Научная статья на тему 'Особенности создания экономического Сообщества АСЕАН'

Особенности создания экономического Сообщества АСЕАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3452
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ATIGA (ASEAN TRADE IN GOODS AGREEMENT) / ACIA(ASEAN COMPREHENSIVE INVESTMENT AGREEMENT) / АСЕАН / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / "АСЕАН ВИДЕНИЕ 2020" / ATIGA (СОГЛАШЕНИЕ В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ) / ACIA (ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ВОПРОСУ ИНВЕСТИЦИЙ) / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / УСТАВ АСЕАН / ASEAN / ECONOMIC COMMUNITY IN SOUTHEAST ASIA / ASEAN VISION 2020 / FINANCIAL CRISES / ASEAN CHARTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Церерин Алексей Николаевич

Церерин А.Н. в своей статье анализирует проблемы и политические вопросы, связанные с инициативой АСЕАН по созданию Экономического сообщества в Юго-Восточной Азии. В статье анализируется вопрос о том, способно ли Экономическое сообщество решить новые проблемы драматических изменений на международной арене с 1997 года, когда было подписано "АСЕАН Видение 2020". Далее следуют два раздела посвященных рассмотрению вновь созданных экономических соглашений АСЕАН: ATIGA (Соглашение в области торговли) и ACIA (Всеобъемлющее соглашение по вопросу инвестиций) В статье также рассматривается влияние двух последних финансовых кризисов (1997-1998 и 2008 -. 2010) на процесс региональной интеграции в частности вопрос о ликвидации нетарифных барьеров. Автор в своей статье также делает попытку пролить свет на специальные положения Устава АСЕАН связанные с процессом создания Экономического сообщества АСЕАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aleksey Tsererin in his paper examines challenges and policy issues associated with ASEAN's initiative to establish the Economic Community in Southeast Asia. The article aims to analyze the question whether the Economic Community will be capable of managing the new challenges of the dramatic changes in the international arena since the 1997 "ASEAN Vision 2020" was signed. This is followed by a section examining two newly established overall ASEAN economic agreements: ATIGA (ASEAN Trade in Goods Agreement) and ACIA(ASEAN Comprehensive Investment Agreement).The paper also discusses the impact of two last financial crises (1997-1998 and 2008-2010) on the process of regional integration particularly the issue of elimination of non-tariff barriers. It aims to introduce the Association Position on the process of establishing the Southeast Asia Economic Community. The author in his paper also makes an attempt to shed some light on the special provisions of the ASEAN Charter connected with the process of the establishing the ASEAN Economic Community.

Текст научной работы на тему «Особенности создания экономического Сообщества АСЕАН»

© Церерин А.Н.

аспирант МГИМО (У)

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА АСЕАН

Иностранные исследователи часто критиковали АСЕАН за такие ее недостатки как отсутствие внутреннего единства и недостаточный уровень интеграции. Ответом Ассоциации стало принятие Устава, а также проекта создания триединого Сообщества АСЕАН в сфере политики и безопасности, экономики, социо-культурной области. Вот как об этом говорится в тексте Устава организации: «Мы стремимся ускорить построение Сообщества через расширение процессов регионального сотрудничества и интеграции, в частности путем создания Сообщества АСЕАН, состоящего из Сообщества безопасности АСЕАН, экономического Сообщества АСЕАН и социо-культурного Сообщества АСЕАН, как это предписано в Балийской декларации (Второй декларации Согласия)»1.

Еще программа «Видение АСЕАН в 2020 г.», которая была принята в декабре 1997 г., как одна из мер по выходу из финансового кризиса, подразумевала превращение Ассоциации в стабильный, процветающий и обладающий высокой конкурентной способностью регион2. В данном документе страны АСЕАН продемонстрировали единство подходов к необходимости всестороннего развития сотрудничества в регионе с целью создания Сообщества АСЕАН. На этой основе дипломатические усилия стран-членов АСЕАН направлены на развитие более диверсифицированного и эффективного сотрудничества, основанного на повышение уровня интеграции, а также разрешение возможных конфликтов в ЮВА.

