Научная статья на тему 'Особенности стратегии и тактики функционирования сельскохозяйственных предприятий в условиях нарастания реальной экономической конкуренции'

Особенности стратегии и тактики функционирования сельскохозяйственных предприятий в условиях нарастания реальной экономической конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ФАКТОР / ТЕНДЕНЦИЯ / ПРОГНОЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗАКОН НАРАСТАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / СТАНДАРТЫ КОНКУРЕНЦИИ / ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ / ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / МЕЖОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ТАКТИКА / МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семыкин В. А., Соловьева Т. Н., Сафронов В. В., Терехов В. П.

Статья посвящена социально-экономической и экологической эффективности формирования конкуренции в агропромышленном комплексе региона. Авторами сделан вывод, что рыночную экономику можно считать состоявшейся, если она достигает высокого уровня конкуренции. Отмечается, что в современной российской экономике сложился целый комплекс социально-экономических факторов, которые способствуют ее развитию, к ним можно отнести как новые технологические, так и экономические и институциональные отношения, глобализацию мировой экономики, создание многообразия торговых структур, новые методы конкуренции. В связи с этими обстоятельствами следует ожидать роста уровня конкуренции и формирования путей и форм адаптации сельскохозяйственных предприятий к новым условиям, а также адекватного ответа как отечественным, так и зарубежным конкурентам. Предлагается более полно изучать опыт сельского хозяйства и АПК развитых стран, которые работают в условиях жесткой конкуренции уже не одно десятилетие, в том числе по проблемам стратегии и такти-ки, переходить на новую композитивную модель развития, предусматривающую органическое единство использования как рыночных, так и институциональных и социальных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семыкин В. А., Соловьева Т. Н., Сафронов В. В., Терехов В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегии и тактики функционирования сельскохозяйственных предприятий в условиях нарастания реальной экономической конкуренции»

УДК 338.43

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ НАРАСТАНИЯ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

СЕМЫКИН В.А.,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО Курская ГСХА, е-mail: [email protected]. СОЛОВЬЕВА Т.Н.,

кандидат экономических наук, профессор, первый проректор ФГБОУ ВО Курская ГСХА, е-mail: [email protected].

САФРОНОВ В.В.,

кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ФГБОУ ВО Курская ГСХА, е-mail: [email protected].

ТЕРЕХОВ В.П.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО Курская ГСХА, е-mail: [email protected].

Реферат. Статья посвящена социально-экономической и экологической эффективности формирования конкуренции в агропромышленном комплексе региона. Авторами сделан вывод, что рыночную экономику можно считать состоявшейся, если она достигает высокого уровня конкуренции. Отмечается, что в современной российской экономике сложился целый комплекс социально-экономических факторов, которые способствуют ее развитию, к ним можно отнести как новые технологические, так и экономические и институциональные отношения, глобализацию мировой экономики, создание многообразия торговых структур, новые методы конкуренции. В связи с этими обстоятельствами следует ожидать роста уровня конкуренции и формирования путей и форм адаптации сельскохозяйственных предприятий к новым условиям, а также адекватного ответа как отечественным, так и зарубежным конкурентам. Предлагается более полно изучать опыт сельского хозяйства и АПК развитых стран, которые работают в условиях жесткой конкуренции уже не одно десятилетие, в том числе по проблемам стратегии и тактики, переходить на новую композитивную модель развития, предусматривающую органическое единство использования как рыночных, так и институциональных и социальных инструментов.

Ключевые слова: экономическая конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, фактор, тенденция, прогноз, эффективность, закон нарастания конкуренции, внешнеэкономические связи, глобализация экономики, спрос, предложение, стандарты конкуренции, виды конкуренции, внутриотраслевая конкуренция, межотраслевая конкуренция, глобальная конкуренция, стратегия, тактика, механизмы.

