Научная статья на тему 'Особенности структуры и драматургии всенощной в беспоповских старообрядческих общинах Сибири'

Особенности структуры и драматургии всенощной в беспоповских старообрядческих общинах Сибири Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
223
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Л Р. Фаттахова

The medieval practice; of religious service In communes of old believers of Siberia. The particularities of structure of service open In givenned article in communes , where serving occurs without priest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры и драматургии всенощной в беспоповских старообрядческих общинах Сибири»

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Вссттшк Омского университета, 2000. N.3. С.71-74. © Омский государственный униперситет, 2000

УДК 008

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И ДРАМАТУРГИИ ВСЕНОЩНОЙ В БЕСПОПОВСКИХ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ОБЩИНАХ СИБИРИ

Л.Р. Фаттахова

Омский государственный университет, кафедра теории и истории музыки 644077, Омск, пр. Мира, 55-Л

Получена 6 июня 2000 г.

The medieval practice of religious service In communes of old believers of Siberia. The particularities of structure of service open In given ned article in communes , where serving occurs without priest.

В истории существования русской православной церкви наблюдается наличие периодов длительной стогнации и резких коренных преобразований, которые затрагивали многие стороны церковного обряда. За более чем тысячелетие русская церковь пережила две реформы богослужения.

Первая относится к рубежу XIV - XV вв. и характеризуется принятием Иерусалимского устава, предписывающего всенощное бдение. В части певческого канона эта реформа затронула прежде всего проблему адаптации чинопоследова-ния вечерни применительно к всенощной, отменяя песенные чинопоследования. предусмотренные бывшим до того в употреблении уставом Великой Константинопольской Церкви, который был занесен на Русь крестившими ее греческими духовниками. На певческую практику повлияло и введение раздельноречия в литургический текст. Следует отметить характерную тенденцию адаптации и переосмысления на русской почве греческих духовных традиций, распространенных на православном Востоке. Так, долгое время в Русской Церкви одновременно сосуществовали богослужебные порядки Студийского и Иерусалимского уставов. Например, в Иерусалимский устав включалось малое повечерие с молебным каноном и полунощница из Студийского устава

[13-

Вторая реформа (середина XVII в.), осуществленная патриархами Иосифом и Никоном, повлекла за собой более сложные социальные процессы - раскол русской православной церкви, хо-

тя некоторые ее положения были введены задолго до Раскола и позже вошли ь литургическую практику старообрядцев (замена, например, раз-дельноречия новым истинноречием была принята всеми поповскими толками). При всем этом на протяжении нескольких веков в среде староверов бережно хранятся традиции древнерусской музыки. Из поколения в поколение старообрядцы передают знания о богослужебном каноне, и не только по церковным книгам, но и в процессе литургической практики.

Каноничность пронизывает все сферы культовой жизни, в то же время существуют значительные расхождения между письменной (книжной, рукописной) традицией и современной практикой богослужения, где большое значение приобретают конкретные условия бытования культа (географическая отдаленность общины от старообрядческих центров, уровень профессионализма певцов и вообще наличие исполнительских сил, грамотность уставщика, местные традиции).

Наибольший интерес в этом представляют беспоповские общины. Сюда относятся и старообрядческие толки, сознательно отказавшихся от священничества (поморцы, филипповцы, федосеевцы), и толки, оказавшиеся на позициях беспоповства по не зависящим от них причинам (так, в наше время почти все беглопоповские толки трансформировались в беспоповские из-за отсутствия священников).

Нами были обследованы беспоповские общины Забайкалья (Тарбагатайский, Мухоршибир-ский и Бичурский районы), Алтая ( общины Бар-

72

Л. Р. Фатгпахова

наула и Новоалтайска), Кемеровской области (общины г. Белово, п. Темиртау, п. Старобача-ты).

Наблюдения, сделанные в ходе экспедиционной работы, показывают, что богослужебная практика в регионах, утративших связь с религиозными старообрядческими центрами, претерпела значительные изменения.

В настоящее время службы совершаются только на Пасху, некоторые двунадесятые (по терминологии староверов "годичные") праздники. Из великих праздников и праздников меньшего разряда в обиходе остались лишь Покров Божьей Матери и дни поминовения. Из особых обрядов обязательным является заупокойный чин. Исключение представляют некоторые поморские общины (например, в поморской общине Темиртау не пропускают пи одной рядовой службы). В связи с этим значительный пласт песнопений, связанный с седмичным и годовым кругами, существует лишь потенциально - в книгах или в памяти уставщика, но практически никогда не звучит. По этой же причине из всех форм суточного богослужения на практике имеет место только всенощная, предворяемая малой вечерней, раздельное служение великой вечерни и полунощницы с утреней и часы.

