Научная статья на тему 'Особенности современной гендерной социализации детей'

Особенности современной гендерной социализации детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1587
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / GENDER / IDENTITY / GENDER IDENTITY / GENDER AND ROLE EDUCATION / MASCULINITY / FEMINITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Носакова Татьяна Владимировна, Симонов Дмитрий Николаевич

В статье осуществлен психолого-педагогический анализ основных тенденций гендерного воспитания детей в современной семье и в образовательных учреждениях. Выявлены особенности социализации детей, негативно влияющие на формирование и развитие у них тендерной идентичности и тендерных качеств. Обозначены проблема формирования тендерной идентичности мальчиков и пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of modern gender socialization of children

In this article a psychological and pedagogical analysis of the main tendencies of gender education of children in a modern family and in educational institutions is carried out. The features of socialization of children negatively influencing the formation and development of their gender identity and gender qualities are revealed. The problem of formation of gender identity of boys and the way to solve it are found out.

Текст научной работы на тему «Особенности современной гендерной социализации детей»

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Пол, идентичность, гендерная идентичность, полоролевое воспитание, маскулинность, фе-

минность.

Проблема гендерной социализации в современной системе образования стала особенно актуальной в наше время и в нашей стране. На фоне упадка нравственности, потери духовных и моральных ценностей наше общество всё чаще и чаще обращается к вопросам полоролевого воспитания детей, так как идентификация себя с определённым полом играет основополагающую роль в развитии личности.

Сегодня проблема создания среды, благоприятно воздействующей на гендерное развитие ребёнка, поднимается, на наш взгляд, недостаточно часто и рассматривается поверхностно. Это связано с тем, что уже существует государственный стандарт дошкольного и школьного образования, куда, помимо требований к среде развития ребёнка, входят требования к содержанию и методам воспитания и обучения (к программам и психологическим теориям), а также требования к характеру взаимодействия педагогов с детьми. Наличие данного документа делает необязательными разработку, лицензирование и апробацию новых систем педагогического воздействия, в том числе и изучение исторически сложившихся методик, влияющих на гендерное развитие ребёнка.

Кроме отсутствия или неполноты реализации гендерного компонента в системе образования, надо отметить и недостаточное влияние семьи на развитие гендерных качеств у своих детей. Так, например, исследования А.В. Меренкова показывают некомпетентность родителей в вопросах определения тех или иных черт, присущих ребёнку определённого пола и возраста, что, соответственно, порождает отсутствие сколь-либо сформированной и педагогически осмысленной программы формирования гендерных качеств.

Пол — это первая категория, в которой человек осмысливает себя как индивидуальность. В самом общем виде понятие «психологический пол» рассматривается как определённая система потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, эталонов, характеризующих представление человека о самом себе как о мужчине или женщине, а также наличие специфических способов поведения, результатирующих эти представления. Ощущение себя мужчиной или женщиной, мальчиком или девочкой во все времена являлось одним из самых важных составляющих человеческой «самости», поскольку «личность человека — это всегда личность либо мужчины, либо женщины. Бесполая личность — не более чем абстрактное понятие либо литературная гипербола» [Эдеймиллер, Юстицкис, 2010, с. 7].

Под идентичностью понимается ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание того, что другие люди тоже признают это. Идентичность характеризует то, что остаётся постоянным, несмотря на все изменения, происходящие в течение всей жизни данного человека. Базовая половая идентичность — «это глубинное психологическое ядро того, что личность человека как представителя пола означает для самой себя» [Каган, 2005, с. 249]. Она формируется как достаточно стабильное изменение личности к трём годам. Дальнейшее развитие системы половой идентичности совершается на личностно-эмоциональном и познавательном уровнях. Это выражается в формировании персональной идентичности и половых ролей, которые отражают особенности отношений с внешним миром и людьми своего и противоположного пола. Гендерная идентичность трактуется как одна из подструктур социальной идентичности личности.

