Родионов А.Н.
Аспирант 1 курса. Российский государственный социальный университет.
Особенности современной живописи и графики восточноазиатских стран*
Аннотация. современное искусство Восточной Азии представляет собой уникальное явление, которое сочетает в себе традиции и инновации, национальную идентичность и глобализацию, эстетику и политику. Целью данной работы является исследование особенностей современной живописи и графики в Китае, Японии, Корее и других странах региона. Актуальность исследования обусловлена растущим интересом к искусству Восточной Азии как внутри самого региона, так и за его пределами.
Ключевые слова: искусство Восточной Азии, китайская живопись, жанр, живопись и графика, художник Китая, культурное наследие.
Rodionov A.N.
1st year Graduate Student. Russian State Social University.
Features of modern painting and graphics of the East Asian countries
Abstract. East Asian contemporary art is a unique phenomenon that combines tradition and innovation, national identity and globalization, aesthetics and politics. The purpose of this work is to study the features of modern painting and graphics in China, Japan, Korea and other countries of the region. The relevance of the study is due to the growing interest in the art of East Asia, both within the region itself and beyond.
Key words: East Asian art, Chinese painting, genre, painting and graphics, Chinese artist, cultural heritage.
искусство Восточной Азии включает в себя живопись и графику из Китая, Японии и Кореи. Эти страны имеют богатую историю и традиции в области изобразительного искусства, которые охватывают множество стилей и техник.
В современном искусстве Восточной Азии можно наблюдать как сохранение
традиционных форм и техник, так и внедрение новых материалов и методов. Например, в Китае продолжается практика каллиграфии и традиционной живописи кистью, но также появляются новые формы, такие как современная живопись маслом и инсталляции [Лю Чунь, 2005].
В Японии также сохраняются тра-
* © Родионов А.Н., 2023.
Особенности современной живописи и графики восточноазиатских стран
диционные формы искусства, такие как дзен-живопись и гравюры на дереве, но в то же время появляются новые направления, такие как супер-плоскость (8иреАа1) - стиль современного искусства, основанный на японской анимации (аниме) и комиксах (манга) [По-стрелова, 1987].
В Корее также сохранились традиционные формы живописи, но в то же время появляются новые направления, такие как абстрактное искусство и минимализм.
В общем, современное искусство Восточной Азии представляет собой сочетание традиций и инноваций, которое отражает богатую культурную историю региона.
Рассмотрев искусство Восточной Азии на примере Китайской живописи, можно понять, что она является одним из самых древних и уникальных видов изобразительного искусства в мире. Она зародилась в древнем Китае и непрерывно эволюционирует со времен неолита. она отличается от западной живописи своими особенными техниками, инструментами, жанрами, символами и философскими основами.
основными техниками китайской живописи являются линейный рисунок и монохромная живопись тушью. Линейный рисунок связан с традиционной китайской каллиграфией, которая также считается искусством. Монохромная живопись тушью отражает стремление к выражению сути природы и духа художника.
Главными инструментами китайской живописи являются: кисть, тушь, бумага и камень для размешивания туши. Кисть может быть разной формы, размера и мягкости в зависимости от стиля и предмета живописи. Тушь может быть черной или цветной, а также иметь разную степень разбав-
ления. Бумага может быть гладкой или шероховатой, а также различаться по цвету и качеству. Камень для размешивания туши служит для получения нужной консистенции и оттенка туши [Лю Чунь, 2005].
Основными жанрами китайской живописи являются пейзаж, цветы и птицы, животные, портрет и исторические сцены. Пейзаж - это самый высокий жанр, который символизирует гармонию человека и природы. Цветы и птицы - это жанр, который выражает красоту и эмоции. Животные - это жанр, который демонстрирует характер и поведение разных видов. Портрет -это жанр, который изображает внешность и внутреннее состояние человека. Исторические сцены - это жанр, который рассказывает о важных событиях и личностях.
