Научная статья на тему 'Особенности снижения социального протеста в сфере здравоохранения Иркутской области в конце ХХ века'

Особенности снижения социального протеста в сфере здравоохранения Иркутской области в конце ХХ века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ / SOCIAL PROTEST / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЗАБАСТОВКИ / STRIKES / ПРОФСОЮЗЫ / LABOR UNIONS / HEALTHCARE SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оболкин Евгений Сергеевич

На основании проведённых исследований установлены особенности снижения в конце ХХ века социального протеста в сфере здравоохранения Иркутской области и научно обосновано начало данного периода. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что данная тема является малоизученной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL PROTEST DECLINE IN IRKUTSK REGION HEALTHCARE SERVICE IN THE LATE XX CENTURY

The conducted researches enabled the author to identify the features of social protest decline in the field of healthcare service of the Irkutsk region in the end of ХХ century as well as to give a scientific substantiation of the beginning of this period. The fact that the topic under investigation has been given insufficient examination determines the scientific novelty of the research results.

Текст научной работы на тему «Особенности снижения социального протеста в сфере здравоохранения Иркутской области в конце ХХ века»

УДК 908:61(091)

ОСОБЕННОСТИ СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

© Е.С. Оболкин1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

На основании проведённых исследований установлены особенности снижения в конце ХХ века социального протеста в сфере здравоохранения Иркутской области и научно обосновано начало данного периода. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что данная тема является малоизученной. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: социальный протест; здравоохранение; забастовки; профсоюзы.

FEATURES OF SOCIAL PROTEST DECLINE IN IRKUTSK REGION HEALTHCARE SERVICE IN THE LATE XX

CENTURY

E.S. Obolkin

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The conducted researches enabled the author to identify the features of social protest decline in the field of healthcare service of the Irkutsk region in the end of ХХ century as well as to give a scientific substantiation of the beginning of this period. The fact that the topic under investigation has been given insufficient examination determines the scientific novelty of the research results. 6 sources.

Key words: social protest; healthcare service; strikes; labor unions.

Данная тема находится на стыке истории, политологии и социологии и является на сегодняшний момент малоизученной с точки зрения этих наук. Комплексные исторические исследования регионального отраслевого социального протеста вообще отсутствуют, а без изучения социального протеста в сфере здравоохранения невозможно полное и всестороннее научное исследование общероссийской и региональной истории конца ХХ века.

Целью данной статьи является комплексное исследование итогов протеста медиков Иркутской области в конце ХХ века и всесторонний анализ процесса снижения данных действий в сфере здравоохранения региона.

Социальный протест в сфере здравоохранения России в ХХ веке наиболее интенсивно проявился в 1990-е годы. Этот процесс был неравномерным и носил волнообразный характер. Данная тенденция в конце ХХ века была характерна и для отраслевого социального протеста медицинских работников Иркутской области.

В 1998 году в России разворачивался экономический кризис, грозивший в том числе и социальными последствиями.

Наличие и степень данного кризиса в экономике России в 1998 году подтверждают следующие факты: в стране продолжался спад производства; реальный ВВП даже по официальным данным Правительства РФ сократился за первое полугодие 1998 года на 0,5%

по сравнению с и без того низкими показателями 1997 года и тенденция падения сохранялась; за первое полугодие 1998 года реально располагаемые денежные доходы населения России сократились на 9%; в стране начался процесс девальвации рубля и наблюдался кризис финансово-банковской системы; совокупные долги по заработной плате достигли по стране 76 млрд. рублей, а рост задолженности с начала года составил 44%, при этом опережающими темпами росли долги бюджетов всех уровней [1. Л. 11-12].

На фоне этого в 1998 году в Иркутской области социально-экономическая ситуация была тяжёлой. Об этом свидетельствуют факты того, что положение в основных отраслях промышленности региона и на многих предприятиях продолжало оставаться крайне неустойчивым и предприятия спасались тем, что кредитовали друг друга взаимными поставками (товарными кредитами); в июле 1998 года было допущено снижение к уровню соответствующего месяца 1997 года в топливной промышленности - на 21,7% (в том числе нефтеперерабатывающей - на 29,5%), чёрной металлургии - 69,5%, машиностроении - 25,9%, промышленности строительных материалов - 26,8%, лёгкой промышленности - 38%; число убыточных предприятий на 1 июля 1998 года составляло 835 или 63,6%; кризисным оставалось и финансовое состояние сельскохозяйственного производства области, так как в большинстве сельхозпредприятий на расчётных счетах не было средств, а количество убыточных

1Оболкин Евгений Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры дизайна, тел.: 89642100219, e-mail: [email protected]

