Научная статья на тему 'Особенности социального интеллекта студентов гуманитарных и негуманитарных специальностей'

Особенности социального интеллекта студентов гуманитарных и негуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2328
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ОСОБЕННОСТИ И КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / СОЦИАЛЬНАЯ ОДАРЁННОСТЬ / SOCIAL INTELLIGENCE / FEATURES AND COMPONENTS OF SOCIAL INTELLIGENCE / SOCIAL GIFTEDNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суднева Олеся Юрьевна, Шарафиева Ксения Ринатовна, Цой Вячеслав Геннадьевич, Каракулова Ольга Викторовна

Рассматриваются теоретические представления и подходы к изучению социального интеллекта. На основании обзора современных отечественных и зарубежных исследований подробно описываются особенности социального интеллекта, его компоненты и условия формирования. Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению особенностей социального интеллекта у студентов, обучающихся в вузе по гуманитарным и негуманитарным специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Суднева Олеся Юрьевна, Шарафиева Ксения Ринатовна, Цой Вячеслав Геннадьевич, Каракулова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of social intelligence of students of Humanities and non-Humanities

The paper examines the theoretical concepts and approaches to the study of social intelligence. Based on a review of contemporary domestic and foreign studies we concluded that social intelligence can be described as an ability, as social competence and a personal trait. In our view, social intelligence is manifested in the ability to promote a sense of self, to predict the results of one's activities, to understand one's own behavior and the behavior of other people, to efficiently realize one's potential in various spheres of life. In our study, we aimed to analyze the characteristics of social intelligence of university students majoring in Humanities and non-Humanities. We hypothesized that there are significant differences in the manifestation of social intelligence of the students of the two groups. To test this assumption, we organized and carried out a study among 420 first year students of Tomsk State University. We determined the features of social intelligence on the basis of the Questionnaire of Choice Assessment in Conflict Situations (S. Shcherbakov and Z.M. Amineva). In the course of the empirical study our hypothesis was not confirmed. Non-humanities students showed average social intelligence of 91.3 ± 15.9 points, Humanities students 92.4 ± 15.4 points. However, based on factor analysis and correlation analysis we revealed differences in the relations of indicators of social intelligence and individual psychological features of personality and self-consciousness of students of different specialties. Important was evidence that students in the Humanities, who developed strong reflection and trend of conscious planning of their own activities, as well as high focus on it, preferably oriented toward cooperation, avoiding compromise (as opposed to non-Humanities students) when dealing with complex and conflict situations. The results of the study can be applied in training specialists in different fields. The designed patterns will contribute to the development of different trainings and programs (including correction and adaptation) taking into account the specific characteristics of students of different disciplines.

Текст научной работы на тему «Особенности социального интеллекта студентов гуманитарных и негуманитарных специальностей»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 371. С. 161-166

УДК 159.922

О.Ю. Суднева, К.Р. Шарафиева, В.Г. Цой, О.В. Каракулова

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И НЕГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 12-06-33028 «Социальный и абстрактно-логический интеллект: динамика их соотношения и психофизиологические корреляты».

Рассматриваются теоретические представления и подходы к изучению социального интеллекта. На основании обзора современных отечественных и зарубежных исследований подробно описываются особенности социального интеллекта, его компоненты и условия формирования. Представлены результаты эмпирического исследования, посвящённого изучению особенностей социального интеллекта у студентов, обучающихся в вузе по гуманитарным и негуманитарным специальностям. Ключевые слова: социальный интеллект; особенности и компоненты социального интеллекта; социальная одарённость.

