mara : Nats. institut prof. buhgalterov, fin. menedzherov i in agro-industrial complex of the Belgorod region), Zhurnal
ekonomistov, 2013. pp. 231-239. nauchnyh publikacij aspirantov i doktorantov. 2013. No 3
22. Vashhejkina Ju. Ju. Vidy i osobennosti integra- (81). pp. 6-7. cionnyh processov v agropromyshlennom komplekse Belgo-
rodskoj oblasti (Types and features of integration processes Дата поступления статьи в редакцию 28.09.2016. 08.00.05
УДК 338.48(075.8)
ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИКИ ТУРИЗМА В РОССИИ И МИРЕ
© 2016
Старкова Надежда Олеговна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировой экономики и менеджмента» Котова Анастасия Сергеевна, магистр кафедры «Мировой экономики и менеджмента»
ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, Краснодар (Россия)
Аннотация. Введение. Оценены роль и значение туризма в развитии национальной экономики. Выявлено, что на сегодняшний день в практике статистического учета РФ отсутствует единый подход к сбору данных о результатах функционирования субъектов туристской сферы, что осложняет проведение объективного анализа параметров, оценивающих реальное состояние туристской отрасли.
Материалы и методы. Невозможность отслеживания значений конкретных индикаторов, оценивающих состояние туризма, в динамике и пространстве, приводит к тому, что на уровне регионов и всей страны планирование развития туристской отрасли осуществляется вербально. Такой подход осложняет планирование всей национальной экономики из -за отсутствия сопоставимости данных с основными макроэкономическими индикаторами, принятыми и используемыми во всем мире. Осуществленное обоснование необходимости формирования единой системы статистического учета и анализа туризма в РФ, соответствующей требованиям современного макроэкономического учета и анализа, создало предпосылки для системного исследования международного опыта, накопленного и апробированного в данной сфере международными организациями и отдельными странами.
Результаты. В рамках проведенного исследования выявлены основные подходы к формированию системы статистического учета и анализа, используемые в мировой практике, способные быть адаптированными и фрагментарно внедренными в систему статистики РФ.
Обсуждения. Выявлено, что в настоящее время на уровне конкретных регионов уже разработаны и внедрены собственные системы сбора и обработки статистических данных, позволяющих проводить многоаспектный и глубокий анализ состояния и развития регионального туризма. Определено полное соответствие исследованных подходов современным международным методам проведения статистического учета и анализа туристской сферы. Предложены альтернативные методы расчета численности туристов, способные дополнить уже апробированные системы регионального статистического учета туристской сферы.
Выводы. Опыт региональных систем статистического учета и анализа туризма может в дальнейшем явиться основой для разработки методического инструментария национальной системы статистики российской отрасли туризма.
Ключевые слова: вторичная информация, первичная информация, рейтинг, средство размещения, статистика туристских прибытий, статистические данные, статистический учет, туризм.
FEATURES OF STATISTICS OF TOURISM IN RUSSIA AND THE WORLD
© 2016
Starkova Nadezhda Olegovna, the candidate of economical science, the associate professor of the chair «International economics and management» Kotova Anastasia Sergeevna, the undergraduate student of the chair «International economics and management»
Kuban State University, Krasnodar (Russia)
Annotation. Introduction. The role and meaning of tourism in development of national economy are estimated. Today in practice of the statistical accounting of Russian Federation is absent the common approach to data collection of results of functioning of subjects of the tourist sphere. This reason complicates carrying out the objective analysis of the parameters estimating a real condition of a tourist industry.
Materials and methods. The impossibility of tracking of values of the specific indicators estimating a tourism status in dynamics and space, leads to the fact that planning of development of tourist sphere at the level of regions and all country usually perform verbally. Such approach complicates planning of all national economy due to the lack of a comparability of data with the main macroeconomic indicators accepted and used around the world. The reasons for need of forming the common system of the statistics and analysis of tourism in the Russian Federation, conforming to requirements of modern macroeconomic accounting and the analysis, created prerequisites for a system research of the international experience accumulated and approved in this sphere by the international organizations and the certain countries.
Results. In conducted research are revealed the main approaches to forming the system of the statistics and the analysis used in world practice, capable to be adapted and fragmentary implemented in the Russian Federation's statistics system.
Discussions. The article revealed that now at the level of specific regions are already developed and implemented the own systems of collection and handling of the statistical data of tourism sphere. Observed statistics systems are allow carrying out the multidimensional and deep analysis of a status and development of regional tourism and corresponding to the researched approaches of modern international methods of statistics and analysis of the tourist sphere. Authors offered the alternative methods of calculation of number of tourists, which can be added to approve systems of the regional tourism statistics.
Conclusions. Experience of regional systems of the statistical recording and analysis of tourism can be further a basis for development of methodical tools of national system of statistics of the Russian industry of tourism.
Keywords: tourism, statistical account, statistical data, primary information, secondary information, means of placement, rating, statistics of tourist arrivals.
Введение
Туристическая сфера в нашей стране достаточно долго не рассматривалась как отрасль, способная значительным образом воздействовать на экономическое положение страны и региона [1; 7; 12]. Частный и государственный бизнес многих стран получают большие доходы от предоставления услуг туризма, а в государственных бюджетах большую долю формируют налоги и сборы, получаемые в туристской сфере [3; 21; 28]. Более того важность туризма заключается еще и в том, что в процессе его функционирования задействованы другие смежные отрасли как материального производства, так и услуг. Специалисты утверждают, что на одного занятого в туризме приходится до 10 занятых в других сферах [17]. На региональном уровне отмечается прямая зависимость уровня развития инфраструктуры от уровня развития туристского комплекса, что в условиях России, с ее традиционными инфраструктурными проблемами, является весьма важным. Помимо этого, туризм тесно связан со сферой культуры, искусства, он обеспечивает налаживание не только межотраслевых и коммерческий связей, но также играет важную роль в международных отношениях.
Современная экономическая и политическая ситуация в РФ способствовала не только изменениям на внешнем, но и внутреннем рынке РФ, переориентировав интересы россиян на потребление целого ряда национальных товаров и услуг. К числу отраслей сферы услуг, наиболее сильно подвергшихся данным изменениям, можно отнести туристский комплекс, вовлеченный в настоящее время под воздействием внутренних и внешних факторов в процесс импортозамещения [4; 6]. Учитывая напряженность геополитической ситуации [22], снижение темпов роста экономики [18], рост инфляции, сильное ослабление рубля к другим валютам, падение цен на нефть, отток капитала, снижение реальных располагаемых доходов населения [7], а также далеко не оптимистичные прогнозы экспертов [8; 9], российские потребители услуг туризма постепенно переориентируют свои интересы в пользу внутреннего туризма. Однако, отмечая рост, эксперты в данной области в настоящее время не могут указать точных его параметров [11; 23]. Все оценки в данной сфере носят гипотетический характер. Отсутствие единой системы статистического учета и аналитического аппарата оценки уровня параметров функционирования и роста туризма сильно осложняет не только анализ, но и, как следствие, прогнозирование развития этой сферы.
