Проблемы экономики и менеджмента
УДК 65.012.2
Э.Э. Ибрагимов
канд. экон. наук, доцент, кафедра финансов и туризма, Крымский факультет, Запорожский национальный университет
ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ КОНДИТЕРСКОЙ ОТРАСЛИ В УКРАИНЕ
Аннотация. В статье обоснована формальная система стратегического планирования, которая не создает стратегию, а занимается планированием программ реализации, т. е. стратегическим программированием. Определены особенности деятельности предприятий кондитерской отрасли и сформулированы основные условия успешной реализации задач стратегического программирования их деятельности.
Ключевые слова: кондитерская отрасль, предприятие, стратегическое программирование, условия.
E.E. Ibragimov, Crimean Department Zaporizhia National University
STRATEGIC PROGRAMMING FEATURES OF THE CONFECTIONERY INDUSTRY IN UKRAINE
Abstract. In the article the formal strategic planning system that does not create а strategy andprogram planners realize it is а strategic programming. The features of the confectionery industry enterprises and formulated the basic conditions for successful implementation of the objectives of strategic programming of their activities.
Keywords: confectionery industry, enterprise, strategic programming, the conditions.
Каждое предприятие направлено на поиск тех путей развития и функционирования на рынке, которые смогли бы в дальнейшем обеспечить ему преимущество над конкурентами. Одной из наиболее необходимых мер для максимизации успеха деятельности предприятия есть выбор правильной стратегии планирования, ведь именно от нее зависит эффективность его последующего развития. В связи с ростом динамики экономических и социальных процессов, которые отмечаются в обществе и быстрым изменением конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития общества в долгосрочной перспективе, все более растет роль и актуальность стратегического планирования.
Существует ряд объективных макро- и микроэкономических предпосылок, которые диктуют необходимость внедрения формализированной системы стратегического планирования. Насколько рассмотрена потенциальная потребность во внедрении данной системы будет реализована, зависит от многих факторов, в том числе, уровня компетентности и других деловых качеств руководства. Есть общеэкономические предпосылки, которые определяют хозяйственный и инвестиционный кризис в стране, в частности интерес к организационным изменениям.
Планирование является одной из основных функций управления и в любом случае не могут быть вне поля зрения научных работников. За последние годы многие ученые занимались проблемами стратегического планирования. Среди них наиболее существенными являются исследования в этой сфере в работах: Ж. Васконселлос-и-
№ 7 (11) - 2012
31
Проблемы экономики и менеджмента
Са [1], Минберга Г., [2], К.Ридинга[3].
Целью статьи является определение условий и особенностей стратегического планирования предприятий кондитерской отрасли как формализированного процесса.
Генри Минцберг разделял процессы стратегического планирования на процессы формирования стратегии и процессы поддержки ее реализации. Формальное планирование не столько создает стратегию, сколько имеет дело с последствиями стратегии. Таким образом, формальное стратегическое планирование не производит стратегических решений.
Процесс разработки стратегий - и не суть важно, формулируются ли стратегии целеустремленно, рождаются ли в зависимости от ситуаций - для планирования и сотрудников, вовлеченных в процесс стратегического планирования, должен быть неприкосновенным «черным ящиком», вокруг которого, а не внутри, они будут работать [2, с. 216]. Таким образом, процесс стратегического планирования на предприятии для команды стратегического планирования будет состоять из обеспечения информации для этого процесса, поддержки его или его последствий.
Следовательно, предприятия занимаются формальным планированием не для того, чтобы создавать стратегии, а для того, чтобы создавать программы реализации существующих стратегий, то есть совершенствовать и формально вводить их результаты. Эффективно функционирующие предприятия занимаются именно таким планированием, по крайней мере тогда, когда им нужно в формальной конфигурации выразить задуманные стратегии. В таком случае стратегия - не результат планирования, а его противоположность - отправная точка. Планирование помогает трансформировать задуманные стратегии в реализованных, поскольку является первым шагом, который может привести к их эффективному воплощению. Такая роль планирования признана уже давно и многими учеными. И. Ансофф писал: «Программирование является такой менеджерской деятельностью, которая трансформирует решение в конкретные модели действий, уже пригодные для внедрения. Первостепенными заданиями менеджмента на этом этапе есть [2, с. 151]:
1. Составление графика действий, которые должны поддержать принятые решения;
2. Назначение и распределение во времени ресурсов, которые должны поддержать эти решения (обычно это называют бюджетированием);
3. Определение структуры рабочих потоков фирмы;
4. Определение структуры полномочий и ответственности;
5. Формирование сетей коммуникационных потоков».
Следует различать планирование и стратегию - это два разных понятия. Стратегия означает определение сути конкурентного преимущества компании. Планирование, напротив, фокусируется на том, как реализовать эту стратегию, - например, прибавить мощности или увеличить численность торгового персонала.