Однако процесс построения единого пространства был приторможен азиатским финансовым кризисом 1997-98 гг., который явился отражением мировой тенденции. Особенно ярко его последствия проявились в Малайзии, Индонезии, Таиланде, на Филиппинах. Индонезия и Малайзия оказались перед лицом внутренней нестабильности, которая явилась закономерным следствием финансовых катаклизмов. Политические и эконо-

мические проблемы Таиланда привели к заметному оттоку иностранного капитала в экономику данного государства. Индонезия и Филиппины пытались проводить протекционистскую политику в ряде чувствительных для себя отраслей хозяйства, в частности в сельском хозяйстве. Индонезия также ввела новую систему лицензирования импортных товаров, ряд ограничений, а также более строгие правила в области ввоза товаров на свою территорию.

После достижения экономической стабилизации в 2003 г. на острове Бали была принята Вторая декларация Согласия, в которой была озвучена идея о создании триединого Сообщества АСЕАН с опорой на экономический компонент . Лидеры стран региона пришли к соглашению, что создание Экономического Сообщества АСЕАН будет являться целью региональной экономической интеграции к 2020 г.4.

Проект создания Экономического Сообщества АСЕАН был принят на саммите АСЕАН, который проходил в Себу (Филиппины) в 2007 г. В то же самое время сроки осуществления поставленной цели были уточнены и сокращены до 2015 г.5. Он является своеобразной «дорожной картой» для скорейшего достижения поставленной цели создания единого рынка, путем соотнесения различных элементов и характеристик Сообщества с конкретными задачами и временными рамками.

Начиная со времени данного финансового кризиса, а в особенности под влиянием последнего общемирового экономического кризиса 2008-2010 гг., страны АСЕАН усиленно работают над созданием системы экономической стойкости перед лицом внешних вызовов, путем усиления макроэкономических основ на национальном уровне, а также путем развития интеграции на региональном и международном уровнях.

Следует отметить, что мировой валютно-финансового кризис 2008-2010 гг., в отличие от своего предшественника, обладал меньшим разрушительным воздействием на экономики стран ЮВА. В соответствии с источником ECONIT’s Economic Outlook в 2008 г. наличествовали угрозы инфляции, возникновения энергетических проблем, задержек в развитии инфраструктуры, слабости в проведении фискальной политики и т.п.6

Все эти процессы оказали негативное воздействие на население региона. Так, например, в Индонезии в 2008 г. закончилась фиаско фискальная политика правительства страны, которая должна была, по идее, выступать в качестве двигателя развития экономики: в это время наблюдался один из самых больших за последние сорок лет дефицитов бюджета (73,4 триллиона рупий)7. Внешний долг государства к январю 2009 г. возрос на 31% по сравнению с предшествующим пятилетним периодом. Увеличились также проценты по внешней задолженности, что привело к ослаблению национальной валюты. В

2009 г. общая задолженность государства составила 1,7 триллионов рупий8. Следствием данных процессов стал тот факт, что число лиц, проживающих за чертой бедности, составило 37,17 миллиона человек, а число безработных достигло отметки в 40 миллионов. По этим показателям страна оказалась на 60 месте в мире среди 177 других стран9. В соответствии с индексом развития человечества (Human Development Index) за 2008 г., который включает такие важные элементы, как качество жизни, количество грамотного населения, покупательную способность потребителей и т.п., Индонезия оказалась на 110 месте, если сравнивать этот показатель с другими странами АСЕАН, то даже Вьетнам оказался на 107 месте, что и говорить о Сингапуре, занявшем 25 место и Малайзии с Таиландом, оккупировавшим, соответственно, 63 и 78 места10.

Однако в условиях настоящего кризиса редкая из стран региона пошла на решительные меры по реформированию своей экономической системы. Так были проведены определенные меры по облегчению положения банков путем понижения норм обязательных резервов в таких странах как Таиланд, Филиппины, Вьетнам и Индонезия, был до некоторой степени повышен объем денежной массы (прежде всего в Индонезии), было проведено снижение норм рефинасирования процентных ставок по банковским займам в Таиланде, на Филиппинах , во Вьетнаме и в Индонезии11. Исключение в данном случае составили Сингапур и Вьетнам. Сингапур ускорил процесс либерализации в сфере услуг, а Вьетнам, помимо мер, аналогичных сингапурским, пошел еще на проведение структурных экономических преобразований.

