Научная статья на тему 'Особенности социально-экономического развития региона (тамбовская область)'

Особенности социально-экономического развития региона (тамбовская область) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1693
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худеева В. В.

The paper presents a general approach to the formation of a strategy of the social-economical development of a region. Its specific features are revealed. The possibilities for competition and priorities of its development are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the social-economical development of a region (exemplified by the Tambov region)

The paper presents a general approach to the formation of a strategy of the social-economical development of a region. Its specific features are revealed. The possibilities for competition and priorities of its development are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-экономического развития региона (тамбовская область)»

шению задач гармоничного сбалансированного развития региона, его экономики и социальной сферы, росту его вклада в валовой внутренний продукт России, росту благосостояния и борьбе с бедностью.

Последовательная реализация методов стратегического планирования развития экономики области в ближайшей перспективе предполагает подготовку таких документов, как стратегические и годовые планы областных управлений и комитетов, долгосрочные, среднесрочные и годовые планы-прогнозы социально-экономического развития области, комплексные программы развития отраслей и сфер жизнедеятельности, типовая структура и статус которых будут определены соответствующими нормативными документами.

Стратегический план призван выполнить объединяющую функцию, обеспечить сопряженность и взаимодействие всей системы существующих и перспективных документов, определить роль каждого, выдвинуть и обосновать механизмы, позволяющие интегрироваться отдельным отраслевым и целевым программам в целое, а не конкурировать друг с другом из-за единой ресурсной базы. Определяя стратегию развития области, Стратегический план базируется одновременно на долгосрочной экономической стратегии России, диктуемой ее национальногосударственными интересами. В конкретных условиях Тамбовской области предназначение Стратегического плана ее развития как документа заключается в инициировании процесса систематизации идей о проблемах и перспективах области, их интеграции и конструировании ее будущего образа. Такое предназначение не может быть исполнено без осознания особенностей Тамбовской области, определяемых ее географическим, социально-экономическим, демографическим и геостратегическим положением в составе России.

Официальное признание Стратегического плана и его публикация не означают завершения работы над ним. Этот документ, рассчитанный на долгосрочный период, является открытым для дополнений и предполагает постоянную корректировку на основе мониторинга его реализации, учета мнения всех слоев общества.

Особенности социально-экономической ситуации в области

2000-2004 годы являются периодом восстановления и роста экономики России. В ходе наращивания усилий по обеспечению макроэкономической и политической стабильности, основное внимание было сконцентрировано на формировании экономических институтов, характерных для современного рыночного и демократического общества и более точно ориентированных на особенности России. Были приняты или окончательно сформированы Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой и Земельный кодексы, новое пенсионное законодательство, законодательство о банкротстве, шла работа в направлении дебюрократизации (дерегулирования), совершенствования межбюд-жетных отношений (федеральный бюджет, регионы и местное самоуправление), валютного законодательства, реформирования естественных монополий и многое другое. Важнейшим фактором обеспечения финансовой устойчивости стало принятие законодательства, регулирующего создание и функционирование Стабилизационного фонда.

Тамбовская область имеет выгодное географическое положение на пересечении транспортных магистралей, благоприятную экологическую ситуацию, богатые природные ресурсы и климатические условия средней полосы России, что благоприятствует развитию хозяйственной деятельности. Занимая северо-восток Центрально-Черноземного экономического района, она пересекается важными железными и автомобильными дорогами, связывающими ее с Центральной Россией, Поволжьем, Югом и Западом страны в единое целое. Важно отметить и сходные черты области с соседними регионами ЦЧР: открытость, диверсифицированность экономики, рассредоточенность ресурсов развития, многоцелевое развитие и многоуровневая координация хозяйства и др. Такие черты области обусловливают высокую потенциальную опасность возникновения и обострения проблем при исключении той или иной части общей системы области из общероссийской системы взаимозависимостей (например, вследствие разрыва хозяйственных или координационных связей с вне-региональными партнерами и др.).

Сегодня Тамбовская область - это динамично развивающийся регион России, удельный вес области в общероссийских основных экономических показателях позволяет судить об экономическом положении региона (рис. 1).

