Научная статья на тему 'Особенности становления казахстанской партийной системы в постсоветский период'

Особенности становления казахстанской партийной системы в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2765
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTIES / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА КАЗАХСТАНА / PARTY SYSTEM OF KAZAKHSTAN / ПАРТИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / PARTY BUILDING / МНОГОПАРТИЙНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ / SOCIAL AND POLITICAL ASSOCIATIONS AND MOVEMENTS / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / PARLIAMENTARY ELECTIONS / ДОМИНАНТНАЯ ПАРТИЯ / DOMINANT PARTY / MULTI-PARTY SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абзалбеков Б. С.

Рассматривается становление и развитие партийно-политической системы Казахстана в постсоветский период. Затрагиваются процессы партийного строительства и развития многопартийности. Уделяется внимание созданию доминантной партии и формированию многопартийной системы с доминирующей партией. Отдельное внимание уделяется становлению законодательной базы партийно-политической системы Республики Казахстан. Кроме этого, рассматриваются особенности становления избирательной системы, послужившей основанием современных электоральных циклов в Мажилис Парламента РК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Development of Kazakhstan Party System in the Post-Soviet Period

The article discusses the formation and development of the party-political system of Kazakhstan in the post-Soviet period. The processes of party building and development of multiparty system are touched upon. Attention is paid to the creation of a dominant party and the formation of a multiparty system with a dominant party. Special attention is paid to the formation of the legislative base of the party-political system of the Republic of Kazakhstan. In addition, the features of the formation of the electoral system, which served as the basis for modern electoral cycles in the Majilis, are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности становления казахстанской партийной системы в постсоветский период»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 208-214. УДК 329

DOI 10.25513/2312-1300.2018.2.208-214

Б. С. Абзалбеков

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КАЗАХСТАНСКОЙ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ

В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Рассматривается становление и развитие партийно-политической системы Казахстана в постсоветский период. Затрагиваются процессы партийного строительства и развития многопартийности. Уделяется внимание созданию доминантной партии и формированию многопартийной системы с доминирующей партией. Отдельное внимание уделяется становлению законодательной базы партийно-политической системы Республики Казахстан. Кроме этого, рассматриваются особенности становления избирательной системы, послужившей основанием современных электоральных циклов в Мажилис Парламента РК.

Ключевые слова: политические партии; партийная система Казахстана; партийное строительство; многопартийность; общественно-политические объединения и движения; парламентские выборы; доминантная партия.

B. S. Abzalbekov

FEATURES OF DEVELOPMENT OF KAZAKHSTAN PARTY SYSTEM IN THE POST-SOVIET PERIOD

The article discusses the formation and development of the party-political system of Kazakhstan in the post-Soviet period. The processes of party building and development of multiparty system are touched upon. Attention is paid to the creation of a dominant party and the formation of a multiparty system with a dominant party. Special attention is paid to the formation of the legislative base of the party-political system of the Republic of Kazakhstan. In addition, the features of the formation of the electoral system, which served as the basis for modern electoral cycles in the Majilis, are considered.

Keywords: political parties; party system of Kazakhstan; party building; multiparty system; social and political associations and movements; parliamentary elections; dominant party.

Анализируя историю становления многопартийности Республики Казахстан с позиций сегодняшнего дня, можно с уверенностью говорить, что процесс партийного строительства в стране условно делится на два исторических периода: становление собственно самой многопартийности (1986-2002 гг.) и формирование многопартийной системы с доминирующей партией (2002 г. - н. в.).

В свою очередь, эти исторические периоды имеют свои внутренние этапы становления и развития партийной системы Казахстана с характерными для каждого особенностями.

© Абзалбеков Б. С., 2018

Так, в первый период условно входит четыре временных отрезка:

1. Первоначальным этапом становления казахстанской многопартийности, по мнению исследователей, принято считать 19861990 гг. Именно в это время начал происходить демонтаж однопартийной системы СССР и стали закладываться основы для формирования многопартийности. Создаются различные общественные объединения клубного типа и общественные движения: МАД «Невада-Семипалатинск», НДД «Жел-то;сан» («Декабрь»), «Мемориал» и др. [1, с. 48].

Всего по состоянию на март 1990 г. в республике насчитывалось более 100 зарегистрированных и незарегистрированных общественных организаций.