Obolkin Eugeny, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Design, tel.: 89642100219, e-mail: [email protected]

предприятий увеличилось до 88%. Самой же серьёзной проблемой оставались неплатежи, причём кредиторская задолженность превышала дебиторскую почти на 18 627 млн рублей - 78%, в том числе в промышленности это соотношение составляло 82%, в сельском хозяйстве - 341%, в строительстве - 29% и на транспорте - 206%; продолжала увеличиваться задолженность по зарплате и выплате детских пособий и пенсий. Так, по состоянию на 1 августа 1998 года задолженность по выплате зарплаты в целом по Иркутской области составила 2 млрд 641,4 млн рублей, а рост задолженности к показателям на 1 апреля 1998 года составил 23,9%, в том числе в отраслях социальной сферы - 366,5 млн рублей, задолженность по выплате детских пособий по состоянию на 1 августа 1998 года возросла до 203 млн рублей, а по выплате пенсий - до 285 млн рублей; таким образом, в 1998 году уровень жизни населения Иркутской области составлял лишь 1/3 от дореформенного [1. Л. 12].

Данная социально-экономическая ситуация в стране в 1998 году указывала не только на крах стратегии социального партнёрства между профсоюзными органами и властью, но и на банкротство экономических реформ, проводимых Правительством и Президентом РФ.

В итоге, после августовского кризиса 1998 года значительная часть финансовых ресурсов Иркутской области была направлена на погашение областных долговых обязательств, предъявленных как юридическими лицами, так и гражданами, от чего зашатался и областной бюджет [2. С. 8 ]. Кроме того, в 1998 году велась работа с Министерством финансов РФ по тем средствам, которые Иркутской области должна Федерация по различным программам, и в результате, набралась сумма около 300 млн рублей [2. С. 8].

А Председатель Иркутского отраслевого профсоюза медиков С. В. Островская в своём докладе на заседании Президиума Иркутского обкома профсоюза работников здравоохранения 9 сентября 1998 года заявила о том, что учитывая предварительное обсуждение вопроса о Всероссийской акции протеста 7 октября 1998 года в профсоюзных организациях и решение Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР), главной формой акции бесспорно должны стать забастовка, отказ от бесплатной работы, приостановка работы, которые должны быть подкреплены утром 7 октября 1998 года митингами на предприятиях и в организациях, а затем, во второй половине дня, уличными митингами и демонстрациями [1. Л. 17].

Также в своём докладе С.В. Островская отметила, что, исходя из мнения членских организаций, опирающегося на позицию первичных профорганизаций, Иркутский обком профсоюза работников здравоохранения должен поддержать решение Генерального Совета ФНПР и Федерального Совета общественно-политического движения «Союз труда» и потребовать: 1) досрочной отставки Президента РФ как не обеспечившего соблюдение в стране конституционных гарантий прав граждан России: а) на своевременное получение вознаграждения за труд; б) на признание, со-

блюдение и защиту своих прав; в) на достойную жизнь и свободное развитие; г) за развал экономики страны и резкое снижение уровня жизни населения; 2) досрочных выборов Президента РФ и Госдумы. А основными требованиями социально-экономического характера (они были утверждены Генеральным Советом ФНПР с учетом требований с мест) являлись: 1) смена социально-экономического курса реформ; 2) обеспечение своевременной выплаты текущей заработной платы, полное погашение задолженностей по зарплате с одновременной индексацией долгов, повышением оплаты труда; 3) отмена Правительством РФ решений о введении дополнительного налогообложения зарплаты и социальных выплат; 4) незамедлительное принятие Госдумой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ пакета законопроектов в защиту конституционных прав трудящихся, предлагаемых профсоюзами.

Таким образом, Иркутский обком профсоюза работников здравоохранения 9 сентября 1998 года во главу угла предлагал поставить требования политического характера, и здесь необходимо отметить, что в

1997 году Федеральным Собранием РФ был принят новый закон «О гарантиях избирательных прав граждан», который лишил российские профсоюзы права и возможности участвовать в выборах и в формировании органов власти. Кроме того, согласно данному закону профсоюзы не могли выступать инициаторами и активными участниками референдумов, и С.В. Островская в вышеупомянутом докладе от 9 сентября