За период 2000-2004 гг. среднегодовые темпы основных показателей характеризуются: ростом объемов промышленного производства (105,1%), валовой продукции сельского хозяйства (104,1%), инвестиций в основной капитал (123,6%), внешнеторгового оборота (105,7%), заработной платы (139%). Рост реальных располагаемых доходов населения (109,6%) способствовал поддержанию на достаточно высоком уровне оборота розничной торговли (107,2%) и предоставляемых населению платных услуг (107,1%). Увеличение денежных доходов опережает удорожание стоимости жизни (среднегодовой индекс потребительских цен составил 114,9%). Соотношение среднедушевого денежного дохода и величину прожиточного минимума составляло в 2001 г. - 153,5%;

2002 г. - 181,6%; 2003 г. - 210,6%, в 2004 г. -220,4%. Однако уровень благосостояния населения остается невысоким.

Область по итогам декабря 2004 г. занимает 48-е место в России по среднедушевым денежным доходам. Высока доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (2004 г.) - 21,5%.

Основной капитал Тамбовской области в

2003 г. увеличился к уровню 2000 г. на 27% и составил 161,9 млрд. рублей. Тем не менее,

по стоимости основных фондов область занимает 53-е место в России и 13-е - в ЦФО, степень износа которых на начало 2003 г. составила 57,3% против 44,7% на начало 2000 г. (8-е место по России). Вместе с тем, имеется значительный невостребованный инвестиционный потенциал, который характеризуется большим разрывом между сбережениями, накоплениями и инвестициями. В

2003 г. уровень сбережений составил, по оценке, около 16% от ВРП, в то время как накопления - 33%.

Объем инвестиций в основной капитал в 2004 г. за счет всех источников финансирования превысил уровень 1997 г. в 2,8 раза. Реализация инвестиционной политики в регионе позволила улучшить положение дел в реальном секторе экономики региона.

Тамбовская область располагает всеми необходимыми условиями для развития научно-технической и инновационной деятельности. Научные исследования и разработки выполняют 23 промышленных и научных организации. Однако экономика области не перешла к инновационному развитию в полной мере.

Промышленность, являясь одной из важнейших отраслей в реальном секторе экономики, во многом определяет социально-экономическую ситуацию в области. В структуре промышленного комплекса области наибольший удельный вес принадлежит: машиностроению и металлообработке, пищевой промышленности, электроэнергетике, химической и нефтехимической промышленности (рис. 2).

ВРП

Розничный товарооборот / \ Продукция

* * \ промышленности

Инвестиции в основной./ ^фіродукция сельского капитал 0 4 * . хозяйства

’ 1,4

Рис. 1. Удельный вес области в общероссийских основных экономических показателях (%)

Машиностроение и металлообработка Пищевая промышленность Электроэнергетика Химия и нефтехимия Промышленность стройматериалов Легкая промышленность Лесная и деревообрабатывающая Мукомольно-крупяная промышлен-

ность

Прочие отрасли

Рис. 2. Отраслевая структура промышленного производства за 2004 г. (%)

В области расположено значительное количество предприятий оборонно-промышленного комплекса, менее других приспособленных к рыночным условиям. Конверсия и структурная перестройка экономики страны привели к тому, что сократились государственные оборонные заказы. Предприятия испытывают недостаток финансовых средств на приобретение технологического оборудования, сырья и материалов (для производства гражданской продукции). Большинство предприятий технически отстали от современного уровня развития промышленного производства, что не позволяет производить продукцию (военную и гражданскую), способную конкурировать с зарубежными аналогами.

Низкие темпы роста промышленного производства в целом по области в последние годы были вызваны причинами, характерными для современного состояния России в целом. Развитие рыночных отношений сделало доступной нашу область для многих иностранных товаров, которые заняли доминирующее положение на региональном рынке. Продукция местных товаропроизводителей оказалась неконкурентоспособной. Это повлекло резкое ухудшение финансового положения промышленных предприятий, снижение загрузки их производственных мощностей (по ряду производств мощности используются менее чем на 10%). Недостаточные объемы капитальных вложений затронули все отрасли области. В итоге - прогрессирующее старение основных фондов, высокий уровень энергоемкости выпускаемой продукции (доля энергозатрат в материальных затратах на производство промыш-

ленной продукции составляет около 22%), слабое инновационное наполнение промышленного производства, включающее как использование уже имеющихся технологий и оборудования, так и разработку и производство принципиально новых. Сохраняется низкий уровень специализации, особенно в части обслуживания предприятий промышленными услугами (ремонт оборудования, поставки сырья, использование промышленных отходов).