После отмены 6-й статьи Конституции СССР (14 марта 1990 г.) в республике начали создаваться первые политические партии, ставшие по сути протопартиями: ПНС «Алаш» (апрель 1990 г.), Социал-демократическая партия Казахстана (май 1990 г.), НДП «Желтоксан» (май 1990 г.) и др.

2. Следующим этапом развития многопартийности в республике является период с сентября 1990 г. по март 1995 г.

В этот период был принят закон СССР «Об общественных объединениях» (9 октября 1990 г.), зафиксировавший право на существование партий и других общественно-политических структур.

Верховный совет Казахской ССР 25 октября 1990 г. принял Декларацию о государственном суверенитете республики, которая, в частности, гарантировала всем общественным и политическим организациям, а также массовым движениям равные правовые возможности участия в государственной и общественной жизни [2, с. 89]. Впоследствии это было закреплено законом «Об общественных объединениях в Казахской ССР» (июнь 1991 г.) после распада СССР и Конституцией РК 1993 г.

Таким образом, на данном этапе впервые начали образовываться официально зарегистрированные политические партии, начала структурироваться политическая оппозиция по отношению к политике президента и правительства.

Политические партии и общественные объединения 7 марта 1994 г. получили первый опыт участия в выборах депутатов законодательного органа - Верховного совета РК XIII созыва.

3. Особенностями третьего этапа (апрель 1995 г. - сентябрь 1998 г.) являются развитие политических партий в условиях авторитарной демократии, принятия законов «Об общественных объединениях» (май 1996 г.) и «О политических партиях» (июль 1996 г.) [1, с. 51].

На этом этапе продолжают действовать все зарегистрированные партии, но появляются и новые, кроме того, функционировали

незарегистрированные партийные структуры, образованы новые общественно-политические движения.

В декабре 1995 г. состоялись первые после утверждения новой Конституции выборы в Мажилис (нижнюю палату Парламента), в которых участие приняло 30 партий и движений.

Всего на 1 января 1998 г. Министерством юстиции РК официально зарегистрировано девять политических партий: Демократическая партия Казахстана, Коммунистическая партия Казахстана, Социалистическая партия Казахстана, Народно-кооперативная партия Казахстана, Партия Возрождения Казахстана, Партия народного единства Казахстана, Партия «Народный конгресс Казахстана», Республиканская партия Казахстана, Республиканская политическая партия труда [3, с. 183].

Необходимо отметить, что на этом этапе окончательно утвердился институт многопартийности. Политические партии всё чаще заявляют о своих взглядах и оказывают некоторое влияние на политические процессы в стране.

В то же время партийные структуры организационно ещё очень слабы и неустойчивы. Отчасти это было обусловлено тем, что действовавшая в тот период мажоритарная система выборов без партийных списков исключала непосредственное участие партий в предвыборной борьбе, что замедляло формирование сильных политических партий.

4. С наступлением четвёртого этапа (сентябрь 1998 г. - июнь 2002 г.) процесс становления и развития политических партий вошёл в качественно новую фазу [1, с. 52].

В мае 1999 г. в Казахстане были внесены очередные изменения в законодательство о выборах (на основе конституционных поправок 1998 г.), существенно изменившие законодательную базу избирательной системы. Законом была предусмотрена новая, смешанная избирательная система, согласно которой 10 мест в Парламенте распределялось на основе пропорционального партийного представительства, а на оставшиеся 67 мест делегаты избирались по одномандатным избирательным округам. Для политических партий был установлен 7 %-й проходной барьер, оставшийся неизменным по настоящее время [4].

Как следствие, в ответ на принятые изменения возник ряд новых политических партий: Гражданская партия Казахстана (ГПК, ноябрь 1998 г.), Аграрная партия Казахстана (АПК, январь 1999 г.), Республиканская политическая партия «Отан» (РПП «Отан», январь 1999 г.), Крестьянская социал-демократическая партия «Ауыл», (КСДП «Ауыл», январь 2000 г.), Партия патриотов Казахстана (ППК, июль 2000 г.), Демократическая партия Казахстана «Акжол» (ДПК «Акжол», март 2002 г.) и др.

Касательно образования РПП «Отан» необходимо отметить, что данная партия изначально создавалась в качестве партии власти в результате реформирования пропрезидентских сил на базе Республиканского общественного штаба в поддержку кандидата в президенты РК Н. Назарбаева на выборах 1999 г.

С 1991 г. Н. Назарбаев не отдавал особого предпочтения ни одной из действовавших в стране политических структур. Однако непосредственная заинтересованность президента страны в создании партии власти обернулась поддержкой партии «Отан», более того, президент стал её членом и председателем. Всё это позволило причислить РПП «Отан» к разряду политических организаций с серьёзным будущим.

