Национальная безопасность / nota bene
Правильная ссылка на статью:
Ильичева Ю.А — Особенности сотрудничества Индии со странами АСЕАН в области безопасности в регионе Юго-Восточной Азии // Национальная безопасность / nota bene. - 2019. - № 3. DOI: 10.7256/24540668.2019.3.29990 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=29990
Особенности сотрудничества Индии со странами АСЕАН в области безопасности в регионе Юго-Восточной Азии
Ильичева Юлия Александровна
соискатель кафедры мировой экономики, Мзсковский государственный институт международных
отношений (университет) IVHfl России
105094, Россия, г. Москва, уп. Проспект Вернадского, 76
Статья из рубрики "Глобализация и национальная безопасность"
Аннотация.
Республика Индия имеет тесные исторические связи с Юго-Восточной Азией. Некоторые страны Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)еще в 1960-х годах рассматривали Индию как стратегического партнера и потенциального гаранта безопасности. Предметом исследования является сотрудничество Индии со странами АСЕАН в области обороны. Исследование развития сотрудничества между Республикой и Ассоциацией в сфере безопасности крайне актуально, поскольку взаимоотношения между странами являются ключевым элементом внешней политики и основой восточной политики Нью-Дели («Взгляд на Восток» и впоследствии «Движение на Восток»). Данная тематика представляет научный интерес, так как позволяет проанализировать факторы, повлиявшие на двусторонние отношения, и выявить возможные препятствия на пути их развития. В целом подход Индии к АСЕАН мотивирован не только чисто экономическими интересами, но и внешней политикой. В отношении со странами АСЕАН Республика, прежде всего, намерена стать доминирующей силой в северо-восточной части Индийского океана (в частности, Бенгальском заливе и Андаманском море) и играть важную стратегическую роль в регионе ЮВА и Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).Республика имеет хорошие отношения в области обороны только с Сингапуром и Вьетнамом, в то время как сотрудничество с другими государствами, такими как Индонезия, Малайзия и Таиланд, остается на относительно базовом уровне.
Ключевые слова: Вьетнам, Малаккский пролив, Андаманское море, Бенгальский залив, Взгляд на Восток, Движение на Восток, безопасность, АСЕАН, Индия, Сингапур
DOI:
10.7256/2454-0668.2019.3.29990
Дата направления в редакцию:
14-06-2019
Дата рецензирования:
13-06-2019
Республика Индия имеет тесные исторические связи с Юго-Восточной Азией. Некоторые страны АСЕАНеще в 1960-х годах рассматривали Индию как стратегического партнера и потенциального гаранта безопасности. Однако в соответствии с ее принципами неприсоединения, Республика отказалась участвовать в любых предлагаемых региональных соглашениях по безопасности. Примечательно, что сотрудничество Индии с Советским Союзом и поддержка союзника по соцлагерю, Вьетнама, спровоцировали своеобразное «отдаление» Индии от региона ЮВА (за исключением нескольких стран) из-за политических разногласий.
После распада СССР и пересмотра индийского политического курса в 1990-х гг. началась активизация двусторонних отношений, в частности, в рамках внешнеполитических курсов «Взгляд на Восток» и «Движение на Восток», призванных расширить экономические, политические связи и отношения в области безопасности с регионом ЮВА.
В 1995 году Индия стала полноправным партнером по диалогу с АСЕАН, а с 2002 года проводится ежегодный саммит Индия-АСЕАН. Республика также поддержала создание новых субрегиональных организаций в северо-восточной части Индийского океана, включая группировку БИМСТЭК с целью оказания содействия техническому и экономическому сотрудничеству между странами Бенгальского залива (включая Малайзию, Таиланд и Мьянму) и группу по сотрудничеству Меконг-Ганг для расширения транспортных связей между Южной Азией и Индокитаем.
