DOI 10.23859/1994-0637-2017-1-76-23 УДК 37.013.42
Бурова Лидия Ильинична
Доктор педагогических наук, профессор, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: pimno@chsu.ru
Капустина Елена Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: m_ey@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Авторы рассматривают основные подходы к сущности понятия «тендерная роль» и проблему формирования гендерных ролей у детей младшего школьного возраста в процессе социализации личности. В статье описывается опытно-экспериментальная работа по формированию гендерных ролей учащихся начальной школы при реализации авторской программы социально-педагогической деятельности.
Ключевые слова. Гендерная роль, младший школьный возраст, диагностика формирования гендерных ролей, программа формирования гендерных ролей учащихся начальной школы.
© Бурова Л.И., Капустина Е.Ю., 2017
Burova Lidiya Ilinichna
Doctor of pedagogical sciences, Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: pimno@chsu.ru
Kapustina Elena Yurevna
PhD (Education), Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: m_ey@mail.ru
FEATURES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES FOR FORMATION OF GENDER ROLES AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS
Summary. The author considers the main approaches to essence of the concept "gender role" and problem of formation of gender roles at children of younger school age in the course of socialization of the personality. The article describes the experimental work on formation of gender roles of pupils of elementary school during implementation of the author's program of social pedagogical activity
Keywords. Gender role, younger school age, diagnostics of formation of gender roles, program of formation of gender roles for pupils of elementary school.
Введение
В отечественной психо лого-педагогической литературе раскрыты различные аспекты воспитания мальчиков и девочек такими учеными, как: Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, Л.Г. Хрипкова, Т.А. Репина, В.В. Абраменкова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Л.И. Столярчук и др. Проблемы формирования гендерных идентичности и социализации младших школьников затронуты в работах О.А. Асадуллиной, Е. А. Гаффаровой, А.В. Дресвяниной, Е.Н. Каменской и др.
По мнению ученых, основы гендерных изменений закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Наиболее значимым в данном контексте является младший школьный возраст, так как влияние на ребенка оказывает не только семья, но и социальное окружение - школа, учителя, одноклассники, под влиянием которого формируется и развивается представление ребенка о своем социальном поле. Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влия-
ниям, и поэтому является благоприятным для формирования тендерной идентичности и развития тендерных ролей, способствующих успешному становлению личности ребенка, его социализации в обществе, а также оптимизации отношений с противоположным полом. В этот период происходит усвоение ребенком новых социальных ролей и норм, успешность которых зависит от адекватности восприятия ребенком себя. Кроме того, в настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится все более острой, что находит отражение в неправильном усвоении половых ролей младшими школьниками. Неверно усвоенная ген-дерная роль в этом возрасте ведет за собой наличие многих проблем в будущей взрослой жизни.
Анализ научных работ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время ведутся исследования по проблемам гендерной социализации младших школьников, делаются попытки разработки концепций гендерного образования детей дошкольного возраста, но проблема формирования гендерных ролей у младших школьников остается малоизученной.
Основная часть
Понятием «гендерная роль» в последнее время все чаще оперируют в разных научных областях, но четкого определения данному феномену еще не дано. Гендерная роль предполагает дифференциацию деятельности, статусов, прав и обязанностей в зависимости от половой принадлежности [4].
Гендерные роли также можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому и женскому полу. Они не имеют универсального содержания: быть мужчиной или женщиной не значит обладать природными качествами, это означает выполнять предписанную гендерную роль и соответствовать определенным культурным стандартам. Особое внимание ученые современности уделяется изучению трансформации гендерных ролей, переплетению феномена мужественности и женственности, маскулинизации женщин и феминизации мужчин в различных сферах жизнедеятельности [1].
Изучив различные трактовки понятия «гендерная роль», сформулируем следующее определение: гендерные роли - это один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин в соответствии с созданными обществом представлениями о «мужском» и «женском». Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается выполнять ту или иную роль. На процесс формирования у ребенка половых ролей большое влияние оказывают гендерные стереотипы, господствующие в обществе. На наш взгляд, в младшем школьном возрасте, где ведущим типом деятельности становится учеба, в процессе формирования гендерной идентичности ключевое значение приобретает институт образования, выполняя роль трансляции гендерной системы ценностей, норм, ролей. Приходя в школу, младшие школьники попадают под воздействие гендерного уклада, благодаря чему идет реконструкция образов, образующих индивидуальное сознание ребенка как представителя определенного пола [3].