1998 года отмечала, что профсоюзам жизненно необходимо иметь своё представительство в органах законодательной власти и возможность активно участвовать в выборах глав исполнительной власти, а ни одна из существующих на тот момент и представленных в Госдуме партий и движений не выражала в полной мере интересы трудящихся и не хотела согласовывать свои действия с профсоюзами. Таким образом, это объясняет активное сотрудничество российских профсоюзов с общественно-политическим объединением «Союз труда», так как совместно с ним профор-ганами выдвигались политические требования и через него профсоюзы пытались добиться политического представительства своих интересов. Данная позиция профсоюзов была обусловлена тем, что экономический кризис привёл в 1998 году к политическому кризису в России, то есть к кризису власти, на это указывает повсеместное выдвижение во многих отраслях требований отставки Президента и Правительства РФ, а профсоюзы, несмотря на свою законодательно закреплённую отстранённость от политики, преследовали цель всё же иметь политическое влияние для того, чтобы в более полной мере выражать интересы трудящихся, и тенденции последних лет об этом свидетельствовали, в частности, смещение основного акцента в требованиях профсоюзов на законодательную защиту трудовых прав работников.

Кроме того, подтверждение тезиса о том, что российские профсоюзы не желали быть вне политики, можно найти в том же докладе С.В. Островской от 9 сентября 1998 года, в котором отмечалось, что в ин-

тересах профорганов было то, чтобы о связке «Союза труда» с профсоюзами узнало как можно большее количество потенциальных избирателей, так как на самые ближайшие выборы профорганы могли пойти не как профсоюзы, а как «Союз труда». В пику этому С.В. Островская в своём докладе также заявила о том, что крупнейшим в России финансовым спекулянтом было Правительство РФ.

А вот выступления в прениях территориальных профорганизаций медиков Приангарья 9 сентября 1998 года на заседании Президиума Иркутского обкома профсоюза работников здравоохранения по вопросу участия профорганизаций учреждений здравоохранения Иркутской области во Всероссийской забастовке 7 октября 1998 года высветили ряд интересных тенденций [1. Л. 2].

Так, в частности, медики Иркутской области в целом высказались за поддержку акции протеста 7 октября 1998 года, но в большинстве своём территориальные профорганизации учреждений здравоохранения Иркутской области отказались от проведения забастовки, отдав предпочтение менее радикальным формам протеста. За отставку Президента РФ высказалась только председатель Братского Городского Комитета (ГК) профсоюза медиков Т.И. Литвинова. Медучреждения г. Иркутска и Иркутского района находились в более благополучном положении, чем область, так как самая большая задержка зарплаты у них была до двух месяцев, именно по этой причине данные учреждения отказались от проведения забастовки, но поддержали акцию протеста, кроме профкома горбольницы №6 г. Иркутска, который вообще отказался от участия в акции протеста 7 октября 1998 года, связано это было опять же с благополучной ситуацией с выплатой заработной платы, которую в данном учреждении получали ежемесячно без задержек.

Тем не менее, задолженность по заработной плате по состоянию на 1 сентября 1998 года достигла в отрасли здравоохранения РФ 2 млрд рублей, в том числе по Иркутской области - 95 млн рублей [1. Л. 9].

В результате 9 сентября 1998 года Президиум Иркутского обкома профсоюза работников здравоохранения на своём заседании признал, что разрозненные акции протеста не приносят ощутимых результатов, а остановить давление власти и финансового капитала можно только совместными коллективными действиями [1. Л. 9].

Также на данном заседании, учитывая мнение профсоюзных организаций и состоявшееся обсуждение, Президиум Иркутского обкома профсоюза работников здравоохранения постановил: 1) поддержать решение ФНПР, Президиума ЦК профсоюза работников здравоохранения, Иркутского областного совета профсоюзов о проведении 7 октября 1998 года Всероссийской акции протеста; 2) призвать коллективы организаций здравоохранения, санэпиднадзора, курортов, НИИ и вузов проявить солидарность в отстаивании законных прав и интересов работников отрасли и принять участие во Всероссийской акции протеста 7 октября 1998 года, самостоятельно определив формы участия в ней; 3) утвердить и направить обращение к

членам профсоюза работников здравоохранения, работодателям, губернатору Иркутской области и председателю Законодательного Собрания Иркутской области, главам администраций, председателям районных и городских Дум Иркутской области; 4) рекомендовать комитетам профсоюза учреждений отрасли: а) организовать и провести профсоюзные собрания с единой повесткой дня «О всероссийской забастовке»; б) требования, выработанные на собраниях трудовых коллективов, направить в адрес глав администраций и районных (городских) Дум территорий; 5) территориальным комитетам профсоюза: а) обеспечить координацию всей работы по подготовке и проведению Всероссийской акции протеста; б) оперативно, до 23 сентября 1998 года, информировать Президиум областного комитета профсоюза работников здравоохранения о планируемых акциях протеста в коллективах отрасли; 6) областному комитету профсоюза работников здравоохранения требования, выработанные на собраниях трудовых коллективов отрасли Иркутской области, направить в адрес Президента и Правительства РФ, Совета Федерации РФ и Госдумы РФ, Губернатора и Законодательного Собрания Иркутской области.

