Д
анилина
Наталья ВалерьеВна
Особен/ности социально-экономическогораз&ития НоВосибирсной области
Л \
о
м
•<
ей И
К
о ас
К ё О
щ
о
м
Важнейшей составной частью разработки стратегии долгосрочного развития области являются анализ социально-экономического развития, оценка стартовых условий, конкурентных позиций и специфических особенностей региона, выделяющих его среди остальных субъектов РФ.
Социально-экономическое развитие, социально-экономические показатели, Новосибирская область, стартовые условия, динамика, стратегия, SWOT-анализ региона.
^^ £ овосибирская область на протяжении большей части ХХ в. была одним из
| Я_Ш наиболее динамично развивающихся регионов России. В конце 1980-х гг.
V ^^ по комплексной оценке экономического потенциала она находилась в
Я Я первой десятке регионов РСФСР и имела имидж региона с прогрессивной структурой хозяйства, сильным научно-образовательным потенциалом и интенсивным сельским хозяйством: на душу населения здесь производилось сельскохозяйственной продукции примерно на четверть больше, чем в среднем по РСФСР.
В период рыночных реформ высокий потенциал региона оказался невостребованным и стал быстро разрушаться. Если в 1994 г. в Новосибирской области (далее НСО) валового регионального продукта (далее ВРП) на душу населения производилось около 90% от среднероссийского уровня, то к 1996 г. этот показатель снизился уже до 87%, а к 2002 г. - до 75,6%. Особенно пострадали базовые отрасли машиностроения, составляющие основу высокотехнологичного производства, - приборостроение, электроника и микроэлектроника. Стали убыточными почти все предприятия, выпускавшие электронную и радиотехническую продукцию. Существенно увеличилась степень износа производственного аппарата в промышленности, произошло заметное обветшание городской инфраструктуры. Резко сократились объемы промышленного и гражданского строительства. Под воздействием этих факторов, имеющих в основном внешний характер, область в середине 1990-х гг. вошла в категорию «новых депрессивных регионов».
В 1990-е гг. произошло качественное изменение специализации НСО: из мощного промышленного центра России она превратилась в регион, обслуживающий сферу обращения и финансы, межрегиональную торговлю, усилились позиции региона как крупного транспортного центра. В результате в экономике области значительно выросла доля услуг в структуре ВРП (с 40,2% в 1995 г. до примерно 60% в 2005 г.).
Таковы были стартовые условия, в которых стала работать новая исполнительная и законодательная власть НСО в 2000 г. Она столкнулась со сложной проблемой реализации новой социально-экономической и налогово-бюджетной политики с целью восстановления производственного потенциала региона и ускоренного преодоления последствий кризиса переходного периода [1].
За последние 10 лет в НСО обеспечена опережающая динамика основных социальных и экономических показателей по сравнению с РФ.
В 2009 г. влияние мирового финансово-экономического кризиса проявлялось несколько мягче, чем в других регионах и России в целом. В основе этого лежат достаточно органичная структура экономики, сравнительно благоприятные условия функционирования экономических субъектов и высокий уровень предпринимательской активности, что является результатом усилий органов власти и бизнеса в предкризисный период.
300-£50 ■
\ZA
l-1 109
1Ы
Бало&ьи регноналньй продукт
Объем
■!■ FA- IIIJK Н Н Ü ГО
пронюдстеа
□ Новосибирская область ■ Российская Федерация
Рис. 1. Темп прироста основных показателей по Новосибирской области и Российской Федерации (2009 г. в % к 1999 г., в сопоставимой оценке) [2]
Стабилизации ситуации в НСО способствовала реализация конкретных мер противодействия финансово-экономическому кризису в важнейших сферах экономики, мер по обеспечению эффективной занятости и сохранению доходов населения, выполнение в полном объеме социальных обязательств государства.
