В связи с ростом числа нападений на полицейских, оттоком квалифицированных кадров из полиции правительству пришлось пересмотреть существующие законы.
С 20 мая 1905 года, на основании высочайшего повеления, пенсии чинам полиции, ставшим жертвами покушения, стали назначаться Министерством внутренних дел Российской империи исключительно из средств государственного казначейства.
В соответствии с Законом от 18 марта 1909 г. сотрудникам полиции, пострадавшим от «...преступных деяний, совершенных с политической целью, а также членам семей в случае гибели сотрудника полиции.», выплачивались пенсии и пособия. Данный закон вступал в силу в отношении погибших и пострадавших полицейских с 1 января 1905 г. включительно (хотя Закон был подписан 18 марта 1909 года)1. До принятия данного Закона вопросы пенсионного обеспечения регулировались императорским указом от 20 мая 1905 г.
Анализируя ситуацию по финансовому обеспечению и социальной защите чинов полиции в Сибирском и Дальневосточном регионах Российской империи, можно констатировать, что сокращения объема льгот, гарантий и компенсаций не отмечалось. Правительством Российской империи, по мере возможности, лишь наращивалось финансовое обеспечение, а также усиливалась социальная защита полицейских, что способствовало доверию сотрудников полиции к Правительству и послужило в дальнейшем стимулом, который проявился в периоды Февральской и Октябрьской революций, когда на защиту режима встали, в основном, сотрудники полиции.
К. С. Ядрышников *
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ СПЕЦБАНКОВ В ПЕРИОД НЭПА
с 1921 ПО 1928 гг. (ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
Ключевые слова: государство, новая экономическая политика, отрасль, денежно-кредитная система, банк, законодательство, организация.
Presented article considers reconstruction process in the Soviet Russia, the period of new economic policy, two-level bank system which, according to bolsheviks, should become the tool of class struggle of proletariat. Evolution of sights of the Soviet manage ment and in particular V.I. Lenina, for a role and functions of bank system in new economic policy and their reflexion in regulatory legal acts of Bolsheviks is considered. The basic attention is given organizational-legal processes of a reconstruction of special
1СУ РИ. 1909. № 50. Ст. 422.
* Соискатель юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского. [konstantiny@yan-dex.ru]
(branch) banks which, along with the State bank, were the locomotive of development of all branches of a national economy, the period of new economic policy. In article special banks of the period of new economic policy, with private and mixed by the capitals, representing the bright sample of successful activity in the proletarian state, the credit organisations with different patterns of ownership are considered. In article conclusion characteristic features of development and legal regulation of two-level bank system in new economic policy have been allocated.
Восстановление хозяйства Советской России в период новой экономической политики, безусловно, предопределило оздоровление денежно-кредитных отношений, что, в свою очередь, привело к воссозданию кредитного аппарата страны. Однако учитывая то, что кредитная система советского государства к 1920 г. была полностью разрушена, последующее ее восстановление было чрезвычайно трудным делом.
В восстановленной в период нэпа двухуровневой банковской системе особо интересен процесс воссоздания спецбанков. Не менее интересен законотворческий процесс, выраженный в дискуссиях относительно необходимости государству специальных (отраслевых) банков.
Новая экономическая политика создавала базу для развития денежнокредитных отношений и воссоздания кредитной системы.
После прихода большевиков к власти была полностью разрушена дореволюционная кредитная система. Именно в первые годы советской власти были приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие денежнокредитные отношения. Здесь, прежде всего, нужно говорить о декрете ВЦИК «О национализации банков» от 27(14) декабря 1917 г.1, который предопределил направление развития банковского законодательства советского государства до 1921 года, связанного с национализацией всех кредитных организаций, а впоследствии — с полным разрушением кредитного аппарата как такового 2. Нормативно-правовым актом, фактически уничтожившим последнее кредитное учреждение в Советской России, был декрет СНК от 19 января 1920 г., упразднивший Народный банк РСФСР3. Таким образом, в стране
1 О национализации банков. Декрет ВЦИК от 14 декабря 1917 г. // СУ РСФСР, 1917. № 10. Ст. 150.
