Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ТАНЕЦ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ТАНЕЦ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / социализация / ограниченные возможности здоровья / социум / творческое пространство / танец / adaptation / socialization / limited health / society / creative space / dance

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Девятловский Дмитрий Николаевич, Гудовский Игорь Витальевич, Дундуа Софико Владимировна

Актуальность рассматриваемой в статье темы обуславливается тем, что в современных реалиях продолжается активный поиск путей эффективной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Люди с ОВЗ сталкиваются с серьезными проблемами как психологического, так и социального плана. Одним из эффективных психологопедагогических ресурсов социальной адаптации лиц с ОВЗ является дополнительное образование, а именно танцы. Проведенное пилотажное исследование показало положительную динамику адаптации лиц с ОВЗ. Выявлены и апробированы компоненты педагогической модели успешной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в процессе танцевальной деятельности. Регулярные занятия танцами оказывают положительные изменения в психическом, физическом и социальном состоянии лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сам танец активизирует скрытые заблокированные чувства и помогает достичь не только внутренней гармонии, но и гармонии с окружающим миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PEOPLE WITH LIMITED HEALTH CAPABILITIES THROUGH DANCE

The relevance of the topic discussed in the article is determined by the fact that in modern realities, an active search for ways to effectively adapt people with disabilities continues. People with disabilities face serious problems, both psychological and social. One of the effective psychological and pedagogical resources for social adaptation of persons with disabilities is additional education, namely dancing. The pilot study showed the positive dynamics of adaptation of persons with disabilities. The components of a pedagogical model for the successful adaptation of people with disabilities in the process of dance activities have been identifi ed and tested. Regular dance classes have positive changes in the mental, physical and social state of people with disabilities. The dance itself activates hidden blocked feelings and helps to achieve not only inner harmony, but also harmony with the outside world.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ТАНЕЦ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ INNOVATIVE TEACHING PRACTICES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

УДК/UDC 376.2

DOI 10/54509/22203036_2024_1_127 EDN AHBWFD

Девятловский Дмитрий Николаевич

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры экономических и естественнонаучных дисциплин, Лесосибирский филиал ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева», г. Лесосибирск

Гудовский Игорь Витальевич

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева», г. Красноярск

Дундуа Софико Владимировна

аспирант кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева», г. Красноярск

наякн

Devjatlovskij Dmitrij N.

Doctor of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Economic and Natural Sciences, Lesosibirsk Branch of M. F. Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Lesosibirsk

Gudovskij Igor' V.

Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, M. F. Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk

Dundua Sofiko V.

Postgraduate Student of the Department of Psychology and Pedagogy, M. F. Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ТАНЕЦ

FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PEOPLE WITH LIMITED HEALTH CAPABILITIES THROUGH DANCE

Аннотация. Актуальность рассматриваемой в статье темы обуславливается тем, что в современных реалиях продолжается активный поиск путей эффективной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Люди с ОВЗ сталкиваются с серьез-

ными проблемами как психологического, так и социального плана. Одним из эффективных психолого-педагогических ресурсов социальной адаптации лиц с ОВЗ является дополнительное образование, а именно танцы. Проведенное пилотажное исследование пока-

зало положительную динамику адаптации лиц с ОВЗ. Выявлены и апробированы компоненты педагогической модели успешной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в процессе танцевальной деятельности. Регулярные занятия танцами оказывают положительные изменения в психическом, физическом и социальном состоянии лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сам танец активизирует скрытые заблокированные чувства и помогает достичь не только внутренней гармонии, но и гармонии с окружающим миром.

Abstract. The relevance of the topic discussed in the article is determined by the fact that in modern realities, an active search for ways to effectively adapt people with disabilities continues. People with disabilities face serious problems, both psychological and social. One of the effective psychological and pedagogical resources for social adaptation of persons with disabilities is additional education, namely dancing. The pilot study showed the positive dynamics of adaptation of persons with disabilities. The components of a pedagogical model for the successful adaptation of people with disabilities in the process of dance activities have been identified and tested. Regular dance classes have positive changes in the mental, physical and social state of people with disabilities. The dance itself activates hidden blocked feelings and helps to achieve not only inner harmony, but also harmony with the outside world.

