Вестник Томского государственного университета. 2018. № 431. С. 161-165. DOI: 10.17223/15617793/431/21
УДК 375.55
О. В. Гудкова
ОСОБЕННОСТИ СОБЫТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Анализируются основные аспекты и понятия событийного формата образовательной организации. Выделены три группы метапредметных умений старшеклассников, подлежащих формированию в соответствии с новыми требованиями ФГОС СОО к образовательным результатам. Предлагается технология «открытый образовательный проект» как ресурс событийного формата образовательной организации. Комплекс основных аспектов и понятий, опыт собственных исследований автора позволяют выявить специфику и результативность данного формата применительно к учащимся старшей школы в контексте формирования их метапредметных умений.
Ключевые слова: метапредметные умения старшеклассников; событие; со-бытийная общность; событийный формат образовательной организации; образовательное событие; образовательный результат; открытый образовательный проект.
В настоящее время широко обсуждается понимание того, что в XXI в. крайне важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Образование должно быть ориентировано не только на передачу знаний и развитие умений, но и на всестороннюю поддержку становления человека как полноценного автора своей жизни. В современных исследованиях выделены базовые навыки XXI в., среди которых: концентрация и управление вниманием (необходимы, чтобы справляться с информационной перегрузкой); цифровая грамотность (способность работать в цифровой среде, в том числе ЛЯ и УЯ, будет столь же востребована, как способность писать и читать); творчество, креативность (при автоматизации рутинной деятельности на любой работе будет все больше необходимости мыслить нестандартно и создавать новое); способность к (само)обучению (в быстро меняющемся мире придется продолжать обучение в течение всей жизни, иногда самостоятельно осваивая новые навыки) [1. С. 75].
Для нашей страны также актуальна проблема создания полноценного образования XXI в., о чем свидетельствуют проводимые здесь крупные реформы образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования являются отражением сложности и противоречивости объективных процессов, протекающих в обществе. Приоритет материального в массовом сознании часто затмевает, а порой деформирует все другие, не менее важные ценности. ФГОС акцентирует внимание на высокой значимости качеств личности, востребованных процессами общественного развития: профессионализме, активности, успешности, стремлении к достижениям, творчестве и др. Формированию подлежат профессионально-ориентированные метаком-петенции старшеклассников.
В образовательном стандарте изложены новые требования к образовательным результатам [2]. Мета-предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать следующие группы умений старшеклассников: коммуникативно-организаторские умения, умения информационного поиска, ИКТ-умения. Коммуникативные умения предполагают: умение планировать собственную дея-
тельность, эффективно действовать в группе, т.е. соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в коллективе и устанавливать эффективное взаимодействие для достижения результата. Умения информационного поиска включают в себя готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. ИКТ-умения предполагают online поиск информации, обмен информацией с помощью электронной почты, умение составить мнение о качестве и релевантности информации и умение адаптировать информацию к конкретной аудитории [3].
В связи с новыми задачами активизируется поиск способов формирования необходимых умений и организации образования. В дидактических исследованиях накоплен позитивный опыт решения вышеперечисленных и других проблем, о чем свидетельствуют разработки, выполненные учеными Т.М. Ковалевой, Т.В. Якубовской, Е.В. Ковалевской и др. [4, 5]. В рамках нашего исследования большой ценностью являются разработки, связанные с событийным форматом организации образовательного процесса.
Исходной идеей событийного формата является идея о том, что эффективны настоящие события, которые наполнены смыслом, ясным для учащегося, цели которых сформулированы и приняты учащимся, что порождает его собственный небольшой личный опыт и мудрость [6. С. 64].
История вопроса событийной организации образования возвращает нас к работам ученых из разных областей: философии (М.М. Бахтин, М. Хайдеггер), психологии (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, М.М. Миркес, Н.В. Муха) и педагогики (Ю.С. Мануйлов, Ю.Л. Троицкий и И.Ю. Шустова и др.) [79, 11 и др.].
