ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ФОТОЖУРНАЛИСТА
ЮРИЯ КОЗЫРЕВА
А.В. Марачева, канд. пед. наук, доцент Я.А. Мельникова, студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-12-4-48-50
Аннотация. В статье анализируются особенности творческого метода известного фотожурналиста Юрия Козырева. Авторы рассматривают тематику, проблематику и стилистику фотографий мастера в социальном проекте «ПНИ. Самая закрытая выставка России».
Ключевые слова: Юрия Козырев, фотожурналист, военная фотожурналистика, социальная фотожурналистика, выставка «ПНИ. Самая закрытая выставка России».
Юрий Козырев пришел в мир фотографии в 1986 году. Значимым событием в его жизни стала встреча с легендарным фотожурналистом Евгением Халдеем. Затем и сам Козырев стал выдающимся фотожурналистом, проработавшим более 35 лет в военной и социальной фотожурналистике и сумевшим запечатлеть множество исторических событий.
Он снимал Чукотку, Белое море и многие другие места России, часто отправлялся в командировки за границу. Фотожурналист сотрудничал с такими изданиями, как Los Angeles Times, The Times, Het Parool, Elseiver, «Огонек», «Итоги», «Еженедельный журнал». Юрий Козырев - шестикратный лауреат престижной международной премии в области фотожурналистики World Press Photo, имеет множество других международных премий.
Его работы на военную тематику отличаются высокой эмоциональной насыщенностью, сопереживанием и пониманием происходящих событий. Через свои фотографии он позволяет зрителям увидеть войну с разных сторон, почувствовать ее реальность и раскрыть темные стороны человеческой природы. Фотографии Юрия Козырева фиксируют ужасы войны в Ираке, Чечне, Бахрейне, Йемене, Тунисе, Египте, Ливии и других местах военных конфликтов, одновременно подчеркивая ценность мирной жизни. Военные работы мастера характеризуется прямолинейностью, погружают зрителя в жестокую реальность войны.
Фотожурналист продолжает свою работу и сегодня, но стремится расширить свои горизонты, попробовать себя в различных жанрах
и не ограничиваться ролью военного фотографа. Теперь он работает в жанре социальной фотографии, которая, как считает Е.С. Сизова, может «воздействовать на массовое сознание, способствовать формированию общественного мнения» [4, с. 4]. Сам Юрий Козырев считает, что фотография никак не повлияет на ход истории, не может что-то изменить в театре военных действий. От работы фотографа гораздо больше пользы в социальной сфере.
В 2022 году Козырев показал на снимках героическую работу медицинских работников во время пандемии коронавируса. Он запечатлел труд реаниматологов и врачей приемного отделения в условиях экстремального напряжения. Каждая его фотографическая история вызывает доверие и уважение у зрителей, что делает его востребованным и уважаемым фотографом.
Свои новые серии работ Козырев посвящает новым социальным проблемам, освещает жизнь людей, находящихся в детских домах, больницах и тюрьмах. Работает над проектами как совместно с коллегами по цеху, так и индивидуально.
В апреле 2023 года в актовом зале одного из психоневрологических интернатов Нижегородской области Юрий Козырев организовал профессиональную фотостудию для портретной съемки проживающих в интернате, о которой сказал: «Однажды я уже фотографировал в этом ПНИ. Спустя какое-то время подумал, что у большинства людей, которые живут здесь, никогда не было профессиональных портретов, на которых они бы по-
нравились себе, увидели себя красивыми» [2]. В съемке приняли участие примерно 170 жителей ПНИ. Каждый из них выбрал понравившуюся одежду, со многими работали парикмахеры, визажисты и стилисты для завершения образа.
В мае 2024 года в Нижегородском художественном музее прошла выставка «ПНИ. Самая закрытая выставка России», на которой было представлено более 350 экспонатов: картины, фотографии, керамика, одежда, аудиозаписи. Это один из последних проектов, посвященных тому, как устроена жизнь в психоневрологических интернатах. Над этой темой фотожурналист работал совместно с российским общественным деятелем, автором проекта Народного Фронта «Регион заботы» Нютой Федермессер. Сам фотограф считает, что главной задачей выставки было выявить такие недостатки системы, как нехватка персонала, выгорание работников, изолированность, монотонная жизнь, обезличивание и одиночество обитателей интернатов.
