УДК: 303.1:|316.62-053.6] DOI: 10.12737/18857
Костенко Валерий Валерьевич,
магистрант факультета социальных технологий, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал (Российская Федерация, г. Орёл), е-тэИ: veldinc@gmail.com
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОТЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья посвящена роли социологии в работе органов государственной власти по анализу протестной деятельности молодежных общественных организаций. Показаны функции социологии. Для примера использования прогностической функции на основе метода экспертного опроса выявлены показатели, отражающие степень воздействия протестных действий на общественно-политическую ситуацию в обществе.
Ключевые понятия: молодежные общественные организации, протестная деятельность, социология, органы государственного управления, экспертный опрос, протестная акция.
Kostenko V.V, Master Student of the Faculty of Social Technologies, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: veldinc@gmail.com
FEATURES OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF PROTEST ACTIONS OF YOUTH PUBLIC ORGANIZATIONS
The article focuses on the role of sociology in the work of public authorities on the analysis of the protest activities of youth organizations. The functions of sociology are shown. For example, the use of predictive functions based on the expert survey method, the indicators are identified that reflect the impact of the protest actions in the social and political situation in the society.
Keywords: youth organizations, protest activities, sociology, public administration, expert interview, protest action.
Изменения социально-политической
ситуации, произошедшие в Российской Федерации за последние 20 лет, включившие в себя распад Союза ССР, отказ от коммунистической идеологии и монополии государства в общественной жизни привели к появлению различных молодежных общественных организаций (далее МОО). В настоящее время спектр МОО достаточно широк и включает в себя как легальные, так и
полулегальные, а иногда и официально запрещенные организации1. Однако, несмотря
1 Единый федеральный список организаций, признанных террористическими Верховным Судом Российской Федерации [Электронный ресурс] // Национальный антитеррористический комитет — 11Р1-Мр://пас^.шИоситепда2^^^ега1пуь spisok-organizateii-priznannykh-terroristicheskimi-verkhovnym-sudom-r.html (дата обращения: 25.02.2016). Перечень некоммерческих организаций,
на официальное запрещение, многие из указанных организаций продолжают нелегальную деятельность. Существует также ряд МОО, не попавших под запрет, но их деятельность имеет деструктивный характер, оказывает негативное влияние на устойчивость развития страны. К ним следует отнести: неофашистские группировки, левацкие антифашистские группировки (антифа), движения скинхедов и другие.
Кроме того, открывшиеся для международных связей возможности позволили развернуть в России деятельность таких организаций как: Фонд «Открытое общество» OSF (фонд Дж. Сороса), Агентство США по международному развитию (USAID) (закрыто в 2012 году) и других, декларировавших чисто научные, образовательные или культурные цели, в действительности же, старавшихся различными способами влиять на развитие общественно-политической жизни в нашей стране. Появились структуры, открыто полу-чаю-щие финансовую и иную помощь от иностранных государственных организаций и общественных фондов1, в связи с чем был принят закон об некоммерческих организациях - иностранных агентах2.
Особенно актуально для органов государственной власти и управления стоит задача анализа деятельности МОО, выявления
в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] // Национальный антитеррористический комитет URL: http://nac.gov.ru/document/ 1500/perechen-nekommercheskikh-organizatsii-v-otnoshenii-kotorykh-sudom-prinyato-vstupivshe.html (Дата обращения: 25.02.2015).
1 Список финансируемых ЦРУ российских общественных организаций: [Электронный ресурс] // Военное обозрение 2010-2015 «Военное обозрение» URL: http://topwar.ru/8005-spisok-finansiruemyh-cru-rossiyskih-obschestvennyh-organizaciy.html (Дата обращения: 25.02.2016).
2 Федеральный закон от 20 июля 2012 г. №121— ФЗ
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих органи-
заций, выполняющих функции иностранного агента».
их конструктивных и деструктивных функций, а также прогнозирования негативных форм их деятельности для своевременного предупреждения (через управление) разного рода рисков, что является наиболее важным в эпоху кризиса. Об этом говориться в п. 37 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», где указывается, что одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: «...экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.»3, а развитие и поддержка конструктивной деятельности молодежи и МОО является приоритетной задачей государства в соответствии с «Основами государственной молодежной политики до 2025 года»4.