FEATURES OF STRATEGY AND TACTICS OF FUNCTIONING OF AGRICULTURAL ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF INCREASE OF THE REAL ECONOMIC COMPETITION

SEMYKIN V.A.,

Doctor of Agriculture, Professor, Rector of Kursk state agricultural Academy, е-mail: [email protected]. SOLOVYOVА T.N.,

Doctor of Economy, Professor, Vice-rector of Kursk state agricultural Academy, е-mail: [email protected]. SAFRONOV V.V.,

Doctor of Economy, Professor, Head of the Department of Economic Theory of Kursk state agricultural Academy, е-mail: [email protected].

TEREKHOV V.P.,

Assistant Professor of the Department of Finance of Kursk state agricultural Academy, е-mail: [email protected].

Essay. The article is devoted to the socio-economic and environmental efficiency of the formation of competition in the agricultural sector in the region. The authors concluded that the market economy is developed, when it achieves a high level of competition. It is noted that in the current environment has developed a whole range of socio-economic factors that contribute to its development, they include a new technology, and economic and institutional relations, the globalization of the world economy, creating a variety of trading patterns, new methods of competition. Under these conditions, we should expect the growth of the level of competition and the formation of the ways and forms of adaptation of the agricultural enterprises to the new conditions, as well as an adequate response to both domestic and foreign competitors. It is proposed to more fully study the experience of agriculture and agribusiness in developed countries, which operate in a competitive environment for decades, including on issues of strategy and tactics, to move to a new integrated model of development, providing an organic unity of using both market and institutional and social tools.

Keywords: the law of the increase of competition, economic competition, competitiveness, competitive advantage, the factor, the trend, the forecast, the effectiveness, foreign economic relations, globalization of the economy, the supply, the

demand, competition standards, types of competition, methods of competition, intra-industry competition, intersectoral competition, global competition, competition, strategy, tactics, mechanisms.

Введение. Конкуренция - основное экономическое отношение рыночного хозяйства. Эффективность ее состоит в том, что она позволяет достигать социально-экономических целей, формировать основные пропорции отраслей, стимулировать повышение качества продукции и снижение издержек производства, добиваться интеграции производства с наукой и образованием. Она способствует развитию всех видов рынков, укреплению международных и региональных экономических связей, повышению качества жизни. Поэтому переход к рыночной системе хозяйствования требует не только провозглашения институционального оформления рынка, но и развития конкуренции, повышения ее уровня. Проводимые нами исследования указывают на то, что переход российского общества в 90-е годы ХХ столетия к рыночной системе хозяйствования способствовал появлению и развитию экономической конкуренции. В это время произошел переход от отношений малозаметной, формальной конкуренции ко все более масштабной борьбе товаропроизводителей, в том числе за рынки сельскохозяйственной продукции и продуктов их переработки, сырья, работников сельского хозяйства, государственное финансирование, ноу-хау. В этих условиях актуальность проблем формирования конкуренции, ее развития и состояния возросла как никогда остро. Высокий уровень ее повышает степень мотивации бизнеса в части качества продукции, совершенствования ее ассортимента, снижения издержек, выбора методов, стратегии и тактики конкурентной борьбы.

Рыночная экономика может быть эффективной только за счет высокого уровня реальной экономической конкуренции. Декларации о переходе к рыночной экономике еще не означают, что одновременно формируется и эффективная экономическая конкуренция и конкурентоспособность. Как показывает практика и исследования в развитии конкуренции можно выделить определенные этапы ее формирования и качества. Первичные формы ее формируются еще в природе, простейшие формы экономической конкуренции зарождаются уже в безрыночной экономике и натуральном хозяйстве в виде борьбы человека за ресурсы, территории, население, природные богатства и только в условиях общественного разделения труда, появления отношений частной собственности, случайного, простейшего обмена, появляется экономическая конкуренция за покупателя, спрос, доходы, торговую прибыль, инвестиции, работников. Она является не целью производства, а условием эффективного функционирования рыночного хозяйства, эти отношения становятся основными при товарном производстве. Они не только позволяют удовлетворять мотивы производителя, рабочей силы, государства в части получения богатства, но и стимулируют повышение качества товаров, научно-технический прогресс, интеграцию производства с наукой и образованием, характерны ростом уровня и качества конкуренции. Повышение уровня конкуренции в Российской Федерации, ее регионах и отраслях особенно заметно наблюдается в современных условиях за счет развития внутриотраслевой и межотраслевой конкурентной среды на всех рынках, в том числе и на рынках сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, сельскохозяйственной техники, оборудования, удобрений, гербицидов, семян, племенных животных, финансовых и трудовых ресурсов. Нарастанию качества конкуренции способствуют многочисленные факторы, к которым можно отнести создание

