4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (ред. от 09.12.2011) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Приказ ФТС России от 26.03.2013 № 589 «Об утверждении перечня критериев, характеризующих участника внешнеэкономической деятельности, для использования в рамках системы управления рисками и порядка их разработки и (или) актуализации».
6. Статистика: учебник / под ред. И. И. Елисеевой. М.: Юрайт, 2010.
7. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие / под ред. В. С. Мхи-таряна. М.: Маркет ДС, 2007.
А. Н. Гуреева
ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ МОРСКИХ СУДОВ
В статье проанализированы некоторые особенности административно-правового регулирования и правоприменительной практики таможенных органов в сфере перемещения через таможенную границу Таможенного союза морских судов, обусловленные как их конструкцией, так и особым статусом водного судна как транспортного средства. На основе проведенного анализа выработаны предложения по совершенствованию правоприменительной практики таможенных органов в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: транспортное средство; транспортное средство международной перевозки; морское судно; таможенные процедуры; таможенные операции.
Сложившаяся судебная и административно-юрисдикционная практика, связанная с перемещением через таможенную границу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - Таможенный союз) морских судов, в том числе споры о правомерности взыскания таможенных пошлин и налогов в связи с ремонтом российских морских судов в иностранных портах, свидетельствует о неудовлетворительном состоянии государственного правового механизма обеспечения законности в рассматриваемой сфере. При этом перемещение морских судов, как и транспортных средств в целом, через таможенную границу Таможенного союза имеет ряд особенностей, теоретико-правовое осмысление которых приобретает особую актуальность в связи с продолжающимся формированием нормативной правовой базы Таможенного союза.
Прежде всего, отметим, что ряд существенных особенностей административно-правового регулирования в сфере перемещения через таможенную границу морских судов, в том числе совершения таможенных операций в отношении морских судов, обусловлен спецификой осуществляемых с их использованием видов деятельности. Такая деятельность не ограничивается только морскими перевозками (как, например, деятельность с использованием автомобильных или воздушных транспортных средств). Вследствие их конструктивных особенностей морские суда могут осуществлять также производственную деятельность, в том числе
А. Н. Гуреева
рыбопромысловую и рыбоперерабатывающую. В связи с этим на современном этапе развития российской государственности требуется наличие специальных правовых норм, регулирующих порядок совершения таможенных операций в отношении отдельных видов морских судов в зависимости от целей их использования за пределами таможенной территории. В отношении морских судов, используемых в целях торгового мореплавания, такие нормы содержатся, например, в приказе ГТК России от 12.09.2001 № 892 [1], а в отношении судов рыбопромыслового флота - в приказе ФТС России от 04.03.2009 № 378 [2].
Следующим фактором, обусловливающим специфику перемещения морских судов, является то, что морское судно - сложная вещь1. Одновременно с ним, кроме его неотъемлемых принадлежностей, перемещаются припасы, предметы судового снаряжения, запасные части и оборудование, предназначенные для его эксплуатации либо ремонта. Перемещение данных предметов через таможенную границу Таможенного союза также требует разработки механизма правовой регламентации.
Однако основным фактором, определяющим особенности совершения таможенных операций в отношении морских судов, является придание им особого статуса транспортных средств как одной из отдельных категорий товаров, выделенных законодателем в особую группу в связи со спецификой их правового режима и предназначения. Транспортные средства, в свою очередь, могут перемещаться через таможенную границу либо в общем порядке, после помещения под одну из таможенных процедур в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС), либо с применением специальных норм, предусмотренных таможенным законодательством в отношении такой особой категории товаров, как транспортные средства международной перевозки, без помещения под таможенные процедуры.
При этом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза транспортное средство, как и одна из его разновидностей - транспортное средство международной перевозки, также является товаром [3, ст. 4 п. 1 подп. 39, 40].
Следует отметить, что право выбора - применить в отношении вывозимого морского судна соответствующую таможенную процедуру либо задекларировать его при убытии как транспортное средство международной перевозки - предоставлено декларанту при соблюдении условий, предусмотренных таможенным законодательством. Однако специальные нормы гл. 48 ТК ТС применимы не ко всем транспортным средствам, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза. Например, в отношении транспортных средств для личного пользования они не применяются в силу прямого указания п. 1 ст. 340 ТК ТС; в отношении транспортных средств, являющихся иностранными товарами, но зарегистрированных за российским лицом на территории РФ, они не применяются, исходя из требований ст. 342 ТК ТС. Кроме того, они не распространяются на транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с какой-либо таможенной процедурой.