Ключевым понятием данного формата является «событие», введению которого и его вхождению в современное гуманитарное знание мы обязаны русскому философу М.М. Бахтину, а позднее немецкому мыслителю М. Хайдеггеру. В «Философии поступка», одном из своих ранних трактатов, М. М. Бахтин заявляет, что философия жизни может быть только нравственной философией и что жизнь должна пониматься исключительно как событие, а не как наличное бы-
тие. Изначальный феномен ответственности открывается в своем этическом содержании в соответствии с определением человеческого события как со-бытия, т. е. когда мы начинаем анализировать человеческое событие с точки зрения его воплощенности в мире с другими. «Понять предмет - значит понять мое долженствование по отношению к нему (мою должную установку), понять его в его отношении ко мне в единственном бытии-событии, что предполагает не отвлечение от себя, а мою ответственную участность. Только изнутри моей участности может быть понято бытие как событие, но внутри видимого содержания в отвлечении от акта как поступка нет этого момента единственной участности» [7]. Философ понимает жизнь как событие. Событие - это ответственное отношение к себе и другим.
Немецкий философ Мартин Хайдеггер (а понятие «событие» / «со-бытие» было одним из стержневых понятий в его учениях) определял его как бытие, совместное с другим. «На основе этого совместного бы-тия-в-мире мир есть всегда уже тот, который я делю с другими. Мир присутствия есть совместный-мир. Бы-тие-в есть со-бытие с другими» [8. С. 42]. «Анализ показал: событие есть экзистенциальный конститутив бытия-в-мире. Соприсутствие оказывается своим бытийным способом внутримирно встречающего сущего. Пока присутствие вообще есть, оно имеет бытийный образ бытия-друг-с-другом. Последнее нельзя понимать как суммарный результат появления многих «субъектов». Обнаружение некоего числа «субъектов» само делается возможным только потому, что встречающие в их соприсутствии другие трактуются ближайшим образом уже лишь как «номера». Такой счет открывается уже только через определенное со- и друг-к-другу-бытие. Это «беззастенчивое» событие «рассчитывается» с другими без того, чтобы по-честному «считаться с ними» или даже просто хотеть с ними «иметь дело»» [Там же. С. 44]. Философ указывает на совместность бытия людей (со-бытие), на необходимость «считаться» с другим человеком, а тем более «иметь с ним дело».
Основные положения событийного формата разработаны российским психологом В.И. Слободчико-вым. В своем исследовании он дает определение «событийной общности»: «Со-бытийная общность есть живое единство, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутренне сродство при внешней их противопоставленности; со-бытие предполагает, что, несмотря на препятствия и «непрозрачность» других, все-таки возможно понимание (постижение) личности Другого, а также чувство ответственности за других и преданности, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы» [9. С. 8]. Необходимо отличать со-бытийную общность от симбиотической сращенности и формальной организованности. В симбиозе отношения практически отсутствуют, действуют только связи, поэтому для данного типа характерна неразличен-ность его участников. Что касается формальной организованности, то здесь практически отсутствуют связи, а действуют только отношения. В гармоничном единстве связи и отношения находятся только в событийной общности. В статье о гениальном педагоге
С.А. Кабалине В.И. Слободчиков пишет о событийной общности следующее: «Уклад Дома держится Единством, Общностью взрослых и детей: единством духа, смысла, верой и верностью им; общностью дел - со-вместных, сопряженных, распределенных меж старыми и малыми. Итак, это первый постулат педагогики Калабалина: образование человека начинается и пребывает там, где складывается человеческая общность; не-слиянно-нераздельная событийная общность. И прежде всего - детско-взрослая иерархически устроенная со-бытийная общность» [10. С. 3].