новых предприятий, увеличение объемов производства, диверсификацию экономики, активизацию предприятий в сфере ассортиментной политики и повышения качества продукции, создание дополнительных производственных мощностей, в том числе в овощеводстве как открытого, так и закрытого грунта, в плодоводстве, животноводстве, рыбоводстве, путем создания торговых сетей, развития международных и межрегиональных связей, ярмарочной и фирменной торговли, потребительского производства сельскохозяйственной продукции на дачных и в личных подсобных хозяйствах населения.

Результаты исследований. Сложившиеся тенденции развития российской экономики и агропромышленного комплекса позволяют сделать вывод, что со временем (2020 - 2030 гг.) уровень конкуренции на рынках, связанных с агропромышленным производством, будет становиться еще более высоким и жестким. Этому будут способствовать многочисленные факторы, в том числе глобализация производства, усиление интереса к российскому рынку со стороны зарубежных производителей, освобождение экономики от различного рода негативных явлений, мешающих развитию конкуренции, особенно в виде сокращения рынков розничной торговли населения, нарушения цивилизованных правил торговли, в том числе в форме фальсификации товаров, коррупции, игнорирования международных правил. Развитию экономической конкуренции объективно будет способствовать и развитие международных и межрегиональных экономических связей, создание сетей специализированных и фирменных магазинов, рынков в шаговой доступности, электронной и мобильной торговли, создание зон свободной торговли. Нарастанию конкуренции в агропромышленном кластере региона способствуют и тенденции к развитию малого и среднего предпринимательства, созданию отраслей и предприятий по производству импортозамещающей продукции в сельском хозяйстве, особенно в части семян, плодовых саженцев, высокопродуктивных пород животных, генетического материала, сельскохозяйственной техники, препаратов. Несомненно, что состояние конкуренции в значительной мере определяется и успешным преодолением монополизма торговых сетей, широко распространившегося в российской экономике и серьезно завышающего розничные цены и способствующего снижению совокупного спроса населения. Преодоление монополизма торговли, локальных монополий способствует повышению покупательной способности населения и организаций (детские учреждения, школы, армия), а вместе с тем и повышению уровня конкуренции, росту доли рынков с высоким уровнем конкуренции и сокращению негативной роли различных видов монополий.

Росту экономической конкуренции способствуют и такие факторы, как увеличение численности населения, повышение душевого потребления материальных благ, нарастание ограниченности многих природных ресурсов и производственных запасов, снижение роли натурального хозяйства, рост в общем объеме товарооборота услуг самого различного характера (образование, здравоохранение, наука и т.д.). В этих условиях есть все основания утверждать, что одним из объективных экономических законов современной рыночной экономики является объективный экономический закон нарастания уровня и развитости экономической конкуренции со всеми вытекающими отсюда выводами и действиями в части тактики и стратегии общества.

Сущность этого объективного закона видится в том, что по мере развития современной экономики конкуренция между субъектами рынка, регионами, отраслями, странами становится все более жесткой, масштабной, всепроникающей и эффективной.

Если обобщить современные условия и факторы развития конкуренции в аграрной экономике, в том числе и в регионах, выделить причины, способствующие наращиванию уровня конкуренции, то очевидно, что они имеют вид, представленный на рисунке 1.