В условиях выхода из затянувшегося финансового кризиса, а также перед лицом необходимости ускорения интеграции в регионе особое значение приобрела именно экономическая составляющая претворения в жизнь триединого Сообщества АСЕАН. Прежде всего на основе формирования единого экономического пространства могут быть построены два других компонента сообщества: политический и социально-

экономический.

Экономическое Сообщество АСЕАН призвано сделать из региона «стабильные, процветающие, высококонкурентные и экономически интегрированные единый рынок и производственную базу, где будут свободно перемещаться товары, услуги и капитал», которые сделают Юго-Восточную Азию более сильным и динамичным сегментом мировой экономической

структуры с «более свободным движением деловых кругов,

12

профессионалов, талантливых людей и рабочей силы» .

Для начала следует отметить, что планируется разработка специального механизма для более глубокого экономического сотрудничества, которое бы предполагало гибкий подход в тех случаях, где невозможно достижение консенсуса. Это - открытие двухвекторного («2 плюс Х) или многовекторного («10 минус Х») пути экономического сотрудничества по формуле

13

«АСЕАН минус икс» . Понятие «икс» подразумевает, что один или большее количество членов Ассоциации могут по своему усмотрению воздержаться от участия в том или ином виде экономической активности, что позволит другим участникам достигать соглашений, не дожидаясь одобрения АСЕАН в его полном составе.

АСЕАН обладает различными инструментами, относящимися к области торговли товарами, вопросам либерализации в сферах предоставления услуг и инвестиций, а также устранения различных препятствий для развития экономической интеграции, как в области таможенного регулирования, так и в других сферах14. Однако данные документы не принесли ощутимых результатов и изменений. Главными достижениями, которые проистекли из их подписания, являются создание Зоны свободной торговли в соответствии с соглашением 1992 г., а также системы общих преференциальных тарифов. Внутрирегио-

нальные тарифы в 2002 г. приблизились к нулевой отметке на территории «ветеранов» Ассоциации. Правда, следует отметить, что и без подписания данного соглашения на территории региона отмечается одновременное снижение тарифных ставок.

Таким образом, процесс региональной экономической интеграции фактически был сведен к постепенному «демонтажу» внутриасеановских барьеров, а также снижению уровня тарифных ставок. Следует отметить, что данные препятствия на пути к единому рынку относятся к следующим сферам: инфраструктура, недостатки в законодательстве, плохое корпоративное управление, защита авторского права, политика и безопасность, недостаток квалифицированной рабочей силы, препятствия на пути инвестиционного потока, вопросы стандартизации, мобильность трудовых ресурсов, движение капиталов, высокий уровень таможенных пошлин15.

Традиционными рынками сбыта конечной продукции стран АСЕАН были западные державы, однако за время последнего финансового кризиса их спрос претерпел понижение. Это означает, что настало время выходить на новые рынки сбыта для своей продукции такие, как индийский и китайский. Однако и здесь имеются свои трудности. Так в одной из своих статей исследователь Эдуардо Педроса приводит пример, в соответствии с которым стоимость экспорта контейнера с определенным товаром из стран АСЕАН в КНР, за исключением Малайзии и Сингапура, значительно выше, чем, если отправлять аналогичный груз из КНР в страны ЮВА. Так экспорт из Китая стоит 460$ за контейнер, из Индонезии - 704$, из Лаоса -1860$, из Филиппин -816$, из Таиланда - 625$, а из Вьетнама -734$. Причем для того, чтобы пройти все процедуры, связанные с заключением контракта, в КНР потребуется 406 дней, в Индонезии - 570 дней, а на Филиппинах все 842 дня16.

Конечной целью экономической интеграции в регионе служит создание единого рынка и производственной базы со свободным движением товаров, услуг, инвестиций, а также квалифицированных трудовых ресурсов к 2015 г., что будет воплощаться в создании Экономического Сообщества АСЕАН.

Проект требует от АСЕАН различных инициатив в области торговли. При его реализации следует учитывать такое пре-

пятствие для региональной экономической интеграции, как наличие политических, экономических, социо-культурных и институциональных различий в Юго-Восточной Азии, которые исключают существование какого-либо единого прочного фундамента для построения интегрированного сообщества. Следует также отметить географический фактор, который подразумевает наличие двух зон в АСЕАН: архипелага и материковой части, которые, фактически, являются зонами с разной степенью экономического развития.