Материалы и методы
В РФ ведение статистического учета в сфере туризма, как и во всех отраслях экономики, осуществляет традиционно Федеральная служба государственной статистики. Некоторые дополнительные сведения о результатах деятельности туристских предприятий собирает Федеральное агентство по туризму Российской Федерации на основе новых стандартов статистического учета в туризме, в том числе системы сателлитных счетов. Эта система позволяет оценить макроэкономические показатели туристского рынка тех регионов, которые утвердили данную методику. Однако принята она не повсеместно, а потому сопоставимых данных по всей национальной экономике собрать в настоящее время не представляется возможным [19].
Отсутствие адекватной системы статистического учета и анализа туризма в РФ в настоящее время внесло много погрешностей в саму оценку его экономической роли и значимости. При этом наблюдаемое в текущем периоде развитие туристской отрасли[8; 9; 26] постепенно способствует пересмотру отношения к ней, не как к вспомогательной, а как самостоятельной, а также переоценке ее роли и вклада в ВВП. Однако стоит признать, что в экономике нет более убедительных аргументов, чем реальные цифры, основанные на статистических наблюдениях и анализе, что требует формирования адекватной соответствующей современным требованиям методики сбора данных для проведения исследования состояния туризма, сопоставимой с международными общепринятыми системами статистического учёта [20]. А для этого при формировании самостоятельной системы учета необходимо прежде всего обратиться к опыту зарубежных стран. Не претендуя на максимальный охват всех существующих в современной мировой практике методик статистического учета, в рамках данной ограничимся характеристикой основных из них.
В настоящее время на международном уровне оценка состояния туризма в различных странах осуществляется на основе Системы национальных счетов (СНС), рейтинга стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма, который составляет Всемирный экономический форум (ВЭФ), рейтинга, составляемого по данным так называемого барометра международного туризма, разработанного Всемирной туристской организацией (ЮНВТО).
Распространенная во всем мире СНС, принятая ООН более 50 лет назад, представляет собой таблицы и счета, которые характеризуют экономическую деятельность страны. Благодаря системе национальных счетов можно сравнить показатели национального дохода, проследить тенденции развития, измерить объем производства за определенный отрезок времени. Центральным показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП). По оценкам международной статистики 2014 года, доля туризма в мировой структуре ВВП составила почти 10 %. В отрасли туризм во всем мире занято 3,6 % экономически активного населения, он генерирует 5 302 000 рабочих мест. Эти данные включают в себя работников отелей, туристических агентств, авиакомпаний и других пассажирских перевозок (за исключением пригородного сообщения). Эти данные также включают в себя деятельность ресторанов и индустрии развлечений, непосредственно связанных с туристским потреблением [34].
ЮНВТО (англ. UmtedNatюnsWorldToш^smOrgani-zation; UNWTO), учрежденная ООН занимается развитием устойчивого и общедоступного туризма. Рассчитываемый организацией барометр международного туризма учитывает развитие туризма в краткосрочном периоде для обеспечения сектора актуальной и своевременной информацией. Он состоит из трёх составляющих [35]:
1. Обзор данных по туризму из стран прибытия и выбытия.
2. Ретроспективная и перспективная оценка туризма, которая составляется группой экспертов ЮНВТО.
3. Сбор дополнительных экономических данных, значимых для оценки состояния и развития туризма.
Сбор статистических данных ЮНВТО осуществляет через национальные организации по туризму и собственных экспертов, которые регистрируют сведения о международных туристских прибытиях, собирают информацию для определения доходов от международного туризма и международных туристских расходов, а также привлекают данные относительно полетов воздушного транспорта и его размещению.
В конце каждого года ЮНВТО создается прогноз на следующий период на основе анализа текущих тенденций и мнения экспертов. Так, по сведениям, опубликованным в последнем выпуске Барометра международного туризма ЮНВТО, в 2015 году число международных туристских прибытий, т. е. ночующих путешественников, совершивших путешествия по всему миру, увеличилось на 4,4 % и составило в общей сложности 1 184 млн. Это значение превысило параметр 2014 года примерно на 50 млн туристов. Результаты опроса по Индексу доверия ЮНВТО на 2016 год оцениваются позитивно, но характеризуются чуть более низким уровнем, чем в 2014 и в 2015 годах. По прогнозам ЮНВТО, рост числа туристских прибытий в 2016 году во всем мире должен составить 4 %. Среди регионов, где прогнозируются, более высокие темпы роста, обозначены Азиатско-Тихоокеанский регион (+4 ... +5 %), Американский регион (+4 ... +5 %), Европа (+3,5 ... +4,5 %) [25; 33].
Широкое распространение в мировой практике получил рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма, который составляет Всемирный экономический форум (ВЭФ). Этот индекс составляется каждые два года и включает в себя 141 страну. При его формировании используются общедоступные данные и информация от экспертов международного туризма и путешествий, а также международных организаций. Исследование ВЭФ проходит совместно с Международной ассоциацией воздушного транспорта, Международным союзом по сохранению природы, Всемирной организацией по туризму и Всемирным советом по путешествиям и туризму. Рейтинг осуществляется на основе анализа факторов конкурентоспособности секторов туризма и путешествий. Исследование содержит подробные параметры национальных экономик, анализируемых в исследовании, включающие детализацию итогового положения в рейтинге, а также представляющие
собой руководство по ключевым конкурентным преимуществам и недостаткам [2].
Исследование опыта конкретных зарубежных стран, лидеров по параметрам развития туризма, свидетельствует о том, что успешное развитие туризма напрямую зависит от того, как он воспринимается на уровне страны, насколько пользуется поддержкой государства. В таблице 1 приведены некоторые основные экономические результаты сферы туризма различных стран в период 2012-2014 гг., а также данные рейтинга стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 г.
Как видно из таблицы, во многих странах доходы от туризма имеют достаточно высокое значения. В США, Франции, Испании, Чешской Республике и других странах туризм является важной бюджетообразующей отраслью. Статистический учёт туристской отрасли в Европейском союзе играет важную роль, он используется не только для мониторинга сферы туризма, но и для прогнозирования устойчивого развития политических связей отдельных стран и всего ЕС. В настоящее время в Евросоюзе каждое десятое предприятие непроизводственной сферы - это предприятие индустрии туризма [13].