На состоявшихся 10 октября 1999 г. парламентских выборах провластные партии стали лидерами избирательной кампании. Среди 10 политических партий, выдвинувших партийные списки, они завоевали большинство мест в нижней палате Парламента (Мажилисе) как по партийным спискам: получено абсолютное большинство мест, 8 из 10 (РПП «Отан» - 4, ГПК - 2, АПК - 2, КПК (оппозиция) лишь 2 мандата), - так и по одномандатным округам.

Таким образом, на четвёртом этапе политические партии становятся самостоятельным влиятельным демократическим институтом, с которым считаются и на который опираются властные структуры. В новом составе Парламента появляются партийные фракции [1, с. 52].

Середина 2002 г. является точкой отсчёта развития казахстанской партийной системы в новом формате, а именно началом формирования многопартийной системы с доминирующей партией.

Поводом к переформатированию послужило подписание президентом Н. Назарбаевым нового закона о политических партиях (15 июля 2002 г.). Отныне политические партии создаются по инициативе группы граждан страны (численностью не менее 1 тыс. чел.), а для государственной регистрации в её составе должно быть не менее 50 тыс. чел. Они должны входить в структурные подразделения (филиалы и представительства) партии численностью не менее 700 членов в каждом, созданные во всех областях, городе республиканского значения и столице [5, с. 75]. Кроме того, для регистрации партия обязана представить в Министерство юстиции поимённый список всех членов, также суд получил право упразднить деятельность политической партии, если она в течение десяти лет или двух парламентских выборов подряд не принимала в них участие [2, с. 96].

Ситуация оказалась непростой как для оппозиционных, так и для лояльных власти партий, так как закон одинаковым образом поставил под угрозу существование партий различных ориентаций.

В целом из девятнадцати официально действовавших на 1 июля 2002 г. политических партий перерегистрацию, которую повлекло за собой принятие закона, прошли лишь семь: РПП «Отан», Гражданская партия Казахстана, Аграрная партия Казахстана, ДПК «Ак жол», КПК, Партия патриотов Казахстана и КСДП «Ауыл». Только первые три из них являлись провластными, остальные представляли лагерь радикальной и умеренной оппозиции. Необходимое количество подписей своих членов для перерегистрации партий не смог набрать ряд «диванных» партий, и они прекратили своё существование [6, с. 231].

Наряду с этим появились новые политические структуры, в числе которых Республиканская партия «Асар» (РП «Асар», ноябрь

2003 г.), Народная партия «Демократический выбор Казахстана» (НП «ДВК», февраль

2004 г.), в результате раскола Коммунистической партии появилась Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК, июнь 2004 г.).

Такие изменения в партийном секторе привели к гораздо более оживлённой поли-

тической борьбе на выборах в Мажилис (2004 г.). Партии впервые использовали политические технологии, характерные для избирательных кампаний развитых стран [1, с. 55].

Кроме того, впервые в новейшей истории Казахстана на парламентских выборах 2004 г. была легально реализована стратегия политических союзов. Четыре партии из двенадцати включившихся в конкуренцию за депутатские мандаты приняли участие в составе двух избирательных блоков: Аграрная и Гражданская партии создали блок АИСТ (Аграрно-индустриальный союз трудящихся), а КПК и НП «ДВК» - избирательный блок «Оппозиционный народный союз коммунистов и ДВК» [7, с. 31].

Таким образом, 19 сентября и 3 октября 2004 г. в стране состоялось два тура парламентских выборов, в которых приняли участие 12 зарегистрированных партий. По партийным спискам РПП «Отан» досталось 7 мест из 10. Кроме того, она получила 35 из 67 мест по одномандатным округам, что в сумме составило 42 из 77 депутатских кресел [2, с. 98].

Отныне изменился и характер деятельности партий. Наиболее крупные из них: «Отан», «Асар», «Ак жол» - соперничали не только в электоральный период, но и вели постоянную работу в Парламенте и на местах. Этому способствовала жёсткая партийная структура, разветвлённая вплоть до аулов и сёл.

Вторая половина 2006 г. ознаменовалась переструктурализацией политических сил. Явным лидером в этом плане выступала РПП «Отан».

