15. Состояние здоровья и психофизиологические особенности учащихся новых видов учебных заведений/ А.Г. Му-талов, Г.П. Ширяева, Г.А. Вахитова, Н.А. Дружинина// Вопросы современной педиатрии. - 2007. - Т. 6. - № 6. - С. 122 - 126.
16. Феррон Л.М. Современные представления о здоровье, его связи со стилем и образом жизни. Влияние школьной среды на состояние здоровья учащихся// Школа здоровья. - 2007. - № 3. - С. 54 - 61.
17. Физиология роста и развития детей и подростков: практическое руководство/ под ред. А.А. Баранова, Л.А. Ще-плягиной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 432 с.
18. Физическая активность подростков/ Е.К. Пагаева, П.А. Мишо, А. В. Жанин и др.// Гигиена и санитария. - 2006. -№ 6. - С. 64 - 66.
19. Шестакова В.Н. многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в процессе школьного обучения: Автореф. дисс. докт. мед. наук. - Иваново. - 1999. - 45 с.
УДК: 616.12-007.2-089-053.1
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО АНАМНЕЗА У ДЕТЕЙ, ИМЕВШИХ ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПО ПОВОДУ ВРОЖДЕННОГО ПОРОКА СЕРДЦА
Н.Н. Рябкина, В.Н., Шестакова, О.В. Ларионова
ГОУ ВПО СГМА Росздрава
Резюме: Социально-гигиенический статус семей, воспитывающих детей с врожденными пороками сердца, в 1,5 раза ниже, чем в семьях со здоровыми детьми, что негативно сказывалось на адаптационных и функциональных возможностях ребенка, как до оперативного, так и после оперативного вмешательства. Ключевые слова: ребенок, социальный статус, врожденный порок сердца
FEATURES OF SOCIAL HISTORY OF CHILDREN SINCE SURGICAL INTERVENTIONS FOR CONGENITAL HEART DISEASES
N.N. Ryabkina, V.N., Shestakov, O.V. Larionov
Resume: Socio-hygienic status of families raising children with congenital heart disease, 1,5 times lower than in families with healthy children, which adversely affected the adaptation and functionality of the child as before the operation and after surgery.
Key words: child, social status, congenital heart disease
Во всем цивилизованном мире дети относятся к числу наиболее важных ресурсов страны. Они находятся в центре внимания общества. Их благополучие, способности, знания и энергия определяет будущее сел, городов и государство в целом. Однако во многих случаях слабое здоровье мешает детям приобретать новые знания и умения, необходимы для того, чтобы вырасти сознательными гражданами, способными вносить новый вклад в развитие и процветание общества (Волкова О.Б., 2010). В Российской федерации с каждым годом происходит прогрессивное ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Масштабы роста заболеваемости среди детской популяции носят поистине угрожающий характер (Гуркин Ю.А. 2006 г.) В подростковом возрасте практически здоровые дети составляют лишь 4,0%-6,0%. Данная тенденция негативным образом отражается на адаптации детей к новым условиям
жизни и, в конечном итоге, значительно снижает их социализацию в обществе. Это наглядно характерно для детей даже с функциональными нарушениями в состоянии здоровья. Что уже говорить о детях с органической патологией, которым трудно адаптироваться к любой сложившейся ситуации, не привлекая резервы организма, тем самым, сохраняя свое здоровья на исходном уровне. Плата за неудачную адаптацию всегда заканчивается потерей здоровья.