Методики статистического учета туризма в странах, лидирующих по уровню развития национального туристического сектора, также заслуживают отдельного внимания.
Соединенные Штаты Америки заняли 4 место в рейтинге ВЭФ по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 г. Индустрия туризма в этой стране является одной из самых крупных. По результатам 2014 года общий вклад сферы туризма в ВВП США составил 1,47 триллиона долл. США. По прогнозу статистического портала Statista, к 2025 году этот показатель составит 2,5 триллиона долл. США [31]. Нью-Йорк является самым посещаемым городом, в 2015 году его посетили 75 миллионов туристов - не резидентов США. Самое большое число туристов приезжает из Канады, Китая и Мексики. Туристы из Канады приносят наибольший вклад в экономику США - 26 млрд долл. США. Жители США на поездки внутри страны тратят примерно 802 млн долл. США в год (по данным на 2015 год). Как правило, американцы предпочитают пляжный отдых, около 9 % - круизы.
Таблица 1 - Результативность международного туризма в становом разрезе в 2012-2015 гг. _(составлена по данным [2; 25; 36])_
Страна Доход от международного туризма, млрд долл. США Международные туристические расходы, млрд долл. США Международные туристские прибытия в принимающие территории, млн чел Рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 г.
2012 2013 2014 2012 2013 2014 2012 2013 2014 Место в рейтинге Индекс
США 161,6 172,9 177,2 100,3 104,1 110,8 66,657 69,995 74,757 4 5,1
Китай 50,0 51,7 56,9 102,0 128,6 164,9 57,725 55,686 55,622 17 4,5
Индия 18,0 18,4 19,7 12,3 11,6 14,6 6,578 6,968 7,703 52 4,0
Германия 38,1 41,3 43,3 83,6 91,4 92,2 30,407 31,545 33,005 3 5,2
Великобритания 36,6 41,0 45,9 51,5 52,7 56,9 29,282 31,064 32,613 5 5,1
Франция 53,7 56,7 55,4 40,0 42,9 47,8 81,980 83,633 83,700 2 5,2
Италия 41,2 43,9 45,5 26,4 27,0 28,8 46,360 47,704 48,576 8 5,0
Таиланд 33,9 41,8 38,4 6,2 6,5 7,0 22,354 26,547 24,780 35 4,3
Австралия 31,9 31,3 32,0 28,1 28,6 26,3 31,898 31,254 32,022 7 5,0
Япония 14,6 15,1 18,9 27,9 21,8 19,3 14,576 15,131 18,853 9 4,9
Испания 58,2 62,6 65,2 15,4 16,4 18,2 57,464 60,675 64,995 1 5,3
Чехия 7,5 7,0 6,8 4,5 4,6 5,1 10,123 10,300 10,617 37 4,2
Россия 10,8 12,0 11,8 42,8 53,5 50,4 25,727 28,356 29,848 45 4,1
Статистический учёт туристов в США ведет национальная туристская администрация Соединенных Штатов Америки, собирающая сведения не только внутри страны, но и за рубежом. Например, между США и Канадой существует тесное двусторонне сотрудничество в сфере пограничного контроля. Канадцы собирают данные о туристах, вернувшихся из путешествий по США, и предоставляют их национальной туристической администрации США.
В Испании так же, как и в США, ведется пограничный статистический учёт туристов. Сбор и анализ статистических данных в стране осуществляет Национальный институт статистики [32]. В ходе анализа оцениваются параметры следующих разделов:
- гостиничное хозяйство и туризм;
- туристические расходы;
- семейный туризм;
- индекс цен на размещение и показатели по прибыльности;
- заполняемость средств размещения;
- сельский туризм;
- заполняемость хостелов;
- передвижения туристов по гостиницам;
- кемпинги;
- корпоративная культура туристических агентств.
Статистический учёт ведется при помощи методики сателлитных счетов - The Tourist Satellite Accountin Spain (TSAS). Эта методика широко используется во многих странах Европы, она была принята и одобрена Статистической комиссией ООН в 2000 г. в целях измерения секторов экономики, не учитываемых как самостоятельные отрасли в национальных счетах. Туризм объединяет многие отрасли экономики (транспорт, гостиничное и ресторанное хозяйство, развлечения и др.), что осложняет точное определение соотношения расходов туристов к общему количеству товаров и услуг, произведенных в стране, поэтому сателлитные счета призваны прежде всего агрегировать данные о результатах деятельности смежных отраслей для анализа результативности туристской сферы.
TSAS состоит из набора счетов и таблиц. Они предоставляются на определённую дату отсчета различными экономическими параметрами туризма на основе методологических принципов национального учёта. Методика включает в себя три типа элементов:
- счета поставок и таблицы, которые характеризуют структуру производства и туристические расходы компании;
- таблицы спроса, которые с экономической точки зрения характеризуют различные виды туризма, национальный туризм по сравнению с международным туризмом;
- таблицы, которые характеризуют спрос и предложение. Они облегчают получение некоторых данных о вкладе туризма в экономику через переменные, такие как ВВП, производство или занятость.
Одной из ведущих стран ЕС с точки зрения развития туризма является Чехия. Это небольшая европейская страна с открытой экономикой ориентирована на глубокую интеграцию в глобальные экономические процессы, но при этом ориентированная самостоятельно управлять своей макроэкономической системой и сохранять некоторую обособленность, в том числе валютную. Несмотря на то, что доходы этой страны от международного туризма в 2014 году снизились по сравнению с предыдущими периодами, страна активно развивает туристскую
индустрию, привлекая на свои объекты все больше туристов. В 2015 году эту Чешскую Республику посетили 11,148 млн чел. [36].
Чешское правительство давно и серьезно развивает и совершенствует систему статистического учета туристской сферы. Для подсчёта влияния туризма на экономику страны в Чехии, так же, как и в Испании, используются таблицы вспомогательного счёта туризма TSA (Tourism Satellite Account), адаптированные к специфике чешской отрасли туризма и системы статистического учета.
В Чешской Республике эта методика сбора данных и статистического анализа включает в себя следующие составляющие:
- въездной туризм в Чехии;
- внутреннее потребление туризма в Чехии;
- выездной туризм в Чехии;
- счета производства отраслей туризма и других отраслей промышленности в Чехии;
- внутреннее предложение и потребление туризма продуктами в Чешской Республике;
- занятость в отраслях туризма;
- валовое накопление основного капитала в секторе туризма в Чехии (валовое накопление основного капитала в секторе туризма в Чешской Республике по отраслям промышленности);
- немонетарные показатели в области туризма в Чешской Республике (количество поездок и ночевок по видам туризма и категориям посетителей в Чешской Республике, количество жилых учреждений по типу размещения в Чехии);
- основные показатели национальной экономики и туризма в Чехии [28].