Слияние партий «Отан» и «Асар» в единую политическую партию произошло 4 июня 2006 г. В ноябре-декабре к партии «Отан» присоединились Гражданская и Аграрная партии, а сама РПП «Отан» была переименована в Народно-демократическую партию «Нур Отан». В результате общая численность обновлённой партии приблизилась к 1 млн чел., что сделало её настоящим партийным гигантом: такой массовой партии за всю историю независимого Казахстана ещё не было. На конец 2006 г. её рейтинг превысил 60 %, это самый высокий показатель среди партий страны.

Таким образом, предпринимаемые властью усилия по конструированию единой, массовой, поддерживаемой большинством населения и обладающей всеми необходимыми ресурсами партии позволили сделать вывод, что в стране формируется многопартийная система с доминирующей партией. О возможности прихода Казахстана к такому типу партийной системы говорил и сам президент Н. Назарбаев, ссылаясь на опыт Швеции, Японии, Малайзии, Сингапура, Индии, Мексики [1, с. 57].

В этот период также была образована Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП), успешно прошедшая официальную регистрацию в Минюсте РК.

В мае 2007 г. начался новый виток строительства полуторапартийной системы Казахстана, точкой отсчёта которого являлась 2-я конституционная реформа. Внесённые в Конституцию поправки изменили статус и усилили роль политических партий. В частности, был осуществлён переход на выборы депутатов Мажилиса по пропорциональной системе. В этих целях количество депутатов в Мажилисе увеличили с 77 до 107, из которых 98 избирают по партийным спискам.

Из Конституции также изъяли норму о том, что на период своих полномочий президент приостанавливает деятельность в политической партии. Тем самым должность Главы государства приобрела налёт «партийности» [7, с. 48].

Новая конституционная норма о том, что президент назначает премьер-министра только после консультаций с фракциями политических партий и с согласия большинства депутатов, поставила точку в вопросе о предоставлении партиям права формировать правительство. Теперь к партийному сектору РК применимо понятие «партия власти». Премьер-министр представляет партию парламентского большинства, и правительство должно проводить программу победившей на выборах партии или коалиции.

Значительную роль в становлении партийной системы РК сыграла также отмена запрета на государственное финансирование общественных объединений. С января 2008 г. деятельность политических партий частично финансируется из республиканского бюджета.

Кроме этого, изменения, внесённые в Закон РК «О выборах» 19 июня 2007 г., лишили политические партии права формировать избирательные блоки и коалиции.

Принятие поправок в Конституцию повлекло за собой роспуск Парламента и проведение 18 августа 2007 г. досрочных выборов в законодательную ветвь власти [1, с. 60].

Всего в парламентских выборах 2007 г. участвовало семь политических структур: ОСДП, НДП «Нур Отан», Партия патриотов Казахстана, КСДП «Ауыл», ДПК «Ак жол», Партия «Руханият» (образована в апреле 2003 г.) и Коммунистическая народная партия Казахстана. Фаворитом выборной кампании являлась НДП «Нур Отан». Ядром её программы была поддержка политико-экономического курса президента страны [8, с. 8].

По итогам голосования (при явке избирателей свыше 68 %) НДП «Нур Отан» набрала 88,41 % голосов, ОСДП - 4,62 %, «Акжол» - 3,09 %, «Ауыл» - 1,51 %, КНПК -1,29 %, ППК - 0,78 %, «Руханият» - 0,37 %. Иными словами, кроме «Нур Отан», ни одна партия не смогла перешагнуть 7 %-й барьер.

Таким образом, введение пропорциональной электоральной формулы позволило партии власти занять 100 % мест в законодательный орган [1, с. 60]. Вместе с тем отсутствие в Парламенте представителей иных, в том числе оппозиционных, партий снижало не только уровень представительства интересов различных социальных групп, но и понижало эффективность принятых политических решений [7, с. 57].

В стране 15 января 2012 г. состоялись досрочные парламентские выборы, особенностью которых являлось изменение конфигурации партийной системы на основе введённых в феврале 2009 г. поправок в законы «О политических партиях» и «О выборах». Суть введённых изменений заключалась в допуске к распределению депутатских мандатов партийного списка партии следующей набравшей наибольшее количество голосов избирателей в случае преодоления 7 %-го барьера только одной политической партией [9].

В выборах приняло участие семь из десяти зарегистрированных партий: НДП «Нур Отан», ДПК «Акжол», ОСДП, КНПК, КСДП «Ауыл», партия «Адилет» («Справедливость»), Партия патриотов Казахстана.