В настоящее время особое внимание ученых к изучению социального интеллекта обусловлено особенностями развития современного мира. Многими представителями отечественной и зарубежной психологии обозначается тенденция увеличения количества маргинальных групп, которые характеризуются высоким уровнем социальных нарушений и общей ценностной дезориентацией. Учёными отмечается, что вследствие низкого уровня развития социального интеллекта многие молодые люди не способны к успешному социальному взаимодействию, а также личностной и профессиональной самоактуализации и самореализации. Например, американскими исследователями интеллекта было выявлено, что высокий показатель академического интеллекта выпускников университетов и колледжей не коррелирует с их жизненным успехом [1]. И действительно, известны случаи, когда высокая успеваемость в обучении вовсе не гарантирует успеха и высоких показателей в профессиональной деятельности. И наоборот, изучение биографий многих российских и зарубежных выдающихся личностей, добившихся успехов в различных профессиональных сферах и заслуживших общественное признание, показывает, что во время обучения они имели достаточно низкую успеваемость (например, американский мультимиллионер Дональд Трамп, основатель компании Мо1:ого1а Пол Галвин, чайный магнат Томас Липтон, вице-мэр Москвы Владимир Ресин, актёр Михаил Михайлович Державин и многие другие).

Таким образом, исследование социального интеллекта является важной теоретической задачей, решение которой позволило бы раскрыть его особенности, выявить его компоненты, описать взаимосвязь социального интеллекта и его составляющих с индивидуальнопсихологическими и социально-психологическими особенностями личности.

Исследование социального интеллекта также ценно с точки зрения его практической значимости и применения в самых различных областях жизнедеятельности человека. Безусловно, социальный интеллект является важным фактором общественного развития, который в значительной мере определяет уровень личностного, профессионального, социального потенциала молодёжи. Именно молодым девушкам и юношам предстоит самостоятельно определить свои профессиональные приоритеты, выбрать жизненную траекторию, осознать

себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и предназначения в жизни. Это сложный момент вступления в новую, «взрослую» жизнь, когда особое значение имеют особенности развития социального интеллекта как одного из ведущих факторов, определяющих успешность человека, его социальную адаптивность и развитие лидерских качеств [2].

Один из ведущих отечественных специалистов в области социального интеллекта Д.В. Ушаков выделяет три основных подхода к его определению: как способность, как социальную компетентность (набор ЗУН) и как личностную черту. Автор на основании анализа существующих концепций и проведенных им исследований предложил свой способ интеграции знаний о социальном интеллекте в общую теорию интеллекта по нескольким основаниям. Во-первых, по его мнению, социальный интеллект является познавательной способностью и в целом является одним из видов интеллекта и подчиняется его общим закономерностям. Он заявил о том, что социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей).

Во-вторых, по мнению Д.В. Ушакова, средовые условия формирования социального интеллекта во многом обусловлены (хотя, в свою очередь, и обусловливают) коммуникативными особенностями людей. Эта характеристика социального интеллекта является причиной его невысоких корреляций с другими видами интеллекта и наличия связей с личностными особенностями.

В-третьих, характерные особенности социальному интеллекту придают репрезентативные системы, которые составляют его основу: сочетание вербальной и невербальной (интуитивной) репрезентаций [3].

Д. В. Ушаков определяет социальный интеллект как феномен, в котором тесно взаимодействуют когнитивные и аффективные компоненты. С его точки зрения, социальный интеллект - это способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их. Таким образом, социальный интеллект становится им в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности - обобщенной и опосредованной [Там же].

Для нашего исследования интересной является попытка Н.А. Кудрявцевой соотнести социальный интеллект и общий интеллект. Ею был выделен интегративный показатель интеллектуального потенциала, который был обозначен как «единство интеллекта». По мнению автора, показатель фиксирует баланс развития разных сторон интеллекта, а именно: общего интеллекта - способность решать задачи на субъект-объектном уровне, социального интеллекта - способность решать задачи на субъект-субъектном уровне, рефлексии. Таким образом, в работе Н. А. Кудрявцевой социальный интеллект понимается как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия, а важным компонентом социального интеллекта является самооценка человека [4].