Утрата системы подготовки специальных певчих привело к тому, что многие разделы богослужения, предлагаемые уставом к пению, часто исполняются " читком". Отсутствие профессиональных певчих делает также невозможным пение на два лика, т.е. антифонное пение - один из самых ранних видов христианского гимнопе-ния, что значительно снижает торжественность богослужения. Кроме того, само название жанра теряет свой изначальный смысл и существует лишь номинально: большинство антифонов (кафизмы, изобразительные, антифоны Великого Пятка) в настоящее время вообще не поются, а читаются, другие (степенны) исполняются гим-нически.

Что касается непосредственно общей структуры богослужения, особенно в части всенощного бдения, то здесь следует отметить, что старообрядческая служба имеет на себе оттенок многообразия богослужебной практики отправления на Руси этого типа в период XVI - XVII вв. Причина здесь - в самой истории и особенностях существования этого чина в Русской Церкви.

Па Руси чин всенощного бдения вошел в богослужебную практику на рубеже XIV XV вв, вместе с Иерусалимским уставом, распространившимся к этому времени во всей Восточной Церкви и занявшим преимущественное место среди других уставов - Студийского, Святогор-ского, Великой Константинопольской Церкви [1].

Но на Руси эти уставы не только достаточно укрепились, но и получили новое идейное переосмысление и значение самобытных явлений русской религиозной жизни. Поэтому Иерусалимский устав, при общем уважении к нему за строгость и повсеместную распространенность на Православном Востоке, все же не в силах был вытеснить установившиеся веками богослужебные порядки. Долгое время старые и новые традиции существовали вместе. Таким образом, Русская Церковь XV-XVII столетий отличалась многообразием богослужебной практики, создавшимся на основе слияния прежних ее порядков с новыми. Если в одних случаях в самый чин бдения вставлялись повечерие, молебен и по-лунощница, то в других, где бдение в этом смысле оказывалось неприкосновенным, происходило дублирование чина великой вечерни. Последнее не исключало отправление и малой вечерни. В результате, в тех храмах и монастырях, где строго соблюдались и Студийский, и Иерусалимский уставы на один и тот же праздник, совершались три вечерни. В таком виде чин всенощного бдения существовал до конца XVII в.

С 1682 года годовое количество всенощных стало сокращаться. Также уменьшилось и время дления службы: в начале XVIII в. - шесть -семь часов, в конце XVIII в. - не более четырех-пяти. Со второй половины XIX в. предельно сокращенный чин всенощного бдения (его продолжительность составляла два - три часа) стали совершать накануне воскресных и праздничных дней с вечера. Чин уже не оправдывал своего названия, а также названия входящих в его состав песнопений. Предначинательньгй псалом, све-тильничные псалмы и молитвы, вечерний гимн "Свете тихий", шестопсалмие, утренние молитвы, связанные в своем содержании с вечерним или утренним временем суток, в том или ином случае не соответствовали действительному времени.

В таком виде бдение существует и в современной официальной (никонианской) церкви. Лишь в старообрядческих общинах, сохранивших средневековую практику богослужения, всенощное бдение отправляют в положенные ему часы. Служба начинается на заходе солнца и продолжается примерно до половины четвертого утра. Затем, после двухчасового перерыва идет чино-последованис часов.

Как и любая служба, всенощная открывается общим приходным началом, которое почти одинаково в православии и у старообрядцев. Отличие лишь в том, что реплики иерея и священника ("Благословен Вог...", "Яко твое есть Царство...") заменяются молитвами уставщика ("За молитв...", "Господи, Исусе Христе..."), т.к.

Особенности структуры и драматургии всенощной.

73

уставщик, хотя и знает порядок службы, не имеет права заменять священнослужителей. "Начало", как вступительный раздел, подготавливает верующих к службе, настраивая на молитву и прославление Bora. Оно как бы концентрирует в себе основные моменты последующего богослужения.

Первый раздел всенощной - вечерня. Структуру вечерни можно рассмотреть в свете спасения человечества через веру в грядущего Мессию - обещанного Богом Спасителя мира. История спасения раскрывается на вечерни от создания мира до явлении Христа. Утреня - вторая из основных частей всенощного бдения. В ней изображаются события новозаветные. В музыкальном отношении, так же, как и в поэтическом, в построении всенощной можно выявить определенную драматургическую направленность, основанную на чередовании динамических и статических элементов. Основные динамизирующие моменты здесь - сопоставление песнопений и чтений Библии и Евангелия, а также ускорение темпа и повышение тесситуры напевов.

Вечерня и полунощница представляют собой первый раздел. Песнопения и чтения чередуются здесь довольно равномерно. Внутри этого раздела можно выделить несколько коротких динамических волн, характеризующихся некоторым ускорением темпа, появлением дробных длительностей, повышением тесситуры.