Чувство своей индивидуальной целостности и неповторимости неотделимо от усвоения человеком половой роли и признания её другими людьми. По мнению В.Е. Кагана, представления о себе, своей половой идентичности, выполняют троякую роль: они способствуют достижению внутренней согласованности личности, определяют интерпретацию опыта и являются источником ожиданий, то есть от них зависит, как будет действовать человек в конкретной ситуации, как он будет интерпретировать действия других людей, какой прогноз будущего сделает. Исходя из вышесказанного можно, сделать вывод: формирование устойчивой половой идентичности — одна из центральных задач социально-педагогической работы с воспитанником, особенно имеющим трудности во взаимоотношениях с представителями противоположного пола.

С 1999 по 2006 год А.В. Меренковым были проведены исследования среди родителей детей дошкольного возраста. Результаты показывают, что в настоящее время наблюдается противоречивый процесс разрушения веками действующей системы формирования будущих мужчин и женщин и становление новой [Меренков, 2001, с. 181]. Прежде всего, было обнаружено отсутствие каких-либо чётких мнений о том, что же такое воспитание человека как представителя определённого пола. Нет и единого мнения, когда надо начинать данное воспитание. Ответить на эти вопросы, можно лишь тогда, когда представляешь само содержание работы с мальчиками и девочками в разном возрасте.

Исследование А.В. Меренкова показало, что многие родители вообще не видят различий в формировании будущих мужчин и женщин (а если и видят, то зачастую не могут сформулировать и оформить в воспитательный процесс). Также это исследование позволило сделать вывод о большом разнообразии качеств, которые родители считают приоритетными в формировании гендерной идентичности, что вызывает закономерное столкновение интересов матери и отца. Отсюда возникает необходимость рассмотрения социальными педагогами проблемы формирования гендерной идентичности и гендерных качеств у своих воспитанников, доступных и эффективных программ по данной проблематике, которыми смогут воспользоваться родители, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, классные руководители и вообще все, кто заинтересован в воспитании достойного члена общества.

Рассмотрим подробнее специфику социализационной ситуации для каждого пола. Как бы ни описывали процесс усвоения половой роли в различных психологических школах, несомненным является то влияние, которое оказывают на ребенка люди, служащие ему моделью полоспецифического поведения и источником информации о половой роли [Геодакян, 2004, с. 85]. В этом смысле мальчик находится в значительно менее благоприятной ситуации, чем девочка. Так, мать традиционно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца же в наше время ребенок видит значительно реже и не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно в глазах младенца он является менее привлекательным объектом. В связи с этим как для девочки, так и для мальчика практически в любой культуре первичной оказывается идентификация с матерью, т. е. феминная [Колесов, Сальверова, 2007, с. 23-25]. Более того, сами базовые ориентации ребенка по отношению к миру по своей природе феминны и включают такие традиционно женские особенности, как зависимость, подчиненное положение, пассивность и т. п. [Бреслав, Хасан, 2006, с. 64-69].

Таким образом, в плане становления половой идентичности мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности (например, сформировать у себя независимость, напористость, мужественность). Однако решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок, особенно в современном русском обществе (воспитатели детского сада, врачи, учителя), — женщины. Неудивительно, что в итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской [Арутюнян, 2005, с. 55]. В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давле-

ние приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. [Воронина, 2005, с. 9—20]. При этом в нашей стране ребенок имеет относительно мало возможностей для маскулинных проявлений (например, агрессии, самостоятельности, двигательной активности и т. п.), так как взрослые относятся к ним достаточно амбивалентно, как к источнику беспокойства. Такое положение вещей ведет к нарастанию тревоги, что часто проявляется в чрезмерных усилиях быть маскулинным и паническом страхе делать что-то женское. В результате мужская идентичность формируется, прежде всего, как результат отождествления себя с некоторой статусной позицией или социальным мифом «каким должен быть мужчина». Особенно усиливается социальное давление на мальчика с переходом в общественную систему воспитания — дошкольное учреждение или школу: с одной стороны, учителя и воспитатели отличаются значимо более высоким традиционализмом, а с другой — родители, готовя ребенка к встрече с новой для него ситуацией социальной оценки, повышают жесткость своих нормативных стандартов.

