УДК 37.G1; 376 ББК 74.58
H. С. Данакин
Профессор, доктор социологических наук
А. И. Шут енко
Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОСНОВНЫХ СФЕРАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ1
В статье описываются особенности протекания процесса социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в условиях специальных школ-интернатов. Новизна работы состоит в том, что успешная адаптация нетипичных детей рассматривается как динамичный процесс их безбарьерного развития в различных сферах социализации: образовательной, интерактивной, коммуникативной, рекреационной и т.д. Установлена необходимость усиления адаптационного потенциала детей за счет повышения их мобилизационно-рефлексивных способностей.
Ключевые слова: социальная адаптация, дети с ограниченными возможностями, образовательное учреждение, сферы социализации.
N. S. D an akin
Р г ofe ssor, doctor of sociological sciences
A. I. Shutenko Senior research fellow, PhD in pedagogy
FEATURES OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE MAIN SPHERES OF SOCIALIZATION
This article presents the features of process of social adaptation of children with disabilities in special boarding schools. Novelty of work is that successful adaptation of atypical children is considered as dynamic process of their barrier-free development in various spheres of socialization: educational, interactive, communicative, recreational, etc. Need of strengthening of adaptation potential of children at the expense of increase of their mobilization- reflexive abilities was established.
Key words: social adaptation, children with disabilities, educational institution, socialization spheres.
1 Публикация статьи осуществляется при финансовой поддержке РФФИ (проект № 13-06-00318)
Обеспечение продуктивной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)1 требует глубокого понимания процесса их
1 здесь и далее по тексту статьи вместо словосочетания «ограниченные возможности здоровья» используется аббревиатура
социальной адаптации [1]. Проводя анализ условий протекания этого процесса, нами было проведено социологическое детей с ОВЗ, обучающихся в старших классах 11 специализированных школ-интернатов г.Белгорода и районов Белгородской области (Алексеевский, Борисовский, Валуйский, Во-
локоновский, Корочанский, Красногвардейский, Новооскольский, Ракитянский). Контрольная группа набиралась их учеников 9-11 классов обычных общеобразовательных школ г. Белгорода. Исследованием было охвачено 256 детей с ОВЗ.
Учитывая основные факторы социализации и опыт ранее выполненных работ [1, 2,
3], мы изучали особенности адаптации детей в следующих экзистенциальных сферах: 1) учебно-образовательной, 2) профессионально-образовательной, 3) интерактивной,
4) коммуникативной, 5) рекреационной, 6) психологической, 7) интегративно-витальной.
1. Учебно-образовательная сфера выступает ведущей областью адаптации детей, отражая успешность их социо- культурного и познавательного развития [2]. Опрос показал, что трудности в обучении имеют 22,5% детей с ОВЗ, некоторые трудности испытывают 55% детей, а 22,5% их вообще не имеют. Любимые учебные предметы есть у большинства детей (77,5%), у 5% учащихся таковых не оказалось и 17,5% затруднились с ответом. Важно отметить, что большинству детей «всё нравится в школе-интернате» (54%). Кроме того, по показателю мотивационной привлекательности учреждения школы-интернаты выглядят для детей даже лучше обычных школ, если для первых этот показатель составил 0,54, то для вторых всего лишь 0,17.
В целом у детей с ОВЗ отмечается достаточно выраженный уровень адаптации в учебно-образовательной сфере, не уступающий адаптации здоровых детей.
2. Профессионально-образовательная сфера отражает работу по профессиональной адаптации детей, которая ведется во всех обследованных школах-интернатах. В школе-интернате № 23 (г. Белгород) мальчики овладевают профессией столяра, автослесаря, девочки - повара и швеи. В Борисовской школе-интернате подготов-
ка детей ведется по пяти направлениям (швейному делу, свободному делу, овощеводству, пчеловодству, обувному делу).