Анализируя исследования российского ученого Ю.С. Мануйлова, предметом научного интереса которого является среда как условие и средство воспитания личности школьника, мы понимаем, что подлинное значение со-бытия, его исходный смысл содержатся в понятии «жизнь», «бытие». «Быть, жить -значит взаимодействовать со средой» [11. С. 57]. В своей работе автор исследует процесс замены взаимодействия понятием «со-бытие». «Замена слова "взаимодействие" на "со-бытие" оказалась настолько плодотворной, что появилась возможность вычленить промежуточные переменные в таком количестве и такого качества, которых оказалось достаточно, чтобы охарактеризовать различные стороны взаимодействия человека и среды» [Там же. С. 58].
В своем работе И.Ю. Шустова, сфера научных интересов которой касается проблемы коллективного обучения и воспитания, исследует различные аспекты понятия «со-бытийная общность». «Со-бытийная общность может быть проявлена для участников общности как жизненное событие, где произошло открытие, родилось новое знание, видение, понимание себя и другого, появился новый опыт деятельности» [12. С. 28]. Этот подход не только создает для школьников открытые отношения со сверстниками и взрослыми, но и в дальнейшем выводит их на жизненное самоопределение и приобретение нового опыта.
В этом же исследовании определены задачи педагога в реализации со-бытийной общности. Они включают следующее: обеспечить свободу, добровольность выбора участия (неучастия) в совместной деятельности, возможность выбора направлений и способов деятельности; выстраивать и поддерживать отношения равенства, взаимного интереса, взаимопринятия и взаимоуважения; создать в общности условия для межпозиционного взаимодействия, стимулировать проявление и осознание юношами своей позиции, способности уважать и понимать позицию другого; моделируя событийную общность, учитывать опыт, который в ней получат молодые люди; стимулировать рефлексивные процессы, уделять им достаточно большое время, тем самым выводя взаимодействие участников на осознанный уровень; понимать и учитывать в своей работе влияние выстраиваемых отношений и рефлексии на формирование единого ценностно-смыслового пространства внутри общности [Там же. С. 31].
В работе В.Г. Валеева мы встречаемся с понятием «образовательное событие». Это есть «осознание и
осуществление учащимися соответствующего выбора» [13. С. 70]. Здесь же упоминается право педагога конструировать обучающие средства и педагогическую среду, что и делает образовательное событие именно со-бытием, совместным бытием учащегося и педагога.
В исследовании «Событие как образовательная стратегия» Ю.Л. Троицкого, организатора международных научных конференций и летних школ по проблемам историографии, подчеркивается, что «нет событийных учебных предметов, так же как и предметной событийности: есть событийность как кратное качественное состояние внутри любых предметов и возможность трансформации предметного контента в пред-событийное состояние» [14. С. 93]. Автор выделяет ключевые характеристики образовательного события. «Ключевыми характеристиками Образовательного События можно считать: коммуникативное поведение преподавателя, коммуникативное поведение класса (или ученика), коммуникативное пространство урока или занятия, коммуникативное время урока, образ предмета у школьника, рефлексию учебной дисциплины у преподавателя» [Там же].
Т. М. Ковалева, исследующая проблему тьюторства в контексте индивидуализации образования, подчеркивает, что «образовательное событие в тьюторском сообществе рассматривается как новая специфическая единица практики индивидуализации образования, которая преодолевает "школоцентризм" и формирует рабочее пространство для позиции тьютора, точнее, для целой системы тьюторских позиций» [4. С. 90]. Автор соотносит событийность с проблематикой времени и антропопрак-тикой «открытия себя» в будущем. Таким образом, образовательное событие выступает в качестве организованной образовательной среды, где предметом деятельности становится работа с будущим.
Важной аспектом образования, организуемого в событийном формате, является «образовательный результат». М.М. Миркес и Н.В. Муха, научное сообщество которых занимается анализом современных дидактических проблем, к образовательному результату, достигаемому в событийной организации работы относят «личностный и деятельностный прирост, новообразования в области опыта субъектности, рефлексивных умений и рефлексивного опыта, опыта самоопределения и управления ресурсами» [15. С. 104].