Ключевые слова: адаптация, социализация, ограниченные возможности здоровья, социум, творческое пространство, танец.

Keywords: adaptation, socialization, limited health, society, creative space, dance.

Введение

В современной жизни общества происходит активный процесс гуманизации социума, что ведет к повышенному вниманию к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В России происходят серьезные перемены в организации доступной среды, в том числе и адаптации к ней.

Существует уже множество успешных попыток адаптации и социализации данной категории населения. Анализ научно-теоретических источников и существующие практические разработки указывают на то, что адаптация лиц с ОВЗ включает два аспекта - психологический и социальный. Без должного внимания к первому, невозможно решить и второй. Творческое пространство позволяет сбалансировать психологическое здоровье, тем самым расширяя поведенческую адаптацию в социуме.

Цель данного исследования - разработать и апробировать педагогическую модель успешной социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в процессе танцевальной деятельности.

Методология

Закон об образовании в РФ дифференцирует детей с ОВЗ на две категории. Первая - это дети-инвалиды, вторая - лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом признание ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ имеет существенные различия, в том числе разными будут и меры социального обеспечения. Федеральный закон об образовании дает следующее обозначение: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ 273).

В то же время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает пояснение и классифицирует понятие ограниченных возможностей:

а) недуг - любая утрата или аномалия психологической либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;

б) ограниченные возможности - любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека;

в) недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов) [1].

Анализируя работу О. Г. Грибуковой и Н. Э. Касаткиной [2], можно сделать вывод о том, что ограничение возможностей является более легкой формой отклонений. Человек в этом случае частично ограничен в своей жизнедеятельности, но при этом он нуждается в предоставлении особых условий.

При более серьезных заболеваниях или отклонениях, но без присуждения инвалидности человек считается больным, имеющим ОВЗ. При установлении инвалидности людям они автоматически являются людьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, два понятия не могут считаться идентичными [3].

Отметим, что само понятие «ограниченные возможности» намного шире, чем понятие «человек с инвалид-

ностью». А это значит, что не каждый человек с ограниченными возможностями может быть инвалидом, при этом каждый инвалид - это человек с ограниченными возможностями.

Множество исследователей интересует проблема адаптации людей с ограниченными возможностями. Изучали социальную адаптацию детей с ОВЗ Л. И. Акатова, Ю. В. Серебрянникова и другие исследователи. Интеграцию детей в общеобразовательную среду рассматривали Л. Н. Винокурова и Г. Ф. Кумарина.

Процесс адаптации для лиц с ограниченными возможностями более сложен, так как у данной категории граждан имеются особые потребности в связи с особенностями здоровья и развития. Для преодоления различных барьеров для лиц с ограниченными возможностями необходима адаптация, которая требует вовлечения всех участников процесса: лиц с ОВЗ, социальных работников, специалистов в сфере реабилитации и других.

Некоторые исследователи рассматривают понятие социальной адаптации как часть процесса социализации. Так, например, П. С. Кузнецов, А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов отмечают в своих работах, что социальная адаптация, являясь частью социализации, может достигаться и реализовываться в рамках указанного процесса, где социализация - это процесс становления и развития личности как субъекта деятельности, общения и самосознания [4; 5].

Социальная адаптация включает в себя процесс приспособления человека к изменяющейся среде, помощниками которого выступает многообразие социальных средств. М. В. Ромм, анализируя социальную адаптацию, предположил, что она является закономерным итогом глобального процесса социализации, тогда как сама социализация выступает как этап становления индивида и приобщения его к основным ценностям и нормам, социокультурным институтам. Следовательно, социальная адаптация в данном случае выступает итогом социализации [6].