В 2009 г., как и в предыдущие годы, основные социально-экономические показатели были выше соответствующих среднероссийских значений:
- индекс валового регионального продукта - 96% (по России - 91,5%);
- индекс промышленного производства - 95% (по России - 88,5%);
- индекс производства продукции сельского хозяйства составил 109% (по России - 100,5%);
- индекс реальной заработной платы - 97,3% (по России - 96,6%);
2009-й год явился своеобразной проверкой политики и управленческих решений, реализованных на протяжении предыдущего периода деятельности органов государственной власти области. Сложившаяся система управления обеспечила устойчивое функционирование социально-экономической системы, выполнение всех социальных обязательств, проявила способность адаптации к усложнившимся условиям, оперативного решения новых задач.
В результате последовательной модернизации экономической политики в последние годы НСО демонстрировала высокие темпы роста в промышленности, сельском хозяйстве, торговле; увеличились инвестиции в реальный сектор экономики; возросли реальные доходы населения; улучшились финансовые показатели предприятий и организаций, что способствовало росту доходной базы региона; начался процесс технологического обновления и освоения производства конкурентоспособной продукции. Начиная с 2001 г. по 2008 г. объем ВРП НСО увеличился более чем в 2 раза (в сопоставимых ценах); среди регионов СФО такие же быстрые темпы экономического роста продемонстрировала только Омская область. Объем ВРП в 2009 г. по оценочным данным составил 461 млрд руб. и снизился по сравнению с 2008 г. в сопоставимой оценке на 4% (оценка изменения ВРП РФ - 96% к уровню 2008 г.). В производственной структуре ВРП в 2009 г. на долю промышленного производства приходится 23%, торговли - 19,6%, транспорта и связи - 14,5%, сельского хозяйства - 6,7%, строительства - свыше 5%. В сфере общественных услуг формировалось более 30% ВРП. Малый бизнес составляет 18%.
■ ВВП млрд.рублей
"Индекс физического объема по Новосибирской области, % 1999 году "Индекс физического объема по РФ, в % к 1999 году
113,7 .¡110,6
о ж о
я
S
ж
о
Ti
isa
и
^
w о
2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Рис. 2. Валовый региональный продукт
л 1
о •<
ей И
К
о
ас ££
к ё о ас о м
Сформировавшиеся в НСО в предыдущие годы высоко диверсифицированная экономика, благоприятный деловой климат, уровень предпринимательской активности, реализованные в 2009 г. основные проекты, программы и мероприятия, нацеленные на достижение нового качества развития экономической и социальной сферы, позволили в условиях влияния мирового финансово-экономического кризиса сохранить в 2009 г. опережающие среднероссийский показатель роста ВРП НСО.
Однако, экономический кризис 2008 г. все же внес свои негативные коррективы, в частности, в динамику промышленного производства: в конце 2008 г. - начале 2009 г. максимальный спад составил 7-10% в месяц от соответствующего периода предыдущего года. Как и у ряда других регионов-«середняков», темпы промышленного спада в НСО довольно умеренные, поскольку прежняя еще советская машиностроительная специализация Новосибирска уже была подорвана кризисом конца 1990-х гг. и риски нового кризиса для региона оказались меньше.
Важную роль в экономике области играет агропромышленный комплекс - сельское хозяйство (далее с/х), специализирующееся на производстве зерна и мясомолочном животноводстве. По объему валовой с/х продукции НСО входит в первую десятку субъектов РФ. В СФО по выпуску продукции с/х НСО занимает 4-е место после Алтайского края, Омской области и Красноярского края. Доля продукции с/х НСО в СФО составляет около 14%. Агропромышленный комплекс НСО в 2009 г. продолжал наращивать объемы производства и являлся наиболее стабильной отраслью экономики. За 2009 г. объем валовой продукции составил 53 млрд руб. с индексом производства 108,3%.
Ситуация в сельском хозяйстве региона может быть оценена как стабильно-положительная. Вместе с тем сохраняются проблемы, связанные с ростом конкуренции на рынке сельхозпродукции, недостаточным развитием рыночно-сбытовой инфраструктуры, ухудшением условий кредитования, сокращением кредитных ресурсов и притока инвестиционных ресурсов.