2 О ревизии стальных ящиков (сейфов) в банках. Постановление ЦИК от 27 (14) декабря 1917 г. // СУ РСФСР 1917. № 10. Ст. 151; О конфискации акционерных капиталов бывших частных банков. Декрет СНК опубликован 26 января 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 19. Ст. 295; О порядке открытия кредитных учреждений и их отделений. Постановление СНК от 3 сентября 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 65, Ст. 714; О порядке национализации частных банков (инструкция). Постановление НКФ от 10 декабря 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 98. Ст. 997; Об упразднении Народного банка. Декрет СНК от 19 января 1920 г. // СУ РСФСР. 1920. № 45. Ст. 25.
3 Об упразднении Народного банка. Декрет СНК от 19 января 1920 г. // СУ РСФСР. 1920. № 45. Ст. 25.
прекратили свое существование кредитные организации, а единственным учреждением, осуществлявшим кредитование, остался кооперативный отдел Наркомфина, образованный на базе бывшего Кооперативного Московского Банка. Таков был первый этап правового регулирования денежно-кредитной системы страны, приведший к полному уничтожению последней.
Началом следующего этапа в эволюции денежно-кредитной политики советского государства можно назвать 1921 год, и в частности, X съезд РКП (б), на котором была провозглашена замена разверстки натуральным налогом 1. Данное решение стимулировало последующее развитие денежно-кредитных отношений, что впоследствии и было закреплено в декретах и постановлениях советского правительства. Можно сказать, что была предпринята попытка, воссоздав кредитную систему, подчинить ее рыночным требованиям нэпа.
Одним из первых нормативно-правовых актов советского банкового законодательства после эпохи «военного коммунизма» был декрет СНК от 30 июня 1921 г., в соответствии с которым отменялись ограничения в праве накопления и хранения денежных средств и возобновлялись операции текущих счетов2. Данный Декрет отменял любые ограничения денежных сумм, которые могли находиться на руках у частных лиц, и установил впервые в советском законодательстве неприкосновенность вкладов и банковскую тайну.
Между моментом ликвидации старого кредитного аппарата и началом построения новой кредитной системы прошло почти два года. Данное обстоятельство помогло большевикам построить совершенно новый, по их мнению, кредитный аппарат с особыми задачами. Кредит должен был служить исключительно делу восстановления хозяйства социалистического государства и являться орудием в руках пролетариата, направленным против его классовых врагов. В.И. Ленин указывал: «Без крупных банков социализм был бы неосуществим»3, и если воспринимать нэп как ленинскую модель построения социализма в России, то денежно-кредитная политика советской власти в начале этого периода была весьма последовательна.
Целенаправленная кредитная политика большевиков, сублимировавшаяся впоследствии в нормативно-правовые акты, стала катализатором восстановления и подъема производства, расширения товарооборота. Требование времени заставило советское руководство несколько отойти от провозглашенных в первых декретах тезисах относительно роли и места банков в социалистическом государстве.
1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. Изд-е 9-е. М., 1983. С. 370-371.
2 Об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операции. Декрет СНК от 30 июня 1921 г. // СУ РСФСР. 1921. № 52. Ст. 301.
3 Ленин В.И. Удержат ли большевики государственную власть? Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1969.Т. 34. С. 307.
Как упоминалось выше, нэп не только создавал базу для восстановления денежной системы и кредитного аппарата, но и предопределял кредитную политику. Новая кредитная система, стратегия ее дальнейшего развития рождались в острых дискуссиях, результат которых мы видим в резолюциях съездов РКП(б), Советов, в декретах и постановлениях СНК, ВЦИК, приказах, циркулярах Наркомфина и т.д.
При создании кредитного аппарата основной вопрос состоял в том, сколько банков необходимо для удовлетворения нужд восстанавливающейся экономики. На этот счет существовали два полярных мнения. Одни утверждали, что необходимо ориентироваться на единый, уже созданный Государственный банк 1 и не воспроизводить частнокапиталистической системы множественности банков2.