В настоящее время сердечно-сосудистые заболевания являются одними из лидирующих в структуре заболеваемости детей. Врожденные пороки сердца представляют собой наиболее обширную по численности и значимости патологию в связи с высокими цифрами выявляемости и смертности среди детской популяции. По статистике в настоящее время на 1000 новорожденных рождается 5 детей с ВПС (Бокерия Л.А., 2010), которые требуют высококвали-
фицированного наблюдения педиатров, кардиологов, своевременной кардионщгургичессой коррекциии грамотной, всесторнннек °хобилитации. В сояни н совевшенотвовюнием метвдов
коррекции ВПС, а тасжо овльшеН довтиянонтью напя ного рвскст число пвосиер^овацны хс
связи с БПС интервси изнченню
особенностей мконко-хоцвалоноК я^а^восини детей, перенесшин опенРсиошв ох^оо^;^т^еБвсо^^воечзм к врожденотш мтривом сердца. Особою зночимосвв этот вопрос имеет у детей школьного возраста. Они в результате объективных и субъективных моментов, связомнкю с синим зв^леиянисм ю оперативннш мми-шатeлБCнссм, инкю>вихx ово^^г^г^с^н^т^нй, втвкиси>щнx их ооидоровых в литературтых истоню
ник^^1^ги^:мввя укасиния нм тс, что нлcтлвв хавувв-ний БЫЛ-O0MOЦПCИXOCHCЙ сИ»рЫ У 0пeипк0иввнык детей ннсчительсо вывеяно у здвостых сикольни-ков (ПНуои Д.н., 2стн0)н Уни итридает личностнсШв соцвалит в аоадeмичскося нвсптaция,oсмeнaeцcя повышеквыН ц^ве^тв^ий^.^^, нидр^сителв-ности и чувства страха, негативно сказывающиеся на учебном процессе и состоянии здоровья ребенка. Отсутствуют исследовательские работы, в которых быои бы нсвхщеоы кспросы но(ыо>лoгз>нeскoго, ЭMOнKCУBKЬKCCO СТануСю н ПЗх0^C^о шкниеинго
обучения, имевших в анамнезе оперативные вмешательство во орождеввого подоса севдта. вти ocoдKйнлвсн дoлжвыдБйлxeнь н сцбс roеоcшхнвoе хйимюнмхыeвикоO]3[0йлвлoгoв и педагогов, дои твго, чтобы доцтклвyтыу ввнощнре льиый резупотас во ко р-оекцввйПС вини гфодоожевве о высоаом в^ач^снве ии дспсс. ЛюВню цтсли^еиия о вcвxсэмoцвoвaльвсй сфене вегатввво свазываесся ис лвйвооой о^х^ов^о^о^, скн воведеоивскзс хдткцxях нвдавтанвв. Пннтому нирввчво оонл оосвюкдкиеоро и проспективный анализ состояния здоровья 4780 детей, с последующей комплексной его оценкой, которая ндквлxвлв ввгаиспвть гр^му пертткцассинсов Иl=47)[Имьоюмx в авамвезо oвeрвтввнквокишaтeль-ктсюв раоном о^расте впсойв с ВП^врожнтивших н вдаваинои эксосглкисдвx нсоиситх, вмввшвх, рвчве врсюс^в^с^р^^ пopхоо>нольвс од1ыфомтвую вaтлввгию)oбxнввшвxcя стипооых одск]^1н^и об-розoьдтeлБйей среды, с сдонииовой финовческой их ноиохняeмостьюв рeногмодк уоебыч Ив такжтс адв-ваоввым мвкpoвJшмaтхн уxзXвыx ии^с^т^ов, уроивем искусственной освещенности на рабочем месте; обеспеченностью адекватной росту школьной мебелью, продолжительностью недельной учебной нагрузки, поотроению школмнсго расв^^ос н охватом уча-щиеня гор—ш ввтаввем йннс.1).
94 осМсии,
N=47 юстей, пхюокмишБвоч хпкмнйБолхщо ощсшнйсиеойоо пн пнонко ВПС, (холхолнч имоппн)
N=47 Дстеи, Мси ВПС (имоппн инлймнич)
23 (49,0%) юсонпив
24 (54,0%) ннинывив
23 (49,0%) юсонпив
24 (54,0%)
ЩНИеПБИБ
Рисунок1. Характеристика группобследованныхдетей
По данным наблюдения кардиолога ВПС у мальчиков встречались несколько чаще (56,0-58,0%), чем у девочек (44,0-42,0 %), но достоверных различий не выявлено.
2,3 2,3 2,3 .-2,3
□ ДМПП
□ ОЛИ
□ дмжп
□ тетрада Фалло
□ ДМЖП+ДМПП и ДМЖП+ОАП
В Стеноз АоК НКТМС
Н Клапанный стеноз ЛС и КоАо
■ Неполная форма АВК
Рисунок 2 Характеристика врожденных пороков сердца
По характеру поражения сердечно-сосудистой системы в основной группе детей лидировали врожденные пороки сердца такие как - дефект межпред-сердной перегородки (ДМПП) (23%), открытый артериальный проток (ОАП) - (23%), (рис. 2). Так же дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП) - (19%%), тетрада Фалло - (14,8%) и дефект меж-
желудочковой перегородки в сочетании с дефектом межпредсердной перегородки - (6,4%). До проведения оперативного вмешательства признаки недостаточности кровообращения (НК) 2Б отмечались у 17,0 %(9) детей, НК 2А у 60,0 %(28), НК 1 у 23,0 %(10). После оперативной коррекции лишь у 25,5 % (12) детей отмечалась НК 1 степени (рис. 3.).