Таким образом, социальная адаптация - это процесс приспособления индивида, в котором происходит взаимодействие личности и социальной среды, в ходе которого появляется возможность и умение соответствовать требованиям общественных отношений.

Лицам с ОВЗ несомненно нужна помощь в их социальной адаптации. Анализируя множество способов и форм социальной адаптации, мы пришли к выводу, что именно дополнительное образование со своими огромными возможностями может быть использовано как один из значимых психолого-педагогических ресурсов социальной адаптации лиц с ОВЗ. Особое место в решении про-

блемы адаптации лиц с ОВЗ, на ряду и с другими жанрами, занимает танцевальное искусство, которое может стать эффективным инструментом формирования внутренней гармонии для данной категории граждан.

Танцевальные занятия считаются перспективными, так как танец является искусством синтетическим, представляет широкое пространство для самовыражения. Танец, наряду с игрой, позволяет снять напряжение, являясь своего рода психотерапевтическим сеансом. Ограниченные возможности человека вызывают у него нестабильное состояние психики, вызывая страх и тревожность, связанные с перспективами жизни. В процессе игры создается некое пространство, в рамках которого можно быть персонажем любой ситуации, при этом не испытывая социальных предписаний, что позволяет проживать разные психологические состояния. Игровая ситуация позволяет принять ситуацию, примириться с собой, тем самым частично или даже полностью устранить внутренние конфликты, которые разрушают человеческую психику.

Атмосфера танца отвлекает от обыденности, она дает возможность передать в невербальной форме все свои чувства. В танце человек может позволить выразить чувства и идеи, тем самым развивая способность к абстрактному мышлению. Как указывает В. Н. Никитин, танец - это акт самовыражения, в котором формируется способность целостно воспринимать себя, телесные движения благотворно влияют на принятие себя, своих недостатков. Символическое пластико-драматическое действие позволяет сформировать навыки самовыражения, познания себя и выработать соответствующие поведенческие навыки [7].

Результаты

На сегодняшний день танец как способ адаптации для лиц с ОВЗ очень популярен в России. В разных городах нашей огромной страны мы можем видеть успешные танцевальные практики, одной из которых стал инклюзивный театр-танца «Freedom» для детей и молодежи с ОВЗ. «Freedom» - это площадка, на которой каждый участник может самовыражаться, проживать разные психологические состояния. В коллективе предусмотрены как индивидуальные формы работы, так и групповые, которые помогают лицам с ОВЗ общаться не только друг с другом, но и со сверстниками. Адаптация у участников проходит по-разному: ребята работают индивидуально, в парах, в малых группах под присмотром волонтеров и педагогов -все это способствует постепенному включению в большой коллектив. Ребята не просто танцуют, они ведут активную концертную деятельность. Одна из ступеней

адаптации в коллективе - умение работать на сцене со сценическим светом, музыкальным сопровождением, бутафорией и реквизитом. «Freedom» проводит не только занятия offline, но и занятия в формате online. Для этого были разработаны видео-уроки, чат с участниками и рабочая тетрадь, которая включает в себя несколько блоков: психология, актерское мастерство и хореография. Также в этом году коллектив провел свою первую выездную школу с детьми и родителями, где для каждой группы были предусмотрены отдельные занятия с преподавателями. Это стало новой ступенью развития в социализации и адаптации лиц с ОВЗ. Уже 7 лет «Freedom» активно развивается, растет и реализует успешную танцевальную практику для лиц с ОВЗ.

Анализ психолого-педагогической и нормативной литературы по исследуемой проблеме позволил выделить компоненты модели социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (рис. 1).

Когнитивный компонент предполагает систему представлений о самом себе, которая включает знания о своем состоянии, об особенностях взаимоотношений с окружающими, о своих возможностях и т.д. Люди с ОВЗ зачастую не обладают информацией о возможностях, которые им доступны, не принимают себя, сконцентрированы на негативных характеристиках взаимоотношений со здоровыми людьми.