Что касается социальной политики, то несмотря на трудности в преодолении негативных инерционных тенденций в социальном развитии, которые проявлялись в 1990-е гг. и на рубеже веков, с 2001 г. НСО стала показывать в целом положительную динамику качества жизни населения и постепенное приближение к средним значениям по РФ. Улучшение демографической ситуации стало результатом целенаправленных комплексных усилий по повышению уровня и качества жизни населения. Улучшение качества жизни, реализация заявленных органами власти всех уровней мер по поддержке семьи и укреплению семейных ценностей обеспечили существенное повышение рождаемости. Качественное улучшение медицинского обслуживания, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, расширение практики профилактической медицины создали условия для фактического снижения смертности населения.
В условиях 2009 г. удалось сохранить зафиксированную в годы экономического роста НСО тенденцию опережающего роста реальных располагаемых денежных доходов населения по области в сравнении с РФ (НСО - 101,7%, РФ - 100,7%).
В 2009 г. среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 11,3% и составили 14 293,00 руб., на 9,4% превысив критерий обеспеченности - минимальный потребительский бюджет (13 069,00 руб.). Продолжилась тенденция их роста: с 2000 по 2009 г. они возросли в 11,5 раза.
Покупательская способность денежных доходов населения в расчете на среднегодовую величину прожиточного минимума возросла в 2,6 раза и сохранилась на уровне 2008 г.
Темп роста номинальной заработной платы в области превысил общероссийский показатель (108,2% и 107,9%, соответственно). Продолжена тенденция сближения уровней оплаты труда в НСО и РФ. По предварительной оценке среднемесячная заработная плата составила 17 тыс. руб.
В 2009 г. удалось удержать уровень инфляции ниже прогнозируемых целевых параметров. Индекс потребительских цен в НСО в декабре 2009 г. составил 108,17% к декабрю 2008 г. (по РФ - 108,8%). Темпы роста номинальной среднемесячной заработной платы опережали темпы инфляции. Реальная заработная плата практически сохранена на уровне 2008 г. (97,3%). Это выше индекса реальной заработной платы по РФ в целом.
Реализация мер по совершенствованию и повышению оплаты труда работников организа-
г
ций бюджетных учреждений, обеспечили за последние десять лет рост заработной платы в отраслях бюджетной сферы более чем в 16 раз. В 2009 г. заработная плата в отраслях бюджетной сферы существенно возросла (по оценке в 2009 г. прирост по сравнению с 2008 г. составил в здравоохранении и предоставлении социальных услуг 21,1%, в образовании - 20% и культуре и спорте - 29,5%).
НСО традиционно занимает лидирующие позиции по вводу жилья среди регионов СФО. В 2009 г. за счет всех источников финансирования в области введено более 1,2 млн м2 общей площади жилых домов - это самый высокий показательно по СФО. Доля индивидуального жилищного строительства составила 28% в общем объеме введенного жилья. За десять последних лет жилищный фонд области увеличился на 8 млн м2. Начиная с 2006 г. ежегодный ввод жилья составляет более 1 млн м2, это в 2,5-3 раза больше объема вводимого жилья до 2000 г.
Строительный сектор, являющийся одним из приоритетных направлений области, показывает высокие результаты работы за последние годы, включая докризисный 2008 г. В 2009 г. объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», составил 28,2 млрд руб., или 52,1% в сопоставимых ценах к уровню 2008 г. Более 46% от общего объема строительного подряда выполнено крупными и средними организациями. В целом объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», в 2010 г. составил 36,12 млрд руб., или 113,6% к уровню 2009 г.
Начиная с 2009 г., развитие потребительского рынка исследуемого региона характеризуется замедлением темпов. В условиях кризиса торговля оказалась одной из наиболее уязвимых отраслей экономики по причине высокой зависимости от доступности и стоимости привлеченных финансовых ресурсов. Дефицит ликвидности и высокие банковские ставки сказались на рентабельности уже существующих сетей и на объемах нового строительства. Сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения, доступности потребительского кредитования, а также изменение структуры потребления населения, свойственное кризисным периодам, привело к снижению потребительского спроса, уменьшению стоимости одной покупки и, как следствие, падению розничного товарооборота.