Кроме того, Индия присоединилась к Региональному форуму АСЕАН (АРФ) в 1996 году и к двум договорам в области безопасности: Договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия (формально Республика обязалась выполнить условия Протокола), и Договор о дружбе и сотрудничестве (формально Республика присоединилась в 2003 году). Индия также участвует в совещаниях министров обороны стран АСЕАН, а также Австралии, Китая, Индии, Японии, Новой Зеландии, России, Республики Корея и США (формат ADMM + 8). Однако необходимо учитывать, что АСЕАН играет лишь ограниченную роль в обеспечении региональной безопасности, и вряд ли в ближайшее время ее влияние возрастет. Соответственно в обозримом будущем взаимодействие Индии и стран Ассоциации в сфере безопасности будет в основном происходить на двустороннем уровне.
Взаимодействие Индии со странами АСЕАН в области безопасности
В отношении со странами АСЕАН в области безопасности Республика, прежде всего, намерена стать доминирующей силой в северо-восточной части Индийского океана (в частности, Бенгальском заливе и Андаманском море) и играть важную стратегическую роль в регионе ЮВА и Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Для Индии северо-восточная часть Индийского океана представляет собой ключевое пространство для защиты от потенциальных угроз, которые могут исходить из Ю ВА. Возможность контролировать морские пути, которые пересекают Бенгальский залив и
Андаманское море и выходят в Тихий океан через Малаккский пролив, также становится значительным стратегическим преимуществом для Нью-Дели в борьбе с конкурирующими державами. Кроме того, в этом районе существует множество неотложных проблем в области безопасности, которые могут непосредственно угрожать интересам Республики, в т.ч. пиратство и контрабанда, морской терроризм, деятельность сепаратистских движений в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, а также территориальные споры.
Наиболее важные для Республики со стратегической точки зрения страны АСЕАН, такие как Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур и Мьянма, находятся на водах северовосточной части Индийского океана или вблизи них. Индия доминирует на северо-востоке Индийского океана, по крайней мере, с 1971 года, когда отделение Бангладеш от Пакистана устранило любую угрозу ее положению со стороны любого потенциального соперника.
В последние годы Индия укрепляет свои возможности в данном районе. Большая часть индийской программы модернизации ВМС в течение последнего десятилетия была сосредоточена на улучшении ее возможностей на северо-востоке Индийского океана. Произошла эффективная «перебалансировка» доли оборонных ресурсов, выделяемых в восточные воды Индии, что отражает относительно более низкое восприятие традиционной морской угрозы по отношению к Пакистану и относительно более широкое восприятие угрозы по отношению к Китаю. Эта перебалансировка также включает строительство новой крупной базы для Восточного флота к югу от Висакхапатнама на восточном побережье Индии с возможностью размещения двух авианосцев и атомных подводных лодок. По словам Л.Прабхакара, индийского военно-морского аналитика, предлагаемая база будет обладать «всеобъемлющими противовоздушными, противолодочными и десантными возможностями, что означает более высокий приоритет
при формировании позиции китайских военно-морских сил в регионе Мьянмы» [7, p 66].
Доминирующее стратегическое положение Индии в северо-восточной части Индийского океана подкреплено ее владением Андаманскими и Никобарскими островами, которые простираются с севера на юг через Андаманское море около западного конца Малаккского пролива. Индийский государственный деятель и дипломат К. М. Паниккар заявлял, что Андаманские и Никобарские острова потенциально дают Индии стратегические базы, «которые, если их полностью использовать в координации с
авиацией, могут превратить Бенгальский залив в безопасную зону» [8, p 96].
Начиная с середины 1990-х годов Индия развернула обширные военные объекты на Андаманских и Никобарских островах, включая портовые сооружения для обслуживания элементов Восточного флота и авиабазы для наблюдения и ударные самолеты. Радиус действия самолетов, базирующихся в Андаманских островах или проходящих через них, охватывает Малаккский пролив и большие участки Южно-Китайского моря.