Это свидетельствует о повышении роли социологии в деятельности органов государственной власти и управления, так как их эффективность во многом зависит от достоверности, полноты, качества и других свойств информации, которую они используют. Социология помогает государственным служащим эффективно выполнять свои функции, опираясь на научные знания об обществе и предоставляя современные техники социологических исследований, при использовании которых процессы сбора и обработки данных настолько формализуются, что возможности предвзятой оценки протестной деятельности МОО являются достаточно маловероятными.
3 Указ Президента РФ №537 от 12 мая 2009 года, «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
4 Распоряжение правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
В работе органов государственной власти и управления по анализу деятельности МОО социология выполняет несколько функций 1 . Прежде всего она способна провести диагностику состояния МОО, определить показатели, отражающие факторы ее функционирования. Реализация этой функции обычно осуществляется в режиме мониторинга социально-политической ситуации в обществе. Кроме этого, большую роль имеют такие функции социологии, как контрольно-аналитическая, позволяющая проводить социологическую экспертизу принимаемых управленческих решений и проверять, как их воспримут МОО, консультативная функция, позволяющая оптимизировать и
совершенствовать внутреннюю деятельность государственных структур и имидж-функция, направленная на создание и сохранение позитивного образа органов государственного управления среди МОО, атмосферы доверия между ними, а так же всесторонней информированности МОО о деятельности органов государственной власти.
Однако самой востребованной органами государственной власти социологической функцией при анализе деятельности МОО является прогностическая. Прогнозы как правило бывают двух типов:
- нормативные, определяющие формы, методы и сроки достижения желаемого состояния МОО на основе заранее заданных критериев;
- поисковые, показывающие возможное развитие протестной деятельности МОО путем экстраполяции наблюдаемых тенденций.
В процессе авторского исследования про-тестной деятельности молодежных общественных организаций было выявлено, что акции протеста инициаторами и (или) активными участниками которых являются МОО (или их представители) имеют разный характер воздействия на общественное развитие. В зависимости от вида и формы протестных действий
1 Проказина Н. В. Роль социологии в современном обществе// Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. — № 1.
последние имеют от конструктивного воздействия, когда легитимным мирным способом вскрываются проблемы, требующие неотложных решений, до деструктивного, дестабилизирующего социум.
Вторичный анализ данных протестной деятельности населения регионов России2 [4], позволил на основе кластерного анализа выделить типы протестных акций, инициаторами и активными участниками которых являлись члены МОО:
- санкционированная мирная акция;
- санкционированная силовая акция;
- несанкционированная мирная акция;
- несанкционированная силовая акция.
С целью оценки влияния типов акций протеста на нарушение стабильности общественного развития, было проведено социологическое исследование, которое включало в себя экспертный опрос. Первой задачей экспертного опроса являлось выделение из типов про-тестных акций, инициаторами и активными участниками которых являлись члены МОО, тех, которые оказывают деструктивное влияние на развитие общества. Второй задачей экспертного опроса являлось выявления характера влияния типов акций протеста МОО на нарушение стабильности социально-политической ситуации.
В экспертном опросе участвовало 29 экспертов (т=29). В качестве экспертов выступили сотрудники органов государственного управления, занимающиеся подготовкой проектов управленческих решений, анализом и прогнозированием социально-политических ситуаций (руководители и специалисты молодежных направлений исполнительной и представительной власти, сотрудники департамента моло-
2 Разработка методик и программных средств анализа и прогнозирования протестного потенциала населения в регионах Российской Федерации и его протестной активности // (шифр Мониторинг-ПА): научно-исследовательская работа. - Орел, 2008; Разработка программного средства информационной системы мониторинга протестной активности населения в субъектах Российской Федерации // (шифр «ИАС Реформы-протест»): научно-исследовательская работа. - Орел, 2010.
дежной политики, работники правоохранительных органов и др.). При выборе экспертов учитывался род деятельности, стаж работы (не менее 5 лет), и профессиональные навыки.
