Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО КОЛЛЕКТИВА В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО КОЛЛЕКТИВА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивный коллектив / групповые цели / правила / особенности / высшее учебное заведение. / sports team / group objectives / rules / features / university.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хэ Луюй, Нигматулина Юлия Рамильевна, Скороходов Андрей Александрович

Спортивный коллектив способствует обучению и воспитаю спортсменов, влияет на желание людей заниматься спортом, агитирует и пропагандирует спортивный образ жизни, отстаивает и защищает спортивную честь коллектива на чемпионатах и соревнованиях. У каждого коллектива, в том числе и спортивного, существуют групповые цели, например, занять лучшие места в соревнованиях, единые ценности, традиции и правила, например, ведение здорового образа жизни. Другие особенности спортивного коллектива – сплоченность и коллективизм, которые и позволяют достичь высоких командных результатов. В данном тексте представлена информация о задачах, этапах и особенностях формирования спортивного коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хэ Луюй, Нигматулина Юлия Рамильевна, Скороходов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF A UNIVERSITY SPORTS TEAM

A sports team encourages training and education of sportsmen, influences the desire to do sports, promotes sports lifestyle, and protects the sports honor of the team at championships and contests. Each team, including sports teams, have group objectives, e.g. Achieve best places at contest, common values, traditions and rules, e.g. healthy lifestyle. Other features of a sports team are solidarity and collectivism that allow to achieve high team results. This text also contains information on tasks, stages and features of building a sports team.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО КОЛЛЕКТИВА В ВУЗЕ»

VМеждународная научно-практическая конференция профессионального образования. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией профессора В.Н. Скворцова Редакционная коллегия: проф. Н. М. Полетаева (отв. ред.), Е. Е. Журинская, А. Д. Абашина, И. В. Осмоловская, О. К. Смирнова, Л. Е. Лукина. 2014. - С. 326330.

УДК 796.011

Хэ Луюй He Liui,

Студент Student,

Нигматулина Юлия Рамильевна Nigmatulina Iuliia Ramilevna,

Кандидат педагогических наук, доцент Candidate of technical sciences, associate professor, Скороходов Андрей Александрович Skorokhodov Andrei Alersandrovich,

Старший преподаватель The senior teacher

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО КОЛЛЕКТИВА В ВУЗЕ

FEATURES OF A UNIVERSITY SPORTS TEAM

Аннотация. Спортивный коллектив способствует обучению и воспитаю спортсменов, влияет на желание людей заниматься спортом, агитирует и пропагандирует спортивный образ жизни, отстаивает и защищает спортивную честь коллектива на чемпионатах и соревнованиях. У каждого коллектива, в том числе и спортивного, существуют групповые цели, например, занять лучшие места в соревнованиях, единые ценности, традиции и правила, например, ведение здорового образа жизни. Другие особенности спортивного коллектива - сплоченность и коллективизм, которые и позволяют достичь высоких командных результатов. В данном

«Научные исследования и инновации» тексте представлена информация о задачах, этапах и особенностях формирования спортивного коллектива.

Abstract. A sports team encourages training and education of sportsmen, influences the desire to do sports, promotes sports lifestyle, and protects the sports honor of the team at championships and contests. Each team, including sports teams, have group objectives, e.g. Achieve best places at contest, common values, traditions and rules, e.g. healthy lifestyle. Other features of a sports team are solidarity and collectivism that allow to achieve high team results. This text also contains information on tasks, stages and features of building a sports team.

Ключевые слова: спортивный коллектив, групповые цели, правила, особенности, высшее учебное заведение.

Key words: sports team, group objectives, rules, features, university.

Введение. Спорт - это специфический вид человеческой деятельности и в то же время - социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе и государства. Именно эти общности и называются спортивным коллективом. Другими словами, это группа людей, объединенных за счет спортивных интересов.

Спортивный коллектив уместен не только на профессиональных занятиях спортом, но ив высших учебных заведениях. Основная задача физической культуры заключается в обеспечении готовности студентов к их профессиональной деятельности. Именно формирование спортивного коллектива позволяет не только упростить ее обеспечение, но и воспитать в студентах специальную выносливость [1, 2, 7].