Значительную роль в развитии экономики области играет агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство. За 2004 г. стоимость валовой продукции сельского хозяйства составила около 18,6 млрд. рублей, прирост валовой продукции к уровню 1999 г. составил 24%. В настоящее время на долю растениеводства приходится 66,6% валовой стоимости продукции, животноводства - 33,4%. Расширение посевов сельскохозяйственных культур, проведение основных агротехнических работ в оптимальные сроки и повышение общего технологического уровня отрасли создали хорошие предпосылки для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции в растениеводстве. В то же время высокие цены на энергоресурсы, неразвитость рыночной инфраструктуры, отсутствие оптимальной связи между производителем и потребителем продовольствия ограничили возможность наращивания производства животноводческой продукции, чем обусловлен спад в отрасли.

Резервом увеличения производства продукции животноводства в области является

производство в личных подсобных хозяйствах. В настоящее время в личном подворье области производится 80% мяса, 65% молока, 34% яиц, 99% картофеля и свыше 90% овощей от общего объема производства продукции сельского хозяйства. Личное подсобное хозяйство является одним из главных источников дохода для населения, что способствует значительному росту продукции сельского хозяйства. Дополнительным ресурсом развития агропромышленного сектора экономики региона является создание и поддержка малого предпринимательства в сопутствующих сельскому хозяйству сферах промышленности, создание системы агропромышленных холдингов.

Следует отметить, что малое предпринимательство не получило достаточного развития не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве. Количество малых предприятий на 1000 жителей в 2004 г. составило 2,7 против 2,86 в 2000 г. Более половины (54%) из них функционируют в торговле и общественном питании ввиду более быстрой оборачиваемости капитала. В сфере промышленного производства действует 16% малых предприятий, строительстве - 14%, сельском хозяйстве - 3%. Среди областей ЦФО Тамбовская область занимает 15-е место по уровню занятости в малом бизнесе (5,6% от общей численности занятых), что крайне незначительно, по сравнению с европейскими странами и США, где доля занятых на малых предприятиях достигает 30-40%.

Ситуация на областном рынке труда остается по-прежнему сложной. Продолжающиеся процессы банкротства, реорганизация многих предприятий ряда отраслей (легкой, текстильной, строительства, сельского хозяйства), низкая заработная плата в производственных отраслях и социальной сфере обусловили высвобождение рабочей силы, ее отток по собственному желанию. Это сказалось на снижении числа занятых в экономике.

На конец декабря 2004 г. в органах государственной службы занятости состояло на учете 14,3 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 13,8 тыс. человек, или 2,4% экономически активного населения, имели официальный статус безработного.

Среди официально зарегистрированных безработных значительная доля слабозащищенных в социальном плане людей, в частности, молодежи без практического опыта работы (29,8%), женщин (68,6%), инвалидов (11,8%). Низкая конкурентоспособность на рынке труда данных категорий граждан обусловлена ужесточением требований работодателей. Уровень регистрируемой безработицы в области выше, чем в других областях Центрально-Черноземного региона. Основные проблемы в сфере кадровой политики: сложившееся несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, структура подготовки не отвечает потребностям рынка труда, растет нехватка инженерно-технических и квалифицированных рабочих кадров, территориальный дисбаланс в наличии квалифицированных специалистов, отсутствие у преобладающего числа организаций программ по управлению персоналом.

Демографическая ситуация в области характеризуется высоким уровнем смертности и низким уровнем рождаемости. Область находится в стадии устойчивой депопуляции. Превышение смертности над рождаемостью, сложившееся в последние годы, приводит к уменьшению численности населения области на 12-14 тысяч человек ежегодно, что сравнимо с населением целого района области.

Причины этого - низкий уровень жизни населения, утрата народом духовных ценностей, традиционно присущих России, хотя в целом область обладает богатым культурным наследием и сохраняет давние театральные, музыкальные и художественные традиции. Сеть учреждений культуры и искусства насчитывает 3 театра и 1 концертный зал, 19 государственных музеев различных профилей, 697 общедоступных публичных библиотек, 703 учреждения культурно-досугового типа.

