УДК 792.5
Романова А.П.
Магистрант кафедры эстрадно-джазового пения Институт современного искусства (г. Москва, Россия)
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА
Аннотация: в статье рассматривается развитие музыкального театра второй половины XX — начала XXI века. Особое внимание уделяется социальной проблематике, технологическим инновациям, жанровому разнообразию и глобализации. Отмечается роль мюзиклов как важного культурного феномена, способного адаптироваться к изменениям общества и отражать глобальные тенденции.
Ключевые слова: музыкальный театр, мюзикл, социальная проблематика, Бродвей, мегамюзиклы, жанровое разнообразие, глобализация, цифровизация.
Музыкальный театр второй половины XX — начала XXI века претерпел значительные изменения, связанные как с социально-культурными трансформациями, так и с эволюцией художественных форм. Развитие музыкального театра в этот период происходило на пересечении различных эстетических, технологических и экономических процессов, что отразилось как на формах театральной постановки, так и на содержании произведений. Основными факторами, определившими особенности музыкального театра этого времени, были массовая урбанизация, глобализация культурного обмена, развитие средств массовой информации и внедрение новых технологий в театральное искусство.
В первую очередь, музыкальный театр второй половины XX века развивался под влиянием сложных культурных, политических и социальных
факторов, которые напрямую влияли на тематику, стилистику и общественное восприятие произведений этого жанра. После Второй мировой войны музыкальный театр приобрел особую актуальность как форма массовой культуры. Это время отмечено стремлением к восстановлению культурной жизни, ростом интереса к развлекательным формам искусства и поиском новых путей взаимодействия с аудиторией.
Исследователь театра Берт Кардулло отмечает, что «послевоенное европейское общество находилось в состоянии морального и духовного кризиса, и это нашло отражение в мрачных и тревожных темах многих театральных постановок» [3, с. 422]. Например, немецкий театр активно обращался к проблемам национальной идентичности и ответственности за нацистские преступления, что ярко отразилось в мюзиклах, таких как «Кабаре» (1966), где центральными темами стали политическая нестабильность и падение морали в Веймарской Германии. «Кабаре» Джона Кандера и Фреда Эбба, хотя и был создан американскими авторами, обрел особую популярность в Германии, поскольку его сюжет перекликался с актуальными вопросами исторической вины и осмысления нацистского прошлого. В Европе музыкальный театр продолжал обращаться к экспериментальным и авангардным формам, вбирая в себя влияние оперы, драматического театра и национальных традиций.
В свою очередь американский театр шел своим путем - Бродвей превратился в лабораторию, где рождались новые формы синтеза музыки, танца и драматургии. При этом во втором послевоенном десятилетии, как отмечает Джон Кенрик, «американский мюзикл развивался в контексте радикальных социальных изменений, что нашло отражение как в тематике, так и в стилистике постановок» [5, с. 156]. Мюзикл стал активнее обращаться к актуальным социальным проблемам, предлагая более сложные и смелые сюжеты. Самый знаковый пример этого периода - мюзикл «Волосы» (1967) Гэлта Макдермота. Он стал одной из первых постановок, в которой открыто поднимались вопросы войны во Вьетнаме, пацифизма, сексуальной свободы и
наркокультуры, что сделало его символом контркультуры того времени. Исследователь театра Барбара Ли Хорн отмечает, что «Волосы» стал переломным моментом в развитии музыкального театра, доказав, что этот жанр может стать не только средством развлечения, но и мощным инструментом политической и социальной критики [4, с. 17].
Но изменения затронули не только круг поднимаемых вопросов, в 1970-е годы меняются и драматические и музыкальные формы мюзикла. Стивен Сондхайм стал ключевой фигурой этого периода, создавая новаторские произведения с нестандартной драматургией и сложными музыкальными структурами, такие как «Компания» (1970), «Варьете» (1971) и «Суини Тодд» (1979). Например, «Компания» разрушает традиционную линейную структуру, предлагая череду несвязанных эпизодов, что стало радикальным отходом от классической музыкальной комедии. Как утверждает исследователь театра Стейси Вольф, Сондхайм «придал мюзиклу интеллектуальную глубину и эмоциональную сложность, вывел жанр на новый уровень драматургической и музыкальной зрелости» [6, с. 95].
Ключевую роль в развитии жанра во второй половине XX века сыграло также появление технологий звукозаписи и трансляции. В целом, 1980-е годы стали периодом активного внедрения новых технологий в театральное искусство. Лазерные шоу, сложные механизмы смены декораций и использование синтезаторов изменили характер взаимодействия зрителя с театральным пространством. Эти годы называют эпохой мегамюзиклов — масштабных постановок с грандиозным сценическим оформлением, сложными техническими эффектами и музыкальными партитурами, написанными в эпическом стиле. Ключевую роль здесь сыграли Эндрю Ллойд Уэббер («Призрак оперы», «Кошки») и Клод-Мишель Шёнберг («Отверженные», «Мисс Сайгон»).