Второй важный компонент - это эмоциональный, без должного внимания к которому у лиц с ОВЗ будет доминировать отрицательный эмоциональный фон восприятия себя и окружающих.

И, наконец, то, без чего не может состояться успешная социально-психологическая адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья, - это поведенческие навыки, которые позволят интегрироваться и эффективно взаимодействовать в социуме.

По нашему мнению, реализовать модель успешной социально-психологической адаптации людей с ОВЗ возможно через включение их в танцевальную деятельность.

Нами было организовано пилотажное исследование, на начальном этапе которого были подобраны методики адекватные целям и задачам.

Они позволили получить информацию о сформиро-ванности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов у лиц с ОВЗ. Для исследования когнитивного компонента эмпатии мы предложили каждому участнику нарисовать свой эмоциональный портрет, им было необходимо вспомнить ситуацию, в которой они испытывали эмоцию (радость, грусть, злость,

Рис. 1. Компоненты модели социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в процессе танцевальной деятельности

испуг) и нарисовать ее в своем теле. Таким образом, рисуночный метод позволил нам проанализировать понимание детьми, как выражаются эмоции и где они отражаются на его теле.

Для исследования эмоционального компонента эмпатии использовалась методика Р. Р. Калининой «Сюжетные картинки». Данная методика позволила изучить насколько ребенок способен сочувствовать и сопереживать.

Для исследования поведенческого компонента использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд, которая позволила выявить уровень социально-психологической адаптации, а также выявить уровень самооценки. Выборку составили 30 человек от 10 до 30 лет, имеющие ограниченные возможности здоровья различной этиологии.

На начальном этапе проводимого эксперимента мы констатировали недостаточные уровни указанных компонентов у людей с ОВЗ. Так, в частности, только 33 % опрошенных отмечали, что понимают, как нужно взаимодействовать, при этом 17% устойчиво испытывали положительные эмоции к самому себе и окружающей действительности и 13 % - могли адаптивно взаимодействовать в социуме.

Это показывает, что у подавляющего большинства испытуемых когнитивный компонент не сформирован или сформирован слабо, эмоциональный компонент еще на более низким уровне, поведенческий компонент показал наихудший результат.

В течение года был организован формирующий эксперимент, в рамках которого указанная выборка лиц

с ОВЗ была вовлечена в танцевальную деятельность, составными элементами которой являлись уроки актерского мастерства, режиссерские задания, уроки эмоциональной грамотности и многое другое.

Разработана система занятий для всех участников. Занятия проходили два раза в неделю, по понедельникам и пятницам, продолжительность занятия - 1,5 часа с перерывом 10 минут. В силу того, что дети были с различными нарушениями, было принято решение поделить их на две группы по 15 человек. Каждую группу курировали два преподавателя и два тьютора. Занятия проводились по актерскому мастерству, хореографии и партнерингу.

Занятия по актерскому мастерству были направлены на знакомство и проработку разных эмоций. Мы столкнулись с тем, что людям с ОВЗ очень трудно проявлять эмоции, они не понимают, как это правильно сделать. Каждую эмоцию мы прорабатывали очень много раз, сначала говорили про эту эмоцию, рисовали ее, далее отрабатывали мимикой, жестом, а уже потом соединяли все вместе. Также всем участникам необходимо было выполнять домашнее задание для закрепления результата. Для занятий по актерскому мастерству мы выбрали форму рассадки участников в виде круга. Круг позволяет нам видеть друг друга, синхронизироваться друг с другом. Итоговой формой работы стал пластический этюд, где необходимо было показывать и угадывать эмоциональный окрас персонажа.

