Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков, С. А. Алексеев ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СТАТУСОВ МОЛОДЕЖИ, ФОРМИРУЩИХ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ВОВЛЕЧЕНИЮ В ЭКСТРЕМИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ключевые слова: Молодежь, Экстремизм.
В статье анализируется проблема понимания сущности экстремизма в мире. Анализируются социальные кластеры формирования молодежного экстремизма.
Keywords: Youth, The extremism
The paper deals with the problem of the meaning of the content of extremism. The analyses has shown the social clusters in this area.
Причины радикализма и экстремизма в значительной степени обусловлены особенностями социального и социокультурного статусов молодежи, которые отражаются на характере сознания и поведения молодежи. Проведенные исследования позволяют указать ряд особенностей молодежного сознания определенных групп (кластеров) молодежи, которые, не являясь по своей сути экстремистскими, формируют определенную предрасположенность к совершению радикальных действий и вовлечению в экстремистскую деятельность [1].
Анализ самоидентификации молодежи
проводился в целом ряде социологических исследований и позволяет сделать выводы о наличии такого социокультурного маркера экстремизма как деформированная национальная идентичность. Так, например, исследование деформирования
национальной идентичности проводилось в рамках социологического исследования «Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи (Центральный федеральный округ)», проведенного группой исследователей Белгородского государственного
университета при поддержке Министерства регионального развития Российской Федерации [2]. Результаты исследования показали, что в ЦФО у большинства представителей молодого поколения российская идентичность является приоритетной по сравнению с этнической, локальной и региональной.
По мнению исследователей, выявленные
закономерности могут указывать на возможность
формирования предпосылок для враждебного отношения к другим этносам, допущения насилия по отношению к их представителям. Проявления экстремизма в данном случае обусловлены
понижением статуса ценности национальной принадлежности и социокультурной нетерпимостью.
Подобная ситуация, когда на фоне деформации национальной идентичности формируется негативное отношение к «другим» в целом характерна не только для мононациональных регионов центра России, но и для многонациональных республик Волго-Уральского региона. Так, результаты исследования «Профилактика экстремизма в молодежной среде Республики Татарстан», проведенного в 2011 году Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики
Татарстан при участии авторов, показывают схожую картину [3]. Здесь также выражен отход от этнической самоидентификации, однако он формируется не за счет формирования идентичности гражданина России, а за счет перехода на индивидуальный уровень, что очевидно связано со стратегиями национальных республик на политическом поле, в котором наблюдается некоторое противопоставление себя федеральному центру. Так, полученные в ходе исследования данные свидетельствуют, что в первую очередь молодежь идентифицирует себя со своей семьей, со своими родственниками.
В тоже время, очевидно, нельзя забывать, что этническая идентичность может быть легко и в нужный момент актуализирована. Так, проведенный нами ранее в 2008 году массовый опрос, показывает, например, что у русских респондентов в национальных республиках актуализированность собственной этнической идентичности в Башкортостане составляет 24,2%, в Удмуртии -15,8%, в Татарстане - 14,4%. Для татар в указанных регионах характерна примерно одинаковая степень декларируемой актуализированности этнической идентичности - число никогда не забывающих о своей национальности составляет в среднем 2/5 респондентов. Значительно выше
актуализированность у респондентов- башкир. Они дают существенную долю никогда не забывающих о своей национальности - 46,1%, это почти в два раза превышает имеющих такое же мнение представителей других этнических групп [4].
Заметим, что в качестве сильного катализатора этнической актуализированности может выступать и религиозный фактор. Проведенные исследования показывают, что наиболее ярко это проявляется среди респондентов, относящих себя к мусульманами.
Другим важным маркером экстремизма как социокультурного феномена выступает
интолерантность - нетерпимость. Если говорить о толерантности современной молодежи республики, то результаты исследований свидетельствуют, что уровень толерантности в молодежной среде в настоящее время довольно высок [5].
При проведении исследований нами для определения уровня толерантности использовалась известная шкала Богартуса, широко используемая для измерения национальных и расовых установок. При использовании шкалы Богартуса выявились хорошо известные для национальных республик закономерности - уровень толерантности по отношению к представителям другой национальности выше, чем к представителям другой религии, а уровень толерантности по отношению к представителям другой религии в свою очередь выше, чем по отношению к представителям другой расы. Одновременно с указанной закономерностью уровень толерантности понижается при уменьшении социальной дистанции.