Таким образом, Иркутский обком профсоюза работников здравоохранения, учитывая позицию территориальных профорганизаций учреждений здравоохранения Иркутской области, которые в большинстве своём высказались против проведения забастовки 7 октября 1998 года, в своём Постановлении от 9 сентября 1998 года лишь поддержал Всероссийскую акцию протеста, не настаивая на проведении забастовочных действий и выдвижении требований политического характера, хотя председатель Иркутского обкома профсоюза работников здравоохранения ранее высказывался в категоричной форме именно за применение формы протеста в виде забастовки в ходе Всероссийской акции 7 октября 1998 года и выдвижение на первый план политических требований, а Президиум отраслевого профсоюза медиков Иркутской области признал небольшой КПД разрозненных акций протеста в отрасли здравоохранения региона.

Таким образом, на основании данных фактов можно сделать вывод о том, что в целом социальный протест радикального характера в отрасли здравоохранения Иркутской области в сентябре 1998 года начал снижаться. Основными причинами данного снижения были, во-первых, улучшение ситуации с выплатой зарплаты медикам в ряде районов области, а во-вторых, слабая забастовочная активность и отсутствие инициативы в данном вопросе большинства трудовых коллективов медучреждений Иркутской области.

В ноябре 1998 года председатель комитета здравоохранения администрации Иркутской области Л.Я. Титова заявила о своей уверенности в том, что на забастовку не решится ни один врачебный коллектив, так как профессиональный долг не позволит, но в то же время Л.Я. Титова отметила, что голодовки врачей прямо на рабочих местах стали явлением привычным [3. С. 16].

Лишь в конце ноября 1998 года в России начался процесс значительных изменений в политическом и социально-экономическом устройстве после опубликования документа «О мерах Правительства РФ и Центрального Банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране», в котором новое Правительство РФ признало, что получило в наследство не просто кризис экономики, а государство-банкрот, остро нуждающееся в финансовой помощи. Кроме того, новое Правительство РФ констатировало, что золотовалютные запасы исчерпаны, собственность приватизирована или разорвана, капитал рекой течёт за границу, висят огромные внешние долги, а криминал и коррупция процветают [4. Л. 31].

В итоге, Правительство РФ предприняло следующие срочные меры для приостановки кризиса и дальнейшей стабилизации: 1) было отменено Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 г. №1001 «О мероприятиях по переводу в органы Федерального казначейства счетов организаций, финансируемых из Федерального бюджета, по учёту средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» в отношении организаций образования, культуры, здравоохранения и науки, финансируемых из федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 23.10.1998 г. №1239); 2) продолжилась работа по реструктуризации задолженности образовательных учреждений федерального подчинения по оплате коммунальных услуг; 3) рассматривались вопросы об индексации ставок и окладов Единой Тарифной Сетки (ЕТС) по оплате труда работников бюджетной сферы и выплате компенсации потерь в доходах работникам в связи с ростом потребительской корзины [4. Л. 31-32].

А в конце 1998 года губернатор Иркутской области Б.А. Говорин достаточно резко отозвался о профсоюзах, заявив, что профсоюзные лидеры своей задачей видят не консолидацию усилий для подъёма промышленности, а выкрикивание призывов к забастовкам и голодовкам, требований индексации заработной платы [5. С. 6].

В январе 1999 года был подписан Указ Президента РФ об увеличении размера первого разряда ЕТС, а также снято ограничение на выплату пенсий за выслугу лет медицинским работникам в посёлках городского типа [4. Л. 26].

Правительством РФ также предпринимались попытки сохранения минимальных государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью, в частности, в этих целях Постановлением Правительства РФ и распоряжением губернатора Иркутской области в 1999 году были утверждены соответствующие Федеральная и Областная программы, которые предусматривали разграничение полномочий по финансированию определённых медицинских услуг, предоставляемых населению бесплатно, однако и данная мера не являлась панацеей для отрасли здравоохранения, так как размер страхового тарифа на федеральном уровне был заведомо заниженный, по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) отсутствовал нормативный акт по пере-

числению платежей на неработающее население, а также имелась практика принятия территориальной программы ОМС, исходя из финансовых возможностей территории [4. Л. 23].