Федеративная Республика Германия занимает 3 место в рейтинге конкурентоспособности стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году. Статистическим учётом в Германии занимается Немецкий национальный совет по туризму (GermanNationalTouristBoard (GNTB) [30].
В 2015 году страну посетили 35 млн человек, которые принесли вклад в экономику страны в размере 36,9 млрд долл. США. В 2014 году количество занятых в туризме насчитывало 4,9 млн человек, что составляло 12 % от общего числа занятых. Из этих данных, занятых непосредственно напрямую в туризме составляло 2,9 млн чел. (7 % от общего числа занятых) [31]. При статистическом учете туристов в Германии рассчитываются следующие индикаторы:
- рост перспективы мирового туризма;
- экономический кризис и туризм;
- международный пункт назначения поездки;
- Германия в мире;
- T&T Индекс конкурентоспособности;
- Германия в Европе;
- въездной туризм в Германии — факты и цифры;
- цены отелей в Европе и Германии;
- въездной туризм;
- въездной туризм - значение и разбивка;
- виды размещения;
- IncomingTourism — аэропорты;
- деловые поездки, выставки;
- бизнес направления для европейцев;
- причины для путешествий среди европейцев, праздничные предпочтения;
- транспорт;
- удовлетворение отдыхающих;
- инвалиды, велнесс;
- оценка рынков зарубежных регионов (отдельно регионы Европы и мира, а также конкретные национальные рынки);
- Tax-FreeShopping;
- перспективы развития GNTB.
Сфера туризма Китайской Народной Республики (КНР) развивается в настоящее время стремительными темпами. Инвестиции в эту отрасль растут, что благоприятным образом сказывается на совершенствовании не только объектов туризма, но и развитии всей национальной экономической инфраструктуры. По уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году Китай занимает 17 место. Её посетили 56,9 млн чел., которые принесли в её экономику 114,1 млрд долл. США. Статистическим учётом в Китае занимается Китайская национальная туристическая администрация [29]. Они учитывают данные по целям прибытия граждан других стран в КНР по конкретным причинам: бизнес-встречи, посещение друзей, обслуживание производства, расположенного в КНР и т. д. Также рассматриваются данные туристских прибытий по полу и возрасту, пунктам назначения, точек въезда (виду транспорта - авиа, железная дорога, автотранспорт и др.).
Результаты
Проанализированные системы статистического учета представляют лишь часть опыта, который был накоплен в сфере статистики сферы туризма в мире и в отдельных странах. Однако даже этих сведений может быть достаточно для того, чтобы применить их для разработки основ системы статистического учета сферы туризма в РФ. Тем более, что, несмотря на отсутствие единой методики сбора и обработки статистических данных на уровне национальной туристической отрасли, уже в настоящее время предпринят ряд попыток формирования региональных систем сбора данных о результативности функционирования туристской отрасли.
Стоит отметить, что основная тенденция статистического наблюдения на региональном и муниципальном уровнях в РФ состоит в формировании специализированной ведомственной статистики. Определенным этапом в развитии ведомственной статистики туризма в регионах стало принятие Ростуризмом (приказ № 69 от 18.07.2001 г.) «Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и вклада туризма в экономику субъектов Российской Федерации». На основе этого была сформирована единая методическая основа для выявления социально-экономического значения туризма и проведения его сравнительного анализа по всем регионам России [24].
12 августа 2014 г. был опубликован приказ Федеральной службы государственной статистики № 510 «Об утверждении официальной статистической методологии оценки числа въездных и выездных туристских поездок» [10]. Данная методология разработана с учетом современных мирового опыта и тенденций в сфере учета и анализа информации в сфере туризма, безусловно, актуальна и полезна на сегодняшний день, но она отражает только официальную статистическую информацию о числе туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерации, при этом много параметров оценки состояния и развития туристской отрасли остаются не оцененными.
Учитывая данные обстоятельства и назревшую необходимость формирования современной и эффективной системы статистического учета и анализа российской туристской отрасли, стоит рассмотреть методики статистического учета, разработанные и внедренные на уровне
региона и оценить их на предмет применимости на национальном уровне.
Обсуждение
В условиях функционирования российского туристского и рекреационного комплекса региона основными показателями его развития может явиться оценка количества отдыхающих и объем услуг (доходов от услуг) по внутреннему туризму. Эти показатели включают в себя данные по организованному сектору (коллективные средства размещения) и неорганизованному сектору (индивидуальные средства размещения) [5].
По организованному сектору (коллективным средствам размещения) региональные Министерства курортов, туризма ежеквартально собирают и агрегирует статистическую информацию. Однако в настоящее время в РФ ежеквартально территориальными органами Федеральной службы государственной статистики на уровне регионов предоставляется информация только по крупным и средним предприятиям комплекса, что не отражает объективную ситуацию в отрасли. По полному кругу предприятий статистическая отчетность поступает в июне месяце текущего года, следующего за отчетным годом. Очевидно, что оперативная информация требуется гораздо раньше.
Кроме того, существующий статистический учет в регионах не распространяется на неорганизованный сектор и не позволяет сделать оценку турпотока в этом сегменте, объёма услуг (доходов) индивидуальных средств размещения, а также иных показателей. При этом стоит обратить внимание на то, что на сегодняшний день одной из основных проблем объективности статистического учета в сфере туризма на сегодняшний день является учет неорганизованных посетителей и туристов, останавливающихся в курортных местностях на сравнительно длительный срок, но формально не зарегистрированных официальной статистикой. Это характерно для многих туристских дестинаций РФ, где число неорганизованных отдыхающих практически равно числу гостей в официальных средствах размещения.
Проблема полного и точного учета важна для экономик регионов, где развиты туристские направления, поэтому каждый из них предпринимает усилия по формированию современных систем учета и статистических данных туризма. Так в Краснодарском крае в 2002 г. краевой комитет по статистике разработал и Росстат утвердил специальную «Методику определения численности туристов, посетивших курортную зону Краснодарского края, и полученных от их обслуживания доходов». Она создана в целях получения точной и объективной информации статистического наблюдения о количестве посетителей на курортной территории и исчисления вклада туризма в формирование макроэкономических показателей Краснодарского края [10].