Кроме того, правительство Индии намерено значительно развивать военную инфраструктуру, включая модернизацию взлетно-посадочной полосы и развитие портовой инфраструктуры для использования крупными судами. Кроме того, планируется постоянное развертывание БПЛА и расширение бригады армии численностью 3500 человек до численности дивизии.
В июле 2012 года ВМС Индии открыли новую передовую авиабазу на острове Большой Никобар, в северной части Малаккского пролива, которая будет использоваться главным образом для наблюдения за морским пространством.
В течение последних двух десятилетий ВМС Индии играли ведущую роль в развитии отношений сотрудничества в области безопасности с несколькими государствами АСЕАН, граничащими с Бенгальским заливом/ Андаманским морем, в том числе посредством проведения совместных военно-морских патрулей, двусторонних учений и проведения раз в два года сборов региональных флотов «MILAN» в Порт-Блэр на Андаманских
островах
Реализуя вторую цель (играть важную стратегическую роль в регионе ЮВА и АТР) Индия руководствуется не только необходимостью сбалансировать растущее влияние Китая в Юго-Восточной Азии, но и стремлением расширить свое стратегическое пространство в регионе как части своей растущей экономической и военной мощи. При этом ее политика гибкая и осторожная, поскольку Республика обладает более скромными силами по сравнению с другими крупными державами, например, с Китаем.
Многие страны АСЕАН (например, Сингапур и Вьетнам) положительно рассматривают стремление Индии увеличить свое военное присутствие в регионе в целом как позитивный фактор в балансе сил в Юго-Восточной Азии. Соединенные Штаты Америки также поощряют Индию играть более активную роль в ЮВА, в том числе посредством развития своих отношений в области обороны с союзниками в регионе. США надеются, что Индия станет их важным политическим партнером в Восточной Азии, что будет стимулировать активизацию усилий по смягчению стратегических амбиций Китая. Как отмечает американский ведущий эксперт по Южной Азии Т. Шаффер, «хотя резко укрепившиеся индийско-китайские отношения являются фактором мира и стабильности в Азии... подъем Китая определяет необходимость для США расширять сеть за пределами своей традиционно сильной опоры в Восточной Азии» В частности, еще в 2006 г. министерство обороны США в опубликованном ежеквартальном обзоре фактически объявило своей целью превращение Индии в непосредственного союзника в целях
завершения процесса окружения Китая [2, с 96].
При этом необходимо отметить,что Поднебесная планомерно укрепляет свои позиции за пределами ЮВА. По мнению китайских экспертов, Пекин прочно укоренился в зоне Индийского океана с помощью достаточно успешно осуществляемой стратегии «нить жемчуга» благодаря устойчивым связям с Пакистаном, Мьянмой, Непалом, Бангладеш и другими странами. Кроме того, власти Поднебесной настойчиво добиваются создания стоянок и опорных пунктов на побережье Восточной Африки или в островных
государствах с' 77].
Однако Республика еще не продемонстрировала себя в качестве полезного и последовательного партнера в области безопасности для большей части государств региона из-за отсутствия стратегической направленности и планирования. Индия также не объединила свои двусторонние отношения со странами АСЕАН в области обороны в последовательную региональную стратегию, что отражает собственные системные недостатки Нью-Дели в стратегическом планировании. Скорее, взаимодействие Индии с государствами группировки в настоящее время в большей степени определяются их собственной динамикой и обстоятельствами.
Примечательно, Республика имеет хорошие отношения в данной сфере только с Сингапуром и Вьетнамом, в то время как сотрудничество с другими государствами, такими как Индонезия, Малайзия и Таиланд, остается на относительно базовом уровне. Индии предстоит вложить значительные ресурсы и политическую волю для развития отношений с другими партнерами в регионе, некоторые из которых не решаются признать
ее роль в области региональной безопасности. При этом, несмотря на то, что среди государств АСЕАН существует широкий консенсус в пользу того, что Индия играет более активную роль в области безопасности в Юго-Восточной Азии, отсутствует четкое понимание того, какой должна быть эта роль. В значительной степени это отражает системный сбой стратегической координации между государствами АСЕАН.