Помимо этого, некоторые из действующих инструментов существуют уже в течение длительного времени и нуждаются в пересмотре и обновлении. Конечный результат расширения рамок Соглашения АСЕАН по общим преференциальным тарифам будет его перевод в формат документа с более широкой областью охвата и действия, что создаст необходимые условия для свободного движения товаров в пределах региона.

В соответствии с проектом создания Сообщества был совершен пересмотр инструментария региональной интеграции с тем, чтобы сделать его соответствующим современному экономическому окружению, в котором действуют законы рыночной конкуренции. Результатом пересмотра и обновления существующей базы соглашений в области экономики, как шага на пути к созданию Экономического Сообщества АСЕАН к 2015 г., является подписание Соглашения АСЕАН в области торговли (ATIGA),первого всеобъемлющего документа, который создает необходимые предпосылки и условия для решения широкого спектра задач, которые относятся к движению товаров в регионе, начиная от вопроса либерализации (исключение тарифных и иных барьеров), заканчивая проблемами торговой инфраструктуры (потребительские стандарты, торговые правила и процедуры, санитарные меры и т.п.), а также вопросами обеспечения комфортных условий для торговли. Соглашение также включает в себя ряд ключевых принципов в области международной торговли, таких как открытость, прозрачность, отсутствие дискриминации и т.п.

Следует отметить следующие новые черты данного документа по сравнению с предшествующими актами. Во-первых, это соглашение отличается широтой своего охвата, и затраги-

вает все области, имеющие отношение к обеспечению свободного движения товаров в рамках региональных торговых соглашений. Данный документ объединяет многие существующие акты, предоставляя больший простор и открытость для ведения бизнеса.

Во-вторых, документ подразумевает ряд условий для улучшения и модернизации существующей нормативной базы с тем, чтобы создать оптимальный климат для осуществления предпринимательской деятельности на территории региона. В-третьих, планируется создание беспошлинной зоны: для каждого государства региона четко прописаны сроки снижения тарифных ставок по различным видам товаров вплоть до 2015 г. Создание беспошлинной зоны включено в статью 42 Соглашения АСЕАН в области торговли (ATIGA), и подразумевает отмену тарифов для асеановской пятерки к 2010 г., для Филиппин к 2012, для государств Индокитая к 2015-18 гг.

В-четвертых, каждое государство-член АСЕАН, исходя из данного соглашения, определит для себя, какие препятствия для создания беспошлинной зоны, существуют на его территории. В-пятых, была разработана рабочая программа АСЕАН в области торговой инфраструктуры. Проекты, задуманные в соответствии с этой программой, были осуществлены в Индонезии и Вьетнаме, они включили в себя следующие меры: гармонизацию тарифной номенклатуры; создания режима «одного окна» в АСЕАН, который обеспечит организацию единого канала уплаты таможенных пошлин для стран-членов АСЕАН; сооружение и реконструкция объектов транспортного сообщения, возведение новых объектов промышленного и гражданского назначения и т.п. Об их результатах было доложено на 20-й объединенной консультативной сессии АСЕАН по вопросам торговой инфраструктуры, которая прошла в июле 2009 г. в Сингапуре17.

В-шестых, документ призван обеспечить прозрачность и предсказуемость процессов, протекающих в регионе, для широких кругов бизнес-сообщества, он также послужит целям регионального стратегического планирования.

Следует отметить, что в документе нигде не прописывается проблема коррупции как одного из главных препятствий на

пути интеграции. Возможно, это является отражением стремления Ассоциации не привлекать излишний раз внимание к данному наболевшему вопросу, который набил оскомину во многих странах региона и, в частности, в Индонезии. В соответствии с международным обзором по вопросу коррупции, Индонезия получила 3,7 балла, что является наихудшим результатом в АСЕАН, особенно по сравнению с Брунеем, Кам-

1 8

боджей, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром и Таиландом .