Школа представляет собой ту социальную среду, где в полной мере проявляются гендерные стереотипы, окончательно определяются гендерные роли, отчетливо закрепляется система взаимоотношений с противоположным полом [2]. Этим обусловлена значимость социально-педагогической деятельности по формированию гендерных ролей у младших школьников.
Наше исследование проводилось на базе МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа №2» г. Вытегры в 2014-2016 учебных годах, в нем приняли участие обучающиеся 1 «А» класса в количестве 25 человек, в возрасте 6-7 лет (11 девочек и 14 мальчиков). Для оценки гендерных ролей у детей младшего школьного возраста нами были разработаны критерии и показатели их сформированности (см. таблицу).
Таблица
Критерии и показатели сформированности гендерных ролей у младших школьников
Критерии Показатели
Эмоционально-ценностный Прочувствование гендерной роли; наличие полоролевых предпочтений, ценностных ориентаций, типичных для пола; проявление эмоций, связанных с маскулинной и феминной ориентацией; представление и ориентировка на эталоны мужественности и женственности; наличие представления об эталонах характера традиционных «мужских» и «женских» профессий, идеалах семейных ролей и взаимоотношении
Когнитивный Осознание себя как представителя определенного пола; представление о неизменности пола во времени; знания о своих гендерных ролях, содержащих определенные качества, свойственные каждому из полов; представление о роли матери и отца, семейных ролях, функциях обязанностях
Поведенческо-деятельностный Соответствие поведения ценностным гендерным характеристикам; усвоение типичной для пола модели поведения; владение опытом мужского/женского поведения в разных видах деятельности
Диагностика сформированности гендерных ролей у младших школьников осуществлялась следующими методиками: эмоционально-ценностный критерий - детский опросник гендерной идентичности Д. Холла, Х. Халберштата (адаптация Н.Г. Смольниковой, Н.А. Шинкаревой); когнитивный - «функционально-ролевая согласованность»; эмоциональный - рисуночный тест «Нарисуй человека своего и противоположного пола», разработанный Маховер на основе основе теста Ф. Гуди-наф и методики «Женственность» и «Мужественность - женственность» (Н.Г. Смольникова, Н.А. Шинкарева).
По результатам исследования когнитивного компонента сформированности гендерной идентичности можно сделать вывод о том, что для мальчиков младшего школьного возраста в исследуемом коллективе характерна феминизация поведения. А также велика доля детей с андрогинным и несформированным личностным типом. Изучение сформированности гендерных ролей у младших школьников по эмоциональному критерию позволяют нам прийти к выводу о том, что у большинства детей младшего школьного возраста недостаточно знаний об образах мужчины и женщины. Выделяется группа детей, которые не идентифицируют себя с представителем своего пола, на рисунках этих детей не изображены или слабо изображены признаки, подтверждающие половую принадлежность автора, что может свидетельствовать о проблемах формирования полоролевой идентичности и гендерных ролей. В ходе выявления полоролевого поведения и качеств мужественности и женственности, присущих ребенку младшего школьного возраста у 28 % опрошенных детей, из них у 12 % девочек и у 16 % мальчиков слабо выявлены предпочтения полоролевого поведения и качеств мужественности (женственности). Также, среднюю степень выра-
женности соответствующего полу поведения и качеств мужественности (женственности) показали 16 испытуемых, что соответствует 64 % из 100 % (из которых 36 % мальчики, 28 % девочки). Только 2 человека (1 мальчик и 1 девочка), что составляет 8 %, показали высокий уровень выраженности качеств мужественности (женственности) и соответствующего полоролевого поведения. Отсюда можно сделать вывод: большинство детей младшего школьного возраста характеризуются низким уровнем полоролевого поведения соответствующего гендерным характеристикам, а также средней степенью проявления качеств маскулинности и феминности.