Исследование, проведенное в 2008 году, не показывало особо тревожной ситуации. В целом уровень толерантности был достаточно высоким, хотя сохранялась некоторая доля молодежи, проявляющей интолерантное отношение к представителям других рас, религий, национальностей.
Результаты исследования, проведенного в 2011 году показали, что картина несколько изменилась. Так, уровень толерантности несколько снизился. В целом признать в качестве гражданина Российской Федерации представителя другой расы готовы 67,7% опрошенных, представителя другой религии - 72,0%, представителя другой национальности - 73,5%.
Степень интолерантности молодежи в целом невысока, и она тоже в целом снизилась, за исключением готовности принять представителей другой расы, религии, национальности в качестве супруги. В целом признать в качестве гражданина Российской Федерации представителя другой расы не готовы 13,0% опрошенных, представителя другой религии - 9,0%, представителя другой национальности
- 8,4% .
В тоже время, несмотря на достаточно высокий уровень толерантности в молодежной среде, нельзя уходить от того факта, что молодежная среда, это среда риска с точки зрения возможных проявлений экстремизма, что в данном случае связано с самим возрастом, как маркером склонности к радикальным действиям. Результаты проведенного в 2011 году исследования свидетельствуют, что молодежь критически оценивает собственную среду с точки зрения распространенности в ней радикализма и экстремизма. Так, больше половины опрошенной молодежи Республики Татарстан (53,1%) придерживается точки зрения, что экстремизм
особенно распространен в молодежной среде.
Необходимо отметить, что подобные оценки базируются не только на информации, получаемой из СМИ, но и на личном опыте. Так 17,6% опрошенных указали, что лично сталкивалась с проявлениями экстремистских действий по отношению к
представителям другой национальности, религии, политических взглядов. Никогда лично не сталкивались с проявлениям экстремизма 72,5%
опрошенных.
В какой же форме чаще всего проявляются экстремистские настроения среди молодежи?
Респонденты считают, что они чаще всего проявляются в виде унижений, оскорблений, угроз в
адрес людей иных национальностей, вероисповеданий (65,6%) и акций протеста с применением насилия (39,0%).
С осквернением, разрушением памятников, храмов, могил связывают проявления экстремизма в молодежной среде 28,2% опрошенных, с пропагандой фашизма - 27,1%, с появлением групп и обществ, пропагандирующих экстремистские идеи
- 26,0%. Для 20,4% опрошенных экстремистские проявления в молодежной среде - это агрессивные акции спортивных болельщиков. 19,1% опрошенных связывают проявления экстремизма в молодежной среде с провозглашением преимущественных прав одной нации над другой. Доля респондентов, указавших на экстремизм в Интернете, незначительна - 0,7% [6].
В тоже время, следует отметить, что современная молодежь, несмотря на повальное увлечение интернет и социальными сетями, не обладает четкой информацией по определенным проблемам и событиям. Так, о получивших общественный резонанс массовых беспорядках с участием молодежи на Манежной площади, произошедших в декабре 2010 года на момент проведения исследования (шесть месяцев спустя) было известно лишь 40,2% опрошенных. Лишь 33,4% опрошенных указали, что «что-то слышали» об этих событиях, а почти четверти опрошенных (26,4%) ничего не знала об этих событиях. При этом следует отметить, что подавляющая часть респондентов (64,9%) затрудняется сформулировать причины произошедших событий.
Важным маркером, указывающим на склонность к экстремизму, является готовность к определенным действиям. И в этом смысле показательно, что некоторая доля опрошенной молодежи (10,9%) не исключает для себя возможности принять участие в действиях подобных беспорядкам на Манежной площади. Если говорить о социальных характеристиках, присущих склонным участвовать в таких действиях, то здесь следует указать на учащихся ПТУ и учащихся колледжей и ссузов. Среди учащихся ПТУ таковых 20%, а среди учащихся колледжей и ссузов - 20,8%. Это практически в два раза выше, чем в других группах.
Также готовность участвовать в таких действиях выше среди малообеспеченных слоев населения. Среди опрошенных с низким уровнем доходов доля таковых достигает 21,2%, а среди опрошенных со средним уровнем доходов уже в два раза меньше - 9,2%.