Данная методика учитывает положения методологии построения сателлитных счетов туризма, но иногда допускаются отступления, не противоречащие общей стратегии.
По методике расчеты производятся территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю с периодичностью один раз в год по итогам прошедшего года. Для целей методики используются следующие понятия:
- «выпуск» товаров и услуг - суммарная стоимость товаров и услуг, которые являются результатом производственной деятельности хозяйствующих субъектов в отчетном периоде;
- «потребление основного капитала» - уменьшение стоимости основного капитала в результате его фи-
зического и морального износа и случайных повреждений в течение отчетного периода;
- «промежуточное потребление» - стоимость товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде;
- «валовая добавленная стоимость» (ВДС) - представляет собой величину, характеризующую вновь созданную стоимость с учетом потребления основного капитала (разность между выпуском и промежуточным потреблением);
- «валовой региональный продукт» (ВРП) - процесс производства товаров и услуг в субъекте Российской Федерации в соответствии с общими методологическими принципами СНС (разница между выпуском и промежуточным потреблением плюс чистые налоги на продукты).
Для проведения расчетов по упрощенной схеме вклада туризма в экономику региона используются данные, как федерального государственного статистического наблюдения, так и регионального.
На основе данной методики каждый год в курортной зоне края выборочно проводятся статистические обследования индивидуальных средств размещения (ИСР), а также наблюдение за деятельностью сезонных кемпингов. Для статистического обследования ИСР разработана анкета, а для кемпингов форма № 1 - кемпинг «Сведения об обслуживании туристов в кемпингах и других местах размещения, не имеющих коечного фонда».
Полученные данные по итогам опроса обрабатываются и затем, по итогам, рассчитываются средние показатели, такие, как доля домохозяйств, сдававших жилье туристам, средняя численность туристов на 1 домохозяйство, средняя стоимость проживания на 1 туриста, средняя продолжительность пребывания. На основе курортных городов и районов высчитывается общая численность туристов и доходы от их проживания. По обследованию сезонных кемпингов рассчитывается общая численность прибывавших в них туристов, объем оказания услуг по размещению.
В ходе исследования проводится анализ структуры распределения туристов по местам размещения по месяцам, а также динамика роста численности самодеятельных туристов. Оценивается общее количество домохо-зяйств принимающих туристов и объемы их доходов.
По оценке Краснодарстата на курорты края ежегодно приезжают порядка 8 млн туристов без туристских или санаторно-оздоровительных путевок. Останавливаются такие туристы, как правило, в ИСР (мини-гостиницы, частные дома и т. д.), а также в сезонных кемпингах. Наибольший поток самодеятельных туристов приходится на такие курортные города, как Анапа, Сочи, Туапсинский район и Геленджик [14].
В целях получения достоверной информации о внутренних туристских потоках самодеятельных туристов и подсчета их вклада в экономику региона в крае ежегодно проводятся статистические наблюдения согласно методике.
Итоги обследований согласно методике и произведенные на их основе расчёты самодеятельного туризма в крае каждый год согласовываются с Федеральной службой государственной статистики. Официальная статистическая информация о точном количестве туристов на курортных территориях позволяет Краснодарскому краю
ежегодно получать дополнительное финансирование из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Краснодарский край имеет успешный опыт проведения региональных статистических исследований. В частности, с 2005 г. проводятся опросы на основании методики, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 27 мая 2002 г. № 125 «Об утверждении Методики определения численности туристов, посетивших курортную зону Краснодарского края, и полученных от их обслуживания доходов». Также производится расчет вклада по методике расчета доли туризма в формировании макроэкономических показателей развития Краснодарского края [10].
Благодаря выборочным исследованиям статистических показателей согласно методике туристских расходов, ИСР, сезонных кемпингов, а также однодневных посетителей, становится возможным объективно и точно произвести расчеты, основных показателей развития экономики края (общественное питание, транспорт, платные услуги, которыми пользуются туристы), а самое главное - получить информацию, позволяющую произвести расчеты туристского потребления. Это представляет возможность в конечном итоге произвести оценку туристской добавленной стоимости и валового регионального продукта в целом. Однако стоит признать, что используемые официальными органами статистики методы не лишены субъективности и погрешности за счет человеческого фактора.
Помимо уже внедренных форм и методов статистического учета и анализа сферы туризма в отдельных регионах РФ стоит рассмотреть альтернативные методы оценки влияния туризма на экономику региона.
Так, на кафедре международного туризма и менеджмента Кубанского госуниверситета (г. Краснодар) были разработаны и предложены собственные методы определения туристского потока [15]. Данные методы были разработаны с учетом современного мирового опыта сбора данных в сфере туризма, адаптированные для российских условий и позволяющие исключить ошибки на стадии сбора информации и оценки турпотока независимо от человеческого фактора.
Рассмотрим предложенный учеными КубГУметод «регрессионного анализа», метод «нормированного остатка», метод «распределения».
Методы «регрессионного анализа» (рис. 1) и «нормированного остатка» основаны на предположении, что косвенным свидетельством пребывания туристов на курорте может выступать уровень потребления электроэнергии, воды, природного газа, услуг вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) и прочих услуг. Благодаря использованию этих методов возможно наиболее точно представить и охарактеризовать картину присутствия туристов на курортной территории. Данные здесь могут собираться Крайкомстатом путем мониторинга информации, поступающей из отдельных Муниципальных образований о фиксировании (регистрации) количества прибытий отдыхающих в индивидуальные и коллективные средства размещения (КСР), а также сведения об объеме и структуре потребления. Во всех представленных методах сбор и обработка информации осуществляется путем агрегирования и сопоставления первичных и вторичных данных.
Рисунок 1 -Расчет общей численности посетителей по методу «регрессионного анализа» (составлен автором)
Численность наличного населения на курорте увеличивается за счет прибытия туристов, из-за этого рост общего потребления какого-либо вида товара или услуги (например, услуги водоснабжения или вывоз ТБО). Нахождение зависимости объема совокупного потребления от численности наличного населения дает возможность определить численность наличных посетителей. Следовательно, применяя формулу умножения количества наличных туристов на количество дней в рассматриваемом периоде получаем предельное значение количества совершенных ночевок.
Прибытие туристов влияет на количество приобретаемой продукции, как жителями и посетителями территории, так и коммерческими предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями. Наблюдается туристский мультипликатор конечного потребления.
Метод «распределения» предполагает выявление количества отдыхающих непосредственно, минуя расчет численности наличных посетителей, на базе достоверно зарегистрированного определенной группы отдыхающих (количества туристов, прибывающих каким-либо транспортом).
