<<Ш11ШетиМ~^©и©Ма1>Ш2!)),2©1]9 / PHILOSOPHICAL SCIENCES
47
УДК 316.3
Максимова Софья Игоревна,
аспирант
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиал)
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В СЛОЖНЫХ СИСТЕМАХ
Maksimova Sophia Igorevna,
Undergreatstudent
FEATURES OF SOCIAL TRANSFORMATIONS IN COMPLEX SYSTEMS
Аннотация.
В статье исследуются различные виды социальных процессов и социальных систем с выходом на их внутренние трансформации. Показывается специфика трансформирующегося социума как сложной социальной системы. Представляются характерные особенности социальных транзитов. Показывается роль фактора темпоральности в исследовании динамики общественного развития. Рассматриваются различные аспекты линейного и нелинейного понимания трансформаций социальной системы.
Abstract.
The article investigates various types of social processes and social systems with access to their internal transformations. The specificity of transforming society as a complex social system is shown. The characteristic features of social transits are presented. The role of the temporality factor in the study of the dynamics of social development is shown. Various aspects of linear and nonlinear understanding of social system transformations are considered.
Ключевые слова: социальная система, трансформация, социальный процесс, социальный субъект, трансформирующийся социум, темпоральность.
Key words. social system, transformation, social process, social subject, transforming society, temporality.
В социально-философском смысле модернизация обозначает различные прогрессивные изменения. Специфичным моментом для трансформации выступает субъектная детерминация социума, которая выявляет имеющееся несоответствие его объективной и субъектной сторон. Решением таких конфликтов выступает процесс социальных трансформационных изменений.
Особенность трансформации заключается в том, что происходит обеспечение адекватного регулирования социальных изменений на различных уровнях общества. Поэтому всякую трансформацию, целесообразно рассматривать как этап с точки зрения социальных преобразований и развития социума, характеризующую социальную действительность, при этом подобный этап возможно исследовать в контексте философского познания.
Подобный концепт определяет многоуровневые и многомерные параметры, характеристики и особенности трансформаций, демонстрирующий изменения состояния качества соответствующей субстанции, располагающейся в соотнесении с разнообразными состояниями, установившегося уровня общественного развития. В подобном случае следует рассуждать о трансформации, связанной с особенностями , отражающими содержательные и формальные характеристики, содержащиеся внутри зафиксированного состояния социума.
Изменение подобных уровней предполагает коренное преобразование и становление организации субстрата, характеризующего отличительные особенности содержания периода транзита. Такой
период, естественно, находится в сущностных аспектах с трансформацией, а с точки зрения интервальной структуры напрямую коррелирует с имеющимися версиями бытия социума.
При рассмотрении подобного механизма трансформации, правомерно выходит социальная транзитивность, концепт транзита, транзитивных процессов, состояний перехода. Тогда, когда представления трансформаций социума соотносятся с нелинейностью в развитии общества, то, естественно, весомую значимость обретают такие понятия как: флуктуация, аттрактор, бифуркация.
Следовательно, трансформации социума представляет собой чисто философский концепт, который возможно рассматривать как философскую категорию. Концептуальный и методологический фундамент определяет механизм и параметры и характеристики социального развития относительно перехода различных качественных параметров субстрата и особенностей внутренней структуры в рамках данного этапа развития общества.
В ситуациях, если предполагается, что в рамках трансформации социума имеется вероятность соотнесения нелинейной и линейной перспектив социального развития, тогда некоторую двойственность подобного механизма перехода в рамках самоорганизующейся и саморазвивающейся социальной системы необходимо рассмотреть с точки зрения имеющегося синтеза структуры и функции, ведущие к необходимому результату, связанному с дуальностью. В этом случае трансформация с позиции исследования различного рода, например си-нергетических циклов, способна выступать как
48
PHILOSOPHICAL SCIENCES/ <<Ш1Ш(ШШМ~ЛШ®Ма[1>>#]](Ш1)),2(0]9
определенного вида процесс, независимо от линейности или нелинейности исходной сложной социальной системы. При этом с позиции интерпретации и фиксации такого социального процесса,
возможно предполагать разнообразные состояния и характеристики, а также и транзитивные состояния.