Оборот розничной торговли в 2009 г. составил более 275 млрд руб., что в сопоставимой оценке на 7,8% меньше, чем в 2008 г. Более половины оборота формировалось за счет реализации непродовольственных товаров - 57%, доля продовольственных составила 43% (в
2008 г. - 59,4% и 40,6% соответственно). В целом в 2009 г. оборот розничной торговли будет на 5 % ниже, чем в 2008 г. (по РФ - на 6%).
Новосибирская область лидирует среди регионов СФО по показателю оборота розничной торговли непродовольственными товарами в расчете на одного жителя (НСО - 48,9 тыс. руб., в СФО - 35 тыс. руб.), что свидетельствует о расширении экономических возможностей и повышении уровня жизни населения, а также сохранении высоких позиций области как торгового центра Сибирского региона.
В целях снижения негативного влияния финансового кризиса на экономику области был разработан комплекс антикризисных мер, продолжение реализации которых в 2011 г. будет способствовать стабилизации ситуации на предприятиях торговли и общественного питания. Продолжится открытие новых высокотехнологичных торговых объектов с развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами, что позволит поддерживать высокий уровень обслуживания населения области и создать дополнительные рабочие места.
Несмотря на снижение инвестиционной активности, в 2009 г. в области не зафиксировано масштабного замораживания инвестиционных процессов. Это позволило получить инвестиции в основной капитал на уровне 90 млрд руб. с индексом физического объема 72% относительно уровня 2008 г. Средний темп роста инвестиций за десятилетний период с учетом показателей
2009 г. превышает аналогичные показатели по РФ и СФО. Несмотря на общее снижение индекса инвестиций в основной капитал по 2009 г. средний показатель за 2000-2009 гг. превышает российский уровень и данные по СФО (НСО - 117,40%, СФО - 112,70%, РФ - 109,70%).
Снижению индекса инвестиций способствовало завершение крупных инвестиционных проектов, обеспечивающих стремительной рост данного показателя в предыдущие годы; а также сокращение инвестиционных программ в строительстве коммерческой и жилой недвижимости, сокращение и удорожание ипотеки, снижение платежеспособного спроса населения на жилье, сокращение кредитования банками строительных организаций.
О ¡□С О
Я
К
^
¡□С >
О Т
К
¡=1
та
>■
Ьс1 О
л ¡
о
PQ •<
PLh
l=¡
S
t-ч
О
Ч
н s
s
о И о
M
СТ5
В большей степени снижение происходило за счет таких отраслей как транспорт (61%), добыча полезных ископаемых (54%), металлургия (26,2%), торговля (25%), строительство (23%).
В то же время сохранялась инвестиционная активность в таких важных для экономики области видах деятельности, как транспортные средства (более чем в 2 раза), предоставление коммунальных услуг (150%), производство электрооборудования (125%), связь (85%) и сельское хозяйство (83%).
Важнейшим инструментом инвестиционной политики области, который дает серьезные конкурентные преимущества в привлечении внешних инвесторов, является развитие индустриальных и технологических парковых зон, таких как Промышленно-логистический парк (ПЛП). Это обеспечивает реализацию принципа одного окна при выделении земельных участников и согласовании технических условий на размещение новых производственных объектов на территории, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой, а также привлечение необходимых средств для строительства инфраструктурных объектов.
Таким образом, для усиления и стабилизации позитивной динамики экономического роста в НСО, достигнутой в последние годы, и возвращения себе статуса одного из наиболее динамично развивающихся и прогрессивных регионов России, отвечающего вызовам XXI в., необходимы:
- наличие долгосрочной стратегической программы действий, воплощенной в детальных инвестиционных проектах, региональных целевых программах и системах мероприятий;
- существенное совершенствование системы регионального управления, так чтобы она была способна реализовать поставленные задачи;
- эффективное взаимодействие власти, бизнеса, науки и институтов гражданского общества, нацеленное на реализацию стратегических планов регионального развития.