О результативности данных мер и отношении к ним медиков Иркутской области можно судить по докладу Иркутского обкома профсоюза работников здравоохранения на своём V Пленуме 26 февраля 1999 года. Так, в данном докладе было заявлено, что от тарифов, по которым страховые медицинские организации рассчитываются, зависит экономическое положение работников, а обеспечить лечебным учреждениям нормальное функционирование в условиях рынка, по мнению отраслевого профсоюза, могло только правильное регулирование данных тарифов, наполненность тарифов, их оперативная индексация и размер уровня рентабельности [4. Л. 23].

Также в данном докладе было отмечено, что в результате такой ситуации невозможно выплачивать переменную часть зарплаты и пропадают стимулирующие компоненты оплаты труда, а лечебному учреждению полученных от страховых организаций средств едва хватает на выплаты по ЕТС. Здесь необходимо отметить, что Иркутский обком профсоюза работников здравоохранения всегда поддерживал идею ОМС, и в данном докладе, несмотря на сложности реализации Закона о медицинском страховании, профсоюз по-прежнему придерживался этой же позиции, мотивируя это тем, что отказываться от принципа целевого налога на здравоохранение и от многоканальной системы его финансирования нельзя и поздно, так как всё уже слишком далеко зашло, однако в своём докладе от 26 февраля 1999 года Иркутский областной отраслевой профсоюз медиков также выразил и несогласие с ликвидацией бюджетного финансирования здравоохранения.

А данная проблема была вполне реальна и стояла в 1999 году на повестке дня. На данную тенденцию указывает то, что в начале 1999 года в Иркутской области бюджетные поступления на здравоохранение были значительно урезаны, финансировалось не более 2/3 от планируемых бюджетов, которые в свою очередь покрывали не более 30% от требуемого. Также практически отсутствовало финансирование расходов учреждений здравоохранения на ремонт, капитальное строительство, приобретение оборудования, коммунальные услуги, крайне недостаточны были объёмы средств, выделяемых на питание больных и их медикаментозное лечение. Кроме того, недостаточно было средств, выделяемых на выплату заработной платы работникам здравоохранения Иркутской области, так как общая сумма невыплаченной зарплаты по состоянию на 01.02.1999 г. составляла более 82 млн рублей, а долги учреждений здравоохранения по начислениям во внебюджетные фонды, из которых медикам гарантировалось своевременное и достаточное пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование и занятость, составляли более 630 млн рублей [4. Л. 24].

Выступавший на V Пленуме Иркутского обкома профсоюза работников здравоохранения 26 февраля

1999 года заместитель главы администрации Иркутской области В.А. Матиенко заявил о том, что пока не заработают экономика и производство - ничего не будет, а администрация области работает по финансированию регионов и определяет уровень оказания медицинской помощи по лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ). Также В.А. Матиенко отметил меры, предпринимаемые областной администрацией в отношении наиболее острых социально-экономических проблем региона, которые заключались в том, что было постановлено в счёт задолженности детских пособий предоставлять услуги по квартплате и коммунальным выплатам, то есть речь шла о системе взаимозачётов. Кроме того, с 1 апреля 1999 года планировалось повышение пенсий на 12% и первого разряда ЕТС до 110 рублей, а выступавший на этом же пленуме заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области Г.В. Истомин заявил, в свою очередь, о том, что по социальным программам финансирование не уменьшено и Закон о социальных программах был принят 25 февраля 1999 года на сессии Иркутского областного Законодательного Собрания, но не был принят Закон по квотированию рабочих мест, так как его в первом же чтении заблокировали работодатели. Также Г.В. Истомин назвал городские и районные Думы в Иркутской области очень беззубыми, так как, несмотря на то что в них было больше работников просвещения, чем работников здравоохранения, они были пассивны и поэтому мэр территории единолично решал, куда направить деньги [4. Л. 8-9]. Необходимо также отметить, что в территориях области в начале 1999 года был высокий процент взаимозачётов - до 90%, хотя статистика заложенных на здравоохранение расходов в бюджетах Иркутской области второй половины 1990-х годов показывала наиболее позитивную динамику именно в 1999 году, так как в областном бюджете на здравоохранение было заложено: в 1996 году - 7,2% от расходной части, в 1997 году - 7%, в 1998 году - 7,2%, а в 1999 году - 10,2% [4. Л. 9].