Исследователь Джон Кенрик в своей работе «Musical Theatre: A History» отмечает, что мегамюзиклы стали символом коммерциализации театра, что вызвало неоднозначные оценки среди критиков. С одной стороны, эти
постановки привлекли миллионы зрителей, с другой — подвергались критике за утрату связи с глубокими драматическими традициями [5, с. 207].
К концу XX века музыкальный театр стал глобальным явлением. Постановки бродвейских мюзиклов начали осуществляться на разных языках, что усилило их влияние в странах Европы, Азии и Латинской Америки.
В этот период появились новые формы, сочетающие элементы поп-культуры и традиционных театральных жанров. Например, мюзикл «Богема» Джонатана Ларсона не только привнес на театральную сцену такой жанр как панк, но и предлагал новое прочтение социального театра, фокусируясь на проблемах молодежи, ВИЧ/СПИДа и маргинализированных групп. Он не только отражал реальности жизни молодежи того времени, но и ставил под сомнение традиционные жанровые рамки мюзикла» [2, с. 514].
Музыкальный театр 1990-х годов стал отражением глобальной культуры, вбирая в себя влияния из различных музыкальных и театральных традиций.
В XXI веке музыкальный театр продолжает сочетать в себе элементы развлекательного искусства и социального высказывания, стремится к актуальности и диалогу с обществом. Мюзиклы становятся более инклюзивными и отражают проблемы расового, гендерного и социального неравенства. Например, такие мюзиклы, как «Гамильтон» Лин-Мануэля Миранды, объединяют историческую тематику с элементами хип-хопа, рэпа и современных танцевальных форм, обращаясь к публике понятным и современным языком, при этом затрагивая важнейшие темы современной социально-политической повестки.
Еще одной особенностью стала цифровизация, которая затронула как процесс создания постановок, так и их распространение.
Цифровые технологии позволили расширить границы театрального пространства, внедряя элементы дополненной реальности, видеоарта и мультимедиа. Как отмечает бродвейский театральный критик Брукс Аткинсон в своей книге: «сегодня американский мюзикл фокусируется на зрелищности,
использовании передовых технологий (например, светодиодных экранов и интерактивных декораций), а также на создании универсальных сюжетов, способных привлечь все более глобальную аудиторию [1, с. 529].
Современные постановки акцентируют внимание на многообразии культур, используют новые технологии как логичную часть развлекательного искусства, понятного современной аудитории, что отражает общие тенденции глобализации и цифровизации.
В заключение стоит отметить, что музыкальный театр второй половины XX — начала XXI века продемонстрировал уникальную способность адаптироваться к изменениям общества, сохраняя при этом свою художественную самобытность. Благодаря синтезу традиций и новаторства, он не только сохранил свою популярность, но и стал важным культурным феноменом, отражающим глобальные тенденции. Основные отличия мюзиклов этого периода включают внимание к социальной проблематике, использование цифровых технологий и сложных сценических эффектов, а также жанровый синтез и глобализацию. Постановки все чаще поднимают важные темы, такие как расовая дискриминация, гендерное равенство и историческая справедливость, что делает их актуальными и значимыми для современной аудитории. Технологическое развитие позволяет создавать уникальные зрелищные образы, а жанровое разнообразие привлекает разноплановую аудиторию. Глобализация усиливает культурный обмен, делая мюзиклы доступными и востребованными по всему миру.
Сегодня музыкальный театр остается полем для экспериментов и творческих поисков, продолжая вдохновлять как зрителей, так и исследователей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Atkinson, B. Broadway: A History of Theatre in New York City. 2nd ed. Ardent Writer Pr, 2019. 576 p.;
2. Botto, L. At This Theatre: 100 Years of Broadway Shows, Stories and Stars. New York: Oxford University Press, 2002. 578 p.;
3. Cardullo, B. Theater of the Avant-garde, 1890-1950. New Haven: Yale University Press, 2001. 522 p;
4. Horn, B. L. The Age of Hair: Evolution and Impact of Broadway's First Rock Musical / B. L. Horn. Praeger, 1991. 188 p.;
5. Kenrick, J. Musical Theatre: A History / J. Kenrick. 2nd ed. Methuen Drama, 2017. 352 p.;
6. Wolf, S. Changed for Good: A Feminist History of the Broadway Musical / S. Wolf. New York: Oxford University Press, 2011. 320 p
Romanova A.P.
Institute of Contemporary Art (Moscow, Russia)
THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MUSICAL THEATER IN THE SECOND HALF OF THE XX - EARLY XXI CENTURIES
Abstract: the article examines the development of musical theater in the second half of the 20th and early 21st centuries. Special attention is paid to social issues, technological innovations, genre diversity, and globalization. The role of musicals as an important cultural phenomenon, capable of adapting to societal changes and reflecting global trends, is emphasized.
Keywords: musical theater, musical, social issues, Broadway, mega-musicals, genre diversity, globalization, digitalization.