В результате, наряду с доминирующей партией «Нур Отан», получившей 5 621 436 голосов избирателей (80,99 %), 7 %-й барьер преодолели ДПК «Ак жол» - 518 405 (7,47 %) и Коммунистическая народная партия Казахстана - 498 788 (7,19 %). Кроме этого, в Ма-жилисе Парламента РК с этого периода сложилась классическая схема партийных систем с доминирующей партией: отныне НДП «Нур Отан» начинает занимать положение в центре (83 депутатских мандата), КНПК -слева (7 мандатов), а справа - ДПК «Ак жол» (8 мандатов) [10, с. 20]. Теперь Парламент стал многопартийным, повысилась его представительная функция.

В РК 20 марта 2016 г. вновь состоялись внеочередные выборы в Мажилис Парламента РК шестого созыва, участие в которых приняло 6 из 7 официально зарегистрированных партий: НДП «Нур Отан», ДПК «Ак жол», КНПК, ОСДП, КСДП «Ауыл» и партия <Жрлш» («Единство», образована 26 апреля 2013 г.) [11]. По итогам выборов победу вновь одержали партия «Нур Отан», КНПК и ДПК «Ак жол». Однако наибольшее число голосов набрала партия «Нур Отан», за которую было отдано 6 183 757, или 82,20 %, голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Таким образом, партийная система Казахстана в очередной раз подтвердила статус системы с доминирующей партией [10, с. 20].

Необходимо отметить, что перед парламентскими выборами 2012 г. ряд политиков и экспертов высказывал мнение о переходе к двухпартийной системе в Казахстане. Однако, по мнению Ю. О. Булуктаева, в таком многосоставном обществе, как казахстанское, в котором могут присутствовать линии межэтнических, межконфессиональных, межжу-зовых, идеологических, региональных, стратификационных и иных размежеваний, представлять интересы только двух (условно) частей общества в лице двух партий очень сложно. Тем более в отсутствие второй крупной полноценной партии двухпартий-ность в Казахстане рисковала быть «неполноценной». В связи с этим вопрос о казахстанском бипартизме пока потерял свою актуальность.

На сегодняшний день казахстанские политологи часто задаются вопросами перспек-

тив дальнейшего развития партии «Нур Отан», потому что, в отличие от тех стран, где система с доминирующей партией существует давно, в казахстанском варианте она ещё не является устойчивой и сбалансированной.

Прежде всего в современных условиях в кратко- и среднесрочной перспективе будущее доминантной партии «Нур Отан» будет зависеть от ряда важных факторов, а именно:

- от меняющейся ситуации с консолидацией элиты и партийным лидерством;

- смены власти и партийной политики новых руководителей государства.

Для партии «Нур Отан» шансы укрепить свою доминантную роль возрастают в случае сохранения и дальнейшего упрочения партийной системы с доминирующей партией:

а) в краткосрочной перспективе - с лидером партии президентом РК Н. Назарбаевым;

б) в среднесрочной перспективе - с новыми лидерами партии.

В этом случае партийная система Казахстана будет развиваться по мексиканскому / японскому сценарию, где в течение длительного времени доминантная партия определяла политическую повестку дня. Её лидеры менялись, но партия побеждала на выборах и формировала правительство.

Пока альтернативы укреплению доминирующей роли партии «Нур Отан» нет. И это совпадает с курсом политического руководства. Ещё 17 января 2008 г. на расширенном заседании Политсовета НДП «Нур Отан» президент Н. Назарбаев озвучил целый ряд мер, которые должны были углубить и расширить влияние доминирующей партии в проведении внутренней политики. Среди указанных мер были вопросы формирования кадрового резерва, работа партии в регионах, участие в разработке национальной идеологии.

А в мае 2009 г. Н.Назарбаев на 12 съезде партии поставил задачу «... создать необходимые условия для доминирования партии «Нур Отан» в политической системе Казахстана в долгосрочной перспективе».

Таким образом, перспективы доминирующей партии в Республике Казахстан зависят от ответов на следующие вопросы:

- имеются ли шансы на реализацию в казахстанских условиях модели стабильности режимов, основанных на господстве «доминирующей партии»?

- сможет ли «доминирующая партия» стать механизмом, обеспечивающим преемственность казахстанского политического режима?

Уровень задач, стоящих перед государством в принципиально новых условиях, требует объединения, интеграции усилий всех элементов общества, участников политического и экономического процессов [9].