Важным для нашего исследования представляется вопрос о совместимости социального интеллекта и морали, который был поднят в исследованиях Е. В. Суб-ботского и О.Б. Чесноковой [5]. По мнению О.Б. Чес-ноковой, социальный интеллект - «это способность индивида понимать интересы и намерения партнера по общению и использовать это понимание в целях ненасильственного преодоления сопротивления последнего в тех ситуациях, когда интересы индивида и партнера не совпадают» [Там же. С. 8]. Ситуацию преодоления сопротивления авторы рассматривают в контексте манипуляции и поднимают вопрос о «моральности» такого поведения. Отвечая на него, исследователи приходят к следующему выводу: у взрослых применение социального интеллекта в форме обмана и манипуляции не противоречит морали, если такое применение имеет целью достижение блага других людей и направлено на противодействие «злу» (внешний аспект). В то же время у детей применение социального интеллекта в форме обмана взрослого составляет необходимую предпосылку возникновения свободного морального выбора и последующего появления внутренней нравственной мотивации (внутренний аспект).

Попытку проанализировать особенности социального интеллекта предприняла в своей работе российская исследовательница Е.С. Саутина. Изучив труды Н.А. Аминова, М.В. Молоканова, М.И. Бобневой, Ю.Н. Емельянова, В.Н. Кунициной (специалисты по коммуникативной компетентности), она делает ряд интересных заключений о социальном интеллекте. В частности, она говорит о том, что социальный интеллект является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и представляет собой набор определенных индивидуально-личностных свойств человека, которые проявляются в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать своё поведение и поведение окружающих, а также в успешной социальной адаптации [6].

Важной для понимания особенностей социального интеллекта представляется работа В.Н. Кунициной [7]. Автором были выделены четыре основных аспекта социального интеллекта:

- коммуникативно-личностный потенциал: комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие инте-

гральные коммуникативные свойства, как психологическая контактность и коммуникативная совместимость; это основной стержень социального интеллекта;

- характеристики самосознания - чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям;

- социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение: способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и мотивов их поведения;

- энергетические характеристики: психическая и физическая выносливость, активность и истощаемость.

А. И. Савенков описывает такие критерии социального интеллекта, как когнитивные, эмоциональные и поведенческие [2]. К когнитивным он относит социальные знания - знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей; социальную память - память на имена, лица; социальную интуицию - оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста; социальное прогнозирование - формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.

Эмоциональные критерии, по мнению А.И. Савенкова, - это социальная выразительность - эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль; сопереживание - способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм); способность к саморегуляции - умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.

Поведенческие критерии - это социальное восприятие - умение слушать собеседника, понимание юмора; социальное взаимодействие - способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и высшему типу этого взаимодействия - коллективному творчеству; социальная адаптация - умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.

По мнению Т. Бьюзена, человек с развитым социальным интеллектом характеризуется: умением слушать людей; умением вести светские беседы в разных общественных ситуациях; умением распознавать, какие чувства испытывают в данный момент другие люди; умением «продавать» себя и свои идеи; наличием позитивной психологической установки по отношению к другим и самому себе; умением изящно выходить из неловких и затруднительных ситуаций; умением устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми; умением выделяться из толпы [8].

Необходимо отметить, что в последнее время наряду с социальным интеллектом все чаще упоминают социальную одаренность - одаренность в сфере лидерства и социальных взаимодействий. Первостепенную роль в социальной одаренности Д.В. Ушаков отводит личностным характеристикам человека, таким как способность к сопереживанию, оптимизм, высокая актив-

ность, экстраверсия, справедливость, способность к принятию решений в условиях неопределенности, независимость и вместе с тем ориентация на групповые ценности, воля как твердость в реализации намерений [9].