Так, российское морское судно, вывозимое в соответствии с таможенной процедурой экспорта либо переработки вне таможенной территории, в отличие от
1 Понятие «вещь» в данном случае рассматривается в качестве гражданско-правовой категории как «материальный, физически осязаемый объект, имеющий экономическую форму товара». См., например: Суханов Е. А. Гражданское право: в 4 т. Т. 1. Общая часть. М., 2008. С. 400.
временно вывозимого транспортного средства международной перевозки с момента фактического вывоза с таможенной территории утрачивает статус товара Таможенного союза. При этом общие положения действующего таможенного законодательства свидетельствуют о невозможности наличия у одного и того же товара, в том числе транспортного средства, и статуса товара Таможенного союза, и статуса иностранного товара одновременно.
Следует отметить, что осуществление транспортным средством, вывозимым с таможенной территории в соответствии с таможенной процедурой, перевозки товаров (в том числе перевозки самого судна) за пределы таможенной территории Таможенного союза также не свидетельствует об отнесении данного транспортного средства к такой особой категории товаров, как транспортное средство международной перевозки. Документом, допускающим убытие такого морского судна с таможенной территории, является не таможенная декларация на транспортное средство, а декларация на товары, на основании которой судно выпущено таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой. При этом стандартные документы перевозчика представляются таможенному органу при прибытии (убытии) транспортного средства на таможенную территорию (с таможенной территории) независимо от того, является ли оно транспортным средством международной перевозки.
Транспортные средства международной перевозки могут временно ввозиться на таможенную территорию Таможенного союза (при соблюдении условий ст. 342 ТК ТС) и временно вывозиться с этой территории (при соблюдении условий ст. 345 ТК ТС). По общему правилу, цели и сроки использования временно вывезенного морского судна за пределами таможенной территории Таможенного союза не ограничены. При этом в отношении временно вывезенных транспортных средств предусмотрены требования по пользованию и распоряжению ими за пределами таможенной территории Таможенного союза:
1) о завершении временного вывоза, в том числе путем помещения транспортного средства международной перевозки под таможенную процедуру экспорта, в случае передачи права собственности на судно иностранному лицу;
2) об ограничении перечня операций по ремонту, которые допустимо проводить в отношении временно вывезенного транспортного средства без его помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и (или) без уплаты таможенных пошлин, налогов.
В связи с тем, что в правоприменительной практике реализация данного требования сопряжена с рядом проблемных вопросов, в том числе связанных с максимально общим характером перечня допустимых операций, содержащегося в п. 1 ст. 347 ТК ТС, считаем необходимым разработать критерии и условия допустимости операций по ремонту в отношении временно вывезенных морских транспортных средств (далее - допустимые операции).
Прежде всего, разделим допустимые операции на группы, аналогичные группам, выделенным законодателем в п. 1 ст. 347 ТК ТС. К первой группе допустимых операций законодатель относит операции по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимые для обеспечения сохранности, эксплуатации и поддержания транспортного средства международной перевозки в состоянии, в котором они находились на день вывоза. Большая часть операций по ремонту, осуществляемых в отношении временно вывезенных российских морских
судов, относится именно к этой группе операций, а следовательно, и большинство споров между таможенными органами и судовладельцами о применении ст. 347 ТК ТС связано именно с этой категорией допустимых операций.
Основным критерием отнесения операций по ремонту к рассматриваемой категории являются виды ремонта судна и (или) его элементов: техническое облужи-вание и (или) текущий ремонт. Таким образом, проведение каких-либо иных видов ремонта не может служить основанием для признания проведенных ремонтных работ допустимыми в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 347 ТК ТС, в том числе средний и капитальный ремонт, модернизация и переоборудование.
Другим критерием отнесения операций по ремонту к первой группе допустимых операций является момент возникновения потребности в проведении данных операций. Отметим, что ТК ТС внесено существенное изменение в перечень допустимых операций (по сравнению со ст. 276 Таможенного кодекса РФ 2003 г. (далее - ТК РФ)), а именно уточнение, в соответствии с которым потребность в операциях, необходимых для обеспечения сохранности транспортного средства и его эксплуатации, должна возникнуть во время использования этого транспортного средства в международной перевозке. Учитывая, что международная перевозка товаров российским судном начинается на таможенной территории Таможенного союза и завершается в иностранном порту (либо в иной точке за пределами таможенной территории Таможенного союза), формулировка «во время использования транспортного средства в международной перевозке» должна толковаться как подразумевающая возникновение потребности в проведении операций по ремонту после убытия судна с таможенной территории Таможенного союза.
