УДК 371.10
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ
DOI: 10.54158/27132838_2021_1_24
THE FEATURES OF THE STRUCTURE OF THE SCHOOL'S EDUCATIONAL PROGRAM
Михайлова В.Е.
кандидат педагогических наук, начальник отдела научно-методического сопровождения,
АНПОО «Многопрофильная Академия непрерывного образования», г. Омск, Россия,
Аннотация:
В статье актуализируется проблема выбора содержания образования в школе, принципы свободы доступа к образованию. Представлена структура образовательной программы как механизм реализации выбора содержания образования: цель, формы организации и аттестации, службы, организационные условия.
Mikhailova V.E.,
PhD in Pedagogic Sciences,
the Head of The Department of the scientific-
methodological support,
Multidisciplinary Academy of continuing
Education,
Omsk, Russia
Summary:
The article focuses on the problem of choosing the content of education in schools, the principles of freedom of access to education. The structure of the educational program as a mechanism for implementing the choice of educational content is presented: the purpose, forms of organization and certification, services, organizational conditions.
Ключевые слова: содержание
образования, образовательная программа, организационно-педагогические условия
Keywords: content of education, educational program, organizational and pedagogical conditions.
Способность содержания образования в обеспечении личностного самоопределения и саморазвития ребенка трудно переоценить. В работах ученых М.Н. Берулавы, Б.С. Гершунского [1], А.Н. Джуринского [2], В.П. Зинченко, М.Н. Скаткина [3], В.В. Краевского [4], подчеркивается, что содержание образования является тем решающим фактором, который формирует личный опыт ребенка, его отношение к миру, людям, самому себе. В последнее время проблема выбора содержания образования учащимися и родителями приобрела особую остроту. Государственные нормативные документы: Закон «Об образовании в РФ», Всеобщая декларация прав
человека, Конвенция о правах ребенка определили принципы функционирования средней школы и выбора содержания образования (свободы доступа к образованию, реализации прав ученика на выбор содержания и уровня образования, выбора образовательных программ, развития индивидуальной личности учащегося). Вместе с тем, эти принципы так и не получили должного отражения в практике большинства школ. Это подтверждают накопленные противоречия, которые характерны для сферы образования:
- между высоким уровнем требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы, и низким уровнем готовности выпускника к жизни и практической деятельности;
- между государственными гарантиями общедоступности и бесплатности образования и отсутствием их осуществления на практике;
- между гарантиями Конституции России, Всеобщей декларацией прав человека на свободный выбор профессий и рода занятий и неготовностью школьников к самоопределению.
Это подтверждается и результатами анализа опроса учащихся 8-10-х классов школ города Омска о готовности их к самоопределению. Так, при опросе учащихся 10-х классов выяснено, что они не в полной мере представляют, что такое право на образование, рассматривают свое обучение в средней школе лишь как время подготовки к поступлению в какой-нибудь ВУЗ. Обучающиеся представляют пути реализации права на образование через: модули - 28%, профильные классы, спецкурсы, дополнительное изучение предметов для поступления в ВУЗ - 24%, не представляют - 50%.
Считают, что в школе осуществляется право на образование: полностью -50%, частично - 13%, не ответили - 37%. Удовлетворены обучением в школе: полностью - 50%, частично - 50%.
Выпуск № 1 (1) 2020 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»
izdanie-nauka.ru
При опросе учащихся 8-9-х классов выяснено, что большинство учащихся определились с выбором будущей профессии, но при этом опираясь в своем выборе на мнение или только значимых для себя людей или ориентируясь на стереотипы общественного мнения.
Среди учащихся 8-9-х классов с выбором профессии:
- определились - 68%,
- не определились - 32%.
Среди профессий, которые хотели бы выбрать учащиеся названы:
- экономист (9 кл. - 18% , 8 кл. - 10%);
- программист (9 кл. - 15%);
- юрист (9 кл. - 13% , 8 кл. - 10%);
- менеджер (9 кл. - 10%).
Понятно, что в настоящий момент для них эти профессии являются престижными. Но в целом результаты опроса подтверждают наличие проблемы выбора содержания образования у учащихся школы.
Решение этой проблемы мы видим в создании действенного механизма и условий реализации права выбора содержания образования учащимися и их родителями. Наиболее реальным механизмом реализации права выбора на образование может стать образовательная программа.
Под механизмом реализации выбора содержания образования учащимися мы понимаем совокупность цели, средств и условий, предоставляющих право учащимся и их родителям на свободный выбор образовательных услуг (пр аво участия, право развития, право доступа) [5].
Использование образовательной программы как механизма реализации права выбора содержания образования учащимися школы позволит обеспечить обучение учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам,
гарантировать выполнение ими требований образовательного стандарта и достижения уровня допрофессиональной компетентности.
Вариант лицейской образовательной программы гуманитарного профиля, реализуемой педагогическим коллективом школы представлен ниже.
Целевое назначение программы: обеспечение образовательного процесса класса, предусмотренного лицейским учебным планом школы с учетом потребностей, склонностей, познавательных интересов учащихся.
Возраст: 15-16 лет.