Между тем, у детей с ОВЗ уровень профессионального определения ниже, чем у здоровых детей. На это указывают ответы родителей детей с ОВЗ, судя по которым 70,6% учащихся уже выбрали себе профессию, остальные 29,4% - пока не определились с профессиональным выбором. Две трети (64,5%) опрошенных родителей удовлетворены профессиональным выбором своих детей, 6,5% - не совсем удовлетворены и 29% - совсем не удовлетворены. На вопрос «Удовлетворены ли Вы предлагаемым в школе-интернате выбором профессий?» 59,4% опрошенных родителей ответили «да», 28,1% - «не совсем» и 12,4% - однозначно «нет».
Как показал анализ, трудности социальной адаптации в данной сфере связаны с ограниченной набором профессий, доступных для нетипичных детей.
3. Интерактивная сфера отражает область непосредственных контактов детей с ОВЗ, охватывающая такие социальные группы как: 1) педагоги (учителя), 2) родители, 3) медицинские работники, 4) одноклассники, 5) друзья и сверстники [1]. Позитивным фактом социальной адаптации в этой сфере выступает наличие «любимых» учителей. Такие учителя имеются у 70% учащихся из основной группы. У 20% учащихся нет любимых учителей и 10% оказались в затруднении с определением того, есть ли у них любимые учителя. Подавляющее большинство опрошенных (80%) выразило удовлетворенность отношениями с учителями, 17,5% - недостаточную удовлетворенность и только 2,5% - неудовлетворенность (интегральный показатель удовлетворенности составляет 0,88). Как показало исследование, интерактивная адаптация детей проходит в нормальном режиме. Сводные данные приведены в табл.1.
Таблица 1
в сфере социальных контактов
Данные удовлетворенности детей
№ Предмет удовлетворенности Показатели удовлетворенности
Дети с ОВЗ Обычные дети
1 Контакты с учителями 0,88 0,79
2 Контакты с родителями 0,90 0,86
3 Контакты с мед. работниками 0,66 -
4 Контакты с одноклассниками 0,81 0,86
5 Контакты с друзьями 0,80 0,79
Исходя из данных таблицы, можно констатировать следующее. Во-первых, наблюдается невысокая удовлетворенность учащихся с ОВЗ своими отношениями с медицинским персоналом. Во-вторых, в сравнении с контрольной группой дети с ОВЗ находятся в более комфортных отношениях с учителями и менее комфортных отношениях с одноклассниками.
4. Коммуникативная сфера тесно связана с предыдущей и отражает готовность детей к активным и разноплановым коммуникациям, к пониманию других, а также адекватному восприятию себя, окружающих [5]. Полученные данные показали невысокое развитие компаративных, подражательных связей в окружении нетипичных детей [1]. Причиной тому могут выступать ряд обстоятельств: 1) дефицит доступных и потенциальных образцов для идентификации; 2) бедность социальной среды для подражания (предъявляемых привлекательных качеств); 3) недостаточная мотивация субъектов подражания.
Большинство детей с ОВЗ (79,5%) отметили факт наличия людей, с которыми они желают общаться постоянно. У 10,3% опрошенных детей таких людей не оказалось, столько же затруднились с ответом. В контрольной группе две трети детей видят людей, привлекательных для общения; 13,8% не видят таких людей, а 20,7% затруднились с ответом.
Значительное большинство (79,5%) детей с ОВЗ указало, что в их окружении имеются люди, доставляющие им радость. При этом в их ближайшем социальном окружении есть также люди, вызывающие отрицательные эмоции. Об этом свидетельствуют ответы 51,3% детей из основной группы и 48,3% из контрольной группы. Части опрошенных (соответственно 15,4% и 24,1%) удается избегать контактов с нежелательными персонами. Немного и затруднившихся с определением отрицательного вектора своих коммуникаций (33,3% и 27,6% соответственно), что свидетельствует, очевидно, о недостаточном развитии коммуникативной рефлексии у респондентов.
В целом данные привлекательности коммуникативной среды в обеих группах детей существенно не различаются.