И, действительно, если уже сама идея нэпа встретила значительную внутрипартийную оппозицию, «...и Ленину пришлось опереться на колоссальное доверие к нему, на всю свою магическую силу убеждения товарищей. Если бы нэп был предложен кем-либо еще, этого человека, наверное, расстреляли бы как предателя революции»3, что говорить о восстановлении кредитной системы, которая просто не могла не опираться на богатый дореволюционный опыт функционирования кредитных организациях в России. Сейчас можно констатировать, что, несмотря на постулат о советских банках, которые должны «.помогать увеличению мощи диктатуры пролетариата.»4, принципиально новой формы функционирования вновь построенной кредитной системы советскому руководству придумать не удалось, да и вряд ли в этом была необходимость.
Однако несмотря на руководящие начала, данные К. Марксом, в отношении использования кредитной системы при социализме, которая «.представляет самое искусное и совершенное произведение, к которому вообще приводит капиталистический способ производства»5, для многих большевиков банки, по старой памяти, ассоциировались исключительно с капиталистической формой ведения хозяйства и виделись, скорее, как потенциальные объекты для экспроприации, чем инструменты строительства социализма. Подобные убеждения были подкреплены первоначальными мероприятиями по национализации кредитных учреждений в 1917—1918 гг. и возрождения кредитной системы, может быть, исключая восстановление Государственно-
1 Об учреждении Государственного банка. Постановление IV сессии ВЦИК от 12 октября 1921 г. // СУ РСФСР. 1921. № 72. Ст. 594.
2 Дмитриев А.Л. Кредитные учреждения Петрограда-Ленинграда в 1920-е гг. // Экономическая история. Ежегодник. М., 2004. С. 460.
3 Хаммер А. Ленин: политический деятель и человек// Коммунист. 1998. № 2. С. 65.
4 Выносов М. Сельскохозяйственный кредит. М., 1938. С. 175.
5 Маркс К. Капитал. Т. 3 ч. 2. М., 1986. С. 662.
го банка. Считалось, что в отношении банков достаточно «.различные прежде частные банки слить в один народный банк, объединить деятельность банков, или, как говорят, централизовать банковское дело»1. И, действительно, когда в 1921 году создавался Государственный банк РСФСР и провозглашалось его монопольное положение в системе кредита2, предполагалось, что он будет единственным кредитным учреждением Советской России.
Позднее Г.Я. Сокольников, все же презюмируя доминирующее положение Государственного банка в стране, уже считал не только возможным, но и необходимым создание спецбанков. «Однако было бы неправильно считать, .что достаточно воздвигнуть исполинский Государственный банка над хаосом организующихся трестов.. Государственный банк должен стремиться к тому, чтобы организационно стать «головкой» целой системы банков.», которые «.нужны, полезны и возможны.»3. Здесь Г.Я. Сокольников оговаривает, что речь идет о смешанных банках при участии в уставном капитале Государственного банка, но не о частных банках. Впоследствии эта оговорка будет на время забыта большевиками4.
Сторонники множественности кредитных учреждений подчеркивали полную целесообразность открытия спецбанков, которые, обслуживая определенную отрасль народного хозяйства, находились бы в теснейшей связи с хозяйственным наркоматом, управляющим этой отраслью. В таком банке, который может быть до известной степени уподоблен банковскому отделу наркомата, последний имел бы инструмент проведения своей финансовой политики, чем усиливал бы свое регулирующее влияние на управляемую отрасль.
В дополнение к этим мотивам высказывалось мнение, что специальный банк отрасли сумеет лучше, нежели универсальное банковское учреждение типа Госбанка, подойти к обслуживанию кредитом предприятий отрасли, а также успешнее произвести аккумуляцию ее средств, извлекая их из всех финансовых щелей своей клиентуры, и их дальнейшее перераспределение. Данная отрасль в данном банке будет иметь свой финансовый центр, регулирующий ее финансовое хозяйство, связывающий неспаянные и действующие вразброд предприятия. Ко всему прочему предполагалось, что в результате такой организации специального кредита получится экономия для эмиссии 5.