Большую часть времени мы уделили занятиям по хореографии. Занятия по хореографии направлены на общее физическое развитие и укрепление организма. Учитывая особенности лиц с ОВЗ, имеющих проблемы с общением в том числе, мы старались пассивно погружать в танец. Не все сразу принимали активное участие и могли заниматься в группе, некоторым понадобилось больше времени, поэтому первые занятия мы давали возможность наблюдать со стороны за процессом, привыкнуть к новой обстановке. На занятиях мы сохраняли определенную последовательность, была выстроена система и состав группы, который не менялся. Были строгие правила поведения: ты занимаешься со всеми или не занимаешься вообще, баловаться на занятиях нельзя, мы уважаем друг друга и не мешаем друг другу. Со временем все участники привыкли к этой системе, поэтому не было никаких непредвиденных ситуаций, все слушали внимательно педагога и было очень комфортно на занятиях. После того, как все участники были включены в репетиционный процесс, основной задачей стало развитие внимания. Преподаватель целенаправленно приучает слушать, смотреть, тем самым развивать наблюдательность. Первые два месяца были

самыми сложными в адаптации участников, многие быстро уставали, так как была физическая нагрузка, необходимо было много запоминать, работать с зеркалом и с музыкой. Поэтому активно мы занимались 30 минут, далее делали партерную гимнастику на ковриках либо релаксировали. Постепенно время занятий увеличили до 45-50 минут.

Музыкальное сопровождение мы подбирали заранее. Вся музыка была с четким ритмом, в основном без текста. На разминку и основную часть мы выбирали более динамичное музыкальное сопровождение, а на стрейчинг или релаксирующие занятия более мелодичную и спокойную. Людям с ОВЗ нужна четкая система в танце, поэтому сначала мы разучиваем движения по счету, далее слушаем музыку и учимся считать, а уже потом пробуем танцевать комбинации под музыку. Мы разучивали движения, которые в дальнейшем собирали в танцевальные комбинации. Для более лучшего усвоения и запоминания мы придумали ассоциативные ряды, т.е. каждое движение -это какая-то ассоциация, которую мы проговариваем вместе с исполнением этого движения. Таким образом, мы заметили, что это гораздо продуктивнее, чем просто разучивание движений, и танцовщики легко вспоминали комбинацию, как только проговаривался ассоциативный ряд.

К построению хореографического рисунка мы приступили только спустя месяцы совместной работы. За каждым участником на занятиях по хореографии мы закрепили место, оно было отмечено цветным кругом, на котором было написано имя танцовщика. Первые два месяца участники вставали на свои места по своим кружочкам, далее мы убирали вовсе метки, и задача состояла в том, чтобы найти свое место. Это не составило никаких проблем и сложностей, все достаточно быстро сориентировались и нашли свое место без подсказок. Чтобы выстраивать линии, мы расчерчивали площадку с помощью цветного скотча, поначалу мы так учились стоять, а затем уже и танцевать в линиях. Для более сложных хореографических рисунков мы также расчерчивали площадку и выстраивались. Танец - это динамичный вид искусства, он требует постоянно удивлять зрителя, для этого необходимо изменять хореографический рисунок. Переход из одного рисунка в другой - сложная задача, на любые перестроения в танцевальном номере мы закладывали огромное количество репетиций. Три-четыре репетиции мы проводили, чтобы все запомнили, где и с кем стоят, куда переходят. Итоговая форма занятий - танцевальный номер.

Такую форму занятий, как партнеринг, мы применили не сразу. Только спустя месяц, когда все участники

познакомились, привыкли к своей группе и преподавателям, это стало возможным. Людям с ОВЗ очень трудно взаимодействовать, но мы заметили, что даже те, кто не позволяет прикасаться к себе, во время танца очень спокойно держат своего партнера за руки. Во время танцевальных занятий в парах мы учились друг с другом взаимодействовать без негативного опыта. С более сложными участниками работали преподаватели либо тьюторы. Все упражнения были четко сформулированы, далее наглядно представлены, и после участники воспроизводили движения в парах самостоятельно под присмотром преподавателей. Постепенно в парах участники учились согласовывать движения друг с другом, чувствовать друг друга. По парам распределяли педагоги, каждый раз меняя партнеров. Итоговая форма занятий - танцевальный этюд в парах.