Утреня - центральный развивающий раздел. Если в новообрядческом богослужении вечерня и утреня - не более чем общая молитва, сопровождающаяся пением и чтением и подготавливающая литургию (обедню) - кульминационный момент всего, что происходит в храме, то у старообрядцев беспоповского толка литургии как таковой нет, и вершиной службы становится утреня, которая включает в себя основную динамическую волну и кульминационную зону. Такое положение утрени определило большую ее эмоциональную иаиолненносль. Здесь даже количественно больше песнопений, чем чтений и молитв. В этом разделе отмечается значительное ускорение темпа, постоянное завышение интонации. Дальнейшее же развитие идет по принципу динамического спада. Теми замедляется. Новый материал практически не появляется, в основном это - повторы.

В бывших беглотлювеких общинах после часов есть еще и заключительный раздел службы (" вместо литургии"). Он представляет собой " репризы1' из утрени (ирмос девятой Песни канона, тропарь) - все в более, спокойном темпе. Здесь, как и в начале, песнопения довольно равномерно чередуются с чтениями и молитвословиями.

Таким образом, в музыкальном отношении

служба строится но универсальным законам развития музыкального произведения: экспозиция, развитие и кульминация, реприза. Правда, уловить это во время самой службы довольно сложно, так как музыка неразрывно связана с литургической стороной и находится как бы в ее тени. Все происходящее воспринимается верующими прежде всего через текст и обрядовое действо.

Кроме того, вышеприведенные особенности музыкальной драматургии службы характерны лишь для праздничного всенощного бдения. Рядовая же служба более аскетична. В ней почти полностью отсутствуют действенные моменты обрядовой стороны богослужения (из всех символических действий в старообрядческой службе сохранились лишь некоторые элементы обрядовости, например возжигание свечей или выключение света при чтении шестонсалмия). В динамическом плане она более статична. Многие песнопения заменяются чтениями, а оставшиеся исполняются преимущественно малым знаменным распевом, как известно, наиболее речитативным видом знаменного пения.

Служение без священника в беспоповских общинах внесло в чинопоследование Всенощной значительные изменения» касающиеся в первую очередь обрядово-литургической стороны богослужения (исчезли такие торжественные моменты, как вечерний вход и лития, отсутствуют ектении с прошениями и т. д.). Однако наиболее показательными в этом отношении являются все же не вечерня и утреня, смысл которых в общем благодарственном или покаянном молении, нежели священнодействие, а литургия, которая и есть само Таинство и священнодействие. Строго говоря, само понятие литургий по отношению к соответствующему разделу богослужения у беспоповцев неприменимо даже условно. Сущность литургии - "благодарственно-умилительная жертва за весь мир, т.е. Тело и Кровь Христовы, которых верующие причащаются во оставление грехов и в жизнь вечную" - евхаристия, Пет евхаристии, нет и литургии^ несмотря на то, что большинство песнопений и чтений литургии оглашенных и даже литургий верных у беспоповцев сохранены. Этот раздел входит в чинопоследование часов (вместе с чтениями третьего, шестого и девятого часа) и не имеет собственного названия (а певческих сборниках этот раздел определен как Обедница). Таким образом, особенности чинопоследованил старообрядческих беспоповских служб определяются несколькими причинами.

Во-первых, они порождены определенным: компромиссом между требованиями Иерусалимского устава, принятого в конце XVI в., и многовековыми традициями, сложившимися в Русской

74

Л.Р. Фаттах(яш

Церкви под влиянием Студийско-Алексиевского устава и устава Великой Константинопольской Церкви. Это сочетание древнего и нового устоялось как раз к середине XVII века и в таком виде было сохранено старообрядчеством, не принявшем реформ.

Во-вторых, многое в беспоповской службе определено служением без священника. Так, сводится до минимума обрядово-действенная сторона службы, вместе с тем опускаются и песнопения, сопровождающие то или иное священо-действис. Практически не существует литургия, несмотря на то, что большинство песнопений и чтений из нее вошли в богослужебную практику бесполовства.

И последняя причина заключена в собственно локальной традиции той или иной общины, что обусловлено самими условиями бытования старообрядчества. Отсутствие же регулярного ежедневного служения привело не только к практическому исчезновению из обихода седмичного круга богослужения, То же можно сказать и о системе осмогласия, утратившего свое календарно-регулирующее значение. В связи с отсутствием специальных хоров вышло из употребления антифонное и респонсориое пение. В то же время изучение и сопоставление всех локальных традиций позволяет составить полную картину бытования всенощной службы в среде старообрядцев-беспоповцев.

[1] См. об этом: Успенский Н.Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской церкви //Богословские труды. М., 1978. Вып. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.