Как и для любого коллектива, для спортивного общества присущи особенности: личный контакт всех членов коллектива, повседневное общение, ответственность, взаимопомощь, взаимопонимание, солидарность, подчинение, руководство, сотрудничество, дружба, товарищество, взаимная поддержка [4].

Таким образом, мы можем вынести определение данному термину.

Спортивный коллектив - это организованная группа людей, сплоченная едиными спортивными целями и интересами, ценностными ориентациями, совместной спортивной деятельностью, общением и взаимной ответственностью.

VМеждународная научно-практическая конференция

Этапы воспитания спортивного коллектива. В процессе воспитания

спортивного коллектива выделяют следующие этапы: формирование спортивного коллектива и создание структуры коллектива. Каждый из этапов по-своему важен и может занимать разное количество времени в зависимости от людей, находящихся в этом коллективе. Содержание этапов и уровней развития охватывает многие стороны внутри коллективной жизни, однако основу его составляют усвоение и активное осуществление целей деятельности студенческого коллектива каждым его членом [1, 7].

Первый этап воспитания спортивного коллектива считается вводным. У его членов еще не прослеживаются четкие цели и задачи. Выполнение поставленных тренером задач происходит без желания и выполняются не из собственных мотивов. Основной двигатель развития данного общества на первом этапе - тренер. Именно под его руководством и наставничеством происходит прогресс в сплочении и улучшении физических показателей группы спортсменов-студентов.

Конечно, без отзывчивости спортсменов-студентов и их желания развиваться добиться успешной деятельности невозможно, но задачами тренера в данный период будут являться следующее [3, 6]:

Заинтересовать спортсменов-студентов в развитии и совершенствовании физических навыков и умений по конкретной дисциплине.

Донести знания о важности физического самосовершенствования.

Привлечь спортсменов к дополнительным занятиям.

Создание структуры коллектива. В период следующего этапа воспитания спортивного коллектива происходит как четкая структуризация участников коллектива, так и постановка целей и задач общества. Каждый участник коллектива теперь должен воспринимать себя не как «я», а как «мы» в период, например, соревнований.

Цели и задачи общества должны убеждать студентов в необходимости их достижения не только по команде тренера, но и по собственному желанию студентов.

«Научные исследования и инновации»

Также допускается и распределение ролей в группе людей для того, чтобы каждый ее участник понимал свои навыки. В качестве примера можно привести участие в соревнованиях, где более физически сильный участник скорее всего, добьется больших успехов, чем менее сильный. Менее сильному лучше уступить возможность поучаствовать более сильному во благо командного успеха. Либо наоборот, более сильному дать проявить себя менее сильному.

Особенности спортивного коллектива. Спортивный коллектив отличается от обычного. Помимо ранее упомянутых особенностей коллективов, он обладает другими чертами, которые и отличают его от любого другого.

Во-первых, участник спортивного коллектива скорее всего является участником и других коллективов, например, студенческого. Тренеру необходимо понимать это и допускать возможность допущения студента к участию и в жизни других обществ.

Во-вторых, спортивный коллектив отличается более серьезными нагрузками и требованиями. Так, тренеру необходимо правильно распределять нагрузки участников общества, организации досуга. Замкнутый образ жизни с постоянными тренировками, соревнованиями, ограничениями в различных областях жизни, которые обычно доступны другим людям, увеличивает количество стресса в жизни спортсменов. Поэтому как тренеру, так и участникам необходимо правильно распределять режим спортивного коллектива.

В-третьих, тренеру необходимо внимательно относиться к психическому состоянию участника спортивного коллектива. Победы и поражения сильно влияют на жизнь спортсменов, они нуждаются в своевременной помощи в случае какого-либо отклонения или напряженности в момент, например, соревнований.

Другая особенность - способ попадания в данный коллектив. Нередко спортсмен вынужден отказаться от былой нагрузки по тем или иным причинам, тренеру и команде необходимо это понимать и принимать. Также происходит и с новыми участниками общества, которые только что присоединились, обязательна адаптация спортсмена к новой обстановке.