Однако, несмотря на данные позитивные тенденции, в отрасли здравоохранения Иркутской области в начале 1999 года, как указывалось выше, имелись различные виды задолженности. О степени воздействия данной проблемы на социальный протест работников здравоохранения Иркутской области в 1999 году можно судить по вышеупомянутому докладу на V Пленуме Иркутского областного отраслевого профсоюза медиков 26 февраля 1999 года, в котором отмечалось, что именно вопрос о недостаточности средств, выделяемых на выплату зарплаты работникам здравоохранения области, стоит наиболее остро и является источником резкого обострения ситуации в коллективах отрасли, а направляемые в регионы средства к снижению данной напряжённости не приводят, так как предоставленные действующим законодательством органам исполнительной власти на местах полномочия позволяют распоряжаться им по своему усмотрению всеми имеющимися финансовыми средствами.

Также на первостепенность данного вопроса в со-

циальном протесте работников здравоохранения Иркутской области в начале 1999 году указывают и задачи, которые Иркутский областной отраслевой профсоюз медиков наметил на 1999 год и изложил их в вышеупомянутом докладе на своём V Пленуме 26 февраля 1999 года: 1) принять меры к обеспечению полного и безусловного направления, по меньшей мере, планируемых финансовых средств на обеспечение деятельности ЛПУ; 2) не допустить необоснованного, без учёта экономических и социальных последствий, сокращения расходов на здравоохранение и, как следствие, сокращения рабочих мест.

Кроме того, в данном докладе отмечено, что оснований для спокойствия и резкого снижения активности работы с властными структурами всех уровней пока нет, а свою деятельность по проблеме ликвидации долгов и своевременной выплате зарплаты и других платежей в 1999 году областной отраслевой профсоюз предполагает вести по всем направлениям: 1) через общественный контроль за целевым расходованием средств, направляемых на эти нужды; 2) через коллективные договоры и Соглашения; 3) через рассмотрение трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам и в судах; 4) путём проведения единых коллективных действий в защиту прав и интересов работников отрасли.

Однако в начале 1999 года в отдельных районах Иркутской области, а именно в Бодайбинском, Братском, Чунском, Нижне-Илимском районах, в городах Саянске, Тайшете, Тулуне, Усть-Илимске, Черемхово, Усть-Куте, сложилось катастрофическое, на уровне социального бедствия, положение с оплатой труда работников здравоохранения, и в связи с данной ситуацией работники ЛПУ были вынуждены в знак протеста прибегнуть к крайним мерам в виде забастовок и голодовок [4. Л. 32].

В результате, в данных условиях Пленум Иркутского обкома профсоюза работников здравоохранения 26 февраля 1999 года постановил: 1) направить предложения Правительству РФ о внесении поправок в действующее законодательство, предусматривающих усиление ответственности руководителей органов местного самоуправления за выполнение Конституции РФ, федеральных законов, постановлений Правительства РФ, а также по вопросам, касающимся исполнения бюджетов; 2) направить предложения администрации Иркутской области и Законодательному Собранию об увеличении объёма финансирования организаций системы здравоохранения с учётом выделения дополнительных средств на повышение ставок и окладов работников здравоохранения; 3) направить предложения органам исполнительной и законодательной власти о принятии мер по обеспечению своевременных и полных текущих выплат заработной платы работникам здравоохранения, а также принять меры для обеспечения гласности при использовании средств местных бюджетов; 4) поручить территориальным организациям профсоюза работников здравоохранения РФ: а) инициировать рассмотрение в городах и районах области на совместных заседаниях с органами управления здравоохранения вопросов, свя-

занных с положением дел по выплате зарплаты, а также активизировать совместную работу по осуществлению контроля за правильным использованием средств, выделенных на заработную плату; б) усилить контроль за выполнением заключённых соглашений и коллективных договоров, сообщать информацию в обком профсоюза о фактах нарушения или невыполнения обязательств, взятых работодателями; в) в случае невыплаты в установленные сроки текущей зарплаты и непогашения задолженности призвать коллективы учреждений здравоохранения продолжить коллективные акции протеста, оказывая всемерную солидарную поддержку коллективам учреждений здравоохранения, проводящим забастовки или приостановки работы в защиту социально-трудовых прав и интересов работников отрасли [4. Л. 32-33].

Таким образом, в начале 1999 года в предложенных Иркутским обкомом профсоюза работников здравоохранения мерах относительно ситуации с выплатой зарплаты работникам отрасли, основной акцент был сделан на усиление контроля за целевым расходованием средств, выделенных на заработную плату работникам здравоохранения, усиление контроля за выполнением заключённых соглашений и коллективных договоров, а также увеличение объёма государственного финансирования организаций системы здравоохранения. Тем самым, приоритет в борьбе медиков Иркутской области за свои трудовые права и интересы в начале 1999 года был отдан мирным формам в противовес коллективным акциям протеста, которые рассматривались лишь как крайняя мера. Данная ситуация объясняется тем, что несвоевременная выплата зарплаты имела место, в основном, в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, и поэтому основная работа территориальных организаций профсоюза работников здравоохранения заключалась на местах в участии в контроле за распределением имеющихся и поступающих из области финансовых средств, а в областном центре - в участии в определении путей и форм поддержки городов и районов области.

