Научная статья на тему 'Особенности содержания языкового образования в школе с углубленным изучением испанского языка'

Особенности содержания языкового образования в школе с углубленным изучением испанского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / SPECIFIC FEATURES / LANGUAGE TEACHING / PUBLIC BILINGUAL SCHOOL / COMMUNICATIVE COMPETENCES / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шунтова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются и анализируются особенности содержания языкового образования в школе с углубленным изучением испанского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of language teaching in public bilingual schools

This article is devoted to the issue of specific features of language teaching in Public Bilingual schools.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания языкового образования в школе с углубленным изучением испанского языка»

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА

О.В. Шунтова

Кафедра иностранных языков Филологический факультет Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются и анализируются особенности содержания языкового образования в школе с углубленным изучением испанского языка.

Ключевые слова: особенности, преподавание иностранного языка, школа с углубленным изучением иностранного языка, коммуникативные компетенции, межкультурная коммуникация.

В настоящее время в отечественной общеобразовательной школе происходят существенные изменения. Создание единого экономического и поликультурного пространства в рамках современной Европы способствует складыванию единого образовательного пространства, призванного формировать у учащихся способности проявлять себя в межкультурной коммуникации.

Поскольку одной из характеристик современного общества является его «открытость», учебные учреждения располагают свободой выбора содержания образования. На выбор изучаемого ИЯ влияют изменения в политической и социально-экономической сферах современного общества, система культурных и социальных ценностей, сложившееся в обществе отношение к тому или иному ИЯ и социуму. Бесспорно, школьная языковая политика является успешной при условии своевременной и последовательной реакции регулирующих государственных органов на общественные потребности в изучении ИЯ.

Во все времена знание иностранных языков рассматривалось как обязательный элемент образования культурного человека. В наше время, когда развитие мирового сообщества характеризуется таким понятием, как всеобщая глобализация, требующая от личности способности к быстрой адаптации в условиях постоянно меняющегося поликультурного мира, изучению иностранных языков уделяется пристальное внимание методистов и педагогов.

Именно учебный предмет «Иностранный язык» может и должен формировать личность, способную к оптимальной ориентации и продуктивной деятельности в изменчивом современном обществе, личность, обладающую способностью быстро адаптироваться в мире [5].

Основной целью обучения иностранному языку является формирование способности к взаимодействию с представителями современного поликультурного мира, а также развитие коммуникативных компетенций. Изучая иностранный язык, учащиеся знакомятся с новыми способами оформления мысли и тем самым лучше познают свой родной язык, у них формируется представление о том, как воспринимается его родной язык и культура представителями других лингвистических социумов.

Современная методическая наука уделяет пристальное внимание условиям и обстоятельствам, в которых протекает иноязычное общение, а также непосредственно личности участвующих в ней людей, что, в свою очередь, обуславливает культуроведческую направленность современной методики обучения иностранным языкам.

Культуроведческий подход видится как наиболее соответствующий для реализации целей обучения ИЯ в образовательных учреждениях, т.к. он способствует формированию у учащихся представлений о стране изучаемого языка, развитию способностей, позволяющих замечать и сопоставлять проявления национальной культуры и культуры страны изучаемого языка, осознавать собственный и чужой социальный опыт, формировать элементы вторичной языковой личности. В процессе изучения ИЯ происходит развитие школьника, его социальных и личностных качеств. Приобщаясь к ИЯ, учащиеся познают духовное наследие разных стран и народов, мировую и национальные культуры и социальные субкультуры народов стран изучаемого языка, в его сознании осуществляется синтез знаний о специфике своей и изучаемой культур, формируются способы достижения меж-культурного взаимопонимания [3].

Образовательная политика государства в области обучения ИЯ регулируется государством и соответствующими государственными органами. Основной целью как общей, так и школьной языковой политики является ее нацеленность на установление мира, взаимоуважения и взаимопонимания между народами. К специфическим особенностям школьной языковой политики можно отнести:

— ее нацеленность на решение проблем, касающихся языковой политики в целом;

— отражение общественных потребностей по отношению к иностранным языкам, изучаемым в общеобразовательной школе [2].