Все это приводит к тому, что настает момент в социализации мальчика, когда ему необходимо «откреститься» от «женского мира», его ценностей и создать свой — мужской. Переход к этому этапу обычно начинается в 8—12 лет, когда возникают первые детские компании, формируются близкие межличностные отношения со сверстниками, на которые мальчик отныне может опираться как на источник мужских ролевых моделей и сферу реализации маскулинных качеств. Этот процесс, получивший название мужского протеста, характеризуется ярким негативизмом по отношению к девочкам и формированием особого «мужского», подчеркнуто грубого и резкого стиля общения [Коломинский, 2005, с. 176—190].

Особенно печальным феноменом в плане формирования моделей маскулинности является школа. Так, исследование, проведенное А.С. Волович, продемонстрировало, что среди тех учащихся выпускных классов, которые в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям, подавляющее большинство (85 %) составляют девушки. Да и юноши, попавшие в эту категорию, отличались от других скорее традиционно женскими качествами (примерное поведение, усидчивость, исполнительность и т. п.), в то время как качества, характеризующие интеллект или социальную активность, практически не были представлены [Алешина, Волович, 2006, с. 74-82].

Какова же картина в целом? Постоянные и настойчивые требования: «будь мужчиной», «ты ведешь себя не по-мужски», «ты же мальчик» — сочетаются с отсутствием возможностей сформировать и проявлять мужской тип поведения в какой-либо из сфер жизни. Можно предположить, что подобная ситуация приводит прежде всего к пассивности, отказу от деятельности, которую предлагается выполнять в феминной форме и наравне с девочками. Лучше быть пассивным, чем «не мужчиной», ведь при этом остается возможность приписать себе целый набор маскулинных качеств, считая, что они могли бы проявиться в иной, более подходящей ситуации.

Существует и другой путь поиска возможностей для проявления маскулинности — на этот раз не в мечтах, а на внесоциальной основе. Прежде всего, бросается в глаза, что большинство членов неформальных объединений подростков, появившихся в последнее время в большом количестве в нашей стране, мальчики. Причем маскулинность у них подчеркивается как во внешнем виде (кожа, металл, подчёркнуто спортивная одежда), так и в основных ценностях культа риска, силы и способе проведения свободного времени (драки, силовые упражнения, различные способы выражения превосходства и т. п.). Таким образом, отклоняющееся поведение выступает как дополнительный канал усвоения мужской половой роли, поскольку возможности, предоставляемые в этом плане социумом, невелики.

Говоря о существующей в современной России системе гендерного воспитания в целом, можно отметить такие негативные тенденции:

а) отсутствие у родителей знаний о том, какие гендерные черты и когда надо формировать у ребёнка;

б) подавляющее количество носителей феминной культуры во всех сферах и на всех уровнях системы образования;

в) отсутствие возможности проявить мускулинные качества в социально одобряемых формах деятельности;

г) перекос в сторону формирования женских черт характера в социальном заказе (вместо инициативности, независимости и самостоятельности — необходимость быть достойным членом коллектива).

Исходя из представленных предпосылок, совершенно очевидна необходимость создания комплексной системы полоролевого воспитания, составной частью которой может стать социально-педагогическая деятельность по развитию гендерных качеств младших школьников.

Библиографический список

1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины// Вопросы психологии. 2006. № 4.

2. Арутюнян М.Ю. Кто я. Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков. М., 2005. 290 с.

3. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование// Вопросы психологии. 2006. № 3.

4. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2005. № 4.

5. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека. М., 2004. 188 с.

6. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 2005. 256 с.

7. Колесов Д.В. Сальверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 2007. 222 с.

8. Коломинский Я.Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 2005.

9. Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001. 290 с.

10. Эдеймиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2010. 656 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.