80 60 40 20 0
74,5*
17,0
0*
23,0
10,0*
25,5
НК 2Б до ОВ НК2Б НК2АдоОВ НК2А после НК 1 до ОВ НК1 после послеОВ ОВ ОВ
НК0
гнК2БдоОВ -1 НК 2Б послеОВ Е НК 2А до ОВ С НК 2А после ОВ В5 НК 1 до ОВ НК 1 после ОВ □ НК0
Рисунок 3. Степень недостаточности кровообращений у детей до и после оперативного вмешательства по поводу ВПС
Полостное вмешательство было проведено 89,4 %(42) детям и лишь у 10,6 % (5) использовалась эн-доваскулярная методика коррекции ВПС.
В период от рождения и до поступления в школу все дети с ВПС были прооперированы. Причем все дети прооперированы в раннем возрасте. Послеоперационные осложнения возникли у 10 детей (21,3 %) и были представлены следующим образом: - постги-поксическая энцефалопатия - 33,0 %, - реканализа-ция - 22,0 %, - кардит - 22,0 %, - отторжение заплаты - 11,0 %, - гнойный медиастенит - 11,0 %, - полная поперечная блокада - 11,0 %. Они сохранялись толь-
ко в ближайшем послеоперационном периоде и при поступлении в школу негативно не сказывались на состоянии здоровья ребенка. Большинство детей из основной группы наблюдения при поступлении в школу состояли на учете по III группе здоровья (74,5 %, п=35 - основная группа «А»), не имели признаков нарушения кровообращения.
В IV группу здоровья вошли дети, которые на момент поступления в школу имели нарушения кровообращения 1 степени (25,5 % - п=12). Эти дети в последующем составили основную группу «Б» (рис. 4).
94 ребенка
Ж
N=47 детей, подвергшихся оперативному вмешательству по поводу ВПС, (основная группа)
N=35 (74,5%) Дети, подвергшиеся оперативному вмешательству по поводу ВПС без признаков нарушения кровообращения Основная группа «А»
с N
N=47
Детей, без ВПС
(группа контроля)
v У
N=12 (25,5 %) Дети, подвергшиеся оперативному вмешательству по поводу ВПС с признаками нарушения кровообращения I степени Основная группа «Б»
Рисунок е. Характеристика друпп обсдедовпрных деплй ири поктуплении е штсму и на всех этаппо обуактир
По характеру поражения сердечно-сосудистой системы в этой группе наблюдения встречались врожденные пороки сердца такие как - дефект межпред-
сердной перегородки (ДМПП) (34,4 %), открытый артериальный проток (ОАП) - (34,4 %) (рис. 5).
□ ДМПП □ ОАП □ ДМЖП □ ДМЖП+ДМПП □ КоАо
дети с ВПС НК1_
□ ДМЖП+ОАП □ тетрада Фалло в СтенозАоК Я КТМС И Стеноз ЛС
Рисунок 5 Характеристика врожденных пороков сердца у школьников с учетом признаков недостаточности кровообращения
Так же дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП) - (25,7 %), дефект межжелудочковой перегородки в сочетании с дефектом межпредсердной перегородки - (8,6 %) и коарктация аорты (2,9 %). Мальчики составляли 54,4 %, девочки - 48,6 %, достоверных различий нет (рис. 5).
В основной группе «Б» выявлялись врожденные пороки развития сердца, такие как тетрада Фалло (58,3 %), стеноз аортального клапана -8,3% (4), корригированная транспозиция магистральных сосудов - 8,3%, клапанный стеноз легочного ствола - 8,3% дефект межжелудочковой перегородки в сочетании с открытым артериальным протоком - 8,3%, неполная форма открытого атриовентрикулярного канала -8,3% (рис. 5).
Группа контроля представлена 47 детьми школьного возраста, которые не имели оперативного вмешательства в связи с ВПС и соответствовали основной группе по возрасту, полу, однотипности фоновой патологии и школьным факторам.
При изучении анамнестических данных 74,5 % детей, оперированных в связи с врожденным пороком сердца в дошкольном возрасте, родились в полных семьях, где 82,9 % браков были зарегистрированы. Тогда как в группе детей без ВПС полные семьи составляли 80,8 %, а количество зарегистрированных браков превышало 93,6 %. В группе оперированных детей матери имели высшее образование в 34,0 % случаев, в группе контроля этот показатель на 47,0 % выше (54,0 %). В основной группе наблюдения преобладали матери со средне - специальным образованием (55,3 %), в то время как в группе контроля их количество оказалось ниже на 40,6 % (44,6 %). По социальному статусу в группе детей с ВПС преобладали матери, имеющие рабочие специальности (40,4 %), что на 40,0% чаще, чем в группе контроля. В
группе без ВПС 55,0 % матерей являлись служащими, количество матерей-рабочих не превышала 29,7 % (р<0,05). Социальный статус отцов был схожим: 48,9 % и 54,4 % соответственно являлись служащими, в группе детей с ВПС в 2 раза чаще отцы считались военнослужащими (47,0 % и 8,5 %, р<0,05).