Важнейшей составной частью разработки стратегии долгосрочного развития НСО является оценка стартовых условий, конкурентных позиций и специфических особенностей данного региона, выделяющих его среди остальных субъектов РФ, расположенных на территории СФО. Результаты анализа социально-экономического положения региона представлены в таблице.
Таблица
SWOT-анализ социально-экономического положения Новосибирской области
Сильные стороны
1) высоко диверсифицированная экономика, благоприятный деловой климат и положительная динамика предпринимательской активности;
2) благоприятное географическое расположение области с хорошим автомобильным и железнодорожным сообщением, на пересечении стратегических транспортных коридоров международного значения и транзитных маршрутов;
3) превращение области в транспортно-логистический узел;
4) статус центра СФО и развитая институциональная структура федеральных и региональных государственных органов;
5) близость к государствам азиатского континента, к субъектам РФ, добывающим углеводородное сырье и производящим электроэнергию;
6) наличие производственных площадей и земельных участков;
7) устойчивый спрос на продукцию обрабатывающей промышленности (в первую очередь - машиностроения);
8) наличие отдельных конкурентоспособных на мировом рынке производств;
9) развитый сектор финансово-кредитных, страховых, консалтинговых услуг, развитый потребительский рынок;
10) положительный опыт реализации ряда инвестиционных проектов (Mars, Coca Cola, VEKA, IKEA и др.);
11) стабильный инвестиционный рейтинг «Эксперт РА» 2В (средний потенциал - умеренный риск);
12) стабильное улучшение демографического показателя и качества жизни населения (низкий уровень безработицы, рост номинальной заработной платы и т.д.);
13) развитая система социальной поддержки населению (кадровое, профессиональное обеспечение, медицинское обслуживание и т.д.);
14) развитая система образования и прогрессивная научная база.
Слабые стороны
1) удаленное положение относительно важных центров РФ, Европы и мира;
2) невыгодная преимущественно импортозамещающая специализация промышленности области, отсутствие значимых экспортных отраслей;
3) область небогата полезными ископаемыми, востребованными мировым рынком;
4) неконкурентоспособность отдельных отраслей производства, как на внешнем, так и на внутреннем рынке;
5) неразвитость механизмов экспорта инновационной продукции;
6) отсутствие действенных систем сертификации и контроля качества экспортной и импортной продукции;
7) высокая степень износа производственных фондов предприятий-экспортеров;
8) недоступность долгосрочных кредитов для большинства участников ВЭД и высокая стоимость краткосрочных;
9) недостаточный уровень развития инфраструктуры ВЭД;
10) высокие экспортные тарифы на железнодорожные перевозки;
11) длительность и сложность согласительных процедур при реализации инвестиционных проектов;
12) более высокая инвестиционная привлекательность «сырьевой экономики» и торговли по сравнению с «экономикой знаний» и обрабатывающей промышленностью;
13) высокие риски проектов по производству инновационной продукции;
14) несовершенство законодательства в сфере коммерциализации научных разработок;
15) большая имущественная дифференциация населения.