Кроме того, у Индии пока нет четко сформулированной стратегии для сотрудничества со странами АСЕАН в области обороны и безопасности. Республика всячески старается развить военно-морское присутствие там, где это возможно, посредством регулярных учений, скоординированных патрулей и посещений судов. При этом, индийский военно-морской флот также стремится подчеркнуть свою роль в качестве ведущего поставщика общественных благ для региона, в том числе в таких областях, как пиратство, контрабанда, морской терроризм и гуманитарная помощь и оказание помощи при бедствиях (в т.ч. после цунами 2004 года, циклона Сидр в 2007 году в Бангладеш и циклона Наргис 2008 года в Мьянме) для создания положительного восприятия к
Республике и статуса предпочтительного партнера по безопасности с АСЕАН[4, р 155]. Все эти инициативы помогают узаконить военно-морское присутствие Индии в регионе.
В большинстве случаев Нью-Дели стремится развивать сотрудничество в сфере обороны медленно и относительно неформально, оставляя свою желаемую роль в сфере безопасности в значительной степени неопределенной. Республика избегает развития постоянного военного присутствия в регионе (исключение Вьетнам).
Примечательно, что изначально Индия развивала отношения в сфере обороны с Сингапуром, который исторически признавал Республику в качестве страны, обеспечивающей безопасность в регионе. В настоящее время Сингапур, несомненно, играет ключевую роль в амбициях Нью-Дели: он является региональным защитником Индии, ее экономическими и политическими воротами в ЮВА и ее самым активным партнером в области безопасности.
В 2003 году Индия и Сингапур заключили Всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве в области обороны, которое способствовало проведению ежегодных диалогов по политике в области обороны, совместных учений, обмена разведданными и сотрудничества в области оборонных технологий. Военно-морские силы Сингапура и Республики часто проводят совместные учения, в основном в Бенгальском заливе, а также в Южно-Китайском море. Индийские военно-морские суда также регулярно посещают военно-морскую базу Чанги. Армия и военно-воздушные силы проводят ежегодные учения с 2004 года. Военно-воздушные силы Сингапура в течение длительного времени используют индийскую авиабазу Калайкунда, а Индия согласилась на размещение сингапурской армии, персонала и оборудования на полигонах в Бабине и Деолли. Использование территории Индии силами обороны Сингапура представляет собой серьезный политический сдвиг для Республики, которая с момента получения независимости яростно выступала против любых иностранных военных баз в Азии.
Со стратегической точки зрения доступ к портовым и воздушным объектам Сингапура в сочетании с индийскими базами на Андаманских островах укрепляет позиции Индии в Малаккском проливе и в более долгосрочной перспективе может даже использоваться для передачи энергии в Южно-Китайское море. Однако существуют некоторые важные ограничения в отношениях. Сингапур имеет тесное и давнее сотрудничество в сфере обороны с другими странами, в частности с США и Австралией.
Для Индии небольшой размер Сингапура и его всенаправленная внешняя политика
означают необходимость развития более прочных экономических и политических отношений и взаимодействия в области безопасности с более крупными государствами.
Кроме того, Республика также заключила политический союз с Вьетнамом, возникший в эпоху холодной войны, но который был возрожден в последние годы. На протяжении более 40 лет Индия поддерживала Вьетнам, своего «самого надежного друга и союзника». Некоторые индийские эксперты рассматривают сотрудничество с Вьетнамом, как ответную меру за союз Китая с Пакистаном. По словам известного индийского ядерного стратега Б. Карнада, Индия помогает развиваться Вьетнаму как близкому союзнику и стратегическому партнеру подобно тому, что делает Пекин в отношении Пакистана [1, с 73]. В прошлом Китай также усиленно вовлекал Мьянму в сферу своего влияния и создания там антииндийской атмосферы.