1 Бухарин Н.И. Избранные произведения. М., 1990. С. 53.
2 Кредитное дело в России // Финансы и промышленность. 1923. № 10—11. С. 329.
3 Сокольников Г.Я. Финансовая политика революции. М., 2006. Т. 1. С. 344.
4 Сиринов М. Условия восстановления деятельности частных банков в России // Вестник финансов. 1922. № 30. С. 13.
5 Блюм А.А. История кредитных учреждений. М.: Госфиниздат, 1929. С. 155.
Оппоненты сторонников идеи спецбанков, а это, прежде всего, представители Наркомфина, указывали, что спецбанки будут сильно ограничены в своих ресурсах, так как внутренних средств отраслей недостаточно для восстановления их хозяйства, и сфера перераспределения средств в системе спецбанков окажется меньше, нежели при едином банке универсального типа. В итоге получилось бы, а так действительно в первые годы деятельности спецбанков и получилось, что Государственный банк кредитовал спецбанк, а тот, в свою очередь, предприятие. Приводился и еще один аргумент: банк отойдет от нормальной кредитной деятельности и подчинит ее ведомственным интересам 1. Отчасти этот довод оказался справедлив. Как удачно заметил Л.Н. Юровский: «Наши банки в значительной мере прикреплены к отдельным ведомствам и каждое ведомство, имевшее свой банк, стремилось строить свою кредитную систему»2.
Все же, учитывая явную необходимость и экономическую целесообразность, вопрос был решен в пользу создания спецбанков, и уже на XI съезде РКП(б) указывалось на необходимость создания системы кредитных учреждений, помимо Государственного банка. «Создание подсобных кредитных институтов, контролируемых Госбанком и содействующих сосредоточению свободных денежных средств для производительного использования, равно как создание сети учреждений мелкого (кредитные кооперации) и локального кредита, должно происходить в пределах, не нарушающих доминирующей роли Госбанка»3.
Интересно, что никакой системы в организации спецбанков не было. Говоря о созданной сети кредитных учреждений, Л.Н. Юровский отмечал, что несмотря на то, что «.отдельные ее части были созданы продуманно,.но никак нельзя сказать, что вся сеть кредитных учреждений была построена на основании и цельной идеи., в некоторых своих элементах она росла стихийно.»4. По всей видимости, это можно объяснить необходимостью немедленного решения проблем с кредитованием каждой конкретной отрасли хозяйства, в целом же, необходимость в построении изначально целостной кредитной системы, по образу частнокапиталистической, отсутствовала. Подобный феномен можно объяснить либо непониманием частью советских руководителей сложных экономических процессов, рождающихся вместе с нэпом и ролью кредитных организаций в этих процессах, либо нежеланием их видеть
1 Дмитриев А.Л. Кредитные учреждения Петрограда-Ленинграда в 1920-е гг. // Экономическая история. Ежегодник. М., 2004. С. 461.
2 Юровский Л. К вопросу о реорганизации сети кредитных учреждений // Финансы и народное хозяйство. 1926. № 5. С. 1.
3 Одиннадцатый съезд РКП(б). Стенографический отчет. М., 1961. С. 542—543.
4 Юровский Л. К вопросу о реорганизации сети кредитных учреждений // Финансы и народное хозяйство. 1926. № 5. С. 1.
и понимать. Только в ноябре 1922 г. вышло постановление СТО, регламентирующее утверждение уставов и надзор за деятельностью кредитных организаций 1. До этого порядок открытия и функционирования кредитных организаций был регламентирован, отчасти лишь декретом ВЦИК и СНК «О кооперации»2 от 24 января 1922 г.