Проанализировав некоторые аспекты событийности и ее базовые понятия, перечисленные выше, мы подошли к основному понятию «событийный формат образовательной организации». Проблема обеспечения событийности в образовательной и педагогической деятельности напрямую связана с созданием культурных условий для раскрепощения человека в образовании. В каких ситуациях возникает событийность? Ответ на этот вопрос мы находим в работе Н. Б. Крыловой, утверждающей, что это происходит «в ситуациях, когда то, что происходит с детьми в школе, развертывается на основе собственного "хода вещей", а не по специальному плану, заказу и умыслу со стороны; когда школьная жизнь не "давит" ребенка, а обеспечивает ему ту жизнедеятельность, к какой он стремится и которую ищет» [16. С. 147].
Таким образом, на основе результатов проведенного нами аналитического исследования, мы приходим к пониманию сущности событийной организации, которая состоит в реализации ярких событий в жизни школьного коллектива и отдельной личности, где на основе осуществляемых практических действий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности и смыслы.
К классическим событийным форматам относятся деловые игры, погружения, деятельностные и компе-тентностные олимпиады, тренинги, образовательный туризм, открытые образовательные программы и проекты [15. С. 105].
В рамках данной статьи мы рассмотрим особенности технологии «открытый образовательный проект» как ресурса для создания событийного пространства в урочное и внеурочное время. Данная технология предполагает использование проблемного анализа путем создания реальных жизненных ситуаций, ориентирование в которых требует от старшеклассников метапред-метных умений, таких как умение планировать свою деятельность, эффективно действовать в группе, умение информационного поиска и умение использовать данные из сети Интернет для решения задач.
Сущность технологии заключается в том, что на определенный период учительский коллектив и старшеклассники погружаются в определенную жизненную ситуацию. Работая в целевых группах, учащиеся вместе с учителем разрабатывают идею, определяют пути воплощения идеи в жизнь, изучают условия и особенности развития ситуации, разрабатывают план реализации идеи, предусматривают риски, реализо-вывают идею, учитывают эффекты от реализации и определяют возможное дальнейшее развитие идеи. Позиция учителя - это позиция тьютора, поясняющего каждую деталь и координирующего все действия.
Технология «открытый образовательный проект» включает в себя следующие этапы: 1) мотивационный (сопровождение мотивационной готовности учителей и старшеклассников к реализации проекта); 2) проектировочный (погружение ответственных участников проекта в новую деятельность в целевой группе, разработка плана реализации проекта в ОО, определение консалтингового потенциала учителей (тьюторов) для решения проектных задач); 3) реализации проекта (реализации в ОО новой деятельности, фиксация начального этапа сформированности образовательных результатов); 4) рефлексивный (оценка результативности реализации проекта: решение проблем, сформулированных на первом этапе, анализ образовательных результатов деятельности старшеклассников, анализ полученных дополнительных эффектов в рамках проекта, принятие решения о дальнейшей деятельности по реализации проекта).
Рассмотренные особенности технологии позволяют нам использовать ее как ресурс организации учебного процесса в событийном формате.
Пример открытого образовательного проекта из практики автора. Открытый образовательный проект «Виртуальный завод» был разработан с целью формирования престижного образа профессии инженера, который трудится на промышленном производстве. Тема
является актуальной в контексте «Обзора инновационной политики ОЭСР: Российская Федерация», 2011 г., подготовленного Организацией экономического сотрудничества и развития и Министерством образования и науки РФ. В данном документе подчеркивается актуальность возрождения профессии инженера.