В благоустроенной квартире или частном доме проживали преимущественно дети из группы контроля (93,6 % и 85,4 %). Материальное благосостояние ниже прожиточного минимума на одного члена семьи отмечалось преимущественно в семьях детей из основной группы наблюдения (44,9 % против 8,5 %, р,<0,05). Семьи детей из группы контроля, чаще имели уровень прожиточного минимума на одного члена семьи средний (63,8 %) и выше среднего (34,0 %), доля семей детей с ВПС, имевших такой уровень материального благосостояния, оказался ниже и составил (57,4 % и 27,7 %, р<0,05).
В семьях детей из основной группы преобладал средний и ниже среднего уровень санитарной культуры (57,4 % и 24,3 % против 42,6 % и 47,0 %), а в семьях детей из группы контроля высокий уровень санитарной культуры и гигиенических навыков встречался значительно чаще (40,4 % против 24,3 %, р<0,05), что положительно сказывалось на микроклимате семьи. В семьях детей с ВПС чаще возникали конфликтные ситуации (34,9 % против 24,3 %), но реже выявлялось недружелюбные отношения к окружающим (27,7 % против 34,0 %, р<0,05). Следует отметить, что в совокупности неблагоприятные отношения чаще возникали в семьях детей из основной группы наблюдения (76,6 % и 54,4 %, р<0,05). Это, вероятно, обусловлено многими причинами, в том числе и стрессовой ситуацией из-за состояния здоровья ребенка, не решенными проблемами по вопросам воспитания такого малыша, большей занятостью
отца на работе. В этих семьях чаще встречались нарушения процессов воспитания (59,6 % против 31,9 %), что негативно отразилось на поведении детей (34,0 % против 14,9 %, р<0,05). В основной группе воспитанием чаще занимались мамы, бабушки и дедушки, которые проявляли чрезмерную опеку (83,0 % против 36,2 %, р<0,001). В группе контроля часто использовался традиционный тип воспитания (78,7 % против 29,8 %, р>0,001).
В дошкольном периоде все дети группы контроля посещали детские учреждения, где использовалось четырех или пятиразовое питание, в то время как дети из основной группы не посещали детские дошкольные учреждения, питались более пяти раз в день с более частыми нарушениями режимных моментов.
Отягощенность социального анамнеза на 17,1 % чаще выявлялась у детей из основной группы наблюдения (85,1 % против 57,4 %, р<0,05).
Следовательно, социально-гигиенический статус семей, воспитывающих детей с врожденными пороками сердца, в 1,5 раза ниже, что, вероятно, негативно
сказывалось на адаптационных и функциональных возможностях ребенка, как до оперативного, так и после оперативного вмешательства. Особенно, четко прослеживалась это в основной «Б» группе наблюдения (25,5 %), которые при поступлении в школу имели нарушения кровообращения I степени. Дети из этой группы чаще воспитывались в неполных семьях (83,3% против 71,4 %), их родители реже состояли в юридическом браке (75,0 % против 85,7 %). У них чаще встречалось низкое материальное благосостояние семьи (41,7 % против 5,7 %, р<0,05), низкий прожиточный минимум (33,3 %против11,4 %, р<0,05) и низкий санитарно-культурный уровень семьи (8,6 % против 58,3 %, р<0,05). В этих семьях часто возникали конфликтные ситуации (66,7 % против 20,0%, р<0,05), отмечалось недружелюбное отношение друг к другу (50,0 % против 20,0%, р<0,05), нарушались процессы воспитания (83,3 % против 51,4 %, р<0,05), что способствовало более негативному воздействию на адаптацию детей, их психоэмоциольный статус и тем самым на состояние здоровье.
УДК: 613.89
ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ И БРАКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Ж.Г. Чижова, В.Н. Шестакова, М.А. Пунина
Смоленский государственный университет ГОУ ВПО СГМА Росздрава
Реюме: В статье освещена история брачных отношений. Описаны виды браков и семей, их особенности на современном этапе развития общества. Ключевые слова: семья, брак, общество.
FEATURES OF THE FAMILY AND MARRIAGE AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE COMPANY
J.G. Chizhov, V.N. Shestakova, M.A. Punina
Resume: The article covered the history of marriage. Describes the types of marriages and families, their features at the present stage of development of society. Key words: family, marriage, society.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответствен-
ностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. В семье укрепляют здоровье ребенка, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребенка учат оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду, выбирают профес-