Окончание таблицы
Возможности
1) эффективное использование геополитического и географического положения города в Азии;
2) географическое положение (наличие рынков сбыта), природно-климатические условия, а также наличие сырьевых ресурсов позволяют организовать конкурентоспособное производство в АПК;
3) использование статуса Новосибирска как центра СФО для привлечения инвесторов;
4) масштабное и системное привлечение инвестиций в экономику области при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности;
5) повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг предприятий области на основе развития высоких технологий и инноваций, формирования традиционных и новых брендов;
6) развитие области как региона-лидера, специализирующегося на производстве сельскохозяйственной продукции с применением современных агротехнологий и передовых методов управления;
7) интеграция производственного и сельскохозяйственного комплексов НСО в глобальную экономику (выход на международные стандарты качества и производительности);
8) создание бренда для традиционных товаров НСО и продвижение на его основе продукции местных производителей на глобальные рынки сбыта;
9) расширение рынка продукции местных производителей, предназначенной для производственно-технических нужд (особенно инвестиционного назначения);
10) увеличение экспорта наукоемкой продукции, высоких технологий и инновационных продуктов по мере реализации инновационного сценария развития области;
11) увеличение экспорта продовольственных товаров за счет повышения эффективности АПК региона;
12) увеличение экспорта природных ресурсов и продукции их переработки;
13) увеличение импорта оборудования, строительных материалов по мере технического перевооружения предприятий, строительства новых производств;
14) рост внешнеторговых потоков по мере совершенствования инфраструктуры ВЭД;
15) создание технопарков, промышленных, логистических зон, в перспективе - особой экономической зоны технико-внедренческого типа;
16) привлечение иностранных инвесторов к формированию технологических кластеров, реализации программ организации производства наукоемкой продукции (силовая электроника, приборостроение, биотехнологии, информационные, строительные технологии и т.д.);
17) активизация механизмов государственно-частного партнерства, государственных заказов при реализации инвестиционных проектов, включение области в программы долгосрочного развития крупных транснациональных компаний и финансовых групп;
18) совершенствование инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности;
19) вывод экономики из теневого сектора;
20) совместное осуществление масштабных экономических проектов с ближайшими регионами;
21) развитие туристического и культурно-досугового бизнеса;
22) высокий промышленный, научно-технический, образовательный и кадровый потенциал;
23) качественное улучшение медицинского обслуживания, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, расширение практики профилактической медицины создают условия для фактического снижения смертности населения
Угрозы
1) рост доли импортной продукции в структуре продаж и свертывание соответствующих отечественных производств;
2) опережающий рост торговых потоков по сравнению с темпами развития инфраструктуры ВЭД;
3) «утечка технологий» за рубеж вследствие незащищенности интеллектуальной собственности при осуществлении экспортных поставок наукоемкой продукции;
4) ограничение доступа на внешние рынки сбыта отдельных товаров (в т.ч. инновационной продукции) вследствие изменения экономической, политической конъюнктуры;
5) нелегальный ввоз товаров народного потребления («серый» импорт);
6) усиление межрегиональной конкуренции за привлечение товаропотоков;
7) неготовность основной массы местных производителей к международной конкуренции, а также к ее усилению в случае вступления России в ВТО;
8) отсутствие стимулов для превращения «несырьевого» сектора экономики в привлекательный для иностранных инвесторов;
9) недостаточные для масштабного освоения инвестиционных ресурсов темпы развития инфраструктуры (транспортной, деловой и пр.);
10) усиление межрегиональной конкуренции за инвестиционные ресурсы (в т.ч. благодаря созданию ОЭЗ в ряде субъектов РФ);
11) невысокие международные инвестиционные рейтинги РФ в целом;
12) отток из города способной творческой молодежи;
13) рост нелегальной миграции;
14) ухудшение экологической обстановки
О Ш О
Я К И
СП
>
О Т
К
¡=1
•по
>■
ьа о
В целом проведенный SWOT-анализ позволяет сделать следующий вывод: хотя и не по каждому отдельному направлению развития экономики, социальной сферы, ресурсному обес-
1
Ц ||
л 1
о
м
•<
ей И
К
о
ас ££
к
печению, исследованная нами Новосибирская область сможет занять лидирующее место в масштабах Сибири в долгосрочной перспективе, тем не менее принципиально важна именно совокупность всех потенциальных точек ее роста. Именно взаимосвязанность и взаимная дополняемость всех потенциальных источников роста (ресурсы; территория; достигнутый уровень, структура и перспективы производства; научно-образовательный потенциал и др.) существенно повышают общую конкурентоспособность области и дают ей шанс на возрождение и быстрое развитие в новом тысячелетии.
Литература
[1] Официальный сайт малого и среднего предпринимательства Новосибирской области ЬШ:р://твр^о.шМо.рЬ|р?1(С=612.
[2] Официальный сайт Министерства экономического развития Новосибирской области http://economnso.ru.
О
щ
о
м