Преимущественные символы китайской живописи - это элементы природы, животные, растения, а также такие объекты, как горы, вода, облака, дождь и туман. Все они имеют разные значения в зависимости от контекста и настроения. Например, горы могут означать стабильность, величие или одиночество. Вода символизирует движение, перемену или божественное промысел. Животные, такие как дракон, феникс, лев или лошадь, имеют разные значения в зависимости от своих характеристик и атрибутов. Дракон означает силу, мудрость или императорскую власть. Феникс означает красоту, благополучие или гармонию. Растения, такие как бамбук, слива, хризантема или лотос, имеют разные значения в зависимости от своих особенностей и сезонов. например, бамбук - это гибкость, устойчивость или благородство. Слива может означать чистоту или смелость. А искусственные предметы, такие как фонари, зонтики, веера или шахматы,
могут принимать значения в зависимости от своих функций или ассоциаций. К примеру, фонарь может означать одновременно свет, надежду или праздник, а зонт является символом защиты, уединения или любви [Гуаньчжун, 1981].
Основными философскими основами китайской живописи являются конфуцианство, даосизм и буддизм. Конфуцианство - это учение, которое акцентирует внимание на нравственности, порядке и служении государству. Даосизм - это учение, которое акцентирует внимание на естественности, спонтанности и гармонии с природой. Буддизм - это учение, которое акцентирует внимание на просветлении, сострадании и отрешенности от страданий. Эти учения влияют на выбор темы, стиля и настроения китайской живописи.
В монохромной живописи используются разные техники, которые позволяют создавать эффекты света, тени, объема и текстуры с помощью только одного цвета и его оттенков. Вот некоторые из этих техник:
- Гризайль - это техника, при которой используются только черный, белый и серый цвета. она позволяет создавать реалистичные и драматичные изображения с контрастными тональными переходами.
- Сепия или техника «коричневого цвета». Здесь используется только он и его оттенки. С помощью сепии получается создавать теплые, ностальгические изображения с мягкими тональными переходами.
- Суми-э - это техника, при которой используется черная тушь и вода. Суми-э позволяет создавать изящные и выразительные изображения с линейным рисунком и размытыми пятнами.
- Монохромный колоризм - техника, при которой используется один цвет
и его оттенки, но не черный, не белый и не серый. Монохром дает возможность создавать настроенческие и абстрактные изображения с различными цветовыми акцентами.
В монохромной живописи используются разные жанры, которые отражают темы, стили и настроения художников. Вот некоторые из этих жанров:
- Портрет - это жанр, который изображает человека или группу людей с акцентом на их внешности и внутреннем состоянии. Таким способом получается передать характер, настроение и эмоции изображаемых лиц посредством мимики, позы, одежды и аксессуаров.
- Пейзаж - жанр, который изображает природу или городскую среду с акцентом на пространственных и световых отношениях. он передает атмосферу, настроение и эмоции места с помощью перспективы, цвета, а также игры тени и света.
- натюрморт является жанром, в котором акцент делается на форме, текстуре и цвете предметов или растений. Данный жанр позволяет передать символический или эстетический смысл изображаемых объектов с помощью композиции, контраста, света и тени.
- историческая живопись - это жанр, который изображает события или личности из прошлого с акцентом на их значимости и влиянии. он обычно за-действуется для передачи драматизма, реализма и эмоций изображаемых сцен с помощью деталей, выражения, движения и цвета.
- Абстрактная живопись - это жанр, который изображает не конкретные объекты или сцены, а чистые формы, линии, цвета и ритмы. Данный жанр позволяет передать чувства, мысли и эмоции художника с помощью композиции, контраста, света и тени.
Проанализировав современную живопись и графику восточноазиатских стран, рассмотрим работы некоторых художников, чье творчество сформировало культурное наследие восточноази-атских стран.
К примеру, вопрос о самом известном художнике Китая не имеет однозначного ответа, так как разные художники могут быть известны по разным причинам, таким как историческое значение, стиль, техника, тематика, влияние или коммерческий успех [Люй Пэн, 2007].
однако среди множества талантливых и знаменитых художников можно выделить несколько имён, которые часто упоминаются в разных источниках (таблица 1).
