Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптации пятиклассников'

Особенности социально-психологической адаптации пятиклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1431
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРАХ САМОВЫРАЖЕНИЯ / САМООЦЕНКА / SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / THE YOUNGER TEENAGER / UNEASINESS / FEAR OF SELF-EXPRESSION / A SELF-APPRAISAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Первитская Алена Михайловна, Демина Надежда Юрьевна, Demina Nadejda Jrevna

Статья посвящена рассмотрению вопроса об особенностях социально-психологической адаптации пятиклассников. Рассмотрены компоненты адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIALLYPSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FIFTH-GRADERS

Article is devoted consideration of a question on features of socially-psychological adaptation of fifth-graders. Adaptation components are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптации пятиклассников»

кабельности оказалось значительно больше, чем первокурсников и второкурсников, с показателями уровней «весьма общителен» и «рубаха-парень»-меньше.

Анализ результатов диагностики направленности личности в общении показал, что, у студентов 4 курса по сравнению со студентами 1 и 2 курса существенно возрастают значения, соответствующие диалогической, альтероцентристской и конформной направленности и снижаются показатели индифферентной и авторитарной направленности в общении. В то же время среди студентов-старшекурсников несколько повышается число тех, у кого преобладает манипулятивная направленность в общении с другими людьми.

Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование коммуникативных качеств личности студентов-психологов КГУ, обучающихся на 1, 2 и 4 курсах, показало, что у старшекурсников по сравнению со студентами младших курсов происходят позитивные изменения в характере сформированно-сти их коммуникативных свойств: они проявляют большую гибкость в общении, используют стратегию сотрудничества и компромисса в конфликтных ситуациях, достаточно коммуникабельны и способны контролировать себя в общении с другими людьми, стремятся к диалогу и взаимопониманию в межличностном взаимодействии.

Учитывая, что коммуникативные качества являются профессионально важными в личности психолога, можно утверждать, что их развитие происходит по мере освоения студентами в процессе учебной деятельности профессиональных знаний, умений и навыков.

Список литературы

1. Андреева Г М. Социальная психология. — М.: Изд-во

МГУ, 1980.

2. Введение в практическую социальную психологию / Под

ред. Ю. М. Жукова. - М.: Смысл, 1996.

3. Педагогика и психология высшей школы: Учебное

пособие/Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. -

Ростов н/Д:Феникс, 2002.

4. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Соци-

ально-психологический тренинг.- М., 1989.

УДК 159.9:37.015.

А.М. Первитская, Н.Ю. Демина Курганский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса об особенностях социально-психологической адаптации пятиклассников. Рассмотрены компоненты адаптации.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, младший подросток, тревожность, страх самовыражения, самооценка.

A.M. Pervitskaya, N.Y. Demina Kurgan State University

FEATURES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FIFTH GRADERS

Annotation. Article is devoted to the question consideration features of social and psychological adaptation of fifth graders. Adaptation components are considered.

Key words: social and psychological adaptation, the younger teenager, uneasiness, fears of self-expression, a self-appraisal.

ВВЕДЕНИЕ

Социально-психологическая адаптация - это процесс взаимодействия личности и социальной среды, направленный на достижение определенной степени соответствия результатов деятельности требованиям социума; представляет собой самоорганизующуюся систему, где основными элементами являются структурные компоненты личности, с одной стороны, и особенности социального окружения, с другой [2].

В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием «жизнь»: немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. Адаптация личности, особенно младшего подростка, в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий [3].

Изучая особенности младшего подростка, можно отметить, что в этот самый короткий по астрономическому времени период проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство взрослости [4].

Одним из переломных моментов является переход ребенка из начальной школы в среднюю. Изменение окружающей обстановки, привычных условий, сферы общения и ритма жизни, повышение требований к самостоятельности и ответственности, интенсивные умственные нагрузки вызывают хроническую эмоциональную напряженность, тревожное состояние, провоцируя снижение социально-психологической адаптации, что в свою очередь отрицательно влияет на наиболее полное личностное развитие и психическое здоровье и может привести к дезадаптации [5].