Подобная законодательная бессистемность подтверждает мнение ряда ученых-экономистов о спонтанном строительстве кредитного аппарата советского государства в период нэпа. На наш взгляд, именно подобная непро-думанность изначального кредитного строительства, «.совершенно новых, хотя бы формально-кредитных учреждений»3, породила впоследствии острую, совершенно не здоровую для социалистического общества конкурентную борьбу между банками за клиентуру, вынудившую государство более жестко регламентировать деятельность кредитных учреждений на рынке4.
Началом следующего этапа в развитии кредитной системы страны, ее регулирования со стороны государства можно считать возникновение кредитных учреждений. В данном случае будем говорить о ряде банков общесоюзного значения, после учреждения Государственного банка5, открытие которых началось с января 1922 года, когда декретом ВЦИК и СНК от 24 января 1922 г. «О кредитной кооперации»6 «.для развития сельского хозяйства и кустарной промышленности.» гражданам возвращалось право учреждать кредитные и ссудо-сберегательные кооперативные товарищества. Интересно, что до издания данного декрета не существовало специальных норматив-но-правовых актов, регламентирующих общие положения по кредитным операциям, как сельских потребительских обществ, так и сельскохозяйственной кооперации. До выхода декрета сельскохозяйственным кредитом занимались так называемые «кредитные отделы», которые входили в сельские потребительские общества. Данный декрет в силу своей узкоспециальной направленности только частично решал проблему кредитования кооперации, да и то лишь в сельском хозяйстве 7. Поэтому уже 6 февраля 1922 г. декретом
1 О порядке утверждения уставов и надзоре за деятельностью кредитных учреждений. Постановление СТО от 10 ноября 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 76. Ст. 943.
2 О кредитной кооперации. Декрет ВЦИК и СНК от 24 января 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 12. Ст. 110.
3 Сиринов М. Условия восстановления деятельности частных банков в России // Вестник финансов. 1922. № 30. С. 14.
4 О принципах построения кредитной системы. Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. // СЗ СССР. 1927. № 35. Ст. 364.
5 Об учреждении Государственного банка. Постановление IV сессии ВЦИК от 12 октября 1921 г. // СУ РСФСР. 1921. № 72. Ст. 594.
6 О кредитной кооперации. Декрет ВЦИК и СНК от 24 января 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 12. Ст. 110.
7 Декретом не регулировалось соотношение государственных и кооперативных компонентов в области кредитования крестьянства.
ВЦИК и СНК был учрежден Банк потребительской кооперации (По-кобанк)1, чтобы «.способствовать кредитом учреждениям потребительской кооперации.».
Постепенно в сферу обслуживания Покобанка были включены и другие виды кооперации (промысловая, рыболовецкая и т.д.), в связи с чем в 1923 году Покобанк реорганизуется на учредительном собрании 27 января 1923 года2 из банка потребительской кооперации в банк всех видов кооперации — Всероссийский Кооперативный Банк (Всекобанк)3.
28 октября 1922 года начал работу Российский Торгово-Промышленный Банк 4 (Промбанк), «.с целью содействовать развитию промышленности, транспорта, внешней и внутренней торговли», действовавший на основании устава, утвержденного постановлением СТО от 8 августа 1923 г.5 и занимавший второе место после Госбанка по объему операций.
Будучи по форме банком акционерным, Промбанк, по сути, являлся государственным кредитным учреждением, ибо все его акции находились в руках государственных трестов, синдикатов или смешанных акционерных обществ, в которых преобладал государственный капитал.
Однако при учреждении Промбанка правительство допускало наличие в Промышленном банке, наряду с государственным капиталом и частный капитал. Частный капитал был допущен к участию в этом банке на основании его устава и без заключения концессионного договора. В дальнейшем советское законодательство регулирует порядок открытия кредитных учреждений, не устанавливая при этом тех ограничений, которые вытекают из государственной банковой монополии.
Одновременно с Промбанком в конце 1922 года было создано акционерное общество «Электрокредит»6 для кредитования, главным образом, сельскохозяйственной электрификации, действовавшее на основании устава, утвержденного правительством 29 октября 1924 г. Позднее это общество реор-
1 О банке потребительской кооперации. Декрет ВЦИК и СНК от 6 февраля 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 16. Ст. 163.