Анализ состояния кондитерской отрасли позволил определить следующие особенности общего характера, которые обусловливают необходимость стратегического
32
№ 7 (11) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
планирования данной отрасли национальной экономики:
1. сложная и многоотраслевая производственно - хозяйственная структура кондитерской отрасли, которая характеризуется, с одной стороны, низким уровнем мобильности и возможности адаптации производственно - организационной системы предприятия к условиям внешней среды, которые изменяются;
2. сырьевая база кондитерской отрасли имеет ряд особенностей, связанных с сезонностью, переработкой скоропортящегося сырья и выработкой скоропортящейся продукции, необходимостью оптимального географического расположения предприятий и сложностью прогнозирования материальных ресурсов;
3. сложность и многозначительность условий устойчивого развития кондитерской отрасли, которые возникают исходя из вышеупомянутых особенностей функционирования, требуют реализации комплексных мероприятий и организации программных разработок, которые включают изучение тенденций развития, мониторинг получаемых результатов, внесения своевременных корректировок, для достижения поставленных стратегических целей;
4. необходимость пропорционального развития взаимоотношений между отдельными элементами кондитерской отрасли;
5. стабильный высокий уровень материальных расходов в структуре себестоимости продукции (60-70% в общей сумме расходов предприятий из производства и реализации кондитерских изделий), которая делает невозможным повышение эффективности работы путем использования более дорогих материалов (сырья, тароупаковочных материалов, полуфабрикатов) и влечет за собой ограниченные возможности замены дешевых видов сырья и полуфабрикатов дорогими.
Условиями успешного стратегического программирования является [1-4]:
1. Стабильность. Имеет особенное значение для стратегического долгосрочного планирования, так как стабильная внешняя среда гарантирует успешное выполнение запрограммированных мероприятий по реализации стратегии.
2. Зрелость отрасли. Обычно, зрелые отрасли особенно стабильны: технологии и товарные линии в них упрочились вокруг доминирующих систем. Рост рынка замедляется и стабилизируется. Операционные процедуры превращаются в стандарт, который становится «отраслевым рецептом».
3. Капиталоемкость. Большие суммы капитальных инвестиций - еще одна возможность для планирования. Чем больше привлечено ресурсов к отдельной программе, тем больше необходимы эти ресурсы (а также контекст, в котором их применяют) контролировать и тем большей является потребность в стратегическом программировании и длиннее является цикл планирования.
4. Большие размеры. Организации не нужно быть большой, чтобы планировать, но фактор размера идет на пользу. Планирование - дело затратное. Более того, некоторые из описанных факторов - а особенно капиталоемкость и рыночный контроль - чаще ассоциируются с большими организациями.
№ 7 (11) - 2012
33
Проблемы экономики и менеджмента
5. Детально разработана структура. Стратегическое программирование применяют , чтобы определить, что нужно сделать, чтобы реализовать задуманную стратегию. Для этого в рамках стратегического программирования стратегии декомпозируют: раскладывают ее на программы, на конкретные виды деятельности.
6. Тесно связанные операции. Высокоструктурированные виды деятельности, возможно, смогут облегчить планирование действий, а те, которые тесно связаны между собой.
7. Внешний контроль. В конечном итоге, еще одним фактором, который побуждает к планированию, может быть внешнее влияние, цель которого, - контролировать предприятие извне.
Таким образом, стабильность является необходимым (если не достаточным) условием, потому что без необходимого уровня стабильности не может быть стратегического планирования (рис. 1).
Рисунок 1 - Условия стратегического программирования
Таким образом, проведя исследование вышеописанной проблемы, можно сделать выводы:
1. Обосновано, что для эффективного исследования процесса стратегического планирования целесообразно разделить процессы выработки стратегии и процессы формального планирования (программирования) мероприятий ее реализации.
2. Гарантией успешного выполнения запрограммированных мероприятий по реализации стратегии развития предприятия из производства и реализации кондитерской продукции является наличие соответствующих условий, которые учитывают отраслевые особенности.
3. В процессе стратегического программирования необходимо учитывать сложность производственно-хозяйственной структуры кондитерской промышленности, особенности ее, сырьевой базы и сложность, а также большого количества задач устойчивого развития самой отрасли.
4. Определены условия успешного стратегического программирования деятельности предприятий для производства и реализации кондитерских изделий: стабильность, зрелость отрасли, капиталоемкость, большие размеры, детально развитая структура, тесно связанные операции и внешний контроль.
34
№ 7 (11) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
Список литературы:
1. Васконселлос-и-Са Ж. Забытая фирма: Перспективный подход к решению проблемы одновременного управления настоящей компанией и компанией будущего / Жоржи Васконселлос-и-Са / Пер. с англ. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. -176 с.
2. Минцберг Г. Взлет и падение стратегического планирования / Генри Минц-берг / Пер. с англ. К. Сисоева. - К.: Издательство Алексея Капусты, 2008. - 412 с.
3. Ридинг К. Стратегическое бизнес-планирование: Динамическая система повышения эффективности и обеспечения конкурентного преимущества / Клайв Ридинг / Пер. с англ.; Под ред. И. А. Войтюк. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. -384 с.
4. Управление знаниями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. Т.Е. Андреевой, Т.Ю. Гутниковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. - 514 с.
List of references:
1. Vaskonsellos-i-Sa Zh. Forgotten Firm: A promising approach the solution problems simultaneous Management this company and by the future / Jorge Vaskonsellos-i-ca / Trans. with English. - Kiev: Balance Business Books, 2005. - 176 p.
2. Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning / Henry Mintzberg / Trans. with English . K. Sisoeva. - K.: Publishing Alexis Cole, 2008. - 412 p.
3. Reading K Strategic Business Planning: A dynamical system efficiency and gain a competitive advantage / Clive Reading / Trans. from English., Ed. IA Voytyuk. - Kiev: Balance Business Books, 2005. -384 p.
4. Knowledge Management: A Reader. 2nd ed. / Per. from English. edited. TE Andreyeva, T. Gutnikov, Graduate School of Management. St. Petersburg. Univ 'Graduate School of Management, "2010. - 514 p.
№ 7 (11) - 2012
35