Ситуация касается того, что в основе всякого процесса саморазвития, что вполне применимо и к социальной трансформации представляется состояние социальной системы, находящееся внутри транзитивного состояния с дальнейшей оценкой в транзитивном процессе. В подобной ситуации необходимо вести дискурс о том, что интерпретируется состояние преобразующегося социума, когда всякое зафиксированное положение социальной трансформации относительно транзитивного состояния всегда будет весьма подвижным в соотнесении с определенными границами развивающейся социальной системы.
Подобная стадия блокирует имеющиеся дискретности моментов и интервалов и предполагает обращение к рассмотрению характеристик и параметров качества относительно социальной трансформации. Естественно, такой процесс социального развития проходит с учетом определенного количественного наполнения базисных основ, принципов и характеристик самоорганизующихся и саморазвивающихся систем, образующих сложную систему. При этом, если исследовать процесс социального развития с учетом вектора его направленности, то будет представлено такое преобразование, которое определено относительно характеристики количества и касается того качества, которое получило свое существование[1],[2].
Следовательно, в рамках истории социально-философской мысли дискурс по данному вопросу имел место, поэтому в этой ситуации целесообразно по методологическим и концептуальным соображениям вместо момента вести рассуждение об интервале или стадии, удобнее об интервале, так как в этой ситуации стадия исследуется с позиции элиминации дискретности. При этом, когда осуществляется пограничный транзит в контексте трансформации социума и принимая во внимание нелинейность изменения, то подобный переход представляет собой интервал транзита, иначе его обозначают как фазовый переход, такой переход представляют бифуркацией. Она, между тем, реально не представляет из себя точки, скорее необходимо вести дискурс о бифуркационном поле, что особо выделяется при рассмотрении сложных саморазвивающихся и самоорганизующихся сложных систем[3].
При обращении к работам известных синерге-тиков с социально-философских позиций представляется, что бифуркационное поле - это такое поле, анализ которого приводит к ряду вопросов: почему в подобной ситуации целесообразнее утверждать об интервале времени, и почему в таком случае процесс транзита правомерно считать фазой? Отметим, что если произошел переход от зафиксированного бифуркационного поля, то начинает существовать
новая трансформация в рамках нелинейного развития и правомерно вести дискурс о принципиально ином состоянии сложной социальной системы.
Трансформация в социуме предполагает многоуровневый и многомерный транзит из одного переходного состояния сложной социальной системы к иному его состоянию с набором базисных и производных характеристик. Если рассуждать об ограниченности действия социальных трансформаций, то он представляет своеобразный интервал его качественных параметров, образующих определенность. Содержательная структура трансформации социума предполагает определенный спектр тенденций, конкурирующих друг с другом, что обусловлено существованием внутренних структурных противоречий в контексте трансформаций социума. Структура трансформации социума отличается разноуровневостью и предполагает различные варианты развития бытия соци-ума[4],[5],[6].
В определении значимости выбора корректного и адекватного варианта бытия социума имеются субъективный и объективный параметры. Объективные параметры - это варианты преобразований, разрешение и
развитие конфликтов и противоречий, субъективный параметр - субъект, с интерпретациями и оценками, с тем адекватным концептуально-семантическим аппаратом, который дает возможность исследовать и формировать динамическую сложную систему[7].
Трансформация социума -это есть процесс преобразований реальности, естественной и социальной среды и масштабных системных изменений в деятельности познающего субъекта .Во-первых, существует модель социальной трансформации, основанная на телеологическом подходе. В этом случае рассматривается образование принципиально иной экономической системы, как практически мгновенного перехода из одного состояния социума и экономики этого социума к другому такому его состоянию. Причем это последнее состояние будет выражать изначально заданный проект, или возможно идеал, как сценарий некоторого буду-щего[8].