2 Иконников В.В. Развитие кредитной системы СССР в восстановительный и реконструктивный период и кредитная реформа (1921—1931 гг.). М., 1937. С. 70.
3 Об утверждении Устава Всероссийского Кооперативного Банка. Устав утвержден СТО 8 февраля 1922 г. // СУ РСФСР. 1923. Отд. II., № 3. Ст. 16.
4 Первоначально Банк именовался «Российский Торгово-Промышленный Банк», впоследствии данное наименование было изменено на «Торгово-Промышленный Банк Союза ССР» // Собр. зак. СССР, 1924. Отд. II, № 8. Ст. 47.
5 Устав Торгово-Промышленного Банка Союза ССР, утвержден СТО 8 августа 1923 // Вестник ЦИК, СНК и СТО, 1923. Отд. II, № 2. Ст. 6, изменен Постановлением СТО 5 марта и 13 августа 1924 г. // Собр. зак. СССР, 1924, отд. II, № 7. Ст. 46 и 47, и Постановлением СНК Союза ССР 26 июня 1926 г. // Собр.зак. СССР, 1926. Отд. II, № 22. Ст. 150.
6 Устав Всероссийского Акционерного Общества финансирования местной электрификации «Электрокредит» был утвержден СТО 7 декабря 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. Отд. II, № 15. Ст. 51.
ганизуется в Электробанк 1 со сосредоточением в нем финансирования всей электрификации. Отметим, что Электробанк был первым из всех коммерческих спецбанков, развивавшим наряду с краткосрочным кредитом и долгосрочное кредитование электрохозяйства и электрификации.
Российский коммерческий банк — (Роскомбанк)2 был образован постановлением СТО от 19 октября 1922 г.3. Впоследствии декретом СНК СССР от 16 декабря 1924 г. на его основе был создан Банк для Внешней Торговли СССР — (Внешторгбанк СССР)4. Учреждение этого банка было первым шагом в привлечении иностранного капитала, для работы в приемлемых для него условиях. Акции приобретались шведскими юридическими и физическими лицами 5. Основная цель учреждения Роскомбанка заключалась в содействии российским торгово-промышленным организациям в деле развития их коммерческих оборотов с зарубежными странами. Однако фактически он осуществлял преимущественно кредитование частной внутренней торговли.
Как упоминалось выше, Российский коммерческий банк являлся частным предприятием и предполагал в качестве основы концессионный договор. Наличность концессионного договора свидетельствовала о том, что советское правительство рассматривало учреждение частного банка как изъятие из действующего законодательства.
В феврале 1924 года Постановлением II съезда Советов СССР был организован Центральный сельскохозяйственный банк Союза ССР 6, «всесоюзный характер деятельности» которого был определен как самим постановлением, так и уставом банка 7. Центральный сельскохозяйственный банк — (ЦСХБ) должен был изыскивать новые источники привлечения средств в сельское хозяйство, целевым образом использовать выделенные для сельского хозяйства государственные средства, предоставлять долгосрочные и краткосрочные кредиты предприятиям и учреждениям сельского хозяйства, развивать сеть учреждений мелкого сельскохозяйственного кредита.
1 Устав Акционерного банка по электрификации «Электробанк» был утвержден СТО 29 октября 1924 г. // Собр. зак. СССР, 1925. II отд., № 8. Ст. 29, изменен Постановлением СТО 25 сентября 1925 г. и 22 сентября 1926 г. // Собр. зак. СССР, 1926., отд. II, № 2. Ст. 9 и № 36. Ст. 212.
2 Первоначально банк именовался «Российский коммерческий банк», впоследствии был переименован в «Банк для внешней торговли СССР».
3 Об утверждении Устава Российского коммерческого банка. Устав утвержден постановлением СТО 19 октября 1922 г. // СУ РСФСР. 1923., отд. II, № 4. Ст. 24.