VМеждународная научно-практическая конференция

Одной из главных особенностей является и обязанность тренера и команды

сохранить общность спортивного коллектива, его традиций и состава. Команда должна не только «взращивать мастерство» спортсменов, но и быть их поддержкой и опорой, особенно в случае неудачных результатов.

Спортивный коллектив в высшем учебном заведении и его особенности. Спортивный коллектив может существовать не только в отдельных спортивных секциях, но и, например, в высшем учебном заведении. Так, например, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого для большинства студентов есть возможность выбора секции, на которой они хотели бы заниматься в качестве уроков физической культуры. Спортивный коллектив образуется в каждой из 60 секций по различным видам спорта, проходя свои этапы формирования [5].

На первом этапе воспитания спортивного коллектива в вузе значительных отличий от вневузовых коллективов не выделяется. Студенты знакомятся друг с другом и тренером, тренер-преподаватель старается заинтересовать студентов в более активном участии в процессе жизнедеятельности дисциплины. Постепенно выделяются более и менее активные участники спортивного коллектива.

На втором этапе участники вынуждены думать не только о себе, но и о группе. Делается это как поощрительными методами, так и ограничительными. Из-за того, что физическая культура является обязательной дисциплиной для всех студентов, большинство из них посещают с целью получения зачета. Однако, именно за счет воспитательных методов второй этап формирования спортивного коллектива происходит.

Заключение. Таким образом, студенческий спортивный коллектив будет отличаться только на втором этапе формирования учитывая, что элективная физическая культура является обязательной дисциплиной. Говоря об отличии спортивного коллектива от студенческого, большинство из них остаются аналогичными. Одна из отличительных черт - физические нагрузки. В профессиональном спорте нагрузки более серьезные, чем на уроках физической

«Научные исследования и инновации» культуры в вузе. Значит, тренер и участники по-другому относятся к

выполнению упражнений и сдаче нормативов. Тренировки проходят не так

часто, как у профессиональных спортсменов - 2-3 раза в неделю.

Библиографический список:

1. Алексеев, С.В. Спортивное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2017. - 695 ^

2. Карпенко, Л.А. Организация учебно-тренировочной работы в учреждениях художественной гимнастики спортивно-массового направления / Л.А. Карпенко, Ю.Р. Нигматулина // // Сборник материалов 8 Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-ти летию юбилея института ФК и спорта. СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С. 285-292.

3. Куванов В.А., Куванов Я.А. Социально-психологические явления в спорте и физической культуре // В.А. Куванов, Я.А. Куванов / Современные образовательные технологии в подготовке специалистов для минерально-сырьевого комплекса. - Санкт-Петербург, 2020. 472-477.

4. Нигматулина, Ю.Р. Методика занятий художественной гимнастикой спортивно-массового направления с девочками 6-9 лет: дис. ... канд. пед. наук / Ю.Р. Нигматулина - СПб., 2009. - 222 с.

5. Нигматулина, Ю.Р. О чемпионате Санкт-Петербурга среди студентов по художественной гимнастике (2015-2019) / Ю.Р. Нигматулина, А. А. Скороходов, И.Я. Богатырева, С.В. Овчинникова // Физическая культура и спорт в профессиональном образовании. Межвузовский сборник научно-методических работ. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 127-129.

6. Моха А.А., Шамрай, Л.В., Юсупов, А.Х., Скороходов А. А. Особенности организации физкультурно-спортивной деятельности детей и подростков / А.А. Моха, Л.В. Шамрай, А.Х. Юсупов, А.А. Скороходов // Актуальные проблемы

VМеждународная научно-практическая конференция профессионально-прикладной физической культуры и спорта. Межвузовский

сборник научно-методических работ. Санкт-Петербург, 2020. - С. 168-169.

7. Шайымова, Д.С., Скороходов, А.А., Нигматулина, Ю.Р. Особенности

спортивного коллектива в вузе (на примере спортивного клуба) / Д.С.

Шайымова, А.А. Скороходов, Ю.Р. Нигматулина // Актуальные проблемы

физической культуры и спорта в современных социально-экономических

условиях : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 25 марта 2021 г. - ФГБОУ

ВО Чувашский ГАУ, Чебоксары, 2021. - С. 92-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.