В начале эксперимента нами была проведена диагностика метапредметных умений старшеклассников, задействованных в нашем проекте. Состав целевой группы - 25 человек. Диагностика коммуникативных умений была проведена по методике В.В. Синявского и В.А. Федорошина. Исходя из полученных данных, отметили, что очень высокий уровень показали 2 учащихся, что составило 8% от общего числа испытуемых. Высокий уровень - 4 учащихся, 16% от общего числа. Средний уровень - 5 учащихся, 20% от общего числа. Ниже среднего и низкий уровни - по 7 учащихся, т.е. 28% от общего числа. Диагностика умений информационного поиска была проведена по методике Н. В. Пехотиной. Высокий, средний и низкий уровень показали 4, 8 и 13 учащихся соответственно, что составляет 16, 32 и 53%. ИКТ-умения продиагностированы по методике С.Т. Бочаровой. Методика имеет следующие ступени: очень уверенно, уверенно, довольно уверенно, неуверенно, необходимо научиться. Очень уверенно - 1 учащийся, 4% от общего числа испытуемых. Уверенно - 2 учащихся, 8% от общего числа. Довольно уверенно - 4 учащихся, 16%. Неуверенно - 8 учащихся, 32%. Необходимо научиться - 9 учащихся, 36%.
Диагностика показала, что все три группы умений в основном находятся на уровне развития ниже среднего или низком. В большей степени сформированы умения третьей группы (ИКТ-умения).
В контексте содержания проекта старшеклассники ознакомились с функциями инженера со знанием иностранного языка в машиностроительной отрасли промышленного производства. Изучили историю и документацию машиностроительного завода в своем городе, систематизировали ее, спланировали работу конструкторского отдела завода и качественно выполнили перевод технической документации с русского
языка на английский. Учащиеся анализировали справочную литературу, тендерные документы (тексты тендерных предложений, контрактов и дополнений к контрактам), знакомились с техническими предложениями и техническими спецификациями, чертежами и инструкциями. В контексте организации процесса особо хотим отметить его модульный характер.
В результате реализации проекта «Виртуальный завод» были сформированы метапредметные умения старшеклассников в следующих объемах:
1) в отношении коммуникативно-организаторских умений: увеличилось количество старшеклассников со средним уровнем - с 5 учащихся до 9, что составляет прирост 16%.
2) в отношении умений информационного поиска: увеличилось количество старшеклассников со средним уровнем - с 8 учащихся до 15, прирост - 28%.
3) в отношении ИКТ-умений: увеличилось количество старшеклассников с уровнем «довольно уверенно» - с 4 учащихся до 10, прирост - 24%.
В результате исследования можно сделать вывод, что технология «открытый образовательный проект» способствовала результативности формирования умений информационного поиска старшеклассников. Направления дальнейшего исследования в данной области предполагают в большей степени сформировать коммуникативно-организаторские умения и ИКТ-умения обучающихся.
В заключение следует обратить внимание на особый конструктивный характер деятельности субъектов образования в реализации событийного формата. Задача учащегося заключается в самостоятельном конструировании собственного образования. Он выбирает предложенные и интересующие его модули, дисциплины, мастерские, проекты, события. В этом методе учитель выступает в качестве главного педагогического инструктора, умеющего понимать, уметь говорить на разных языках, вести переговоры, признавать право каждого учащегося на личное образование, выстраивать логистику образовательного процесса, интерпретировать его результаты и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. URL:
https://worldskills.ru/media-czentr/dokladyi-i-issledovaniya.html
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) // КонсультантПлюс :
справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
3. Метапредметный подход в обучении школьников : методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / авт.-сост.
С.В. Галян. Сургут : РИО СурГПУ, 2014. 64 с.
4. Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и
индивидуальной образовательной программой // Человек^и. 2017. № 12. С. 85-94.
5. Путилин В.Д., Ковалевская Е.В., Путилина Н.В. Конпроблемное образование - вызов XXI века // Образование личности. 2016. № 4.
С. 27-33.
6. Ковалевич В.Т., Шайдурова О.В., Гудкова О.В. Активные методы в системе профориентации учащихся // Формирование человеческого
капитала ресурсами системы образования : материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 21-22 апреля 2016 / под общ. ред. В.Т. Ковалевич. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. 172 с.
7. Бахтин М.М. К философии поступка. URL: http://www.pereplet.ru/misl/bahtin.html
8. Хайдеггер М. Бытие и время // Ad Marginem. 1997. 156 с.
9. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Событийность в образователь-
ной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Саратов : Эстамп, 2010. С. 6-14.