5. Рекреационная сфера подразумевает наличие свободного времени и пространства для досуговой деятельности [6]. Как показали данные опроса, для 38,5 % детей с ОВЗ времени хватает на всё, ровно столько же ответили обратное и 23 % затруднились дать определенный ответ. В группе обычных детей свободного времени хватает лишь 6,9%, большинству детей (79,3%) его не хватает и
13,8% не определились с точным ответом. То есть обычные дети испытывают значительно больший временной дефицит.
Во всех школах-интернатах области хорошо организован досуг детей. Одним из развитых направлений является кружковая работа. Так, в школе-интернате № 23 г. Белгорода работает 17 кружков по интересам, в том числе: «Резьба по дереву», «Изостудия», «Хористика», «Бисероплетение», «Компьютерный», «Автолюбитель», «Танцевальный», «Пантомимы», участвуют все учащиеся. Работа 22 спортивных секций, где занимаются более 70% воспитанников, проводится на базе школьного стадиона, 4 спортивных залов, один из которых оборудован для неигровых видов деятельности и построенный силами учащихся школы-интерната.
В Новооскольской школе-интернате к работе привлечены опытные руководители, энтузиасты, мастера своего дела. Они учат воспитанников шить, вязать, выжигать, изготавливать мягкие игрушки, макраме, оригами. Руками ребят и их наставников сделаны многие вещи, которые украсили спальни, актовый зал. Школа-интернат проводит большую работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся. Традиционными стали встречи с участниками войны, экскурсии в Новооскольский краеведческий музей, путешествия по местам боевой славы, викторины о родном крае, уроки мужества, выставки творческих работ учащихся, акция «Спешите делать добро», участие в конкурсе «Растим патриотов России».
В числе любимых занятий детей выделяются физическая культура и спорт, которыми систематически занимаются большинство детей с ОВЗ (59%).
6. Психологическая сфера отражает внутреннюю готовность к активной социальной адаптации [3]. Она включает наличие таких опорных основ как: 1) целеустремленность, 2) уверенность в собственных силах, 3) самоорганизация. По первому компоненту у подавляющего большинства детей с ОВЗ (75%) отмечается наличие определенной жизненной цели. Около половины из опрошенных детей (48,7%) имеют определенные жизненные планы после окончания обучения, у остальных (51,3%) такие планы еще не сложились. Уверенность в собственных силах также отмечается у половины детей с ОВЗ (46,4%), столько же (46,3%) детей не полностью уверены в себе. В плане самоорганизации явные трудности испытывают 25% детей с ОВЗ, чуть более половины (55%) эти трудности переживают не так часто и совсем не испытывают 15% детей.
Как показали данные, учащимся школ-интернатов присущи определенные сложности самоорганизации в ходе учебных и внеклассных занятий, на что обращать внимание в деле повышения их адаптационных возможностей. Кроме того, этих детей отличает также менее выраженная целеустремленность и с сформированность жизненных планов. По другим психологическим компонентам различия детей несущественны.
7. Интегративно-витальная сфера социальной адаптации вбирает содержание других сфер и отражает некую общую стратегию разрешения детьми жизненных проблем [1]. Жизненная проблема вызывается осознанием и последующим поиском путей преодоления возникающих затруднений [4]. Обобщенные способы разрешения этих проблем можно свести к шести типам - рефлексивному, мобилизационному, кооперированному, эмоциональному, выжидательному, депрессивному [1].
Мы убедились, что подавляющее большинство детей (80,7%) испытывает в целом трудную жизненную ситуацию. При этом, как показал анализ, на первое место у них выходит кооперированный способ разрешения этой ситуации (поиск помощи у других), на второе место - эмоциональный тип, на третье - рефлексивный тип. Не выражены такие типы как: мобилизационный и выжидательный. Как позитивный факт нужно отметить, что на последнем месте оказался депрессивный тип, что указывает на нали-
чие определенного адаптационного потенциала детей с ОВЗ.
Как показал обобщающий опрос педагогов, дети с ОВЗ в целом отличаются выраженной общительностью, организованностью, уверенностью в себе, прилежностью в учебе, социально-бытовой ориентировкой, волевыми качествами, жизненным оптимизмом, трудолюбием и владением практическими знаниями. При этом им не хватает качеств работоспособности, физического здоровья, успеваемости и целеустремленности.
