ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО НАБОРА ДЕТЕЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Приходько И.И., Петренко И.В.
Харьковская государственная академия физической культуры
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы относительно особенностей проведения спортивного набора детей в детско-юношеские спортивные школы с целью подготовки высококвалифицированных спортсменов. Проанализированы наиболее важные социально-экономические факторы и критерии набора детей в спортивные школы. Определены пути совершенствования процесса спортивного набора и ориентации талантливых детей относительно регулярных занятий спортом в детско-юношеских спортивных школах. Спортивный набор - это своеобразный удачный «первый шаг» для массовой мотивации к занятиям разными видами спорта, создающий предпосылки для успешного спортивного совершенствования.
Ключевые слова: спорт, набор, отбор, школа, спортсмен, факторы, критерии.
Анотація. Приходько І.І., Петренко І.В. Особливості спортивного набору дітей в дитячо-юнацькі спортивні школи на сучасному етапі. У статті розглядаються питання щодо особливостей проведення спортивного набору дітей в дитячо-юнацькі спортивні школи з метою підготовки висококваліфікованих спортсменів. Проаналізовані найбільш важливі соціально-економічні фактори та критерії набору дітей до спортивних шкіл. Визначені шляхи вдосконалення процесу спортивного набора та орієнтації талановитих дітей щодо регулярних занять спортом у дитячо-юнацьких спортивних школах. Спортивний набір
- це своєрідний вдалий «перший крок» для масової мотивації до занять різними видами спорту, створюючий передумови для успішного спортивного вдосконалення.
Ключові слова: спорт, набір, відбір, школа, спортсмен, фактори, критерії.
Annotation. Prikhodko I.I., Petrenko I.V. Features of sporting set of children in child-youth sporting schools on the modern stage.
In the article questions are examined in relation to the features of lead through of sporting set of children in child-youth sporting schools with the purpose of preparation of highly skilled sportsmen. Analyzed most essential socially-economic factors and criteria of set of children in sporting schools. The ways of perfection of process of sporting set and orientation of talented children are certain in relation to regular employments by sport in child-youth sporting schools. The sports set is original successful “first step” for mass motivation to employment by different kinds of the sports, creating preconditions for successful sports perfection.
Keywords: sport, set, selection, school, sportsman, factors, criteria.
Введение.
Современный уровень спортивных достижений, высокая конкуренция на международной арене требуют организации целеустремленной подготовки спортсменов, поиска все более новых организованных форм, средств и методов учебнотренировочной работы, широкого привлечения молодежи к занятиям спортом, отбору одаренных детей для пополнения рядов высококвалифицированных спортсменов.
Проблема набора и ориентации наиболее талантливых детей находится в стадии постоянного поиска. Особая роль в этом процессе отводится детско-юношеским спортивным школам. Научно обоснованные методы, рационально построенная организация набора и отбора одаренных детей в спортивные школы являются важными этапами и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов, позволяют исключить огром-
ные траты государственных средств, снижают многие нравственные проблемы, позволяют снизить бесперспективность в неправильно избранной специализации.
Некоторые ученые уделяют достаточно внимания проблеме спортивного отбора как одному из важных этапов подготовки высококвалифицированных спортсменов: В.Н. Платонов [5], Л. Волков [2], В.А. Запорожанов [3], О.А. Шинкарук [8]. Но, к сожалению, немногие задумываются о значимости детско-юношеского спортивного набора, который является важной составляющей профессионально организованного спортивного отбора. Спортивный набор - это своеобразный удачный «первый шаг» для массовой мотивации к занятиям разными видами спорта, создающий предпосылки для успешного спортивного совершенствования.
Четкие представления об эффективной методике спортивного набора и выбор эффективного варианта его организации с учетом конкретных условий реализуются в программе оценки перспективности. Невысокая эффективность отбора в спортивных школах во многом обусловлена отсутствием (применительно к большинству видов спорта) достаточно обоснованных программ оценки перспективности [7]. Поэтому основным вопросом является оценка потенциальных возможностей претендентов к занятиям спортом. Непосредственно оценку перспективности должны осуществлять квалифицированные специалисты и, в частности, тренеры детско-юношеских спортивных школ. Некоторые из них являются сторонниками привлечения максимального количества занимающихся, из которых потом, в результате дифференциации, остаются наиболее перспективные [4], что является позитивным моментом с точки зрения повышения уровня здоровья населения. Однако прогресс современного спорта является возможным только при условии профессионального отбора и поиска одаренных детей благодаря индивидуальному, а не массовому подходу [9].
