СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
политические последствия. URL: https://www.noo-joumal.ru/2015-1-4/article-0038/ (дата обращения: 23.03.2019).
2. Бердяев Н.А. Размышления о Русской революции // Бердяев Н.А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. - М.: Феникс, 1991. -539 с.
3. Декреты Советской власти. Т. 1. 25 октября1918 - 17 марта 1918 г. - М.: Гос. издат-во политической литературы, 1957. - 626 с.
4. Декреты Советской власти. Том II. 17 марта - 10 июля 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1959. - 685 с.
5. Красный архив // Исторический журнал. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. № 5. - С. 15-35.
6. Ленин В.И. К истории вопроса о несчастном мире // Полное собрание сочинений. Издание пятое. Т.35. М.: Издательство политическая литература, 1974. С. 243-252.
7. Ратьковский И. С. Восстановление в России смертной казни на фронте летом 1917 года // Новейшая история России. - 2015. - С. 48-58.
8. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2031. Оп. 1. Д.1542.
9. Россия (1917, февраль-октябрь). Законы и постановления. Сборник указов и постановлений временного правительства: Вып. 1: 27 февраля - 5 мая 1917 / Сост. отд-нием свода законов гос. канцелярии. - Пг.: Государственная типография, 1917. - 555 с.
10. Шульгин В. В. Годы. Дни. 1920 год. - М.: Изд-во «Новости», 1990. - 832 с.
© Козлов А.П., 2019
УДК-9
Яшина М. А.
Кандидат истоичесских наук Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университе
г.Челябинск kira_303@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
Аннотация
В статье рассматривается различие между императорской и царской властью, появление патриаршей кафедры, особенности при венчании на царство или при коронации императора.
Ключевые слова: царь, император, патриарх, митрополит, венчание на царский престол.
M.A. Yashin (Russia, Chelyabinsk)
THE EVOLUTION OF THE FORMATION OF THE MONARCHIES OF POWER IN RUSSIA
Abstract
In article the difference between the imperial and imperial power, emergence of patriarchal department, feature at a wedding on the kingdom is considered or at the emperor's crowning.
Keywords:
tsar, emperor, patriarch, metropolitan, wedding on the royal throne.
25
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Научный анализ накопленного опыта изучения церковной политики гражданскими и церковными историками позволяет синтезировать научные достижения. Активизация дискуссий о Русской Православной Церкви в обществе, объективной потребностью научного осмысления проблем взаимоотношений, среди которых вопрос оценки предыдущих этапов взаимодействия занимает особое место. На современном этапе развития отечественной исторической науки характерна активная работа историков в направлении изучения предреволюционного наследия, которыми располагает историческая наука. В этой связи исследование специфики освещения церковной политики в дореволюционной историографии как опыта исторической науки в государстве.
Внимательно, изучая страницы историографии, просматривая опубликованные статьи, невольно задаешь себе вопрос: «Когда же на Руси помазали на царство первого царя? Каковы различия между царем и императором?». Для историка, воспитанного в советское время, разницы между понятием император и царь нет. Они оба являются главою государства, оба наделены монаршей властью.
Император (лат. imperator - повелитель) - высший монархический титул, принадлежит обычно главам империй. Впервые возник в Римской империи; после падения Западной Римской империи (476 г.) сохранился в Византии. На Западе Европы был восстановлен в 800 г. Карлом Великим. Во Франции титул императора носил Наполеон Бонапарт (1804- 1814 и 1815 г.) и Луи Наполеон (1852-1870 гг.). В 1871 г. титул императора принял король Пруссии, в 1936 г. - король Италии, в 1976-1979 гг. - диктатор Центрально-Африканской Республики Бокасса. В европейской литературе термин «император» применяют к монархам ряда неевропейских стран (напр., китайский император - до 1911 г., эфиопский император - до 1974 г., японский император - до настоящего времени) [1, с. 198]. В 1721 г. по решению Синода Петр I получил титул императора, с этого времени его стали носить все последующие российские монархи.
А вот четкого определения «царя» мы не найдем. В Ветхом завете еврейский народ, попросили себе царя. Пророк Самуил помазал на царство Давида (Ветхий Завет, гл.16, 6-13). Пророк помазал на царство царя, а не императора. Да и слова император, цезарь (кесарь) и царь - это не синонимы.
