МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
УДК 37. 013
Н. С. Болотнова
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ НОВОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ И ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются изменения в содержании современной подготовки учителей русского языка в связи с новыми достижениями русистики и требованиями ФГОС основного общего образования.
Ключевые слова: лингвистика XXI века, научная парадигма, тенденции и новые направления в русистике и языковом образовании, компетентностный подход, содержание подготовки учителей русского языка.
Подготовка учителей русского языка в современных условиях предполагает учет последних достижений в области русистики и требований, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования [1]. Это касается не только изменений в проектировании модулей в связи с компетентност-ным подходом к системе подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», но и новых форм организации учебного процесса (введения современных коммуникационных и педагогических технологий, достижений современной методики преподавания русского языка), новых акцентов в содержании современного языкового образования, основанных на современных достижениях лингвистики.
Лингвистика XXI в. остается полипарадигмаль-ной, органично сочетая достижения предыдущих этапов в науке о языке и связанных с этим научных парадигм, к которым относят: лингвистический компаративизм, системно-структурную парадигму, коммуникативно-прагматическую [2, с. 19]; историческую, психологическую, системно-структурную, социальную парадигмы [3]. В последние годы усиливаются новые тенденции в русистике, отражающие «становление» когнитивно-дискурсивной парадигмы лингвистического знания [2, с. 19], связанной с идеей антропоцентризма. Это выражается в разработке проблем концептуализации и категоризации, изучении языковой и концептуальной картины мира отдельных индивидов и социума, исследовании различных концептов, отражающих культуру и национальное мировидение разных этносов, их менталитет и традиции.
В последние годы усиливается связь лингвистики со смежными областями знания: психологией, социологией, историей, философией, культурологией и т. д. Эту особенность лингвистики Е. С. Куб -рякова [4, с. 207] назвала «экспансионизмом», до-
полнив перечень особенностей такими факторами, как «антропоцентризм», «функционализм», «экс-планаторность», отражающую стремление объяснить различные языковые факты. В. З. Демьянков указал и на такую черту современной лингвистики, как «интерпретационализм» [5, с. 251]. Все эти особенности связаны с антропоцентризмом современного гуманитарного знания, определяющим новые научные направления в русистике: антропоцентрическое, лингвокультурологическое, когнитивное, текстоориентированное, дискурсивное, психолингвистическое и др.
Одной из важных в современном языкознании является тенденция не только к интеграции лингвистического знания, но и к его дифференциации. В последние годы возникли такие области знания, как лингвоперсонология, когнитивная поэтика, психопоэтика, эмотивная лингвистика и др.
Усиливается интерес к речеведческой проблематике, к исследованию различных дискурсивных практик, предполагающих акцент не только на лингвистических факторах общения, но и на экст-ралингвистических особенностях его развертывания в условиях конкретных ситуаций и разных сфер общения с учетом целей и задач, специфики адресата и т. д.
Так или иначе все современные процессы в лингвистике не могут не отражаться в сфере языкового образования, что и нашло свое воплощение в документах, касающихся современного вузовского и школьного образования: Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению «Педагогическое образование» и Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Судя по этим документам, намеченная ранее в системе языкового образования тенденция к переносу акцентов с изучения языка на изучение речи и обучение речевой деятельности получает даль-
Н. С. Болотнова. Особенности содержания профильной подготовки учителей русского языка.
нейшее развитие. Это выражается, во-первых, в усилении роли речеведческих дисциплин (культуры речи, риторики вообще и педагогической риторики особенно; стилистики, филологического анализа текста) в системе современной подготовки учителей русского языка. Коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия, являющиеся «основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей ме-тапредметный статус», как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, могут быть сформированы у школьников только учителем, прошедшим специальную подготовку по речеведческим дисциплинам.
Все эти курсы нацелены на формирование не только языковой и лингвистической компетенций, но и коммуникативной и культуроведческой. При этом необходимо учесть современные достижения речеведения: 1) в области культуры речи - разработку не только нормативного, но и коммуникативного и этического аспектов; 2) в курсе риторики - достижения современной педагогической риторики и неориторики; 3) в области стилистики -новые исследования по функциональной, коммуникативной и когнитивной стилистике текста, исследования по дискурсивному анализу отечественных и зарубежных ученых; 4) в рамках филологического анализа текста - новые методы и методики исследования текста, разработанные в последние годы (например, дисурсивный анализ концептов на основе текстовых ассоциативно-смысловых полей), освоение разных видов чтения, знакомство с новыми методами информационной переработки текстов и т. д.