Данная работа выполнена в рамках Сводного плана научных исследований Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта на 2006-2010 гг. на кафедре менеджмента физической культуры Харьковской государственной академии физической культуры „Организация и технология усовершенствования деятельности субъектов и объектов управления физической культурой и спортом (на примере Северо-восточного региона Украины)”. Шифр: 1.3.7.2 п. Номер госрегистра-ции: 0106Ш11988.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Целью данного исследования является выявление особенностей проведения спортивного набора детей в детско-юношеские спортивные школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать наиболее важные социальноэкономические факторы спортивного набора детей.
© Приходько И.И., Петренко И.В., 2009
%
80
70
60
50
40
30
20
10
0
А. Удобное месторасположение
Б. Личность тренера
В. Наличие высококвалифицированных тренеров-преподавателей
Г Желание родителей
Д. Желание заниматься конкретным видом спорта
Е. Наличие хорошей материальнотехнической базы
А Б В Г Д
Факторы
Рис.1. Факторы, влияющие на выбор ребенка заниматься в спортивной школе
А. Общеобразовательные школы
Д
Г
В
А
1
82-
Ш .
АЩ
□
□
□
□
/ / / / /
Б. Дети, воспитывающиеся дома
В. Детские сады Г. Школы - интернаты Д. Детские дома
0 10 20 30 40 50 60 70 80 %
Рис. 2. Распределение мнения респондентов относительно прихода детей в спортивную школу
Б
2. Определить пути совершенствования процесса спортивного набора в детско-юношеские спортивные школы.
Методы исследования. Анализ литературных источников и документов, анкетирование.
Результаты исследования.
Организация спортивного набора обусловлена государственной политикой в области физической культуры и спорта и экономическими возможностями страны, конкретной спортивной организацией: спортивной школой, училищем физической культуры и др. Характерной особенностью современного периода развития спорта является научно обоснованный и заинтересованный поиск талантливой молодежи. В связи с этим возрастает роль тренера, поскольку нелегко из большого коли-
чества детей выбрать, а затем распознать будущего рекордсмена или чемпиона.
С целью выявления особенностей набора детей в спортивные школы нами были опрошены 60 тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ города Харькова. Были предложены варианты социально-экономических факторов, влияющих на выбор детей заниматься в данной спортивной школе. В результате анкетирования нами были получены следующие результаты (рис. 1).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что наиболее значимым фактором при принятии решения заниматься спортом в спортивной школе является личность тренера, на что указали 75% опрошенных, тогда, как наличие высококвалифицированных тренеров-преподавателей отметили
%
80
70
60
50
40
30
20
10
0
А. Хорошее состояние здоровья
Б. Отсутствие медицинских противопоказаний
В. Отличная успеваемость в школе
Г. Хорошие морфофункциональные показатели
А Б В
Критерии набора
Рис.3. Критерии спортивного набора, используемые тренерами-преподавателями при проведении спортивного набора
Г
всего 35%. Это свидетельствует о том, что успех в тренерской работе в значительной степени зависит не только от знаний и спортивного мастерства, ко -торыми обладает тренер, но и от того, как он выстраивает свои отношения со спортсменами и командой, как он использует свои знания. Важную роль играет и развитая инфраструктура (удобное месторасположение, наличие транспортных средств и т.д.), где расположена спортивная школа (70% респондентов). На решение заниматься в спортивной школе непосредственное влияние оказывают родители (60%), то есть отношение к спорту в семье играет немаловажную роль. Существенное место при спортивном наборе имеет учет психических показателей предрасположенности детей к определенной спортивной деятельности. Одним из основных психических показателей является желание ребенка заниматься спортом - 45% респондентов отдали предпочтение этому фактору. К сожалению, один из основных факторов, влияющих на квалифицированную подготовку будущих спортсменов
- наличие хорошей материально-технической базы
- остался на последнем месте, на это указали всего 20% опрошенных.
На вопрос: «Откуда приходят дети в спортивную школу?» мнения респондентов распределились таким образом (рис. 2).
Анализируя ответы респондентов, можно прийти к выводу, что 75% (подавляющее большинство) приходят заниматься спортом из общеобразовательных школ и поэтому агитации в общеобразовательных школах уделяется наибольшее внимание [6]. Совсем не проводится набор в детских домах и школах-интернатах для детей сирот, хотя этой категории социально необеспеченных детей следовало бы уделять больше внимания. Известно, что физическая культура и спорт - главная составляющая социальной адаптации человека в обществе.