Е.И. Власова, анализируя природу социальной одаренности, подчёркивает, что данный феномен может быть описан только через совокупность способностей. Во-первых, она говорит о психологических особенностях, которые отличают одарённых людей в целом независимо от типа одарённости (креативность, трудолюбие и увлечённость, широкие познавательные интересы и эрудированность, целеустремлённость и настойчивость, экономичность и простота решений, высокая скорость протекания психических процессов и развитый интеллект). Во-вторых, она пишет о способностях, которые проявились у социально одарённой личности в результате или процессе её специфического опыта активности в различных видах деятельности со-циономического характера. Е.И. Власова уточняет, что это такие способности, как социальная перцепция и экспрессия, просоциальное поведение, высокий уровень развития социального интеллекта и контроля [10].

В исследованиях Е.А. Панько и Я.Л. Коломинского было показано, что социальная одарённость и коммуникативные способности начинают проявляться и развиваться ещё в раннем детстве, в дошкольном периоде [11]. По их мнению, социально одарённые дети отличаются от своих сверстников активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении с другими детьми и взрослыми. Такие дети очень легко адаптируются и быстро заводят новые знакомства, выступая инициаторами взаимодействия. Как правило, социально одарённые дети демонстрируют искренность, открытость, эмпатию, нередко обладают лидерскими способностями.

И. В. Ивенских пишет о том, что достаточного развития социальная одарённость достигает в период ранней молодости, когда общение и социальное взаимодействие уже не являются ведущими и на их место приходит профессиональное становление и самоопределение. В этом возрасте молодые люди начинают активно проявлять себя в деятельности. По мнению автора, эффективность деятельности на данном этапе возрастного развития связана со способностями личности. И.В. Ивенских также утверждает, что в настоящее время наиболее ярко социальная одарённость проявляется в деятельности менеджера (управленца). В связи с этим предположением он говорит о таких составляющих социальной одарённости, как социальный интеллект, креативность, коммуникативно-организаторские способности, социальная мотивация и управленческие свойства личности (ответственность, высокий самоконтроль, общительность, смелость, уверенность, эмпатия, доминантность). Результатом формирования социальной одарённости, по его мнению, является социальнокоммуникативная компетентность [12].

В настоящее время достаточно большое число исследований и публикаций посвящено проблеме социального интеллекта, однако, несмотря на это, можно смело говорить о том, что современная психология продолжает испытывать необходимость в изучении данной проблематики. С.В. Щербаков указывает на то,

что до сих пор недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с соотношением общих когнитивных способностей, психометрического и социального интеллектов [13]. И в психологии всё ещё нет четких границ между социальным интеллектом и такими близкими ему понятиями, как психометрический интеллект, практический интеллект, социальная и коммуникативная компетентность, мудрость.

Цель данной статьи - изучить особенности социального интеллекта у студентов, обучающихся в вузе по гуманитарным и негуманитарным специальностям.

Мы выдвинули гипотезу о том, что существуют значимые различия в проявлении социального интеллекта у студентов, обучающихся по гуманитарному и негуманитарному профилю.

Для проверки данного предположения нами было организовано и проведено исследование, в котором принимали участие студенты первых курсов гуманитарных и негуманитарных факультетов Томского государственного университета в количестве 420 человек.

Особенности социального интеллекта мы определяли на основе Опросника оценки выбора в конфликтной ситуации [14]. Для оценки индивидуальных особенностей первокурсников были использованы следующие методики: Опросник самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова), Методика дифференциальной диагностики рефлексивности (Д. А. Леонтьев), Шкала са-модетерминации личности (Б. Шелдон; в адаптации и модификации Е.Н. Осина), Шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер; в адаптации Д.А. Леонтьева, Е. Н. Осина) [15]. Кроме того, в нашем исследовании использовалась Шкала базисных убеждений (Р. Янов-Бульман; в адаптации О. А. Кравцовой) [16].

В ходе эмпирического исследования были получены средние значения, которые находились в пределах нормативных значений, полученных авторами и разработчиками методик, используемых в исследовании.