В целом, результаты диагностики свидетельствуют, что среди младших школьников распространяется тенденция феминизации поведения представителей мужского пола. Так, 28 % мальчиков относятся к феминному личностному типу. Андрогин-ный тип личности проявляется у 24 % обследованных детей. 28 % детей имеют не-сформированный тип гендерной идентичности. У младших школьников имеются затруднения в представлении о человеке противоположного пола. Большое количество детей имеют недостаточно знаний о человеке противоположного пола. Самую малочисленную группу детей составляет группа с ярко выраженными качествами мужественности и женственности, что служит показателем слабой сформированно-сти гендерных ролей. Значительное количество обследованных младших школьников выделяются в группу со средней выраженностью качеств маскулинности и фе-минности, социально-педагогическая деятельность по формированию гендерных ролей с которыми особенно актуальна и необходима. Слабая выраженность качеств мужественности и женственности у 24 % детей может служить показателем несфор-мированности гендерных представлений. Выявленные представления младших школьников о необходимости и важности выполнения семейных ролей показали, что среди мальчиков существует мнение о том, что материальным обеспечением семьи должна заниматься женщина. Большинство обязанностей девочки отнесли к женским, а мальчики более склонны «поделить» обязанности пополам.
Таким образом, проведенная диагностическая работа доказывает необходимость целенаправленного, активного, своевременного социально-педагогического воздействия, направленного на формирование гендерных ролей у детей младшего школьного возраста, а также деятельности по расширению и коррекции уже имеющихся у детей гендерных знаний.
Для осуществления социально-педагогической деятельности по формированию гендерных ролей у младших школьников в общеобразовательной школе мы начали реализацию программы (Е.Ю. Капустина) по формированию гендерных ролей «Хорошо быть мальчиком! Хорошо быть девочкой!». Разработанная программа рассчитана на один учебный год (с сентября по май), но предполагает продолжение социально-педагогического воздействия в последующих классах начальной школы.
Цель программы - способствовать развитию культуры взаимоотношений в ген-дерном аспекте между младшими школьниками, развитие начал «мужественности» и «женственности», а также способствовать благоприятному процессу полоролевой социализации мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Задачи программы:
1) формирование у детей младшего школьного возраста представлений о «мужских» и «женских» ролях;
2) воспитание уважительных, дружеских отношений между мальчиками и девочками младшего школьного возраста;
3) создание эмоционально-положительного отношения учащихся младших классов к своей будущей социальной роли;
4) формирование адекватной полу модели поведения у детей младшего школьного возраста.
Содержание и этапы реализации программы
Программа «Хорошо быть мальчиком! Хорошо быть девочкой!» включает несколько этапов работы.
Первый этап работы - подготовительный. На данном этапе деятельности проводится диагностика сформированности гендерных ролей у младших школьников с помощью вышеперечисленных методик.
Основной этап работы включает такие разделы, как: работа с младшими школьниками и работа с родителями. Раздел «Работа с младшими школьниками» включает цикл занятий, которые позволяют сформировать у учащихся: представление о роли «мужчины» и «женщины» в семье и обществе, их занятости; предпосылки мужественности и женственности; адекватное понимание мужских и женских ролей; а также воспитывают культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.
Каждое занятие, независимо от его содержания, имеет вводную, основную и заключительную части. Вводная часть включает в себя ритуал приветствия и разминку, ставит своей целью подготовку участников группы к непривычной для них форме работы: подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, не перебивая; а также создание позитивного настроя на занятие, обеспечение эмоционального отреагирования и информирование участников о содержании предстоящей работы. Для этой цели нами использовалось упражнение «Возьми и передай» (дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку).
Основная часть занятий включает беседы с детьми и игры, направленные на формирование гендерных представлений, развитие качеств «мужественности» у мальчиков и «женственности» у девочек, а также на воспитание культуры взаимоотношений между полами. Например: спортивный праздник «Богатыри и царевны»; тематическое рисование «Настоящие женщины»; «Настоящие мужчины»; игра «Правила поведения настоящих мужчин и настоящих женщин»; классный час «Мужественность, женственность». Нами была выбрана как основная игровая форма работы, так как позволяет сделать гендерный аспект познавательным, увлекательным, занимательным, гибким, многообразным и эстетически привлекательным для детей младшего школьного возраста. В заключительной части занятий подводятся итоги и отрабатываются приемы доброжелательного расставания друг с другом.
В процессе проведения занятий вырабатываются доброжелательное отношение друг к другу, навыки взаимопомощи и взаимоподдержки, понимание и принятие мнения друг друга, в том числе и в гендерном аспекте.