В данной статье приводятся результаты исследования социально-психологической адаптации пятиклассников.

Социально-психологическая адаптация младших подростков может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт, учащиеся избав-

ляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения [1]. Компоненты социально-психологической адаптации рассмотрены при помощи методик: тест школьной тревожности Б.Н. Филипса, цветовой тест М. Люше-ра, социометрическая техника Дж. Марено, методика самооценки Т.В.Дембо - С.Я.Рубинштейна, модификация Прихожан.

Для удобства интерпретации выбору разделили по гендерному признаку. Значимые различия между адаптацией девочек и мальчиков были выявлены при помощи Т- критерия Вилкоксона (для несвязных выборок) (р < 0,05).

Значимые различия обнаружены по следующим показателям:

- самооценка (красивый), у девочек выше, чем у мальчиков;

- общая самооценка, у девочек выше;

- общая тревожность, у мальчиков выше, чем у девочек;

- страх самовыражения у мальчиков выше;

- страх проверки знаний у мальчиков выше;

- количество взаимных положительных выборов у девочек больше, чем у мальчиков.

Общая тревожность в школе - эмоциональное состояние ребенка в школе. У мальчиков пятых классов тревожность выше в силу того, что они более закомплексованы, и анализ успеваемости у девочек и мальчиков показывает, что уровень успеваемости мальчиков ниже, чем у девочек. Это накладывает свой отпечаток на более высокие показатели тревожности по компоненту страх проверки знаний. Можно сказать о том, что мальчики сильнее испытывают переживания тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, достижений, учебных возможностей, которые типичны для неуспешных школьников или являются важным симптомом эмоционального неблагополучия.

Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания возникают у ребенка в ситуациях, предполагающих самораскрытие, предъявление себя другим, демонстрацию своих возможностей.

Высокие показатели тревоги по компоненту страх самовыражения у мальчиков объясняются тем, что активность участия в классных и школьных мероприятиях ниже, чем у девочек.

Из-за резких гормональных сдвигов в связи с половым созреванием девочки и мальчики подросткового возраста необычайно чувствительны в вопросах самооценки и часто действительно неуклюжи и не уверены в себе. Тревожность оказывает существенное влияние на самооценку ребенка. В нашем случае влияние таких компонентов школьной тревожности, как общая тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знании, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями, отразились и на формирова-

нии общей самооценки, что также подтверждает результат, полученный в ходе обследования девочек, то есть у девочек показатель выше, чем у мальчиков.

Девочки имеют более высокие показатели успеваемости, высокий уровень участия и активности в классных и внеклассных мероприятиях, в умении раскрыться и преподнести себя - все это вместе повлияло на формирование высокой самооценки по компоненту «красота». Девочки занимаются в кружках эстетического цикла: художественная школа, бальные и эстрадные танцы, вокал.

В подростковом возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. В период отрочества подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому.

Количество взаимных положительных выборов у девочек выше, чем у мальчиков в пятых классах. Это объясняется тем, что у девочек выше уровень самооценки, ниже уровень тревожности, чем у мальчиков, что говорит о том, что они более уверены в себе, в меньшей степени боятся оценки своей личности окружающими, менее замкнуты в общении и могут без особого труда начать общаться.

Анализ социально-психологической адаптации пятиклассников показал, что значительные отличия тревожности мальчиков и девочек в общей выборке наблюдаются практически по всем параметрам. При этом школьная тревожность мальчиков пятых классов значительно выше тревожности девочек пятых классов, вследствие чего самооценка у девочек выше, так как тревожность оказывает существенное влияние на самооценку ребенка.