4 Устав Банка для внешней торговли СССР. Утвержден СНК СССР 16 декабря 1924 г. // СЗ СССР. 1925. Отд. II, № 4. Ст. 7.
5 В 1924 г. Советское правительство полностью выкупило все находившиеся в руках шведского капитала акции Роскомбанка.
6 Об организации Центрального сельскохозяйственного банка. Постановление II съезда Советов Союза ССР от 1 февраля 1924 г. // СУ РСФСР. 1924. № 29/30. Ст. 275.
7 Устав Центрального сельскохозяйственного банка Союза ССР. Утвержден ЦИК и СНК СССР 15 февраля 1924 г. // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2. Ст. 51.
Вышеупомянутые банки являлись банками общесоюзного значения, призванные развивать кредитование промышленности и торговли, однако наряду с ними возрождалась система коммунальных банков, ломбардов, система сельскохозяйственных банков, кредитная система, обслуживающая кооперацию, общества взаимного кредита и другие кредитные организации.
В заключение можно сказать, что законотворческие процессы, предшествовавшие созданию спецбанков, а в последующем юридически оформившие их появление, динамика последующего развития спецбанков в период нэпа, их несомненные успехи, позволяют сделать вывод о несомненной перспективности данных форм кредитных организаций. В то же время можно говорить, что сам факт появления спецбанков был сопряжен с большими трудностями, в первую очередь в процессе законотворчества. Наличие двух различных векторов мнений относительно будущей кредитной системы страны, хотя и позволили, в конечном счете, принять правильное решение о создании двухуровневой банковской системы, но не выработали общей концепции развития кредитной системы страны, что в последующем повлекло за собой ряд трудностей. В частности, можно отметить к концу 1926 года некоторый регресс спецбанковской системы и спецбанков после значительного подъема. Можно говорить о перенасыщении рынка отраслевыми кредитными организациями, ужесточении вышеупомянутой конкуренции между банками, борьбе за клиентуру, на наш взгляд, только катализировавшие процесс усиления контроля над кредитной системой вообще и банков с частным капиталом в частности.
Тем не менее к 1925 году по ряду отраслей Советское государство вышло на довоенный уровень развития экономики, что означало практически полное восстановление народного хозяйства 1, и заслуга спецбанков в этом огромна. В данном случае будет нелишним вспомнить высказывание В. И. Ленина о нэпе, что он «всерьез и надолго»2. Думается, что в своих последних произведениях В.И. Ленин видел в нэпе долгосрочный стратегический курс ведения хозяйства социалистическим государством. Так, в интервью корреспонденту «Обсервер» и «Манчестер Гардиан» М. Фарбману 27 октября 1922 года В.И. Ленин подчеркивал, что в принципе «не было и речи» об отказе от новой экономической политики и что, наоборот, «вся работа правительства, между прочим, в происходящей сейчас сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, направлена к тому, чтобы то, что называется
‘Советское народное хозяйство в 1921—1926 гг. М., 1960. С. 319—336.
2 Для того чтобы доказать «эпизодичность» нэпа, обычно ссылаются не ленинские высказывания, в частности на такие, как «отступление закончено», начинается «перегруппировка сил» и др. В.И. Ленин категорически требовал никогда не цитировать его речей, цитировать только произведения. Кроме того, он запрещал печатать записи своих речей, поскольку удовлетворительных записей еще ни разу не видел.
новой экономической политикой закрепить законодательно в наибольшей степени для устранения всякой возможности отклонения от нее»1. Безусловно, В.И. Ленин создавал новую экономическую парадигму развития социалистического общества, в котором значимость кредитных организаций была не меньшей, чем при капитализме, но цель их деятельности — диаметрально противоположна2.
Спецбанки, как в период своего создания, так и во время своей деятельности, вместе с Государственным банком, безусловно, задумывались и являлись прочным фундаментом для развития и планомерной деятельности промышленности, торговли, сельского хозяйства и т.д.