На выставке была представлена серия Юрия Козырева «Тепло», где на одной из фотографий запечатлена счастливая женщина, которой повезло создать в своей аскетичной интернатской комнате домашний уют. На заднем плане снимка видно икону, ковры, фотографии, картины, мягкие игрушки. А на переднем - улыбающеюся женщину, которая сменила казенный халат на домашнее платье, надела яркие браслеты и почувствовала себя комфортно.
Фотографией «Кошка» Козырев хотел показать, что, если жителю интерната предоставить возможность ухаживать за домашним животным, он от этого только выиграет. На фото изображена женщина, которая находит-
ся у себя в комнате и светится от радости, обнимая кошку.
На переднем плане одной из фотографий Юрия Козырева из серии «Ложная картинка» яркая розовая мишура, которая символично закрывает фигуры людей, не позволяя рассмотреть суету праздника, устроенного в интернате, скорее всего, к приезду проверяющих. Как объясняет куратор «Самой закрытой выставки России» Георгий Никич, «когда общественные контролеры приезжают проверять обстановку в интернатах, их сразу ведут в актовый зал и показывают бесконечное веселье. Подопечные танцуют, отдыхают, радуются жизни. А стоит авторитетным гостям уехать, как строгий голос приказывает: «Взяли швабры, убираем!» [3].
В художественном плане социальные фотографии Козырева не менее интересны, чем его военные работы. Сам фотожурналист давно преодолел неизбежный для военного фотографа посттравматический стресс, он всегда открыт для общения, готов помочь всем, кому нужна реальная помощь. Сегодня он продолжает общаться с обитателями ПНИ, а о своем новом этапе творчества говорит следующее: «Я по-прежнему люблю фотографию: это ремесло, в котором можно постоянно совершенствоваться. Я ремесленник, и с годами выработал определенное количество трюков - как любой циркач или клоун, который умеет жонглировать и знает, как рассмешить публику. Это вполне нормально. Нажимая на кнопку, я хочу получить некий образ, но каждый увидит в нем столько, сколько сочтет нужным» [1]. Таким образом, каждая социальная фотография Юрия Козырева показывает реальную историю и никого не оставляет равнодушным, приглашает к размышлению о спра-
ведливости, милосердии, заботе о ближнем.
Библиографический список
1. Воротынцева К. Юрий Козырев, фотограф: «Я умею выстраивать кадр, но хотел бы сделать в своей жизни что-то еще». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://portal-kultura.ru/articles/person/360997-yuriy-kozyrev-fotograf-ya-umeyu-vystraivat-kadr-no-khotel-by-sdelat-v-svoey-zhizni-chto-to-eshche/ (дата обращения: 10.12.2024).
2. Известный российский фотограф провел фотосессию для нижегородцев из психоневрологического интерната. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: https://reporter-nn.m/%D0%BD0/oD00/oBE0/oD00/oB20/oD00/oBE0/oD10/o810/oD 1%82%D0%B8/foto07042023_6012/ (дата обращения: 10.12.2024).
3. Матвеева-Мельник М. Самая закрытая выставка: как искусство и фотография показывают жизнь интернатов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbeslife/510174-samaa-zakrytaa-vystavka-kak-iskusstvo-i-fotografia-pokazyvaut-zizn-intematov (дата обращения: 11.12.2024).
4. Сизова Е.С. Некоторые особенности отражения социальных и общественных проблем в профессиональной фотожурналистике // Молодой исследователь Дона. - 2019. - №2 (17). -С. 71-74.
FEATURES OF PHOTOJOURNALIST YURI KOZYREV'S SOCIAL PROJECTS
A.V. Maracheva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Ya.A. Melnikova, Student
Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article analyzes the features of the creative method of the famous photojournalist Yuri Kozyrev. The authors consider the subject matter, problems and style of the master's photographs in the social project «PNI. The most closed exhibition of Russia».
Keywords: Yuri Kozyrev, photojournalist, military photojournalism, social photojournalism, exhibition «PNI. The most closed exhibition of Russia».