Увеличение числа Повышение качест-

торговых организа- ва жизни, рост

ций, логистических населения и органи-

центров заиии

1 - Факторы наращивания уровня конкуренции в агропромышленном комплексе в условиях посткапитализма

К этому следует добавить, что рост качества конкуренции положительно влияет на экономику, способствует существенному повышению конкурентоспособности экономики, ее экономических, социальных и экологических показателей. Однако, такое состояние конкуренции не приходит автоматически, важны оптимальные варианты тактики и стратегии социально-экономической, как внутренней, так и внешней политики как бизнеса, так и государства и регионов. Российскому правительству и администрациям регионов следует принять целый ряд законов по развитию конкуренции в стране, созданию соответствующей правовой базы, большая работа предстоит и по ее оптимальному использованию на всех уровнях.

Развитию конкуренции в российской экономике способствует и ее переход от состояния рынка спроса к рынку предложения, когда продажа товаров сталкивается со все большим числом конкурентов, а условия конкуренции ужесточаются. Повышению ее уровня способствует и глобализация экономики отраслей и регионов, в том числе агропромышленных кластеров, рост зависимости экономики, в том числе аграрной от закономерностей формирования макроэкономики. Так, обесценение национальной валюты - тенденция, характерная сегодня для таких крупных стран как Россия и Китай, приводит к удорожанию импорта, снижению его конкурентоспособности по сравнению с отечественной продукцией, увеличению экспортных поставок, росту конкурентоспособности национального производства. По мнению Загайтова И.Б. предстоящий в 2018-2019 годах мировой экономический кризис чреват серьезным спадом совокупного спроса в мировом хозяйстве. Если это действительно произойдет, то сказанное выше, несомненно, будет способствовать еще большему обострению конкуренции как на мировых, так и внутренних рынках в части не только потребительских товаров, но и сырья, рабочих мест и доходов населения. Нараста-

нию конкуренции в предстоящие годы может сильно способствовать и очередная волна научно -технологического прогресса, основанная на роботизации, способная существенно нарастить предложение многих видов товаров и услуг, существенно поспособствовать вытеснению рабочей силы, обострению социально-трудовых отношений. К этим факторам роста жестокости конкуренции можно добавить еще и либерализацию мирохозяйственных связей за счет создания различных объединений свободной торговли как в Америке и Европе, так и в Азии, которые тоже могут обострить конкурентную борьбу за источники ресурсов, рынки сбыта, рабочие места и доходы.

В сложившихся условиях большое значение приобретают вопросы разработки и использования мер и программ адаптации тактики и стратегии развития экономики, в том числе аграрной, к новым условиям, предложениям по развитию реальной конкуренции, по созданию механизмов повышения конкурентоспособности экономики. Как известно, большой опыт в этом отношении имеют страны с развитой экономикой (ЕС, США), который следовало бы тщательно изучать и использовать. Характерно, что практически во всех странах эта практика повышения конкурентоспособности носит комплексный характер, рассчитывается на солидную стратегическую перспективу. Обобщение их опыта позволяет в качестве приоритетов в деятельности сельскохозяйственных, главным образом фермерских хозяйств, выделить следующие направления конкурентного развития (рисунок 2).

Изучение тенденций

развития рынков АПК и определение перспектив развития хозяйств

Рисунок 2 - Приоритетные направления повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий и отраслей в развитых странах в условиях жесткой, реальной конкуренции

Как показывает исследование конкуренции в АПК развитых стран, особое место в стратегии западноевропейских хозяйств занимают такие факторы, как повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, рост качества продукции, снижение издержек производства, вопросы эффективного, экономичного управления, специализации, кооперации и диверсификации экономики, перехода на новейшие технологии, увеличение инвестиций, использование достижений науки и образования, оптимального проектирования, изучение рынков за счет обширного информационного обеспечения, формирование высоких профессиональных знаний фермеров и консультантов, кооперации фермеров с переработчиками их продукции на основе создания различного рода кооперативов, диверсификации экономики. Все эти факторы приемлемы и в России, хотя

Рисунок

Активная антимонопольная деятельность государства и общества, контроль за монополиями

Оценка состояния конкурентоспособности отраслей, производств, отдельных видов продуктов и их

потенциала, путей повышения конкурентоспособности

Подготовка менеджеров, специалистов, способных работать в условиях жесткой конкуренции

аграрная экономика России имеет и немало социально-экономических, институциональных и природных особенностей. Здесь достаточно сложные природно-климатические условия, в 2-3 раза уступающие европейским и американским, слабо развита инженерная и социальная инфраструктура, недостаточен уровень роботизации, производства, мал опыт работы в условиях конкуренции. Это потребует дополнительных затрат и инвестиций и все же общие условия вполне сопоставимы, а вопросы конкуренции не менее актуальны.