Однако не надо забывать, что при переходе к новой экономической политике большевики и не думали отказываться от классовой борьбы, хотя и признавая хозяйствующую «новую буржуазию» «общественно необходимым слоем, выполняющим — в известной мере, в известных пределах, в известном отрезке времени — общественно полезную функцию.», но все же с последующим «экономическим вытеснением с параллельной заменой стоящих за нею людей и аппаратов своими людьми, учреждениями, аппаратами.»3. И если для В.И. Ленина новая экономическая политика и была экономическим прототипом для дальнейшего строительства социализма, то с его смертью отход от рыночных отношений становится все явственней, рыночные начала стали заменяться плановыми, кредитные учреждения с частным капиталом начинают исчезать.
В целом, действовавшее законодательство указанного периода допускало наличие кредитных учреждений, как с государственным, так и с частным капиталом. Однако с каждым годом государство все более обращало внимание на их деятельность, в частности, путем установления господствующего положения в кредитной системе Советского государства, Государственного банка, делающего из него главного регулятора всех участников рынка и доминирующего положения банков с государственным капиталом. Учитывая же, что часть спецбанков имела как смешанный, так и 100%-ый частный капитал, судьба спецбанков, особенно при свертывании нэпа, была предрешена.
1 Ленин В.И. Интервью корреспонденту «Обсервер» и «Манчестер Гардиан» М. Фарбману. Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1940. Т. 45. С. 243—244.
2 Позднее, на фоне мирового кризиса (1929—1933 гг.) безусловные экономические успехи советской России легли в основу теории Джона Кейнса. В противовес классическому принципу невмешательства государства в экономику была признана ведущая роль государства в регулировании национального хозяйства. Однако в отличие от советской экономической модели периода нэпа, речь шла о государстве не как о политическом институте (органе власти), а о государстве как экономическом институте — хозяйствующем субъекте.
3 Бухарин Н.И. Избранные произведения. М., 1990. С. 303.
Началом очередного этапа в развитии кредитной системы страны можно считать системообразующее постановление ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. «О принципах построения кредитной системы»1. Этот общий закон, не касавшийся кредитно-кооперативных организаций и государственных сберегательных касс, не изменял строения кредитного аппарата, но ставил целью уточнять компетенцию и взаимоотношения между отдельными кредитными учреждениями и, главное, регламентировал усиление руководящего начала за Госбанком.
Таким образом, мы видим, что кредитная система Советского государства, созданная в период нэпа, имела следующие характерные черты:
Правовое регулирование кредитных организаций претерпело эволюционные изменения от революционного правосознания народных масс, полностью исключающих существование в стране кредитных организаций не только с частным капиталом, но и вообще наличие таковых, до законодательного оформления всех субъектов воссозданной кредитной системы, включая банки со 100%-ым частным капиталом.
При формальном полном отрицании советской властью какой-либо преемственности между дореволюционной кредитной системой и вновь созданной советской налицо ее практически полное продуцирование.
Советское законодательство допускало наличие в кредитной системе страны банков, как со 100%-ым частным, так и со смешанным капиталами. Однако Государственный банк занимал в системе господствующее положение и был наряду с Наркомфином одним из главных ее регуляторов.
В период нэпа происходит формирование специальных (отраслевых) банков, в том числе, в форме акционерных обществ. Причем отсутствие какого-либо системного подхода в создании указанных кредитных организаций в будущем порождает определенные трудности в функционировании и дальнейшем развитии кредитной системы.
В целом можно отметить, что воссоздание и развитие кредитной системы Советского государства в период нэпа свидетельствует о развитии нэпа в целом. Спады и подъемы в развитии кредитной системы — это спады и подъемы в развитии всей новой экономической политики, как таковой, и отсутствие в тот момент у руководства страны единой стратегии развития денежнокредитной политики, что стало роковым как для кредитных организаций, так и для нэпа в целом.
1 О принципах построения кредитной системы. Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. // СЗ СССР. 1927. № 35. Ст. 364.