Родители на занятиях не присутствовали - это было самое главное и строгое правило. Первые занятия мы открывали дверь в танцевальный класс, разрешали родителям наблюдать за ребенком, но не находиться рядом. В дальнейшем родители совсем не присутствовали на занятиях. Уже спустя некоторое время, как только начиналось занятие, преподаватели закрывали дверь. Участники знали, что приходить необходимо вовремя, чтобы не отвлекать друг друга.

Контрольный срез, проведенный на заключительном этапе экспериментальной работы, показал положительную динамику: высокий уровень когнитивного компонента был отмечен у 63 % лиц с ОВЗ, положительные эмоции испытывали устойчиво 56% и отметили положительную динамику поведенческого компонента свыше 50 % респондентов.

Заключение

Таким образом, танец как форма социальной адаптации является специфической областью в развитии и коррекции для лиц с ОВЗ. Регулярные занятия танцами оказывают положительное влияние и приводят к изменениям в психическом, физическом и социальном состоянии лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сам танец активизирует скрытые заблокированные чувства и помогает достичь не только внутренней гармонии, но и гармонии с окружающим миром. Родители детей отмечают, что наблюдается положительная динамика изменений эмоционального состояния у ребенка после занятий, а также произошел ряд улучшений физического здоровья, моторной и зрительной памяти. Мы отметили, что дети стали лучше концентрировать и удерживать внимание, а также стали более дисциплинированными и адаптивными в незнакомых пространствах, легче входят в контакт с новыми

людьми. Многие участники отмечают, что стали больше верить в себя и свои силы.

Таким образом, полученные результаты, в которых убедительно представлена положительная динамика выделенных нами когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов у лиц с ОВЗ, позволили нам сформулировать выводы об эффективности социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья через включение их в танцевальную деятельность. В то же время мы считаем, что проделанная работа не является законченной и открывает нам поле дальнейшего поиска педагогических путей успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы. М., 2004. 368 с.

2. Грибукова О. Г, Касаткина Н. Э. Модель подготовки студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4 (36). С. 93-100.

3. Гольцман Е. Исцеляющий театр // Наука и жизнь. 2001. № 11. С. 86-92.

4. Кузнецов П. С. Уровни социальной адаптации // Материалы пятых саратовских чтений. Саратов : Саратовский пед. инст-т, 2012. С. 17-19.

5. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2016. 479 с.

6. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 2012. 275 с.

7. Никитин В. Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд. М., 2006. 320 с.

References

1. Akatov L. I. Social'naja reabilitacija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: psihologicheskie osnovy [Social rehabilitation of children with disabilities: psychological foundations]. Moscow, 2004. 368 p. (In Russian).

2. Gribukova O. G., Kasatkina N. Je. Model' podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza k rabote s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Model for preparing pedagogical university students to work with children with disabilities]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2019, no. 4 (36), pp. 93-100. (In Russian).

3. Gol'cman E. Isceljajushhij teatr [Healing Theater]. Nauka i zhizn', 2001, no. 11, pp. 86-92. (In Russian).

4. Kuznecov P. S. Urovni social'noj adaptacii [Levels of social adaptation]. Materialy pjatyh saratovskih chtenij, Saratov, 2012, pp. 17-19. (In Russian).

5. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psihologija adaptacii lichnosti. Analiz. Teorija. Praktika [Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice]. Saint Petersburg, 2016. 479 p. (In Russian).

6. Romm M. V. Adaptacija lichnosti v sociume: teoretiko-metodologicheskij aspekt [Personality adaptation in society: theoretical and methodological aspect]. Novosibirsk, 2012. 275 p. (In Russian).

7. Nikitin V. N. Ontologija telesnosti: smysly, paradoksy, absurd [Ontology of corporeality: meanings, paradoxes, absurdity]. Moscow, 2006. 320 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.