Проявления «протестной» активности явно экстремисткой направленности имеет меньше сторонников. Подавляющая часть молодежи осознает их противоправность и осознает те последствия, которые могут последовать после участия в таких формах «протестной» деятельности. Так, например, распространение политических, религиозных и националистических листовок одобряется уже только 10,6% опрошенных. Не одобряют же такие действия 52,3% респондентов. Еще меньше представителей молодого поколения
высказывают одобрение нападениям на представителей этнических меньшинств и представителей других конфессий. Радикально настроенных опрошенных, поддерживающих такие действия лишь 3,8%. Подавляющая же часть опрошенных (77,6%) считает такие действия неприемлемыми.
Разумеется, что следует отдавать себе отчет в том, что такие ответы, особенно в этих группах молодежи могут быть связаны с определенной долей романтизации радикальных действий. Однако романтизация того, что связано с «активным протестом» есть питательная среда радикализма и экстремизма. Особенно это касается молодежи, которая зачастую полна внутреннего протеста - тем более, если для общества характерны определенные социально-экономические проблемы. Под влиянием такой романтизации формирующиеся личности начинают отрицать общепринятые ценности, вести себя асоциально и вместо образования и профессионального совершенствования могут быть легко вовлечены в совершение противоправных поступков.
Здесь необходимо отметить, что исследование, проведенное в 2006 году продемонстрировал среди прочих результатов было установлено, что вооруженную борьбу теоретически готовы принять 7,6% опрошенных.
Полученные данные выявили довольно тревожный факт - в молодежной среде республики у довольно большой доли молодежи (12,4%) наблюдается романтизация экстремизма - экстремисты выступают как «мужественные искренние люди, борющиеся за справедливость».
Таким образом, анализ исследований позволяет говорить, что основной кластер молодежного экстремизма учащимися школ, колледжей, ПТУ из семей с низким доходом, склонных легко попадать под влияние других людей, слабо разбирающиеся в социальных процессах, происходящих в социуме, в силу различных причин подверженных депривации. Остальные возможные кластеры в других группах молодежи формируются на основе депривации и климата в семье.
Литература
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке
федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы, проекта «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве»; при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ («Социальное самочувствие молодежи этнических групп в регионах Российской Федерации (на примере республики
Татарстан), проект № 11-03-00288а.
2. В рамках исследования были проведены анкетный
опрос молодежи по методике многоступенчатой квотной выборки (Ы = 3000 респондентов) и экспертный опрос, направленный на анализ мнений специалистов о причинах этнического экстремизма и ксенофобии и путях их профилактики (выборочная совокупность - 50 экспертов). Результаты опубликованы в работе
Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи (Центральный
федеральный округ): Сборник материалов
социологического исследования / Под ред. проф. Л.Я. Дятченко. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 326 с. и ряде статей. В данном случае использована написанная по результатам исследования статья В.П. Бабинцев, Б.В. Заливанский, Е.В. Самохвалова. Этнический экстремизм в молодежной среде: диагностика и перспективы
преодоления // Мир России, №1, 2011, С.74-87.
3. В рамках исследования были проведены анкетный опрос молодежи по методике многоступенчатой квотной выборки (Ы = 1000 респондентов).
4. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Тренды молодежной политики за рубежом / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков // Вестник Казанского технологического университета (Вестник технологического университета). № 10;
Федер. агентство по образованию, Казан.гос.технол.ун-т.
- Казань: КГТУ, 2012. - С. 345-349
5. Тузиков А. Р. Концепция идеологии и идеологического
дискурса в современной социологии - методология исследования социокультурных особенностей
молодежного экстремизма в мировом пространстве / А.Р. Тузиков // Вестник Казанского технологического университета (Вестник технологического университета); № 17, С. 224-230.
6. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Экстремизм в мировом пространстве: теоретико-методологический аспект / Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков // Вестник Казанского технологического университета (Вестник
технологического университета); № 17, С. 222-224.
© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, [email protected]; А. Р. Тузиков - д-р социол. наук, проф. каф. государственного муниципального управления и социологии КНИТУ; С. А. Алексеев - канд. социол. наук, доц. той же кафедры, [email protected].