Таким образом, область имеет сегодня комплекс проблем, характерных как для России в целом, так и для большинства ее субъектов. Вместе с тем, имеются и конкретные преимущества, определяющие конкурентоспособность на региональном уровне.

Из осознания этих проблем вытекает главный приоритет нашей деятельности -сбережение и развитие народа области, перелом депопуляционных тенденций и направление демографического развития по пути

количественной стабилизации и качественного прогресса населения. Это диктуется ответственностью за судьбу России, вытекающей из геостратегических интересов страны.

Результаты анализа конкурентных возможностей региона ^ШОТ-анализ)

Анализ конкурентных возможностей области и определение стратегических направлений их реализации выполнены на основе исследования факторов внешней и внутренней среды развития региона с помо-

щью метода SWOT-анализа, представляющего собой проектирование стратегий усиления конкурентоспособности области на основе исследований сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, на которые могут оказывать влияние управленческие структуры, а также выявление и оценка возможных внешних позитивных влияний (Opportunities) и опасностей (Threats), повлиять на действие которых управленческие структуры не могут, но могут их учесть и использовать.

Стратегические направления в SWOT-анализе выполняются по схеме (см. табл. 1).

Таблица 1

Схема формирования стратегий в SWOT-анализе

8 - преимущества (сильные стороны) 1. 2. п5 W - недостатки (слабые стороны) 1. 2.

О - возможности решения проблем 1. 2. По Т - угрозы ухудшения ситуации под воздействие внешних факторов 1. 2. Пі

Сильные стороны Слабые стороны

Сравнительно квалифицированная и дешевая рабочая сила Наличие сырьевых ресурсов Благоприятные природно-климатические условия Стабильная экологическая обстановка Географическое положение благоприятствует развитию межрегиональных торговых связей Традиции и опыт в различных секторах экономики Приемлемая региональная инфраструктура Наличие научной базы (университеты) Развитая сеть кредитных организаций Совместимость различных секторов экономики Устойчивый экономический рост на протяжении последних лет Высокий уровень квалификации молодежи Высокий уровень безработицы Разница во мнениях о требованиях и нуждах рынка труда Медленный процесс перехода к международным стандартам качества Низкий уровень квалификации менеджмента высшего звена Нехватка сетей учреждений для поддержки процесса развития экономики Устаревшие технологии в большинстве производств Дотационность области, зависимость от финансовой поддержки из федерального бюджета Низкий уровень маркетинга местной продукции и услуг «Утечка» высококвалифицированных кадров Отсутствие брэндов Отсутствие инвестиций в больших объемах в развитие региона

Возможности Угрозы

Привлечение местных и иностранных инвесторов Наличие предпосылок для создания кластеров Наработки в сфере новых технологий Использование инновационного потенциала через инкубаторы, научные парки и т. д. Использование бюджета в качестве инструмента экономического роста Развитие нового законодательства Разработка механизмов финансовой поддержки Развитие туристической отрасли, сохранение условий для здоровья населения Недостаточный платежеспособный спрос на региональном рынке Недостаточный уровень финансовой самостоятельности в решении проблем социально-экономического развития области Внешняя конкуренция (ВТО) Несовершенство законодательства Слабый контроль в использовании натуральных ресурсов Неустойчивое функционирование ЖКХ, опасность возникновения чрезвычайных ситуаций Высокая зависимость экономики области от общероссийской экономической конъюнктуры, тарифной политики естественных монополий

Миссия области

Миссия определяет общественно-правовое, социально-экономическое и рыночнопроизводственное предназначение, смысл существования региона в новых условиях глобализации экономики и территориальноотраслевого разделения труда.

Наша миссия, вытекающая из учета множества факторов как внешней среды, так и внутренних факторов развития области, может быть определена как благосостояние и благополучие всех сообществ региона. В рамках настоящей Стратегии миссия области состоит в развитии социальной сферы и конкурентоспособной экономики области, построении в области системы жизнеобеспечения, ориентированной на достойную жизнь, полноценное развитие личности, реализацию ее способностей.