К 1999 году в стране и в Иркутской области в целом сформировалась система обязательного медицинского страхования. Количество застрахованных в регионе по ОМС по договорам страхования в 1999 году составило 2581,8 тыс. человек или 98,9% от численности населения Иркутской области. Однако объективные экономические условия обусловили трудности функционирования данной системы организации медицинской помощи, которые заключались в том, что размер тарифа (3,6%) не обеспечивал покрытие расходов на реализацию программ ОМС, практически полностью отсутствовали платежи бюджетов за неработающее население, в результате данные трудности привели к тому, что так и не удалось реализовать заложенный в основу ОМС принцип «здоровый платит за больного, богатый за бедного». Не работал основной принцип страхования, предусматривающий гарантии качества оказания медицинской услуги и защиты прав пациента, а также не был разработан механизм правовой защищённости медика в условиях фактиче-

ской невозможности реализации им своих профессиональных обязанностей. В итоге за 10 месяцев 1999 года исполнение бюджета ЛПУ Иркутской области составило 77,6%, а ЛПУ областного подчинения -46,1% от запланированного [6. Л. 10].

Кроме того, задолженность в отрасли здравоохранения Иркутской области, несмотря на предпринимаемые на всех уровнях меры, сохранялась и составляла по состоянию на 01.10 1999 г. 43,3 млн рублей [6. Л. 11].

Позитивные тенденции в вопросе размера оплаты труда медиков были намечены после принятия Федерального Закона РФ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы», который предусматривал установление с 1 апреля 1999 года тарифной ставки первого разряда ЕТС в размере 110 рублей. Необходимо напомнить, что до этого последнее увеличение тарифной ставки первого разряда ЕТС происходило в сентябре 1995 года, и в связи с этим значимость данного события трудно переоценить, но и здесь имелись свои «подводные камни», так как новые условия оплаты труда отнюдь не означали повышение зарплаты работникам здравоохранения по причине того, что отмена областной дифференцированной надбавки повлекла за собой снижение уровня заработной платы работникам с первого по восьмой и с четырнадцатого по восемнадцатый разряды, повышение же для оставшейся части медиков составило не более 15-20% [6. Л. 11].

Здесь также необходимо отметить, что снятие губернатором Иркутской области надбавки было произведено без согласования с профсоюзами и вызвало возмущение бюджетников, и единственное, что им удалось сделать - это сохранить в течение двух месяцев прежнюю зарплату и добиться введения персональных надбавок пострадавшим категориям работников с 1 октября 1999 года.

Правительство РФ не предпринимало и конкретных мер по изменению ЕТС с учётом тарифных коэффициентов, действовавших до 1 апреля 1999 года, а увеличение зарплаты в бюджетной сфере всего лишь в 1,2 раза было предусмотрено проектом Федерального бюджета на 2000 год, с 1 апреля 2000 года [6. Л. 12].

Стоит отметить и тот факт, что, несмотря на то что главным методом Иркутского обкома профсоюза работников здравоохранения в достижении своих целей в 1999 году оставался путь переговоров посредством заключения коллективного договора и соглашений, охват колдоговорными отношениями в учреждениях отрасли здравоохранения Иркутской области к концу 1999 года был достаточно низкий - около 40%, и Иркутский обком профсоюза работников здравоохранения на своей XXVI отчётно-выборной конференции 3 декабря 1999 года (предыдущая областная отраслевая профсоюзная конференция проводилась в декабре 1994 года) объяснил данный показатель несколькими причинами: 1) массовые нежелания органов власти взять на себя определённые обязательства; 2) неопределённость в обозначении работодателя в учреждениях бюджетной сферы; 3) недостаточная

настойчивость самих профсоюзных организаций [6. Л. 13].

По поводу третьей причины Иркутский областной отраслевой профсоюз также заявил, что идеология профорганизаций в данном вопросе должна быть следующая: профсоюз или имеет колдоговор, или борется за него, а если нет ни того, ни другого - это не профсоюз!