Индия оказала всеобъемлющую поддержку Центру обучения ИТ в Национальной академии обороны в Ханое, открыла новую кредитную линию на сумму 500 млн долл. для углубления оборонного сотрудничества и выделила грант в размере 5 млн долл. на строительство армейского парка программного обеспечения в Университете
телекоммуникаций в Нячанге J13—Р—З5!. В рамках программы Индийского технико-экономического сотрудничества (the Indian Technical & Economic Cooperation Programme, ITEC ) армейская учебная группа Республики проводит подготовку лаосских, вьетнамских, индонезийских и камбоджийских военнослужащих.
Примечательно, что первые важные шаги в развитии сотрудничества в сфере обороны были предприняты в 2000 году благодаря подписанию Всеобъемлющего соглашения о сотрудничестве в области обороны. В то время как Вьетнам изначально был заинтересован в поставках запасных частей для советского оборудования из Индии, индийцы оказались менее надежными поставщиками, и контракты были потеряны из-за проблем с оплатой и бюрократических рамок. Республика также проявляет большую осторожность, особенно в отношении поставок передовых ракетных технологий.
Тем не менее, индийская оборонная сфера имеет хорошие возможности для предоставления услуг по обучению и техническому обслуживанию российского оборудования, такого как новые самолеты «Сухой» во Вьетнаме и подводные лодки класса Кило.
Ключевым моментом двухсторонних отношений является сотрудничество в ЮжноКитайском море. Вьетнам считает, что присутствие индийского флота обеспечивает поддержку Вьетнаму в его спорах с Китаем. Однако обе стороны стремятся избежать действий, которые могут быть чрезмерно провокационными для Китая. С 2011 года Вьетнам предоставил военно-морским силам Индии регулярный доступ к небольшому порту Нячанга, который находится очень близко к большой китайской военно-морской базе в заливе Камрань [13, Р 75].
Менее активно Индия развивала отношения в области безопасности с более крупными государствами архипелага в ЮВА, такими как Индонезия, Малайзия и Таиланд. Хотя данные страны Ассоциации в целом терпимы к стратегическим амбициям Индии в северовосточной части Индийского океана, они с осторожностью наблюдают за расширением роли Республики в области безопасности за пределами Андаманского моря.
Отношения Индии с Индонезией, хотя и ключевым фактором для ее стратегической годы. Нью-Дели уже давно считает Индонез
относительно менее развитые, могут стать роли в отношениях с АСЕАН в предстоящие ию (крупнейшее государство в архипелаге в
ЮВА) стержнем любой стратегии сдерживания влияния Китая в регионе. Историческая обеспокоенность Индонезии в отношении КНР также делает ее потенциально важным партнером в балансировании экономического, политического и стратегического влияния Поднебесной в Восточной Азии. Тесные отношения с Индонезией укрепили бы роль Республики, а также помогли бы развить ее отношения с другими странами Ассоциации.
С 2002 года индийские и индонезийские военно-морские силы осуществляют двухгодичные «скоординированные» морские патрули у северного входа в Малаккский пролив. Соглашение о сотрудничестве в области обороны 2001 года также предусматривает поставку Индией учебных материалов и оборудования и развитие оборонной промышленности Индонезии. Но реального прогресса в этой области было мало, отчасти из-за трудностей, с которыми Республика сталкивается в поставках совместно разработанного оружия (таких как крылатые ракеты BrahMos ), и остаточной
чувствительности в Индии относительно отношений Индонезии с Пакистаном Однако индийский судостроитель Pipavav намерен начать строительство военно-морских корветов в Сурабайе, что также может способствовать расширению сотрудничества между индийскими и индонезийскими военно-морскими флотами [13, р 83].