Социально неблагополучное население, существующее без достойной среды обитания, думающее только о сегодняшнем дне, не сможет противостоять воздействию наркобизнеса, коррупции, росту преступности, криминализации в различных сферах жизни общества.

Такое население не способно воспринять и освоить новые и новейшие технологии и высокопроизводительные способы производства. Оно останется глухим к гуманистическим ценностям, ценностям культуры - не только к общечеловеческим, но и ценностям своей страны, своего народа. Не изменив этого положения дел, мы окажемся неспособными использовать наши возможности по выходу на устойчивое развитие, которое обеспечит населению безопасность и высокое качество жизни при сохранении природной среды, ресурсов и экологического равновесия, стабильность экономической и общественной деятельности жителей Тамбовщины.

Активное участие области в экономическом освоении рынков соседних регионов, аккумулирование и «транзит» деловой активности российских товаропроизводителей позволит области полнее реализовать свой потенциал как одного из российских инфраструктурных центров, будет содействовать интеграции российских товаропроизводителей с торгово-производственными системами этих регионов.

Именно поэтому миссия области включает и ее главную стратегическую цель -

превращение области в динамично развивающийся, инновационно активный, конкурентоспособный, комфортный для проживания, экологически благополучный регион, нацеленный на высокое качество жизни.

Достижение главной цели области предполагает достижение ряда стратегических целей, определяемых ресурсным потенциалом области, способным обеспечивать устойчивое развитие Тамбовской области в будущем:

I. Социальная цель: создать условия для устойчивого роста благосостояния и социального развития населения области на основе использования ресурсного потенциала, сохранения и развития (наращивания) культурного потенциала - ключевого звена обеспечения миссии региона.

П. Экономическая цель: сформировать воспроизводственный потенциал регионального хозяйства, обеспечивающий устойчивое развитие конкурентоспособности экономики региона, стабильную занятость населения и рост его доходов.

III. Экологическая цель: сформировать условия для поддержания устойчивого равновесия системы расселения, размещения производительных сил и природы области.

IV. Институциональная цель: создать институциональные условия устойчивого развития области в форме принятия законов и других нормативно-правовых актов, формирования необходимых государственных и рыночных организационных структур.

Основная доминанта плана - его нацеленность не на выживание области, а на перспективу значительного роста в русле общероссийских и общемировых тенденций развития, а каждый из выбранных стратегических приоритетов направлен одновременно на реализацию этих четырех целей.

Характеристика будущего образа области и приоритетные направления экономического развития

Стратегия развития Тамбовской области, ставящая своей генеральной целью развитие человека, улучшение качества его жизни, предусматривает в качестве главного средства ее достижения воссоздание основ индустриального уровня развития экономики с

одновременным закладыванием предпосылок постиндустриального. Воссоздание индустриальной базы означает, что восстанавливаться сегодня может не все, что угодно, по механической схеме, а в большей мере доходообразующие составляющие экономического потенциала и наиболее перспективные сферы жизнедеятельности. Основными характеристиками Тамбовской области при достижении этапа постиндустриального развития, предусматриваемого Стратегическим планом, должны стать:

1. Относительное возрастание роли управленческой, научной и образовательной деятельности в сравнении с финансовым, промышленным и сельскохозяйственным секторами.

2. Опережающее развитие сферы услуг по сравнению с производством товаров, подготовка и выпуск соответствующих специалистов, концентрация интеллектуальных ресурсов.

3. Доминирование информационных технологий. Развитие экономики информации.

4. Развитие инновационного потенциала области.

5. Возрастание роли некоммерческого и семейного секторов.

Уже сейчас важен не столько экономический рост любой ценой, сколько структурная перестройка экономики на базе новых технологий, позволяющих увеличить выпуск конкурентоспособной продукции. Основным содержанием экономической политики должно стать стратегическое управление системой балансов финансовых, трудовых, товарных и др., учет и оценка последствий изменения этих балансов.

В дальнейшем произойдет еще большее усиление роли моделирования финансовоэкономических отношений в регионе, основанного на подходе к региону как к воспроизводственной системе, в которой финансовые пропорции играют интегрирующую роль в формировании всей совокупности региональных пропорций воспроизводства.