Статистическая обработка данных не выявила достоверных различий (использовался дисперсионный анализ АЫОУА-МАЫОУА) в проявлении социального интеллекта у студентов, обучающихся по гуманитарному и негуманитарному профилю. У молодых людей негуманитарных специальностей средние значения по социальному интеллекту составили 91,3+15,9 баллов, у студентов гуманитарных - 92,4+15,4 баллов (среднее значение + стандартное отклонение). Однако нами были обнаружены значимые различия между этими двумя группами по другим показателям. Было обнаружено, что студенты, обучающиеся по негуманитарному профилю, в большей степени, чем гуманитарии, убеждены в возможности самоконтроля и в контролируемости внешнего мира (М1 = 4,20 балла, М2 = 4,02 балла, меж-групповые различия достоверны с р = 0,027). Они отличаются более высокой степенью удовлетворенности жизнью (М1 = 24,2 балла, М2 = 22,6 балла, р = 0,018). В данной группе также выявлены более высокие баллы по шкалам «Целеустремлённость» (М1 = 29,07 балла, М2 = 27,27 балла, р = 0,0009), «Настойчивость» (М1 = = 22,31 балла, М2 = 20,31 балла, р = 0,0014) и «Ориентация на настоящее» (М1 = 9,23 балла, М2 = 8,40 балла, р = 0,007), что является свидетельством того, что представители данной выборки в большей степени стремят-

ся к достижению поставленной задачи, способны структурировать поведенческую активность и завершить начатое дело, несмотря на возникающие трудности.

Вместе с тем в группе студентов, обучающихся по негуманитарному профилю, отмечается менее выраженная убежденность в доброте и справедливости людей (М1 = 3,64 балла, М2 = 3,88 балла, р = 0,0097). Также в данной группе были получены более низкие баллы по шкале «Самоорганизация» (М1 = 7,91, М2 = 9,49, р = 0,0004). Другими словами, при планировании различных дел они в меньшей степени склонны прибегать к вспомогательным средствам (ежедневники, планинги, бюджетирование времени).

Интересные данные были выявлены с помощью Шкалы самодетерминации личности. Мы выяснили, что представители группы, обучающейся по гуманитарному профилю, в большей степени, по сравнению с негуманитариями, уверены, что поступают (действуют, живут) в соответствии с системой внутренних убеждений, принципов, ценностей и верований (М1 = 27,3 балла, М2 = 29,94 балла, р = 0,0000). Они в большей мере убеждены в том, что являются творцами собственной жизни и у них есть возможность выбора.

В результате применения факторного анализа (метод главных компонент с варимакс нормализованным вращением, 18 психологических показателей) в выборке студентов, обучающихся по негуманитарному профилю, было выделено 6 факторов (характеризующих 67% дисперсии корреляционной матицы). Однако наибольший интерес для нас представляли только два из них. На разных полюсах первого фактора со значимыми нагрузками оказались «целеустремлённость и настойчивость» (0,58), «самодетерминация» (0,59),

«самокопание» (-0,77) и «фантазирование» (-0,73). На основании этих факторных вкладов был сделан вывод о том, что целеустремленность и целенаправленность сопровождаются, во-первых, высокой сосредоточенностью на разрешении актуальной жизненной ситуации, во-вторых, отказом от «самокопания» и самоанализа. Другими словами, молодым людям, которые точно знают, чего они хотят и к чему стремятся, свойственно упорно идти к достижению поставленной задачи, несмотря на трудности и собственные переживания (самокопание). В данном случае чрезмерная сосредоточенность на себе (собственных мыслях, чувствах) отвлекает от реализации актуальных в настоящем целей.