Ожидаемыми результатами внедрения программы в 1-4 классах являются: позитивное отношение детей к своему социальному полу; подготовка детей младшего школьного возраста к выполнению будущих социальных ролей; развитие качеств и образцов поведения в соответствии с понятием «мужественности» и «женственности»; улучшение взаимоотношений между мальчиками и девочками. Кроме того, подготовка к реализации программы потребовала работы с учителями (проведение семинара и педагогического консилиума по вопросам гендерного воспитания). Работа с родителями предполагает выступление на родительском собрании по вопросам
гендерного обучения и воспитания, в процессе которого разрабатываются рекомендации родителям по воспитанию мальчиков и девочек.
Повторное диагностическое исследование, проведенное после реализации во внеурочной деятельности цикла занятий с младшими школьниками, свидетельствует: уменьшилось количество детей с андрогинным типом гендерной идентичности, в эту группу вошли 3 человека (2 мальчика, 1 девочка); увеличилась численность девочек с феминным типом личности на 4 %, а численность мальчиков с маскулинным личностным типом на 20 %. Однако, процентное соотношение численности детей в группе с несформированным типом гендерной идентичности осталось прежним, при этом количество мальчиков в этой группе уменьшилось на 8 %. Однако, мнение мальчиков младшего школьного возраста о роли материального обеспечения семьи изменилось, большее количество мальчиков стали относить эту роль мужу, а не жене, как показала первичная диагностика.
Кроме того, результаты диагностики в процессе контрольного эксперимента показали расширение знаний детей о человеке своего и противоположного пола и сокращение численности детей младшего школьного возраста мужского пола в группе с ярко выраженными чертами женственности. Также уменьшилось количество детей в группе со слабой и средней степенью проявления качеств мужественности/женственности, численность их увеличилась в группе с ярко проявляющимися чертами мужественности/женственности.
Выводы
Проанализировав научные подходы к определению «гендерной роли», мы можем трактовать гендерные роли как набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин в соответствии с созданными обществом представлениями о «мужском» и «женском.
В ходе реализации практического исследования мы пришли к следующим выводам: среди младших школьников распространяется тенденция феминизации поведения представителей мужского пола, большое количество детей имеют недостаточно знаний о человеке противоположного пола, самую малочисленную группу составляют дети с ярко выраженными качествами мужественности и женственности.
Полученные результаты позволяют утверждать, что в современном обществе действительно происходят изменения в гендерной направленности индивидов, что находит отражение и в период младшего школьного возраста. Все это доказывают необходимость целенаправленной, систематической социально-педагогической деятельности по формированию гендерных ролей. С этой целью нами предложена программа, анализ результатов апробации которой позволил констатировать снижение количества детей с андрогинным типом гендерной идентичности, увеличение численности девочек с феминным типом личности и численности мальчиков с маскулинным личностным типом.
Литература
1. Ассадулина О.А. Проблема гендерной социализации современных младших школьников // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 12. С. 101-109.
2. Дресвянина А.В. Гендерный уклад начальной школы // Вестник северного (арктического) федерального университета: гуманитарные и социальные науки. 2009. № 2. С. 96-99.
3. Капустина Е.Ю. Гендерный стереотип // Настольная книга специалиста по социальной работе. Вологда: ВГПУ, 2014. С. 43-45.
4. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология. М.: Дашков и К, 2010.
References
1. Assadulina O.A. Problema gendernoi sotsializatsii sovremennykh mladshikh shkol'nikov [The problem of gender socialization of modern younger schoolchildren]. Nauchnye problemy gumanitar-nykh issledovanii [Scientific problems of Humanitarian Studies], 2011, no. 12, pp 101-109.
2. Dresvianina A.V. Gendernyi uklad nachal'noi shkoly [Gender way primary school]. Vestnik severnogo (arkticheskogo) federal'nogo universiteta: gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University: humanities and social sciences], 2009, no. 2, pp. 96-99.
3. Kapustina E.Iu. Gendernyi stereotip [Gender stereotypes]. Nastol'naia kniga spetsialista po sotsial'noi rabote [Handbook expert in social work]. Vologda: VGPU, 2014, pp. 43-45.
4. Petrova R.G. Genderologiia i feminologiia [Gender and feminology]. Moscow: Dashkov i K, 2010.
Бурова Л.И., Капустина Е.Ю. Особенности социально-педагогической деятельности по формированию гендерных ролей у младших школьников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №1. С. 162-168.
For citation: Burova L.I., Kapustina E.U. Features of social and pedagogical activities for formation of gender roles at younger school students. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 1, pp. 162-168.