам.

Реализация данной образовательной программы требует создания соответствующих условий:

1. Создание и реализация модели открытой школы, взаимодействующей с научным сообществом, разнообразными образовательными учреждениями (ВУЗы, СУЗы, гимназии, лицеи).

2. Создание особой образовательной среды, основанной на следующих принципах:

- свободы выбора ученика;

- привлечение ученика к постановке личных целей в образовании (индивидуальный образовательный маршрут, лист личных достижений);

Выпуск № 1 (1) 2020 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»

izdanie-nauka.ru

- учета образовательных потребностей, интересов, склонностей каждого школьника;

- самооценки ученика;

- ориентации на успех.

3. Создание особых образовательных пространств: учебного (мастерские, спецкурсы, свободные образовательные часы, выездные тренинги, проектная деятельность); игрового; правового; трудового; социальной практики и социального проектирования. Участие ребенка поддерживается внедрением портфолио личностных достижений.

4. Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения каждого ученика за счет: разработки программы комплексного изучения личности учащегося; создания службы содействия развитию личности учащегося.

5. Качественное изменение деятельности учителя (позиция, подходы, профессиональная компетентность);

6. Гуманизация и демократизация сферы управления, обеспечивающая право родителям участвовать в создании спектра образовательных услуг, педагогам - свободу творческой профессиональной деятельности.

Таким образом, данный механизм и условия его реализации изменят традиционность в предоставлении образовательных услуг школой, что является главным тормозом в решении проблемы права выбора содержания образования учащимися и родителями.

Список литературы

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Юнити, 2010. 450 с.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с.

3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики: учеб.пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин; под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. 319 с.

4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2008. 254 с.

5. Канке В.А., Берулава М.Н. История, философия и методология педагогики и психологии: учебное пособие для магистров / под редакцией М.Н. Берулавы. М.: Юрайт, 2019. 487 с.

Сведения об авторе:

Михайлова Валерия Евгеньевна, кандидат педагогических наук, начальник научно-методического сопровождения, АНПОО «Многопрофильная Академия непрерывного образования», г. Омск, Россия, еmail: [email protected], SPIN-код 9039-8864

Mikhailova V.E., PhD in Pedagogic Sciences, the Head of The Department of the scientific-methodological support, Multidisciplinary Academy of continuing Education, Omsk, Russia, еmail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.