Необходимость повышения конкурентоспособности стран ЮВА на международной арене требует ускоренных мер по формированию новой нормативно-правовой базы и ревизии старой. В данном русле в 2007 г. было принято решение о пересмотре двух документов: договора, датированного 1987 г., - Соглашения о продвижении и защите инвестиций (“ASEAN IGA”), а также Рамочного соглашения по вопросу инвестиционной зоны в АСЕАН^^) 1998 г. и относящихся к ним двух протоколов. В результате в 2009 г. было заключено Всеобъемлющее соглашение по вопросу инвестиций(ACIA).

Перед лицом жесткой международной конкуренции за получение прямых иностранных инвестиций Всеобъемлющее соглашение по вопросу инвестиций было запланировано с целью создания более свободного и открытого инвестиционного режима, который способствовал бы скорейшей экономической интеграции АСЕАН на основе существующего международного опыта. Данное соглашение должно способствовать превращению региона в зону, привлекательную для ведущих зарубежных инвесторов, которая будет способна эффективно конкурировать с другими развивающимися экономиками.

Данный документ является единым договором в области инвестиций, который содержит более широкий круг различных условий и охватывает четыре составных части инвестиционной сферы: протекционизм, инфраструктуру, либерализацию, продвижение. Планируется достичь формирования свободного и открытого инвестиционного пространства к 2015 г., что будет выгодно как иностранным инвесторам в экономику стран Ассоциации, так и самим асеановцам.

В настоящее время на бумаге АСЕАН имеет зоны свободной торговли со следующими зарубежными партнерами: Японией, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией. Ассоциация находится на пути подписания соответствующих документов с Индией и ЕС. Однако говорить пока об эффективности данных образований, за исключением вступившей в силу в

2010 г. ЗСТ с Китаем, очень сложно, так как многие специалисты отмечают слабость данных проектов19.

Воплощая в реальность идею построения Экономического Сообщества АСЕАН, Ассоциация интенсифицировала процесс создания экономической зоны, которая будет с выгодой использовать потенциал объеденного рынка практически 600 миллионов потребителей, ВВП которого будет превышать 1 триллион долларов США, а общий объем торговли достигнет отметки в 1,4 триллиона долларов США. В будущем внутрирегиональная интеграция послужит превращению организации в заметного игрока как на азиатском, так и на международном фронтах, способного смягчить угрозы, которые, возможно, будут посерьезнее нынешнего экономического кризиса. Основным вызовом остаются трудности, связанные с процессом проведения либерализации экономической системы каждой отдельно взятой страны региона, отмены не только таможенных, но и других барьеров, стоящих на пути региональной интеграции. Главная цель - превращение Ассоциации из совокупности десяти небольших рынков отдельно взятых государств, имеющих свои правила, в один мощный, крупный и интегрированный рынок.

Отдельную проблему представляет собой необходимость убедить широкие круги бизнес-сообщества в том, что АСЕАН всерьез намеревается осуществить план построения Экономического Сообщества в заданные сроки, и что все соглашения, а также «дорожные карты» будут выполнены без задержек и промедлений, так как предпринимательские круги Ассоциации высказывают опасение, что построение Сообщества к 2015 г. практически неосуществимо. По мнению исследователя Тивари, который пишет, что достигнутые соглашения могут «так и остаться на бумаге»20.

Тем не менее, можно придти к выводу, что своевременное и полноценное претворение в жизнь решений по вопросам экономической интеграции даст Ассоциации прочную легитимную институциональную базу, которая поможет превратить ЮВА в более привлекательный регион для приложения иностранного капитала. Воплощение в реальность идеи Экономического Сообщества стран АСЕАН к 2015 г. послужит главным испытанием для Устава АСЕАН, проверкой того останется ли он планом на словах, или реализуется на деле.

1 ASEAN Charter - ASEAN Secretariat. - Jakarta, 2007.

2ASEAN Vision 2020. - Kuala Lumpur, 1997.

3 ASEAN Charter - ASEAN Secretariat. - Jakarta, 2007.

4 Declaration of ASEAN Concord II (Bali Concord II). - Bali, 2003.

5 Roadmap for an ASEAN Community: 2009-2015

APSC Blueprint- ASEAN Secretariat. - Jakarta, 2007

6 ECONIT’s Economic Outlook 2008

Harahap Muchtar. Kegagalan SBY dlm fakta dan angka/ Muchtar Hara-hap - Jakarta: Pustaka Fahima, 2010. - С.34.