В интересах развития конкуренции и повышения конкурентоспособности российскую экономику предстоит избавить от целого ряда качеств, противоречащих ее нравственным основам, особенно от таких явлений, как монополизация отраслей и производств, фальсификация товаров, перекладывание торговых издержек на потребителя и покупателя, административное разрушение конкуренции. Большой интерес для развития конкуренции имеют и меры, предусмотренные Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, принятом правительством России в 2015 году, на базе которого сегодня разрабатываются и используются меры по реализации его требований в регионах. Наряду с хорошо известными направлениями, изложенными в Стандарте развития конкуренции, важно продолжить разработку соответствующих инструментов и их практическому осуществлению.

Значительная роль в формировании конкуренции в российском АПК должна принадлежать и государству, оно может существенно оптимизировать внешнеэкономические отношения и широко их использовать как во благо бизнеса, так и государства, населения и его благосостояния. Это должно касаться развития законодательства о защите и стимулировании конкуренции, о преодолении монополизма как в сфере торговли, так и локальных монополий. В настоящее время это в первую очередь касается торговых сетей, которые за счет больших масштабов закупок и выполнения заказов государства серьезно контролируют как общероссийский, так и региональные рынки, извлекая из этого солидную дополнительную монопольную прибыль. Сельскохозяйственные организации в этом отношении сталкиваются с занижением цен на сельскохозяйственную продукцию и ростом тарифов на энергоносители (газ, ГСМ, электричество), цен на сельскохозяйственную технику, удобрения, гербициды, препараты, семена, продуктивных животных, плодовые саженцы, особенно в условиях большого их импорта. Задачи государства для преодоления этих отрицательных аномалий видятся в том, чтобы все отрасли и регионы поставить в равные экономические условия воспроизводства, оптимизировать валютные отношения. Это позволит изъять у целого ряда рыночных структур незаслуженно присваиваемую ими монопольную прибыль и усилить стимулирование их работы по повышению конкурентоспособности своей деятельности. Государство, местные административные органы многое могут сделать и для снижения различного рода административных барьеров, для новых инвестиций и технологий, развития предпринимательства, освоения новых территорий, в геополитике. В разработке нуждается Закон об изъятии природных ресурсов (земли) у той части их владельцев, которые ими не пользуются, а фактически сохраняют ресурсы в спе-

кулятивных целях, для перепродажи, неиспользуемые в этих случаях ресурсы должны возвращаться государству. В российском агропромышленном комплексе традиционно в производстве и потреблении сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки большая роль принадлежит личным хозяйствам населения, которые за счет дачных участков, домашних хозяйств и сейчас производят немалые объемы сельскохозяйственной продукции, создают базу для развития рынков населения. Государство способно стимулировать такие рынки, создавать для них материальные условия, снижать административные, институциональные и экономические ограничения, что будет только улучшать продовольственное обеспечение населения и повышать уровень конкуренции. Этот вывод подтверждается и практикой организации подобных рынков населения во многих развитых странах Европы. В России для рынков населения имеется достаточно мощный и разнообразный потенциал, который следует использовать. Многое для развития конкуренции государство может сделать и путем отслеживания, и мониторинга состояния конкуренции, и размаха монополизации экономики, пресечения случаев невыполнения требований соответствующих законов и правовых норм, стандартов, ветеринарных и санэпидемиологических норм. Монополизация рынков со стороны отдельных субъектов рынка, в частности торговыми сетями, должна решительно пресекаться государством как экономическими, так и административными мерами, такими как перераспределение монопольно высокой прибыли, применение санкций, в том числе дополнительными налогами, штрафами, экономическим принуждением и устраняться соответствующими структурами путем стимулирования создания дополнительных конкурентоспособных субъектов рынка. Серьезным направлением повышения конкурентоспособности российской экономики, производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки является и оптимизация макроэкономики, особенно за счет повышения совокупного роста, качества жизни и доходов населения. Совокупный спрос притягивает предложение, способствует повышению уровня конкуренции. Не менее важно укреплять и курс на снижение инфляции и розничных цен, что привлечет все большее число покупателей и потенциальных конкурентов.