Второй подход к модели социальной трансформации, основан на абсолютизированном эволюционизме. В этом случае, происходит реализованное западными странами в последнее время становление рыночной экономики. Однако в конце 20 века в этом направлении появились проблемы, связанные с представлением о том, что изменилась направленность исторического времени[9].
Третья модель социальной трансформации, основана на генетическом подходе. В этом случае имеем дело с целой палитрой концепций, среди которых естественно выделяется концепция социальной инженерии Карла Поппера, который фактически призвал к тому, что социальный субъект в рамках своей деятельности, должен изначально предполагать существование множества проблем и идти в рамках данного подхода методом ошибок.
<<Ш11ШетиМ~^©и©Ма1>Ш2!)),2©1]9 / PHILOSOPHICAL SCIENCES
Четвертая модель социальных трансформаций связана с так называемой идеей «догоняющего общества», то есть предполагается, что те страны, в которых невысок уровень развития, могут наблюдать развитие иных, западных странах, и на этом основании, в конечном счете, они, достигнут достаточно успешных результатов. Современность показывает, что это достаточно проблематично, и только ряд стран, в которые были вложены определенные, достаточно большие средства, получили определенные дивиденды[10].
Необходимо иметь эффективные модели социальных трансформаций. Однако в подобных условиях, методом преодоления риска социального развития, будет являться та или иная модель, отражающая социальные изменения. Причем, такая модель, которая способна не только выявить негативные изменения, но и возможно правильно выбрать те перспективные и обоснованные направления, которые, в конечном счете, определяют правильную стратегию социальных трансформаций.
Литература.
1.Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А., Уколов А.О. Темпоральность и транзитивность в историческом процессе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-6. С. 1110-1113.
2. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А., Уколов А.О. Особенности глобализации в контексте социальной синергетики// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-2. С. 307-310.
3. Попов В.В., ЩегловБ.С., Грановская М.В. Специфика концепта "интервал" в исследовании социальных процессов// Фундаментальные исследования. 2015. № 2-4. С. 872-875.
4. Попов В.В., Щеглов Б.С., Лойтаренко М.В. Особенности интегральной интерпретации вероятности в контексте факторов оценки и темпорально-сти// Философия права. 2015. № 2 (69). С. 23-27.
49
5. Попов В.В., Музыка О.А., Киселев С.А. Концепция транзитивности и трансформации общества// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 365368.
6. . Попов В.В., Музыка О.А. Фактор темпо-ральности в контексте бытия социального субъекта// Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-1. С. 40-43.
7. Попов В.В., Лойтаренко М.В., Таранова В.А. Социальные противоречия и переходные периоды: философско-методологические аспекты//Междуна-родный журнал экспериментального образования. 2014. № 8-2. С. 42-46.
8. Попов В.В., Самойлова И.Н., Щеглов Б.С. Аналитическая философия истории в постнеклас-сическом дискурсе
учебное пособие для студентов высших учебных заведений по курсу "История и философия науки" : в авторской редакции / В. В. Попов, И. Н. Самойлова, Б. С. Щеглов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Таганрогский гос. пед. ин-т". Таганрог, 2007.
9. Попов В.В. Логические и теоретические модельные аспекты исследования темпоральности в социально-философском дискурсе //Научная мысль Кавказа. 2006. № 1. С. 24-27.
10. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Емельянов С.Г., Голик Н.И., Новикова И.В., Чиркова М.Б., Федосов П.Е., Золоторев В.Н., Попов В.В., Овчинникова Т.И., Клойзнер В.Д., Девяткин Г.Т., Вавулин Д.А., Тимошенко О.А., Варламова Т.П., Лахнова Т.В., Могилевская Г.И., Лаврентьева И.В., Великая Е.Г., Литвинова А.В., Семенов В.А., Исупова О.А. и др.Воронеж, 2003. Том Книга 3