Родители высоко оценили такие качества как общительность, социально-бытовая ориентировка, трудолюбие, целеустремленность, уверенность в себе. Более низко они оценили общее состояние здоровья и учебную мотивацию. В целом, родители оценивают качества своих детей сравнительно выше, нежели их оценивают педагоги. Последние шире оценивают адаптационный потенциал детей с ОВЗ, по показателям «работоспособность», «общее состояние здоровья», «успеваемость», «целеустремленность». Родители ниже оценивают «общее состояние здоровья» и «мотивацию к учебе».
В целом, результаты исследования показали необходимость усиления адаптационного потенциала детей за счет повышения их мобилизационно- рефлексивных способностей.
2.
3.
4.
5.
6.
2.
3.
4.
5.
6.
ЛИТЕРАТУРА
Данакин, Н.С. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья (монография) / С.Н. Глаголев, Н.С. Данакин, Л.Е. Данилюк. - Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2011. - 276 с. Шутенко, А.И. Интегрированное обучение как форма продуктивной социализации детей с ограниченными возможностями развития (монография) / С.Н. Глаголев, А.И. Шутенко. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. 256 с. Шутенко, А.И. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями развития как гуманитарная миссия современного образования / С.Н. Глаголев, А.И. Шутенко // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. - Белгород. 2011. - № 4. - С. 195-199.
Albrecht, G.L. Handbook of disability studies / G.L. Albrecht, K.D. Seelman, & M. Bury (Eds.). - Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2001. - 864 р.
Barnes, C. Disability [Key Concepts] / C. Barnes, G. Mercer. - Cambridge, United Kingdom: Polity Press. 2003.234 р. Hales, G. (Ed.) Beyond Disability: Towards an Enabling Society / G. Hales. - London, Sage. 1996. - 208 р.
REFERENCES
Danakin N.S., Glagolev S.N., Daniliuk L.E. Upravlenie sotsial'noi adaptatsiei detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia (monografiia) [Management of social adaptation of children with disabilities (monograph)]. Belgorod, BGTU, 2011, 276 p.
Shutenko A.I., Glagolev S.N. Integrirovannoe obuchenie kak forma produktivnoi sotsializatsii detei s ogranichennymi vozmozhnostiami razvitiia (monografiia) [Integrated education as a form of productive socialization of children with disabilities (monograph)]. Belgorod, BGTU, 2011. 256 p.
Shutenko A.I., Glagolev S.N. Social integration of children with disabilities as a humanitarian mission modern education. Vestnik BGTU im. V.G.Shukhova - Bulletin of BSTU named. V.G. Shukhov, Belgorod, 2011, no.4. pp.195-199 (in Russian).
Albrecht, G.L. Handbook of disability studies / G.L. Albrecht, K.D. Seelman, & M. Bury (Eds.). - Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2001. 864 р.
Barnes, C. Disability [Key Concepts] / C. Barnes, G. Mercer. - Cambridge, United Kingdom: Polity Press. 2003.234 р. Hales, G. (Ed.) Beyond Disability: Towards an Enabling Society / G. Hales. - London, Sage. 1996. 208 р.
Perspestive of Science and Education, 2013, №5
Информация об авторах Данакин Николай Семенович (Россия, г. Белгород) - Профессор, доктор социологических наук, директор НИИ Синергетики. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. E-mail: [email protected]
Шутенко Андрей Иванович (Россия, г. Белгород) - Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ Синергетики. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. E-mail: [email protected]
Information about the authors Danakin Nikolai Semenovich (Russia, Belgorod) - Professor, doctor of sociological sciences, Director of Synergetrics research Institute. Belgorod State Technological University of V.G. Shukhov. E-mail: [email protected]
Shutenko Andrey Ivanovich (Russia, Belgorod) - PhD in pedagogy, senior research fellow of Synergetrics research Institute. Belgorod State Technological University of V.G. Shukhov. E-mail: [email protected]