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что предстоящий период в долгосрочной перспективе российская экономика, в том числе и в аграрном секторе будет характеризоваться, с высокой степенью вероятности, нарастанием конкуренции и необходимостью разработки на всех уровнях мер по повышению ее конкурентоспособности. В этих условиях важно разработать и начать осуществлять во всех отраслях и регионах комплексы мер по модернизации хозяйственной деятельности, для чего предстоит в максимальной степени задействовать резервы и возможности инновационного как технологического, так и экономического и социального прогресса, в том числе новой модели экономического роста. Повышение конкурентоспособности всех сфер экономики должно стать всеобщим, стратегическим требованием и результатом развития общества.

Список использованных источников

1. Федеральный закон РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г., № 135.

2. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, рассмотренный Правительством РФ от 05.09.2015 г., № 1738-р.

3. Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Курской области. Доклад администрации Курской области. - Курск, 2016.

4. Теория и практика конкуренции в АПК. Учебное пособие / под ред. проф. В.В. Сафронова. - Курск, 2014.

5. Основные вызовы глобализации мировой экономики на уровне региональных систем хозяйствования / В.А. Семыкин, Т.Н. Соловьева, В.В.Сафронов, В.П. Терехов // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 4. - С. 7-10.

6. Семыкин В.А., Сафронов В.В., Терехов В.П. Отраслевая стратегия бизнеса и государства в трансформационной региональной экономике // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 9. - С. 8-12.

7. Алтухов А.И. Основные проблемы развития АПК и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 2. - С. 2-6.

8. Векленко В.И. Исследование потенциальных возможностей использования сельскохозяйственных отходов в народнохозяйственном комплексе Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 7. - С. 20-21.

9. Кривошлыков В.С. Выбор перспектив развития региональных рынков Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 6. - С. 25-27.

10. Направления повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий / В.И. Векленко, А.А.Золотарев, И.А.Сумина, В.П. Гугало // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2014. - № 4. - С. 12-14.

List of sources used

1. Federal Law "On Protection of Competition" dated 26.07.2006, № 135.

2. The standard of competition in the Russian Federation, considered the Russian Government from 05.09.2015, the, № 1738-r.

3. Status and development of the competitive environment in the markets of goods and services of the Kursk region. Report of the Kursk Oblast Administration. - Kursk, 2016.

4. Theory and practice of competition in agriculture. Textbook / Ed. prof. V.V. Safronov. - Kursk 2014.

5The main challenges of globalization of the world economy at the level of regional economic systems / V.A. Semykin, T.^Soloviev^ V.V. Safronov, V.P. Terekhov // Herald of the Kursk State Agricultural Academy. - 2015. - № 4. - S. 7-10.

6. Semykin V.A., Safronov V.V., Terekhov V.P. Industry and business strategy of the state in the transformation of the regional economy // Journal of Kursk State Agricultural Academy. - 2014. - № 9. - S. 8-12.

7. Altukhov A.I. The main problems of development of agribusiness and solutions // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2014. - № 2. - S. 2-6.

8. Veklenko V.I. Research potential uses-tion of agricultural waste in the economic complex of the Kursk region // Herald of the Kursk State Agricultural Academy. - 2015. - № 7. - S. 20-21.

9. Krivoshlykov V.S. Selecting the prospects for the development of regional markets Kursk region // Herald of the Kursk State Agricultural Academy. - 2012. - № 6. - S. 25-27.

10. Directions of improving the competitiveness of agricultural enterprises / V.I. Veklenko, A.A. Zolotarev, I.A. Sumina, V.P. Gugalo // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2014. - № 4. - S. 12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.