Школы с углубленным изучением предметов существовали и ранее, но на современном этапе развития образования существенному пересмотру подверглись как непосредственно цели обучения ИЯ, так и содержание обучения предмету и технологиям, используемым для усвоения этого содержания.

С начала 90-х годов установились и укрепились прямые связи между отечественными и зарубежными школами; появилась возможность посещения страны изучаемого ИЯ; широкое распространение получили совместные образовательные программы по обмену студентами, участию в международных проектах; зачастую в школах с углубленным изучением ИЯ работают преподаватели, являющиеся носителями того или иного ИЯ. В таких школах изучение ИЯ происходит в условиях дидактической многоязычной среды, которая формируется за счет изучения двух или трех иностранных языков и преподавания ряда предметов, например, истории, географии, на изучаемых языках. В.В. Сафонова, говоря о современном многоязычном и поликультурном развитии школьников в российских школах с углубленным изучением ИЯ, наделяет их следующими характеристиками:

— основной целью изучения ИЯ является развитие у школьников способностей использовать ИЯ как инструмент общения в контексте диалога культур и цивилизаций современного мира;

— изучение двух и более языков международного общения (английский, немецкий, французский, испанский) с подключением других европейских языков;

— изучение латыни и других классических языков;

— преподавание ряда предметов («Лингвострановедение», «Культуроведе-ние») или их отдельных разделов на ИЯ [5].

В рамках школы с углубленным изучением ИЯ обучение ИЯ ведется с 1(2) класса по 11 класс. При наличии соответствующих условий со средней ступени обучения (5—7-й класс) вводится изучение второго ИЯ; при этом предполагается, что учащиеся достигают по второму ИЯ коммуникативного уровня не ниже базового.

Отметим, что обучению ИЯ обычно предшествует пропедевтический курс ИЯ в детском саду, органически связанный с основным школьным курсом.

Согласно указанным программам, на первой ступени обучения ИЯ, в начальной школе, основной целью обучения является формирование у младших школьников положительного отношения к предмету «иностранный язык», появление желания его изучать, найти друзей в других странах, узнать о том, как они живут, используя при этом ИЯ. Иными словами, большую роль имеет создание благоприятных психологических и дидактических условий для формирования у детей коммуникативных потребностей.

ИЯ включается в учебный план начальной школы с целью:

— ознакомления учащихся с другим, отличным от привычного, средством общения, создания условий для адаптации к иному образу жизни, создания условий для предотвращения возникновения языкового барьера, психологического страха при использовании ИЯ как средства общения;

— обучения основам этики межличностного общения и наиболее узуальным формулам речевого этикета средствами иностранного и родного языков;

— формирования у детей элементарного представления о жизни сверстников путем ознакомления их с испанскими детскими песнями, сказками, пословицами, поговорками и скороговорками на ИЯ, что способствует созданию условий для би-лингвального развития детей с раннего школьного возраста, формированию у них «чувства» языка.

На второй (средней) ступени обучения ИЯ в школах с углубленным изучением ИЯ продолжается развитие у учащихся всех составляющих двуязычной коммуникативной компетенции (в лингвистическом, социолингвистическом и прагматическом аспектах). При этом обучение первому ИЯ на старшей ступени (10—11 классы) имеет две модификации: либо продолжение изучения ИЯ с целью расширения коммуникативной компетенции (при 2-х часах в неделю), либо расширение коммуникативной компетенции в рамках профильного обучения. Выделяются три основных профиля: гуманитарный, естественно-научный, экономический.

Основной целью обучения ИЯ в школах с углубленным изучением ИЯ является «овладение им как средством общения, инструментом общеевропейского и общепланетарного сотрудничества, способом билингвистического и бикультурного саморазвития. Для достижения этой цели желательно взаимосвязанное ком-

муникативно-речевое, социокультурное и речевое развитие школьников с учетом возрастных способностей и личнообразующего потенциала иностранного языка как учебного предмета на каждой из ступеней обучения в средней школе» [5].