При этом ранее действовавшая формулировка нормы абз. 2 п. 1 ст. 276 ТК РФ толковалась участниками внешнеэкономической деятельности и арбитражными судами РФ всех уровней как предусматривающая возможность проведения в отношении временно вывезенного транспортного средства операций по ремонту, необходимых либо для обеспечения его сохранности и эксплуатации (вне зависимости от времени возникновения потребности в данных операциях1), либо для поддержания транспортного средства в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза. Указанные обстоятельства не позволяли таможенным органам доказать, что какие-либо операции по ремонту, за исключением относящихся к модернизации или переоборудованию, влекут для судовладельца обязанность уплатить таможенные платежи при обратном ввозе морского судна, что, в свою очередь, послужило основанием для негативной судебной практики, сложившейся в 2005 - 2011 гг., по делам о взыскании таможенных платежей в отношении морских судов, подвергшихся в период временного вывоза операциям по ремонту.
По мнению автора, установленное ТК ТС ограничение круга операций по ремонту, проведение которых в отношении российского транспортного средства
1 При этом в решениях судов отмечалось, что все операции по плановому предупредительному и внеплановому ремонту относятся к операциям, необходимым для обеспечения сохранности транспортного средства, а потому все эти операции допустимы в соответствии с п. 1 ст. 276 ТК РФ. См., например: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.03.2007 № Ф08-1226/07-515А, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.11.2005 № Ф03-А24/05-2/3532.
в иностранном порту не влечет возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, вполне обосновано и направлено на обеспечение экономической безопасности России путем ограничения оттока средств, затраченных судовладельцами на ремонт судов в иностранных портах, в целях развития отечественной судоремонтной промышленности.
В соответствии с действующим таможенным законодательством операции по текущему ремонту и (или) техническому обслуживанию морского судна, в том числе обычные операции по текущему ремонту, необходимые для обеспечения сохранности и эксплуатации транспортного средства, для поддержания его класса, а следовательно, и для прохождения судном периодического освидетельствования Российским морским регистром судоходства, допустимы в отношении временно вывезенного морского судна только в том случае, если они не были запланированы до убытия судна с таможенной территории.
Следует также отметить, что такой критерий допустимости операций по ремонту в отношении транспортных средств международной перевозки, как увеличение в результате ремонта балансовой стоимости судна, сам по себе не применим, так как прямо противоречит ст. 347 ТК ТС. При этом увеличение балансовой стоимости судна в большинстве случаев свидетельствует о модернизации либо о переоборудовании судна, что исключает отнесение таких операций к допустимым в соответствии с п. 1 ст. 347 ТК ТС. По мнению специалистов, таможенное законодательство «отходит от декларирования и налогообложения ремонта судов, исключительно влияющего на изменение их балансовой стоимости» [4].
Ко второй группе допустимых операций относятся операции по безвозмездному (гарантийному) ремонту. Под гарантийным ремонтом понимается ремонт судна, выполняемый силами и средствами строителя судна или исполнителя ремонта в течение гарантийного срока, для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку или ремонт [5]. Учитывая, что российский морской флот состоит в основном из судов, эксплуатируемых на протяжении длительного времени, данная группа операций по ремонту в правоприменительной практике встречается крайне редко. Выполнение операций по гарантийному ремонту систем или оборудования морского судна может сопутствовать операциям по ремонту, отнесенным нами к первой и (или) третьей группам и проводимым на основании возмездных договоров. Критерий отнесения работ к данной группе допустимых операций один: ремонт является гарантийным, а договор на его проведение - безвозмездным.
Третья группа допустимых операций включает операции по ремонту, в том числе капитальный ремонт, осуществляемые для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Условиями допустимости такого вида ремонта являются: 1) проведение любых видов ремонта, выполняемых в указанных целях (за исключением модернизации и переоборудования, так как их проведение не может быть направлено на восстановление судна); 2) потребность в проведении таких операций должна возникнуть за пределами таможенной территории Таможенного союза во время осуществления морским судном одной из международных перевозок.