Для осуществления экспертного опроса автором была разработана анкета, где экспертам было предложено:
- выделить из типов протестных акций те, которые по мнению экспертов оказывают деструктивное влияние на развитие общества;
- по четырехбалльной шкале с вербальным закреплением границ оценить характер влияния каждого типа протестных акций на нарушение стабильности общественно-политической ситуации. Количество баллов соответствует следующей интерпретации суждения1:
1 - не влияет;
2 - не достаточно сильно влияет;
3 - сильно влияет;
4 - очень сильно влияет.
При этом, допускались одинаковые оценки для различных типов акций протеста, имеющих, по мнению экспертов, одинаковую степень влияния.
Важным требованием, предъявляемым к исследовательским инструментам, используемым в практике прикладных социологических исследований является определение степени согласованности экспертов. Согласованность экспертных оценок оценивается при помощи коэффициента конкордации2 [6].
Исходя из оценок, которые каждый /-ый эксперт выставляет у-у типу акций протеста, расчет коэффициента конкордации осуществлялся по формуле 1
TZIZ * jk-
J ) j=i v. k=i
n(j +1) I
n2 J 3 - J) j=1 v k=1 2 ) (1)
Расчетное значение коэффициента конкордации на основании полученных оценок экспертов (с использованием программы SPSS) Y = 0,91 на 95% уровне доверия, что говорит о наличии высокой степени согласованности мнений экспертов. Это позволило использовать экспертные оценки в исследовании для получения коэффициентов дестабилизации.
С этой целью статистической обработкой полученных экспертных оценок были вычислены весовые коэффициенты (Kj) типов протестных акций МОО (см. формулу 2) 3:
^ ^ n
Kj = SKj 'SSKj■ k =1 j =1 i =1
(2)
где
вес, вычисленный для
cij = P ' S P j=1
j -го типа акций протеста на основании данных
эксперта i; р^ - оценка, данная i-м экспертом j-
му типу акций протеста; n - количество типов акций протеста; m - количество экспертов. Расчетные весовые коэффициенты представлены в таблице 1.
Таблица 1- Весовые коэффициенты типов про-тестных акций МОО
Тип Санкцио- Санкци- Несанк- Несанк-
акции нирован- ониро- циониро- циониро-
протеста ная ванная ванная ванная
мирная силовая мирная силовая
Весовой
коэф- 0,11 0,26 0,24 0,39
фициент
2
j
2
n
1 Крымский С. Б. Экспертные оценки в социологических исследованиях- Киев: Наукова Думка, 1990. - С. 50- 78.
2 Паниотто, В.И. Количественные методы в
социологических исследованиях. / В.И. Паниотто, Максименко В.С. Киев: Наук. думка, 1982. - 272 с.; Паниотто, В.И. Качество социологической информации (методы оценки и процедуры обеспечения). - Киев: Наук. думка, 1986. - 208 с.; Теория прогнозирования и принятия решений: учеб. пособие / С. А. Саркисян. - М.: Высш. шк., 1977. —С.154.
3 Костенко В. В. Разработка технологии оценки показателя деструктивности общественно-политических организаций с использованием метода многомерного корреляционно-регрессионного анализа на основе анализа текстовой информации открытых источников сети / Г. В. Баранова, В. В. Костенко, А. А Овсянников. - Орел: ИСиТ, №2, 2012, с. 26; Теория прогнозирования и принятия решений [Текст]: учеб. пособие / С. А. Саркисян. - М.: Высш. шк., 1977. - С.154.
Полученные весовые показатели являются коэффициентами дестабилизации и используются при определении показателя деструк-тивности1 [8], характеризующего степень воздействия деятельности молодежных общественно-политических организаций на дестабилизацию общества, расчет которого осуществляется по формуле 3.
М = /(Х1г X2, Х3..., Хт ) + £, (3)
где X] - характеристики показателя деструк-тивности общественно-политических организаций.