Во второй фактор со значимыми нагрузками вошли «компромисс» (0,65), «сотрудничество» (0,75), «системная рефлексия» (0,69) и «индекс рациональности» (0,67), который вычислялся как среднеарифметическое трех показателей: «планирование», «фиксация» и «самоорганизация». В данном случае можно говорить о том, что молодые люди и девушки, склонные к рефлексии, испытывают выраженную потребность в постоянном осознанном планировании собственной деятельности. В трудной или конфликтной ситуации им свойственно прибегать к таким стратегиям поведения, как компромисс и сотрудничество. Стратегия сотрудничества - наиболее эффективная стратегия поведения (с точки зрения достижения поставленной цели), когда учитываются интересы и важность решения для обеих

сторон. Однако компромисс в данном случае также неплохой вариант развития ситуации, который позволяет человеку получить хоть что-то, а не потерять все, и вместе с этим сохранить взаимоотношения с оппонентом. По мнению С.В. Щербакова и З.М. Аминевой, это оптимальные стратегии выхода из сложной ситуации, которые говорят о развитом социальном интеллекте, когда каждым из участников взаимодействия понимается и признаётся равенство прав и возможностей друг друга.

Во второй студенческой группе (обучающейся по гуманитарному профилю) мы также выделили 6 факторов (характеризующих 65% процентов дисперсии корреляционной матицы), из которых два были наиболее для нас интересными. Первый фактор объединил в себе следующие значимые показатели: «убеждение в благосклонности мира» (0,83), «убеждение в ценности собственного Я» (0,88), «удовлетворённость собственной жизнью» (0,72) и «индекс самодетерминации» (0,60). Выделенные факторные вклады, с нашей точки зрения, очень легко объяснить. Молодые люди, убежденные в том, что они творцы собственной жизни и поступают в соответствии со своими внутренними принципами и верованиями, конечно, удовлетворены жизненной ситуацией. В данном случае, как мы считаем, убежденность в благосклонности мира и вера в ценность собственного «Я» являются условием, формирующим стремление к самодетерминации и условием достижения удовлетворенности жизнью.

Следующий фактор практически повторял фактор, который был выделен в группе молодых людей, обучающихся по негуманитарному профилю. Он со значимой нагрузкой включал «индекс рациональности» (0,72), показатель «системная рефлексия» (0,65) и ориентацию на «сотрудничество» (0,60). Но в отличие от первой группы, в этот фактор со значимой нагрузкой не вошла ориентация на «компромисс». Здесь, возможно, мы можем говорить об отличительной особенности группы гуманитариев. Другими словами, студенты гуманитарного профиля (у которых достаточно развиты рефлексия и тенденция осознанного планирования собственной деятельности, а также высокая сосредоточенность на ней) при решении сложных и конфликтных ситуаций предпочтительно ориентируются на сотрудничество, избегая компромисса (в отличие от студентов негуманитарного профиля). Чтобы объяснить полученные эмпирические данные, мы обратились к результатам исследования Н.Н. Хачатуряна, который сравнивал социальный интеллект и коммуникативную компетентность у студентов технических и гуманитарных специальностей [17]. По мнению исследователя, представители технических специальностей испытывают большие трудности при взаимодействии с другими людьми. Возможно, это и объясняет то, что студенты, обучающиеся по негуманитарным специальностям, у которых сильно развита способность планировать свою деятельность и настойчиво стремиться к достижению поставленных целей, склоны прибегать как к компромиссу, так и к сотрудничеству. Очевидно, более выраженные сложности у студентов негуманитарных специальностей в процессе межличностного взаимодействия (в отличие от студентов-гуманитариев) будут

проявляться как раз в использовании стратегии компромисса.

Данная закономерность была также подтверждена при проведении корреляционного анализа. Например, в выборке студентов негуманитарного профиля была обнаружена прямая корреляция «системной рефлексии» с «сотрудничеством» (г = 0,36 при р = 0,000) и «компромиссом» (г = 0,36 при р = 0,000). Во второй группе была выявлена взаимосвязь «системной рефлексии» только с «сотрудничеством» (г = 0,30 при р = 0,000).