В заключение хотелось бы сделать следующие выводы:

- процесс партийного строительства в РК условно можно разделить на два исторических периода: становление многопартийности и формирование многопартийной системы с доминирующей партией;

- первоначальным этапом институцио-нализации партийной системы Казахстана являются 1986-1990 гг., отмеченные крушением однопартийной системы и легитимацией многопартийности. В этот период большую роль играют общественно-политические движения и организации;

- с середины 2002 г. правящие круги взяли курс на формирование системы с доминирующей партией в лице партии «Нур Отан». В связи с этим на сегодняшний день в Казахстане сложилась «полуторапартийная система» с одновременным наличием в ней и левой и правой оппозиции по отношению к партии власти;

- перспективы дальнейшего развития полуторапартийной системы в Казахстане зависят от возможностей создания преемственного механизма доминирующей партией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кармазина Л. И. Институционализация партийной системы Республики Казахстан: ретроспектива и современные тенденции // Центральная Азия и Кавказ. - 2008. - № 5 (59). -С. 47-63.

2. Бабак В. Казахстан: формирование многопартийной системы // Центральная Азия и Кавказ. - 2005. - № 2 (38). - С. 87-99.

3. Политология : учебник для студентов вузов / под общ. ред. А. Н. Нысанбаева. - Алма-Ата, 1998. - 367 с.

4. Выборы Президента и в Парламент Казахстана 1999 года // ЫБЬсдссС. - ит_: http://www.

histogood.ru/hgoods-941-1.html (дата обращения: 08.02.2018).

5. Курганская В. Особенности партийной системы в Казахстане и национальный вопрос // Центральная Азия и Кавказ. - 2005. -№ 2 (38). - С. 74-86.

6. Искаков И. Ж. Электоральные процессы и особенности развития политических партий в Казахстане // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 3. - С. 230-234.

7. Булуктаев Ю. О. Партийно-политическое строительство в Республике Казахстан (19912012 гг.). Книга 2. Трансформация партийной системы в начале XXI века : монография. -Алма-Ата : КИСИ при Президенте РК, 2013. -380 с.

8. Шаймергенов Т. Казахстан: к итогам внеочередных парламентских выборов - 2007 // Центральная Азия и Кавказ. - 2007. -№ 5 (53). - С. 7-18.

9. Булуктаев Ю. О. Перспективы доминирующей партии по итогам выборов в Мажилис Парла-

Информация о статье

Дата поступления 8 марта 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата принятия в печать 14 мая 2018 г.

Сведения об авторе

Абзалбеков Бауржан Сундетбаевич - аспирант кафедры политологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия), главный эксперт Управления анализа и методологии Центра Болонского процесса и академической мобильности МОН РК (Астана, Республика Казахстан)

Адрес для корреспонденции: 010000, Республика Казахстан, Астана, ул. Кабанбай батыра, 28 E-mail: Babzalbekov@list.ru

Для цитирования

Абзалбеков Б. С. Особенности становления казахстанской партийной системы в постсоветский период // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2(18). С. 208-214. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.2. 208-214.

мента РК // Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан. - URL: http://kisi.kz/ru /categories/politicheskaya-modernizaciya/posts /perspektivy-dominiruyuschey-partii (дата обращения: 08.02.2018).

10. Абзалбеков Б. С. Современные партийные системы с доминирующей партией: особенности строительства и функционирования // Евразийская интеграция: социальные и политические процессы : материалы VI Международной научно-практической конференции. Часть 1 (Астана, 28 апреля 2016 г.). - Астана, 2016. - С. 14-21.

11. Парламентские выборы в Казахстане - 2016: особенности и итоги // ЦАИ: Евразийский мониторинг. - URL: http://ea-monitor.kz/novosti-evraziyskogo-soyuza /parla mentskie-vybory-v-kazahstane-2016 (дата обращения: 08.02.2018).

Article info

Received March 8, 2018

Accepted May 14, 2018

About the author

Abzalbekov Baurzhan Sundetbayevich -

Graduate Student of the Department of Political Science of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia), Chief Expert of Office of Analysis and Methodology of Center of Bologna Process and Academic Mobility of the MES RK (Astana, Republic of Kazakhstan)

Postal address: 28, Kabanbay Batyra ul., Astana, 010000, Republic of Kazakhstan E-mail: Babzalbekov@list.ru

For citations

Abzalbekov B. S. Features of Development of Kazakhstan Party System in the Post-Soviet Period. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 2 (18), pp. 208-214. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.2.208-214 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.