Ведущая стратегия развития области

В качестве единой ведущей стратегии

развития области и главного механизма реализации поставленных целей принимается курс на достижение согласия в обществе,

баланса интересов трех краеугольных сил: государства (власть), экономики (бизнес) и сообщества (граждане, общественные, политические и некоммерческие организации) при условии, что идея «общественного договора» будет полноценно, а не формально реализовываться во всех сферах жизнедеятельности, на всех уровнях, в том числе при заключении коллективных договоров на предприятиях во взаимодействии чиновников и предпринимателей. Сейчас на этом уровне есть проблемы - работодатели, как правило, действуют бесконтрольно и безнаказанно, ущемляя при этом права и интересы работников своих предприятий, а органы государственной власти и местного самоуправления не учитывают в полной мере нужды и потребности предпринимательских структур. Власть должна быть эффективна и близка к человеческим проблемам и бедам.

Гармонизация интересов всех социальных групп общества - это именно та идеология, которая позволит объединить усилия большой массы людей на достижение благосостояния каждого.

Стратегия может рассматриваться как договор общественного согласия, инструмент организации взаимодействия власти, бизнеса и общественности. Поэтому в ней учитываются интересы различных групп населения области, которые согласовываются и интегрируются в общие интересы областного сообщества, и в целевых установках документа намечается объединение усилий ученых, специалистов, предпринимателей и общественных деятелей по решению стратегических задач социально-экономического, культурного и политического развития.

При ориентации на прорыв стратегия «общественного договора» может стать успешной только в том случае, если она будет осуществляться квалифицированно, профессионально, качественно. Она должна дополняться стратегией эффективного управления во всех сферах жизнедеятельности: государственного, административного управления, местного самоуправления, управления бизнесом. Это обусловливается качественно новым характером стратегического планирования рыночной экономики, характеризующейся большим уровнем неопределенности по сравнению с традиционными методами, применявшимися в условиях централизован-

ной экономики, а именно необходимостью более тонкого инструментария - современных экспертных методов планирования, методов социального управления, разрешения конфликтов и т. п.

Стратегия «общественного договора» и эффективного управления обращены друг на друга, органично дополняются и сочетаются в единую стратегию. Согласие в обществе достигается в результате принятия и реализации хорошо подготовленных (качественных) решений, учитывающих интересы и государства, и бизнеса, и сообщества граждан. И наоборот - решение будет эффективно, если процесс его принятия базируется на качественной подготовке, на достигнутом согласии всех заинтересованных сторон.

В представленном виде ведущая стратегия развития Тамбовской области ориентирует на достижение благополучия и согласия посредством обеспечения баланса государственных, экономических интересов и интересов сообщества граждан на основе повышения качества административного управления; дает единое направление деятельности всей вертикали власти в регионе, единый ориентир для повышения активности хозяйствующих субъектов, экономических и социальных институтов общества.

Относительное усиление регулирующей роли органов государственной власти и местного самоуправления произойдет исключительно в части их функций по институциональному и информационному обслуживанию субъектов рынка, по формированию правовой и организационно-управленческой среды деятельности субъектов экономических отношений.

Воссоздание основ индустриального уровня развития области и закладывание основ постиндустриального возможно на основе реализации стратегии прорыва. Концепция прорыва определяется как превращение существующих ресурсов и интеллектуального потенциала в рыночные конкурентные преимущества, развитие новых компетенций рационализации отраслевой и управленческой структуры на всех уровнях, которые в совокупности придадут необходимый импульс развитию региональной экономики.

Модель комплексного социально-экономического развития области основывается на четырех основополагающих идеях: формирования социально-ориентированного рыночного механизма хозяйственной деятельности, максимального использования интеллектуального и научно-технического потенциала развития, активного государственного стратегического управления, общего повышения культурного уровня населения.

Формула стратегии выглядит следующим образом:

«человеческий фактор» (квалифицированные кадры, образование, культура, традиции)

+ научно-технический потенциал + природные ресурсы, используемые в интересах области

+ синтез экономических методов стимулирования хозяйственной деятельности = новая экономика региона, представляющая собой научно-производственный комплекс российского значения со всей системой жизнеобеспечения населения.

Поступила в редакцию 24.03.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.