После принятия православия в 988 году от греков Русь становится экзархатом Константинопольского патриаршества. Первый митрополит Киевский и всея Руси Михаил, прибывший в Киев для постоянного пребывания, был поставлен Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом. До 1448 года русские епископы утверждались на служение решением Константинопольских патриархов и обычно это были греками. На Поместном Соборе в Москве, в декабре 1448 года, объявили главою церкви митрополитом Киевским и всея Руси Иону епископа Рязанского. Фактически это явилось началом автокефалии Русской православной церкви. Автокефальность Русской церкви стала началом духовного возвышения Московского государства. Москва уже видела князя - царем, а рядом с ним патриарха.
Совершенное митрополитом Макарием венчание Ивана IV «по чину возведения на княжеский престол» [2, с.65-68], являлось недостаточным условием, чтобы называться православным царем. Единственный, кто мог утвердить Ивана Грозного был Константинопольский патриарх, как глава Вселенской Церкви.
Вот к нему и обратился Иван Васильевич за утверждением своего венчания на «царский» престол. Он послал в Константинополь суздальского архимандрита Феодорита с богатой милостыней и грамотой к патриарху, в которой просил прислать ему соборное утверждение его «царского» венчания. В сентябре 1562 года в ответной грамоте патриарх совместно с Собором признает Ивана Васильевича только как законного преемника и наследника византийских императоров. Далее он указывается, что венчание на царство «не только митрополит, или кто иной во власти сущий не имеет права сего совершить, но ни даже патриарх иной, кроме только двух, коим присвоено сие преимущество» [3; с. 29] (то есть Римскому и Константинопольскому патриархам одновременно).
Период с 1613 года до 1728 года является правлением новой династии. В январе 1613 года съехались в Москву представители от всех сословий (включая крестьян), по 7 человек из каждого города, для выбора главы государства. Великий Всероссийский церковный поместный и Земский собор был один из самых многолюдных и наиболее полный. После долгих прений соборяне выбрали на царство Михаила Федоровича Романова, при этом родственники царевича «взяли» с народа клятву, что «царями в России
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
могут быть только Романовы из рода в род, до скончания мира. А тот кто стал бы противиться этому определению будь то царь, или патриарх, или любой иной человек, да будет проклят в сем веке и в будущем, отлучен будет он от Святыя Троицы» [4, с. 34]. 11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось коронование Михаила Романова царским венцом и диадемой.
Его внук, Петр I, в 1700 году упразднил патриаршество, заменив патриаршее единоначалие коллегиальным Синодом, который получил права высшей административной и судебной инстанцией Русской церкви. Синоду принадлежало право, с одобрения верховной власти Российской империи, открывать новые кафедры, избирать и поставлять епископов, устанавливать церковные праздники и обряды, канонизировать святых, осуществлять цензуру в отношении произведений богословского, церковно-исторического и канонического содержания.
В 1728 году от оспы умер последний царевич из рода Романовых [5, а495-496]. Престолонаследие по женской линии в православии не допускается. После смерти Петра II желавшим взойти на царский престол в России автоматически попадал под анафему Поместного Собора 1613 года. Снять это анафематствование можно только на Поместном Соборе Русской Православной церкви, что на сегодня до сих пор не сделано. В 1896 году на «царский престол» взошёл последний из правящей династии Гольштейн-Готторпской
- Николай Александрович Романов. Коронации происходила 14 мая в Успенском Соборе Кремля. В чине венчания на царство (княжеский стол) патриарх (митрополит) совершает таинство миропомазание только над мужским родом. После венчания на царство, венчанный снять венец, отказаться от престола может только в одном случае - только после свой смерти (или пострига в монашество), а вот император действует по-своему усмотрению, в зависимости от обстоятельств.
Утверждению царской власти в России предшествовал длительный период, который продолжался более пятисот лет. В формулировке титулования государственной власти «князь-царь-император» были внесены некорректные данные в определения, которые со временем стерли границы между этими понятиями, а также особенности правления главы Руси, России и Российской империей в период до 1917 года.
Список использованной литературы:
1. Большой юридический словарь//авт.-сост. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. - М., 2001.
- 790 с.
2. Яшина М.А. Патриарх и царь: этапы возникновения двух ветвей власти//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки.- 2017. - Т. 17. № 2 - С. 65-68.
3. Каптерев Н.Ф. Характер отношений к православному востоку XVI и XVII столетиях/ Н.Ф. Каптерев. -Сергиев Посад, 1914. - 585 с.
4. Белокуров С. А. Утверженная грамота (об избрании на Московское государство Михаила Фёдоровича Романова)/ С. А. Белокуров - М., 1906. - 110 с.
5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1898. - Т. 23 А. - С. 475-958.
© Яшина М. А. 2019