ЗА РУБЕЖОМ
УДК 37И
Фахрутдинова Анастасия Викторовна
Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КАНАДЕ
Статья посвящена вопросам становления и развития гражданского воспитания в Канаде. В ней представлены этапы формирования различных подходов к идее гражданского воспитания в американском обществе с учетом этнической неоднородности и разнообразия взглядов на систему образования в целом в различные исторические периоды в различных провинциях Канады. Рассмотрена трансформация идеи гражданского воспитания и интерес к данной сфере воспитания, проведен анализ связи социальных вызовов и их влияния на школьную политику в контексте формирования будущих граждан стран.
Ключевые слова: гражданское воспитание, дискриминация, билингвизм, бикультурное общество, коренное население, мультикультурное общество, нравственное воспитание
Исчерпывающий и четкий анализ истории организации гражданского воспи-. тания в пределах школьной структуры в Канаде - это сложная и практически неразрешимая задача по ряду объективных причин. Произошло это, возможно потому, что единого понимания гражданства на различных исторических этапах в Канадском обществе не существовало. Так, по исторически сложившимся причинам Квебек крайне осторожно реагировал на свою роль неотъемлемой части единого государства, а Онтарио претендовал на приоритетность, отождествляя себя с Центром Канады и считая все остальные штаты и территории канадской провинцией. Хрупкий баланс между общенациональным и местным пониманием гражданства породил фактическое и терминологическое разнообразие в понимании гражданского воспитания по территориальному и социальному принципам. Тем не менее, как и в Американских школах в истории развития и становления Канадской школы можно выделить несколько периодов. Канадский исследователь Кен Осборн (Ken Osbome) дает следующую периодизацию гражданского воспитания:
1880-1920 гг.: формирование идентификации граждан Канады как канадцев;
1920 - середина 1960-х гг.: под влиянием представителей прогрессивной эры (США) гражданское воспитание рассматривалось с точки зрения подготовки подрастающих граждан к общественному сосуществованию при демократии вне политического контекста. (концепция гражданского воспитания Дьюи);
середина 1960-х - 1990 гг.: ориентир на панКанадские знания и ассимиляцию новых граждан.
1990 - наше время: изменение ориентира школьного образования с подготовки граждан к жизни в демократическом сообществе к подготовке граждан к жизни в активно меняющемся мире с точки зрения экономики [1].
1880-1920 гг. - формирование идентификации граждан Канады как канадцев
XIX век в Канаде характеризуется как время формирования самоидентификации граждан Канады, как канадцев. Поэтому задачей школы было и воспитание граждан и подготовка рабочей силы для индустриального общества. Встала задача обучения единому языку, введения национального контекста в содержание школьных предметов, в изучение традиций и организацию национальных фестивалей и празднований, в сотни других попыток дать детям возможность идентифицировать себя с Канадой, как своей страной. Процесс был весьма успешным [4]. Особо четко это прослеживалось в Онтарио, и на западных территориях, где процессу «канадизации» подвергалось большое количество не англо-говорящих эмигрантов. Квебек оставался в стороне от этого процесса. Попытка повсеместного внедрения английского языка воспринималась жителями этой провинции как угроза культурной самобытности. Опыт Манитобы и Онтарио, а также присоединившихся в 1905 году Альберты и Саскачивана с повсеместным введением английского языка разрушили надежды большого числа населения,
210
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Фахрутдинова А.В., 2010
что Канада будет биязычной и мультикультурной страной.
Многие исследователи того времени пишут, что патриотизм Канады того периода подразумевал лояльность по отношению к Великобритании и гордость за английскую империю. Особенно яркий пример насаждения английской культуры и языка - это провинция Онтарио, где большая часть населения не были бывшими британскими подданными. Школы учили всех детей лояльности и принятию всех прав и обязанностей нового канадского государства [8]. Кроме учебных предметов важной признавалась атмосфера, царившая в школе. Всевозможные церемонии, ритуалы, День Империи, а также события, происходившие в королевской семье: дни рождения суверенов, королевские похороны, коронации. Важную роль в этот период играли церемонии поднятия флага, развешенные на стенах карты, символические картины и плакаты [5]. По словам одного из школьных инспекторов: «они (символы) должны не только содержать в себе истинно канадский дух, они должны передавать этот дух детям. И те в свою очередь должны не только знать, дети должны чувствовать, что Канада великая страна» [5, с. 29]. Однако все реципиенты гражданского воспитания хотели его получить. Так, например, представители коренного населения понимали, что гражданское воспитание, преподаваемое их детям в школах-интернатах, где ученики проживали по нескольку лет (до 5) не видя семьи, отрывает их от корней и истории своего народа [1].