Незначительные повреждения систем или оборудования судна, не влияющие на мореходные качества судна, безопасность пассажиров и членов экипажа и не
влекущие угрозу окружающей среде, не соответствуют понятию «авария на море». Однако операции, связанные с их устранением (если потребность в их проведении возникла при использовании транспортного средства в международной перевозке), необходимы для обеспечения сохранности судна, его эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором оно находилось на день вывоза, а следовательно, проведение данных операций допустимо на основании подп. 1 п. 1 ст. 347 ТК ТС.
Таким образом, в результате исследования выявлены следующие особенности совершения таможенных операций в отношении морских судов:
1. Существование ряда объективных обстоятельств, обусловливающих особенности административно-правового регулирования в сфере перемещения морских судов через таможенную границу Таможенного союза. Среди них: конструктивные и технологические (производственные) особенности; особенности гражданско-правового режима морского судна; международные обязательства РФ, связанные с имплементацией норм международного морского права в таможенное законодательство, а также придание таможенным законодательством водным судам статуса транспортных средств.
2. Действующее таможенное законодательство четко разделяет регламентацию порядка совершения таможенных операций при прибытии транспортного средства, в том числе морского, на таможенную территорию Таможенного союза (убытии с этой территории) и порядка таможенного декларирования и выпуска транспортных средств международной перевозки, осуществляющихся без помещения под таможенные процедуры.
3. Российские морские суда, убывающие с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенными процедурами экспорта и переработки вне таможенной территории, не являются транспортными средствами международной перевозки.
4. Временный ввоз (временный вывоз) морских судов на таможенную территорию (с таможенной территории) Таможенного союза сопряжен с рядом ограничений по пользованию и распоряжению ими на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.
5. Допустимость операций по ремонту в отношении временно вывезенных морских судов за пределами таможенной территории Таможенного союза может быть оценена на основании следующих критериев: 1) вид ремонта; 2) момент и место возникновения потребности в проведении ремонта; 3) цель проведения ремонта.
Данный перечень особенностей не является исчерпывающим и содержит лишь наиболее общие положения, затрагивающие совершение практически всех таможенных операций в отношении морских судов как транспортных средств международной перевозки.
Использованные источники
1. Приказ ГТК России от 12.09.2001 № 892 «Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами» // Российская газета. 2001. 6 октября (с посл. изм. и доп.).
2. Приказ ФТС России от 04.03.2009 № 378 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через
таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми судами» // Российская газета. 2009. 3 апреля.
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615 (с посл. изм. и доп.).
4. Аноприенко К. В. Административные правонарушения в области таможенного дела, предметом или орудием совершения которых являются морские суда: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2004. С. 116.
5. ГОСТ 24166-80 «Система технического обслуживания и ремонта судов. Ремонт судов. Термины и определения». Утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 08.05.1980 № 2050. М., 1980.
с. н. метельков
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛИСТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
В статье автор рассматривает правовой статус специалиста, привлекаемого при проведении таможенного контроля, и обосновывает необходимость законодательного закрепления требований к форме, содержанию и порядку оформления заключения специалиста.
Ключевые слова: специалист; правовой статус; специальные знания; заключение; исследование; таможенная экспертиза; таможенный контроль.
Любое исследование с применением специальных знаний требует временных затрат. Относительно длительный срок проведения таможенной экспертизы и оформления заключения таможенного эксперта, без которых во многих случаях невозможно обеспечить проверку соблюдения таможенного законодательства участником внешнеэкономической деятельности, требует существенного совершенствования института таможенной экспертизы. С учетом стратегии повсеместного сокращения сроков оказания государственных услуг, в том числе различных сроков в сфере таможенного регулирования, необходимо внедрять современные высокоскоростные методы получения информации для таможенных целей от сведущих лиц.
Проведенный анализ показал, что в настоящее время применение специальных знаний сведущих лиц при проведении таможенного контроля в рамках института таможенной экспертизы осуществляется путем привлечения специалиста с выдачей соответствующего заключения и привлечения таможенного эксперта с выдачей заключения таможенного эксперта. При этом указанные формы документирования выводов сведущих лиц на практике уже применяются как в процессе таможенного контроля, так и в рамках производства по административным и уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, на досудебной стадии, а также в арбитражном судопроизводстве. Анализ оценки