Имея данные о доле данной группы в общем количестве туристов (проведение анкетирования туристов), можно рассчитать совокупный объем туристского потока.
На основе предлагаемых альтернативных методик статистического учета можно определить наиболее точное количество туристов на курорте через привлечение данных не только официальных уполномоченных органов территориальной власти и Крайкомстата, но и данных независимых экспертов о регистрации сведений во всех средствах размещения отдыхающих.
Выводы
В результате проведенного исследования выявлено, что, несмотря на отсутствие единой статистической системы в сфере туризма РФ, в настоящее время на уровне конкретных регионов уже разработаны и внедрены собственные системы сбора и обработки статданных, позволяющих проводить многоаспектный и глубокий анализ состояния и развития регионального туризма. Анализ апробированного на региональном уровне подхода выявил его полное соответствие современным международным методам проведения статистического учета и анализа туристской сферы. Предложенные альтернативные методы рас-
чета численности туристов могут явиться важным дополнением уже существующей статистический системы, способным повысить объективность статистических оценок. Опыт региональных систем статистического учета и анализа туризма может в дальнейшем явиться основой для разработки методического инструментария национальной системы статистики российской отрасли туризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вукович Г. Г. Компаративистский анализ исследования факторов эффективного функционирования региональной экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 2 (34). С. 9-14.
2. Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году // Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2015/05/07/7152
3. Гукасян А. В. Стимулирующие инструменты инновационно-промышленной политики: достижения и проблемы // JournalofEconomicRegulation. 2013. Т. 4. № 1. С. 107-114.
4. Гущина Е. Г. Концепция структурной модели устойчивого регионального развития // Экономика: теория и практика. 2015. № 3 (39). С. 23-28.
5. Джуха В. М., Гагай М. С. Статистическая модель мультипликатора туристических расходов в Российской Федерации и Ростовской области // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 14. С. 37-43.
6. Дудин С. Г., Толстова А. З., Суровцева Е. С. Доверие в макроэкономике // Экономика: теория и практика. 2015. № 2 (38). С. 44-49.
7. Данилова З. А., Жамьянова Ю. Б. Социальная безопасность региона: оценка регулирующего воздействия государства // Научное обозрение. 2016. № 5. С. 87-90.
8. Зенченко С. В., Кобрянов С. В. Формирование стратегии конкурентоспособного развития экономики региона // Экономика: теория и практика. 2015. № 1 (37). С. 14-20.
9. Игнатьев С. В. Российская экономика в контексте мировой динамики развития // Экономика: теория и практика. 2016. № 1 (41). С. 3-9.
10. Иные правовые акты // Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://min.kurortkuban.ru/dokumenty/federalnoe-zakonoda-telstvo/itemlist/category/97-inye-pravovye-akty
11. Калианиди Х. К., Вукович Г. Г. Роль России в мировой экономике // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 80.
12. Козырь Н. С. Подходы к определению глобальной конкурентоспособности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 26 (311). С. 39-52.
13. Кизим А. А., Зацепилова О. В. Выбор оптимальной транспортно-логистической стратегии ведения бизнеса // Экономический вестник ЮФО. 2007. № 6. С. 78-85.
14. Кизим А. А., Романова И. А. Проблемы создания туристско-рекреационного кластера на юге России // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2011. № 1. С. 371-376.
15. Котова А. С., Максимов Д. В. Влияние туризма на экономику региона (на примере Краснодарского края) // Вестник научного общества географического факультета Кубанского государственного университета. Мат. молодежной науч.-практ. конф. Краснодар : ООО «Просвещение-Юг». 2016. С. 70-73.
16. Крохичева Г. Е., Щекотихина Е. А., Витязе-ва Т. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с точки зрения обеспечения его экономической безопасности // Научное обозрение. 2016. № 3. С. 156-159.
17. Кузнецов Н. И., Уколова Н. В., Шихано-ва Ю. А. Оптимизация человеческого потенциала как фактора формирования инновационно-интегрированной структуры национальной экономики // Научное обозрение. 2015. № 8. С. 245-251.
18. Мухаметшина Ф. А., Шипшова О. А. Конкурентные преимущества хозяйствующих субъектов в условиях глобализации экономики // Научное обозрение.
2015. № 10-2. С. 223-226.
19. Невская Н. А. Экономические индикаторы рыночной конъюнктуры / Научный доклад // Москва, 2014.
20. Невская Н. А. Макросчета как информационная основа прогнозирования макроэкономических процессов // Международная торговля и торговая политика. 2014. № 9 (88). С. 18-28.
21. Никулина О. В. Тенденции развития современных предприятий в условиях динамичности и неопределенности внешней среды // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 17. С. 40-45.
22. Никулина О. В., Коваленко А. И. Финансовое управление инновационной активностью экономических субъектов региона // Экономика: теория и практика.
2016. № 1 (41). С. 27-34.
23. Седова Н. В. Развитие инновационного потенциала в АПК // Вестник российской сельскохозяйственной науки 2010. № 3. С. 18-20.
24. Федеральное агентство по туризму. Приказ от 18 июля 2007 г. № 69 «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/191545/#ixzz4OggrzSj 1
25. Число международных туристских прибытий в 2015 году возросло на 4 % и достигло рекордной отметки в 1,2 млрд // Tourism Market Trends UNWTO [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://media.unwto.org/ ru/press-release/2016-01-19/chislo-mezhdunarodnykh-turistskikh-pribytii-v-2015-godu-voz-roslo-na-4-i-dos
26. Шамин А. Е., Чернов В. А. Территориальные кластеры как основа развития инновационной инфраструктуры региона // Инновации и инвестиции. 2015. № 8. С. 2-5.
27. Шевченко И. В., Боштек А. А. Обоснованные риски предприятий санаторно-курортного комплекса. Особенности оптимизации денежных потоков компании // Экономика: теория и практика. 2012. № 1 (25). С. 46-52.
28. Шевченко И. В., Коробейникова М. С. Новые интегрированные структуры как инновационные формы развития российской экономики: теория и практика // Экономика: теория и практика. 2014. № 3 (35). С. 13-21.