1920-е - 1960-е. гг. - социализация граждан и жизнь в обществе
Социально политическая и экономическая обстановка после окончания первой мировой войны, великая депрессия, рабочий радикализм, вторая мировая война, и отголоски холодной войны не могли не найти отражения в школьной практике. В этот период произошло изменение концепции гражданского воспитания. Теперь это был не столько вопрос национального самоопределения, сколько нравственного воспитания граждан и подготовка детей к жизни в обществе. Концептуальная идея текущего периода - деполити-зациия гражданского воспитания. Рассмотрим две концепции, отражающие данную идею.
Первая - воспитание детей, направленное на формирование общих устремлений и целей, для
того чтобы население Канады стало одной дружной семьей с лозунгом «...один за всех и все за одного...» [9, с. 38].
Вторая - замена политической активности путем вовлечения детей, да и всего населения в волонтерское движение, в благотворительность, создание церковных общин, и другие формы активного участия не в политической, но социальной жизни общества [9].
Такой подход был принят обществом и широко применялся не только в школьной практике но и учитывался при организации активного досуга детей: бой скауты (Boy Scouts), гэл гайды (Girl Guides), клубы Аж-4 (H-4 clubs), организация подготовки девушек Канады (Canadian Girls in Training), молодежный красный крест (Junior Red Cross) и т.д. численность детей, вовлеченных в эти организации, достигала нескольких сотен тысяч детей. Гражданское воспитание часто рассматривалось педагогами, политиками, общественными деятелями и учеными как профилактическая мера, особенно после Виннепигской всеобщей забастовки 1919 года и ряда других волнений волной прошедших по стране в период между первой и второй мировыми войнами [2]. В научной литературе этого периода прослеживается изменение отношения к гражданскому воспитанию и с точки зрения рассмотрения Канады как самостоятельного государства, а не как доминиона. Книги с текстами по истории были озаглавлены: «Создание канадской нации» (Building the Canadian nation), «Канада, нация и что впереди» (Canada, Nation and How It Come to Be), «От колонии к нации»^шт Colony to Nation) [4]. Педагоги разделяли возрастающее понимание самостоятельности страны. История Канады теперь была отделена от истории Великобритании, большое внимание уделялось уже непосредственно формированию Канады. Наряду с вышесказанным следует упомянуть о фактах, имеющих непосредственное отношение к трудностям в вопросах организации гражданского воспитания и чувства гражданства: В этот период наблюдалась возрастающая американизация общества. Образование коренного населения продолжало оставаться за пределами внимания общественности [3].
Существовали проблемы полового неравенства в вопросах гражданства.
Гражданское воспитание того периода не учитывало би-язычности и би-культурности Канадского общества. При изучении фактов британской
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
211
истории представителями всех национальностей, история Франции, ее культура часто игнорировались. В адрес французских школ высказывалась критика, что там учат детей ненавидеть англичан [8]. Но исследования Канадской Образовательной Ассоциацией английских и французских школ, позволило выявить полное отсутствие подстрекательства к ненависти. Учителя часто занимались в школах только «натаскиванием» учеников по экзаменационным предметам. Ведь от них требовались показатели по уровню знаний, и времени на работу по воплощению в жизнь программы «англизации» практически не оставалось [7].
Середина 1960-х - 1990-е гг. - ориентир на пан-Канадские знания и ассимиляцию новых граждан, «Изучение Канады»
1960 год - время разгара тихой революции в Квебеке, влияние которой было заметно на территории всей Канады. Основным вопросом было определение места Квебека в Канаде и вообще определение истинной природы конфедерации [8]. Перед широкой аудиторией эти вопросы ставит Королевская комиссия по би-лингвизму и би-культурности канадского общества (Royal Commission on Bilingualism and Biculturalism). Внимание к би-лингвизму привело к пониманию мультикультурализма, который и был принят парламентом в 1971 году. Таким образом создались условия для возрождения национального достоинства представителей коренного населения Канады. В 1960 году канадские индейцы получили право избирательного голоса [1; 3].
Празднование 100 годовщины Канады усилило противопоставление конфедерации и колоний, как единиц конфедерации. На повестке дня встал вопрос о самой возможности существования страны на протяжении еще одного столетия. Канадская самоидентификация оказалась под угрозой из-за возрастающего влияния американской культуры и экономики [10].
В 1970 была создана организация по изучению Канады (Canada Studies Foundation). Подход к изучению Канады теперь изменил свой курс в сторону пан-Канадского, который доносил до учеников общую информацию: географическое положение, знания по культуре, этническому составу страны и т.д. [9]. Более того, данная организация всячески поддерживала учителей в разработке новых курсов. Возникло огромное количе-
ство новых программ, которые часто не имели ничего общего с гражданским воспитанием.
Тем не менее, противопоставления франкофонного Квебека в англофонных школах и наоборот прослеживался часто, оставляя Квебеку отдельное место в канадском обществе.
Когда мы говорим об усилении внимания со стороны представителей общественности и образования к проблемам «канадизации» важно учитывать особенности канадской конфедерации. В середине 1960 годов историки Кук и Кэрелесс (Cook, Careless) отмечали, что на тот момент не существовало ни одной работающей теории по канадской самоидентификации. Канада воспринималась как общий дом для всех наций [6].