Ведущая роль Индонезии в Юго-Восточной Азии вместе с ее географическим положением в качестве стража между Индийским и Тихим океанами может сделать ее незаменимым региональным партнером для Индии. Расширение сотрудничества в области обороны между Республикой и Индонезией может изменить роль Индии в Юго-Восточной Азии. Однако небольшой оборонный бюджет Индонезии создает практические трудности для вооруженных сил Индонезии, что потребует от Нью-Дели серьезных политических, экономических обязательств и обязательств в области безопасности, которые до сих пор не были приняты.
Отношения Индии в области безопасности с Таиландом и Малайзией также развиваются медленно. Взгляды Таиланда на безопасность на море в Индийском океане в целом сходятся с позицией Республики, и Бангкок, похоже, принимает стратегические устремления Индии в северо-восточной части Индийского океана. В течение последнего десятилетия Индия оказывала помощь в борьбе с исламскими сепаратистами на юге Таиланда в обмен на то, что Бангкок предпринимает действия против индийских сепаратистов, использующих Таиланд в качестве маршрута поставки оружия. С 2006 года военно-морские силы Индии и Таиланда также проводят «скоординированное патрулирование» в Андаманском море. В январе 2012 года был подписан Меморандум о сотрудничестве в области обороны, и был учрежден ежегодный диалог по вопросам
обороны
Благодаря своему политическому и экономическому влиянию и географическому положению Малайзия также важна для стратегических амбиций Индии в регионе. В настоящее время в отношениях наблюдается несколько краеугольных камней, в том числе политические волнения среди индийской этнической общины в Малайзии, недовольных их экономической и политической маргинализацией. Активное малазийско-китайское сотрудничество повлияло на то, что Куала-Лумпур выступил против проведения отдельного саммита Индия-АСЕАН и поддержал попытки Поднебесной
исключить Индию из первого Восточноазиатского саммита в 2005 году [4, р 1571.
Малайзия также несколько осторожно относится к стратегическим амбициям Индии в регионе, но в то же время обеспокоена уровнем китайского влияния в Мьянме и потенциалом китайского военно-морского присутствия в северо-восточной части
Индийского океана. Также Куала-Лумпур не всегда в восторге от попыток Индии заявить о себе как о ведущей стране, обеспечивающей безопасность в Андаманском море и ее роли в Малаккском проливе. В отличие от некоторых своих соседей по АСЕАН, Малайзия считает, что она играет активную роль в обеспечении безопасности в Индийском океане, о чем свидетельствует развертывание ВМС Малайзии в Аденском заливе с 2008 года. Примечательно, что Малайзия отказалась от проведения регулярных двусторонних военно-морских учений или действий. «Координированное патрулирование» с ВМС Индии в Андаманском море в виде патрулей, которые ВМС Индии проводят с Индонезией и Таиландом. Хотя существует Меморандум о сотрудничестве в области обороны, большая его часть остается невыполненной.
Тем не менее, расширяется сотрудничество в отношении общих платформ защиты. С 2007 года ВВС Индии проводят обучение ВВС Малайзии для российского самолета Су-30МКМ. Существует также Соглашение о сотрудничестве в области технического обслуживания и обучения подводных лодок Scorpene , разработанных во Франции, развертываемых флотами Малайзии и Индии [13, p 81].
Заключение
Анализ отношений Индии со странами АСЕАН в области обороны демонстрирует отсутствие у Республики четкой стратегии в данной области. Индия стремится взять на себя непосредственную роль в обеспечении безопасности в сотрудничестве с прибрежными государствами на северо-востоке Индийского океана, включая предполагаемый императив быть ведущей державой в Бенгальском заливе / Андаманском море. Индия также намерена играть важную стратегическую роль в регионе ЮВА и АТР.
В то время как Индия поддерживает центральное положение АСЕАН как политической и экономической группировки, слабость Ассоциации в координации региональной политики в области безопасности означает, что отношения неизбежно находятся на двустороннем уровне. У Республики нет ни влияния, ни стратегической направленности, чтобы побудить страны группировки взаимодействовать с ней скоординировано. В результате взаимодействие Индии с государствами АСЕАН в области обороны отражают их различные стратегические перспективы и исторические отношения с Республикой.