29. China National Tourism Administration [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnta.com
30. German National Tourist Board Incoming-Tourism Germany [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.germany.travel
31. Individual analysis and market research by Statista Research & Analysis // Statista: The Statistics Portal [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.stati-sta.com/markets/420/travel-tourism-hospitality/
32. InstitutoNacional de Estadistica [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ine.es/
33. Presentation: 2015 International Tourism Results and Prospects for 2016 // Tourism Market Trends UNWTO [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cf.cdn. unw-to.org/sites/all/files/pdf/unwto_fitur_2016_hq_jk.pdf
34. Travel & Tourism. Economic impact 2015. United States of America [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wttc.org/-/media/files/reports/economic% 20impact%20research/countries%202015/unitedstatesofameri ca2015.pdf
35. UNWTO World Tourism Barometer // Tourism Market Trends UNWTO [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mkt.unwto.org/ru
36. World Tourism Barometer // UNWTO [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wolfganghthome. .wordpress.com/2015/12/unwto_barom16_01_january.pdf
REFERENCES
1. Vukovich G. G. Komparativistskiy analiz issledo-vaniya faktorov effektivnogo funktsionirovaniya region-al'noy ekonomiki (Comparative analysis study of the factors the effective functioning of the regional economy), Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. 2014. No. 2 (34). pp. 9-14.
2. Vsemirniy ekonomicheskiy forum: Reyting stran mira po urovnyu konkurentosposobnosti puteshestviy i tu-rizma v 2015 godu // TSentr gumanitarnih tehnologiy [Elek-tronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://gtmarket.ru/news/ 2015/05/07/7152
3. Gukasyan A. V. Stimuliruyuschie instrumenti in-novatsionno-promishlennoy politiki: dostizheniya i problemi (Stimulating instruments innovation and industrial policy: achievements and challenges), Journal of Economic Regulation. 2013. T. 4. No. 1. pp. 107-114.
4. Guschina E. G. Kontseptsiya strukturnoy modeli ustoychivogo regional'nogo razvitiya (The concept of a structural model of sustainable regional development), Ekonomi-ka: teoriya ipraktika. 2015. No. 3 (39). pp. 23-28.
5. Dzhuha V. M., Gagay M. S. Statisticheskaya model' mul'tiplikatora turisticheskih rashodov v Rossiyskoy Fe-deratsii i Rostovskoy oblasti (A statistical model of the multiplier of the tourist expenditure in the Russian Federation and Rostov region), Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2012. No. 14. pp. 37-43.
6. Dudin S. G., Tolstova A. Z., Surovtseva E. S. Do-verie v makroekonomike (Trust in macroeconomics), Eko-nomika: teoriya ipraktika. 2015. No. 2 (38). pp. 44-49.
7. Danilova Z. A., ZHam'yanova YU. B. Sotsial'naya bezopasnost' regiona: otsenka reguliruyuschego vozdeystviya gosudarstva (Social security region: regulatory impact assessment States), Nauchnoe obozrenie. 2016. No. 5. pp. 87-90.
8. Zenchenko S. V., Kobryanov S. V. Formirovanie strategii konkurentosposobnogo razvitiya ekonomiki regiona (Forming a strategy of competitive development of regional economy), Ekonomika: teoriya i praktika. 2015. No. 1 (37). pp. 14-20.
9. Ignat'ev S. V. Rossiyskaya ekonomika v kontekste mirovoy dinamiki razvitiya (The Russian economy in the context of world development dynamics), Ekonomika: teo-riya i praktika. 2016. No. 1 (41). pp. 3-9.
10. Inie pravovie akti // Ministerstvo kurortov, turizma i olimpiyskogo naslediya Krasnodarskogo kraya [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://min.kurort-kuban.ru/ dokumenty/federalnoe-zakonodatelstvo/itemlist/ category/97-inye-pravovye-akty
11. Kalianidi H. K., Vukovich G. G. Rol' Rossii v mi-rovoy ekonomike (Russia's role in the world economy), So-vremennie naukoemkie tehnologii. 2008. No. 1. pp. 80.
12. Kozir' N. S. Podhodi k opredeleniyu global'noy konkurentosposobnosti (Approaches to the definition of global competitiveness), Natsional'nie interesi: prioriteti i bezopasnost'. 2015. No. 26 (311). pp. 39-52.
13. Kizim A. A., Zatsepilova O. V. Vibor optimal'noy transportno-logisticheskoy strategii vedeniya biznesa (The choice of optimal transport and logistics strategy of business), Ekonomicheskiy vestnik YUFO. 2007. No. 6. pp. 78-85.
14. Kizim A. A., Romanova I. A. Problemi sozdaniya turistsko-rekreatsionnogo klastera na yuge Rossii (Problems of creation of the tourism cluster in southern Russia), Kurort-no-rekreatsionniy kompleks v sisteme regional'nogo razvitiya: innovatsionnie podhodi. 2011. No. 1. pp. 371-376.
15. Kotova A. S., Maksimov D. V. Vliyanie turizma na ekonomiku regiona (na primere Krasnodarskogo kraya) (The impact of tourism on the regional economy (for example Krasnodar region)), Vestnik nauchnogo obschestva geografi-cheskogo fakul'teta Kubanskogo gosudarstvennogo universi-teta. Mat. molodezhnoy nauch.-prakt. konf. Krasnodar : OOO «Prosveschenie-YUg». 2016. pp. 70-73.
16. Krohicheva G. E., SCHekotihina E. A., Vityaze-va T. A. Analiz finansovo-hozyaystvennoy deyatel'nosti pred-priyatiya s tochki zreniya obespecheniya ego ekonomicheskoy bezopasnosti (Analysis of financial and economic activity of the enterprise from the point of view of ensuring its economic security), Nauchnoe obozrenie. 2016. No. 3. pp. 156-159.
17. Kuznetsov N. I., Ukolova N. V., SHihano-va YU. A. Optimizatsiya chelovecheskogo potentsiala kak faktora formirovaniya innovatsionno-integrirovannoy struktu-ri natsional'noy ekonomiki (Optimization of human potential as the factor of formation of the innovative-integrated structure of the national economy), Nauchnoe obozrenie. 2015. No. 8. pp. 245-251.
18. Muhametshina F. A., SHipshova O. A. Konku-rentnie preimuschestva hozyaystvuyuschih sub''ektov v us-loviyah globalizatsii ekonomiki (Competitive advantages of economic entities in the conditions of globalization of economy), Nauchnoe obozrenie. 2015. No. 10-2. pp. 223-226.
19. Nevskaya N. A. Ekonomicheskie indikatori ri-nochnoy kon''yunkturi (Economic indicators market). Nauchniy doklad // Moskva, 2014.
20. Nevskaya N. A. Makroscheta kak informatsion-naya osnova prognozirovaniya makroekonomicheskih prot-sessov (Macrostate as information basis of forecasting of ma-croeconomic processes), Mezhdunarodnaya torgovlya i tor-govayapolitika. 2014. No. 9 (88). pp. 18-28.