10. Слободчиков В. И. Со-бытийная педагогика С. А. Калабалина // Профилактика зависимостей. 2015. № 1. С. 19.
11. Мануйлов Ю.С. Язык «Со-» // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Саратов : Эстамп, 2010. С. 56-62.
12. Шустова И.Ю. Детско-взрослая общность и ее со-бытийные характеристики // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. Саратов : Эстамп, 2010. С. 23-35.
13. Валеев Р.Г Познавательная самостоятельность учащихся как предпосылка и результат образовательных событий // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Саратов : Эстамп, 2010. С. 69-75.
14. Троицкий Ю.Л. Событие как образовательная стратегия // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Саратов : Эстамп, 2010. С. 87-94.
15. Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Саратов : Эстамп, 2010. С. 101-109.
16. Крылова Н.Б. Условия проявления событийности образования // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Саратов : Эстамп, 2010. С. 147-155.
Статья представлена научной редакцией «Педагогика» 4 мая 2018 г.
THE PECULIARITIES OF SENIOR STUDENTS' EVENT-ORGANIZED TEACHING
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2018, 431, 161-165. DOI: 10.17223/15617793/431/21
Olga V. Gudkova, Krasnoyarsk State Pedagogical University (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: intersubject skills of senior students; event-organized teaching; event; co-existent community; educational event; educational result; open educational project.
In the article, it is stated that the priority of materialistic ideas in people's mind deforms all other important values. The Federal State Education Standard of General Secondary Education pays attention to the person's qualities, required by social development: high professional level, activity, successfulness, aspiration to achievements, creativity and others. It is noted that more and more works appear that suggest ways to achieve this high level of education. It is stated that educational institutions of all levels search actively for theoretical justifications for innovations, ways, methods, technologies for the formation of the above qualities. It is emphasized that modern education has new tasks of the formation of various abilities of students, including meta-subject skills of high school students. Three groups of meta-subject skills of high school students have been singled out which are subject to formation in connection with the new requirements of the Federal State Education Standard of General Secondary Education to educational results. It is stated that there are didactic works by various researchers, where positive experience has been accumulated in the solution of the above and other problems. Great value is the experience in the event format of education organization. An analytical study of the main aspects and basic concepts of the event format of education organization was conducted. On the basis of the concepts "event", "educational event", "educational outcome", "co-existent community", "event organization of education", the essence of the event phenomenon is determined. The author dwells in detail on the technology of the "open educational project", which belongs to the classical forms of the event format. Features of this technology are considered. An example of an open educational project from the author's experience is given. Reflection of this experience makes it possible to draw a conclusion about the effectiveness of the formation of the meta-subject skills of high school students indicated above. An analysis of the results of using this technology makes it possible to assert that the event format promotes the achievement of the educational results identified in the Federal State Education Standard of General Secondary Education.
REFERENCES
1. Loshkareva, E. et al. (2017) Navyki budushchego. Chto nuzhno znat' i umet' v novom slozhnom mire [Skills of the future. How to thrive in the new
complex world]. [Online] Available from: https://worldskills.ru/media-czentr/dokladyi-i-issledovaniya.html.
2. Konsul'tantPlyus. (2012) Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya (10-11 kl.) [Federal
state educational standard of secondary (complete) general education (10-11 grades)]. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
3. Galyan, S.V. (ed.) (2014) Metapredmetnyy podkhod v obuchenii shkol'nikov: metodicheskie rekomendatsii dlya pedagogov obshcheobra-
zovatel 'nykh shkol [Meta-discipline approach in the education of schoolchildren: methodological recommendations for teachers of general education schools]. Surgut: Surgut State Pedagogical University.
4. Kovaleva, T.M. & Yakubovskaya, T.V. (2017) Tutorial activity as anthropopractice: between individual educational trajectories and individual
educational programs. Chelovek.RU. 12. pp. 85-94. (In Russian).
5. Putilin, V.D., Kovalevskaya, E.V. & Putilina, N.V. (2016) Conproblem'based education ' challenge of the XXI century. Obrazovanie lichnosti —
Personality Formation. 4. pp. 27-33. (In Russian).