8 Kompas, 15/06/2009.

9 Harahap Muchtar. Kegagalan SBY dlm fakta dan angka/ Muchtar Harahap - Jakarta: Pustaka Fahima, 2010. - С.8.

10 Kompas, 10/12/2008.

11Подробнее см. Бойцов В.В. Мировой экономический кризис и его проявление в странах ЮВА / В.В. Бойцов //Тихоокеанское обозрение 2008-2009- М., 2010. - С.97.

12 ASEAN Charter - ASEAN Secretariat. - Jakarta, 2007.

13 ASEAN Charter ст.21 (2)

14 The ASEAN Comprehensive Investment Agreement- Cha-am,26 February 2009// http:// www.aseansec. org./ 22218.htm

ASEAN Trade in Goods Agreement.- Jakarta, 2009

Framework Agreement on ASEAN Investment Area.- Manila, 15 Decem-ber1987. // http:// www.aseansec.org/6464.htm

Initiative for ASEAN Integration (IAI) Strategic Framework

IAI Work Plan 2 (2009-2015) и т.п.

15 Pedrosa Eduardo. Implications of an Uncertain Global Economy on Integration Initiatives/ Eduardo Pedrosa //ASEAN: Life After the Charter/ S. Ti-wari - Singapore.: ISEAS, 2010. - C. 127.

16 Pedrosa Eduardo. Implications of an Uncertain Global Economy on Integration Initiatives/ Eduardo Pedrosa //ASEAN: Life After the Charter/ S. Ti-wari - Singapore.: ISEAS, 2010. - C. 124-135.

17Подробнее см. Lai Peng Yap. The ASEAN Comprehensive Investment Agreement 2009 : Its Objectives, Plans and Progress / Yap Lai Peng //ASEAN: Life After the Charter/ S. Tiwari - Singapore.: ISEAS, 2010. - C. 100-113.

18 Survey Global Corruption Barometer (Tempo, 9.06.2009)

См., например, Parsons David. Challenges to Achieving the ASEAN Economic Community/ David Parsons //ASEAN: Life After the Charter/ S. Tiwari - Singapore.: ISEAS, 2010. - C. 135-141.

20Tiwari S. A Miscellany of Trade Issues/ S. Tiwari//ASEAN: Life After the Charter/ S. Tiwari - Singapore.: ISEAS, 2010. - C. 145.

Источники

ASEAN Charter - ASEAN Secretariat. - Jakarta, 2007.

ASEAN Vision 2020. - Kuala Lumpur, 1997.

Declaration of ASEAN Concord II (Bali Concord II). - Bali, 2003. ECONIT’s Economic Outlook 2008 Roadmap for an ASEAN Community: 2009-2015 APSC Blueprint- ASEAN Secretariat. - Jakarta, 2007 The ASEAN Comprehensive Investment Agreement- Cha-am,26 February 2009// http:// www. aseansec .org./ 22218.htm ASEAN Trade in Goods Agreement.- Jakarta, 2009 Framework Agreement on ASEAN Investment Area.- Manila, 15 Decem-ber1987. // http:// www.aseansec.org/6464.htm

Initiative for ASEAN Integration (IAI) Strategic Framework IAI Work Plan 2 (2009-2015) и т.п.

Литература

Бойцов В.В. Мировой экономический кризис и его проявление в странах ЮВА / В.В. Бойцов //Тихоокеанское обозрение 2008-2009- М., 2010. - С.97.

Parsons David. Challenges to Achieving the ASEAN Economic Community/ David Parsons //ASEAN: Life After the Charter/ S. Tiwari - Singapore.: ISEAS, 2010. - C. 135-141.

Harahap Muchtar. Kegagalan SBY dlm fakta dan angka/ Muchtar Harahap - Jakarta: Pustaka Fahima, 2010.

Pedrosa Eduardo. Implications of an Uncertain Global Economy on Integration Initiatives/ Eduardo Pedrosa //ASEAN: Life After the Charter/ S. Tiwari - Singapore.: ISEAS, 2010. - C. 124-135 .

Tiwari S. A Miscellany of Trade Issues/ S. Tiwari//ASEAN: Life After the Charter/ S. Tiwari - Singapore.: ISEAS, 2010. - C. 145-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.