Не исключено, что среди детей сирот очень много
талантливых и перспективных, для которых спорт мог бы стать смыслом жизни.
Важным фактором является определение критериев, используемых тренерами спортивных школ, при проведении спортивного набора детей. При осуществлении спортивного набора следует обеспечить комплексность оценки перспективности с использованием морфофункциональных, социально-психологических, физических, генетически детерминированных признаков.
Особая важность комплексного подхода на этой ступени многолетней подготовки обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена [5].
На вопрос: «Укажите наиболее важные критерии, которые учитываются при проведении спортивного набора», мнение тренеров-преподавателей распределилось таким образом (рис. 3).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что наиболее значительными факторами и благоприятными предпосылками при спортивном наборе тренеры считают хорошее состояние здоровья (75%) и отсутствие медицинских противопоказаний (75%). Это обусловлено тем, что в современных условиях сложилась критическая ситуация с состоянием здоровья подрастающего поколения [1]. Отсутствие нарушений в состоянии здоровья
- одно из важнейших условий достижения успеха в современном спорте, тогда как даже незначительные отклонения в деятельности организма могут существенно снизить конечный результат. Поэтому в спортивные школы набирают всех желающих заниматься спортом без медицинских противопоказаний. Только 25% тренеров отдали предпочтение хорошим морфофункциональным показателям, хотя данные о телосложении, возможностях и перспективах совершенствования функциональных систем организма особенно необходимы на начальных этапах подготовки, в частности при наборе детей.
Выводы.
1. Наиболее важными факторами при проведе-
нии спортивного набора являются хорошее состояние здоровья и отсутствие медицинских противопоказаний. По мнению тренеров-преподавателей, весомым фактором в выборе детей спортивной школы играет ее местоположение, личность тренера и согласие родителей на занятие детей спортом.
2. Проведение спортивного набора следует ак-
тивнее осуществлять во всех типах учебновоспитательных заведений. При этом следует обратить особое внимание на пропагандистскую деятельность тренеров в школах-интернатах и детских домах. При наборе детей в спортивную школу необходимо уделять пристальное внимание морфофункциональным особенностям организма ребенка, что позволит в дальнейшем подготовить высококвалифицированных спортсменов.
3. Формирование детско-юношеских спортивных
школ перспективным контингентом считается первоочередной задачей. Необходимо дальнейшее обоснование системы эффективного функционирования спортивных школ в условиях различных форм собственности, осуществляющих начальную спортивную подготовку и содействующих развитию детско-юношеского спорта.
Дальнейшие исследования будут направлены
на выявление и изучение социальных и экономических аспектов деятельности спортивных школ.
Литература:
1. Державна програма розвитку фізичної культури і спорту України на 2007-2011 роки. - К.: Мінсім’ямолодьспорт, 2007. - С. 10.
2. Волков Л. Основи теорії і методики спортивного відбору / Леонід Волков // Теорія і методика фізичного виховання і спорту. - 2005. - № 2-3. - С. 6-10.
3. Запорожанов В.А. Система отбора - важнейший фактор формирования резерва для олимпийской подготовки / В.А. Запорожанов, А. И. Кузьмин, В.Ф. Дьяченко // Современный олимпийский спорт. - Киев, 1993. - С. 136-138.
4. Матвієнко І. Визначення механізму набору дітей до груп початкової підготовки у веслуванні на байдарках і каное / І. Матвієнко // Теорія і методика фізичного виховання і спорту.
- 2005. - № 2-3. - С.26-28.
5. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / Владимир Николаевич Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - С. 524-552.
6. Приходько 1.1. Агітаційно-пропагандистська діяльність як важлива ланка спортивного набору в дитячо-юнацькі спортивні школи / І. І. Приходько, І. В. Петренко // Слобожанський науково-практичний вісник. - 2008. - № 3. - С. 137-139.
7. Сахновский К.П. Начальная спортивная подготовка / К.П. Сахновский // Наука в олимпийском спорте. - 1995. - № 2(3). - С. 17-24.
8. Шинкарук О.А. Основні особливості регіональних систем відбору та орієнтації спортсменів у різних видах спорту / О. А. Шинкарук // Теорія і методика фізичного виховання і спорту. - 2001. - № 4. - С. 27-33.
9. Шинкарук О. А. Формування погляду на розвиток дитячо-юнацького спорту шляхом аналіза діяльності спортивних шкіл за 1996-2003 р.р. / О.А. Шинкарук // Теорія і методика фізичного виховання і спорту. - 2004. - № 2. - С. 65-69.
Поступила в редакцию 10.04.2009 г.