Готовность ученика к усвоению программы:
- имеет аттестат о неполном среднем образовании;
- проявляет интерес к обучению по данному направлению;
- стремится к овладению универсальными умениями, являющимися основой для дальнейшего продолжения образования и реализации дальнейших жизненных планов;
- подаёт письменное заявление о приеме в лицейский класс.
Состояние здоровья: 1 -4 группа.
Продолжительность обучения: 2 года.
Ожидаемый результат: по окончании 11 -го класса предполагается:
- получение глубокого качественного общего образования по избранному профилю;
- завершение базового образования по непрофилирующим предметам, обеспечивающее реальную общую грамотность.
Уровень образованности позволит учащимся:
- успешно сдать вступительные экзамены в ВУЗ и отвечать требованиям, предъявляемым студентам данного ВУЗа;
Выпуск № 1 (1) 2020 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»
izdanie-nauka.ru
- получать социально значимые достижения в творческой активной деятельности, способствующие формированию личностных качеств, необходимых для дальнейшей успешной самореализации;
- овладеть ключевыми компетентностями, способствующими освоению будущей профессии.
Учебный план класса составлен на основе базисного учебного плана, отражает стратегическую цель лицея и строится на принципах: модульности; вариативности; альтернативности; универсальности.
Учебный план предполагает выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов: базовых общеобразовательных (обязательных для всех), основных профильных (повышенного уровня), профильно-ориентированных общеобразовательных и элективных (поддерживающих и обязательных).
В рамках учебного плана каждый учащийся реализует свои права: участия, развития, доступа и формирует свою строго индивидуальную программу обучения.
Учебные программы, отбираются и корректируются в соответствии с учебным планом.
Организационно-педагогические условия. Учебный год делится на два полугодия, шестидневная неделя, продолжительность урока - 45 мин., наполняемость классов - 25 чел., деление на группы происходит при обучении иностранному языку, технологии, информатике, физкультуре, а также по профильным дисциплинам.
Форма организации образовательного процесса:
Каждый учебный год разбит на 2 периода, по окончании которых проводится текущая аттестация.
Разнообразие индивидуальных маршрутов обеспечивается модульным обучением, базисный компонент проводится в рамках традиционной классно -урочной системы (первые 3 -4 урока каждый день).
Спецкурсы по выбору включены в сетку расписания. В тематическом планировании каждого курса предусмотрены виды и формы контроля знаний учащихся.
Служба сопровождения и поддержки ученика направлена на: организацию диагностики; оказание учащимся психолого-педагогической консультативной помощи; проведение собеседований, анкетирования и т д. с целью содействия развитию самопознания личности школьника, их самоопределения. Служба функционирует в течение учебного года, оказывая помощь в решении проблем учащихся.
Аттестация достижений учащихся.
- текущая аттестация;
- аттестация по итогам периода;
- итоговая аттестация - проведение ЕГЭ по базовым общеобразовательным и основным профильным курсам.
Реализация данной образовательной программы требует создания соответствующих условий:
1. Создание и реализация модели открытой школы, взаимодействующей с научным сообществом, разнообразными образовательными учреждениями (ВУЗы, СУЗы, гимназии, лицеи).
2. Создание особой образовательной среды, основанной на следующих принципах:
- свободы выбора ученика;
- привлечение ученика к постановке личных целей в образовании (индивидуальный образовательный маршрут, лист личных достижений);
Выпуск № 1 (1) 2020 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»
izdanie-nauka.ru
- учета образовательных потребностей, интересов, склонностей каждого школьника;
- самооценки ученика;
- ориентации на успех.
3. Создание особых образовательных пространств: учебного (мастерские, спецкурсы, свободные образовательные часы, выездные тренинги, проектная деятельность); игрового; правового; трудового; социальной практики и социального проектирования. Участие ребенка поддерживается внедрением портфолио личностных достижений.
4. Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения каждого ученика за счет: разработки программы комплексного изучения личности учащегося; создания службы содействия развитию личности учащегося.
5. Качественное изменение деятельности учителя (позиция, подходы, профессиональная компетентность);
6. Гуманизация и демократизация сферы управления, обеспечивающая право родителям участвовать в создании спектра образовательных услуг, педагогам - свободу творческой профессиональной деятельности.
Таким образом, данный механизм и условия его реализации изменят традиционность в предоставлении образовательных услуг школой, что является главным тормозом в решении проблемы права выбора содержания образования учащимися и родителями.
Список литературы
1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Юнити, 2010. 450 с.
2. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с.
3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики: учеб.пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин; под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2008. 254 с.
5. Канке В.А., Берулава М.Н. История, философия и методология педагогики и психологии: учебное пособие для магистров / под редакцией М.Н. Берулавы. М.: Юрайт, 2019. 487 с.
Сведения об авторе:
Михайлова Валерия Евгеньевна, кандидат педагогических наук, начальник научно-методического сопровождения, АНПОО «Многопрофильная Академия непрерывного образования», г. Омск, Россия, еmail: [email protected], SPIN-код 9039-8864
Mikhailova V.E., PhD in Pedagogic Sciences, the Head of The Department of the scientific-methodological support, Multidisciplinary Academy of continuing Education, Omsk, Russia, еmail: [email protected]