Показатель деструктивности может быть использован при анализе поступающей в органы государственной власти и управления информации, отражающей протестную деятельность МОО с последующем принятием управленческих решений, направленных на поддержку и способствование развитию конструктивно действующих МОО и пристального контроля за деятельностью деструктивно направленных МОО. Кроме того, показатель деструк-тивности может быть использован при прогнозировании протестной деятельности МОО. Управленческие решения, способствующие развитию позитивной деятельности молодежных общественных организаций и своевременному предупреждению их деструктивной деятельности, способствуют повышению устойчивости государства, развитию демократии и конструктивной самоорганизации молодежи, что, в
1 Костенко, В. В. Разработка технологии оценки показателя деструктивности общественно-политических организаций с использованием метода многомерного корреляционно-регрессионного анализа на основе анализа текстовой информации открытых источников сети [Текст] / Г. В. Баранова, В. В. Костенко, А. А Овсянников. - Орел: ИСиТ, №2, 2012, с. 26; Проказина, Н. В. Формирование организационно-институциональных основ использования результатов опросов общественного мнения органами управления в России // Вестник Поволжского института управления. - 2014. -№ 4 (3). - С. 18-24.
свою очередь, является детерминантной развития гражданского общества.
Библиография:
1.Проказина Н. В. Роль социологии в современном обществе // Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. — № 1.
2.Крымский С. Б. Экспертные оценки в социологических исследованиях. - Киев: Наукова Думка, 1990. - С. 50-78.
3.Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. — Киев: Наук. думка, 1982.272 с.
4.Паниотто, В.И. Качество социологической информации (методы оценки и процедуры обеспечения). - Киев: Наук. думка, 1986.-208 с.
5. Теория прогнозирования и принятия решений: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1977.
6.Костенко В. В., Баранова Г.В., Овсянников А.А. Разработка технологии оценки показателя деструктивности общественно-политических организаций с использованием метода многомерного корреляционно-регрессионного анализа на основе анализа текстовой информации открытых источников сети. -Орел: ИСиТ. —2012. —№2.
7.Проказина Н. В. Формирование организационно-институциональных основ использования результатов опросов общественного мнения органами управления в России // Вестник Поволжского института управления. -2014. - № 4 (3). - С.18—24.
References:
1.Prokazina, N. V. Rol' sociologii v sovremen-nom obshhestve // N.V. Prokazina, Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. - 2012. —№ 1. (In Russ.)
2.Krymskij, S. B. Jekspertnye ocenki v socio-logicheskih issledovanijah. - Kiev: Naukova Dumka, 1990. - S. 50-78. (In Russ.)
3.Paniotto, V.I. Kolichestvennye metody v so-ciologicheskih issledovanijah. [Tekst] / V.I. Paniot-to, Maksimenko V.S. Kiev: Nauk. dumka, 1982. -272 s.; Paniotto, V.I. Kachestvo sociologicheskoj informacii (metody ocenki i procedury obespeche-nija). [Tekst] / V.I. Paniotto. - Kiev: Nauk. dumka,
1986. - 208 s.; Teorija prognozirovanija i prinjatija reshenij [Tekst]: ucheb. posobie / S. A. Sarkisjan. -M.: Vyssh. shk., 1977. - S.154. (In Russ.)
4.Teorija prognozirovanija i prinjatija reshenij [Tekst]: ucheb. posobie / S. A. Sarkisjan. - M.: Vyssh. shk., 1977. - S. 153. (In Russ.)
5.Kostenko, V. V. Razrabotka tehnologii ocenki pokazatelja destruktivnosti obshhestvenno-politicheskih organizacij s ispol'zovaniem metoda mnogomernogo korreljacionno-regressionnogo analiza na osnove analiza tekstovoj informacii otkrytyh istochnikov seti [Tekst] / G. V. Baranova, V. V. Kostenko, A. A Ovsjannikov. - Orel: ISiT, №2. - 2012- S. 26. (In Russ.)
6.Prokazina, N. V. Formirovanie organizacion-no-institucional'nyh osnov ispol'zovanija rezul'tatov oprosov obshhestvennogo mnenija organami up-ravlenija v Rossii // Prokazina N.V., Vestnik Pov-olzhskogo instituta upravlenija. - 2014. - № 4 (3). - S. 18-24. (In Russ.)