В результате XXVI областная отчётно-выборная профсоюзная конференция 3 декабря 1999 года в целях более полного отражения интересов членов профсоюза работников здравоохранения и повышения роли органов профсоюза постановила: 1) работу обкома профсоюза работников здравоохранения за отчётный период (1995-1999) признать удовлетворительной; 2) считать главной задачей обкома, профкомов, профорганизаторов защиту социально-экономических интересов работников здравоохранения, учащейся и студенческой молодёжи, пенсионеров, отстаивание их законных требований за сохранение и обеспечение правовых, трудовых и социально-экономических гарантий, повышение благосостояния, охраны здоровья, улучшение условий труда работников отрасли; 3) признать работу по организационному и финансовому укреплению профсоюза работников здравоохранения важнейшим направлением деятельности всех профорганов и актива, обеспечив при этом: а) повышение личной ответственности руководителей организаций профсоюза за обеспечение выполнения решений выборных органов всех уровней, восстановление практики заслушивания отчётов руководителей профорганов о выполнении принятых коллегиальными органами профсоюза решений и требований отраслевого Устава; б) принятие, при необходимости, предусмотренных Уставом мер воздействия к виновным в невыполнении принятых решений; в) обязать ГК, районные комитеты (РК), советы, первичные организации профсоюза безукоснительно соблюдать свои финансовые обязательства и строго выполнять коллегиально принятые решения об отчислении членских взносов; г) шире использовать права контрольно-ревизионных комиссий в обеспечении контроля за правильностью и эффективностью использования средств профсоюзного бюджета, выполнением обязательств и смет профбюджета, а материалы проверок и ревизий регулярно рассматривать на заседаниях соответствующих коллегиальных органов; 4) областной, территориальным, первичным организациям профсоюза, руководителям комитетов профсоюза: а) активизировать работу по осуществлению контроля за соблюдением трудовых прав работников отрасли и правильным расходованием средств, выделяемых на оплату труда; б) активизировать работу по заключению коллективных договоров и соглашений по защите социально-трудовых прав работников отрасли; в) повысить требовательность профсоюзных органов к ра-

ботодателям за соблюдение ими требований законодательства о труде и охране труда [6. Л. 90-91].

Таким образом, в конце 1999 года продолжалось организационное и финансовое укрепление профсоюза работников здравоохранения Иркутской области, и данный факт, наряду с фактами постановки в качестве цели в Постановлении областного отраслевого профсоюза медиков от 3 декабря 1999 года повышения роли органов профсоюза, наряду с фактами низкого охвата колдоговорными отношениями в учреждениях здравоохранения Иркутской области, в том числе и по причине недостаточной настойчивости самих профсоюзных организаций, а также фактами призыва Иркутским обкомом профсоюза работников здравоохранения профсоюзных организаций медучреждений всех уровней к активизации работы по осуществлению контроля за соблюдением трудовых прав работников отрасли, правильным расходованием средств, выделяемых на оплату труда, заключению коллективных договоров и соглашений по защите социально-трудовых прав работников отрасли, а также фактами призыва к повышению требовательности профорганов к работодателям за соблюдением ими требований законодательства о труде и охране труда, свидетельствовали о слабости в конце 1999 года профсоюза работников здравоохранения Иркутской области в деле защиты социально-экономических и трудовых интересов работников отрасли здравоохранения. Данную тенденцию подтверждает также и тот факт, что XXVI Иркутская областная отчётно-выборная профсоюзная конференция работников здравоохранения 3 декабря 1999 года признала работу Иркутского обкома профсоюза работников здравоохранения за период с 1995 по 1999 год удовлетворительной.

В целом же в 1999 году, после локальных акций протеста радикального характера в начале 1999 года в медицинских учреждениях региона, социальный протест в отрасли здравоохранения Иркутской области начал снижаться по причине того, что в области стабилизировалась и улучшилась ситуация с выплатой заработной платы, а приоритет в борьбе медиков Приангарья за свои трудовые интересы был отдан мирным формам.

Таким образом, с сентября 1998 года началось снижение сначала протестных действий радикального характера в отрасли здравоохранения Иркутской области, а затем и в целом социального протеста медицинских работников Приангарья по причине того, что, во-первых, улучшилась ситуация с выплатой зарплаты медикам в ряде районов области, во-вторых, была слабая забастовочная активность и отсутствовала инициатива в данном вопросе большинства трудовых коллективов медучреждений Иркутской области, а в-третьих, приоритет в борьбе медиков Приангарья за свои трудовые интересы был отдан мирным формам.

Статья поступила 28.11.2013 г.

Библиографический список

1. Государственный архив новейшей истории Иркутской один. 1998. 20 ноября. С.8.

области (ГАНИИО). Ф. Р-2786. Оп. 2. Д. 362. 3. Без наркоза // Российская газета (Прил.: «Байкал

2. Говорин Б.А. В области голода не будет // СМ - Номер на»). 1998. 27 ноября. С.16.

Ле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.