Корреляционный анализ также позволил нам определить некоторые новые взаимосвязи. В выборке студентов, обучающихся по негуманитарным специальностям, было обнаружено, что ориентация на сотрудничество в межличностных отношениях будет проявляться тем сильнее, чем увереннее молодые люди в собственной способности контролировать окружающий мир (г = 0,35 при р = 0,000) и различные события (г = = 0,31 при р = 0,000). Также в этой группе была выявлена прямая корреляция «сотрудничества» с «индексом рациональности» (г = 0,32 при р = 0,000) и «индексом самоорганизации» (г = 0,32 при р = 0,000). Такая взаимосвязь говорит о том, что чем выраженнее склонность у молодых людей рационально относиться к собственной деятельности, планировать ее (в том числе с помощью внешних средств), концентрироваться на ней (проявлять волевые качества и настойчивость), тем сильнее у них проявляется ориентация на стратегию сотрудничества в межличностных отношениях. Выявленные корреляции, на наш взгляд, отчетливо отражают представления А.И. Савенкова о когнитивных, эмоциональных и поведенческих критериях социального интеллекта. В выделенных (выше обозначенных) нами корреляциях когнитивный компонент представлен социальным прогнозированием (формулирование планов собственных действий, рефлексия себя и собственной деятельности). Эмоциональный критерий отражает уверенность в собственной способности к саморегуляции и самоконтролю. Поведенческий компонент в нашем исследовании непосредственно показан через способность и готовность к сотрудничеству [2].

В данной выборке, как и в группе студентов гуманитарного профиля, была также выделена корреляция между такими показателями, как «сотрудничество» и «суммарный показатель самоорганизации» (г = 0,27 при р = 0,000). Однако новым было то, что мы выделили отрицательную корреляцию между «суммарным показателем самоорганизации» и «уходом от конфликтных и сложных ситуаций» (г = -0,31 при р = 0,000). Другими словами, молодые люди и девушки, у которых достаточно сильно развита способность планировать свою деятельность, ставить цели и стремиться к их достижению, проявляя настойчивость, достаточно чётко выражена ориентация на сотрудничество и подавлена стратегия ухода от сложных ситуаций. Полученная корреляция вполне согласуется с представлениями Е. С. Саутиной о том, что социальный интеллект проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать своё поведение и поведение окружающих [6].

В данной группе корреляционный анализ также позволил нам выделить несколько характерных взаимосвязей. В частности, была установлена связь «сотрудничества» с «убеждением в благосклонности мира» (г = 0,35 при р = 0,000) и «верой в доброту людей» (г = 0,31 при р = 0,000). Такую взаимосвязь очень легко объяснить. Естественно, чем больше молодые люди верят в благосклонность мира и доброту людей по отношению к ним, тем сильнее будет проявляться ориентация на сотрудничество (ведь с хорошим человеком легко работать и легко общаться). Очевидно, доверие здесь как раз и выступает главным условием готовности к сотрудничеству.

В группе студентов негуманитарного профиля была выявлена прямая корреляция «сотрудничества» с «удовлетворённостью собственной жизнью» (г = 0,28 при р = 0,000) и «целеустремлённостью» (г = 0,27 при р = 0,000). Другими словами, молодым людям с высокой степенью удовлетворенности жизнью (в силу того что они обладают значительным опытом решения жизненных проблем и способны смело браться за новые дела) присуща более выраженная тенденция следования стратегии сотрудничества. Очевидно, счастливый человек в сложной или конфликтной ситуации будет проявлять большую готовность к конструктивному обсуждению проблемы (чем человек, неудовлетворённый жизнью), рассматривая своего оппонента не как противника, а как союзника в поиске решения.

В данной группе также была выделена достаточно предсказуемая отрицательная корреляция между «целеустремлённостью» и «уходом от конфликта» (г = -0,31 при р = 0,000). Другими словами, чем сильнее у молодых людей проявляется стремление к достижению поставленной цели, тем меньше вероятность использования ими стратегии ухода в различных ситуациях межличностного взаимодействия.

Выводы. Обзор современных отечественных и зарубежных работ, посвящённых исследованию социального интеллекта, позволил определить основные подходы к данному феномену, познакомиться с особенностями социального интеллекта и его составляющими.