Наиболее активно развиваются отношения в области обороны между Индией и Сингапуром, который является т.н. «центром» региона ЮВА. Нью-Дели также сотрудничает с Вьетнамом, чтобы установить военно-морское присутствие в ЮжноКитайском море, но Республика осторожна в отношении любых действий, которые могут привести к возможной конфронтации с Китаем. Индия стремится развивать отношения с Индонезией, Таиландом и Малайзией, но и здесь риторика часто превосходит реальность.
Библиография
1. Лебедева Н.Б. Индия и АСЕАН - особенности второй фазы курса «Смотри на Восток» и новая конфигурация в АТР // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. 2012. №18. С. 67-97.
2. Лунев С.И. Индия как один из новых центров глобального влияния // Сравнительная политика и геополитика. 2012. № 2(8). С. 91-104.
3. Требрин П.Ю. Индийский слон соперничает с китайским драконом: Современная военно-морская стратегия Нью-Дели. 2012. URL: www.centrasia.ru.newAphp?
st= 1331875740 (дата обращения 11.06.2019).
4. Brewster D. India's Defense Strategy and the India-ASEAN Relationship // India Review. 2013. Vol. 12. No. 3. Pp. 151-164.
5. Dhar A. K. Indian Air Force Carries out Exercise from Andaman Islands Base // Press Trust of India. 2005. URL: http://www.ptinews.com (дата обращения 11.06.2019).
6. India-ASEAN Summit: PM Narendra Modi calls for greater maritime cooperation; Mekong-India Economic Corridor also discussed // Financial Express. 2018. URL: https ://www.financialexpress.com /defence/act-east-policy-india-reaffirms-its-cooperation-in-maritime-domain-breakfast-meet-with-asean-leaders/1382796/ (дата обращения 11.06.2019).
7. Kumar Das A. India-ASEAN Defence Relations Singapore: RSIS, 2013. Monograph No. 28. 332 p.
8. Panikkar K. M. India and the Indian Ocean: An Essay on the Influence of Sea Power on Indian History. London: George Allen & Unwin, 1945. 116 p.
9. Pant V. H. India and Vietnam: A "Strategic Partnership" in the Making. Singapore: Rajaratnam School of International Studies, Nanyang Technological University, 2018. 55 p.
10. Parameswaran P. India Concludes 'Watershed' Military Exercise With ASEAN-Plus Nations // The Diplomat. 2016. URL: https://thediplomat.com/2016/03/india-concludes-watershed-military-exercise-with-asean-plus-nations/ (дата обращения 11.06.2019).
11. President Bush trip to India. Press Briefing. Wash.: Centre of Strategic and International Studies, Federal News Service Inc., 2006. P.5.
12. Roy D. Chaudhury Eyeing Southeast Asia, India builds port in Indonesia // The Economic Times. 2019. URL: https://
economictimes.indiatimes.com/articleshow/68490478.cms?
from = mdr&utm_source = contentofinterest&utm_medium=text&utm_campaign = cppst (дата обращения 11.06.2019).
13. Sundararaman S. India-ASEAN Relations: 'Acting' East in the Indo-Pacific // International Relations. 2017. Vol. 54. Issue 1-4. Pp. 62-81.
14. US, India, Japan, Australia for ASEAN-led mechanism to promote rules-based order in Indo-Pacific // The Economic Times. 2019. URL: https:// economictimes.indiatimes.com/articleshow/69610387.cms?
utm_source = contentofinterest&utm_medium = text&utm_campaign = cpp (дата обращения 11.06.2019).
15. Zheng S. South China Sea set to top agenda at Asean defence ministers' meeting // South China Morning Post. 2018. URL:
https ://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/2168437/south-china-sea-set-top-agenda-asean-defence-ministers-meeting (дата обращения 11.06.2019).