В 1960-х годах правительство определяло канадскую идею как би-лингвистическую и би-культурную, но позднее в 1970-х годах произошло изменение парадигмы общества в сторону официального би-лингвизма и мультикультурализма. На такое изменение быстро откликнулись школы. Для англоговорящих студентов были введены курсы французского языка, организованны программы обмена, и наконец, представители коренного населения получили контроль над своими школами. Ассимиляционная англикизация уступила место мультикультурализму общества [6].
В 1970-1980-х годах увеличилось внимание педагогов к мировым проблемам. Отчасти это произошло из-за возрастающей волны эмигрантов, поскольку состав учащихся в школах стал все более «пестрым». Но куда большую роль сыграло то, что канадские учителя к концу 20 века стали понимать гражданство в контексте глобализации мирового пространства.
В этот период было признано, что гражданство должно быть активным, а не пассивным. Пришло понимание того, что граждане должны были активно участвовать в делах, а не оставаться в стороне. Эта традиция гражданского воспитания и гражданства уходит корнями к традициям ранних греческих республик, но она нова для описываемого периода канадской истории образования.
Свой рассвет гражданское воспитание получило на рубеже XX-XXI веков.
Библиографический список
1. Bumsted, J. M. A History of the Canadian People. Ontario: Oxford University Press, 2003.
2. Canada. Winnipeg School District. Annual Report. Winnipeg: Winnipeg School District, 1888.
212
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
3. Canada. Committee for Aboriginal Electoral Reform. The Path to Electoral Equality. Ottawa: Committee for Aboriginal Electoral Reform, 1989.
4. Donald, Neil G. "David J. Goggin: Promoter of National Schools." Shaping the Schools of the Canadian West. Ed. D. C. Jones, N. M. Sheehan, and R. M. Stamp. Calgary: Detselig Enterprises, 1979.-p.14-28.
5. Francis, R. D., Richard Jones, and Donald B. Smith. Destinies: Canadian History Since Confederation. Toronto: Nelson Education, 2007.
6. Francis, R. D., Richard Jones, and Donald B. Smith. Journeys: A History of Canada. Toronto:
Nelson Education, 2009.
7. Henley, Richard, and John Pampallis. The Campaign for Compulsory Education in Manitoba// Canadian Journal of Education.-1982.-vol.7.-P. 59-83.
8. Laloux-Jain, Genevieve. Nationalism and Educational Politics in Ontario and Quebec, 18671914. Canadian schools and Canadian identity. Toronto: Gage Educational Pub., 1977.
9. Murray, W C. Education and the National Spirit // Western School Journal XII.-1917.-vol. 19.- 39-37.
10. Sandwell, Ruth W._To the Past: History Education, Public Memory, and Citizenship in Canada. Toronto: University of Toronto Press, 2006.
УДК 37
Айнутдинова Ирина Наильевна
Казанский федеральный университет [email protected]
ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ОПЫТ США
В статье представлены особенности, структура и содержание профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов. Подчеркнута важность вопроса о постановке цели и задач современного профессионального образования, а также проектирование уровня эффективности их выполнения в образовательном процессе. Дана экспертная оценка программ подготовки компетентных специалистов социальной сферы в университетах США.
Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, социальная сфера, опыт США, содержание образовательных программ.
Исследование американского опыта подготовки конкурентоспособных специалистов важно не для механического заимствования тех или иных общественных парадигм и доктрин, а, прежде всего, для осмысления естественных процессов взаимодействия, взаимообогащения и постепенной интеграции все еще существенно различных и во многом искусственно разобщенных российской и американской социальных систем, поиска работоспособных механизмов стимулирования всесторонних интеграционных процессов. Кроме того, «изучение и анализ различных явлений в области профессиональной подготовки специалистов развитых стран становится ныне фактически нормой нашей жизни и научного взаимодействия» [2, с. 47]. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня имеет место как излишняя переоценка, даже известная абсолютизация американского опыта, так и его недооценка [1].
Отечественная литература по вопросам генезиса американских теорий профессиональной под-
готовки конкурентоспособных специалистов социальной сферы, к сожалению, фрагментарна и невелика. Мы изучили работы зарубежных исследователей, переведенные на русский язык и рассматривающие социальную работу и проблемы подготовки социальных работников и педагогов в США, Великобритании, Германии и других странах, которые оказывают значительное влияние на состояние социальной работы в России [3; 4; 5].
Современная высшая школа США характеризуется высокой степенью дифференциации содержания образования и организации учебного процесса. Эта существенная черта системы высшего образования сложилась под воздействием ряда исторических, экономических, социокультурных факторов. «Особое влияние на формирование дифференцированного подхода к обучению оказали идеи протестантской религии, которую исповедует подавляющее большинство американцев» [2, с. 79].
Изучение нормативных документов современных американских вузов и знакомство с орга-
© Айнутдинова И.Н., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
213