С позиций научно-предметного содержания ведущим профилем школы с углубленным изучением ИЯ сохраняется гуманистический, что объясняется тем, что при современной трактовке целей обучения изучение ИЯ подразумевает не только овладение учащимися новым языковым кодом, но и всестороннее развитие личности обучаемых. Гуманистический познавательный профиль для данного типа школ базируется на том, что обучение ИЯ происходит через познание культуры страны изучаемого языка.

Следует подчеркнуть, что при рассмотрении школ с углубленным изучением ИЯ в одном ряду с инновационными образовательными учреждениями, основными задачами которых являются становление общих интеллектуальных способностей учащихся и формирование у них общекультурной компетенции, правомерно говорить о возможности формирования данного вида компетенций и у учащихся школ с углубленным изучением ИЯ.

Подтверждение данной точки зрения можно найти у современного отечественного методиста И.В. Ануровой, которая справедливо полагает, что такие когнитивные способности, подлежащие развитию у учащихся лицеев, гимназий, как эрудированность, интеллигентность, широта и разносторонность мышления, а также личные качества (способность к работе с материалами разного рода, формы и содержания, проявление инициативы при выборе способа работы с материалом, умение работать с научной литературой, вести диалог, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, анализировать учебный материал) вполне могут быть развиты в школах с углубленным изучением ИЯ на базе билингвального характера построения образовательной системы [1].

Для решения данного рода задач необходимо осуществлять взаимосвязанное коммуникативное развитие учащихся средствами ИЯ для их подготовки к международному общению, учить использованию ИЯ как средства самообразования в качестве инструмента проникновения в культуры других народов.

Применительно к отечественной школе с углубленным изучением ИЯ можно говорить об опыте привлечения к преподаванию предметов нелингвистического цикла преподавателей — носителей языка. В этом случае очевидным плюсом является использование методик преподавания, свойственных стране изучаемого языка, и непосредственное «живое общение» с представителем иной культуры.

В процессе такого общения происходит ознакомление учащихся с особенностями национального менталитета представителей другого лингвосоциума, что, в свою очередь, способствует развитию у школьников черт поликультурной личности. Развитие школ с углубленным изучением ИЯ международного общения происходит в соответствии с изменениями в содержании языкового образования и с появлением новых направлений в методике преподавания ИЯ. Также принимается во внимание творческий потенциал педагогического коллектива школ, учитывается общеевропейский опыт и специфика образовательной среды в данном регионе.

В связи с появлением новых подходов к преподаванию ИЯ в нашей стране появились реальные условия для билингвального развития школьников. Бесспорно, обучение по билингвальной модели образования наиболее интенсивно осуществляется в школах с углубленным изучением ИЯ. Для российской модели билинг-вального образования средствами ИЯ характерно как полное, так и частичное использование ИЯ для преподавания школьных дисциплин [1]. В ряде случаев ИЯ выступает как основное средство изучения предмета (например, таких интегративных курсов, как страноведение, культуроведение, факультативные курсы по литературе), в других случаях с помощью ИЯ осуществляется частичное билингваль-ное обучение таким предметам, как биология, география, история. Также следует подчеркнуть, что для российской модели билингвального образования характерен интегративный подход к формированию поликультурного видения современного мира и культуры общения с помощью родного и иностранного языков [4].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Анурова И.В. Формирование функциональной социокультурной грамотности на среднем этапе обучения в школе с углубленным изучением иностранного языка (на материале испанского языка): Дисс. ... канд. пед. наук. — М., 2001.

[2] Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — М.: АРКТИ, 2000.

[3] Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. уч. заведений. — 5-е изд. — М.: Академия, 2008.

[4] Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. — М.: Высшая школа, Амскорт Интэрнешнл, 1991.

[5] Сафонова В.В. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. 2—11 кл. — М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.

SPECIFIC FEATURES OF LANGUAGE TEACHING IN PUBLIC BILINGUAL SCHOOLS

O. V. Shuntova

Foreign Languages Department Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

This article is devoted to the issue of specific features of language teaching in Public Bilingual schools.

Key words: specific features, language teaching, public bilingual school, communicative competences, intercultural communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.