Таким образом, исходя из перечис-
ленного выше, можно сделать вывод, что особенности современной живописи и графики восточноазиатских стран, уникальны и имеют особенную свойственность. Это показал анализ различных произведений живописи и графики, созданными художниками из этих стран в XXI веке. Исходя из этого, можно подчеркнуть несколько характерных черт, таких как:
- использование каллиграфии и символизма как способа передачи философских и эстетических концепций;
- экспериментирование с материалами и техниками, такими как коллаж, монтаж, цифровая обработка и анимация;
- отражение социальных и политических проблем современности, таких как экология, глобализация, миграция
Таблица 1. Современные и знаменитые восточноазиатские художники живописи и графики.
№ Художник Год Описание
1 Чжан Дацянь (1899-1983) один из самых выдающихся китайских художников XX века, мастер каллиграфии и живописи в стиле гохуа. Его работы отличаются свободой, экспрессией и индивидуальностью. Он также был коллекционером и исследователем древнего китайского искусства.
2 Ци Байши (1864-1957) Так же является одним из самых популярных и любимых китайским народом художников, известный своими яркими и жизнерадостными картинами цветов, птиц, насекомых и животных. Его стиль сочетал традиционные элементы китайской живописи с западными влияниями. Он также был поэтом и ученым.
3 Цзэн Фаньчжи (род. 1964) Является одним из самых дорогих современных китайских художников, чьи работы достигают рекордных цен на аукционах. Его известность принесла серия портретов в стиле цинического реализма, на которых изображены люди с увеличенными зубами и глазами. Его поздние работы более абстрактны и экспериментальны.
4 Сюй Бэйхун (род. 1949) Один из самых влиятельных китайских художников, работающих в жанре современной живописи лошадей. Его работы отражают его любовь к лошадям и к китайской культуре. Его стиль характеризуется динамикой, ритмом и эмоциональностью.
5 Цао Бэй-Ань (род. 1937) Один из самых уважаемых китайских художников, специализирующихся на акварельной живописи пейзажей. Его работы отличаются прозрачностью, светом и гармонией цветов. Он также является профессором и автором книг по акварели.
и идентичность;
- поиск гармонии между природой и человеком, между традицией и модерном [Се Юнхуэй, 2014].
Данная тема имеет большое значение для понимания современных процессов в искусстве и культуре, а также для развития межкультурного общения и сотрудничества. Возможные направления для дальнейшего изучения темы могут быть связаны с:
- сравнительным анализом различных стилей и направлений в современной живописи и графике восточноази-атских стран;
- изучением влияния современной живописи и графики восточноазиат-ских стран на другие регионы и страны;
- исследованием роли современной живописи и графики восточноазиат-ских стран в формировании национальной и региональной идентичности.
Анализ показал, что современная живопись и графика восточноазиат-ских стран представляет собой уникальное явление в мировом искусстве, которое отражает богатство и разнообразие культурного наследия этого региона, а также его способность к инновациям и диалогу с другими культурами.
References
[1] Guanzhong W. Content determines form? // Mei-
shu (Fine Arts), 1981. № 3.
[2] Liu Chun History of Chinese oil painting. - Beijing:
Chinese Youth Publishing House, 2005. 462 p.
[3] Lu Peng History of Chinese art of the 20th century. - Beijing: Peking University Press, 2007. 1066 p.
[4] Postrelova T.A. The work of Xu Beihong and Chi-
nese artistic culture of the twentieth century. -M.: Main editorial office of oriental literature of the publishing house "Nauka", 1987. 264 p.
[5] Xie Yonghui Teaching traditional types of Chinese painting to students of pre-university educational institutions in Russia // Science and school, 2014. № 2. P. 188-192 p.
Список литературы
[1] Гуаньчжун У. Содержание определяет форму?
// Мэйшу (Изобразительное искусство), 1981. № 3.
[2] Лю Чунь История китайской масляной живо-
писи. - Пекин: Китайское молодёжное изд-во, 2005. 462 с.
[3] Люй Пэн История искусств Китая XX века. - Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2007. 1066 с.
[4] Пострелова Т.А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура ХХ в. -М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 264 с.
[5] Се Юнхуэй Обучение традиционным видам китайской живописи учащихся довузовских образовательных учреждений в России // Наука и школа, 2014. № 2. С. 188-192 с.