6. Kovalevich, V.T., Shaydurova, O.V. & Gudkova, O.V. (2016) [Active methods in the system of vocational guidance of students]. Formirovanie
chelovecheskogo kapitala resursami sistemy obrazovaniya [Formation of human capital by the resources of the education system]. Proceedings of the III all-Russian conference. Siberian Federal University, Krasnoyarsk. 21-22 April 2016. Krasnoyarsk: Siberian Federal University.
7. Bakhtin, M.M. (1997) K filosofiipostupka [To the philosophy of an action]. [Online] Available from: http://www.pereplet.ru/misl/bahtin.html.
8. Heidegger, M. (1997) Bytie i vremya [Being and Time]. Translated from German by V. Bibikhin. Moscow: Ad Marginem.
9. Slobodchikov, V.I. (2010) So-bytiynaya obrazovatel'naya obshchnost' - istochnik razvitiya i sub"ekt obrazovaniya [Co-existent educational com-
munity as the source of development and the subject of education]. In: Krylova, N.B. & Zhilina, M.Yu. (eds) Sobytiynost' v obrazovatel'noy i pedagogicheskoy deyatel'nosti [Eventfulness in educational and pedagogical activities]. Saratov: Estamp.
10. Slobodchikov, V.I. (2015) So-bytiynaya pedagogika S.A. Kalabalina [Co-existent pedagogy of S.A. Kalabalin]. Profilaktika zavisimostey. 1.
11. Manuylov, Yu.S. (2010) Yazyk "So-" [The language "Co-"]. In: Krylova, N.B. & Zhilina, M.Yu. (eds) Sobytiynost' v obrazovatel'noy i pedagogicheskoy deyatel'nosti [Eventfulness in educational and pedagogical activities]. Saratov: Estamp.
12. Shustova, I.Yu. (2010) Detsko-vzroslaya obshchnost' i ee so-bytiynye kharakteristiki [Children-adult community and its co-existent characteristics]. In: Krylova, N.B. & Zhilina, M.Yu. (eds) Sobytiynost' v obrazovatel'noy i pedagogicheskoy deyatel'nosti [Eventfulness in educational and pedagogical activities]. Saratov: Estamp.
13. Valeev, R.G. (2010) Poznavatel'naya samostoyatel'nost' uchashchikhsya kak predposylka i rezul'tat obrazovatel'nykh sobytiy [Cognitive independence of students as a prerequisite and result of educational events]. In: Krylova, N.B. & Zhilina, M.Yu. (eds) Sobytiynost' v obrazovatel'noy i pedagogicheskoy deyatel'nosti [Eventfulness in educational and pedagogical activities]. Saratov: Estamp.
14. Troitskiy, Yu.L. (2010) Sobytie kak obrazovatel'naya strategiya [Event as an educational strategy]. In: Krylova, N.B. & Zhilina, M.Yu. (eds) Sobytiynost' v obrazovatel'noy i pedagogicheskoy deyatel'nosti [Eventfulness in educational and pedagogical activities]. Saratov: Estamp.
15. Mirkes, M.M. & Mukha, N.V. (2010) Obrazovatel'noe sobytie kak t'yutorskaya praktika [Educational event as tutorial practice]. In: Krylova, N.B. & Zhilina, M.Yu. (eds) Sobytiynost' v obrazovatel'noy i pedagogicheskoy deyatel'nosti [Eventfulness in educational and pedagogical activities]. Saratov: Estamp.
16. Krylova, N.B. (2010) Usloviya proyavleniya sobytiynosti obrazovaniya [Conditions for the manifestation of the eventfulness of education]. In: Krylova, N.B. & Zhilina, M.Yu. (eds) Sobytiynost' v obrazovatel'noy i pedagogicheskoy deyatel'nosti [Eventfulness in educational and pedagogical activities]. Saratov: Estamp.
Received: 04 May 2018