На наш взгляд, социальный интеллект проявляется в способности формировать отношение к самому себе (самооценке), прогнозировать результаты собственной деятельности, понимать своё поведение и поведение окружающих людей, эффективно реализовывать свой потенциал в различных сферах жизнедеятельности (социальной, профессиональной, личностной, духовной).

В ходе проведения эмпирического исследования гипотеза о том, что существуют значимые различия в проявлении социального интеллекта у студентов, обучающихся по гуманитарному и негуманитарному профилю, не подтвердилась. Однако были выявлены различия во взаимосвязях показателей социального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности и особенностями самосознания у студентов, обучающихся по разным специальностям. Наличие таких различий ещё раз подтверждает актуальность и практическую значимость проведенного исследования, которая заключается в возможности внедрения его результатов в практику профессиональ-

ной подготовки и обучения специалистов разного про- грамм (в том числе коррекционных и адаптационных),

филя. Выявленные в работе закономерности будут спо- учитывающих специфические особенности и сложно-

собствовать разработке различных тренингов и про- сти студентов различных специальностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лунева О.В. Социальный интеллект - условие успешной карьеры // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 53-58.

2. Савенков А.И. Эмоциональный интеллект и социальная компетентность как предикаты жизненного успеха // Химия в школе. 2009. № 2.

С. 2-6.

3. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина,

Д.В. Ушакова. М. : Институт психологии РАН, 2004. С. 11-29.

4. КудрявцеваН.А. Единство интеллекта: научный отчет. СПб. : СПбГУ, 1995. 222 с.

5. Субботский Е.В., Чеснокова О.Б. Совместимы ли социальный интеллект и мораль? // Национальный психологический журнал. 2011. № 1(5).

С. 8-13.

6. СаутинаЕ.С. Научное становление понятия «социальный интеллект» // Территория науки. 2007. № 1. С. 142-146.

7. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения // Теоретические и прикладные

вопросы психологии. СПб., 1995. Вып. 1, ч. 1. С. 48-61.

8. Бьюзен Т. Могущество социального интеллекта / пер. с англ. Е.Г. Гендель. Минск : Попурри, 2004. 204 с.

9. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта ИКЬ: http://dnv-prk.info/index.php?Itemid=146&catid=62:2009-10-02-11-32-

01&id=180:2010-01-05-08-28-40&option=com_content&view=article (дата обращения: 10.03.2013).

10. Власова Е.И. Ключевые проблемы и перспективы исследования социальной одарённости. ИКЬ: sputnik.masteг_telecom.гu/biblioteka/

07_or_0204/or_0204_04.doc.

11. Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. М. : Линка-Пресс, 2009. 272 с.

12. Ивенских И. В. Развитие социальной одарённости как условие будущей профессиональной успешности // Начальная школа плюс До и По-

сле. 2010. № 9. С. 72-76.

13. Щербаков С.В. Интегральный анализ основных подходов к исследованию социального интеллекта. Уфа : РИЦ БашГУ, 2010. 46 с.

14. Щербаков С. В. Диагностика социального интеллекта студентов // Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии : сб. науч. ст. Всерос. заочн. научн.-практ. конф. / ред. кол.: Ф.Ф. Каюмова [и др]. Уфа : РИЦ Баш-ИФК, 2010. С. 122-126.

15. АтамановаИ.В., Стариченко О.Н., Богомаз С.А. Психологические особенности магистрантов и аспирантов, обучающихся в вузах с ориен-

тацией на классическое и инженерное образование // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 367. С. 128-135.

16. Богомаз С.А., Гладких А.Г. Психологическая безопасность и ее измерение с помощью Шкалы базисных убеждений // Вестник Томского

государственного университета. 2009. № 318. С. 191-194.

17. Хачатурян Н.Н. Особенности социального интеллекта студентов технических и гуманитарных специальностей // Вестник Донского госу-

дарственного технического университета. 2009. Т. 9, № Б3. С. 145-152.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 6 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.