Анализ изменений показателей социально-психологической адаптации при переходе из 4 в 5 класс проводился при помощи Т-критерия Стьюдента, получены следующие результаты:

- страх несоответствия ожиданиям окружающих в 4 классах, показатель выше ^ = 3,16; р < 0,001, при п = 108);

- проблемы и страхи в отношениях с учителями в 4 классах, показатель выше ^ = 2,18; р < 0,01, при п = 108);

- количество отрицательных взаимных выборов выше в 5 классах ^ = -3,6; р < 0,001).

По остальным показателям значимых различий не выявлено. Можно сделать вывод, что ситуация перехода в среднее звено не является психотрав-мирующей именно в начале 5 класса, она захватывает личность еще в конце 4 класса. При переходе в среднее звено страхи и опасения, которые появились к концу начальной школы, возможно из-за ситуации неизвестности и неопределенности (какие будут учителя, предметы, как будут спрашивать и оценивать, как отнесутся более старшие ребята), постепенно исчезают: все оказалось не так страшно. Повышение количества отрицательных взаимовыборов можно объяснить большим предоставлением свободы учащимся, меньшим контролем со сто-

64

ВЕСТНИК КГУ, 2012. №1

роны классного руководителя, те отрицательные тенденции, которые были скрыты при постоянном контроле учителя начальных классов, сейчас нашли свой выход.

ВЫВОДЫ

1. Корреляционный анализ позволил выделить особенности взаимосвязей показателей социально-психологической адаптации в 5 классе. Все значимые корреляционные связи обнаружены при р < 0,01, п=55.

2. В частности высоко оценивающий себя ребенок в области умственных способностей легче переживает социальные стрессы, его физиологическая сопротивляемость стрессу тоже выше. Высокая самооценка по шкале общительный также связана с более высокой физиологической сопротивляемостью.

3. Дети, считающие себя воспитанными, испытывают меньшее чувство тревоги, легче переживают стрессовые ситуации, страх самовыражения ниже, такие дети сами более положительно относятся к окружающим и являются принятыми среди сверстников.

4. Высокая самооценка отрицательно связана с социальным стрессом, такие дети психотравмирую-щие ситуации переживают легче, чем те, чья самооценка занижена.

Таким образом, при помощи корреляционного анализа установлено, что существуют связи между компонентами социально-психологической адаптации.

Список литературы

1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.:

Просвещение, 2007. - 358с.

2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Маяк,

2001. - 357с.

3. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механиз-

мы и стратегии. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 368с.

4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского

возраста.- СПб. М.: Питер, 2000. - 349с.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога:

Учеб. пособие: В 2 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 384с.

УДК 159.9:37.015.

З.А. Киреева, Е.Л. Стойко

Курганский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫХ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения современных школьников. В проведенном исследовании рассматривались

личностные особенности детей, влияющие на ход профессионального определения. Среди таких особенностей следует отметить, прежде всего, самооценку, мо-тивационные образования, адекватность образа «Я».

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, мотивы выбора профессии, самооценка, способности и склонности.

Z.A. Kireeva, E.L. Stoyko Kurgan State University

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION FEATURES OF MODERN SENIOR PUPILS

Annotation. The article is devoted to the professional self-determination problem of modern schooldchildren. In carried out research children person's peculiarities are considered, which influence deeply self-determination progress. Among such peculiarities there is self-appraisal, motivation forms, self-image adequacy.

Key words: professional self-determination, professional choice motives, self-appraisal, abilities and dispositions.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило,определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры [1].

Приходится этот процесс на конец подросткового - начало юношеского возраста, что относится к старшим классам обучения в школе. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, то есть сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи, и главное -свои способности и склонности.

У каждой профессии есть свои особенности. Если человек не обладает личностными качествами, которые считаются профессионально важными для этой профессии, то и быть успешным в рамках данной специальности он не сможет.

Для выпускника, как будущего специалиста, очень важно разобраться в том, какими профессионально важными качествами должна обладать его личность, чтобы максимально правильно для себя выбрать свою будущую профессию [3].

Несмотря на определенные положительные результаты, достигнутые в области профориентации, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.