21. Nikulina O. V. Tendentsii razvitiya sovremennih predpriyatiy v usloviyah dinamichnosti i neopredelennosti vneshney sredi (The development trend of modern enterprises in terms of the dynamism and uncertainty of the external environment), Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2008. No. 17. pp. 40-45.
22. Nikulina O. V., Kovalenko A. I. Finansovoe upravlenie innovatsionnoy aktivnost'yu ekonomicheskih sub''ektov regiona (Financial management of innovative activity of economic subjects of the region), Ekonomika: teoriya i praktika. 2016. No. 1 (41). pp. 27-34.
23. Sedova N. V. Razvitie innovatsionnogo potentsiala v APK (The development of innovative potential in agriculture), Vestnik rossiyskoy sel'skohozyaystvennoy nauki. 2010. No. 3. pp. 18-20.
24. Federal'noe agentstvo po turizmu. Prikaz ot 18 iyulya 2007 g. No. 69 «Ob utverzhdenii Poryadka opredele-niya vnutrennego turistskogo potoka v Rossiyskoy Federatsii i o vklade turizma v ekonomiku sub''ektov Rossiyskoy Fede-ratsii» [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/191545/#ixzz4OggrzSj1
25. CHislo mezhdunarodnih turistskih pribitiy v 2015 godu vozroslo na 4 % i dostiglo rekordnoy otmetki v 1,2 mlrd // Tourism Market Trends UNWTO [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://media.unwto.org/ru/press-release/ 2016-01-19/chislo-mezhdunarodnykh-turistskikh-pribytii-v-2015-godu-vozroslo-na-4-i-dos
26. SHamin A. E., CHernov V. A. Territorial'nie klas-teri kak osnova razvitiya innovatsionnoy infrastrukturi regio-na (Regional clusters as a basis of development of innovative infrastructure of the region), Innovatsii i investitsii. 2015. No. 8. pp. 2-5.
27. SHevchenko I. V., Boshtek A. A. Obosnovannie riski predpriyatiy sanatorno-kurortnogo kompleksa. Osoben-nosti optimizatsii denezhnih potokov kompanii (Reasonable risks of the enterprises of a sanatorium complex. Optimization of cash flows of the company), Ekonomika: teoriya i praktika. 2012. No. 1 (25). pp. 46-52.
28. SHevchenko I. V., Korobeynikova M. S. Novie in-tegrirovannie strukturi kak innovatsionnie formi razvitiya rossiyskoy ekonomiki: teoriya i praktika (The new integrated structure innovative development of the Russian economy: theory and practice), Ekonomika: teoriya i praktika. 2014. No. 3 (35). pp. 13-21.
29. China National Tourism Administration [Elek-tronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.cnta.com.
30. German National Tourist Board Incoming-Tourism Germany [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.germany.travel
31. Individual analysis and market research by Statista Research & Analysis // Statista: The Statistics Portal [Elek-tronniy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.stati-sta.com/ markets/420/travel-tourism-hospitality/
32. InstitutoNacional de Estadistica [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ine.es/
33. Presentation: 2015 International Tourism Results and Prospects for 2016 // Tourism Market Trends UNWTO [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://cf.cdn.un-wto.org/sites/all/files/pdf/unwto_fitur_2016_hq_jk.pdf
34. Travel & Tourism. Economic impact 2015. United States of America [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.wttc.org/-/media/files/reports/economic%20 im-pact%20research/countries%202015/unitedstatesofamerica20 15.pdf
35. UNWTO World Tourism Barometer // Tourism Market Trends UNWTO [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://mkt.unwto.org/ru
36. World Tourism Barometer // UNWTO [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: https://wolfganghthome.files. wordpress.com/2015/12/unwto_barom16_01_january.pdf
Дата поступления статьи в редакцию 30.09.2016.
08.00.05 УДК 331
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ПОСТРОЕНИЮ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
© 2016
Худякова Татьяна Альбертовна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой «Экономика и управление на предприятиях сферы услуг, рекреации и туризма»
Южно-Уральский государственный университет, Челябинск (Россия)
Аннотация. Введение. В период значительных флуктуаций внешней среды предприятия, обусловленных кризисными явлениями, а также санкциями по отношению к Российской Федерации, крайне необходимо, чтобы менеджеры различного уровня управления, а также стейкхолдеры обладали инструментарием, который в первую очередь позволял бы прогнозировать возможные сценарии развития предприятия в условиях динамичной среды. Так как только этот тип инструментария позволит на основе упреждающего управления нивелировать негативное влияние возмущающих факторов среды функционирования предприятия. В случае, когда целью хозяйствующего субъекта является не просто функционирование, а развитие - достижение новых уровней, необходимость в разработке показателей, позволяющих прогнозировать, возрастает в разы. Таким образом, статья посвящена разработке инструментария, позволяющего производить количественную оценку финансово-экономической устойчивости предприятия в условиях динамичной среды, на основе построения интегрального показателя устойчивости предприятия.
Материалы и методы. С целью решения поставленной задачи производится анализ современных научных подходов к построению интегрального показателя финансово-экономической устойчивости предприятия. Анализ проводится в контексте области и способа использования показателей, принципов расчета интегрального показателя устойчивости предприятия. В результате проведенного анализа современных научных подходов к определению интегрального показателя уровня устойчивости предприятия представляется возможным выявить закономерности этого коэффициента, сформулировать основные требования и принципы построения интегрального показателя финансово-экономической устойчивости предприятия в условиях динамической среды функционирования хозяйствующего субъекта.
Ключевые слова:вариабельная среда, вероятностная модель, весовые коэффициенты, внешняя среда, интегральный показатель, подсистема предприятия, устойчивое развитие, устойчивость, финансовая устойчивость, финансово-экономическая устойчивость, флуктуации среды, экономическая устойчивость.
ANALYSIS OF MODERN SCIENTIFIC APPROACHES TO THE CONSTRUCTION OF INTEGRAL INDICATORS OF ENTERPRISES' SUSTAINABILITY
© 2016
Khudyakova Tatyana Albertovna, the candidate of economic sciences, the associate professor, the head of the chair « Economics and Management at the enterprises of sphere of services, recreation and tourism»
South Ural State University, Chelyabinsk (Russia)
Annotation. Introduction. In a period of significant fluctuations in the external environment of the enterprise, due to crises, as well as sanctions against the Russian Federation, it is imperative that managers of different levels of government and stakeholders had the tools, which primarily allow predicting the possible enterprise scenario in a dynamic environment. So as soon as this type of tool will allow, based on proactive management to neutralize the negative impact of disturbing factors of the environment