Компетентностный подход в системе высшего языкового образования позволяет систематизировать и целенаправленно развивать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профили «русский язык» и «русский язык и литература»). В силу особой роли русского языка, являющегося не только объектом изучения, но и средством обучения разным дисциплинам, комплексно формирующим все данные компетенции, умение эффективно общаться с учащимися является первостепенным для современного преподавателя. Для этого необходимы специальные современные знания по речеведению и коммуникативной теории текста (ср., например: [6-10]). Только опираясь на них, учитель может эффективно реализовать изучение таких разделов, предусмотренных ФГОС основного общего образования и направленных «на сознательное формирование навыков речевого общения», как «Речь и речевое общение», «Речевая
деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Во-вторых, для реализации предусмотренной ФГОС основного общего образования «содержательной линии, представленной в примерной основной программе разделом „Язык и культура“», в системе обучения речевой деятельности учителей русского языка, а затем и учащихся, необходимо опираться на достижения лингвокультурологии, лингвоперсонологии, когнитивной лингвистики, коммуникативной теории текста. Это позволит целенаправленно формировать языковую личность обучаемого (лексикон, семантикон, тезаурус, праг-матикон); его умения, связанные с концептуализацией и категоризацией различных явлений; представление о родном языке как «национально-культурном феномене»; развивать и совершенствовать навыки словесного воплощения знаний о мире в текстах разных стилей и жанров.
В-третьих, для успешного речевого развития учащихся в свете новых требований ФГОС основного общего образования в профильной подготовке учителей русского языка по-прежнему исключительно значим текст как единица культуры, форма коммуникации и дидактический материал. В связи с этим в свете задач данного образовательного стандарта, предусматривающего особый раздел «Текст», специальные современные знания о тексте, его признаках, структурной организации и закономерностях текстообразования, восприятия и интерпретации исключительно важны. Овладение практическими навыками текстовой деятельности - залог эффективного общения учащихся и студентов - будущих учителей русского языка. Комплексный подход к тексту как сложному, многогранному и многоаспектному феномену в образовательном процессе имеет большой эвристический потенциал для формирования универсальных учебных действий обучаемых в целом.
В-четвертых, для формирования языковой и лингвистической компетенции будущих учителей русского языка в соответствии с ФГОС основного общего образования с точки зрения содержания их подготовки важно опираться не только на классические основы лингвистики, но и на последние достижения в науке о языке, учитывая развитие новых направлений в русистике, отражающих коммуникативно-деятельностный подход к осмыслению языковых явлений разных уровней: фоносемантики, функциональной лексикологии, функциональной грамматики, коммуникативного синтаксиса. Особое внимание следует обратить на изучение активных процессов в современном русском языке, знание которых позволит формировать и развивать лингвистическое мировоззрение обучаемых.
Учитывая все эти факторы, касающиеся обновления в содержании профильной подготовки учителей русского языка с учетом требований ФГОС основного общего образования, важно при проектировании лингвистических модулей в системе вузовской подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» сделать особый акцент на таких модулях, как «Современный русский литературный язык», «Речеведение», «Общее языкознание», «История языка», «Классические языки». В модули по выбору студентов представляется целесообразным введение, например, таких дисциплин, как «Основы психолингвистики», «Рече-
вое воздействие», «Теория и практика речевой коммуникации», «Социолингвистика», «Русская языковая картина мира», «Этнолингвистика», «Теория речевых жанров», «История отечественных лингвистических учений» и др.
ФГОС основного общего образования стимулирует обновление в содержании профильной подготовки учителей русского языка и создает необходимую перспективу для творческой реализации как уже имеющихся достижений в области русистики, так и внедрения теоретических и практических результатов, отражающих новые тенденции и новые направления в науке о языке.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Эл. ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/
2. Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке. М.: Флинта; Наука, 2005. 416 с.
3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 263 с.
4. Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX в. (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца XX в. М., 1995. С. 144-238.
5. Демьянков В. З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX в. // Язык и наука конца XX в. М., 1995. С. 239-320.
6. Речеведение: современное состояние и перспективы: материалы международ. науч. конф., посвящ. юбилею М. Н. Кожиной (Пермь, 16-20 ноября 2010 г.). / отв. ред. Е. А. Баженова. Пермь, 2010. 538 с.
7. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика художественного текста // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта; Наука, 2009. С. 157-162.
8. Болотнова Н. С. Использование эксперимента в исследованиях по коммуникативной стилистике текста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 6 (96). С. 33-38.
9. Болотнова Н. С. О типологии регулятивных структур в тексте как форме коммуникации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 3 (105). С. 34-40.
10. Болотнова Н. С., Бабенко И. И., Бакланова Е. А. и др. Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельности: коллективная монография / под ред. Н. С. Болотновой. Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2011.
Болотнова Н. С., доктор филологических наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 20.06.2012.
N. S. Bolotnova
PECULIARITIES OF CONTENT OF TEACHERS OF RUSSIAN PROFILE TRAINING IN THE LIGHT OF NEW LINGUISTIC PARADIGM AND FGOS OF MAIN GENERAL EDUCATION REQUIREMENTS
The article points to changes in the content of teachers of Russian up-to-date training in connection with new achievements of Russian studies and FGOS of main general education requirements.
Key words: linguistics of the 21st century, scientific paradigm, tendencies and new schools in Russian studies and language education, competence approach, content of teachers of Russian training.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]